ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПЕЧАТНЫХ СМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ)
|
Введение 3
1 Правовые акты, поддерживающие систему распространения печатных СМИ
на федеральном уровне 8
1.1 Система распространения печатных СМИ в Российской Федерации 8
1.2 Нормативно-правовые акты косвенной меры поддержки 9
1.2.1 Новеллы налогового законодательства 13
1.3 Нормативно-правовые акты прямой меры поддержки системы
распространения печатных СМИ 15
1.3.1 Правительство Российской Федерации 15
1.3.2 Нормативные акты министерств, ведомств, управлений 17
1.3.3 Министерство связи и массовых коммуникаций 17
1.3.4 Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям 20
1.3.5 ФГУП «Почта России» 22
1.4 Правовые акты ведомств рекомендательного характера 25
1.4.1 Концепция 25
1.4.2 Доклады 27
2 Правовые акты, поддерживающие систему распространения печатных СМИ
на региональном уровне 30
2.1 Предпосылки обострения проблемы 30
2.2 Региональные нормативно-правовые акты, поддерживающие систему
распространения печатных СМИ 33
2.2.1 Законодательное Собрание Красноярского края 33
2.2.2 Правительство Красноярского края 35
2.2.3 Агентство печати и массовых коммуникаций Красноярского края .... 37
2.3 Правовое положение киосков 40
2.4 Меры спасения системы распространения в регионе 42
Заключение 44
Список использованных источников 48
1 Правовые акты, поддерживающие систему распространения печатных СМИ
на федеральном уровне 8
1.1 Система распространения печатных СМИ в Российской Федерации 8
1.2 Нормативно-правовые акты косвенной меры поддержки 9
1.2.1 Новеллы налогового законодательства 13
1.3 Нормативно-правовые акты прямой меры поддержки системы
распространения печатных СМИ 15
1.3.1 Правительство Российской Федерации 15
1.3.2 Нормативные акты министерств, ведомств, управлений 17
1.3.3 Министерство связи и массовых коммуникаций 17
1.3.4 Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям 20
1.3.5 ФГУП «Почта России» 22
1.4 Правовые акты ведомств рекомендательного характера 25
1.4.1 Концепция 25
1.4.2 Доклады 27
2 Правовые акты, поддерживающие систему распространения печатных СМИ
на региональном уровне 30
2.1 Предпосылки обострения проблемы 30
2.2 Региональные нормативно-правовые акты, поддерживающие систему
распространения печатных СМИ 33
2.2.1 Законодательное Собрание Красноярского края 33
2.2.2 Правительство Красноярского края 35
2.2.3 Агентство печати и массовых коммуникаций Красноярского края .... 37
2.3 Правовое положение киосков 40
2.4 Меры спасения системы распространения в регионе 42
Заключение 44
Список использованных источников 48
На сегодняшний день отрасль распространения печатных СМИ столкнулась с множеством проблем: налоговый дисбаланс, неэффективное законодательство, нехватка квалифицированных работников, торговых точек и т.д. Исследователи (А.Оськин, А. Мирошниченко, Д. Мартынов и др.) и практики (АРПП) предлагают немало решений: снижение цен на подписку, возвращение сопутствующих товаров в точки распространения (за исключением водки и эротической продукции), увеличение их количества, регулирование диктата ритейлеров, смягчение рекламного законодательства.
Согласно опросу Левада-центра, проведенному в 2013 году, газеты и журналы остаются одним из покупаемых носителей информации у россиян [Российская полиграфия., 2014, с. 20]. Важным источником дохода газет и журналов является распространение своего издания. Добиться сегодня финансовой устойчивости по продажам нелегко, потому что проводимая на федеральном и региональном уровнях политика не дает развиваться системе распространения.
Примечательно, что и рекламные доходы не спасают печатные СМИ. В первом квартале 2015 года они рухнули на 40-45%. Об этом сообщила газета «Ведомости» со ссылкой на гендиректора рекламного агентства Vi - Сергея Васильева [Фролов, 2015].
В данной работе будет исследована политика государства в области поддержки системы распространения печатных СМИ. Важно понимать, что СМИ как социальный институт для своего эффективного функционирования нуждаются в понятной и последовательно реализуемой политике государства.
Сегодня печатные СМИ, как и вся российская экономика, находятся в экономическом кризисе. Об этом говорит сокращение числа газетных киосков (с 2004 года по настоящее произошло уменьшение на 31,5% - с 42 тыс. до 28,9 тыс. единиц), падение рекламного рынка (печатные СМИ лишились около 60%). Государственная дотация на доставку подписных изданий была отменена в марте 2014. По данным ФГУП «Почта России», это привело к падению подписных тиражей уже во второй половине этого же года в среднем на 20,2%, а по итогам подписки на первое полугодие 2015 года - на 22% [Российская периодическая..., 2015]. Однако, по мнению Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, даже в кризис можно выстроить приоритетные направления для программ, которые не могут терпеть отлагательств [Российский рынок., 2009, с. 69].
Александр Оськин, председатель правления АРПП говорит, что все проблемы от того, что пресса не рассматривается властями как бизнес: «Считается, что пресса обслуживает политические интересы, поэтому совершенно не важно, насколько эффективно работает система» [Алексеева,2010].
Андрей Мирошниченко, российский журналист и теоретик медиа, считает, что в России пресса может сохраниться только благодаря государственным дотациям. При этом он отмечает, что по срокам уход бюджета с рынка прессы приблизительно догонит «естественную убыль» медиабизнеса. Получается, что бюджет не сможет поддерживать прессу дольше, чем рынок [Мирошниченко, 2015].
Актуальность выбранной темы определяется существующей на данный момент проблемой распространения печатных изданий на территории Российской Федерации. Для многих граждан печатные СМИ являются авторитетным источником новостной, аналитической и развлекательной информации. Пресса является вторым каналом информирования после телевидения [Концепция развития., 2015].
Еще 24 декабря 2014 года Президент РФ на совместном заседании Госсовета и Совета при Президенте по культуре и искусству рекомендовал органам исполнительной власти субъектов РФ принять меры по повышению доступности книжной и периодической печатной продукции для населения [Перечень поручений., 2014].
Данные меры необходимы потому, что СМИ служат эффективным средством взаимодействия между государством и обществом. Помимо этого, именно печатные СМИ являются особым средством сохранения и развития государственного языка.
Также система распространения печатной продукции позволяет реализовать конституционное право каждого человека на получение информации, это гарант осуществления права на свободу слова, а также защита информационной безопасности страны. Индустрия печатных средств массовой информации является важнейшей частью национальной экономики не только как распространитель социально значимой информации, но и как работодатель, обеспечивающий многих людей трудовым местом.
Обзор литературы показывает, что чаще всего к данному вопросу обращаются профессиональные организации - Ассоциация распространителей печатной продукции, Гильдия издателей периодической печати, - или государственные ведомства, в частности Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям.
Законодательные изменения, после которых утратили силу важные правовые документы, произошли в 2005 году. Законы, утратившие силу в 2005 году, обозначали СМИ как социально значимый бизнес, имеющий право на государственную поддержку и особый режим функционирования. Однако исследователи (Д.Мартынов, А. Оськин) считают, что и после этих изменений государство все еще поддерживает распространение газет и журналов [Алексеева, 2010].
Целью бакалаврской работы является анализ государственной политики Российской Федерации в области распространения печатных СМИ.
Для достижения заявленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- выявить цели, виды, способы государственной поддержки;
- определить виды деятельности государственных органов в сфере распространения печатных СМИ;
- проанализировать правовую базу проблемы;
- выявить меры государственной поддержки системы распространения печатных СМИ на региональном уровне.
Объектом выпускной квалификационной работы является система распространения печатных изданий. Предметом - государственная политика в этой области.
Теоретическую базу исследования составили работы С. М. Гуревича, Д. Мартынова, А.Оськина, А. Мирошниченко, Л. Петровой. Также автор обращался к ежегодным отраслевым докладам Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и документам, подготовленным Ассоциацией распространителей печатной продукции.
Эмпирическую базу работы составили нормативно-правовые акты федерального и регионального уровня, регулирующие сферу распространения печатных СМИ. При этом не будут рассматриваться определенные конкурсы, которые приурочены к календарным событиям, праздникам (день детей и т.д.).
Работа проводится с использованием следующих методов: анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция.
Теоретическая значимость работы выражается в обобщении федеральной, а также региональной нормативно-правовой базы. Практическая - в возможности использовать данную работу в качестве материала при подготовке дисциплин в области правовых проблем СМИ.
В данной исследовательской работе мы столкнемся со следующими понятиями: периодическое печатное издание, распространитель, подписчик, государственная политика.
Из Закона о СМИ:
«под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;
под распространителем понимается лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях» [Закон о СМИ, 1991].
В «Правилах распространения периодических печатных изданий по подписке» дается следующее определение подписчика: «подписчик - гражданин, имеющий намерение приобрести или приобретающий периодическое печатное издание по договору подписки исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» [Правила распространения., 2001].
Из ФЗ от 01.12.1995 N 191-ФЗ «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации» (утратил силу):
«под государственной поддержкой средств массовой информации - совокупность организационных, организационно - технических, правовых, экономических и иных мер, устанавливаемых государством в целях обеспечения прав граждан на получение объективной информации, на свободу слова, а также в целях обеспечения независимости средств массовой информации».
В работе выдвинута следующая гипотеза: государственная поддержка системы распространения печатных средств массовой информации существует в достаточной степени.
Работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка использованных источников, насчитывающего 59 наименований. В первой, теоретической части рассматривается деятельность государства, направленная на поддержание печатных СМИ, систематизируются нормы права, которые затрагивают данную сферу на федеральном уровне. В практической рассматриваются правовые нормы регионального уровня, направленные на государственную поддержку газет и журналов, на примере Красноярского края.
Согласно опросу Левада-центра, проведенному в 2013 году, газеты и журналы остаются одним из покупаемых носителей информации у россиян [Российская полиграфия., 2014, с. 20]. Важным источником дохода газет и журналов является распространение своего издания. Добиться сегодня финансовой устойчивости по продажам нелегко, потому что проводимая на федеральном и региональном уровнях политика не дает развиваться системе распространения.
Примечательно, что и рекламные доходы не спасают печатные СМИ. В первом квартале 2015 года они рухнули на 40-45%. Об этом сообщила газета «Ведомости» со ссылкой на гендиректора рекламного агентства Vi - Сергея Васильева [Фролов, 2015].
В данной работе будет исследована политика государства в области поддержки системы распространения печатных СМИ. Важно понимать, что СМИ как социальный институт для своего эффективного функционирования нуждаются в понятной и последовательно реализуемой политике государства.
Сегодня печатные СМИ, как и вся российская экономика, находятся в экономическом кризисе. Об этом говорит сокращение числа газетных киосков (с 2004 года по настоящее произошло уменьшение на 31,5% - с 42 тыс. до 28,9 тыс. единиц), падение рекламного рынка (печатные СМИ лишились около 60%). Государственная дотация на доставку подписных изданий была отменена в марте 2014. По данным ФГУП «Почта России», это привело к падению подписных тиражей уже во второй половине этого же года в среднем на 20,2%, а по итогам подписки на первое полугодие 2015 года - на 22% [Российская периодическая..., 2015]. Однако, по мнению Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, даже в кризис можно выстроить приоритетные направления для программ, которые не могут терпеть отлагательств [Российский рынок., 2009, с. 69].
Александр Оськин, председатель правления АРПП говорит, что все проблемы от того, что пресса не рассматривается властями как бизнес: «Считается, что пресса обслуживает политические интересы, поэтому совершенно не важно, насколько эффективно работает система» [Алексеева,2010].
Андрей Мирошниченко, российский журналист и теоретик медиа, считает, что в России пресса может сохраниться только благодаря государственным дотациям. При этом он отмечает, что по срокам уход бюджета с рынка прессы приблизительно догонит «естественную убыль» медиабизнеса. Получается, что бюджет не сможет поддерживать прессу дольше, чем рынок [Мирошниченко, 2015].
Актуальность выбранной темы определяется существующей на данный момент проблемой распространения печатных изданий на территории Российской Федерации. Для многих граждан печатные СМИ являются авторитетным источником новостной, аналитической и развлекательной информации. Пресса является вторым каналом информирования после телевидения [Концепция развития., 2015].
Еще 24 декабря 2014 года Президент РФ на совместном заседании Госсовета и Совета при Президенте по культуре и искусству рекомендовал органам исполнительной власти субъектов РФ принять меры по повышению доступности книжной и периодической печатной продукции для населения [Перечень поручений., 2014].
Данные меры необходимы потому, что СМИ служат эффективным средством взаимодействия между государством и обществом. Помимо этого, именно печатные СМИ являются особым средством сохранения и развития государственного языка.
Также система распространения печатной продукции позволяет реализовать конституционное право каждого человека на получение информации, это гарант осуществления права на свободу слова, а также защита информационной безопасности страны. Индустрия печатных средств массовой информации является важнейшей частью национальной экономики не только как распространитель социально значимой информации, но и как работодатель, обеспечивающий многих людей трудовым местом.
Обзор литературы показывает, что чаще всего к данному вопросу обращаются профессиональные организации - Ассоциация распространителей печатной продукции, Гильдия издателей периодической печати, - или государственные ведомства, в частности Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям.
Законодательные изменения, после которых утратили силу важные правовые документы, произошли в 2005 году. Законы, утратившие силу в 2005 году, обозначали СМИ как социально значимый бизнес, имеющий право на государственную поддержку и особый режим функционирования. Однако исследователи (Д.Мартынов, А. Оськин) считают, что и после этих изменений государство все еще поддерживает распространение газет и журналов [Алексеева, 2010].
Целью бакалаврской работы является анализ государственной политики Российской Федерации в области распространения печатных СМИ.
Для достижения заявленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- выявить цели, виды, способы государственной поддержки;
- определить виды деятельности государственных органов в сфере распространения печатных СМИ;
- проанализировать правовую базу проблемы;
- выявить меры государственной поддержки системы распространения печатных СМИ на региональном уровне.
Объектом выпускной квалификационной работы является система распространения печатных изданий. Предметом - государственная политика в этой области.
Теоретическую базу исследования составили работы С. М. Гуревича, Д. Мартынова, А.Оськина, А. Мирошниченко, Л. Петровой. Также автор обращался к ежегодным отраслевым докладам Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и документам, подготовленным Ассоциацией распространителей печатной продукции.
Эмпирическую базу работы составили нормативно-правовые акты федерального и регионального уровня, регулирующие сферу распространения печатных СМИ. При этом не будут рассматриваться определенные конкурсы, которые приурочены к календарным событиям, праздникам (день детей и т.д.).
Работа проводится с использованием следующих методов: анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция.
Теоретическая значимость работы выражается в обобщении федеральной, а также региональной нормативно-правовой базы. Практическая - в возможности использовать данную работу в качестве материала при подготовке дисциплин в области правовых проблем СМИ.
В данной исследовательской работе мы столкнемся со следующими понятиями: периодическое печатное издание, распространитель, подписчик, государственная политика.
Из Закона о СМИ:
«под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;
под распространителем понимается лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях» [Закон о СМИ, 1991].
В «Правилах распространения периодических печатных изданий по подписке» дается следующее определение подписчика: «подписчик - гражданин, имеющий намерение приобрести или приобретающий периодическое печатное издание по договору подписки исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» [Правила распространения., 2001].
Из ФЗ от 01.12.1995 N 191-ФЗ «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации» (утратил силу):
«под государственной поддержкой средств массовой информации - совокупность организационных, организационно - технических, правовых, экономических и иных мер, устанавливаемых государством в целях обеспечения прав граждан на получение объективной информации, на свободу слова, а также в целях обеспечения независимости средств массовой информации».
В работе выдвинута следующая гипотеза: государственная поддержка системы распространения печатных средств массовой информации существует в достаточной степени.
Работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка использованных источников, насчитывающего 59 наименований. В первой, теоретической части рассматривается деятельность государства, направленная на поддержание печатных СМИ, систематизируются нормы права, которые затрагивают данную сферу на федеральном уровне. В практической рассматриваются правовые нормы регионального уровня, направленные на государственную поддержку газет и журналов, на примере Красноярского края.
На данный момент российская экономика находится в финансовом кризисе, который, конечно, отразился на всех сферах жизнедеятельности общества. Вместе с этим стоит отметить, что печатные СМИ не потеряли своих позиций и все еще являются вторым источником информации после телевидения.
О проблеме распространения печатных изданий было сказано самим Президентом РФ еще в 2014 году. Именно тогда органам исполнительной власти субъектов РФ было рекомендовано принять меры по повышению доступности книжной и периодической печатной продукции для населения. [Перечень поручений..., 2014]. Средства массовой информации являются социальным институтом. Именно поэтому для его правильного функционирования необходима четкая, прозрачная, последовательно реализуемая политика государства. Также не стоит забывать, что печатные СМИ являются средством взаимодействия государства и общества, средством сохранения и развития государственного языка.
В правовом государстве, которым провозглашает себя Российская Федерация, должно в полной мере осуществляться конституционное право каждого человека на получение информации. Однако, начиная с 2005 года, в данной сфере происходят законодательные изменения, после которых и начинается усугубление положения рынка распространения. СМИ перестали быть социально значимым бизнесом, имеющим право на государственную поддержку и особый режим функционирования.
Целью бакалаврской работы был анализ государственной поддержки Российской Федерации в области распространения печатных СМИ. В ходе выполнения данной цели были решены предъявленные задачи. Удалось выявить цели, виды, способы государственной поддержки. Государственная поддержка реализуется путем создания правовых актов: как нормативных, так и рекомендующих. При этом отмечено, что многие рекомендации отражают в себе реальное состояние дел, а также предлагают жизнеспособные пути решения проблемы. Однако все эти предложения носят лишь рекомендательный характер. Для наступления изменений важно, чтобы такие документы стали нормативно-правовыми, то есть носили императивный, обязательный характер выполнения предписанных норм.
Правовые акты создают различные органы власти. Таким образом, были определены виды деятельности государственных органов в сфере распространения печатных СМИ. Чтобы помочь системе распространения, должна быть создана единая цепочка ведомств, действий по данному вопросу. Сейчас же все действия раскоординированы по различным органам власти, что не придает целостности действиям.
Также была проанализирована, структурирована правовая база проблемы. В ходе анализа было выяснено, что некоторые императивные нормы все-таки не находят свое реальное применение на практике. Значит, они нуждаются в адаптации к изменившимся условиям.
В практической части была проанализирована государственная поддержка системы распространения уже на региональном уровне. Особенностью Красноярского края является то, что периодические издания распространяются в основном по подписке, через систему розничной торговли и печати. При этом важно отметить, что сеть розничных киосков развита только в крупных городах края. В более мелких районах периодика продается в отделениях связи и магазинах.
В работе выдвинута следующая гипотеза: государственная поддержка системы распространения печатных средств массовой информации существует в достаточной степени. Таким образом, подводя итоги исследования, можно отметить, что системность в государственной поддержке отсутствует.
Существуют различные рекомендации для решения данной проблемы. Например, по мнению Г.Н. Кудия, в законодательстве необходимо закрепить понятия «региональные СМИ» и «общефедеральные СМИ», выделить в отдельную категорию региональные газеты и журналы. Также возможно использование новых технологий.
Для поддержания жизнедеятельности печатных СМИ важно использовать электронные средства как дополнительные информационные возможности. Авторы предлагают единую для всех издателей систему штрихового кодирования, а также использовать пограничные медиа, выпуская при этом и печатные версии.
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Государственная поддержка должна быть адресной, чтобы распространяться на конкретное издание с конкретным тематическим запросом, востребованным, качественным материалом.
На правовом уровне возможно решить проблему распространения печатных изданий путем изменений и на федеральном, и на региональном уровнях. К проблемам печатных СМИ, которые можно решить на региональном уровне можно отнести:
1) снижение расходов на аренду помещений. Достичь этого можно через предоставление в аренду на льготных условиях помещений, находящихся в государственной собственности.
2) снижение расходов на приобретение бумаги. Здесь также можно предоставить государственные субсидии на покупку бумаги у местных производителей.
3) снижение расходов на распространение изданий. Возможно организовать льготную подписку для определенных отдельных категорий граждан, которые нуждаются в подобной поддержке, а также важно увеличивать количество точек распространения, помогая им упрощая процедуру выдачи разрешений на временные сооружения.
4) недостаточное количество точек распространения. Выдача государственных гарантий, возможно, субсидирование процентной ставки по кредитам.
К проблемам печатных СМИ, которые можно решить на федеральном уровне можно отнести:
1) снижение налогов. Как и предлагают многие исследователи, о которых мы говорили выше, следует ввести льготную ставку НДС в размере 10% на весь этап производства и распространения СМИ.
2) снижение расходов на распространение региональных изданий. Государство на федеральном уровне может снизить цены на подписку и доставку.
3) предоставление льгот, преференций для региональных изданий. Если включить в список социально значимых товаров и услуг продукцию региональных изданий, то субъекты розничной торговли будут обязаны выполнять данные правила.
Продолжая изучать данную тему, можно рассмотреть опыт других стран, которые по своей правовой системе схожи с Российской Федерацией. Путем анализа системы распространения печатных СМИ в другой стране можно перенять положительный опыт законотворчества, таким образом, улучшить положение распространителей в России.
О проблеме распространения печатных изданий было сказано самим Президентом РФ еще в 2014 году. Именно тогда органам исполнительной власти субъектов РФ было рекомендовано принять меры по повышению доступности книжной и периодической печатной продукции для населения. [Перечень поручений..., 2014]. Средства массовой информации являются социальным институтом. Именно поэтому для его правильного функционирования необходима четкая, прозрачная, последовательно реализуемая политика государства. Также не стоит забывать, что печатные СМИ являются средством взаимодействия государства и общества, средством сохранения и развития государственного языка.
В правовом государстве, которым провозглашает себя Российская Федерация, должно в полной мере осуществляться конституционное право каждого человека на получение информации. Однако, начиная с 2005 года, в данной сфере происходят законодательные изменения, после которых и начинается усугубление положения рынка распространения. СМИ перестали быть социально значимым бизнесом, имеющим право на государственную поддержку и особый режим функционирования.
Целью бакалаврской работы был анализ государственной поддержки Российской Федерации в области распространения печатных СМИ. В ходе выполнения данной цели были решены предъявленные задачи. Удалось выявить цели, виды, способы государственной поддержки. Государственная поддержка реализуется путем создания правовых актов: как нормативных, так и рекомендующих. При этом отмечено, что многие рекомендации отражают в себе реальное состояние дел, а также предлагают жизнеспособные пути решения проблемы. Однако все эти предложения носят лишь рекомендательный характер. Для наступления изменений важно, чтобы такие документы стали нормативно-правовыми, то есть носили императивный, обязательный характер выполнения предписанных норм.
Правовые акты создают различные органы власти. Таким образом, были определены виды деятельности государственных органов в сфере распространения печатных СМИ. Чтобы помочь системе распространения, должна быть создана единая цепочка ведомств, действий по данному вопросу. Сейчас же все действия раскоординированы по различным органам власти, что не придает целостности действиям.
Также была проанализирована, структурирована правовая база проблемы. В ходе анализа было выяснено, что некоторые императивные нормы все-таки не находят свое реальное применение на практике. Значит, они нуждаются в адаптации к изменившимся условиям.
В практической части была проанализирована государственная поддержка системы распространения уже на региональном уровне. Особенностью Красноярского края является то, что периодические издания распространяются в основном по подписке, через систему розничной торговли и печати. При этом важно отметить, что сеть розничных киосков развита только в крупных городах края. В более мелких районах периодика продается в отделениях связи и магазинах.
В работе выдвинута следующая гипотеза: государственная поддержка системы распространения печатных средств массовой информации существует в достаточной степени. Таким образом, подводя итоги исследования, можно отметить, что системность в государственной поддержке отсутствует.
Существуют различные рекомендации для решения данной проблемы. Например, по мнению Г.Н. Кудия, в законодательстве необходимо закрепить понятия «региональные СМИ» и «общефедеральные СМИ», выделить в отдельную категорию региональные газеты и журналы. Также возможно использование новых технологий.
Для поддержания жизнедеятельности печатных СМИ важно использовать электронные средства как дополнительные информационные возможности. Авторы предлагают единую для всех издателей систему штрихового кодирования, а также использовать пограничные медиа, выпуская при этом и печатные версии.
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Государственная поддержка должна быть адресной, чтобы распространяться на конкретное издание с конкретным тематическим запросом, востребованным, качественным материалом.
На правовом уровне возможно решить проблему распространения печатных изданий путем изменений и на федеральном, и на региональном уровнях. К проблемам печатных СМИ, которые можно решить на региональном уровне можно отнести:
1) снижение расходов на аренду помещений. Достичь этого можно через предоставление в аренду на льготных условиях помещений, находящихся в государственной собственности.
2) снижение расходов на приобретение бумаги. Здесь также можно предоставить государственные субсидии на покупку бумаги у местных производителей.
3) снижение расходов на распространение изданий. Возможно организовать льготную подписку для определенных отдельных категорий граждан, которые нуждаются в подобной поддержке, а также важно увеличивать количество точек распространения, помогая им упрощая процедуру выдачи разрешений на временные сооружения.
4) недостаточное количество точек распространения. Выдача государственных гарантий, возможно, субсидирование процентной ставки по кредитам.
К проблемам печатных СМИ, которые можно решить на федеральном уровне можно отнести:
1) снижение налогов. Как и предлагают многие исследователи, о которых мы говорили выше, следует ввести льготную ставку НДС в размере 10% на весь этап производства и распространения СМИ.
2) снижение расходов на распространение региональных изданий. Государство на федеральном уровне может снизить цены на подписку и доставку.
3) предоставление льгот, преференций для региональных изданий. Если включить в список социально значимых товаров и услуг продукцию региональных изданий, то субъекты розничной торговли будут обязаны выполнять данные правила.
Продолжая изучать данную тему, можно рассмотреть опыт других стран, которые по своей правовой системе схожи с Российской Федерацией. Путем анализа системы распространения печатных СМИ в другой стране можно перенять положительный опыт законотворчества, таким образом, улучшить положение распространителей в России.
Подобные работы
- Совершенствование системы государственной поддержки средств массовой информации в Красноярском крае
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - PR – технологии в межгосударственной политике развития Арктической зоны Российской Федерации»
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2019 - ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ СУБЪЕКТОВ РФ В УСЛОВИЯХ
ЦИФРОВОГО ПРОСТРАНСТВА
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2021 - Отношения Новой Зеландии с постсоветской Россией
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2020 - Развитие периодической печати в Красноярске в 1917-1928 гг.
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ МОЛОДЁЖНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ С СОВРЕМЕННЫМ ОБЩЕСТВОМ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРНЕТ КОММУНИКАЦИЙ.
Дипломные работы, ВКР, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021



