Введение 4
1 Общие сведения и характеристика стартапов на медиарынке 8
1.1 Определение понятия «стартап» 8
1.2 Определение понятия «новые медиа» 11
1.3 Определение понятия «стартап на медиарынке» 12
1.4 Типология медиастартапов 14
1.5 Новые стратегии онлайновых СМИ 18
1.5.1 Изменение медиапотребления 19
1.5.1.1 Новые точки входа в интернет 22
1.5.1.2 Новые точки входа на сайт СМИ 24
1.5.1.3 Новое время потребления СМИ 25
1.5.1.4 Приспособление к привычкам аудитории СМИ 26
1.5.2 Акцент на дистрибуции контента 28
1.5.3 Взрыв авторства 30
1.5.4 Новые форматы подачи контента 32
1.5.4.1 Объяснение новостей 32
1.5.4.2 Нативная реклама 33
1.5.4.3 Геймификация журналистики 34
2 Мультимедийный проект «Идея для стартапа» 36
2.1 Подготовительный этап работы над проектом 37
2.1.1 Выбор темы для проекта 37
2.1.2 Выбор темы, основного формата и героев проекта 38
2.1.3 Выбор платформы и каналов распространения 40
2.2 Этап проведения интервью 41
2.3 Создание интерфейса проекта 45
2.3.1 Главная страница 47
2.3.2 Главы проекта 48
2.4 Публикация 50
Заключение 53
Список использованных источников
Развитие интернет-технологий привело к тому, что журналистика перешла в эпоху «новых медиа». Профессор Мичиганского университета Рассел Нойман [Neuman, 2001] объясняет этот термин следующим образом: «Новый формат существования СМИ, доступных в любое время на цифровых устройствах, и подразумевающий активное участие читателей в создании и распространении контента».
Благодаря доступным технологиям создание новых проектов в сфере журналистики стало максимально простым: достаточно создать сайт и набрать редакцию. На первоначальных этапах для этого даже не нужно особых инвестиций или штата из десятков журналистов. В журналистике, как и в остальных сферах, где новые проекты появляются теперь каждый день, таких «новичков» называют стартапами — новыми проектами в любой сфере деятельности, часто запускаемыми без определенного финансирования в надежде найти инвестора. В случае с интернет-журналистикой мы можем называть этим термином молодые СМИ, пытающихся выделиться из общего числа за счет инновационных идей и форматов. Их главное преимущество в большей гибкости и мобильности в сравнении с неповоротливыми и не идущими на риск большими медиакомпаниями и холдингами. Это позволяет стартапам быстрее подстраиваться под современный медиарынок, постоянно меня облик и редакционную политику, а также экспериментировать с формой и содержанием контента.
Некоторые стартапы уже прошли путь от небольшого проекта до авторитетного и популярного СМИ. Эти издания не просто навязали конкуренцию традиционным медиа, но и начали менять весь медиарынок под себя. В 2016 году, согласно ежегодному отчету Fast Company [The Most Innovative Companies..., 2016], Buzzfeed стал самой инновационной компанией мира. Стартап, созданный десять лет назад Джоной Перетти для развлечения и экспериментов с вирусным контентом, обошел интернет-гиганты вроде Apple, Amazon и Facebook. Журналисты отметили, что действия Buzzfeed не только помогают им оставаться успешными, но и меняют весь рынок медиа [The Most Innovative Companies., 2016].
Опыт представителей новых медиа вроде BuzzFeed, HuffingtonPost или Mashable, достигших за несколько лет многомиллионной аудитории показывает, насколько быстро может «взлететь» тот или иной медиастартап. За короткий отрезок времени они проходят путь, который раньше не покорялся даже изданиям c богатой историей.
Но вывести стартап на серьезный уровень очень сложно из-за постоянной конкуренции с такими же молодыми командами и представителями традиционных медиа. Некоторые издания все-таки остаются на плаву, несмотря на небольшую редакцию и ограниченные бизнес-стратегии. Крайне важно, как и почему им это удается, ведь по мнению многих медиааналитиков (этому, в частности, посвящена книга «Как новые медиа изменили журналистику, 2012-2016», авторами которой являются Александр Амзин, Сергей Паранько, Наталья Лосева, Василий Гатов и Оксана Силантьева [Как новые медиа., 2016]) будущее журналистики - именно за подобными новыми медиа. При этом необходимо знать не только «мнение со стороны», но и взгляд с позиции самих сотрудников стартапов, что делает их успешными и отличает от конкурентов (как других стартапов, так и традиционных медиа). Это может помочь намного лучше понять основные стратегии новых изданий, их главные преимущества и сходства в достижении целей.
Актуальность данной темы состоит в том, что многие еще недавно небольшие проекты в сфере новых медиа могут через несколько лет определять развитие журналистики больше, чем признанные лидеры отрасли. На BuzzFeed, еще недавно существовавший в виде площадки для экспериментов специалиста по вирусному распространению контента, в месяц заходят свыше 180 миллионов уникальных пользователей. Веб-версия самой читаемой газеты Нью-Йорка The Wall Street Journal всерьез опасается конкуренции со стороны более молодого Business Insider. И таких примеров все больше. Вполне возможно, что в скором времени такие конкурентноспособные проекты появятся и на медиарынке Рунета.
Цель нашей дипломной работы - изучить стратегии развития стартапов на медиарынке Рунета. Исходя из цели, мы ставим следующие задачи:
• дать определения понятиям «стартап», «медиастартап»;
• дать определение понятию «новые медиа», выделить ключевые характеристики новых медиа;
• разработать типологию стартапов на медиарынке;
• выделить новые стратегии развития онлайновых СМИ;
• разработать концепцию будущего проекта - от темы до названия;
• подготовить цикл интервью с представителями стартапов на медиарынке Рунета;
• создать мультимедийный проект на основе цикла интервью.
Работа имеет не только исследовательский, но и творческий характер. Проект «Идея для стартапа: истории четырех изданий на медиарынке Рунета», созданный в рамках настоящего исследования, — это мультимедийный проект, основанный на серии интервью с сотрудниками нескольких стартапов на медиарынке рунета: TJ, «Батенька, да вы трансформер», Apparat и Meduza. Нашими собеседниками стали журналисты Султан Сулейманов, Никита Лихачев, Владислав Моисеев и Андрей Бродецкий. Проект помогает узнать историю запуска каждого стартапа, его уникальные особенности, элементы бизнес-модели и отличия в работе с аудиторией. Проект уникален тем, что, в отличие от тематических ресурсов вроде vc.ruили «Секрета Фирмы» предлагает взглянуть не только на каждого «игрока» на медиарынке в отдельности, но и сравнить их, узнать их мнения по вопросам перспективности тех или иных направлений работы.
При написании курсовой работы применялись такие методы исследования, как наблюдение, case-метод, систематизация и классификация, интервью.
Теоретическую базу данной работы составляют материалы отечественных и иностранных исследователей в области журналистики новых медиа: П. Бредшоу, Н. Ньюмана, И. Стечкина, Е. Вартановой, М. Корнева, К. Доктора, А. Амзина, В. Пули, Е. Лапиной-Кратасюк, В. Коломиеца. А также аналитические и обзорные материалы российских и зарубежных СМИ. Из них можно выделить работы коллектива «The Nieman Journalism Lab», образовательного портала «Мы и Жо», блога MediaToolbox, издания о стартапах vc.ru. Для реализации практической части дипломной работы использовались сервисы Tilda, Piktochart, Thinglink, StoryMap.
Работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка использованных источников, насчитывающего 55 наименований. Первая глава исследования посвящена изучению определений терминов «стартап», «стартап на медиарынке» и «новые медиа». Также в первой главе рассматриваются новые стратегии развития интернет-СМИ и разрабатывается классификафия стартапов в сфере журналистики. Во второй главе научной работы исследователь делится своим опытом создания мультимедийного проекта «Идея для стартапа: истории четырех изданий на медиарынке Рунета». В заключении подведены общие итоги исследования.
Тенденции и наиболее популярные форматы новых медиа постоянно меняются во многом благодаря именно стартапам, развивающих как отдельную сферу, так и интернет-журналистику в целом. Новые издания используют свою мобильность и гибкость, подстраиваясь под условия рынка, на котором проектам необходимо выживать и развиваться. История многих медиастартапов показывает, что оригинальная идея, положенная в концепцию издания, зачастую может ориентиром для многих других интернет-проектов.
Целью данной работы было разобраться, как устроены стартапы на медиарынке Рунета и за счет чего они остаются жизнеспособными. Рассматривались сходства и различия в подходе к аудитории, в содержании и бизнес-моделях на примере четырех проектов: TJ, Apparat, Meduza, «Батенька, да вы трансформер». Проведенное исследование соответствует логике этой цели и реализующих ее задач, определенных в введении работы.
Итогом работы стал мультимедийный проект «Идея для стартапа: истории четырех изданий на медиарынке Рунета», созданный на основе интервью с сотрудниками и руководителями изданий. В нем журналисты рассказывают об основных стратегиях по выживанию на медиарынке Рунета, об особенностях своих стартапов. Мультимедийный проект «Идея для стартапа: истории четырех изданий на медиарынке Рунета» позволяет взглянуть на эти СМИ как по отдельности, так и сравнить их (это возможно из-за схожих вопросов, задаваемых героям).
На первом этапе исследования мы узнали общие сведения и характеристики стартапов на медиарынке. Для этого были определены понятия «стартап» и «новые медиа». В научном поле не был представлен термин «стартап на медиарынке», поэтому мы сами составили его характеристику: начинающее и развивающееся интернет-СМИ с инновационной идеей в основе, которое отличается от обычных СМИ в интернете неопределенностью и высоким риском закрытия.
Так как стартапы стараются получить аудиторию с помощью уникальных идей и решений, то были выделены основные стратегии онлайновых СМИ: так мы смогли понять, на какие тренды ориентируются редакции изданий. Главными трендами СМИ в интернете стали: изменение медиапотребление аудитории, акцент на дистрибуции контента, активное использование аудитории в качестве авторов контента и эксперименты с форматами подачи информации (геймификация, нативная реклама, объяснительная журналистика).
Также была составлена типология медиастартапов. Издания были разделены на пять основных категории: издания, основанные на системе блогов, издания, основанные на личном бренде журналиста, издания, основанные на агрегации контента, издания, основанные на стандартной модели интернет-СМИ и внутренние проекты традиционных СМИ («компании в компании», стартапы, действующие под руководством редакций крупных изданий).
Выделив характеристики стартапов на медиарынке и новые стратегии онлайновых СМИ, мы постарались узнать у самих стартаперов, как они работают с аудиторией, контентом и на основе чего строят бизнес-модели.
Для этого мы провели серию интервью с заметными изданиями на медиарынке Рунета. Мы поговорили с главным редактором TJ Никитой Лихачевым, редактором раздела «Шапито» издания Meduza Султаном Сулеймановым, редактором отдела мизантропии и уныния самиздата «Батенька, да вы трансформер» Владиславом Моисеевым и с главным редактором Apparat Андреем Бродецким.
Вопросы для интервью были поделены на две категории: общие для всех героев и индивидуальные для каждого. К общим относились история запуска стартапа, элементы, используемые в бизнес-моделях, подход к содержанию изданий, к аудитории. Индивидуальные вопросы касались личного опыта журналистов и особенностей их проектов.
Таким образом, мы выяснили, что у выбранных стартапов есть сходства: все они используют сразу несколько способов дохода для своих бизнес- моделей. Это связно с тем, что из-за высокой вероятности закрытия стартапы постоянно испытывают потребность в средствах не только для комфортной работы, но и в принципе для выживания проекта. Самыми популярными из элементов бизнес-моделей являются инвесторы, баннерная реклама и нативная реклама. Также часть изданий использует UGC для того, чтобы компенсировать ограниченный состав редакции. Так аудитория становится бесплатными сотрудниками СМИ. Однако все издания имеют уникальную историю появления и особенности, с помощью которых они пытаются выделиться на медиарынке Рунета: «Батенька, да вы трансформер» создавался еще как студенческий проект студентов МГУ, Meduza запустилась после увольнения большей части сотрудников Lenta.ruво главе с главным редактором Галиной Тимченко, Apparat оказался не нужен прошлой редакции и владельцам и был возрожден украинскими журналистами, а TJ начинался с автоматического агрегатора твитов без какого-либо журналистсткого контента.
Все истории стартапов визуализированы в рамках проекта «Идея для стартапа: истории четырех изданий на медиарынке Рунета» . Проект создан с помощью сервиса для мультимедийных лонгридов Tilda и включает в себя следующие элементы: интерактивную инфографику «стартапы, получившие инвестиции от Google», созданную на онлайн-ресурсе Thinglink, интерактивную карту «экспедиции редакции «Батеньки»» (создана в сервисе Storymap), инфографику о посещаемости Apparat и таймлинию «история перезапусков TJ».
Мультимедийный проект «Идея для стартапа: истории четырех изданий на медиарынке Рунета» представляет читателю возможность узнать «из первых рук» о жизни и выживании стартапов на медиарынке Рунета, их мнение о своей работе и работе конкурентов. Также аудитория проекта может сравнить издания между собой по ключевым параметрам деятельности интернет-СМИ: работа с аудиторией, работа с контентом, работа с бизнес-моделями.
1 Амзин, А. А. Современная аудитория интернет-изданий [Электронный ресурс] / А. Амзин // Сайт конференции «Деловой интернет». - ДАТА. - 10.10.2013, Режим доступа:http://di.by/2013/7491/.
2 Амзин, А. А. Социальные сети как источники информационных поводов для интернет-изданий / А. Амзин // Материалы конференции «Современные медиа: процессы и контексты». — Ярославль, 2013.
3 Безрукова, Т. Л. Современное состояние и развитие стартапов / Т.Л Безрукова // Успехи современного естествознания. - 2015. - № 1-1. - С. 95-97.
4 Бондаренко, С.В. Тенденции изменения форм производства и потребления новых видов медийного контента (на примере мобильного телевидения) / С.В. Бондаренко // СМИ и общество. Материалы Всероссийской конференции. - М.: Издательство «Хроникер», 2006. - С. 280-286.
5 Бредшоу, П. Средства массовой информации 21-го века [Электронный ресурс] / П. Бредшоу // Cossa. - 2008. - Режим доступа: http://www.cossa.ru/234/2481/.
6 В 2016 году аудитория мобильного интернета превысит 2 млрд [Электронный ресурс] // Планета СМИ. - 21.12.2015. - Режим доступа: http: //www.planetasmi .ru/blogi/comments/42566. html.
7 Вартанова, Е. Л. К чему ведет конвергенция СМИ / Е. Л. Вартанова // Информационное общество. - Санкт-Петербург, 1999. - Т. 6. С.11-14.
8 Вельф, А. Как социальные медиа меняют медиапотребление
[Электронный ресурс] / А. Вельф // Сборник статей научно-практической конференции «Новые медиа в гуманитарном образовании»: под ред. М.С. Корнева. - М., РГГУ, 2013. - Режим доступа:
http://www.slideshare.net/mkornev/ss-22943587.
9 Гатов, В. О критическом отношении к модным тенденциям [Электронный ресурс] / В. Гатов // Сборник статей к открытой сессии «медиаконвергенция, которая изменила мир?»: Под ред. М.С. Корнева. - М., РГГУ, 2014. - Режим доступа: http://www.slideshare.net/mkornev/ss-33893336.
10 Гусейнов, Г. Медиаконвергенция, которая изменила мир? [Электронный ресурс] / Г. Гусейнов // Сборник статей к открытой сессии «медиаконвергенция, которая изменила мир?»: Под ред. М.С. Корнева. - М., РГГУ, 2014. - Режим доступа: http://www.slideshare.net/mkornev/ss-33893336.
11 Жизненный цикл стартап-компании [Электронный ресурс] //
Официальный блог EAS. - Режим доступа:
http://www.eas.ee/ru/nachalo/osnovanie-startap-kompanii/zhiznennyj-cikl-startap-kompanii.
12 Как новые медиа изменили журналистику. 2012—2016 / А. Амзин, А. Галустян, В. Гатов, М. Кастельс, Д. Кульчицкая, Н. Лосева, М. Паркс, С. Паранько, О. Силантьева, Б. ван дер Хаак; под науч. ред. С. Балмаевой и М. Лукиной. — Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. — 304 с.
13 Кашин, О.В. Дисклеймер [Электронный ресурс] / О. В. Кашин //
Сайт издания «Кашин». - 24.03.2014. - Режим доступа:
http://kashin.guru/2014/03/24/manifest/.
14 Колесник, Ф. Все за 5 минут. Все, что вы хотели знать про объяснительную журналистику [Электронный ресурс] / Ф. Колесник //Афиша. Воздух. - 28.07.2014. - Режим доступа:http://vozduh.afisha.ru/technology/vse-chto-vy-hoteli-znat-pro-obyasnitelnuyu-zhurnalistiku/.
15 Коломиец, В. Медиасоциология: теория и практика / В. Коломиец. - М., ООО «НИПКЦ Восход-А», 2014. - 328 с.
16 Кононов Н. О простоте медиаконвергенции и важности быть понятым [Электронный ресурс] / Н. Кононов // Сборник статей к открытой сессии «медиаконвергенция, которая изменила мир?»: Под ред. М.С. Корнева. - М., РГГУ, 2014. - Режим доступа:http://www.slideshare.net/mkornev/ss-33893336.
17 Корнев, М.С. Новые медиа в гуманитарном образовании [Электронный ресурс] / М. С. Корнев // Сборник статей научно-практической
конференции «Новые медиа в гуманитарном образовании»: под ред. М.С. Корнева. - М., РГГУ, 2013. - Режим доступа:
http://www.slideshare.net/mkornev/ss-22943587.
18 Лапина-Кратасюк, Е. Особенности новых медиа [Электронный ресурс] // Образовательный портал «Постнаука». - 2015. - Режим доступа: http: //po stnauka.ru/video/3 8005.
19 Лучшие стартап-команды России [Электронный ресурс] // Секрет фирмы. - 2014. - №11. - Режим доступа:http://kommersant.ru/doc/2602868.
20 Медиапотребление в России [Электронный ресурс] // Сайт исследовательского центра Havas Media. - Режим доступа: http://www.havasmedia.ru/documents/docs—russian-site/mediapotreblenie.pdf.
21 «Медуза вызовет раздражение у всех» [Электронный ресурс] // сайт
издания «Colta». - 30.09.2014 - Режим доступа:
http://www.colta.ru/articles/media/4825.
22 Мирошниченко А. Во что вовлекают человека новые медиа? [Электронный ресурс] / А. Мирошниченко // сайт издания Slon.ru. - 29.04.2014. - Режим доступа: http://slon.ru/calendar/event/1092196.
23 Новости в интернете: СМИ и читатели [Электронный ресурс] //
Исследование компании Яндекс.Метрика. - 2014. - Режим доступа:
https://company.yandex.ru/researches/reports/2014/ya_news.xml.
24 Оболонков, С. Синонимы нативной рекламы [Электронный ресурс] / С. Оболонков. // Образовательный портал «Мы и Жо». - 13.06.2015. - Режим доступа:http://themedia.center/2015/06/13/sinonimyi-estestvennoy-reklamyi/.
25 Онлайн-отчет об аудитории интернет-СМИ [Электронный ресурс] // Сервис аналитики Quantcast. - 2016. - Режим доступа: https://www.quantcast.com/.
26 Пуля, В. Геймификация СМИ: новости, в которые играют люди/ В. Пуля // Журнал «Журналист». - 2015. - № 3. - С. 48-50.
27 Пуля, В. Почему мы все сидим в телефонах [Электронный ресурс] /В. Пуля // Личный блог Всеволода Пули. - 2015. - Режим доступа: http://pulya.ru/1/.
28 Рис, Э. Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели: книга / Э. Рис. - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 256 с.
29 Роженцов, К. «Эмоция — ключ к читателю»: создатель BuzzFeed.comо секретах популярного контента [Электронный ресурс] // образовательный порта «Теории и Практики». - 13.03.2014 - Режим доступа: http://theoryandpractice.ru/posts/8593-sozdatel-buzzfeed.
30 Сергеева, О.В. Парамонова, В.А. НАЗВАНИЕ / О. В. Сергеева, В. А. Парамонова // Вестник ОНУ им. Мечникова. Социология и полические науки - 2013. - Выпуск 2, часть 1. - С. 49-60.
31 Словарь новых медиа [Электронный ресурс] : Электронный словарь терминов, связанных с новыми медиа. - 2016. - Режим доступа: http://mediatoolbox.ru/dictionary/.
32 Статистика смертности и советы по безопасности для стартапов [Электронный ресурс] // «Цукерберг Позвонит». - 2014. - Режим доступа: http: //siliconrus .com/2014/10/startup-eset/.
33 Стечкин, И. Как СМИ могут эффективно использовать email- рассылки? / И. Стечкин // Журнал «Журналист». - 2015. - № 3. - С. 45-47.
34 Стечкин, И. Медиаконвергенция, которая изменила мир? [Электронный ресурс] / И. Стечкин // Сборник статей к открытой сессии «медиаконвергенция, которая изменила мир?»: Под ред. М.С. Корнева. - М., РГГУ, 2014. - Режим доступа:http: //www.slideshare. net/mkornev/ss-33893336.
35 Уразова, И. Новые медиа в гуманитарном образовании / И. Уразова // Сборник статей научно-практической конференции «Новые медиа в гуманитарном образовании»: под ред. М.С. Корнева. - М., РГГУ, 2013. - Режим доступа:http://www.slideshare.net/mkornev/ss-22943587.
36 Федоров, П. Как медиа вовлекают читателей [Электронный ресурс] / П. Федоров // Личный блог Павла Федорова. - 24.10.2015. - Режим доступа: http: //pavelf.ru/riw/?_utl_t=fb.
37 Черкасова И. User-Generated content - новый взгляд на новости / И. Черкасова // Сборник статей к открытой сессии «медиаконвергенция, которая изменила мир?»: Под ред. М.С. Корнева. - М., РГГУ, 2014. - Режим доступа: http://www.slideshare.net/mkornev/ss-33893336.
38 Чернавский, А. С. Особенности современного медиапотребления и феномен новых медиа / А. С. Чернавский // Журнал «Власть». - 2015. - № 7. - С. 73-75.
39 Чижик, В. Новые медиаформаты в современной России
[Электронный ресурс] / В. Чижик // Сборник материалов XVII Всероссийской объединенной конференции «Интернет и современное общество». - Санкт- Петербург, 19 - 20 ноября 2014 г. - Режим доступа:
http://ojs.ifmo.ru/index.php/IMS/article/viewFile/262/257.
40 Что такое стартап-компания? [Электронный ресурс] //
Официальный блог EAS. - 2014. - Режим доступа:
http://www.eas.ee/ru/nachalo/osnovanie-startap-kompanii/chto-takoe-startap-kompanija.
41 Digital News Initiative: First Funding Brings EUR 27m to Projects in 23Countries [Электронный ресурс] // блог компании Google. - 2015 - Режим доступа: http://googlepolicyeurope.blogspot.ru/2016/02/digital-news-initiative-first- funding_24.html.
42 Doctor, K. 10 numbers that define the news business today [Электронный ресурс] // Сайт лаборатории журналистики NiemanLab. - 25.06.2015. - Режим доступа: http://www.niemanlab.org/2015/06/newsonomics-10- numbers-they-define-the-news-business-today/.
43 Explanatory journalism: are you part of the media's hottest trend? [Электронный ресурс] // The Bleacher Report Blog. - 28.07.2014. - Режим доступа:http://blog.bleacherreport.com/2014/07/28/explanatorv-joumalism-are-you-part-of-the-medias-hottest-trend/.
44 Goldberg, B. I'm starting another content company, and I plan to make a fortune [Электронный ресурс] / B. Goldberg // Сайт издания Pando. - 04.03.2013. - Режим доступа: https://pando.com/2013/03/04/im-starting-another-content- company-and-i-plan-to-make-a-fortune/.
45 Google выделила 50 тысяч евро на проект редактора «Медузы» Султана Сулейманова [Электронный ресурс] // Vc.ru. - 25.02.2016. - Режим доступа: https://vc.ru/n/google-sultan.
46 Ingram, M. A hands-on review of explanatory journalism [Электронный ресурс] // сайт издания GigaOM. - 22.04.2014 - Режим доступа: https://gigaom.com/2014/04/22/the-upshot-vs-vox-vs-fivethirtyeight-a-hands-on-review-of-explanatory-journalism/.
47 Ingram, M. The year in media: why we should be optimistic [Электронный ресурс] // сайт издания GigaOM. - 22.12.2014 - Режим доступа: https://gigaom.com/2014/12/22/the-year-in-media-12-reasons-why-we-should-be-optimistic/.
48 Ip, C. With launch of i100, viral sites continue to spread [Электронный ресурс] // сайт Columbia Journalism Review. - 2014. - Режим доступа: http://www.cjr.org/behind_the_news/with_launch_of_i100_viral_site.php.
49 The most innovative companies of 2016 [Электронный ресурс] // сайт
издания «Fast Company». - 2016. - Режим доступа:
http://www.fastcompany.com/most-innovative-companies.
50 Neuman, R. Social Implications of the Internet/ R. Neuman // Annual Review of Sociology. - 2001. - № 27.
51 New report provides lessons on advancing innovation in journalism and information [Электронный ресурс] // Knight News Challenge. - 27.08.2014. - Режим доступа: http://knightfoundation.org/press-room/press-release/new-report- provides-lessons-advancing-innovation-j/.
52 Newman, N. Digital news report 2015 [Электронный ресурс] // сайт
института Reuters. - 2015. - Режим доступа:
http://media.digitalnewsreport.org/wp-content/uploads/2015/01/Journalism-media- and-technology-predictions-2015-FINALo.pdf.
53 Salmon, F. The native matrix [Электронный ресурс] // сайт информационного агентства Reuters. - 14.04.2013 - Режим доступа: http://blogs.reuters.com/felix-salmon/2013/04/14/the-native-matrix/.
54 The Top 20 Reasons Startups Fail [Электронный ресурс] // аналитическое агентство CB Insights. - 07.10.2014 - Режим доступа: https://www.cbinsights.com/blog/startup-failure-reasons-top/.
55 Why A Column About Native Advertising? [Электронный ресурс] //
сайт издания MediaPost. - 15.10.2014. - Режим доступа:
http://www.mediapost.com/publications/article/236256/why-a-column-about-native-advertising.html.