Введение
1 Нормативно-правовые основы формирования и систем управления фондом
6
капитального ремонта многоквартирных домов
1.1 История формирования регионального фонда капитального ремонта
6
многоквартирных домов
1.2 Специфика формирования локальных общественных фондов, на примере
фонда капитального ремонта 11
1.3 Нормативно-правовое регулирование осуществления капитального
14
ремонта многоквартирных домов
2 Оценка эффективности реализации региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных в Красноярском крае 20
2.1 Оценка потребности в капитальном ремонте общего имущества в
многоквартирных домах в Красноярском крае 20
2.2 Оценка эффективности региональной программы капитального ремонта
общего имущества в многоквартирных домах 30
2.3 Анализ эффективности региональной программы капитального ремонта
36
многоквартирных домов
3 Направления повышения эффективности реализации программы
47
капитального ремонта многоквартирных домов
3.1 Ликвидация экономических проблем эффективности региональной
47
программы
3.2 Предложения решения проблем эффективности реализации региональной
51
программы
3.3 Мероприятия формирования позитивного мнения граждан о региональной
59
программе капитального ремонта
Заключение
69
Список использованных источников
71
Приложения
Эффективность функционирования жилищно-коммунального хозяйства во все времена затрагивала большую часть населения нашей страны. До 1992 г. государство несло ответственность за сохранение переданного ему в управление жилищного фонда. Перестройка внесла свои коррективы в имущественные отношения жилищно-коммунального хозяйства, в результате которых государство избавилось от бремени ответственности перед собственниками жилых и нежилых помещений. Генеральной целью преобразований в данной сфере выступает повышение эффективности ее функционирования, перевод отрасли на рельсы рыночных отношений.
Жилищный фонд является основным элементом инфраструктуры, предназначенным для удовлетворения потребностей населения в жилье. Две трети жилых зданий в нашей стране имеют износ более 30%. Ветхий и аварийный фонд с 1990 года увеличился на 70%. Это обусловлено тем, что по сравнению с советскими временами в стране значительно снизилась работа по строительству новых домов. В России продолжает складываться тенденция по сохранению старого фонда вместо его сноса и строительства нового. Это связано со сложностью и затратностью переселения владельцев жилых и нежилых помещений. При сохранении существующих объемов капитального ремонта в ближайшие 10 лет более 10% жилищного фонда придет в состояние, непригодное для проживания.
Федеральный закон от 25.12.2012 № 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» определяет правовые основы для вовлечения в процесс финансирования капитального ремонта в многоквартирных домах собственников жилья.
Ранее Гражданским и Жилищным кодексами Российской Федерации уже была установлена обязанность собственника по несению бремени содержания, принадлежащего ему имущества. Вместе с тем не было эффективного механизма реализации установленной обязанности. Система взимания платы за капитальный ремонт фактически действовала в 500 российских городах. Новый закон призван создать такой механизм и сделать практику внесения взносов на капитальный ремонт общероссийской.
Жилищный фонд в России насчитывает более 3,26 млрд. кв. м, из которых 2,5 млрд. кв. м (79%) - это многоквартирный жилищный фонд. На протяжении последних 50 лет в нашей стране главное внимание уделялось наращиванию совокупного размера жилищного фонда. На эти цели расходовалось более 85% материально-финансовых ресурсов, направляемых в жилищную сферу. После 1992 года финансирование строительства нового жилья, а также капитального ремонта уже построенного жилого фонда существенно снизилось.
С другой стороны, высокая степень износа жилищного фонда - это не только низкий комфорт для его жителей, но и избыточное потребление энергетических ресурсов. Прежде всего - тепла. Во-первых, потому что характеристики теплозащиты таких домов, как правило, низки. Во-вторых, потому что в этих домах технологически невозможно регулировать объем потребления тепла.
До вступления в силу Федерального закона РФ от 25.12.2012 г. № 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» капитальный ремонт помогал проводить фонд реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Теперь данный фонд будет финансировать только переселение граждан из ветхого и аварийного жилья.
Для реализации требований законодательства Правительство Красноярского края утвердило региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, на территории Красноярского края, от 27.12.2013 № 709-п.
Цель работы - разработать мероприятия совершенствования эффективности реализации региональной программы общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края, на период с 2014 по 2043 годы.
Для реализации цели я поставил перед собой задачи:
1) охарактеризовать цели и задачи программы;
2) изучить нормативно-правовую базу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
3) охарактеризовать потребность жилищного фонда Красноярского края в капитальном ремонте общего имущества;
4) проанализировать проблемы реализации программы;
5) предложить собственные пути решения существующих проблем.
Данная работа состоит их трех глав, каждая из которых делится на три параграфа.
Начальный этап реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах оказался этапом «проб и ошибок». Вскрылись слабые места региональной программы - прежде всего, нехватка денег, опыта и недоработки в нормативной базе. При общем слабом понимании основной цели программы и отсутствии опыта, подавляющее большинство муниципальных образований использовали старый подход к проведению капитального ремонта многоквартирных домов, когда собственники помещений не играют активной роли в принятии решений. Органы местного самоуправления, и управляющие компании дистанцировались от программы капитального ремонта, считая его проблемой одного регионального оператора. Это обстоятельство стало основной проблемой при реализации принятой региональной программы и вызвали недовольство населения, товариществ собственников жилья и части управляющих организаций.
Реализация программы позволит обеспечить сохранность жилищного фонда многоквартирных домов на территории муниципальных образований Красноярского края и обеспечить выполнение работ по капитальному ремонту в межремонтные сроки. В результате реализации программы планируется обеспечить комфортные условия проживания и повысить качество предоставления населению жилищно-коммунальных услуг, повысить энергоэффективность многоквартирных домов.
Одним из главных решений проблем, связанных с эффективной реализацией региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов считаю переформирование регионального фонда капитального ремонта в сугубо контролирующий орган, обеспечивающий постоянный надзор за всеми участниками программы и не распоряжающийся финансовыми средствами от взносов собственников.
Предоставляя данные полномочия управляющим компаниям и товариществам собственников жилья, необходимо, соответственно, создать механизм перехода абсолютно всех многоквартирных домов на метод аккумулирования взносов на капитальный ремонт через специальный счет, индивидуальный для каждого многоквартирного дома. Это позволит собственникам быть уверенными в том, что их взносы будут использоваться только на нужды их дома.
Предоставив возможность собственникам многоквартирных домов, имеющих задолженность по взносам на капитальный ремонт, погасить долги перед без начисленной пени, региональный фонд гарантирует себе довольно быстрый приток платежей за короткий срок и серьезно облегчит серьезную, для некоторых граждан, ситуацию с неоплаченными счетами на капитальный ремонт.
Прозрачность деятельности регионального фонда и активная информационная кампания населению также приведет к формированию позитивного мнения собственников многоквартирных домов о региональной программе.
Использование этих механизмов, для решения проблем, обозначенных в рамках реализации программы, окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие общества и общее экономическое развитие муниципальных образований Красноярского края.
1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. № 237;
2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 №188-ФЗ (ред. от 28.12.2016);
3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 28.03.2017);
4. О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства : федеральный закон Российской Федерации от 21.07.2007 №185-ФЗ, в ред. федерального закона Российской Федерации от 25.12.2012 №270-ФЗ;
5. Об изменении жилищного законодательства СССР в связи с Постановлением ЦИК и СНК СССР от 17 октября 1937 г. «О сохранении жилищного фонда и улучшении жилищного хозяйства в городах»: постановление СНК СССР от 13.02.1938 № 164;
6. О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации: федеральный законом Российской Федерации от 25.12.2012 № 271-ФЗ;
7. О порядке решения вопросов о сносе жилых домов при реконструкции и застройке городов : постановление Госстроя СССР от 31.07.1970 № 95;
8. Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края, на 2014-2016 годы: постановление Правительства Красноярского края № 656-п от 13.12.2013;
9. Приложение к постановлению Правительства Красноярского края от 27.12.2013 № 709-п;
10. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, на территории Красноярского края, утверждена Правительством Красноярского края от 27.12.2013 № 709-п;
11. Типовая инструкция по периодическому техническому освидетельствованию трубопроводов тепловых сетей в процессе эксплуатации РД 153-34.0-20.522-99;
12. Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений СП 13-102-2003;
13. Методические рекомендации по ликвидации нарушений в содержании и использовании жилищного фонда и придомовых территорий МДС 13-17.2000;
14. Методика оценки сайтов региональных операторов фондов капитального ремонта для составления рейтинга информационной открытости региональных операторов фондов капитального ремонта (Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ-Контроль»);
15. Методические рекомендации по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185- ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»;
16. Техническая эксплуатация зданий: Учебно-методический комплекс / Сост.: О.С. Диса, Е.А. Гардер. - Новокузнецк: РИО НФИ КемГУ, 2003;
17. Л.И. Якобсон «Государственный сектор экономики, экономическая теория и политика: Учебник для ВУЗов» - МГУ ВШЭ, 2000;
18. Овсянников В.А., Рубаненко Б.Р., Карташова К.К. и др. Социально-экономические условия развития массового жилища в СССР // Жилая ячейка в будущем. М., 1982. 110с;
19. Белова Т.В. Современное состояние жилищного фонда: постановка основных проблем и пути решения // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 6.;
20. Официальный сайт государственной корпорации - фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.reformagkh.ru/overhaul/;
21. Официальный сайт фонда капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.fondkr24.ru/;
22. Официальный сайт фонда капитального ремонта многоквартирных домов на территории Мурманской области [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://fkrmo.ru/;
23. Официальный сайт фонда капитального ремонта многоквартирных
домов на территории Республики Саха (Якутия) [Электронный ресурс] -
Режим доступа: http://fondkr.ru/;
24. Официальный сайт фонда капитального ремонта многоквартирных домов на территории Иркутской области [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.fkr38.ru/.