Введение 7
1 Основные тенденции развития микрофинансирования в России 10
1.1 Состояние рынка микрофинансирования в в России 10
1.2 Особенности формирования конкурентных преимуществ
микрофинансовых организаций 25
2 Исследование конкурентоспособности ООО «Главный займ» 35
2.1 Характеристика предприятия 35
2.2 Оценка показателей конкурентоспособности ООО «Главный займ» 47
2.3 Анализ факторов, влияющих на конкурентоспособность ООО «Главный
займ» 65
3 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО
«Главный займ» 78
3.1 Формирование перечня мероприятий по повышению
конкурентоспособности ООО «Главный займ» 78
3.2 Оценка эффективности от реализации предложенных мероприятий для
ООО «Главный займ» 96
Заключение 108
Список использованных источников 110
Приложения 119
В последнее время значение конкурентоспособности, позволяющей фирме выжить в конкурентной борьбе, резко возросло. Все компании в условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в компании, но и выработать долгосрочную стратегию, которая позволила бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.
Конкурентное преимущество является базисом, на котором строится успешный бизнес. Это - выгода применения некоторой уникальной, создающей потребительскую ценность, стратегии, основанной на уникальной комбинации внутрифирменных ресурсов и способностей, которые не могут быть скопированы конкурентами.
Тема дипломного проекта посвящена конкурентоспособности микрофинансовой организации, чья деятельность сводится к предоставлению набора финансовых (выдача займов, сохранение сбережений и многое другое) и сопутствующих им нефинансовых услуг, прежде всего, населению с низким уровнем дохода, живущему в малых городах или сельской местности, а также руководителям микробизнеса, чтобы они, воспользовавшись этими услугами, могли обеспечить себе дальнейший рост, как в плане личностного развития, так и в части расширения бизнеса и повышения качества жизни.
Модель микрофинансирования предполагает использование специально разработанных процедур по оценке риска заемщика, наработаны собственные технологии предоставления и обеспечения возврата займов. Кроме того, работает дифференцированная по типам клиентов шкала процентных ставок, позволяющая заемщикам после погашения долга оставить часть доходов для собственного развития. При работе с клиентами используется персональный подход.
Исследование конкурентоспособности микрофинансовой организации требует процессного, системного, комплексного подхода с использованием определенных известных методов и методик и имеющихся ресурсов. При этом исключительно важным звеном в ходе анализа конкурентоспособности организации является именно ее информационное обеспечение. Информационную функцию осуществляют любые сведения, влияющие на рабочий процесс организации и его конкурентное положение на рынке. Следовательно, своевременное обеспечение организации необходимой информацией - это основное условие его эффективного функционирования в рыночной конкурентной среде.
Таким образом, актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена необходимостью закрепления позиций на рынке микрофинансирования в целях получения максимальной прибыли, так как среди наиболее слабых сторон, препятствующими успеху организации, выделяются высокая стоимость услуг и низкий профессионализм работников низшего звена, что снижает эффективность при выведении на рынок новых банковских продуктов по отношению к конкурентам. Решение проблемы возможно за счет взаимовыгодного партнерства с фирмами-клиентами на основе достижения оптимальных издержек, в развитии корпоративной культуры и постоянном мониторинге потребительского спроса при составлении плана действий по продвижению.
Разработанность темы дипломного проекта. Анализ литературы по теме исследования свидетельствует о том, что проблема управления конкурентоспособностью организации, ее формированием и удержанием предприятием конкурентных позиций широко изучались современными отечественными и иностранными учеными и менеджерами.
Цель дипломного проекта - разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности организации на примере ООО «Главный займ».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить состояние рынка микрофинансирования в России;
- проанализировать факторы, формирующие конкурентные преимущества микрофинансовых организаций;
- провести исследование конкурентоспособности организации на приме¬ре ООО «Главный займ»;
- сформировать перечень мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «Главный займ»;
- оценить экономический эффект от предложенных мероприятий.
Объектом дипломного проекта являются конкурентные преимущества ООО «Главный займ».
Предметом дипломного проекта является исследование конкурентных преимуществ организации на примере ООО «Главный займ».
Методической основой работы послужили законодательные, нормативные и методические материалы. В процессе исследования применялись общие методы исследования: наблюдение, формализация, абстрагирование, сравнение и детализация.
Структурно дипломный проект включает введение, три раздела, заключение, библиографический список, приложения.
По итогам проведенного исследования сделаем следующие выводы.
Микрокредитование на сегодняшний момент позиционируется экономистами как наиболее удачный и эффективный финансовый инструмент ведения кредитных операций в частном секторе экономики.
Также этот рынок можно назвать одним из самых привлекательных и для инвесторов, поскольку работающие сегодня на рынке микрофинансирования компании удовлетворяют лишь 10-15% спроса.
Перспективы для дальнейшего развития сегмента МФО кроются в том, что происходит усиление внимания к микрофинансовой деятельности со стороны государства. Во многом это связано с обращением вектора развития страны к не сырьевому сектору, а МФО могут оказать реальную поддержку малому бизнесу, который станет опорой новой экономической политики.
В практической части работы в качестве объекта исследования было выбрано ООО «Главный Займ», основным видом деятельности которого является оказание микрофинансовых услуг. По результатам анализа выявлено, что у ООО «Главный Займ» две очень сильные стороны, среди которых увеличение норматива количества клиентов на бизнес-менеджера и рост объема продаж в 2015 году по отношению к 2014 году. Именно эти сильные стороны являются тем опытом и ресурсами, которыми владеет данное предприятие, а также стратегически важные сферы деятельности, позволяющие побеждать в конкурент¬ной борьбе.
Среди наиболее слабых сторон данного предприятия или по-иному недостатками и ограничениями, препятствующими успеху предприятия, экспертами были выделены такие как: высокая стоимость услуг и низкий профессионализм работников низшего звена.
Для повышения внешней и внутренней конкурентоспособности в на¬стоящее время необходимо применение стратегии развития посредством таких целей, как:
- разработка новых предложений для постоянных клиентов;
- оптимизация издержек обращения;
- развитие корпоративной культуры, ориентированной на региональную сеть;
- пилотирование работы региональной сети с использованием мобильных устройств, что позволит свести к минимуму внутреннее мошенничество;
- снижение комиссии за сборы агентам с 7% до 6%.
Основным маркетинговым инструментом станет лидогенерация, которая обеспечит ООО «Главный займ» большим потоком клиентов. Такая линия при-влечения заемщиков позволит грамотно просчитать и снизить себестоимость выданных займов. Методами лидогенерации в кредитных компаниях являются:
1. личное взаимодействие с человеком;
2. использование интернета (создание сайтов, реклама, работа в социальных сетях);
3. рассылки (письма, смс, электронные уведомления). Обеспечив себя достаточным количеством платежеспособных клиентов, можно значительно сократить риски, связанные с невозвратом заемных средств.
Все перечисленное можно объединить в развитие организационного ресурса компании. В качестве организационного ресурса выступает работа по оптимизации расчетно-кассового обслуживания физических лиц и оптимизации маркетинговой работы, способствующие притоку клиентуры.
Итоговая стоимость внедрения проекта составит 3473,6 тыс. руб. за три года реализации. Рассчитанный эффект от внедрения мероприятий составит 325417 тыс. руб. за три года реализации проекта.
На основании проведенных расчетов можно сделать вывод об экономической эффективности и целесообразности данного проекта.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (с изм. и дополнениями).
3. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "Об обществах с ограниченной ответственностью»
4. Аналоуи Ф., Карами А. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий: Учебник. - М.: Юнити-Дана, 2012. -400 с.
5. Армстронг, Дж. Готовы ли строительные компании к новой волне активности на рынке? / Дж. Армстронг. - 2013. - Электронный ресурс: http://www.kpmg.com/RU/ru/IssuesAndInsights/ArticlesPublications/Documents/S_ RE_5r.pdf;
6. Артеменко, В.Г. Финансовый анализ. / В.Г. Артеменко. - М,: Дело и сервис», 2008.- 354 с.
7. Афонина Я. Н. Повышение конкурентоспособности и эффективности функционирования предприятия на основе бизнес-моделирования и генерации идей [Электронный ресурс]//Электронный журнал «Молодежный научно-технический вестник». sntbul.bmstu.ru/file/505675.html?_s=1. Режим доступа: свободный. Редакция от 2012. PDF-файл-429 Кб
8. Баканов, М.И. Теория анализа хозяйственной деятельности. / М.И. Баканов, А.Д. Шеремет. - М.: Финансы и статистика, 2006.- 545 с.
9. Бланк, И.А. Основы финансового менеджмента. / И.А. Бланк. - Киев.: Эльга Ника Центр, 2009. - 621с.
10. Бердникова, Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / Т.Б. Бердникова. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 215 с.
11. Бондаренко В. А., Воронова Р. С. Обоснование ряда мероприятий по повышению рыночной устойчивости для предприятий (на примере ООО «Каргилл»)//Концепт. -2015. -Спецвыпуск № 16. -ART 75220.
12. Бондаренко В. А., Воронова Р. С. Проведение SWOT-анализа в рыночной активности фирмы на примере ООО «Каргилл»//Концепт. -2015. - Спецвыпуск № 24. -ART 75295.
13. Веселов, С.Л. Конкурентоспособность строительной продукции [Текст] / С.Л. Веселов // Инженерный вестник Дона. - 2011. - Т.18. - №4. - С. 160-164.
14. Веснин, В.Р. Менеджмент в схемах и определениях [Текст]: учебное пособие / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2013. - 120с.
15. Волков, И.М. Проектный анализ. / И.М. Волков. - М.: Банки и биржи ИО ЮНИТИ, 2004. - 434 с.
16. Гаврилова, А.Н. Финансовый менеджмент. / А.Н. Гаврилова. - М.: КНОРУС, 2006. - 336с.
17. Гиляровская, Л.Т. Экономический анализ. / Л.Т Гиляровская. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 656 с.
18. Голубков Е.П. О понятии «стратегия», ее роли и месте в маркетинговом планировании//Маркетинг в России и за рубежом. -2014. -№ 5. -С. 3-20.
19. Горемыкин В.А. Конкурентоспособность, основные аспекты [Текст]/В.А. Горемыкин. -5-е изд., перераб. и доп. -М.: «Ось-89», 2008. -592 с.
20. Гриффит А., Стивенсон П., Уотсон П. Системы управления в строительстве/Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2007. - 464с.: ил
21. Емельянова О. С., Морякова А. В. Система управления и методика оценки конкурентоспособности предприятия//Экономика и управление: новые вызовы и перспективы: сб. ст. II международ. науч. -практ. конф./Поволжский гос. ун-т сервиса. - Тольятти: Изд-во ПВГУС, 2011. -400 с.
22. Ефимова О.В. Финансовый анализ. / О.В. Ефимова. - М.: Бухгалтерский учет, 2015. - 650 с.
23. Жаншуакова Р.М. Конкурентоспособность строительной продукции и ее составные элементы//Организатор производства.- 2011. -№ 3. -С. 71-74.
24. Жилкина, А.Н. Управление финансами. /А.Н. Жилкина. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 332с.
25. Зудилин, А.П. Анализ хозяйственной деятельности. / А.П. Зудилин. - Екатеринбург: Каменный пояс, 2014. - 657 с.
26. Ионова, А.Ф. Финансовый анализ. / А.Ф. Ионова. - М.: ТК Велби, 2014. - 624с.
27. Ковалев, А.И. Маркетинговый анализ. / А.И Ковалев. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2012. - 767 с.
28. Ковалев, А.П. Диагностика банкротства. / А.П. Ковалев. - М.: Фистатинформ, 2011. - 256 с.
29. Ковалев, В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. / В.В. Ковалев // М.: Финансы и статистика, 2015. - 560с.
30. Колесникова О. В. Ребрикова Н. В. Стратегические аспекты формирования имиджа на рынке//Экономика и управление в машиностроении. 2015. № 2. С. 46-48
31. Конасс Бернар. Управление финансовой деятельностью. / Конасс Бер-нар. - М.: Финансы ИО «ЮНИТИ», 2003. - 675 с.
32. Кузнецов Б.Т. Стратегический менеджмент: учебное пособие. -М.: Юнити-Дана, 2012. -624 с
33. Кузнецова Е.Г., Хайров Р.Р. Организационное и информационное обеспечение управления разработкой конкурентной стратегии предпри- ятия//Фундаментальные исследования -2013. -№8. -С.159 163
34. Любушин, Н.П. Анализ финансово-хозяйственной деятельности пред-приятия. / Н.П. Любушин, М.Б. Лещева. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 356 с.
35. Мадьярова Н.Р. Пути повышения конкурентоспособности специализированных строительных организаций в современных рыночных условиях: дис канд. экон. наук. - М., 2014
36. Манохина Е.Э., Белов А.М. Формирование и реализация целей стратегической диверсификации производства [Текст] / Е.Э. Манохина, А.М. Белов // Экономические науки. - 2012. - № 10. - С. 52-55.
37. Маракулина И.В., Анфертьева Н.И. Применение методов стратегического анализа при обосновании конкурентной стратегии организации: Концепт. -2013. -№ 08 (август).
38. Мелехин, В. Б., Мелехин, П. В. Минимизация издержек строительного производства в краткосрочном периоде//Экономика строительства. 2011. № 6. С. 56-59.
39. Михайлова-Станюта, И.А. Оценка финансового состояния предприятия. / И.А. Михайлова-Станюта. - Мн: Наука и техника, 2004. - 104 с.
40. Мищенко, В.В. Мировой опыт и российская практика развития рынка
строительных услуг: на примере жилищного строительства / В.В. Мищенко. - М.: ДА МИД РФ, 2008. - Электронный ресурс:
http://www.dissercat.com/content/mirovoi-opyt-i-rossiiskaya-praktika-razvitiya-rynka-stroitelnykh-uslug-na-primere-zhilishchn
41. Негашев, Е.В. Анализ финансов предприятия в условиях рынка. / Е.В. Негашев. - М.: Высшая школа, 2012. - 400 с.
42. Панков, Д.А. Современные методы анализа финансового положения. / Д.А. Панков. - Мн.: ООО «Профит», 2011. - 206 с.
43. Перухин А.М. Оценка и управление конкурентоспособностью строительно-монтажных организаций: дис канд. экон. наук. - М., 2005
44. Пястолов, С. М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебник.- 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия»; Мастерство, 2014.- 336с.
45. Рубин Ю. Б. Стратегии конкурентных действий//Современная конкуренция. 2014. № 4 (46). С. 101-143
46. Рубин Ю. Б. Что такое конкуренция? (Введение в теорию конкурентного поведения)//Современная конкуренция. 2014. № 1 (43). С. 101-126
47. Русак, Н.А. Экономический анализ в условиях самофинансирования предприятий. / Н.А. Русак, 2015. - 258 с.
48. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности на предприятии,
4-е издание / Г.В. Савицкая. - М.: ООО «Новое издание», 2013. - 486 с.
49. Смеханов, П.Е. Анализ хозяйственной деятельности предприятий. /П.Е. Смеханов. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 358 с.
50. Смирнов В.П., Зверева Н.Е. Предпринимательский подход к стратегическому управлению коммерческой организацией//Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 5
51. Соколова, М.И. Мероприятия по повышению платежеспособности. / М.И. Соколова // Главбух. № 2, 2014. - С. 1-18.
52. Старостин, А. Глобальное строительство - 2020: Северная Америка, Западная Европа, Япония / А. Старостин. - 2012. - Электронный ресурс: www.rosstroy.info/index.php?option=content&task=view&id=139;
53. Старостин, А. Сектор гражданского строительства в России в 2014 го¬ду останется без изменений. - 2014. - Электронный ресурс:
http://rosstroy.info/index.php?option=com_content&task=view&id=499&Itemid=42;
54. Старостин, А. Строительство в России - основные тенденции и перспективы к 2017 году. - 2013. - Электронный ресурс:
http://rosstroy.info/index.php?option=com_content&task=view&id=372&Itemid=42;
55. Старостин, А. Строительная отрасль России в 2013 году вырастет на 0,3%. - 2013. - Электронный ресурс:
www.rosstroy.info/index.php?option=com_content&task=view&id=429&Itemid=42;
56. Старостин, А. Строительство в УрФО в 2014 году вырастет по край¬ней мере на 3%. - 2014. - Электронный ресурс:
http://rosstroy.info/index.php?option=com_content&task=view&id=469&Itemid=42;
57. Старостин, А. Строительство на Урале и в Сибири к 2015 году будет расти быстрее, чем на 10% в год. - Электронный ресурс: http://rosstroy.info/index.php?option=com_content&task=view&id=192&Itemid=42;
58. Фисун, В.А. Экономика строительства / В.А. Фисун. - М.: РГОТУПС. - 2012. - 232с.;
59. Фокс, Дж. Как стать сильным конкурентом. Тактики достижения рыночного преимущества [Текст]: учебное пособие / Дж. Фокс. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2011. - 170с.
60. Халин, Ю.А. Подход к определению траектории развития предприятий при управлении конкурентоспособностью [Текст] / Ю.А. Халин, А.С. Си¬зов, А.Н. Игнатенко // Известия Юго-Западного государственного университета. - 2012. - №1. - С. 86-92.
61. Чудновская, Н.С. Оценка эффективности финансирования строитель¬
ства в России / Н.С. Чудновская // Электронный научный журнал «Инженерный вестник Дона». - №4. - 2013. - Электронный ресурс:
http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n4y2013/2042;
62. Шабалин, Е.М. Как избежать банкротства. / Е.М. Шабалин, Н.А. Кригенский. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 554 с.
63. Щекотихина Е.А. Структурнологическая схема проведения стратегического анализа на предприятии /Е. А. Щекотихина//Молодой ученый. -2014. - №21. -С. 478 - 481
64. Шеремет, А.Д. Финансы предприятий. / А.Д. Шеремет. - М.: ИНФРА - М, 2014. - 587 с.
65. Шиколова, И.Л. Перспективы 2012. Год новых возможностей строи-тельной отрасли / И.Л. Шиколова // Сибирский дом. - № 2 - с. 13-18.
66. Шуваев М.А. Развитие методов оценки конкурентоспособности строительного предприятия: дисс канд. экон. наук. - Саратов, 2014
67. Юкаева, В.С. Менеджмент: Краткий курс [Текст]: учебное пособие / В.С. Юкаева. - М.: «Дашков и Ко», 2013. - 104с.
68. Юрьева, Т.В. Конкурентная политика организации в условиях кризиса [Текст]: учебное пособие / Т.В. Юрьева, А.В. Волжанин, Ц. Чжан. - М.: Про¬спект, 2010. - 144с.
69. Янгирова, С.М. Конкуренция как механизм адаптации [Текст] / С.М. Янгирова // Альманах современной науки и образования. - 2012. - №5. - С. 172¬174
70. Официальный сайт Федеральной службы государственной статисти¬ки. - Электронный ресурс:
www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/building/#.