Введение 8
1 Теоретические основы организации процесса обучения по программе
дополнительной профессиональной подготовки «Возрастная физиология и психофизиология» 14
1.1 Специфика программы дополнительной профессиональной подготовки
«Возрастная физиология и психофизиология» 14
1.2 Педагогические технологии для преподавания программы
дополнительной профессиональной подготовки «Возрастная физиология и психофизиология» 17
2 Обоснование и разработка методического обеспечения программы дополнительной профессиональной подготовки «Возрастная физиология и психофизиология» 33
2.1 Понятие методического обеспечения учебного процесса 33
2.2 Методическое обеспечение лекционных занятий 35
2.3 Методическое обеспечение практических занятий 38
2.4 Фонд оценочных средств 39
3 Разработка электронного обучающего курса «Возрастная физиология и
психофизиология» 43
3.1 Теоретические основы разработки педагогических программных средств 43
3.2 Педагогическое обоснование и описание электронного обучающего курса
«Возрастная физиология и психофизиология» 52
3.3 Апробация и экспертиза электронного обучающего курса «Возрастная
физиология и психофизиология» 69
Заключение 83
Список использованных источников 90
Приложение А. Программа дополнительной профессиональной подготовки «Возрастная физиология и психофизиология» 94
Приложение Б. Методическая разработка практического занятия
«Познавательные процессы» 103
Приложение В. Методическая разработка лекции «Биологические ритмы» .. 106 Приложение Г. Методическая разработка практического занятия «Возрастная физиология и психофизиология» 108
Приложение Д. Методическая разработка лекции «Возрастная физиология» 110 Приложение Е. Методическая разработка практического занятия «Определение
типа темперамента» 112
Приложение Ж. Анкета для студентов «Оценка электронного курса» 114
Приложение 3. Анкета для экспертов «Оценочный лист» 117
На сегодняшний день появляются и активно развиваются новые профессии, сферы деятельности. Общество предъявляет обоснованные требования перед образовательной системой - переподготовка специалистов, а так же подготовка людей, не имеющих базового образования в той или иной сфере. Подготовка подразумевает, прежде всего, приобретение новых компетенций, что возможно в короткий период времени. В ответ на эти требования система высшего образования предлагает программы дополнительной профессиональной подготовки, объем которых составляет от 16 до 72 часов. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам регламентируется приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» [1].
С 12 ноября по 25 декабря 2013 г. на интернет-конференции, ключевыми участниками которой являлись: Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации, Государственная Дума Федерального собрания Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки; были обсуждены стратегия и концепция развития непрерывного образования, основные направления государственной политики в сфере дополнительного профессионального образования, практические вопросы применения законодательных новаций в дополнительном профессиональном образовании, особенности лицензирования программ дополнительного профессионального образования, профессионально-общественная аккредитация программ дополнительного профессионального образования, общественная аккредитация образовательных организаций, реализующих программы дополнительного профессионального образования, оценка качества дополнительного профессионального образования, включая внутренний мониторинг качества и т.д. Президент Российской Федерации В. В. Путин, подчеркнул, что доступность дополнительного профессионального образования минимизирует рост безработицы, сглаживая ее социальные последствия.
В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ дается определение дополнительного образования - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно- нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования [2].
В сфере профессионального образования необходимы программы дополнительной профессиональной подготовки. Без преподавателя образование обычно сводится до простой грамотности, поскольку отсутствует развитие личности обучаемого. Обучение невозможно без одновременной деятельности и дидактического взаимодействия преподавателя и студентов. Поэтому перед преподавателем стоит задача - обеспечить мотивацию и организацию активной деятельности студентов, а так же эффективно проектировать процесс обучения. Программа ДПП «Возрастная физиология и психофизиология» ориентирована на получение навыков в области организации образовательного процесса с учетом возрастных физиологических и психофизиологических особенностей студентов, что способствует решению поставленной задачи.
Программа ДИЛ «Возрастная физиология и психофизиология» интегрирует естественнонаучные знания об особенностях жизнедеятельности организма, функциях его отдельных систем, протекающих в них процессах, механизмах их регуляции на разных этапах индивидуального развития (возрастная физиология), а также физиологических механизмах, обеспечивающих реализацию психических процессов и явлений (психофизиология).
Такие знания важны не только для разработки психофизиологических основ организации учебной, но и спортивной и трудовой деятельности, выработки у человека механизмов адаптации, определения влияния на него инновационных технологий и т.п. Таким образом, знание возрастной физиологии и психофизиологии служит необходимым фундаментом для современного специалиста в любой сфере человеческой деятельности: психологии, медицине, социальной работе, социологии, ну и конечно же педагогике [3].
На современном этапе развития цивилизации происходит активная информатизация всех сфер жизни общества, будь то культура, наука, банкинг и т.д. Образовательный процесс, в том числе, не обходится без информатизации. Динамичное развитие информационных технологий играет значительную роль в необходимости изменять процесс обучения, а именно, внедрять методы и средства обучения, которые поспособствуют интеллектуальному развитию человека, тем самым повышая эффективность процесса обучения; также дает возможность усовершенствовать программное обеспечение для подготовки новых специалистов [4].
Соответствующие положения нашли отражение в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" [2], в «Приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ» [5]. Многие направления развития образования в стране, отмеченные как приоритетные в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года [6], прямо или косвенно связаны с использованием информационных технологий.
В Государственной программе развития образования до 2020 года [7] электронное обучение названо одним из 8 основных направлений кардинальной модернизации образования в целях повышения потенциала человеческих ресурсов.
Такими вопросами, как внедрение и развитие информационных технологий и педагогических программных средств в образовании, занимались следующие отечественные ученые: Н.Н. Горлушкина, Д.В. Кухтин, Г.Ю. Ксензова, Л.В. Луцевич и другие.
Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования, которое в последнее время набирает широкую популярность. Информационные технологии позволяют качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Для электронного образования, несомненно, требуется методический комплекс, включающий в себя мультимедиа средства - электронный образовательный курс либо электронный учебник, который позволит обучающемуся самостоятельно получать и проверять свои знания по изучаемому предмету. Благодаря своим возможностям, электронное обучение можно использовать не только в целях самообразования, но и как дополнительный и даже основной материал в процессе обучения [4].
В нашей стране и за рубежом разработано большое число электронных обучающих курсов, но, тем не менее, существует нехватка электронных образовательных ресурсов, созданных с учетом физиологических механизмов и психических процессов, знания о которых размещены в электронном образовательном курсе «Возрастная физиология и психофизиология».
В результате развития средств обучения, в том числе мультимедийных, следующими авторами: П.И. Образцов [8], И.В. Роберт [9] и другими, были рассмотрены идеи создания электронных методических комплексов на информационной основе.
Процесс обучения во многом зависит от методического обеспечения. Доказано, что качество обучения повышается, если его методическое обеспечение осуществляется системно и на высоком уровне. Это способствует оптимизации на основе комплексного, системного, целостного подхода к каждому компоненту процесса обучения, и к любому виду деятельности преподавателя и обучающегося.
Создание оптимального комплексного методического обеспечения процесса обучения является сложной задачей. В научной литературе можно найти немало подходов к разработке методического обеспечения, но эти вопросы до настоящего времени не в полной мере разработаны в теоретическом плане.
Вопросами разработки методического обеспечения процесса обучения занимались такие авторы, как Н.А. Березовин, Ю.В. Алеева, А.М. Новиков и другие.
На сегодняшний день существуют попытки создания методического обеспечения, формирующего совокупность знаний и умений. Однако отсутствуют исследования, посвященные проблемам разработки методического обеспечения процесса обучения.
Исходя из вышесказанного, была сформулирована тема исследования: «Разработка методического обеспечения программы дополнительной профессиональной подготовки «Возрастная физиология и психофизиология»».
Целью работы является разработка методического обеспечения программы дополнительной профессиональной подготовки «Возрастная физиология и психофизиология».
Объектом исследования является процесс обучения по программе дополнительной профессиональной подготовки «Возрастная физиология и психофизиология», а предметом - методическое обеспечение программы дополнительной профессиональной подготовки «Возрастная физиология и психофизиология».
Цель, объект и предмет исследования определили следующие задачи:
1) Раскрыть специфику программы дополнительной профессиональной подготовки «Возрастная физиология и психофизиология».
2) Выявить педагогические технологии для преподавания программы дополнительной профессиональной подготовки «Возрастная физиология и психофизиология».
3) Рассмотреть теоретические основы разработки методического обеспечения программы дополнительной профессиональной подготовки.
4) Разработать методическое обеспечение программы дополнительной профессиональной подготовки «Возрастная физиология и психофизиология».
5) Провести апробацию и экспертизу электронного обучающего курса «Возрастная физиология и психофизиология».
Для решения задач исследования нами были использованы следующие методы:
- анализ педагогической литературы по вопросам разработки методического обеспечения занятий;
- анализ литературы по вопросам создания педагогических программных средств и электронных курсов;
- анализ научной литературы по методике преподавания естественно - научных дисциплин;
- анализ профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», учебных программ, учебников и учебных пособий по возрастной физиологии и психофизиологии;
- анкетирование;
- метод экспертных оценок.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, содержащих выводы, заключения, списка использованных источников и 8 приложений. Список использованных источников включает в себя 41 издание. В работе содержится 6 таблиц и 27 рисунков. Общий объём работы без учёта приложений составляет 93 страницы, с приложениями 120 страниц.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка методического обеспечения программы дополнительной профессиональной подготовки «Возрастная физиология и психофизиология».
В результате выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи:
Раскрыта специфика программы дополнительной профессиональной подготовки «Возрастная физиология и психофизиология», которая заключается в ее трудовых функциях, формирующихся благодаря изучению этой программы.
Целью освоения программы ДНИ «Возрастная физиология и психофизиология» является:
- приобретение новых компетенций (трудовых функций) преподавателями для организации обучения с учетом возрастных физиологических и психофизиологических особенностей студентов в процессе преподавания конкретной дисциплины.
Планируемые результаты обучения:
- основным результатом обучения по программе будет проектирование слушателем преподаваемой им учебной дисциплины с учетом возрастных физиологических и психофизиологических особенностей студентов.
Трудовые функции, формирующиеся в ходе изучения программы:
«Организация учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и (или) ДНИ» (код А/01.6), включающая в себя:
1) Трудовые действия
Проведение учебных занятий по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы.
2) Необходимые умения
Использовать педагогически обоснованные формы, методы и приемы организации деятельности обучающихся, применять современные технические средства обучения и образовательные технологии, в том числе при необходимости осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии, информационно - коммуникационные технологии, электронные образовательные и информационные ресурсы, с учетом:
- возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья - также с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей);
- стадии профессионального развития;
- возможности освоения образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания.
3) Необходимые знания
Возрастные особенности обучающихся, особенности обучения (профессионального образования) одаренных обучающихся и обучающихся с проблемами в развитии и трудностями в обучении, вопросы индивидуализации обучения (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья - особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности).
Выявлены педагогические технологии, которые целесообразно использовать в преподавании программы.
Решая эту задачу, мы рассмотрели определения понятия «педагогическая технология», за основное выбрали определение, которое дает В.М. Монахов: педагогическая технология - продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению процесса обучения с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.
Сопоставив трудовые функции, формированию которых должно способствовать изучение программы дополнительной профессиональной подготовки «Возрастная физиология и психофизиология», классификацию педагогических технологий, на основе принципов организации процесса обучения взрослых, пришли к выводу, что в процессе преподавания программы ДПП целесообразным будет применение проектной, проблемной и игровой технологии.
Метод проектов всегда ориентирован на индивидуальную, парную, групповую деятельность, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Проблемное обучение - такая организация занятий, которая предполагает создание проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Игровые технологии занимают важное место в процессе обучения, они способствуют активизации познавательных интересов. Благодаря игре легче усваивается новый материал, закрепляются практические навыки и умения. Исходя из этого, мы сделали вывод, что технология игрового обучения необходима в процессе преподавания дисциплины «Возрастная физиология и психофизиология».
Определили, что в результате применения выявленных педагогических технологий в процессе ДНИ повышается и стимулируется интерес обучаемых, активизируется мыслительная деятельность и развитие качеств личности, организуется проблемно-поисковая деятельность обучающихся.
На основе анализа литературных источников рассмотрено понятие методического обеспечения процесса обучения. В работе за основное определение понятия «методическое обеспечение процесса обучения» выбрано определение Казаковой Т. П.: - совокупность нормативных, программных, дидактических, оценочных материалов, направленных на повышение эффективности деятельности профессиональной подготовки специалистов и ориентированных на эффективность деятельности профессиональной подготовки специалистов, субъектов образовательного процесса (студенты, преподаватели, ВУЗ, работодатели) и адекватных социально-экономическому развитию государства.
Далее мы выявили особенности лекционных, практических занятий, а также фонда оценочных средств и определили их понятия:
Лекция - устное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д. В процессе обучения лекция выполняет методологическую, организационную и информационную функции.
Практическое занятие - одна из основных форм организации образовательного процесса, представляющая собой коллективное обсуждение обучающимися теоретических вопросов под руководством преподавателя.
Фонд оценочных средств (ФОС) - комплект методических и контрольных измерительных материалов, предназначенных для определения уровня сформированное™ компетенций, оценивания знаний, умений, владений обучающихся на разных стадиях обучения.
Нами было разработано методическое обеспечение программы дополнительной профессиональной подготовки «Возрастная физиология и психофизиология».
Разработка методического обеспечения включала в себя три этапа:
- разработка программы ДПП «Возрастная физиология и психофизиология»
- разработка методического обеспечения лекционных (34 часов), практических занятий (28 часов) и фонда оценочных средств
- разработка электронного обучающего курса «Возрастная физиология и психофизиология». Электронный обучающий курс (ЭОК) представляет собой ресурс, содержащий комплекс методических материалов, реализованных в информационной обучающей системе. Элементы ЭОК реализуются на основе информационной обучающей системы с соблюдением логики изложения учебных материалов в соответствии со структурой изучаемой дисциплины.
В работе были проанализированы теоретические основы разработки педагогических программных средств. За основное определение понятия педагогических программных средств мы взяли трактовку Кухтина Д.В., который рассматривал их как отдельные программы и программные комплексы, предназначенные для применения в процессе обучения.
Рассмотрели классификацию педагогических программных средств по целевому назначению, функциональному строению и степени активности учащегося.
Исходя из представленной классификации, мы определили, что разработанное нами педагогическое программное средство является электронным обучающим курсом, предназначенным для использования в процессе обучения по программе «Возрастная физиология и психофизиология».
Далее мы выявили принципы, которые необходимо учитывать при разработке педагогических программных средств. При создании и использовании педагогических программных средств (Ш1С) необходимо учитывать психолого-педагогические, физиолого-гигиенические,эргономические, эстетические требования к оформлению, структуре и содержанию компьютерных учебных программ.
При разработке ИНС также необходимо учитывать дидактические принципы - принципы дидактики, определяющие содержание, организационные формы и методы учебной работы в соответствии с общими целями воспитания и закономерностями процесса обучения.
Определили методические цели и задачи электронного курса «Возрастная физиология и психофизиология».
При разработке электронного курса были учтены:
1) Принципы разработки педагогических программных средств:
- учет психофизиологических особенностей обучаемых;
- психологическая и педагогическая эргономичность;
- учет технических возможностей;
- функциональная полнота;
- приоритетность стратегии обучения;
- мотивационная и активностная обеспеченность;
- универсальность применения;
- принцип модульности построения.
2) Дидактические принципы:
- научности;
- доступности;
- систематичности и последовательности обучения;
- компьютерной визуализации учебной информации;
- сознательности обучения, самостоятельности и активизации деятельности обучаемого;
- интерактивного диалога;
- развития интеллектуального потенциала;
- суггестивной обратной связи.
Разработали педагогический и технологический сценарий курса.
В рамках нашей работы проведена апробация и экспертиза электронного курса.
В процессе преподавания программы «Возрастная физиология и психофизиология» на 3-ем курсе направления подготовки «Профессиональное обучение: информатика и вычислительная техника» на лекционных и практических занятиях вводилось новое средство обучения, а именно разработанный электронный обучающий курс (ЭОК). Была проведена апробация и экспертиза ЭОК «Возрастная физиология и психофизиология».
Благодаря данным, полученным в ходе апробации и экспертной оценки, мы выяснили, что использование методического обеспечения в процессе преподавания программы «Возрастная физиология и психофизиология» является педагогически обоснованным, так как оно разработано с учетом специфики программы, на основе использования инновационных педагогических технологий, в соответствии с теоретическими основами создания педагогических программных средств.
Таким образом, задачи исследования были решены, поставленная цель была достигнута.
1 Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»: от 01.07.2013 г. N 499 // Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]: - Режим доступа: linp://iHno6pniiyi
2 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: от
29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]: - Режим доступа:
linp://iHno6pniiyi
3 Московченко, О.Н. Возрастная физиология и психофизиология: учеб. пособие для самостоятельной работы студентов / О.Н. Московченко, Т.А. Катцина, - М.: 2008.
4 Акимова, О.Б. Возможности использования мультимедиа в образовательном процессе / О.Б. Акимова, Н.О. Ветлугина // Политематический журнал научных публикаций. - Екатеринбург: 2014.
5 Решение коллегии Минобрнауки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации»: от 4.11.2004 N ПК-5 // Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://MHHo6pHayKH^.
6 Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года: Доктрина №751: от 04.10.2000.
7 Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы: 25.09.2012.
8 Образцов, П.И. Обеспечение учебного процесса в условиях информатизации высшей школы. / П.И. Образцов. - М.: Педагогика. 2013.
9 Роберт, И.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / И.В. Роберт, С.В. Панюкова,А. А. Кузнецов, А. Ю. Кравцова. - М.: Дрофа, 2008.
10 Трудовой кодекс Российской Федерации : федер. закон от 03.12.2012. № 122-ФЗ. - Москва : ОТиСС, 2015.
11 Профессиональный стандарт, педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования: приказ от 08.09.2015. №608Н. - 2015.
12 Педагогические аспекты формирования медийной и информационной грамотности / ООН по вопросам образования, науки и культуры, ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании - М.:2012.
13 Троянская, С.Л. Педагогика: тезисы лекций и практические занятия [Электронный ресурс] / С.Л. Троянская, Н.В. Брызгалова [Электронный ресурс]: -Режим доступа: http://vaniorolap.narod.ru/theme13.html
14 Лихачев, Б. Т. Педагогика: курс лекций / Б.Т. Лихачев - М.: 2010.
15 Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров - М.: Академия, 2000.
16 Чошанов, М.А. Инженерия обучающих технологий / М.А. Чошанов -М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
17 Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии. / В. П. Беспалько - М.: Педагогика, 1989.
18 Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта / М.В. Кларин. - М.: Народное образование, 1998.
19 Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко - М.: Народное образование, 1998.
20 Монахов, В.М. Профессиональная педагогика: Учебник / Под ред. С.Я. Батышева. - М.: Ассоциация «Профессиональная школа», 1997.
21 Семушина, Л.Г. Содержание и технологии обучения: учебное пособие / Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко - 2010.
22 Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие / Г.Ю. Ксензова - М.: Педагогическое общество России, 2000.
23 Змеев, С.И. Технология обучения взрослых / С.И. Змеев - M.:ACADEMA, 2002.
24 Технология проектного обучения: статья [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http: //otlichnayashkola-5. narod.ru/Yuj evaProektnT ehn. htm
25 Спиридонова В.В. Проблемное обучение - современная технология обучения в школе / В.В. Спиридонова [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2015/980/9099
26 Современные образовательные технологии: Игровые технологии
[Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://moi-
rang.ru/publ/metodicheskie_materialy/pedagogicheskie_tekhnologii/igrovye_tekhnol ogii/12-1-0-48#.VnJe28sw99A
27 Бордовская, Н. В. Педагогика: учебное пособие для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб. : Питер, 2007.
28 Казакова, Т. П., Научно-методическое обеспечение системы менеджмента качества образовательного процесса в туристическом ВУЗе, 13.00.08. / Т. П. Казакова - М.: 2006.
29 Сущность и виды лекции [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.eduneed.ru/ededs-207-1.html
30 Семинар и практическое занятие [Электронный ресурс]:- Режим
доступа: https://www.susu.ru/ru/education/osobennosti-obucheniya-v-
vuze/auditornaya-podgotovka/seminar-i-prakticheskoe-zanyatie
31 Филоненко, Н.Ю. Методические рекомендации по разработке и процедурам оценивания фонда оценочных средств, применяемых в ходе промежуточной аттестации и государственной итоговой аттестации обучающихся / Н.Ю. Филоненко - Липецк, 2014.
32 Сущность, содержание, структура и функции контроля как компонента педагогической системы вуза [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=3280
33 Средства обучения [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://bl48.ucoz.ru/_tbkp/2017/sredstva_obuchenija_i_vospitanija.pdf
34 Кухтин, Д.В. Электронное обучение [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://hotline.ua/knigi/author/kuhtin_pv-232467/
35 Горлушкина, Н.Н., Структурирование учебной информации при ее компьютерном представлении / Н.Н. Горлушкина, Н.Ф. Гусарова - СПБ, 2009.
36 Софронова, Н.В. Типология современных методов применения средств ИКТ в системе общего образования / Н.В. Софронова [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/0521.htm
37 Горлушкина Н.Н., Старко Г.А. Компьютерное моделирование в организации познавательной деятельности студентов / Н.Н. Горлушкина, Г.А. Старко - Брянск, 2012.
38 Роберт, И.В. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / И.В. Роберт, Т.А. Лавина [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.iiorao.ru/iio/pages/fonds/dict/
39 Шаравин, В.В. Дидактические принципы разработки учебных комплексов / В.В. Шаравин [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2392
40 Спирина, Е.А. Дидактические средства в учебном процессе / Е.А.
Спирина [Электронный ресурс]: - Режим доступа:
http://articlekz.com/article/4522
41 Темников, Д.А. Разработка электронных образовательных ресурсов: реализация основных педагогических принципов: учебно-методическое пособие / Д.А. Темников, Т.Т. Сидельникова [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://old.kpfu.ru/fpk/docs/tem_sid.pdf