Введение 3
1 Теоретические аспекты проблемы развития социальных навыков у
подростков с лёгкой степенью умственной отсталости средствами включения в совместную деятельность 7
1.1 Психолого-педагогические особенности и социальная ситуация развития
подростков с лёгкой степенью умственной отсталости 7
1.2 Социальные навыки как психолого-педагогическая категория 15
1.3 Совместная деятельность как условие формирования социальной
компетентности 21
2 Педагогический эксперимент по развитию социальных навыков у
подростков с лёгкой степенью умственной отсталости средствами включения в совместную деятельность 30
2.1 Исследование актуального уровня развития социальных навыков у
подростков с лёгкой степенью умственной отсталости 30
2.2 Разработка мероприятий по включению подростков с лёгкой степенью
умственной отсталости в совместную деятельность 44
2.3 Результаты первичной апробации мероприятий по включению подростков с лёгкой степенью умственной отсталости в совместную
деятельность 47
Заключение 55
Список использованных источников 58
Введение Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения определило ведущие тенденции развития современной системы отечественного образования. Одной из ведущих тенденций является усиление внимания к формированию и развитию социальной компетентности детей на всех этапах их возрастного развития.
Это в равной степени касается и обычных детей, и детей с особыми образовательными потребностями.
Развитию социальной компетентности детей с особенностями в развитии сегодня уделяется, пожалуй, даже больше внимания, что обусловлено, во- первых, постоянным увеличением их численности, а, во-вторых, специфическими чертами протекания их онтогенеза, которые, в свою очередь, обусловливают необходимость в создании для них условий, способствующих полноценной жизни в обществе.
Вместе с тем, дети с отставанием в развитии по-прежнему остаются в зоне риска социальной дезадаптации. В особенно уязвимом положении оказываются подростки с умственной отсталостью, развитие социальной компетентности которых, как правило, ограничивается обучением их навыкам социально-бытовой ориентировки и первичной профориентационно-трудовой подготовкой.
Одна из основных проблем заключается в том, что в процессе развития социальной компетентности подростков с умственной отсталостью недостаточно внимания уделяется развитию таких важнейших компонентов социальной адаптации, как самостоятельность и коммуникативная компетентность.
Кроме того, прикладные аспекты психолого-педагогических исследований, направленных на поиск оптимальных средств развития социальных навыков у подростков с умственной отсталостью, по большей части охватывают спектр социально-психологических технологий развития коммуникативной сферы, о чём можно судить по значительному объёму разнообразных разработок адаптивных вариантов тренингов коммуникативной компетентности. Тренинг, как средство развития коммуникативного компонента социальной компетентности детей с умственной отсталостью, разумеется, имеет огромную важность, однако это всё же специфическая форма организации работы, требующая особого режима, особых условий, что не всегда бывает доступно и целесообразно.
Помимо прочего, анализ теоретических и методических разработок современных исследователей, посвящённых проблемам развития социальных навыков умственно отсталых детей, свидетельствует о явном дефиците работ, предназначенных для использования в коррекционно-развивающей деятельности с подростками. Приоритет отдаётся детям младшего школьного возраста. С одной стороны, такая ситуация вполне закономерна, если учесть, что наилучшие результаты в обучении и воспитании умственно отсталых детей достигаются при условии как можно более раннего их включения в специально организованную коррекционно-развивающую деятельность. Однако приоритет внимания к одним возрастным категориям в ущерб другим, очевидно, является не конструктивным.
И, наконец, ещё один момент, на который нельзя не обратить внимания при рассмотрении вопроса о том, что происходит на сегодняшний день в сфере разработки теоретико-методологических подходов к формированию и развитию социальных навыков у лиц с умственной отсталостью, - это практически полное отсутствие исследований влияния совместной деятельности на развитие социальных навыков умственно отсталых детей и подростков. Тот факт, что совместная деятельность является одним из самых мощных и потенциально продуктивных средств развития социальной компетентности личности, является общепризнанным. В этой связи представляется весьма странным недостаточное внимание специалистов и педагогов-практиков к использованию этого ресурса в организации работы по развитию социальных навыков у детей и подростков с отставанием в развитии.
Таким образом, можно констатировать наличие выраженного противоречия между признанием потенциально высокой продуктивности совместной деятельности как средства развития социальной компетентности личности и фактической невключённостью совместной деятельности в арсенал основных средств развития социальных навыков у подростков с умственной отсталостью.
Выявление данного противоречия обусловливает актуальность темы настоящего исследования.
Целью настоящего исследования является исследование влияния совместной деятельности на развитие социальных навыков у подростков с лёгкой степенью умственной отсталости.
Объект исследования: процесс развития социальных навыков у подростков с лёгкой степенью умственной отсталости.
Предмет исследования: участие в совместной деятельности как средство развития социальных навыков у подростков с лёгкой степенью умственной отсталости.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
1) Изучить психолого-педагогические особенности и социальную ситуацию развития подростков с лёгкой степенью умственной отсталости;
2) Рассмотреть социальные навыки как психолого-педагогическую категорию;
3) Определить ключевые характеристики совместной деятельности как условия формирования социальной компетентности;
4) Провести исследование актуального уровня развития социальных навыков у подростков с лёгкой степенью умственной отсталости;
5) Разработать мероприятия по включению подростков с лёгкой степенью умственной отсталости в совместную деятельность;
6) Проанализировать результаты первичной апробации мероприятий по включению подростков с лёгкой степенью умственной отсталости в совместную деятельность.
Рабочая гипотеза: целенаправленная организация совместной деятельности подростков с лёгкой степенью умственной отсталости способствует положительной динамике в развитии их социальных навыков.
Структура выпускной квалификационной работы определяется поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, разделённых на параграфы, заключения, списка литературы.
Целью настоящего исследования являлось исследование влияния совместной деятельности на развитие социальных навыков у подростков с лёгкой степенью умственной отсталости.
В качестве объекта исследования выступал процесс развития социальных навыков у подростков с лёгкой степенью умственной отсталости.
Предметом исследования было участие в совместной деятельности как средство развития социальных навыков у подростков с лёгкой степенью умственной отсталости.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи:
1) Изучены психолого-педагогические особенности подростков с лёгкой степенью умственной отсталости;
2) Выявлены особенности социальной ситуации развития умственно отсталых подростков;
3) Определены ключевые характеристики совместной деятельности как условия формирования социальной компетентности;
4) Проведено первичное (констатирующее) исследование актуального уровня развития социальных навыков у подростков с лёгкой степенью умственной отсталости;
5) Разработаны и реализованы мероприятия по включению подростков с лёгкой степенью умственной отсталости в совместную деятельность;
6) Проанализированы результаты первичной апробации мероприятий по включению подростков с лёгкой степенью умственной отсталости в совместную деятельность.
На констатирующем этапе педагогического эксперимента оценивался уровень сформированности основополагающих компонентов социальной компетентности подростков - самостоятельности и коммуникативных умений.
В ходе констатирующего эксперимента обнаружился дефицит умений осуществлять межличностные коммуникации с соблюдением требований к социально одобряемому поведению и достигать продуктивного взаимодействия.
Первичная диагностика уровня развития самостоятельности позволила зафиксировать у подавляющего большинства подростков недостаточности саморегуляционного компонента деятельности и потребность в помощи и контроле со стороны.
Данные констатирующего этапа указывали на неблагоприятный прогноз дальнейшей социальной адаптации, особенно на этапе начала самостоятельной жизни подростков.
Целью формирующего эксперимента являлось включение подростков в продуктивную совместную деятельность, содержание которой богато опытом межличностных коммуникаций, требует постоянного совершенствования коммуникативных навыков и участия в разнообразных видах хозяйственно¬бытового труда, сопряжённого с необходимостью проявлять активность, усилия, самоконтроль.
В ходе формирующего эксперимента из подростков с лёгкой степенью умственной отсталости был сформирован трудовой отряд волонтёров, который занимался общественно значимой, преимущественно, хозяйственно-бытовой, трудовой деятельностью.
Мы предполагали, что целенаправленная организация совместной деятельности подростков с лёгкой степенью умственной отсталости способствует положительной динамике в развитии их социальных навыков.
По завершении формирующего эксперимента была проведена контрольная диагностика уровня развития коммуникативных умений и самостоятельности, которая подтвердила состоятельность выдвинутой нами гипотезы и позволила зафиксировать наличие положительной динамики в развитии у подростков - участников педагогического эксперимента коммуникативных компетенций и самостоятельности.
Результаты контрольного эксперимента следует считать промежуточными, в виду того, что для достижения устойчивой положительной динамики в развитии социальных навыков, так же, как и в развитии познавательных способностей, умственно отсталым подросткам требуется больше времени и усилий, нежели их здоровым сверстникам.
Вместе с тем, успешность первичной апробации предложенных нами мероприятий указывает на высокий потенциал эффективности применения совместной деятельности в качестве средства развития социальной компетентности подростков с лёгкой степенью умственной отсталости.
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: Учебное пособие. - М.: ПЕР СЭ, 2008.
2. Айрис Д.Э. Ребенок и сенсорная интеграция: Понимание скрытых проблем развития: с практ. рекомендациями для родителей и специалистов: [пер. с нем.] / Э. Д. Айрис при участии Д. Роббинса. - 2-е изд. - М.: Теревинф, 2010. - 268 с.
3. Акимова Т.А. Особенности социально-бытовых навыков у детей с умственной отсталостью // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). - Пермь: Меркурий, 2015. - С. 209-210.
4. Альтернативная коммуникация: методический сборник
[Электронный ресурс] / автор-составитель Е.А. Штягинова. - Новосибирск, 2012. - Режим доступа:
http://www.downsyndrome.ru/fLles/oogo/File/artemativnaya%20kommumkatsiya.pdf
5. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. А.А. Бодалёва. - М.; Воронеж: НПО МОДЭК, 1996.
6. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2004.
7. Андреева Г.М. Социальная психология: Учеб. для высш. шк. / Г. М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 1997.
8. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием. Младший дошкольный возраст. - М.: ИКП РАО, 2000.
9. Бардышевская М. К. Невербальная коммуникация у детей с наруше¬ниями общения и эмоциональной депривацией // Вопросы психологии. - 2010. - № 6. - С. 33-42.
10. Бардышевская М.К., Лебединский В.В. Диагностика эмоциональных нарушений у детей: Учебное пособие. - М.: УМК «Психология», 2003.
11. Баряева, Л.Б. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: учебно-методическое пособие / Л.Б. Баряева, А. Зарин. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена: Изд-во «Союз».
12. Березин Ф.Б. Психическая и психофизическая адаптация человека. - Л.: Наука, 1988.
13. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. Руководство для врачей и клинических психологов / В.М. Блейхер, И.В. Крук, С.Н. Боков. - М.; Воронеж: МПСИ, 2002.
14. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Изд-во Ин-та практич. психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1995.
15. Боулби, Дж. Привязанность. - М.: Гардарики, 2003.
16. Братусь Б.С. Аномалии личности. - М.: Медицина, 1988.
17. Вартанян, И.А. Вопросы функциональной асимметрии мозга / И. А. Вартанян. - М.: Наука, 1988.
18. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.: Просвещение, 1986.
19. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 4. - М.: Педагогика, 1984.
20. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2: Проблемы общей психологии / Под. ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1982.
21. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 1: Основы дефектологии / Под. ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1983.
22. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. - М., 2010.
23. Гобозов И. А. Социальная философия / И. А. Гобозов. - М.: Академический Проект, 2010.
24. Голышева И. А., Сбитнева Е. С. К вопросу о диагностике социальной компетентности у младших школьников // Молодой ученый. -
2016. - №3. - С. 802-805.
25. Денискина В.З. Особенности обучения социально-бытовой ориентировке детей с нарушением зрения. - Уфа: Изд-во Филиала МГОПУ им. М.А. Шолохова в г. Уфе, 2004.
26. Диагностика коммуникативных особенностей личности: Методические рекомендации / Магнитогорск, пед. ин-т; Сост. Л. И. Савва, Е. Ю. Семыкина. - Магнитогорск, 1998.
27. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: метод. пособие для практ. психологов / Е.О. Смирнова и др. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Детство-Пресс, 2005.
28. Донцов А.И. Разработка критериев анализа совместной деятельности / А.И. Донцов, Е.М. Дубовская, И.М. Улановская // Вопросы психологии. - 1998. - № 2. - С. 61-71.
29. Екжанова Е.А. Консультирование семьи по поводу сложностей во взаимоотношениях с детьми // Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой. - М.: Академия, 2004. - С. 166- 185.
30. Журавлев А.Л. Психология совместной деятельности / А.Л. Журавлев. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005.
31. Журавлев А.Л. Психология совместной деятельности в условиях организационно-экономических изменений: дис. в виде научного доклада ... д - ра психол. наук / А.Л. Журавлев. - М., 1999.
32. Забрамная С.Д. Ваш ребёнок учится во вспомогательной школе. - М., 1993.
33. Завражин С.А. Адаптация детей с ограниченными возможностями: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / С.А. Завражин, Л.К. Фортова. - М.: Академический проект: Трикста, 2005.
34. Зейгарник Б.В. Очерки по психологии аномального развития личности / Б.В. Зейгарник, Б.С. Братусь. - М.: МГУ, 1980.
35. Кабанова О.И. Межпредметные связи на уроках русского языка и СБО как средство формирования социально адаптивной личности ребенка с особыми образовательными потребностями // Специальное образование. - 2014. - № 10. - С. 133.
36. Казакина М.Г. Взаимосвязь процесса развития коллектива и нравственного формирования личности. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1983.
37. Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге: Понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие: [пер. с нем.] / У. Кисслинг; под ред. О. В. Клочковой. - 2-еизд. - М.: Теревинф, 2011. - 236 с.
38. Кислякова Ю.Н. Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у детей с нарушениями развития. - М.: Владос, 2004.
39. Коголовская А.С. Особенности реабилитации детей-инвалидов с использованием канистерапии // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Естественные, общественные науки. - 2013. - № 1. - С. 41-46.
40. Конецкая В.П. Социология коммуникации. - М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997. - 302 с.
41. Коррекционная работа во вспомогательной школе: методические рекомендации / под ред. Л. П. Митюрина. - Челябинск, 1992.
42. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи: учеб. пособие для студентов пед. вузов по спец. «Логопедия» / под ред. Ю. Ф. Гаркуши. - М.: Центр гуманит. литературы «РОН»: В. Секачев, 2002. - 157 с.
43. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1976.
44. Куприянов В.В. Лицо человека: анатомия, мимика / В. В. Куприя¬нов, Г. В. Стовичек. - М.: Медицина, 1988.
45. Лазуренко С.Б. Коррекционно-педагогическая помощь детям с нарушением интеллектуального развития в системе комплексной реабилитации // Дефектология. - 2012. - № 5. - С. 26-33.
46. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей: учеб.
пособие. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004.
47. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.:
Политиздат, 1975.
48. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т.1. - М.: Педагогика, 1983.
49. Лисина М.И. Формирование личности в общении / М.И. Лисина. - СПб.: Питер, 2009.
50. Лишин О.В. Изменение отношения к человеку в процессе участия подростков и юношества в военно-поисковой работе // Мир психологии и психология в мире. - 1995. - № 3 (4). - С. 45-49.
51. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2003.
52. Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий: пособие для учителя - дефектолога / Под ред. С. Н. Шаховской. - М.: Парадигма, 2012..
53. Малофеев Н.Н. Реабилитация средствами образования должна начинаться с первых месяцев жизни ребенка - [электронный ресурс] - Режим доступа: http:ise.iip.net
54. Мастюкова Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студентов вузов / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина; под ред. В. И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2004.
55. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. - М.: ВЛАДОС, 2003.
56. Мастюкова Е.М. Этиология нарушений речи // Логопедия: учебник для студ. дефетол. фак. пед. высш. учеб. Заведений / Под ред. Л.С. Волкова. - 5¬е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманитр. изд. центр ВЛДАОС, 2009. - С. 41-56.
57. Матюх И.В. Определение образовательного маршрута детей трёхлетнего возраста в условиях специального (коррекционного) учреждения V вида // Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии в современном образовательном пространстве: сб. научн. ст. по мат-лам международной научно-практ. конф. (18-20 апреля 2013 г.) - М.: МГПУ, 2013. -
С. 99-104.