Введение 4
1 Теоретические основы создания мультимедийного сопровождения
учебных дисциплин 9
1.1 Структура учебно-методического комплекса дисциплины
«Информатика и программирование» 9
1.2 Теоретический обзор литературы для разработки мультимедийного
сопровождения учебно-методических комплексов дисциплин
12
1.3 Проблема разработки мультимедийного сопровождения учебно¬методических комплексов дисциплин 16
1.4 Программы, используемые для разработки мультимедийного
сопровождения в дисциплине
«Информатика и программирование»
17
2 Создание мультимедийного сопровождения учебной дисциплины «Информатика и программирование» 27
2.1 Подготовка материалов и создание мультимедийного сопровождения
учебной дисциплины «Информатика и
программирование» 27
2.2 Описание алгоритма работы мультимедийного сопровождения
учебной дисциплины «Информатика и
программирование» 30
Заключение 35
Список использованных источников 36
Приложение
В последние годы в России, а также во многих других странах мирового сообщества все больше внимание уделяется проблеме информатизации образования, которая начинает рассматриваться как одна из наиболее важных стратегических проблем развития цивилизации. Сегодня уже общепризнано, что в перспективной системе образования должны доминировать информационные компоненты. [1]
Информатизация практически во всех областях человеческой деятельности является глобальной тенденцией мирового развития. В мире складывается глобальное информационное общество, единство которого обеспечено современными технологиями. Стратегической задачей России на данном историческом этапе является полномасштабное вхождение в это общество в качестве его полноправного участника. Существенная роль в информатизации общества принадлежит информатизации образования - области, от которой напрямую зависит всестороннее становление членов этого общества.
Научные работы в области информатизации образования, создания и применения средств информатизации в педагогической деятельности получены М.Н. Алексеевым, Е.Ы. Бидайбековым, Я.А. Ваграменко, И.В. Вострокнутовым, Г.Г. Геркушенко, С.Г. Григорьевым, В.П. Демкиным, А.П. Ершовым, С.А. Ждановым, Л.Х. Зайнутдиновой, А.Д. Иванниковым, Г.А. Красновой, С.И. Макаровым, В.М. Монаховым, Е.В. Огородниковым, А.В. Осиным, С.В. Панюковой, Е.С. Полат, И.В. Роберт, Н.Х. Розовым, И.Н. Скопиным, О.Г. Смоляниновой, А.Н. Тихоновым, Е.В. Якушиной и другими российскими учеными. За рубежом большой вклад в решение проблем информатизации образования внесли Р. Вильяме, Н. Вирт, Д. Грисс, Э. Дейкстра, П. Деннинг, Д. Коллинс, Д. Кнут, С. Пейперт, Б. Хантер и другие. [2]
Информатизация образования относится к важнейшим глобальным проблемам XXI века. Эта проблема является глобальной и актуальной. Можно выделить следующие причины: стремительное развитие процесса информатизации общества, которое выступает проявлением общей закономерности развития цивилизации; функциональные возможности и технические характеристики средств информатики, информационно-телекоммуникационных сетей и информационных технологий в последние годы исключительно быстро растут, а их стоимость неуклонно снижается, что делает эти средства все более доступными для массового пользования. [1]
Информатизация образования представляет собой научно-практическую деятельность, направленную на применение компьютерных технологий сбора, хранения, обработки и распространения информации, обеспечивающую систематизацию имеющихся и формирование новых знаний в сфере образования для достижения психолого-педагогических целей обучения и воспитания.
Информатизация образования - это процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой, разработка и оптимальное использование современных информационно-коммуникационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения.[3]
Профессиональная деятельность человека находится в тесной взаимосвязи с программными продуктами и информационными технологиями, так как именно они делают работу специалиста комфортной, быстрой и максимально эффективной. Сегодня каждая профессиональная деятельность осуществляется на базе программно-технической среды. Чем современнее используются информационные технологии в профессиональной деятельности, тем эффективнее и производительнее трудовой процесс. [4]
В настоящее время качественное образование невозможно без использования современных информационно-коммуникационных технологий. В связи с этим наиболее актуальным является создание учебно-методического
5
обеспечения образовательного процесса, соответствующего современному уровню. [ 5]
К положительным последствиям информатизации учебного процесса относят следующее: усиление интеллекта; развитие логического, прогностического, оперативного мышления; специализации познавательных процессов; формирование специализированной, по предметному содержанию мотивации применения компьютера для решения учебных задач; повышение самооценки и уверенности в компьютеризированном мире; индивидуализация. [6]
Внедрение информационных технологий на занятия рассматривается не как цель, а как еще один способ постижения мира студента; как источник дополнительной информации по предмету; как способ самоорганизации труда и самообразования учителя и учащихся; как способ расширения зоны индивидуальной активности студента. [7]
Иллюстративно-демонстрационные материалы, применяемые в педагогической практике чтения лекционных курсов в высших учебных заведениях, являются активными методами обучения с преобладанием продуктивно-преобразовательной деятельности учащихся. Благодаря использованию современных технологий демонстрации сопроводительного материала активизируется продуктивное творческое мышление студентов, формируются и закрепляются способности к самостоятельной работе, умение рационально мыслить, принимать решения и организовывать их выполнение. Любой демонстрационный материал полифункционален и может быть использован для формирования и развития разных психологических свойств и качеств личности: профессиональной направленности, умственной самостоятельности, знаний и умений в той или иной сфере деятельности, творческого решения профессиональных задач, и др. Среди функций подобного вида обучения следует выделять инструментальную и гностическую. Таким образом, использование мультимедийных технологий в процессе
теоретического изучения дисциплин в университете является одним из
6
важнейших элементов информативной, коммуникативной и профессиональной подготовки будущих специалистов. [8]
Одним из преимуществ использования новых информационных технологий является переакцентирование с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности. Работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы работы на занятиях за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала. [9]
Проблема разработки мультимедийного сопровождения учебного курса является актуальной на сегодняшний день. Ведь использование такого рода приложения увеличивает процент понимания учебного материала студентом и увеличивает полезное время преподавателя при проведении занятия. Внедрение электронных средств учебного назначения в учебный процесс не только освобождает преподавателя от рутинной работы, но и дает возможность создать справочный и иллюстративный материал, представленный в разнообразном виде. Интерактивные компьютерные программы активизируют все виды деятельности человека: мыслительную, речевую, физическую, перцептивную. Компьютерные тренажеры способствуют приобретению практических навыков. Интерактивные тестирующие системы анализируют качество знаний. Следовательно, применение мультимедиа средств и технологий позволяет построить такую схему обучения, в которой разумное сочетание обычных и компьютерных форм организации учебного процесса дает новое качество в усвоении системы знаний. [11]
Актуальность темы объясняется тем, что пришло время учить по-новому, учитывая требования жизни, а сделать переход от уже сложившейся системы, отточенной десятилетиями - сложно.
Цель бакалаврской работы: разработать мультимедийное сопровождение учебной дисциплины «Информатика и программирование».
Объект бакалаврской работы: учебная дисциплина «Информатика и программирование».
Предмет бакалаврской работы: мультимедийное сопровождение учебной дисциплины «Информатика и программирование».
В ходе выполнения бакалаврской работы были поставлены следующие задачи:
- Провести теоретический обзор литературы для разработки мультимедийного сопровождения учебно-методических комплексов дисциплин;
- Определить программные средства и технологию разработки мультимедийного сопровождения учебной дисциплины «Информатика и программирование»;
- Разработать мультимедийные материалы для дисциплины «Информатика и программирование»;
- Создать и описать алгоритм работы мультимедийного сопровождения учебной дисциплины «Информатика и программирование».
Использование мультимедиа, как правило, позволяет предоставить обучающимся больше возможностей для самостоятельной и независимой работы, а также - гибко варьировать учебные графики. Несомненно, появляются новые обучающие методики, новая педагогика, новые инструменты и новые ресурсы, доступные преподавателю.
Новизна бакалаврской работы состоит в рассмотрении мультимедийного сопровождения в качестве средства обучения, в разработке новых методов обучения «Информатика и программирование».
В рамках данной бакалаврской работы были проанализированы источники по проблеме применения мультимедийных технологий в образовательном процессе. В ходе изучения литературы по данной проблеме мы выяснили, что мультимедиа технологии - одно из главных направлений информатизации образования. Данные технологии применяются в большинстве учебных заведениях мира, в том числе и в России. Одним из распространённых видов применения мультимедиа технологии в образовании - это мультимедийное сопровождения учебных дисциплин.
В ходе выполнения бакалаврской работы были разработаны материалы для создания мультимедийного сопровождения учебной дисциплины «Информатика и программирование». Было выбрано оптимальное программное обеспечение для разработки данного мультимедийного курса, которое предъявляет минимальные системные требования, а также использует принцип работы, который не устаревает, так как программа-оболочка использует современные, установленные на компьютере обозреватели, даже если они были доработаны после создания мультимедийного сопровождения.
Итогом бакалаврской работы стало мультимедийное сопровождение учебной дисциплины «Информатика и программирование», которая может работать в двух режимах. Режим для преподавателя позволяет получить доступ к дополнительным функциям, таким как добавление элементов, их редактирование и удаление, а также сборка мультимедийного сопровождения в вид, готовый к передаче учащимся и режим для студента с возможностью навигации и просмотра.
Данное мультимедийное сопровождение включает в себя: электронный курс лекций, презентации к лекциям и автоматизированные тесты контроля знаний студентов по дисциплине «Информатика и программирование».
1. http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/79-genera-didactic- techniques/2466-2013-03-08-09-21-08.html
2. http://no3HaBaTenbHbifi^/all/aktualnye-problemy-informatizaci- vysshego-obrazovanija.html
3. http://text.tr200.biz/referat_pedagogika/?referat=606595&page=1]
4. http://nsportal.ru/voskresenskayats
5. http://infocom.uz/2009/12/21/sozdanie-i-primenenie-multimediynyih- slayd-lektsiy-v-prepodavanii-kursa-obschey-hirurgii/
6. http://pedagogie.ru/stati/pedagogicheskie-tehnologi/yefektivnost- ispolzovanija-informacionyh-tehnologii-v-procese-prepodavanija-filologicheskih- disciplin-v-profesionalnom-koledzhe.html
7. http://www.mce.su/rus/archive/authors/person151074/doc 151086/
8. http://lib.znate.ru/docs/index-140846.html
9. http://nsportal.ru/npo-spo/estestvennye-nauki/library/informacionnye- tehnologii-v-obrazovatelnom-processe-na-primere
10. http://rudocs.exdat.com/docs/index-529133.html#144017
11. http://www.zachetik.ru/ref-117787-proektirovanie-i-razrabotka- multimediynogo-kompleksa.html
12. http://www.ido.rudn.ru/open/multimedia/mult1.htm
13. http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65625b2ac68a4d43b894212
1.html
14. Роберт, И.В. Теория и методика информатизации образования
(психолого-педагогический и технологический аспекты). 2-е издание,
дополненное [Текст] / И.В. Роберт. - М. : ИИО РАО, 2008. - 274 с.
15. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=564930
16. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 192 с.
17. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Учебник - шаг на пути к системе обучения "Информатизации образования". // В сборнике научных трудов "Проблемы школьного учебника". / Научно-методическое издание. М.: ИСМО РАО, - 2007. С. 219-222.
18. Исаев Г.Н. Информационные технологии. - М.:Омега-Л, 2012. - 464с.
19. КоксДж. Microsoft Office Word 2007. Русская версия. Серия «Шаг за шагом»: Учебное пособие / Кокс Дж., Преппернау Дж.; пер. с англ. М.: ЭКОМ Паблишерз, 2008. - 544 с.: ил.
20. Тихонов А.Н. Информационные технологии и телекоммуникации в образовании и HayKe(IT&T ES'2007): Материалы международной научной конференции, ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика". - М.: ЭГРИ, 2007. - 222 с.
21. Бент Б. Андерсен, Катя ванн де Бринк. Мультимедиа в образовании. Специализированный учебник, 2-е изд., исп. доп. - М.: Дрофа, 2007. - С. 224
22. Андресен, Бент. Б. Мультимедиа в образовании: специализированный учеб. курс: [пер. с англ] / Бент. Б. Андерсен, Катя Ван Ден Бринк. - 2 - е изд. ; испр. и доп. - М.: Дрофа, 2007. -С. 221
23. Аубакиров Г.Д. К вопросу об использовании интерактивных
средств обучения в учебно-воспитательном процессе вуза. //Вестник
Карагандинского университета. Сер. Педагогика. 2008.- №4(52) - С.170-175.
24. Краснова Г.А и др. Технологии создания электронных обучающих средств.- М.: МГИУ,2008.- 223 с.
25. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. -192с.
26. Булин - Соколова, Е. Внедрение информационно-компьютерных технологий в систему общего образования: деятельностный подход / Е. Булин - Соколова, канд. пед. наук // Учитель. - 2009. - № 3. - С. 63 - 66.
27. Васильева, О. П. Применение информационных технологий в учебно - воспитательном процессе / О. П. Васильева // Классный руководитель. - 2008. - № 5. - С. 115 - 120.
28. Фролова, Л. А. Использование современных технологий в образовательном процессе / Л. А. Фролова //- 2008. - № 7. - С. 94 - 96.