Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Споры, связанные с воспитанием детей

Работа №22496

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы62
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
878
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Способы и средства защиты прав ребенка. 7
1.1 Административная защита прав и законных интересов ребенка 7
1.2 Судебная защита семейных прав ребенка. 16
Глава 2. Отдельные споры, связанные с защитой семейных прав ребенка 28
2.1 Лишение родительских прав как способ защиты прав ребенка 28
2.2 Ограничение родительских прав 36
2.3 Отмена усыновления как способ защиты прав ребенка. 40
2.4 Определение места жительства ребенка при раздельном проживании родителей и порядок общения с ребенком 44
Заключение. 52
Список использованных источников

В современной ситуации обострились проблемы, связанные с детьми. Положение многих детей стало сложным и тяжелым. Снижается уровень жизни и благосостояния детей, растет число их заболеваемости, увеличивается численность детей-инвалидов, детей-сирот. В семьях распространяется алкоголизм, наркомания и насилие. Растет количество дел о лишении родительских прав.
В социально - биологическом значении, ребёнком называют человека от рождения до окончания пубертатного периода. В этот период в силу своей физической и умственной незрелости, ребенок не может обходиться без заботы, помощи. Ребенок нуждается в заботе не только со стороны своих родителей, но и со стороны государства, общества.
Вопросы, связанные с детьми, регулируются не только внутренним законодательством государств, но и на международном уровне. Российское законодательство приводится в соответствие с общепризнанными международными актами в области защиты прав ребенка. Основным международным актом является: Конвенция о правах ребенка принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1989 года. Российская Федерация присоединилась к данной конвенции в 1990 году. В 1995 году был принят Семейный кодекс Российской Федерации, в котором появилась глава 11 «Права несовершеннолетних детей», где были отражены основные положения указанной выше Конвенции.
Государство заинтересованно в создании для каждого ребенка необходимых условий для всестороннего развития и обеспечения должного уровня благосостояния, воспитания в семье, являющейся естественной и наилучшей средой обитания ребенка. Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства. Об этом говорится в статье 38 Конституции РФ.
Среде отечественных нормативно правовых актов обеспечивающих выполнение указанных принципов можно выделить, Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 24 апреля 2008г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Достаточно много практических и правовых проблем отражено в «Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011г.), а также в других нормативно правовых актах, регламентирующих семейно¬правовой статус ребенка.
К сожалению, законодательство и применяемые государством меры не всегда эффективны. Существует множество вопросов, которые законодательство не рассматривает как устоявшийся прецедент. Например: с кем должен остаться ребенок после распада семьи: с отцом или с матерью? На практике чаще всего преимущество отдается женщине. 94 % судебных споров показывают, что суд ребенка оставляют с матерью, несмотря на то, что родители имеют равные права в отношении своих детей. И даже некоторые психологи говорят о том, что в настоящие время лучшее влияние на процесс воспитания оказывает отец.
Одной из особенностей современного общества в целом, российского в частности, является институт семьи. Однако происходит рост численности неполных семей, что обусловлено количеством расторгаемых браков, а также растет тенденция создания семьи без юридического оформления брака. На этом фоне возрастает число семейных конфликтов, разрешаемых в судебном порядке.
Во многих случаях родители ребенка, расставшись, начинают мстить друг другу, действуя через ребенка, используя его, пытаясь оказать давление, друг на друга, вследствие чего страдают дети.
Воспитание ребенка должно проходить в семье, родители могут договориться между собой, между ними должно быть взаимопонимание.
Несмотря на столь обстоятельное правовое регулирование проблемы прав ребенка, как уже отмечалось, только обостряются. Положение ребенка, как оставшегося без попечения родителей, так и ребенка в неполной семье, стало крайне неблагополучным. А порой и в полной семье нарушаются права ребенка. Постоянные скандалы между супругами, также оказывают отрицательное воздействия на психику несовершеннолетнего. Наблюдается рост бродяжничества и попрошайничества. Не редко также родители сами заставляют ребенка заниматься попрошайничеством на улицах.
Судебная практика показывает, что дети в Российской Федерации являются самой незащищенной социальной группой. Споров связанных с воспитанием детей много. Их делят на виды, по различным критериям, но перечень не является исчерпывающим. Каждая ситуация индивидуальна. При вынесении решения суд должен учитывать индивидуальность каждой конкретной ситуации. Он должен принимать во внимание все обстоятельства, и исходить, прежде всего, из интересов ребенка .
С одной стороны, родители вправе самостоятельно осуществлять процесс воспитания детей. С другой стороны, закон устанавливает пределы осуществления родительских прав, при нарушении которых включается механизм защиты прав и интересов несовершеннолетних детей и механизм привлечения виновного родителя к ответственности.
Тема моей дипломной работы является актуальной, поскольку в современной ситуации возникают множество споров связанные с несовершеннолетними. Общество не стоит на месте, оно развивается, и с каждым годом споров между родителями становиться все больше и больше. Детская психи очень сильно поддается влиянию, со стороны сверстников и конечно же со стороны родителей. С самого детства родители закладывают, в сознание ребенка определенные правила поведения, объясняют ему что хорошо, что плохо, но иногда вместо этого, только наносят вред ребенку.
Многие авторы изучали и изучают проблемы семейно-правового положения ребенка в Российской Федерации. Следует назвать таких авторов: Антокольская М. В., Беспалов Ю. Ф., Громоздина М. В., Данилов В. И., Королев Ю. А., Мананкова Р. П., Нечаева А. М., Осипов Ю. К., Ромовская З. В., Шахматов В. П., и др.
Целью дипломной работы является изучение законодательства, судебной практики и изложение общих выводов о настоящим положении дел в вопросах воспитания будущего поколения.
Объект исследования - семейные права и интересы ребенка, оптимальные способы защиты данных прав.
Задачи, решаемые в работе: анализ Российского законодательства, в том числе Гражданского и Семейного кодексов, регламентирующих вопросы, связанные с детьми, а также способы защиты прав и интересов ребенка, их оптимальность.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав содержащих шесть параграфов, заключение, и списка библиографической литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключение хотелось бы сказать: проблем связанных с детьми множество. Какими бы они не были они влияют на ребенка, на его психику, развитие. Понятно, что любой ребенок хочет жить и воспитываться в семье. И у него есть на это полное право, закрепленное на законодательном уровне, как на международном, так и на национальном. Споры связанные с детьми делят на различные виды, каждую ситуацию предвидеть невозможно.
Спор это способ защиты прав ребенка. Не было бы спора, следовательно не было бы необходимости защиты прав ребенка. В защите нет необходимости в виду того, что его права не были нарушены.
Именно на основании нарушенного права несовершеннолетнего возникает необходимость обращения в специально уполномоченные государственные органы.
Права ребенка может затронуть кто угодно, это могут быть как посторонние люди, так и биологические родители. Это несомненно отрицательно сказывается на нормальном развитии несовершеннолетнего.
Отношения между родителями и ребенком невозможно полностью урегулировать на законодательном уровне. В любой семье случаются проблемы в отношениях между родителями и детьми. И бывают ситуации, когда взрослому человеку приходится применить физическую силу в отношении своего ребенка, потому что другие меры он не понимает, и они не действуют. Значит ли это, что родители злоупотребляют своим родительским правом? В данной ситуации я считаю, что нет. Все дети иногда ведут себя не так, как этого хотят родители, и тогда родителям приходится применить физическую силу, главное, чтобы она не выходила за определенные рамки.
И совершенно другая ситуация, когда родители воспитывают своих детей в ущерб их интересам, грубо обращаются с ними, унижают человеческое достоинство при обращении с ними, оскорбляют или эксплуатируют их, препятствуют образованию, прививают дурные навыки: воровство, бродяжничество или попрошайничество, проституцию, употребление алкоголя или других веществ. Когда отец избивает, как и мать так и ребенка. В данном случае можно говорить о злоупотребление родительскими правами, что может являться основанием для лишения или ограничения в правах.
Ограничение в родительских правах — это временная мера. Например, если родитель не по своей вине не может в полном объеме заботиться о своем ребенке, и не желая того сам наносит ему ущерб, в силу болезни. Ограничение родительских прав дает возможность родителям исправить свое отношение к ребенку, и только если родители или же один из них продолжает безразлично относиться к жизни собственного ребенка, закон может применить к нему такую меру ответственности, как лишение родительского права.
Лишение родительских прав — это самая крайняя мера ответственности, применяемая к родителям. Когда ничего уже нельзя сделать, и чем дольше ребенок находится в данной семье, тем хуже для него. Понятно, что передача ребенка на воспитание в детский дом не самый лучший вариант, именно поэтому закон говорит о том, что это крайняя мера, и дает возможность, перед тем как передать ребенка на воспитание в детский дом, другим близким родственникам (бабушке, дедушке, тете, дяде) взять ребенка себе. Потому что в семье ребенку всегда лучше.
Ограничению или лишению не обязательно могут быть подвергнуты оба родителя, санкция может быть применена только к одному из родителей. Обязанностью суда является известить второго родителя о том, что по возбужденно дело о лишении родительского права. Тем самым мы видим, что закон предусматривает все возможные варианты, чтобы ребенок жил и воспитывался в семье.
Законодатель дает возможность восстановить родителя в его правах, но как показывает практика, зачастую после подаче искового заявления производство по делу прекращается в виду того, что дети достигшие десятилетнего возраста, отказывались возвращаться в прежнюю семью, были против восстановления в родительских правах, или против отмены ограничения родительских прав.
Законодатель дает возможность передачи ребенка другим близким родственникам, помимо родителей, возможность исправиться родителям. Что еще раз доказывает, что лучше ребенку с самыми близкими, дорогими ему людьми. Ребенок лучше развивается, когда растет в семье, где его любят.
Но когда ребенок все-таки не может остаться в семье и попадает в детский дом, закон предусматривает возможность жить и воспитываться в семье, только у других людей.
Усыновление (удочерение) — форма семейного воспитания детей, лишённых родительской опеки, с установлением между усыновленным и усыновителем правовых (личных и имущественных) отношений, существующих между родителями и детьми. Однако опять же, не всегда между усыновителем и усыновленным, получается, установить контакт, и не всегда в данной ситуации есть чья та вина. Причины могут быть различны, одна из которых огромная привязанность ребенка, к его биологическим родителям. В данной ситуации усыновитель или же сам ребенок могут обратиться в суд с иском об отмене усыновления.
Причины возникновения того или иного обстоятельства в силу которого страдает ребенок индивидуальны в каждом конкретном случае. Поэтому законодатель предусматривает возможность создания специализированных судов. Судов, которые рассматривали только дела касающиеся несовершеннолетних, но к сожалению на данные момент таких судов в Российской Федерации не существует.
У родителей как у ребенка есть право принимать участие в его жизни: и хорошо, когда у них это, получается, делать вместе, по взаимному согласию. И совсем другое дело, когда между ними возникают споры, которые они не могут решить самостоятельно.
Родители, проживающие отдельно друг от друга, для того, чтобы оперативно решить ту или иную проблему их совместного ребенка, защитить его права и интересы, должны действовать совместно, согласованно. Не спорить и не ругаться.
Ребенок постоянно растет, развивается, и вместе с ним меняются его психологические особенности, на которые отрицательно могут повлиять его родители. Когда в семье постоянные скандалы, когда кто-то из родителей пьет, когда отец избивает мать - все это негативные обстоятельства, которые отрицательно складываются на психике ребенка.
При принятии решения об общении ребенка с отдельно проживающим отцом или матерью, суд должен исходить из равных прав родителей и так же из права ребенка на общение с обоими родителями.
Но что делать, если из - за аморального поведения, например, отца ребенок сам заявляет о том, что не желает общаться и проводить время с отцом, не хочет его видеть, потому что боится. В данной ситуации судебный орган конечно должен, прежде всего учесть мнение ребенка, отодвинув права отца на второй план лишить его в родительских правах или ограничить.
Так же и с обстоятельствами, которые суд должен учитывать при определении графика общения ребенка с отдельно проживающим родителем, или при определении его места жительства. Обстоятельства, как и виды споров связанных с воспитанием детей, не носят исчерпывающий характер так как данных обстоятельств множество, и законодатель не может предусмотреть их всех в силу того, что каждая ситуация носит индивидуальный характер.
Принимая решение относительно лишения родительских прав ограничения, либо определения порядка общения с отдельно проживающим родителем суд должен принять во внимание все обстоятельства.
На мой взгляд, очень хорошо, когда при определении места жительства ребенка, законодательство исходит именно из равных прав и обязанностей родителей, и не отдает предпочтение ни матери, ни отцу, а рассматривает условия жизни обоих родителей.
В данном случае суд должен привлекать уполномоченные на то органы, в частности орган опеки и попечительства, для детального изучения всех обстоятельств.
Так же хорошо, что суд должен учитывать мнение ребенка при вынесении решения, его желание, привязанность к одному из взрослых. Суд имеет полное право назначить экспертизу, чтобы выявить оказывает ли на ребенка влияние один из родителей, формируя у него негативное отношение к другом, что является не правильным, не корректным со стороны родителя.
Другая проблема, когда органы, например, комиссия по делам несовершеннолетних, или же орган опеки и попечительства, не проверив все обстоятельства, выносит необоснованное решение. И на основании этого решения суд делает неправильные выводы.
Так же проблемой является некорректно составленный график общения с ребенком. Когда у отца рабочее время совпадает с днями, когда он должен видеться со своим ребенком. Или, когда отец, мать время данное им для общения с ребенком, использует для того чтобы поругаться с бывшим супругом.
Все верно, когда суд, руководствуясь правом ребенка на общение с обоими родителями, не запрещает видеться с ребенком, но что, если родитель наносит вред ребенку, оскорбляет его. Тогда суд должен отступать от данного
права, а также от равных прав родителей, и вводить какие-то ограничения, запрещать общаться на время, а в необходимых случаях и лишать родительских прав.
Как показывает статистика Советского суда города Красноярска в период с 2013 по 2016 год было рассмотрено всего 4 дела об ограничении родительских прав, и 611 дел о лишении родительских прав. В данном случае мы видим, что суд применяет сразу крайнюю меру - забирает у родителей их ребенка, это свидетельствует о противоправном поведении родителей, которое не позволяет суду даже принять такую меру ответственности, как ограничение, он сразу применяет самую крайнюю меру.
И как показывает статистика, число детей, оставшихся без попечения родителей, с каждым годом, к сожалению, только растет, а статистика усыновлений очень низкая. Так, согласно данным Рособразования, в 2009 году число детей отобранных у родителей, лишенных родительских прав составляет 90,6 тысяч детей, а переданных на усыновление всего лишь 8,9 тысяч детей.
Что же касается дел об определении места жительства, то в 70% случаях данный вопрос ставиться, сразу при подаче заявление о разводе и наряду с определениям места жительства ставиться другие вопросы, касающиеся воспитания ребенка. Например: о порядке общения, с родителем проживающем отдельно. Поэтому статистику по данному количеству дел посмотреть сложно, так как они входят в дела о бракоразводном процессе.
На основе вышесказанного можно сделать общий вывод о том, что проблем в данных отношениях много. И на самом деле решать их очень сложно. Можно сказать, невозможно, потому что каждая ситуация индивидуальна, и закон не может предусмотреть их все.
Малоэффективная роль предлагаемых семейным законодательством мер воздействия на негативные меры воспитания детей и устройство тех из них, которые остались без родительского попечения. К сожалению, граждане редко соглашаются брать и воспитывать чужого ребенка. В частности это связанно с тем, что у людей низкая заработная плата и они бояться, что не смогут потянуть ребенка, естественно, что родители хотят иметь своего собственного ребенка. Родители бояться, что несовершеннолетний не приживется в семье.
Также в России очень сложная процедура усыновления, иногда, даже если граждане и хотят взять ребенка из детского дома, им отказывают по определенным обстоятельствам.
Для более всестороннего изучения, каждой конкретной ситуации, как уже отмечалось, существует необходимость усовершенствованием процедуры рассмотрения изучаемой категории дел а именно: специализированные суды или составы, привлечение в обязательном порядке психологов, педагогов. В частности органы опеки и попечительства, должны более четко давать заключения относительно благополучия в семье, ведь зачастую данные заключения носят поверхностный характер и на основе данных заключений суд делает не верные вывод. Помимо этого необходимо чаще обобщать судебную практику, делать какие-то общие выводы и давать рекомендации, более детально вникая в обстоятельство. Последний более общий, детальный обзор судебной практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, был сделан в 2011 году то есть пять лет назад, но количество дел в данной категории растет, поэтому данные обзоры просто необходимы.



1. Гражданский кодекс Российской Федерации : офиц. текст. - Москва : Проспект, 2016. - 575 с.
2. Семейный кодекс Российской Федерации : офиц. текст. - Москва : Проспект, 2016. - 60 с.
3. Конституция Российской Федерации : офиц. текст. - Москва : проспект, 2016. - 30 с.
Специальная литература
1. Апрелькова Л. Б., Гущина И. А., Паклина Н. С. Сборник нормативно правовых актов для совершенствования деятельности краевых государственных казенных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по созданию в них условий воспитания, приближенных к семейных, по развитию семейных форм устройств воспитанников, по подготовке их к самостоятельной жизни. / Апрельскова Л.Б., и др. методические рекомендации. ККИПКППРО. - Красноярск, 2012. - 204 с.
2. Асташов С. В., Богданова И. С., Бугенко Н. В., Войта И. В., Кратенко М. В., Щурова А. Н.. Брачно-семейные споры. практич. пособие. - Москва: Проспект, 2011. С. 145
3. Беспалов Ю.Ф. Семейно-правовое положение ребенка в Российской Федерации / Ю. Ф. Беспалов. - Москва: Проспект, 2014. С. 240
4. Бурковская А. А. Судебный порядок зашиты прав детей на современном этапе / А. А. Бурковская // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал 2008. № 1 С.99-100
5. Громоздина М. В. Осуществление родительских прав при роздельном проживании родителей по законодательству Российской Федерации : монография / М. В. Громоздина; НОУ ВПО Центросоюза РФ СибУПК. - Новосибирск, 2011. - 152 с.
6. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. Крашенинникова П. В. и Седугина П. И. 2-е изд, перераб. и доп. — М.: Издательство НОРМА, 2001. — 480 с.
7. Нечаева А.М. Правонарушение в сфере личных семейных отношений / А. М. Нечаева - Москва: Наука, 1991. С. 164
8. Семейное право: учебник / И. М. Кузнецова. - Москва : Юрист 1999. - 67 с.
9. Семейное право: учебник / М. А. Антокольская. - Москва : Юрист 2002. - 336 с.
10. Шевченко И.О. Ситуация после развода: отцы и дети / И. О. Шевченко Социологические исследования, Москва: Наука 2015, №3. с. 3-11
Электронные ресурсы
1. Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. . [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Гарант». - Режим доступа: http://www.garant.ru.
2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс] : федер. закон от 14.11.2002 № 51 - ФЗ ред. от 02.03.2016. // Справочная правовая система «КонсультанаПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
3. Декларация прав ребенка, принятой Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г. [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Гарант». - Режим доступа: http://www.garant.ru.
4. Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс] : одобрена Генеральной Ассамблеи ООН 20.11.1989 г. (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Справочная правовая система «КонсультанаПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
5. Основами законодательства Российской Федерации о нотариате утверждены Верховным Советом РФ 11.02.1993 N 4462-1. [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультанаПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
6. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.07.2011) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультанаПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
7. О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 10 (ред. от 6 февраля 2007 г.) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультанаПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
8. О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультанаПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
9. Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2013 г. N 995 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультанаПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
10. О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации Положения Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультанаПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
11. О судебной системе Российской Федерации Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультанаПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
12. О прокуратуре Российской Федерации Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультанаПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
13. Об образовании в Российской Федерации Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультанаПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
14. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультанаПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
15. Об опеке и попечительстве Федеральный закон от 24 апреля 2008г. № 48-ФЗ [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультанаПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
16. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Федеральный закон от 24 июня 1999г. N 120-ФЗ [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультанаПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ