СТАРТАПЫ НА МЕДИАРЫНКЕ РУНЕТА: АУДИТОРИЯ,СОДЕРЖАНИЕ, БИЗНЕС-МОДЕЛИ
|
Введение 4
1 Общие сведения и характеристика стартапов на медиарынке 8
1.1 Определение понятия «стартап» 8
1.2 Определение понятия «новые медиа» 11
1.3 Определение понятия «стартап на медиарынке» 12
1.4 Типология медиастартапов 14
1.5 Новые стратегии онлайновых СМИ 18
1.5.1 Изменение медиапотребления 19
1.5.1.1 Новые точки входа в интернет 22
1.5.1.2 Новые точки входа на сайт СМИ 24
1.5.1.3 Новое время потребления СМИ 25
1.5.1.4 Приспособление к привычкам аудитории СМИ 26
1.5.2 Акцент на дистрибуции контента 28
1.5.3 Взрыв авторства 30
1.5.4 Новые форматы подачи контента 32
1.5.4.1 Объяснение новостей 32
1.5.4.2 Нативная реклама 33
1.5.4.3 Геймификация журналистики 34
2 Мультимедийный проект «Идея для стартапа» 36
2.1 Подготовительный этап работы над проектом 37
2.1.1 Выбор темы для проекта 37
2.1.2 Выбор темы, основного формата и героев проекта 38
2.1.3 Выбор платформы и каналов распространения 40
2.2 Этап проведения интервью 41
2.3 Создание интерфейса проекта 45
2.3.1 Главная страница 47
2.3.2 Главы проекта 48
2.4 Публикация 50
Заключение 53
Список использованных источников
1 Общие сведения и характеристика стартапов на медиарынке 8
1.1 Определение понятия «стартап» 8
1.2 Определение понятия «новые медиа» 11
1.3 Определение понятия «стартап на медиарынке» 12
1.4 Типология медиастартапов 14
1.5 Новые стратегии онлайновых СМИ 18
1.5.1 Изменение медиапотребления 19
1.5.1.1 Новые точки входа в интернет 22
1.5.1.2 Новые точки входа на сайт СМИ 24
1.5.1.3 Новое время потребления СМИ 25
1.5.1.4 Приспособление к привычкам аудитории СМИ 26
1.5.2 Акцент на дистрибуции контента 28
1.5.3 Взрыв авторства 30
1.5.4 Новые форматы подачи контента 32
1.5.4.1 Объяснение новостей 32
1.5.4.2 Нативная реклама 33
1.5.4.3 Геймификация журналистики 34
2 Мультимедийный проект «Идея для стартапа» 36
2.1 Подготовительный этап работы над проектом 37
2.1.1 Выбор темы для проекта 37
2.1.2 Выбор темы, основного формата и героев проекта 38
2.1.3 Выбор платформы и каналов распространения 40
2.2 Этап проведения интервью 41
2.3 Создание интерфейса проекта 45
2.3.1 Главная страница 47
2.3.2 Главы проекта 48
2.4 Публикация 50
Заключение 53
Список использованных источников
Развитие интернет-технологий привело к тому, что журналистика перешла в эпоху «новых медиа». Профессор Мичиганского университета Рассел Нойман [Neuman, 2001] объясняет этот термин следующим образом: «Новый формат существования СМИ, доступных в любое время на цифровых устройствах, и подразумевающий активное участие читателей в создании и распространении контента».
Благодаря доступным технологиям создание новых проектов в сфере журналистики стало максимально простым: достаточно создать сайт и набрать редакцию. На первоначальных этапах для этого даже не нужно особых инвестиций или штата из десятков журналистов. В журналистике, как и в остальных сферах, где новые проекты появляются теперь каждый день, таких «новичков» называют стартапами — новыми проектами в любой сфере деятельности, часто запускаемыми без определенного финансирования в надежде найти инвестора. В случае с интернет-журналистикой мы можем называть этим термином молодые СМИ, пытающихся выделиться из общего числа за счет инновационных идей и форматов. Их главное преимущество в большей гибкости и мобильности в сравнении с неповоротливыми и не идущими на риск большими медиакомпаниями и холдингами. Это позволяет стартапам быстрее подстраиваться под современный медиарынок, постоянно меня облик и редакционную политику, а также экспериментировать с формой и содержанием контента.
Некоторые стартапы уже прошли путь от небольшого проекта до авторитетного и популярного СМИ. Эти издания не просто навязали конкуренцию традиционным медиа, но и начали менять весь медиарынок под себя. В 2016 году, согласно ежегодному отчету Fast Company [The Most Innovative Companies..., 2016], Buzzfeed стал самой инновационной компанией мира. Стартап, созданный десять лет назад Джоной Перетти для развлечения и экспериментов с вирусным контентом, обошел интернет-гиганты вроде Apple, Amazon и Facebook. Журналисты отметили, что действия Buzzfeed не только помогают им оставаться успешными, но и меняют весь рынок медиа [The Most Innovative Companies., 2016].
Опыт представителей новых медиа вроде BuzzFeed, HuffingtonPost или Mashable, достигших за несколько лет многомиллионной аудитории показывает, насколько быстро может «взлететь» тот или иной медиастартап. За короткий отрезок времени они проходят путь, который раньше не покорялся даже изданиям c богатой историей.
Но вывести стартап на серьезный уровень очень сложно из-за постоянной конкуренции с такими же молодыми командами и представителями традиционных медиа. Некоторые издания все-таки остаются на плаву, несмотря на небольшую редакцию и ограниченные бизнес-стратегии. Крайне важно, как и почему им это удается, ведь по мнению многих медиааналитиков (этому, в частности, посвящена книга «Как новые медиа изменили журналистику, 2012-2016», авторами которой являются Александр Амзин, Сергей Паранько, Наталья Лосева, Василий Гатов и Оксана Силантьева [Как новые медиа., 2016]) будущее журналистики - именно за подобными новыми медиа. При этом необходимо знать не только «мнение со стороны», но и взгляд с позиции самих сотрудников стартапов, что делает их успешными и отличает от конкурентов (как других стартапов, так и традиционных медиа). Это может помочь намного лучше понять основные стратегии новых изданий, их главные преимущества и сходства в достижении целей.
Актуальность данной темы состоит в том, что многие еще недавно небольшие проекты в сфере новых медиа могут через несколько лет определять развитие журналистики больше, чем признанные лидеры отрасли. На BuzzFeed, еще недавно существовавший в виде площадки для экспериментов специалиста по вирусному распространению контента, в месяц заходят свыше 180 миллионов уникальных пользователей. Веб-версия самой читаемой газеты Нью-Йорка The Wall Street Journal всерьез опасается конкуренции со стороны более молодого Business Insider. И таких примеров все больше. Вполне возможно, что в скором времени такие конкурентноспособные проекты появятся и на медиарынке Рунета.
Цель нашей дипломной работы - изучить стратегии развития стартапов на медиарынке Рунета. Исходя из цели, мы ставим следующие задачи:
• дать определения понятиям «стартап», «медиастартап»;
• дать определение понятию «новые медиа», выделить ключевые характеристики новых медиа;
• разработать типологию стартапов на медиарынке;
• выделить новые стратегии развития онлайновых СМИ;
• разработать концепцию будущего проекта - от темы до названия;
• подготовить цикл интервью с представителями стартапов на медиарынке Рунета;
• создать мультимедийный проект на основе цикла интервью.
Работа имеет не только исследовательский, но и творческий характер. Проект «Идея для стартапа: истории четырех изданий на медиарынке Рунета», созданный в рамках настоящего исследования, — это мультимедийный проект, основанный на серии интервью с сотрудниками нескольких стартапов на медиарынке рунета: TJ, «Батенька, да вы трансформер», Apparat и Meduza. Нашими собеседниками стали журналисты Султан Сулейманов, Никита Лихачев, Владислав Моисеев и Андрей Бродецкий. Проект помогает узнать историю запуска каждого стартапа, его уникальные особенности, элементы бизнес-модели и отличия в работе с аудиторией. Проект уникален тем, что, в отличие от тематических ресурсов вроде vc.ruили «Секрета Фирмы» предлагает взглянуть не только на каждого «игрока» на медиарынке в отдельности, но и сравнить их, узнать их мнения по вопросам перспективности тех или иных направлений работы.
При написании курсовой работы применялись такие методы исследования, как наблюдение, case-метод, систематизация и классификация, интервью.
Теоретическую базу данной работы составляют материалы отечественных и иностранных исследователей в области журналистики новых медиа: П. Бредшоу, Н. Ньюмана, И. Стечкина, Е. Вартановой, М. Корнева, К. Доктора, А. Амзина, В. Пули, Е. Лапиной-Кратасюк, В. Коломиеца. А также аналитические и обзорные материалы российских и зарубежных СМИ. Из них можно выделить работы коллектива «The Nieman Journalism Lab», образовательного портала «Мы и Жо», блога MediaToolbox, издания о стартапах vc.ru. Для реализации практической части дипломной работы использовались сервисы Tilda, Piktochart, Thinglink, StoryMap.
Работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка использованных источников, насчитывающего 55 наименований. Первая глава исследования посвящена изучению определений терминов «стартап», «стартап на медиарынке» и «новые медиа». Также в первой главе рассматриваются новые стратегии развития интернет-СМИ и разрабатывается классификафия стартапов в сфере журналистики. Во второй главе научной работы исследователь делится своим опытом создания мультимедийного проекта «Идея для стартапа: истории четырех изданий на медиарынке Рунета». В заключении подведены общие итоги исследования.
Благодаря доступным технологиям создание новых проектов в сфере журналистики стало максимально простым: достаточно создать сайт и набрать редакцию. На первоначальных этапах для этого даже не нужно особых инвестиций или штата из десятков журналистов. В журналистике, как и в остальных сферах, где новые проекты появляются теперь каждый день, таких «новичков» называют стартапами — новыми проектами в любой сфере деятельности, часто запускаемыми без определенного финансирования в надежде найти инвестора. В случае с интернет-журналистикой мы можем называть этим термином молодые СМИ, пытающихся выделиться из общего числа за счет инновационных идей и форматов. Их главное преимущество в большей гибкости и мобильности в сравнении с неповоротливыми и не идущими на риск большими медиакомпаниями и холдингами. Это позволяет стартапам быстрее подстраиваться под современный медиарынок, постоянно меня облик и редакционную политику, а также экспериментировать с формой и содержанием контента.
Некоторые стартапы уже прошли путь от небольшого проекта до авторитетного и популярного СМИ. Эти издания не просто навязали конкуренцию традиционным медиа, но и начали менять весь медиарынок под себя. В 2016 году, согласно ежегодному отчету Fast Company [The Most Innovative Companies..., 2016], Buzzfeed стал самой инновационной компанией мира. Стартап, созданный десять лет назад Джоной Перетти для развлечения и экспериментов с вирусным контентом, обошел интернет-гиганты вроде Apple, Amazon и Facebook. Журналисты отметили, что действия Buzzfeed не только помогают им оставаться успешными, но и меняют весь рынок медиа [The Most Innovative Companies., 2016].
Опыт представителей новых медиа вроде BuzzFeed, HuffingtonPost или Mashable, достигших за несколько лет многомиллионной аудитории показывает, насколько быстро может «взлететь» тот или иной медиастартап. За короткий отрезок времени они проходят путь, который раньше не покорялся даже изданиям c богатой историей.
Но вывести стартап на серьезный уровень очень сложно из-за постоянной конкуренции с такими же молодыми командами и представителями традиционных медиа. Некоторые издания все-таки остаются на плаву, несмотря на небольшую редакцию и ограниченные бизнес-стратегии. Крайне важно, как и почему им это удается, ведь по мнению многих медиааналитиков (этому, в частности, посвящена книга «Как новые медиа изменили журналистику, 2012-2016», авторами которой являются Александр Амзин, Сергей Паранько, Наталья Лосева, Василий Гатов и Оксана Силантьева [Как новые медиа., 2016]) будущее журналистики - именно за подобными новыми медиа. При этом необходимо знать не только «мнение со стороны», но и взгляд с позиции самих сотрудников стартапов, что делает их успешными и отличает от конкурентов (как других стартапов, так и традиционных медиа). Это может помочь намного лучше понять основные стратегии новых изданий, их главные преимущества и сходства в достижении целей.
Актуальность данной темы состоит в том, что многие еще недавно небольшие проекты в сфере новых медиа могут через несколько лет определять развитие журналистики больше, чем признанные лидеры отрасли. На BuzzFeed, еще недавно существовавший в виде площадки для экспериментов специалиста по вирусному распространению контента, в месяц заходят свыше 180 миллионов уникальных пользователей. Веб-версия самой читаемой газеты Нью-Йорка The Wall Street Journal всерьез опасается конкуренции со стороны более молодого Business Insider. И таких примеров все больше. Вполне возможно, что в скором времени такие конкурентноспособные проекты появятся и на медиарынке Рунета.
Цель нашей дипломной работы - изучить стратегии развития стартапов на медиарынке Рунета. Исходя из цели, мы ставим следующие задачи:
• дать определения понятиям «стартап», «медиастартап»;
• дать определение понятию «новые медиа», выделить ключевые характеристики новых медиа;
• разработать типологию стартапов на медиарынке;
• выделить новые стратегии развития онлайновых СМИ;
• разработать концепцию будущего проекта - от темы до названия;
• подготовить цикл интервью с представителями стартапов на медиарынке Рунета;
• создать мультимедийный проект на основе цикла интервью.
Работа имеет не только исследовательский, но и творческий характер. Проект «Идея для стартапа: истории четырех изданий на медиарынке Рунета», созданный в рамках настоящего исследования, — это мультимедийный проект, основанный на серии интервью с сотрудниками нескольких стартапов на медиарынке рунета: TJ, «Батенька, да вы трансформер», Apparat и Meduza. Нашими собеседниками стали журналисты Султан Сулейманов, Никита Лихачев, Владислав Моисеев и Андрей Бродецкий. Проект помогает узнать историю запуска каждого стартапа, его уникальные особенности, элементы бизнес-модели и отличия в работе с аудиторией. Проект уникален тем, что, в отличие от тематических ресурсов вроде vc.ruили «Секрета Фирмы» предлагает взглянуть не только на каждого «игрока» на медиарынке в отдельности, но и сравнить их, узнать их мнения по вопросам перспективности тех или иных направлений работы.
При написании курсовой работы применялись такие методы исследования, как наблюдение, case-метод, систематизация и классификация, интервью.
Теоретическую базу данной работы составляют материалы отечественных и иностранных исследователей в области журналистики новых медиа: П. Бредшоу, Н. Ньюмана, И. Стечкина, Е. Вартановой, М. Корнева, К. Доктора, А. Амзина, В. Пули, Е. Лапиной-Кратасюк, В. Коломиеца. А также аналитические и обзорные материалы российских и зарубежных СМИ. Из них можно выделить работы коллектива «The Nieman Journalism Lab», образовательного портала «Мы и Жо», блога MediaToolbox, издания о стартапах vc.ru. Для реализации практической части дипломной работы использовались сервисы Tilda, Piktochart, Thinglink, StoryMap.
Работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка использованных источников, насчитывающего 55 наименований. Первая глава исследования посвящена изучению определений терминов «стартап», «стартап на медиарынке» и «новые медиа». Также в первой главе рассматриваются новые стратегии развития интернет-СМИ и разрабатывается классификафия стартапов в сфере журналистики. Во второй главе научной работы исследователь делится своим опытом создания мультимедийного проекта «Идея для стартапа: истории четырех изданий на медиарынке Рунета». В заключении подведены общие итоги исследования.
Тенденции и наиболее популярные форматы новых медиа постоянно меняются во многом благодаря именно стартапам, развивающих как отдельную сферу, так и интернет-журналистику в целом. Новые издания используют свою мобильность и гибкость, подстраиваясь под условия рынка, на котором проектам необходимо выживать и развиваться. История многих медиастартапов показывает, что оригинальная идея, положенная в концепцию издания, зачастую может ориентиром для многих других интернет-проектов.
Целью данной работы было разобраться, как устроены стартапы на медиарынке Рунета и за счет чего они остаются жизнеспособными. Рассматривались сходства и различия в подходе к аудитории, в содержании и бизнес-моделях на примере четырех проектов: TJ, Apparat, Meduza, «Батенька, да вы трансформер». Проведенное исследование соответствует логике этой цели и реализующих ее задач, определенных в введении работы.
Итогом работы стал мультимедийный проект «Идея для стартапа: истории четырех изданий на медиарынке Рунета», созданный на основе интервью с сотрудниками и руководителями изданий. В нем журналисты рассказывают об основных стратегиях по выживанию на медиарынке Рунета, об особенностях своих стартапов. Мультимедийный проект «Идея для стартапа: истории четырех изданий на медиарынке Рунета» позволяет взглянуть на эти СМИ как по отдельности, так и сравнить их (это возможно из-за схожих вопросов, задаваемых героям).
На первом этапе исследования мы узнали общие сведения и характеристики стартапов на медиарынке. Для этого были определены понятия «стартап» и «новые медиа». В научном поле не был представлен термин «стартап на медиарынке», поэтому мы сами составили его характеристику: начинающее и развивающееся интернет-СМИ с инновационной идеей в основе, которое отличается от обычных СМИ в интернете неопределенностью и высоким риском закрытия.
Так как стартапы стараются получить аудиторию с помощью уникальных идей и решений, то были выделены основные стратегии онлайновых СМИ: так мы смогли понять, на какие тренды ориентируются редакции изданий. Главными трендами СМИ в интернете стали: изменение медиапотребление аудитории, акцент на дистрибуции контента, активное использование аудитории в качестве авторов контента и эксперименты с форматами подачи информации (геймификация, нативная реклама, объяснительная журналистика).
Также была составлена типология медиастартапов. Издания были разделены на пять основных категории: издания, основанные на системе блогов, издания, основанные на личном бренде журналиста, издания, основанные на агрегации контента, издания, основанные на стандартной модели интернет-СМИ и внутренние проекты традиционных СМИ («компании в компании», стартапы, действующие под руководством редакций крупных изданий).
Выделив характеристики стартапов на медиарынке и новые стратегии онлайновых СМИ, мы постарались узнать у самих стартаперов, как они работают с аудиторией, контентом и на основе чего строят бизнес-модели.
Для этого мы провели серию интервью с заметными изданиями на медиарынке Рунета. Мы поговорили с главным редактором TJ Никитой Лихачевым, редактором раздела «Шапито» издания Meduza Султаном Сулеймановым, редактором отдела мизантропии и уныния самиздата «Батенька, да вы трансформер» Владиславом Моисеевым и с главным редактором Apparat Андреем Бродецким.
Вопросы для интервью были поделены на две категории: общие для всех героев и индивидуальные для каждого. К общим относились история запуска стартапа, элементы, используемые в бизнес-моделях, подход к содержанию изданий, к аудитории. Индивидуальные вопросы касались личного опыта журналистов и особенностей их проектов.
Таким образом, мы выяснили, что у выбранных стартапов есть сходства: все они используют сразу несколько способов дохода для своих бизнес- моделей. Это связно с тем, что из-за высокой вероятности закрытия стартапы постоянно испытывают потребность в средствах не только для комфортной работы, но и в принципе для выживания проекта. Самыми популярными из элементов бизнес-моделей являются инвесторы, баннерная реклама и нативная реклама. Также часть изданий использует UGC для того, чтобы компенсировать ограниченный состав редакции. Так аудитория становится бесплатными сотрудниками СМИ. Однако все издания имеют уникальную историю появления и особенности, с помощью которых они пытаются выделиться на медиарынке Рунета: «Батенька, да вы трансформер» создавался еще как студенческий проект студентов МГУ, Meduza запустилась после увольнения большей части сотрудников Lenta.ruво главе с главным редактором Галиной Тимченко, Apparat оказался не нужен прошлой редакции и владельцам и был возрожден украинскими журналистами, а TJ начинался с автоматического агрегатора твитов без какого-либо журналистсткого контента.
Все истории стартапов визуализированы в рамках проекта «Идея для стартапа: истории четырех изданий на медиарынке Рунета» . Проект создан с помощью сервиса для мультимедийных лонгридов Tilda и включает в себя следующие элементы: интерактивную инфографику «стартапы, получившие инвестиции от Google», созданную на онлайн-ресурсе Thinglink, интерактивную карту «экспедиции редакции «Батеньки»» (создана в сервисе Storymap), инфографику о посещаемости Apparat и таймлинию «история перезапусков TJ».
Мультимедийный проект «Идея для стартапа: истории четырех изданий на медиарынке Рунета» представляет читателю возможность узнать «из первых рук» о жизни и выживании стартапов на медиарынке Рунета, их мнение о своей работе и работе конкурентов. Также аудитория проекта может сравнить издания между собой по ключевым параметрам деятельности интернет-СМИ: работа с аудиторией, работа с контентом, работа с бизнес-моделями.
Целью данной работы было разобраться, как устроены стартапы на медиарынке Рунета и за счет чего они остаются жизнеспособными. Рассматривались сходства и различия в подходе к аудитории, в содержании и бизнес-моделях на примере четырех проектов: TJ, Apparat, Meduza, «Батенька, да вы трансформер». Проведенное исследование соответствует логике этой цели и реализующих ее задач, определенных в введении работы.
Итогом работы стал мультимедийный проект «Идея для стартапа: истории четырех изданий на медиарынке Рунета», созданный на основе интервью с сотрудниками и руководителями изданий. В нем журналисты рассказывают об основных стратегиях по выживанию на медиарынке Рунета, об особенностях своих стартапов. Мультимедийный проект «Идея для стартапа: истории четырех изданий на медиарынке Рунета» позволяет взглянуть на эти СМИ как по отдельности, так и сравнить их (это возможно из-за схожих вопросов, задаваемых героям).
На первом этапе исследования мы узнали общие сведения и характеристики стартапов на медиарынке. Для этого были определены понятия «стартап» и «новые медиа». В научном поле не был представлен термин «стартап на медиарынке», поэтому мы сами составили его характеристику: начинающее и развивающееся интернет-СМИ с инновационной идеей в основе, которое отличается от обычных СМИ в интернете неопределенностью и высоким риском закрытия.
Так как стартапы стараются получить аудиторию с помощью уникальных идей и решений, то были выделены основные стратегии онлайновых СМИ: так мы смогли понять, на какие тренды ориентируются редакции изданий. Главными трендами СМИ в интернете стали: изменение медиапотребление аудитории, акцент на дистрибуции контента, активное использование аудитории в качестве авторов контента и эксперименты с форматами подачи информации (геймификация, нативная реклама, объяснительная журналистика).
Также была составлена типология медиастартапов. Издания были разделены на пять основных категории: издания, основанные на системе блогов, издания, основанные на личном бренде журналиста, издания, основанные на агрегации контента, издания, основанные на стандартной модели интернет-СМИ и внутренние проекты традиционных СМИ («компании в компании», стартапы, действующие под руководством редакций крупных изданий).
Выделив характеристики стартапов на медиарынке и новые стратегии онлайновых СМИ, мы постарались узнать у самих стартаперов, как они работают с аудиторией, контентом и на основе чего строят бизнес-модели.
Для этого мы провели серию интервью с заметными изданиями на медиарынке Рунета. Мы поговорили с главным редактором TJ Никитой Лихачевым, редактором раздела «Шапито» издания Meduza Султаном Сулеймановым, редактором отдела мизантропии и уныния самиздата «Батенька, да вы трансформер» Владиславом Моисеевым и с главным редактором Apparat Андреем Бродецким.
Вопросы для интервью были поделены на две категории: общие для всех героев и индивидуальные для каждого. К общим относились история запуска стартапа, элементы, используемые в бизнес-моделях, подход к содержанию изданий, к аудитории. Индивидуальные вопросы касались личного опыта журналистов и особенностей их проектов.
Таким образом, мы выяснили, что у выбранных стартапов есть сходства: все они используют сразу несколько способов дохода для своих бизнес- моделей. Это связно с тем, что из-за высокой вероятности закрытия стартапы постоянно испытывают потребность в средствах не только для комфортной работы, но и в принципе для выживания проекта. Самыми популярными из элементов бизнес-моделей являются инвесторы, баннерная реклама и нативная реклама. Также часть изданий использует UGC для того, чтобы компенсировать ограниченный состав редакции. Так аудитория становится бесплатными сотрудниками СМИ. Однако все издания имеют уникальную историю появления и особенности, с помощью которых они пытаются выделиться на медиарынке Рунета: «Батенька, да вы трансформер» создавался еще как студенческий проект студентов МГУ, Meduza запустилась после увольнения большей части сотрудников Lenta.ruво главе с главным редактором Галиной Тимченко, Apparat оказался не нужен прошлой редакции и владельцам и был возрожден украинскими журналистами, а TJ начинался с автоматического агрегатора твитов без какого-либо журналистсткого контента.
Все истории стартапов визуализированы в рамках проекта «Идея для стартапа: истории четырех изданий на медиарынке Рунета» . Проект создан с помощью сервиса для мультимедийных лонгридов Tilda и включает в себя следующие элементы: интерактивную инфографику «стартапы, получившие инвестиции от Google», созданную на онлайн-ресурсе Thinglink, интерактивную карту «экспедиции редакции «Батеньки»» (создана в сервисе Storymap), инфографику о посещаемости Apparat и таймлинию «история перезапусков TJ».
Мультимедийный проект «Идея для стартапа: истории четырех изданий на медиарынке Рунета» представляет читателю возможность узнать «из первых рук» о жизни и выживании стартапов на медиарынке Рунета, их мнение о своей работе и работе конкурентов. Также аудитория проекта может сравнить издания между собой по ключевым параметрам деятельности интернет-СМИ: работа с аудиторией, работа с контентом, работа с бизнес-моделями.



