Введение 3
1 Правовые акты, поддерживающие систему распространения печатных СМИ
на федеральном уровне 8
1.1 Система распространения печатных СМИ в Российской Федерации 8
1.2 Нормативно-правовые акты косвенной меры поддержки 9
1.2.1 Новеллы налогового законодательства 13
1.3 Нормативно-правовые акты прямой меры поддержки системы
распространения печатных СМИ 15
1.3.1 Правительство Российской Федерации 15
1.3.2 Нормативные акты министерств, ведомств, управлений 17
1.3.3 Министерство связи и массовых коммуникаций 17
1.3.4 Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям 20
1.3.5 ФГУП «Почта России» 22
1.4 Правовые акты ведомств рекомендательного характера 25
1.4.1 Концепция 25
1.4.2 Доклады 27
2 Правовые акты, поддерживающие систему распространения печатных СМИ
на региональном уровне 30
2.1 Предпосылки обострения проблемы 30
2.2 Региональные нормативно-правовые акты, поддерживающие систему
распространения печатных СМИ 33
2.2.1 Законодательное Собрание Красноярского края 33
2.2.2 Правительство Красноярского края 35
2.2.3 Агентство печати и массовых коммуникаций Красноярского края .... 37
2.3 Правовое положение киосков 40
2.4 Меры спасения системы распространения в регионе 42
Заключение 44
Список использованных источников 48
На сегодняшний день отрасль распространения печатных СМИ столкнулась с множеством проблем: налоговый дисбаланс, неэффективное законодательство, нехватка квалифицированных работников, торговых точек и т.д. Исследователи (А.Оськин, А. Мирошниченко, Д. Мартынов и др.) и практики (АРПП) предлагают немало решений: снижение цен на подписку, возвращение сопутствующих товаров в точки распространения (за исключением водки и эротической продукции), увеличение их количества, регулирование диктата ритейлеров, смягчение рекламного законодательства.
Согласно опросу Левада-центра, проведенному в 2013 году, газеты и журналы остаются одним из покупаемых носителей информации у россиян [Российская полиграфия., 2014, с. 20]. Важным источником дохода газет и журналов является распространение своего издания. Добиться сегодня финансовой устойчивости по продажам нелегко, потому что проводимая на федеральном и региональном уровнях политика не дает развиваться системе распространения.
Примечательно, что и рекламные доходы не спасают печатные СМИ. В первом квартале 2015 года они рухнули на 40-45%. Об этом сообщила газета «Ведомости» со ссылкой на гендиректора рекламного агентства Vi - Сергея Васильева [Фролов, 2015].
В данной работе будет исследована политика государства в области поддержки системы распространения печатных СМИ. Важно понимать, что СМИ как социальный институт для своего эффективного функционирования нуждаются в понятной и последовательно реализуемой политике государства.
Сегодня печатные СМИ, как и вся российская экономика, находятся в экономическом кризисе. Об этом говорит сокращение числа газетных киосков (с 2004 года по настоящее произошло уменьшение на 31,5% - с 42 тыс. до 28,9 тыс. единиц), падение рекламного рынка (печатные СМИ лишились около 60%). Государственная дотация на доставку подписных изданий была отменена в марте 2014. По данным ФГУП «Почта России», это привело к падению подписных тиражей уже во второй половине этого же года в среднем на 20,2%, а по итогам подписки на первое полугодие 2015 года - на 22% [Российская периодическая..., 2015]. Однако, по мнению Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, даже в кризис можно выстроить приоритетные направления для программ, которые не могут терпеть отлагательств [Российский рынок., 2009, с. 69].
Александр Оськин, председатель правления АРПП говорит, что все проблемы от того, что пресса не рассматривается властями как бизнес: «Считается, что пресса обслуживает политические интересы, поэтому совершенно не важно, насколько эффективно работает система» [Алексеева,2010].
Андрей Мирошниченко, российский журналист и теоретик медиа, считает, что в России пресса может сохраниться только благодаря государственным дотациям. При этом он отмечает, что по срокам уход бюджета с рынка прессы приблизительно догонит «естественную убыль» медиабизнеса. Получается, что бюджет не сможет поддерживать прессу дольше, чем рынок [Мирошниченко, 2015].
Актуальность выбранной темы определяется существующей на данный момент проблемой распространения печатных изданий на территории Российской Федерации. Для многих граждан печатные СМИ являются авторитетным источником новостной, аналитической и развлекательной информации. Пресса является вторым каналом информирования после телевидения [Концепция развития., 2015].
Еще 24 декабря 2014 года Президент РФ на совместном заседании Госсовета и Совета при Президенте по культуре и искусству рекомендовал органам исполнительной власти субъектов РФ принять меры по повышению доступности книжной и периодической печатной продукции для населения [Перечень поручений., 2014].
Данные меры необходимы потому, что СМИ служат эффективным средством взаимодействия между государством и обществом. Помимо этого, именно печатные СМИ являются особым средством сохранения и развития государственного языка.
Также система распространения печатной продукции позволяет реализовать конституционное право каждого человека на получение информации, это гарант осуществления права на свободу слова, а также защита информационной безопасности страны. Индустрия печатных средств массовой информации является важнейшей частью национальной экономики не только как распространитель социально значимой информации, но и как работодатель, обеспечивающий многих людей трудовым местом.
Обзор литературы показывает, что чаще всего к данному вопросу обращаются профессиональные организации - Ассоциация распространителей печатной продукции, Гильдия издателей периодической печати, - или государственные ведомства, в частности Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям.
Законодательные изменения, после которых утратили силу важные правовые документы, произошли в 2005 году. Законы, утратившие силу в 2005 году, обозначали СМИ как социально значимый бизнес, имеющий право на государственную поддержку и особый режим функционирования. Однако исследователи (Д.Мартынов, А. Оськин) считают, что и после этих изменений государство все еще поддерживает распространение газет и журналов [Алексеева, 2010].
Целью бакалаврской работы является анализ государственной политики Российской Федерации в области распространения печатных СМИ.
Для достижения заявленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- выявить цели, виды, способы государственной поддержки;
- определить виды деятельности государственных органов в сфере распространения печатных СМИ;
- проанализировать правовую базу проблемы;
- выявить меры государственной поддержки системы распространения печатных СМИ на региональном уровне.
Объектом выпускной квалификационной работы является система распространения печатных изданий. Предметом - государственная политика в этой области.
Теоретическую базу исследования составили работы С. М. Гуревича, Д. Мартынова, А.Оськина, А. Мирошниченко, Л. Петровой. Также автор обращался к ежегодным отраслевым докладам Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и документам, подготовленным Ассоциацией распространителей печатной продукции.
Эмпирическую базу работы составили нормативно-правовые акты федерального и регионального уровня, регулирующие сферу распространения печатных СМИ. При этом не будут рассматриваться определенные конкурсы, которые приурочены к календарным событиям, праздникам (день детей и т.д.).
Работа проводится с использованием следующих методов: анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция.
Теоретическая значимость работы выражается в обобщении федеральной, а также региональной нормативно-правовой базы. Практическая - в возможности использовать данную работу в качестве материала при подготовке дисциплин в области правовых проблем СМИ.
В данной исследовательской работе мы столкнемся со следующими понятиями: периодическое печатное издание, распространитель, подписчик, государственная политика.
Из Закона о СМИ:
«под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;
под распространителем понимается лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях» [Закон о СМИ, 1991].
В «Правилах распространения периодических печатных изданий по подписке» дается следующее определение подписчика: «подписчик - гражданин, имеющий намерение приобрести или приобретающий периодическое печатное издание по договору подписки исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» [Правила распространения., 2001].
Из ФЗ от 01.12.1995 N 191-ФЗ «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации» (утратил силу):
«под государственной поддержкой средств массовой информации - совокупность организационных, организационно - технических, правовых, экономических и иных мер, устанавливаемых государством в целях обеспечения прав граждан на получение объективной информации, на свободу слова, а также в целях обеспечения независимости средств массовой информации».
В работе выдвинута следующая гипотеза: государственная поддержка системы распространения печатных средств массовой информации существует в достаточной степени.
Работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка использованных источников, насчитывающего 59 наименований. В первой, теоретической части рассматривается деятельность государства, направленная на поддержание печатных СМИ, систематизируются нормы права, которые затрагивают данную сферу на федеральном уровне. В практической рассматриваются правовые нормы регионального уровня, направленные на государственную поддержку газет и журналов, на примере Красноярского края.
На данный момент российская экономика находится в финансовом кризисе, который, конечно, отразился на всех сферах жизнедеятельности общества. Вместе с этим стоит отметить, что печатные СМИ не потеряли своих позиций и все еще являются вторым источником информации после телевидения.
О проблеме распространения печатных изданий было сказано самим Президентом РФ еще в 2014 году. Именно тогда органам исполнительной власти субъектов РФ было рекомендовано принять меры по повышению доступности книжной и периодической печатной продукции для населения. [Перечень поручений..., 2014]. Средства массовой информации являются социальным институтом. Именно поэтому для его правильного функционирования необходима четкая, прозрачная, последовательно реализуемая политика государства. Также не стоит забывать, что печатные СМИ являются средством взаимодействия государства и общества, средством сохранения и развития государственного языка.
В правовом государстве, которым провозглашает себя Российская Федерация, должно в полной мере осуществляться конституционное право каждого человека на получение информации. Однако, начиная с 2005 года, в данной сфере происходят законодательные изменения, после которых и начинается усугубление положения рынка распространения. СМИ перестали быть социально значимым бизнесом, имеющим право на государственную поддержку и особый режим функционирования.
Целью бакалаврской работы был анализ государственной поддержки Российской Федерации в области распространения печатных СМИ. В ходе выполнения данной цели были решены предъявленные задачи. Удалось выявить цели, виды, способы государственной поддержки. Государственная поддержка реализуется путем создания правовых актов: как нормативных, так и рекомендующих. При этом отмечено, что многие рекомендации отражают в себе реальное состояние дел, а также предлагают жизнеспособные пути решения проблемы. Однако все эти предложения носят лишь рекомендательный характер. Для наступления изменений важно, чтобы такие документы стали нормативно-правовыми, то есть носили императивный, обязательный характер выполнения предписанных норм.
Правовые акты создают различные органы власти. Таким образом, были определены виды деятельности государственных органов в сфере распространения печатных СМИ. Чтобы помочь системе распространения, должна быть создана единая цепочка ведомств, действий по данному вопросу. Сейчас же все действия раскоординированы по различным органам власти, что не придает целостности действиям.
Также была проанализирована, структурирована правовая база проблемы. В ходе анализа было выяснено, что некоторые императивные нормы все-таки не находят свое реальное применение на практике. Значит, они нуждаются в адаптации к изменившимся условиям.
В практической части была проанализирована государственная поддержка системы распространения уже на региональном уровне. Особенностью Красноярского края является то, что периодические издания распространяются в основном по подписке, через систему розничной торговли и печати. При этом важно отметить, что сеть розничных киосков развита только в крупных городах края. В более мелких районах периодика продается в отделениях связи и магазинах.
В работе выдвинута следующая гипотеза: государственная поддержка системы распространения печатных средств массовой информации существует в достаточной степени. Таким образом, подводя итоги исследования, можно отметить, что системность в государственной поддержке отсутствует.
Существуют различные рекомендации для решения данной проблемы. Например, по мнению Г.Н. Кудия, в законодательстве необходимо закрепить понятия «региональные СМИ» и «общефедеральные СМИ», выделить в отдельную категорию региональные газеты и журналы. Также возможно использование новых технологий.
Для поддержания жизнедеятельности печатных СМИ важно использовать электронные средства как дополнительные информационные возможности. Авторы предлагают единую для всех издателей систему штрихового кодирования, а также использовать пограничные медиа, выпуская при этом и печатные версии.
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Государственная поддержка должна быть адресной, чтобы распространяться на конкретное издание с конкретным тематическим запросом, востребованным, качественным материалом.
На правовом уровне возможно решить проблему распространения печатных изданий путем изменений и на федеральном, и на региональном уровнях. К проблемам печатных СМИ, которые можно решить на региональном уровне можно отнести:
1) снижение расходов на аренду помещений. Достичь этого можно через предоставление в аренду на льготных условиях помещений, находящихся в государственной собственности.
2) снижение расходов на приобретение бумаги. Здесь также можно предоставить государственные субсидии на покупку бумаги у местных производителей.
3) снижение расходов на распространение изданий. Возможно организовать льготную подписку для определенных отдельных категорий граждан, которые нуждаются в подобной поддержке, а также важно увеличивать количество точек распространения, помогая им упрощая процедуру выдачи разрешений на временные сооружения.
4) недостаточное количество точек распространения. Выдача государственных гарантий, возможно, субсидирование процентной ставки по кредитам.
К проблемам печатных СМИ, которые можно решить на федеральном уровне можно отнести:
1) снижение налогов. Как и предлагают многие исследователи, о которых мы говорили выше, следует ввести льготную ставку НДС в размере 10% на весь этап производства и распространения СМИ.
2) снижение расходов на распространение региональных изданий. Государство на федеральном уровне может снизить цены на подписку и доставку.
3) предоставление льгот, преференций для региональных изданий. Если включить в список социально значимых товаров и услуг продукцию региональных изданий, то субъекты розничной торговли будут обязаны выполнять данные правила.
Продолжая изучать данную тему, можно рассмотреть опыт других стран, которые по своей правовой системе схожи с Российской Федерацией. Путем анализа системы распространения печатных СМИ в другой стране можно перенять положительный опыт законотворчества, таким образом, улучшить положение распространителей в России.
1 Алексеева, А. Китайские салфетки [Электронный ресурс] /
А. Алексеева // Частный Корреспондент. - 8.06.2010. - Режим доступа: http://www.chaskor.ru/article/kitajskie_salfetki_17778.
2 Архипов, С.В. Государственная политика в области СМИ в России и США [Электронный ресурс] / С. В. Архипов // Персональный сайт С. В. Архипова. - 2002. - Режим доступа:http://svarkhipov.narod.ru/vip/arkhi.htm.
3 Бородина, Т. Минпромторг просит освободить киоски с прессой от торгового сбора [Электронный ресурс] / Т. Бородина // Известия. - 8.06.2015. - Режим доступа:http://izvestia.ru/news/587443#ixzz48G8OnVgk.
4 Брызгалова, Е. Киоски просят об отсрочке торгового сбора в
Москве [Электронный ресурс] / Е. Брызгалова // Ведомости. - 29.05.2015. - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/technology/articles
/2015/05/29/594272-kioski-prosyat-ob-otsrochke-vvedeniya-torgovogo-sbora-v- moskve.
5 В Госдуме состоялась дискуссия о путях преодоления кризиса в
медиаотрасли страны [Электронный ресурс] // PlanetaSMI. - 11.02.2016. - Режим доступа: http://planetasmi.ru/arkhiv/42261 -v-gosdume-sostoyalas-
diskussiya-o-putyakh-preodoleniya-krizisa-v-mediaotrasli-strany.
6 В Совете Федерации положительно оценили итоги и дальнейшие перспективы сбора в Москве [Электронный ресурс] // Сайт департамента экономической политики и развития города Москвы. - 25.05.2016. - Режим доступа:http://depr.mos.ru/presscenter/news/detail/3014768.html.
7 Васильева, А., Онуфриева, З. Киоск «Союзпечаль» [Электронный ресурс] / А. Васильева, З. Онуфриева // Коммерсант. - 28.10.2013. - Режим доступа:http: //www.kommersant.ru/doc/2320642.
8 Волин, А. Должны остаться только те СМИ, которые в состоянии себя прокормить / А. Волин // Журналист. - 2012. - № 9. - С. 12-15.
9 Закон Красноярского края «О краевом бюджете на 2016 год и плановый период 2017—2018 годов» [Электронный ресурс]: от 2 декабря 2015 г. N 9-3931 (подписан Губернатором Красноярского края 14.12.2015). // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://base.consultant.ru.
10 Закон Красноярского края «О налоге на имущество организаций»
[Электронный ресурс]: от 08.11.2007 N 3-674 (подписан Губернатором Красноярского края 22.11.2007). // Справочная правовая система
«КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://base.consultant.ru.
11 Закон Красноярского края «Об экономической поддержке средств массовой информации, учрежденных органами государственной власти Красноярского края» [Электронный ресурс]: № 17-4366 от 27.12.2005 // Законодательное собрание Красноярского края. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/985012465.
12 Закон РФ «О средствах массовой информации» [Электронный ресурс]: от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 05.04.2016). // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://base.consultant.ru.
13 Змановская, А., Бородина, Т. Газетные киоски хотят освободить от
торгового сбора [Электронный ресурс] / А. Змановская, Т. Бородина // Известия. - 6.03.2015. - Режим доступа:
http://izvestia.ru/news/583754#ixzz48G46n0IT.
14 Извещение о проведении конкурса на предоставление субсидий на возмещение юридическим лицам, являющимся издателями или редакциями средств массовой информации, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на территории края, затрат, связанных с производством и распространением социально значимых для населения Красноярского края материалов в 2016 году [Электронный ресурс]: 20.11.2015. - Режим доступа: http://www.apmk.krskstate.ru/page5446/0/id/19058.
15 Извещение о проведении конкурса на предоставление субсидий на возмещение юридическим лицам, являющимся издателями или редакциями средств массовой информации, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на территории края, затрат, связанных с производством и распространением социально значимых для населения Красноярского края материалов в 2016 году [Электронный ресурс]: 20.11.2015. - Режим доступа: http://www.apmk.krskstate.ru/page5446/0/id/19057.
16 Информация об организациях, являющихся получателями субсидий на возмещение юридическим лицам, являющимся издателями или редакциями средств массовой информации, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на территории края, затрат, связанных с производством и распространением социально значимых для населения Красноярского края материалов (далее - субсидия) в 2016 году [Электронный ресурс]: 14.01.2016. - Режим доступа:http://www.krskstate.ru/media/subsid/0/id/19488.
17 Козырь, Н.С. Рынок периодической печати в России: состояние и перспективы развития / Н.С. Козырь // Журнал «Региональная экономика: теория и практика». - 2015. - №28(403). - С. 40-53.
18 Кокшаров, А. Мы за ценой не постоим, или Почему чиновники швыряются субсидиями для прессы налево и направо [Электронный ресурс] / А. Кокшаров // Так-так-так, новости и заметки. - 13.09.2011. - Режим доступа: http://taktaktak.org/blog/posts/2011/09/myi-za-tsenoy-ne-postoim-ili-pochemu- chinov.
19 Концепция развития розничного распространения периодической печати в Москве до 2020 года [Электронный ресурс]: // Сайт АРПП. - 13.04.2015. - Режим доступа: http://www.arpp.ru/pressr/275720-kontsepsiya.
20 Кудий, Г.Н. Государственная политика в сфере печатных СМИ [Электронный ресурс] / Г. Н. Кудий // Федеральный справочник. Связь и массовые коммуникации: сборник статей. - М., 2012. - Режим доступа: http://federalbook.ru/files/SVAYZ/saderzhanie/Tom%201 1/V/Kudiy.pdf.
21 Матвеева, А. Вопрос единства государства / А. Матвеева //Эксперт.- 2014. - № 40. - С. 34.
22 Мартынов, Д. Меры по преодолению кризиса в отрасли печатных
СМИ [Электронный ресурс] / Д. Мартынова //PlanetaSMI.- 15.02.2016. - Режим доступа: http://planetasmi.ru/component/k2/item/42325-mery-po-
preodoleniyu-krizisa-v-otrasli-peshatnykh-smi-dmitrij-martynov-arpp.
23 Минкомсвязь России согласовала условия подписной кампании на первое полугодие 2016 года [Электронный ресурс] // Сайт МинкомсвязмРоссии. - 9.07.2015. - Режим доступа: http://minsvyaz.ru/ru/events/33600.
24 Мирошниченко, А. Газеты умирают [Электронный ресурс] / А. Мирошниченко // Colta.ru. - 16.02.2015. - Режим доступа: http://www.colta.ru/articles/media/6337.
25 Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) [Электронный ресурс]: от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
26 Николаева, С. Пресса становится недоступной [Электронный ресурс] / С. Николаева // The Конкурент. - 2007. - Режим доступа: http://www.konkurent-krsk.ru/index.php?id=210.
27 Общественная экспертиза. Анатомия свободы слова [Электронный
ресурс] - М., 2000. - Режим доступа:
http://www.freepress.ru/arh/book_2000/032.shtml.
28 Перечень поручений по итогам совместного заседания Госсовета
и Совета по культуре и искусству [Электронный ресурс] // Официальный сайт президента России. - 22.01.2015. - Режим доступа:
http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/4751 1 .
29 Письмо Министерства финансов России. [Электронный ресурс]: от
18 мая 2007 г. N 03-07-08/120. // Справочная правовая система
«КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://base.consultant.ru.
30 Порядок предоставления государственной поддержки периодическим печатным СМИ в 2016 году [Электронный ресурс] // Сайт федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. - 22.01.2016. -
доступа: http: //www.fapmc.ru/mobile/statements/support/grantingofstatesupport/item46.html.
31 Постановление администрации ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края «Об утверждении Порядка предоставления субсидии в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) продукции средств массовой информации, публикующих официальную информацию о деятельности органов местного самоуправления ЗАТО г. Зеленогорска» [Электронный ресурс]: от 28.01.2014 N 14-п (ред. от 04.02.2014). // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://base.consultant.ru.
32 Постановление Администрации Красноярска «Об утверждении положения о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска». [Электронный ресурс]: от 28 ноября 2014 г. N 809. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://base.consultant.ru.
33 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа [Электронный ресурс]: от 17.09.2014 по делу N А70-13678/2013. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
34 Постановление Правительства Красноярского края «О внесении изменений в Постановление Правительства Красноярского края от 03.06.2015 N 281-п «Об утверждении Административного регламента предоставления агентством печати и массовых коммуникаций Красноярского края государственной услуги по предоставлению и возврату субсидий на возмещение юридическим лицам, являющимся издателями или редакциями средств массовой информации, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на территории Красноярского края, затрат, связанных с производством и распространением социально значимых для населения Красноярского края материалов» [Электронный ресурс]: от 28.01.2016 N 27-п. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http: //base.consultant.ru.
35 Постановление Правительства Красноярского края «Об
утверждении Порядка предоставления и возврата субсидий на возмещение юридическим лицам, являющимся издателями или редакциями средств массовой информации, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на территории края, затрат, связанных с производством и распространением социально значимых для населения Красноярского края материалов, критериев отбора юридических лиц, имеющих право на получение субсидий» [Электронный ресурс]: от 30.12.2009 N 684-п.
// Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://base.consultant.ru.
36 Постановление Правительства РФ «О Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям» [Электронный ресурс]: от 17.06.2004 N 292 (ред. от 25.12.2015). // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://base.consultant.ru.
37 Постановление ФАС Северо-Западного округа [Электронный ресурс]: от 25 июня 2012 г. по делу N А56-21695/2011. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://base.consultant.ru.
38 Почта России проводит акцию по благотворительной подписке
«Дерево добра» [Электронный ресурс] // Сайт Почты России. - 26.04.2016. - Режим доступа:
http://www.russianpost.ru/rp/press/ru/home/newscompany/item?newsid=8570.
39 Правила распространения периодических печатных изданий по подписке [Электронный ресурс]: утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2001 г. N 759. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
40 Предоставление государственной поддержки в сфере
периодической печати в 2015 году [Электронный ресурс]: 13.03.2015 // Красноярский край: официальный портал. - Режим доступа:
http: //www.krskstate.ru/media/subsid/0/id/16453.
41 Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций «Об утверждении правил предоставления субсидий ФГУП «Почта России» из федерального бюджета на компенсацию потерь в доходах, связанных со сдерживанием указанным предприятием роста тарифов на услуги по распространению периодических печатных изданий». [Электронный ресурс]: от 5 ноября 2013 г. N 338 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
42 Приказ Минкомсвязи России «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям по предоставлению государственной услуги «Оказание государственной поддержки организациям, осуществляющим выпуск, распространение и тиражирование социально значимых проектов в области печатных средств массовой информации, выпуск изданий для инвалидов и инвалидов по зрению»» [Электронный ресурс]: от 11.04.2012 N 104 (ред. от 05.09.2013). // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
43 Приказ Минкомсвязи России «Об утверждении рекомендаций по поддержке и развитию системы розничного распространения периодических печатных изданий и иной печатной продукции в субъектах Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Сайт Минкомсвязи России. - 31.07.2013. - Режим доступа: http://minsvyaz.ru/ru/documents/3861.
44 Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и
перспективы развития [Электронный ресурс]: Отраслевой доклад / Под общ. ред. В. В. Григорьева. - М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2015. - Режим доступа:
http://www.fapmc.ru/mobile/activities/reports/2015/pechat.html.
45 Российская периодическая печать: состояние, тенденции и
перспективы развития [Электронный ресурс] // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. - 2014. - №3 - Режим доступа:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PBI;n=141965.
46 Российская полиграфия. Состояние, тенденции и перспективы
развития [Электронный ресурс]: Отраслевой доклад / под общ. Ред. В.В. Григорьева. - М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Управление периодической печати, книгоиздания и полиграфии, 2014. - Режим доступа:
http://www.fapmc.ru/mobile/activities/reports/2014/polygraph-in-russia1.html.
47 Российский рынок периодической печати. Состояние, тенденции и
перспективы развития [Электронный ресурс]: Доклад / Под общ. ред. В. В. Григорьева. - М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2009. - Режим доступа:
http://www.gipp.ru/zip/27801_Rospechat_Press_2009.pdf.
48 Сформирован базовый список СМИ для получения льгот на
подписку в первом полугодии 2017 года [Электронный ресурс] // Сайт Минкомсвязи России. - 19.04.2016. - Режим доступа:
http: //www.minsvyaz.ru/ru/events/35009.
49 Указ Губернатора Красноярского края «О внесении изменения в Указ Губернатора Красноярского края от 16.03.2009 N 44-уг «О Координационном совете по информационной политике при Губернаторе Красноярского края» [Электронный ресурс]: от 28.11.2011 N 222-уг. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://base.consultant.ru.
50 Указ Губернатора Красноярского края «О координационном совете по информационной политике при губернаторе красноярского края». [Электронный ресурс]: от 16.03.2009 года N 44-уг (вместе с «Положением о Координационном совете по информационной политике при Губернаторе Красноярского края»). // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://base.consultant.ru.
51 Утвержден список СМИ для получения скидки на тариф «Почты России». [Электронный ресурс] // Минкомсвязь России. - 16.02.2016. - Режим доступа: http://minsvyaz.ru/ru/events/34688.
52 Утверждены критерии СМИ, которые получат льготы на подписные тарифы в 2016 году. [Электронный ресурс] // Сайт Минкомсвязи России. - 9.07.2015. - Режим доступа: http://minsvyaz.ru/ru/events/33603.
53 Утверждены критерии социально значимых СМИ. [Электронный ресурс] // Сайт Минкомсвязи России. - 27.05.2015. - Режим доступа: http://minsvyaz.ru/ru/events/33303.
54 Уцына, Е. Торговый сбор: разложим все по полочкам.
[Электронный ресурс] / Е. Уцына // Информационно-правовой портал Гарант.ру. - 29.06.2015. - Режим
доступа:http://www.garant.ru/article/633700/#ixzz48G0mmXdI.
55 Фролов. А. Рекламные доходы печатных СМИ сократились вдвое за два года. [Электронный ресурс] // Vc.ru. - 17.04.2015. - Режим доступа: http s: //vc.ru/n/adprint-down.
56 Харитонов, В. Спасение бумажного «Титаника» [Электронный ресурс] / В. Харитонов // Частный Корреспондент. - 12.11.2010. - Режим доступа:http://www.chaskor.ru/article/spasenie_bumazhnogo_titanika_20952.
57 Швабауэр, Н. Полоса препятствий [Электронный ресурс] / Н.
Швабауэр // Российская газета. - 19.11.2014. - Режим доступа:
http: //rg.ru/2014/11/19/reg-urfo/pochta.html.
58 Шокарева, Т. Красноярская «Розпечать» запустила собственный
интернет-магазин с доставкой [Электронный ресурс] / А. Шокарева // Деловой квартал. - 11.09.2015 . - Режим доступа:
http://krasnoyarsk.dk.ru/news/krasnoyarskaya-rozpechat-zapustila-sobstvennyy-internet-magazin-s-dostavkoy-236972811.
59 Юридический словарь [Электронный ресурс] // Энциклопедии &Словари. - Режим доступа:http://enc-dic.com/legal/Koncepcija-8574.html.