Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННО-ВОЛЕВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СПОРТСМЕНОВ ПЛОВЦОВ

Работа №22462

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

физическая культура

Объем работы61
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
366
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1 Теоретические представления о мотивационно-волевых способностях
спортсменов 6
1.1 Понятие «мотивационно-волевые способности», их виды 6
1.2 Особенности мотивационно-волевых способностей спортсменов
пловцов 12
1.3 Условия формирования мотивационно-волевых способностей у
спортсменов пловцов 20
2 Организация и методы исследования 30
Организация исследования 30
2.2 Методы исследования 31
3 Экспериментальное исследование по оценки эффективности средств
формирования мотивационно-волевых способностей у спортсменов пловцов 35
3.1 Результаты констатирующего этапа 35
3.2 Результаты формирующего этапа 43
Заключение 55
Список использованных источников 57

Актуальность проблемы. Основной характеристикой личности, определяющей достижения в спортивной сфере, является мотивация. Процессы, протекающие в организме при осуществлении спортивной деятельности, напрямую зависят от мотивации, которая оказывает определяющее влияние н а результативность. В условиях жесткого соревновательного противоборства можно ожидать полной самоотдачи и стремления к победе лишь у мотивированного спортсмена, обладающего максимальной выраженностью мотивации.
Одной из первых работ, направленных на изучение психологической готовности пловцов к спортивной деятельности, была работа Л.С. Нерсесяна (1965), позднее В.В. Медведевым (1980). В них были раскрыты содержание, средства и методы психологической подготовки пловцов. Е.А. Митиным (1986) определены средства и методы совершенствования спортивно-значимых качеств пловцов при подготовке к соревнованиям. А.Г. Бармин (2001) исследовал психологические условия регуляции спортивной деятельности в плавании. К.К. Марковым (2003) изучены педагогические и психологические условия деятельности тренера по плаванию в тренировочном и соревновательном процессе.
Наряду с этим мало исследованы мотивационно-волевые способности у спортсменов пловцов, особенности взаимосвязи их спортивной мотивации с мотивами занятий спортом, волевыми качествами и свойствами темперамента, педагогические условия формирования спортивной мотивации.
Таким образом, в настоящее время существует противоречие между значимостью спортивной мотивации спортсменов пловцов для эффективности и продолжительности занятий спортом, с одной стороны, и недостаточной изученностью педагогических условий ее формирования в юношеском возрасте, с другой.
Объект исследования - мотивационно-волевые способности.
4
Предмет исследования - средства формирования мотивационно-волевых способностей у спортсменов пловцов.
Цель исследования - оценка эффективности средств формирования мотивационно-волевых способностей у спортсменов - пловцов.
Задачи исследования:
проанализировать теоретические представления о мотивационно-волевых способностях;
описать специфику мотивационно-волевых способностей спортсменов пловцов;
охарактеризовать условия формирования мотивационно-волевых
способностей у спортсменов;
оценить эффективность средств по формированию мотивационно¬волевых способностей спортсменов пловцов.
Методы исследования: анализ литературных источников, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
База исследования - МАУДО «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва «Энергия» г. Красноярска.
Выборка исследования - 16 спортсменов секции плавания СДЮШОР «Энергия» г. Красноярска.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что если в тренировочном процессе использовать обучение: приемам саморегуляции предстартовых и соревновательных состояний, навыкам идеомоторной тренировки (ИТ), ментальным тренингам и моделирование возможных соревновательных ситуаций во время учебно-тренировочных заплывов, то мотивационно - волевые способности спортсменов пловцов возрастут.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное теоретико-аналитическое исследование проблемы формирования мотивационно - волевых способностей личности юных спортсменов показало, что тема исследования характеризуется высокой актуальностью и практической значимостью. Это подтверждается ее направленностью на решение одной из фундаментальных проблем психологии развития и педагогической психологии - развитие у человека способности к сознательному регулированию своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Волевую саморегуляцию следует рассматривать как составную часть произвольного управления личностью своим поведением и деятельностью.
Анализ литературных источников позволил определить мотивационно¬волевые способности личности как систему, состоящую из 4 компонентов: мотивационный, волевой, эмоционально - поведенческий, саморегуляционный, имеющие глубокие взаимосвязи и находящиеся в постоянном единстве.
Специфика мотивационно-волевых способностей спортсменов пловцов определяется системой психологических свойств личности: темпераментом, характером, направленностью и т.д. Так экстраверты больше успешны в спринтерских дистанциях, интроверты - в стайерских дистанциях. Подготовка спортсмена к соревнованиям должна включать учет его индивидуально¬типологических свойств: уровня нейротизма, экстра- и интроверсии.
К рекомендуемым педагогическим условиям формирования мотивационно-волевых способностей у спортсменов пловцов относиться обучение: приемам саморегуляции предстартовых и соревновательных состояний, навыкам идеомоторной тренировки (ИТ), ментальным тренингам и моделирование возможных соревновательных ситуаций во время учебно- тренировочных заплывов.
В экспериментальной группе спортсменов пловцов нами были получены достоверные различия в показателях МВС по шкалам: «Стремление к успеху», «Выдержка», «Решительность», «Целеустремленность», «Внимательность», «Реакция на соревновательную ситуацию», «Самостоятельность», что
позволяет с уверенностью считать предложенные нами средства по формированию мотивационно-волевых способностей спортсменов пловцов эффективными.
Степень напряжённости занятий плаванием отличается от других видов спорта. От пловцов требуется максимальная отдача в короткие временные промежутки. Соревнование проходит в более динамичных условиях, при высоких скоростях. Последствиями несобранности, недостатка концентрации мотивационно-волевой сферы может быть потеря инициативы, ритма.
Таким образом, мотивационно-волевые качества выступают как взаимно дополняемая структура личности. Волевая сфера для спортсмена даёт возможность максимального результата и профессионального роста.



1. Авдиенко, В. Б. Организация и планирование спортивной тренировки в плавании: учеб-метод. пособие / В. Б. Авдиенко. - Самара: СГПУ, 2005. - 72 с.
2. Авдиенко, В. Б. Актуальные вопросы спортивного плавания: науч. пособие / В. Б. Авдиенко. - Омск: Спорт, 1995. - 417 с.
3. Богданович, С. С. Мотивация деятельности: алгоритм исследования и аппаратурная методика: учеб. пособие / С. С. Богданович, В. В. Данилевич, Д. И. Сагайдак. - Минск: Весык БДУ, - 2012. - 60 с.
4. Булгакова, Н. Ж. Обучение и тренировка юного пловца: учеб. пособие / Н. Ж. Булгакова. - Москва: Физкультура и спорт, 1995. - 103 с.
5. Булгакова, Н. Ж. Отбор и подготовка юных пловцов: учеб. пособие / Н. Ж. Булгакова. - Москва: Физкультура и спорт, 1996. - 191 с.
6. Быков, А. В. Экспериментальное изучение волевой регуляции: учеб. пособие / А. В. Быков. - Москва: Психология, 1999. - 42 с.
7. Вилюнас, В. К. Психологические механизмы биологической мотивации: учеб. пособие / В. К. Вильнас. - Москва: Психология и спорт, 1996. - 184 с.
8. Воронцов, А.Р. Методика многолетней подготовки юных пловцов: метод. рекомендации / А. Р. Воронцов, И. В. Чеботарева, В. Р. Соломатин. - Москва: ВНИИФК, 1990. - 49 с.
9. Воронцов, А.Р. Научно-методические основы построения многолетней спортивной подготовки юных пловцов на основе учета возрастной динамики физического развития: учеб. пособие / А. Р. Воронцов, В. Р. Соломатин, Н. Н. Сидоров. - Москва: ГЦОЛИФК, 1997. - 66 с.
10. Высоцкий, А. И. К развитию настойчивости у подростков: учеб. пособие / А. И. Высоцкий. - Рязань: Проблемы психологии воли, 2004. - 53 с.
11. Высоцкий, А. И. Характеристика процесса самовоспитания у подростков: учеб. пособие / А. И. Высоцкий. - Рязань: Проблемы формирования личности и волевой процесс, 1998. - 45 с.
12. Гилязова, В. Б. Структура годичной тренировки пловцов высокой квалификации: метод. рекомендации / В.Б. Гилязова. - Москва: Спорт МС и МСМК, 2003. - 60 с.
13. Гордон, С. М. Методика планирования тренировки квалифицированных пловцов-спринтеров в годичном макроцикле: метод. разработка / С.М. Гордон, П.М. Прилуцкий. - Минск: БГОИФК, 2004. - 48 с.
14. Дашкевич, О. В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях: автореф. дис. ... канд. псих. наук: 19.00.01 / Олег Валентинович Дашкевич. - Москва, 2005 - 48 с.
15. Ерохина, Е.В. Стратегии преодолевающего поведения и социальной адаптации при различных профилях эмоционального интеллекта: дне. .. д-ра псих. наук: 19.00.01 / Ерохина Елена Владимировна. - Кубань, 2009- 234 с.
16. Знаков, В. В. Самопонимание субъекта как когнитивная и экзистенциальная проблема / В. В. Знаков // Вестник: психологический журнал. - 2005. - № 1.- С. 18-28.
17. Иванников, В. А. Психологические механизмы волевой регуляции: учеб. пособие / В. А. Иванников. - Москва: Психология, 1991. - 157 с.
18. Иванченко, Е. И. Теоретико-методические основы подготовки и подведения пловцов к основным соревнованиям сезона. на этапе высшего спортивного мастерства: учеб. пособие / Е. И. Иванченко. - Минск: Спорт высшего мастерства, 1998. - 157 с.
19. Иванченко, Е.И. Двухцикловое планирование спортивной тренировки в течение года: метод. рекомендации / Е.И. Иванченко. - Минск: БГОИФК, 1990. - 33 с.
20. Ильин, Е. П. Психология воли: учеб. пособие / Е. П. Ильин. - Санкт- Петербург: Питер, 2013. - 239 с.
21. Калин, В. К. Волевая регуляция как проблема формы деятельности. Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: метод. пособие / В. К. Калин. - Симферополь, 2003. -. Симферополь: Тезисы Всесоюзного собрания молодых ученых , 2003. - 107 с.
22. Козлов, А.В. Многолетняя подготовка юных пловцов /
А.В. Козлов. - Санкт-Петербург: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2005. -101 с.
23. Крозин, А. В. Комплексный педагогический контроль в процессе управления спортивной тренировкой: учеб. пособие / А. В. Крозин. - Санкт- Петербург: Педагогика, 2004. - 457 с.
24. Кузьмин, Е. Б. Формирование интереса детей и подростков к занятиям спортом / Е. Б. Кузьмин, Н. И. Софронов // Теоретические и практические аспекты физического воспитания: материалы межвузовской научно - практической конференции молодых ученых и студентов. - Набережные Челны: КамГИФК, 2005. - 64 с.
25. Макаренко, Л.П. Юный пловец: учеб. пособие для тренеров ДЮСШ / Л. П. Макаренко. - Москва: Физкультура и спорт, 2003. - 155 с.
26. Макаренко, Л. П. Содержание и структура многолетней подготовки юных пловцов: лекция / Л. П. Макаренко. - Москва: ГЦОЛИФК, 1995. - 64 с.
27. Манцевич, Д. Е. Многолетнее планирование тренировки пловцов 15 лет и старше: метод. рекомендации / Д. Е. Манцевич. - Минск: БГОИФК, 2008. - 24 с.
28. Маслов, С.А. Методика диагностики соревновательной мотивации спортсмена: науч. изд. / С. А. Маслов, Е. П. Скворчук, Ю. Е. Чупина. - Омск: Мотивации спортсмена, 2013. - 48 с.
29. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры: учеб. пособие / Л. П. Матвеев. - Москва: Физкультура и спорт, 1991. - 145 с.
30. Минаев, С. А. Методологические проблемы совершенствования системы подготовки квалифицированных спортсменов: науч. пособие / С. А. Минаев. - Москва: Научные труды, 2000. - 354 с.
31. Набатникова, М. Я. Плавание: учеб. для тренеров / М. Я. Набатникова. - Москва: Физкультура и спорт, 2002. - 94 с.
32. Некрасова, Т. С. Научное обеспечение подготовки пловцов: метод. пособие / Т. С. Некрасова, Т.М. Абсалямова, Т.С. Тимаковой. - Москва: Плавание, 1997. - 348 с
33. Никитушкин, В.Г. Организационно-методические основы подготовки спортивного резерва: монография / В.Г. Никитушкин, П.В. Квашук, В.Г. Бауэр. - М.: Советский спорт, 2005. - 232 с.
34. Парфенов, В. А. Квалификация и спорт: метод. пособие / В. А. Парфенов, В. Н. Платонов В.Н. - Москва: Квалификация, 1999. - 247 с.
35. Парфенов, В.А. Тренировка квалифицированных пловцов /
B. А. Парфенов, В.Н. Платонов. - М.: Физкультура и спорт, 1999. - 166 с.
36. Петрович, Г.И. Распределение тренировочной нагрузки в годичном цикле подготовки пловцов: метод. рекомендации / Г.И. Петрович, П.М. Прилуцкий. - Минск: БГОИФК, 1991. - 25 с.
37. Пилоян, Р.А. Контроль за особенностью мотивации борца: метод. рекомендации / Р. А. Пилоян. - Москва: Спортивная борьба, 2012. - 52 с.
38. Плавание баттерфляем (дельфином) - для спортсменов, начинающих тренеров и инструкторов по плаванию/ А.Р. Воронцов. - М.: Физкультура и спорт, 2003.-238 с.
39. Платонов, В.Н. Современная спортивная тренировка: метод. рекомендации / В. Н. Платонов. - Киев: Здоров' я, 2000. - 189 с.
40. Платонов, В.Н. Тренировка пловцов высокого класса / В.Н. Платонов,
C. М. Вайцеховский. - Москва: Физкультура и спорт, 1995. - 256 с.
41. Прохоров, А. О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности: учеб. пособие / А. О. Прохоров. - Москва: Пер Се, 2005. - 264 с.
42. Рейковский, Я. В. Экспериментальная психология эмоций: учеб. пособие / Я. В. Рейковский. - Москва: Психология, 2009. 248 с.
43. Рудик, П. А. Психологические основы морально-волевой подготовки спортсмена: учеб. пособие / П. А. Рудик. - Москва: ГЦОЛИФК, 2002. - 89 с.
44. Рудик, П. А. Воля и ее воспитание: учеб. пособие / П. А. Рудик. - Москва: ГЦОЛИФК, 2005. - 124 с.
45. Рудик, П.А. Психология: учеб. пособие / П.А. Рудик. - Москва: ГЦОЛИФК, 2008. - 147 с.
46. Румянцева, В. И. Особенности мотивационной сферы спортсменов разных специализаций: учеб. пособие / В. И. Румянцева, В. И. Тропников.- Москва: Спорт, 2008. - 57 с.
47. Сахновский, К.П. Подготовка спортивного резерва /
К.П. Сахновский. - Киев: Здоровья, 1990. - 152 с.
48. Селиванов, В. И. Проблема воли в советской психологии: учеб. пособие / В. И. Селиванов. - Москва: Вопросы психологии, 2004. - 84 с.
49. Селиванов, В. И. Психология волевой активности: учеб. пособие / В. И. Селиванов. - Рязань: Психология, 2004. - 148 с.
50. Сергиенко, Е.А. Контроль поведения: индивидуальные ресурсы
субъектной регуляции / Сергиенко Е.А. // Психологические исследования:
электрон, науч. жури. 2009. № 5(7).- С.56-63.
51. Смирнова, Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах: учеб. пособие / Е. О. Смирнова. - Воронеж: Вопросы психологии, 2010. - 245 с.
52. Смирнова, Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем онтогенезе: учеб. пособие / Е. О. Смирнова. - Воронеж: Вопросы психологии. 2008, 58 с.
53. Спортивное плавание: учеб. для вузов физической культуры / под. ред. проф. Н.Ж. Булгаковой. - М.: ФОН, 2008.
54. Тимакова, Т.С. Подготовка юных пловцов в аспектах онтогенеза: метод. пособие / Т.С. Тимакова. - М.: Симилия, 2006. - 132 с.
55. Черникова, О. А. Волевые действия в спорте: учеб. пособие / О. А. Черникова.- Москва: Материалы совещания по психологии, 2007. - 70 с.
56. Черникова, О. А. Роль эмоций в волевых действиях спортсменов: учеб. пособие / О. А. Черникова. - Москва: Проблемы психологии, 2002. - 48 с.
57. Черникова, О. А. Активная саморегуляция эмоциональных состояний спортсмена: учеб. пособие / О. А. Черникова, О. В. Дашкевич. - Москва: Спорт, 2000. - 154 с.
58. Шульга, Т. И. Психологические основы формирования воли: учеб. пособие / Т. И. Шульга. - Пятигорск: Психология, 2003. - 654 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ