Введение 3
1 Семья несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении
как объект социальной работы 6
1.1 Проблемы семьи несовершеннолетнего находящегося в социально
опасном положении 6
1.2 Правовые основы работы с семьей, находящейся в социально опасном
положении 17
2 Технология «куратор случая» в социальной работе с семьей
несовершеннолетнего находящегося в социально опасном положении 25
2.1 Технология «куратор случая» в решении проблем семей
несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении 25
2.2 Использование технологии «куратора случая» в центре социальной помощи
семье и детям «Ужурский» в работе с семьями несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении 36
2.3 Рекомендации по улучшению качества оказываемых услуг в рамках работы по технологии «Куратор случая» в центре социальной помощи семье и детям
«Ужурский» 49
Заключение 56
Список использованных источников 58
На данном этапе развития Российского общества возрастает количество несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. По данным Росстата на декабрь 2016 года в Российской Федерации проживают семей с детьми до 18 лет 17 555 160. В Красноярском крае 364 373 [1].
В Красноярском крае создан единый банк данных о несовершеннолетних и их семьях, находящихся в социально опасном положении, на территории Красноярского края зарегистрировано 8 567 таких семей. В 142 семьях Ужурского района несовершеннолетние находятся в
социально опасном положении [1]. Поэтому в Красноярском крае возникла необходимость в применении технологий социальной работы по решению проблем категории семей, имеющих несовершеннолетних в социально опасном положении.
Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, необходимо рассматривать как комплекс согласованных профессиональных действий органов, иных организаций по установлению факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетних и обусловливающих необходимость вмешательства с целью нормализации ситуации, устранения причин и условий неблагополучия.
Семья играет основную роль в становлении личности человека, именно в семье формируется и развивается личность, происходит овладение социальными ролями, необходимыми для адаптации и интеграции несовершеннолетнего в обществе.
Семья для личности является первым воспитательным институтом. В семье закладываются основы нравственности несовершеннолетнего, формируются нормы его поведения и раскрываются индивидуальные качества личности. Семья формирует личность человека, способствует самоутверждению, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.
Проблемы семей, имеющих несовершеннолетних детей, находящихся в социально опасном положении активно изучалась отечественными авторами: Ю.М. Антонян, А. И. Антонов, О. С. Васильевой, А. Е. Личко, К. Э.
Комаровым, Ю. А. Клейберг, Р. А. Ковалевым, Ф. Р. Филатовым, Н.В.
Высоцкой, Н.А. Никитиной, Е.Ю. Черкашиной.
Благополучные семьи успешно справляются с возникающими проблемами и не нуждаются в поддержке социальных служб, так как за счёт адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других ресурсах, быстро адаптируются к нуждам своего несовершеннолетнего и успешно решают задачи его воспитания и развития.
Актуальность темы выражается в том, что за последнее время в социальной работе с семьями наблюдается увеличение и усложнение социальных проблем, которые деструктивно влияют на личность несовершеннолетних. Отмечается усиление семейного неблагополучия, что требует от профессионалов социальной работы применения технологий, позволяющих конструктивно решать сложные жизненные ситуации семей, имеющих несовершеннолетних попавших в социально опасное положение и осуществлять профилактическую деятельность. Решение задач по выводу несовершеннолетнего из социально опасного положения невозможно без работы именно с семьей, так как в семье несовершеннолетний первоначально социализируется, и там закладываются основы и жизненные принципы будущего взрослого человека.
Объект: семья несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении.
Предмет: технология «куратор случая», как механизм решения проблем семей несовершеннолетних, находящихся социально опасном положении.
Цель работы: разработать рекомендации центру социальной помощи семье и детям «Ужурский» по улучшению качества в применении технологии «куратор случая», в работе с семьей несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении.
Задачи работы:
- изучить семью несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении как объект социальной работы;
- раскрыть технологию «куратор случая» в социальной работе с семьей несовершеннолетнего находящегося в социально опасном положении;
- представить опыт деятельности Центра социальной помощи семье и детям «Ужурский» в применении технологии «куратор случая», в работе с семьей несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении.
Методы исследования: анализ, нормативно-правовых актов, включенное наблюдение, опрос.
Семьи, оказавшиеся в социально опасном положении - это объект социальной работы, требующий использования новых специальных технологий выведения семей из кризисной ситуации. Работа в рамках данных технологий предполагает организацию взаимодействия различных специалистов различных ведомств. Одной из новых и успешных технологий является технология «куратор случая», в рамках которой формируется индивидуальная программа реабилитации, которая на межведомственном уровне помогает решать проблемы семей находящихся в социально опасном положении.
Социальная работа в рамках работы по технологии «куратор случая», ведется в соответствии с принципами. Необвинительности - то есть вместо обвинения семьи, в создавшейся ситуации - моделирование пути выхода из создавшегося положения. Индивидуального подхода - у различных семей проблемы могут как схожие, так совсем различные, поэтому решение проблем семьи и ребенка в реальных жизненных условиях и доверительных отношениях. Технология «куратор случая» направлена на уважение норм и ценностей семьи и детей, при выявления позитивного потенциала семьи, развитие способности к самопомощи. Данные принципы позволяют специалистам по социальной работе помогать семьям, оказавшимся в социально опасном положении, развивая и поддерживая социальную инициативу и активность человека. Главной задачей реализации программы реабилитации семей находящихся в социально опасном положении в рамках работы куратора случая является формирование стремления у семей самим решать возникающие проблемы различного характера.
При организации помощи семье, находящейся в социально опасном положении «куратор случая» должен знать, что в таких семьях преобладают иждивенческие настроения, поэтому работа должна быть направлена на повышение мотивации по изменению сложившейся ситуации собственными силами семьи путем изыскания внутренних резервов семейного коллектива.
Деятельность специалиста работающего с семьей находящейся в социально опасном положении не всегда венчается успехом и зачастую приносит разочарование.
Куратор случая действует в интересах несовершеннолетнего, поэтому в случае если реализация программы реабилитации не принесла должных результатов, то данную работу необходимо продолжать, предварительно поняв причины того, почему семья не реализует возможность выхода из кризисной ситуации, так как конечная цель - это необходимость создания благоприятных условий для роста и развития ребенка.
Таким образом, основным содержанием социальной работы с семьей несовершеннолетнего находящегося в социально опасном положении - это всесторонняя помощь семье в реабилитации, включающая в себя организацию помощи всех ведомств для дальнейшего снятия её с учета, как семьи в находящейся в социально опасном положении.
1. Сайт Федеральной службы государственной службы статистики [Электронный ресурс] // Режим доступа http://mag.e-gorod.ru/lib/16813/
2. Шляпников, О.В. Подростково-молодежные формирования //Бизнес в законе. - 2008. - № 4. - С193-197
3. Антонян, Ю.М. Причины преступного поведения. - Москва. - 2009. - 322 с.
4. Васильева, В. Н. Камилова Т. Н. Беспризорность и безнадзорность в
современной России: анализ причин, последствий и эффективности решений проблемы // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2009. - № 1. - С. 23-30.
5. Долгова, А.И. Социально-психологические аспекты преступности
несовершеннолетних. - Москва. - 2008. - 187 с.
6. Антонов, А.И. Социология семьи // Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007. - 640 с.
7. Харчев, А.Г. Быт, семья, досуг: Социол. и нравственные проблемы. - М., 1960. - 89 с.
8. Базарова, Е.Б. Ранее выявление семейного неблагополучия, как технология профилактики социального сиротства //Вестник Бурятского Государственного Университета. - 2015. - № 5. -116-119 с.
9. Пятунин В.А. Девиантное поведение несовершеннолетних: современные тенденции. М.: РОО «Центр содействия реформе уголовного правосудия»,
2010. 4.1. С. 282.
10. Шереги, Ф.Э. Социология девиации: прикладные исследования. М.: Центр социального прогнозирования, 2004.
11. Пятунин, В.А. Девиантное поведение несовершеннолетних: современные тенденции. М.: РОО «Центр содействия реформе уголовного правосудия»,
2010. 4.1. С. 282.
12. Юричка, Ю.И. Диагностика и социализация личности несовершеннолетнего правонарушителя. Бирск: Изд-во Бирс. гос. пед. ин-та, 2009.
13.Эйдемиллер, Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии: метод. пособие. М.: Фолиум, 2006.
14. Моисеева, В.В. Основные тенденции и факторы риска в алкогольном поведении молодежи: связь с девиацией // Социальные аспекты здоровья населения. 2010. №3. С. 16.
15. Некрасов Д.Ю. Социальные аспекты возникновения подростковой
преступности // Университетские исследования: электрон. журнал. URL: http://www.uresearch.psu.ru/files/articles/402_7704 4.doc (дата обращения:
11.11.2016).
16.Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб.: Союз,
2011.
17. Снимщикова Э.В. Социализация и позитивные девиации личности // Теория и практика общественного развития. 2011. №7. С. 114-116.
18. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ.
19. Дармодехин, С. В. Безнадзорность детей в России // Педагогика, 2001. № 5. - 233с.
20. Российская педагогическая энциклопедия. - М: «Большая Российская
Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.- 655 с.
21. Ювенальное право учебник для вузов, под общей редакции Заряева А.В. Москва 2005. - 270 с.
22. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ. ( в редакции от 07.07.2003 № 111-ФЗ).
23. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ. ( в редакции от 01.12.2004 № 150-ФЗ).
24. Е.А. Бевзюк, Т.А. Бирюкова, Ю.Н. Вахрушева //Комментарий к Федеральному закону от 24 июня 1999 года. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» / Электронный ресурс/ http:// na100.ru /pravo/1958 /index.html
25. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ. (в редакции от 22.04.2005 № 39-ФЗ).
26. Туркина Т.А. // Вестник казанского юридического института МВД России. - 2015.- № 4(22). - С.26-30
27. Семейный кодекс РФ, статья 121
28.Черняк, Е. М. Социология семьи: Учеб. пособие. М., 2011. - 344с.
29. Гарашкина, Н.В. Социальная работа по решению проблемы самовольных уходов несовершеннолетних из семей: технологический подход // Современные проблемы образования. - Т. 9. № 9. - 2014.- 139-147 с.
30. Полякова Н.Ю. Эффективная модель социальной реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении технология «Куратор случая». [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// solution.ucoz.ru /publ/ socialnoe _konsultirovanie /semejnye_formy _vospitanija /ehffektivnaja _model_ socialnoj_reabilitacii_semej_nakhodjashhikhsja_v_socialno_opasnom_polozhenii_te khnologija_kurator_sluchaja/11-1-0-35
31. Семинар-практикум «Куратор случая как эффективная технология работы с
семьями, находящихся в социально опасном положении» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// 24priut. ucoz.ru /publ/ seminar_ praktikum_
kurator_sluchaja_ kak_ehffektivnaja_ tekhnologija _raboty _s _semjami _nakhodjashhikhsja _v_socialno_opasnom_polozhenii/1-1-0-146
32. Работа с молодежью, совершившей правонарушения и преступления»: учебное пособие / под общ. ред. Н.В. Высоцкой, Н.А.Никитина, Е.Ю. Черкашиной. - Красноярск, 2010. - 120 с.
33. МАГ - Библиотека передовых практик. Красноярск (Россия) - «Куратор случая» Эффективная модель социальной реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении. [Электронный ресурс] // Режим доступа http://mag.e-gorod.ru/lib/16813/
34. Информация Председателю КДНиЗП администрации Ужурского района по выявлению и реабилитационному сопровождению несовершеннолетних и семей, находящихся в СОП. Эффективности работы по повышению реабилитационного потенциала семей и несовершеннолетних, находящихся в СОП в ходе реализации индивидуальных программ реабилитации. Профилактика социального сиротства.
35. Постановление администрации Ужурского района от 02.11.2011 г. № 191 «Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению, учету, организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями, находящимися в социально опасном положении»
36. Постановление Администрации Ужурского района Красноярского края от 08.12.2015 № 682 «О межведомственной рабочей группе по разработке индивидуальных программ, сопровождению несовершеннолетних и их семей, состоящих на учете как находящиеся в социально-опасном положении»
37. Положение о службе социального патронажа семьи КГКУ СО СРЦН «Ужурский»
38. Положение о мобильной социальной службе (мобильной бригаде) КГКУ СО СРЦН «Ужурский»