Введение 3
1. Теоретические аспекты проблемы формирования смыслообразования
у младших школьников 7
1.1. Понятие смыслообразования в психолого-педагогической литературе . 7
1.2. Основные характеристики личностных универсальных учебных
действий в контексте Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 16
1.3. Формирование смыслообразования у младших школьников
во внеурочной деятельности 30
2. Разработка рабочей программы кружка «Полезные привычки»
по формированию смыслообразования у обучающихся 4 класса 35
2.1. Организация работы и содержание кружка «Полезные привычки»
по формированию смыслообразования у обучающихся 4 класса 35
2.2. Особенности рабочей программы кружка «Полезные привычки»
по формированию смыслообразования у обучающихся 4 класса 51
2.3. Экспертная оценка разработанной программы кружка «Полезные привычки» по формированию смыслообразования у обучающихся 4 класса 53
Список использованных источников 58
Приложение А
Актуальность. На государственном уровне в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) второго поколении выдвинута приоритетная цель — развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои успехи [31]. Это достигается благодаря формированию универсальных учебных действий (УУД).
Формирование универсальных учебных действий является одним из основных результатов освоения образовательных программ на всех ступенях общего образования. Результаты обучения, прописанные в ФГОС, определяют модель выпускника начальной школы, которая является важнейшим этапом в процессе общего образования школьника. ФГОС начального общего образования (ФГОС НОО) введен в действие с 01.10.2011. Согласно его требованиям, основная общеобразовательная программа начального общего образования должна ориентировать образовательный процесс на духовное развитие и воспитание школьников, на формирование универсальных учебных действий и на достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов.
В рамках нашего исследования основное внимание уделяется формированию личностных УУД, обеспечивающих ценностно-смысловую ориентацию младших школьников и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Они связаны с самоопределением, действиями смыслообразования и нравственно-этического оценивания.
Смыслообразование — это процесс творческого освоения субъектами образования созданных человеком в процессе общественного развития способов мировосприятия, мироотношения, культуротворческой деятельности [31].
Осмысленность знания и сформированность личностной ценностно-смысловой позиции являются результатом внутренней активности обучающихся. Для организации условий смыслообразования необходимо учитывать особые свойства данного процесса и, прежде всего, его актуализацию в пространстве субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса. Для этого необходимы соответствующие предпосылки, реализуемые через образовательную среду, определяющую ценностно-смысловой контекст освоения культурного опыта личностью в образовательном процессе, через особые формы педагогического взаимодействия [31].
Средствами только урочной деятельности трудно решать данные задачи, для чего используются ресурсы внеурочной деятельности. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной [31]. Она направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Таким образом, проблема исследования заключается в противоречии между потребностью школьной практики в формировании личностных универсальных учебных действий младших школьников на основе требований ФГОС НОО и недостаточным использованием возможностей внеурочной деятельности в данном аспекте.
Цель исследования: разработать методические рекомендации по организации работы по формированию у обучающихся смыслообразования во внеурочной деятельности.
Объект исследования: процесс формирования смыслообразования у обучающихся 4-го класса во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: занятия в кружке «Полезные привычки» как средство формирования смыслообразования у обучающихся 4-го класса.
Гипотеза исследования: занятия в кружке «Полезные привычки» будут способствовать формированию смыслообразования у обучающихся 4-го класса, если они будут удовлетворять следующим положениям:
1) организация индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности обучающихся;
2) применение индивидуальной и парной форм работы;
3) применение тренингов, рефлексии.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты проблемы формирования смыслообразования у младших школьников.
2. Дать теоретическое обоснование необходимости формирования личностных универсальных учебных действий в контексте федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
3. Выявить особенности формирования смыслообразования во внеурочной деятельности.
4. Разработать программу кружка «Полезные привычки» по формированию смыслообразования у обучающихся 4-го класса
5. Провести экспертизу рабочей программы кружка «Полезные привычки» по формированию смыслообразования у обучающихся 4-го класса.
Методы исследования:
- теоретические: анализ педагогической и психологической литературы, изучение нормативных и программно-методических документов по проблеме формирования смыслообразования у обучающихся начальной школы;
- эмпирические: педагогическое наблюдение, беседа, изучение продуктов деятельности учащихся, обобщение педагогического опыта.
Практическая значимость результатов исследования. Программа кружка «Полезные привычки» для обучающихся 4 классов и разработанные методические материалы к ней могут быть использованы учителями начальных классов при организации внеурочной деятельности младших школьников по формированию смыслообразования
В результате проведенного исследования можно сделать ряд следующих выводов:
1. В настоящее время в педагогической науке многие исследователи отдают предпочтение образовательным целям, ориентированным на духовное развитие и ценностно-смысловое развитие учащихся (А.Г. Асмолов, С.Л. Братченко, В.П. Зинченко, Д.А. Леонтьев,В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн и др.).
Смыслообразование — это способ осмысления человеком своего места в мире и осознанный выбор жизненной позиции; результат освоения культурного опыта, на основе различных механизмов понимания (Е.Г. Бялякова).
Личность развивается в пространстве смыслов, смыслообразование характерно для всех видов деятельности (игровой, учебной, социальной). В школьном возрасте происходит личностное самоопределение учащихся, они решают задачу «принятия активной позиции относительно социокультурных ценностей и тем самым определения смысла своего существования».
В результате формируется неповторимая, индивидуальная ценностно-смысловая позиция ученика, которая оказывает существенное влияние на его деятельность.
Можно выделить приемы, обеспечивающие процесс смыслообразования у учащихся на уроках и во внеклассной работе, а также показатели актуализации смыслообразования учащихся.
2. Личностные УУД направлены на осознание, исследование, понимание и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Виды личностных УУД: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать; нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
В исследовании выделены этапы процесса смыслообразования (Е.Г. Белякова), уровни сформированности действия смыслообразования в начальной школе, критерии оценивания смыслообразования(А.Г. Асмолов).
Смыслообразование как один из видов личностных УУД связано с мотивационной стороной учебной деятельности. Это процесс и результат взаимодействия личностных смыслов и ценностей учащихся с социокультурными смыслами и ценностями, которые предъявляются ему в процессе обучения. В результате формируется неповторимая, индивидуальная ценностно-смысловая позиция ученика, которая оказывает существенное влияние на его деятельность.
3. Внеурочная деятельность введена в базисный план как важная составляющая содержания образования, увеличивающая его вариативность и адаптивность к интересам, потребностям и способностям школьников.
Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов — ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов и мотивов.
В контексте формирования смыслообразования во внеурочной деятельности необходимы:
1. Поддержка познавательной потребности обучающихся.
2. Эмоциональное стимулирование умственных усилий и проявления творчества обучающихся.
3. Реализация потребности в самовыражении.
4. Позитивный прогноз перспектив развития навыков социального общения и личностного отношения к происходящему.
5. Участие в общественной жизни школы.
4. Кружок «Полезные привычки» для учащихся 4 класса был реализован на базе МБОУ «СОШ № 18» г. Братска.
Программа кружка составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Программа опирается на основные положения Программы развития универсальных учебных действий и программу воспитания и социализации обучающихся.
5. Проведена экспертиза рабочей программы кружка «Полезные привычки» для учащихся 4-го класса. Положительным моментом в программе кружка эксперты отметили: продуманное содержание деятельности младших школьников; раскрытие методического обеспечения; методики работы над содержанием программного материала.
Эксперты рекомендуют использование рабочей программы кружка «Полезные привычки» для практического использования в начальной школе для формирования смыслообразования.
Выдвинутая в начале исследования гипотеза о том, что занятия в кружке «Полезные привычки» будут способствовать формированию смыслообразования у обучающихся 4-го класса, если они будут удовлетворять следующим положениям: организация индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности обучающихся; применение индивидуальной и парной форм работы; применение тренингов, рефлексии, подтверждена теоретическими выводами и экспертной оценкой.
1. Абакумова, И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе / И.В. Абакумова. - Ростов н/Д., 2003.
2. Агафонов, А.Ю. Человек как смысловая модель мира. Пролегомены к психологической теории смысла / А.Ю. Агафонов. - Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2000. 336 с.
3. Алексеева, Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 120 с. - (Стандарты второго поколения).
4. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с. [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://s18002.edu35.ru/2011-09-08-11-41-
08/metodicheskie-rekomendatsii/637-asmolov-a-g-kak-proektirovat-universalnye-uchebnye-dejstviya-v-nachalnoj-shkole.
5. Белякова, Е.Г. Смыслообразование в педагогическом взаимодействии:
автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Тюмень, 2009 [Электронный ресурс] Е.Г. Белякова. - Режим доступа: http://www.dslib.net/obw-
pedagogika/smysloobrazovanie-v-pedagogicheskom-vzaimodejstvii.html.
6. Белякова, Е.Г. Способы активизации смыслообразования в процессе обучения // Вестник Тюменского государственного университета. - 2009.
- № 5. - С. 8-15.http://cyberleninka.ru/article/n/smysloobrazovanie-kak-osnova-lichnostnyh-universalnyh-uchebnyh-deystviy#ixzz4YVqGW3Ir
7. Битянова, М. Какой линейкой мерить УУД / М. Битянова // Начальная школа. - 2012. - № 3. - С. 42-46.
8. Воровщиков, С.Г. Классификация общеучебных умений младших школьников / С.Г. Воровщиков // Управление начальной школой. - 2012.- № 5. - С. 33-40.
9. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1991. - 341 с.
10. Гилядов, С.В. Универсальные учебные действия: два подхода к определению состава и структуры // Педагогическое образование и наука.- 2014. - № 5. - С. 72.
11. Горленко Н.М. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования / Н.М. Горленко и др. // Народное образование. - 2012. - № 4. - С. 153-160.
12. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011.
13. Губанова, Е.В. Новый стандарт: результаты, инновации, риски / Е.В. Губанова, С.А. Веревко // Народное образование. - 2011. - № 5. -С. 25-31.
14. Давыдова, Н.Н. Универсальные учебные действия: управление формированием / Н.Н. Давыдова, О.В. Смирных // Народное образование.- 2012. - № 1. - С. 167-175.
15. Демидова, М.Ю. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2 ч. / М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2009. - (Стандарты второго поколения).
16. Евдокимова, Е.Г. Педагогический контекст смыслообразования /
Е.Г. Евдокимова // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. - 2014. - № 4-1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-kontekst-smysloobrazovaniya.
17. Емелина, М.А. Формирование личностных учебных действий (УУД) во
внеурочной деятельности [Электронный ресурс] / М.А. Емелина. - Режим доступа: https://infourok.ru/vistuplenie-na-seminare-na-temu-formirovanie-
lichnostnih-uud-vo-vneurochnoy-deyatelno sti-1307750. html.
18. Еремина, М.Г. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, дошкольных образовательных учреждений и рабочих программ педагога: метод. пособие / М.Г. Еремина. - Калининград, 2010.
19. Закирова, А.Ф. Педагогическая герменевтика. - М.: Издательский дом Ш. Амонашвили, 2006.
20. Иванова, Е.О. Смыслообразование как основа личностных универсальных учебных действий // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2012. - Выпуск № 5 (8). - С. 113-124.
21. Изучение универсальных учебных действий младших школьников: метод. рекомендации для педагогов-психологов, учителей нач. классов, зам. директоров общеобр. школ по нач. образ. / авт.-сост. Еделева Е.Г. (отв. ред.), Ерёмина В.Ю., Ерёменко Н.А., Шилова О.В. - Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2013.
22. Карабанова, О.А. Универсальные учебные действия. Учимся учиться! Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны [Электронный ресурс] / О.А. Карабанова. - Режим доступа: http://www.prosv.ru/about.aspx?ob_no=12250.
23. Лазарева, Л.И. Универсальные учебные действия младших школьников: практические подходы к определению содержания // Современные проблемы науки и образования [Электронный ресурс] / Л.И. Лазарева. - Режим доступа:http://www.scienceeducation.ru/117-13085.
24. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2003. - 487 с.
25. Лернер, И.Я. Об учебных умениях и их отражении в учебниках / И.Я. Лернер // Проблемы школьного учебника. - Вып. 12. - М., 2003. - С. 228-234.
26. Морозова, Н.Г. Формирование личностных УУД на внеклассных мероприятиях [Электронный ресурс] / Н.Г. Морозова. - Режим доступа: www.s12014.edu35.ru.
27. Петрова, И.В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника / И.В. Петрова // Молодой ученый. - 2011. - № 5. - С. 151-155.
28. Сенько, Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования / Ю.В. Сенько. - М.: Академиа, 2000.
29. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика
проектирования педагогических систем / В.В. Сериков. - М.:
Издательская корпорация «Логос», 2009.
30. Стоянова, Е.А. Формирование УУД во внеурочной и внеклассной
деятельности: из опыта работы [Электронный ресурс] / Е.А. Стоянова. - Режим доступа: https://infourok.ru/formirovanie-uud-vo-vneurochnoy-i-vneklassnoy-deyatelnosti-iz-opita-raboti- 1137730.html.
31. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с. - (Стандарты второго поколения).
32. Ярманова, Ю.Б. Закономерности смыслообразования в процессе понимания / Ю.Б. Ярманова // Молодой ученый. - 2015. - № 6. -
С. 726-729.