Кружок «Полезные привычки» как средство формирования смыслообразования у обучающихся 4 класса
|
Введение 3
1. Теоретические аспекты проблемы формирования смыслообразования
у младших школьников 7
1.1. Понятие смыслообразования в психолого-педагогической литературе . 7
1.2. Основные характеристики личностных универсальных учебных
действий в контексте Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 16
1.3. Формирование смыслообразования у младших школьников
во внеурочной деятельности 30
2. Разработка рабочей программы кружка «Полезные привычки»
по формированию смыслообразования у обучающихся 4 класса 35
2.1. Организация работы и содержание кружка «Полезные привычки»
по формированию смыслообразования у обучающихся 4 класса 35
2.2. Особенности рабочей программы кружка «Полезные привычки»
по формированию смыслообразования у обучающихся 4 класса 51
2.3. Экспертная оценка разработанной программы кружка «Полезные привычки» по формированию смыслообразования у обучающихся 4 класса 53
Список использованных источников 58
Приложение А
1. Теоретические аспекты проблемы формирования смыслообразования
у младших школьников 7
1.1. Понятие смыслообразования в психолого-педагогической литературе . 7
1.2. Основные характеристики личностных универсальных учебных
действий в контексте Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 16
1.3. Формирование смыслообразования у младших школьников
во внеурочной деятельности 30
2. Разработка рабочей программы кружка «Полезные привычки»
по формированию смыслообразования у обучающихся 4 класса 35
2.1. Организация работы и содержание кружка «Полезные привычки»
по формированию смыслообразования у обучающихся 4 класса 35
2.2. Особенности рабочей программы кружка «Полезные привычки»
по формированию смыслообразования у обучающихся 4 класса 51
2.3. Экспертная оценка разработанной программы кружка «Полезные привычки» по формированию смыслообразования у обучающихся 4 класса 53
Список использованных источников 58
Приложение А
Актуальность. На государственном уровне в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) второго поколении выдвинута приоритетная цель — развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои успехи [31]. Это достигается благодаря формированию универсальных учебных действий (УУД).
Формирование универсальных учебных действий является одним из основных результатов освоения образовательных программ на всех ступенях общего образования. Результаты обучения, прописанные в ФГОС, определяют модель выпускника начальной школы, которая является важнейшим этапом в процессе общего образования школьника. ФГОС начального общего образования (ФГОС НОО) введен в действие с 01.10.2011. Согласно его требованиям, основная общеобразовательная программа начального общего образования должна ориентировать образовательный процесс на духовное развитие и воспитание школьников, на формирование универсальных учебных действий и на достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов.
В рамках нашего исследования основное внимание уделяется формированию личностных УУД, обеспечивающих ценностно-смысловую ориентацию младших школьников и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Они связаны с самоопределением, действиями смыслообразования и нравственно-этического оценивания.
Смыслообразование — это процесс творческого освоения субъектами образования созданных человеком в процессе общественного развития способов мировосприятия, мироотношения, культуротворческой деятельности [31].
Осмысленность знания и сформированность личностной ценностно-смысловой позиции являются результатом внутренней активности обучающихся. Для организации условий смыслообразования необходимо учитывать особые свойства данного процесса и, прежде всего, его актуализацию в пространстве субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса. Для этого необходимы соответствующие предпосылки, реализуемые через образовательную среду, определяющую ценностно-смысловой контекст освоения культурного опыта личностью в образовательном процессе, через особые формы педагогического взаимодействия [31].
Средствами только урочной деятельности трудно решать данные задачи, для чего используются ресурсы внеурочной деятельности. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной [31]. Она направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Таким образом, проблема исследования заключается в противоречии между потребностью школьной практики в формировании личностных универсальных учебных действий младших школьников на основе требований ФГОС НОО и недостаточным использованием возможностей внеурочной деятельности в данном аспекте.
Цель исследования: разработать методические рекомендации по организации работы по формированию у обучающихся смыслообразования во внеурочной деятельности.
Объект исследования: процесс формирования смыслообразования у обучающихся 4-го класса во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: занятия в кружке «Полезные привычки» как средство формирования смыслообразования у обучающихся 4-го класса.
Гипотеза исследования: занятия в кружке «Полезные привычки» будут способствовать формированию смыслообразования у обучающихся 4-го класса, если они будут удовлетворять следующим положениям:
1) организация индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности обучающихся;
2) применение индивидуальной и парной форм работы;
3) применение тренингов, рефлексии.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты проблемы формирования смыслообразования у младших школьников.
2. Дать теоретическое обоснование необходимости формирования личностных универсальных учебных действий в контексте федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
3. Выявить особенности формирования смыслообразования во внеурочной деятельности.
4. Разработать программу кружка «Полезные привычки» по формированию смыслообразования у обучающихся 4-го класса
5. Провести экспертизу рабочей программы кружка «Полезные привычки» по формированию смыслообразования у обучающихся 4-го класса.
Методы исследования:
- теоретические: анализ педагогической и психологической литературы, изучение нормативных и программно-методических документов по проблеме формирования смыслообразования у обучающихся начальной школы;
- эмпирические: педагогическое наблюдение, беседа, изучение продуктов деятельности учащихся, обобщение педагогического опыта.
Практическая значимость результатов исследования. Программа кружка «Полезные привычки» для обучающихся 4 классов и разработанные методические материалы к ней могут быть использованы учителями начальных классов при организации внеурочной деятельности младших школьников по формированию смыслообразования
Формирование универсальных учебных действий является одним из основных результатов освоения образовательных программ на всех ступенях общего образования. Результаты обучения, прописанные в ФГОС, определяют модель выпускника начальной школы, которая является важнейшим этапом в процессе общего образования школьника. ФГОС начального общего образования (ФГОС НОО) введен в действие с 01.10.2011. Согласно его требованиям, основная общеобразовательная программа начального общего образования должна ориентировать образовательный процесс на духовное развитие и воспитание школьников, на формирование универсальных учебных действий и на достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов.
В рамках нашего исследования основное внимание уделяется формированию личностных УУД, обеспечивающих ценностно-смысловую ориентацию младших школьников и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Они связаны с самоопределением, действиями смыслообразования и нравственно-этического оценивания.
Смыслообразование — это процесс творческого освоения субъектами образования созданных человеком в процессе общественного развития способов мировосприятия, мироотношения, культуротворческой деятельности [31].
Осмысленность знания и сформированность личностной ценностно-смысловой позиции являются результатом внутренней активности обучающихся. Для организации условий смыслообразования необходимо учитывать особые свойства данного процесса и, прежде всего, его актуализацию в пространстве субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса. Для этого необходимы соответствующие предпосылки, реализуемые через образовательную среду, определяющую ценностно-смысловой контекст освоения культурного опыта личностью в образовательном процессе, через особые формы педагогического взаимодействия [31].
Средствами только урочной деятельности трудно решать данные задачи, для чего используются ресурсы внеурочной деятельности. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной [31]. Она направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Таким образом, проблема исследования заключается в противоречии между потребностью школьной практики в формировании личностных универсальных учебных действий младших школьников на основе требований ФГОС НОО и недостаточным использованием возможностей внеурочной деятельности в данном аспекте.
Цель исследования: разработать методические рекомендации по организации работы по формированию у обучающихся смыслообразования во внеурочной деятельности.
Объект исследования: процесс формирования смыслообразования у обучающихся 4-го класса во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: занятия в кружке «Полезные привычки» как средство формирования смыслообразования у обучающихся 4-го класса.
Гипотеза исследования: занятия в кружке «Полезные привычки» будут способствовать формированию смыслообразования у обучающихся 4-го класса, если они будут удовлетворять следующим положениям:
1) организация индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности обучающихся;
2) применение индивидуальной и парной форм работы;
3) применение тренингов, рефлексии.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты проблемы формирования смыслообразования у младших школьников.
2. Дать теоретическое обоснование необходимости формирования личностных универсальных учебных действий в контексте федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
3. Выявить особенности формирования смыслообразования во внеурочной деятельности.
4. Разработать программу кружка «Полезные привычки» по формированию смыслообразования у обучающихся 4-го класса
5. Провести экспертизу рабочей программы кружка «Полезные привычки» по формированию смыслообразования у обучающихся 4-го класса.
Методы исследования:
- теоретические: анализ педагогической и психологической литературы, изучение нормативных и программно-методических документов по проблеме формирования смыслообразования у обучающихся начальной школы;
- эмпирические: педагогическое наблюдение, беседа, изучение продуктов деятельности учащихся, обобщение педагогического опыта.
Практическая значимость результатов исследования. Программа кружка «Полезные привычки» для обучающихся 4 классов и разработанные методические материалы к ней могут быть использованы учителями начальных классов при организации внеурочной деятельности младших школьников по формированию смыслообразования
В результате проведенного исследования можно сделать ряд следующих выводов:
1. В настоящее время в педагогической науке многие исследователи отдают предпочтение образовательным целям, ориентированным на духовное развитие и ценностно-смысловое развитие учащихся (А.Г. Асмолов, С.Л. Братченко, В.П. Зинченко, Д.А. Леонтьев,В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн и др.).
Смыслообразование — это способ осмысления человеком своего места в мире и осознанный выбор жизненной позиции; результат освоения культурного опыта, на основе различных механизмов понимания (Е.Г. Бялякова).
Личность развивается в пространстве смыслов, смыслообразование характерно для всех видов деятельности (игровой, учебной, социальной). В школьном возрасте происходит личностное самоопределение учащихся, они решают задачу «принятия активной позиции относительно социокультурных ценностей и тем самым определения смысла своего существования».
В результате формируется неповторимая, индивидуальная ценностно-смысловая позиция ученика, которая оказывает существенное влияние на его деятельность.
Можно выделить приемы, обеспечивающие процесс смыслообразования у учащихся на уроках и во внеклассной работе, а также показатели актуализации смыслообразования учащихся.
2. Личностные УУД направлены на осознание, исследование, понимание и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Виды личностных УУД: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать; нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
В исследовании выделены этапы процесса смыслообразования (Е.Г. Белякова), уровни сформированности действия смыслообразования в начальной школе, критерии оценивания смыслообразования(А.Г. Асмолов).
Смыслообразование как один из видов личностных УУД связано с мотивационной стороной учебной деятельности. Это процесс и результат взаимодействия личностных смыслов и ценностей учащихся с социокультурными смыслами и ценностями, которые предъявляются ему в процессе обучения. В результате формируется неповторимая, индивидуальная ценностно-смысловая позиция ученика, которая оказывает существенное влияние на его деятельность.
3. Внеурочная деятельность введена в базисный план как важная составляющая содержания образования, увеличивающая его вариативность и адаптивность к интересам, потребностям и способностям школьников.
Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов — ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов и мотивов.
В контексте формирования смыслообразования во внеурочной деятельности необходимы:
1. Поддержка познавательной потребности обучающихся.
2. Эмоциональное стимулирование умственных усилий и проявления творчества обучающихся.
3. Реализация потребности в самовыражении.
4. Позитивный прогноз перспектив развития навыков социального общения и личностного отношения к происходящему.
5. Участие в общественной жизни школы.
4. Кружок «Полезные привычки» для учащихся 4 класса был реализован на базе МБОУ «СОШ № 18» г. Братска.
Программа кружка составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Программа опирается на основные положения Программы развития универсальных учебных действий и программу воспитания и социализации обучающихся.
5. Проведена экспертиза рабочей программы кружка «Полезные привычки» для учащихся 4-го класса. Положительным моментом в программе кружка эксперты отметили: продуманное содержание деятельности младших школьников; раскрытие методического обеспечения; методики работы над содержанием программного материала.
Эксперты рекомендуют использование рабочей программы кружка «Полезные привычки» для практического использования в начальной школе для формирования смыслообразования.
Выдвинутая в начале исследования гипотеза о том, что занятия в кружке «Полезные привычки» будут способствовать формированию смыслообразования у обучающихся 4-го класса, если они будут удовлетворять следующим положениям: организация индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности обучающихся; применение индивидуальной и парной форм работы; применение тренингов, рефлексии, подтверждена теоретическими выводами и экспертной оценкой.
1. В настоящее время в педагогической науке многие исследователи отдают предпочтение образовательным целям, ориентированным на духовное развитие и ценностно-смысловое развитие учащихся (А.Г. Асмолов, С.Л. Братченко, В.П. Зинченко, Д.А. Леонтьев,В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн и др.).
Смыслообразование — это способ осмысления человеком своего места в мире и осознанный выбор жизненной позиции; результат освоения культурного опыта, на основе различных механизмов понимания (Е.Г. Бялякова).
Личность развивается в пространстве смыслов, смыслообразование характерно для всех видов деятельности (игровой, учебной, социальной). В школьном возрасте происходит личностное самоопределение учащихся, они решают задачу «принятия активной позиции относительно социокультурных ценностей и тем самым определения смысла своего существования».
В результате формируется неповторимая, индивидуальная ценностно-смысловая позиция ученика, которая оказывает существенное влияние на его деятельность.
Можно выделить приемы, обеспечивающие процесс смыслообразования у учащихся на уроках и во внеклассной работе, а также показатели актуализации смыслообразования учащихся.
2. Личностные УУД направлены на осознание, исследование, понимание и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Виды личностных УУД: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать; нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
В исследовании выделены этапы процесса смыслообразования (Е.Г. Белякова), уровни сформированности действия смыслообразования в начальной школе, критерии оценивания смыслообразования(А.Г. Асмолов).
Смыслообразование как один из видов личностных УУД связано с мотивационной стороной учебной деятельности. Это процесс и результат взаимодействия личностных смыслов и ценностей учащихся с социокультурными смыслами и ценностями, которые предъявляются ему в процессе обучения. В результате формируется неповторимая, индивидуальная ценностно-смысловая позиция ученика, которая оказывает существенное влияние на его деятельность.
3. Внеурочная деятельность введена в базисный план как важная составляющая содержания образования, увеличивающая его вариативность и адаптивность к интересам, потребностям и способностям школьников.
Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов — ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов и мотивов.
В контексте формирования смыслообразования во внеурочной деятельности необходимы:
1. Поддержка познавательной потребности обучающихся.
2. Эмоциональное стимулирование умственных усилий и проявления творчества обучающихся.
3. Реализация потребности в самовыражении.
4. Позитивный прогноз перспектив развития навыков социального общения и личностного отношения к происходящему.
5. Участие в общественной жизни школы.
4. Кружок «Полезные привычки» для учащихся 4 класса был реализован на базе МБОУ «СОШ № 18» г. Братска.
Программа кружка составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Программа опирается на основные положения Программы развития универсальных учебных действий и программу воспитания и социализации обучающихся.
5. Проведена экспертиза рабочей программы кружка «Полезные привычки» для учащихся 4-го класса. Положительным моментом в программе кружка эксперты отметили: продуманное содержание деятельности младших школьников; раскрытие методического обеспечения; методики работы над содержанием программного материала.
Эксперты рекомендуют использование рабочей программы кружка «Полезные привычки» для практического использования в начальной школе для формирования смыслообразования.
Выдвинутая в начале исследования гипотеза о том, что занятия в кружке «Полезные привычки» будут способствовать формированию смыслообразования у обучающихся 4-го класса, если они будут удовлетворять следующим положениям: организация индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности обучающихся; применение индивидуальной и парной форм работы; применение тренингов, рефлексии, подтверждена теоретическими выводами и экспертной оценкой.



