ВВЕДЕНИЕ 3
1 Основные принципы функционирования банковских пластиковых карт .. 6
1.1 Анализ современного рынка пластиковых карт, а также их виды 6
1.3 Мировая и российская практика применения кобрендинга в целях повышения лояльности клиентов 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
Приложение А
В современном мире проблема конкуренции стоит как никогда остро. Такие инструменты как программы лояльности выходят на первый план для повышения стратегических конкурентных преимуществ. Использование такого инструмента повышения привлекательности продукции и услуг компаний можно четко проследить на примере банковских программ лояльности. В конце 2013 года у нескольких крупных банков ЦБ отозвал лицензии. Многие, переживая за свои сбережения, даже стали забирать их из банков. Сложилась непростая ситуация - люди перестали доверять банкам и вообще платежной системе в целом, в то время когда за рубежом люди имеют по три, а то и более пластиковых карт в обиходе [7]. Хотя эти события имели и иное значение для банков. Крупные игроки стали занимать еще более сильные позиции путем поглощений и интеграции, учитывая, что ЦБ оказывает существенную поддержку для финансового оздоровления и санации банков.
Маркетинговые инструменты, которые способны помочь привлечь клиентов и удержать уже имеющихся, стали «движком» привлечения тех миллионов потенциальных клиентов. Причем один из самых действенных - это кобрендинг. В нашей стране такие проекты пока в новинку, поэтому в данной работе хоте¬лось бы рассмотреть основные из них и выяснить преимущества и их недостатки для последующего внедрения такой программы в банк и прогноза ее экономической эффективности.
Таким образом, целью данной работы является разработка кобрендингового проекта и последующая оценка эффективности его внедрения в коммерческий банк ПАО «Кедр» в г. Красноярске. Привлечение с помощью кобрендинговых карт является одной из разновидностей программ лояльности клиентов. Для реализации поставленной цели необходимо выполнить ряд сопряженных задач:
1. Проанализировать современный рынок пластиковых карт;
2. Проанализировать имеющуюся литературу по теме лояльности и формированию программ лояльности для потребителей;
3. Определить сущность кобрендинга, как один и способов привлечения лояльности клиентов;
4. Проанализировать рынок кобрендинговых карт, а также выявить преимущества их и недостатки, проблемы развития и внедрения;
5. Изучить деятельность и провести анализ финансового состояния и основных показателей деятельности ПАО КБ «Кедр»;
6. Разработать условия кобрендинговой карты и предложить ее банку, оценив будущую экономическую эффективность.
Актуальность рынка пластиковых карт состоит в том, что он переживает новый весьма сложный период своего развития. От доступных линеек для высокооплачиваемой категории населения, пластиковые карты превращаются в демократическое средство расчета. Выпуск пластиковых карт дает возможность банку интегрироваться в мировую систему банковских услуг, поднять деловой имидж, завоевать рынок, овладеть новейшими банковскими технологиями, увеличить скорость расчетов и избежать ошибок со стороны банковских служащих. Из этого следует, что маркетинг пластиковых карт - это проблема, которую необходимо решать российским банкам.
Объектом данной работы является деятельность красноярского регионального банка «Кедр» по формированию программы привлечения новых клиентов, а предметом - проект по созданию кобрендинговой карты как метода повышения лояльности клиента, а также сбор практических советов, связанных с разработкой и продвижением проекта.
Теоретическая и методологическая основа исследования. Данное исследование является кабинетным, все использованные данные являются вторичными и предоставлены в открытом доступе. Информационная база исследования сформирована посредством статистических данных Банка России, аналитического центра НАФИ, информационных новостных сводок «Российской Газе-ты», «Банки.ру», «Комсомольская правда», аналитических отчетов «РБК», внутренней информацией банков «Кедр» и «БИНБАНК», а также их публикуемой отчетности, аналитических отчетов маркетинговых отделов компаний FrankGP, Finnacord
Объем и структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав (теоретической, аналитической части и разработке проекта по выпуску кобрендинговой карты автора), заключения, списка использованной литературы и двух приложений.
В теоретической части исследования приводится анализ современного рынка пластиковых карт, разновидности мировых платежных систем. Также отмечены существующие тенденции на рынке кредитных карт и преимущества запуска НПС для России. Определена сущность кобрендинга, основные преимущества и практика применения кобрендинга за рубежом и в России.
В аналитической части рассмотрены основные показатели деятельности рассматриваемого банка, выявление тенденций, способных повлиять на финансовую устойчивость банка в перспективе.
На протяжении данной работы автором были определены основные проблемы применения кобрендинговых проектов в банках нашей страны и произведена попытка разработки собственного проекта с будущей оценкой экономической эффективности.
Езангина И. А., Горенкова Е. А. Программы банковской лояльности: выгоды для клиента и банка // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 828-833 Еременко Я. Исследование банковских программ лояльности // Frank ResearchGroup
Жаворонкова И.А. Кобренды в России // Банковское обозрение. 2010. № 8. Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/mr/media/cobrand_bank.htm(дата обращения 25.04.2016)
Зволейко А.О Международный научный журнал «Иновационная наука» №6/2015 // ISSn 2410-6070
Капустина Л. М., Хмелькова Н. В. Кобрендинг в системе маркетинговых альянсов компаний; [Текст] : [монография] / М-во образования и науки РФ, Урал. гос. экон. ун-т. - Екатеринбург, 2010. - 209 с.,
Кравцов П.Б. Программы лояльности клиентов: принципы, характеристики, разработка. Режим доступа: http://www.trademarketing.ru/node/392(дата об-ращения 15.05.2016)
Мусинвоа З.В. Исследование банковских программ лояльности// Молодежный научно - технический вестник; УДК 339.138 - г. Москва, МГТУ им.Н.Э.Баумана Семавина А.В. Эссе Лояльность банков в отношении банковских карт ГУ ВШЭ
Смородинов О. Банковские карточки и безналичные платежи в России // Банковские технологии - 2008 г. - №7.
Шокуров Е. Программы лояльности в банках: тенденции и технологии // Журнал Розничные финансы 2013 №1 (13) Маркетинг
В тандеме с банком. Кобрендинговые карты [Электронный ресурс ] - Режим доступа:http://bankcreditcard.ru/cobranded
12 Данные банка [Электронный ресурс]// Официальный сайт ПАО КБ «КЕДР» - Режим доступа:https://www.kedrbank.com/about
13 Динамика за два года [Электронный ресурс ] // НАФИ Аналитический центр. - Режим доступа: http://nacfin.ru/beznalichnye-platezhi-dinamika-za- dva-godaКатегории банковских карт [Электронный ресурс] // Банки.ру - Режим доступа: http://www.banki.ru/wikibank/kategorii_bankovskih_kart/
14 Категории банковских карт [Электронный ресурс] // Банки.ру - Режим доступа: http://www.banki.ru/wikibank/kategorii_bankovskih_kart/
15 Количество платежных карт, эмитированных кредитными организациями [Электронный ресурс] //Официальный сайта банка России. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/p_sys/print.aspx?file=sheet013.htm&pid=psrf&sid=I TM_55789 (дата обращения 02.04.2016)
16 Национальная платежная система России. Что нас ждет? Преимущества и недостатки внедрения [Электронный ресурс]// Рецензируемый журнал «SCI-Article» - Выпуск №27, Кочергина А.А.- Режим доступа: http://sci- article.ru/stat.php?i=1448655897
17 Обязательные нормативы [ Электронный ресурс] // Банки.ру- Режим доступа: http://www.banki.ru/wikibank/obyazatelnyie_normativyi_tsb/
Современное состояние и перспективы развития программ лояльности в
России 2013 [Электронный ресурс]// РБК Исследования - Режим доступа: http://marketing.rbc.ru/research/562949988858614.shtml?source=sub
18 Пояснительная информация к годовому отчету КБ «Кедр» за 2015 г. [Электронный ресурс]// Официальный сайт ПАО КБ «КЕДР» - Режим доступа: https://www.kedrbank.com/about
19 Типы банковских карт и их особенности [Электронный ресурс] // Комсомольская правда.- Режим доступа: http://www.kp.ru/guide/plastikovye-karty- bankov.html