ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
Введение
1 Коммуникативная компетентность младших школьников
1.1 Понятие коммуникативной компетентности, ее сущность и структура.6
1.2 Характеристика младшего школьного возраста 11
1.3 Особенности формирования коммуникативной компетентности
младших школьников 17
2 Экспериментальная работа по формированию коммуникативной компетентности младших школьников средствами игры
2.1 Игровые упражнения как средство развития коммуникативной
компетентности учащихся 21
2.2 Диагностика исходного уровня коммуникативной компетентности
младших школьников 25
2.3 Развитие коммуникативной компетентности с помощью игры 29
2.4 Анализ результатов экспериментальной работы 35
Заключение 38
Список используемых источников 40
ПРИЛОЖЕНИЕ А 44
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 47
1 Коммуникативная компетентность младших школьников
1.1 Понятие коммуникативной компетентности, ее сущность и структура.6
1.2 Характеристика младшего школьного возраста 11
1.3 Особенности формирования коммуникативной компетентности
младших школьников 17
2 Экспериментальная работа по формированию коммуникативной компетентности младших школьников средствами игры
2.1 Игровые упражнения как средство развития коммуникативной
компетентности учащихся 21
2.2 Диагностика исходного уровня коммуникативной компетентности
младших школьников 25
2.3 Развитие коммуникативной компетентности с помощью игры 29
2.4 Анализ результатов экспериментальной работы 35
Заключение 38
Список используемых источников 40
ПРИЛОЖЕНИЕ А 44
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 47
Общение выступает необходимым условием жизни людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Обществу и государству сегодня нужны люди, умеющие социализироваться в быстро изменяющемся социуме, люди творческие, активные, владеющие универсальными способами действий. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди должны взаимодействовать. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и создать новые взаимоотношения между людьми.
Младший школьный возраст очень благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой тяги к общению, интересу к осмыслению речевого опыта, чуткости к языковым явлениям. Коммуникативная компетентность, как одна из важнейших характеристик личности, проявляется в способности личности к умению слушать и речевому общению. Из этого следует, что развитие коммуникативной компетентности ученика является актуальной и важной задачей образовательного процесса начальной школы. Обязательными умениями, обеспечивающими коммуникативность индивида, в ФГОС ставятся задачи формирования у выпускника начальной школы умения слышать и слушать собеседника, обосновывать свою позицию. Сформировать коммуникативные умения, значит, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, научить школьника задавать вопросы и четко формулировать на них ответы, аргументировать свое мнение в группе, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку, а также способность выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения.
Проблему применения игровых технологий изучали такие психологи и педагоги, как Выготский Л.С., Гоноболин Ф.Н., Никитин Б. П., Шмалов С.А., Лисина М.И., Эльконин Д.Б. Смоленцева А.А., Усова А.П. и другие. Опираясь на их труды, можно сказать, что использование игр в учебном процессе делает активней и насыщенней деятельность ребенка. Благодаря игре у школьника развивает наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому предмету, позволяет раскрепощаться, формирует образное мышление, снимает напряжение у ребенка, в целом игра делает процесс обучения интересным. В игре немало важно формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Поэтому стоит уделить большое внимание игровой деятельности ребенка.
Цель дипломной работы: проверить эффективность игровых упражнений с учетом особенностей возраста для развития коммуникативной компетентности младших школьников.
Задачи:
- Определить структуру и условия развития коммуникативной компетентности младших школьников.
- Определить формы, методы и средства развития коммуникативной компетенции у младших школьников
- Охарактеризовать игровые упражнения как фактор эффективности коммуникативной компетентности младших школьников.
- Выявить и экспериментально обосновать совокупность педагогических условий формирования коммуникативной компетенции младших школьников в игровой деятельности.
Объект исследования: коммуникативная компетентность младших школьников.
Предмет: процесс развития коммуникативной компетентности у младших школьников.
Гипотеза: развитие коммуникативной компетентности младших школьников будет эффективным, при условии:
- будут проводиться игровые упражнения «Игра-ситуация»; «Ребятушки-козлятушки»; «Газета»; «Гороховый король».
- будет осуществляться индивидуальный и дифференцированный подход к развитию коммуникативной компетентности младших школьников;
База исследования: Красноярская университетская гимназия №1 «Универс». 3 класс.
Младший школьный возраст очень благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой тяги к общению, интересу к осмыслению речевого опыта, чуткости к языковым явлениям. Коммуникативная компетентность, как одна из важнейших характеристик личности, проявляется в способности личности к умению слушать и речевому общению. Из этого следует, что развитие коммуникативной компетентности ученика является актуальной и важной задачей образовательного процесса начальной школы. Обязательными умениями, обеспечивающими коммуникативность индивида, в ФГОС ставятся задачи формирования у выпускника начальной школы умения слышать и слушать собеседника, обосновывать свою позицию. Сформировать коммуникативные умения, значит, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, научить школьника задавать вопросы и четко формулировать на них ответы, аргументировать свое мнение в группе, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку, а также способность выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения.
Проблему применения игровых технологий изучали такие психологи и педагоги, как Выготский Л.С., Гоноболин Ф.Н., Никитин Б. П., Шмалов С.А., Лисина М.И., Эльконин Д.Б. Смоленцева А.А., Усова А.П. и другие. Опираясь на их труды, можно сказать, что использование игр в учебном процессе делает активней и насыщенней деятельность ребенка. Благодаря игре у школьника развивает наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому предмету, позволяет раскрепощаться, формирует образное мышление, снимает напряжение у ребенка, в целом игра делает процесс обучения интересным. В игре немало важно формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Поэтому стоит уделить большое внимание игровой деятельности ребенка.
Цель дипломной работы: проверить эффективность игровых упражнений с учетом особенностей возраста для развития коммуникативной компетентности младших школьников.
Задачи:
- Определить структуру и условия развития коммуникативной компетентности младших школьников.
- Определить формы, методы и средства развития коммуникативной компетенции у младших школьников
- Охарактеризовать игровые упражнения как фактор эффективности коммуникативной компетентности младших школьников.
- Выявить и экспериментально обосновать совокупность педагогических условий формирования коммуникативной компетенции младших школьников в игровой деятельности.
Объект исследования: коммуникативная компетентность младших школьников.
Предмет: процесс развития коммуникативной компетентности у младших школьников.
Гипотеза: развитие коммуникативной компетентности младших школьников будет эффективным, при условии:
- будут проводиться игровые упражнения «Игра-ситуация»; «Ребятушки-козлятушки»; «Газета»; «Гороховый король».
- будет осуществляться индивидуальный и дифференцированный подход к развитию коммуникативной компетентности младших школьников;
База исследования: Красноярская университетская гимназия №1 «Универс». 3 класс.
Формирование коммуникативной компетентности младших школьников является актуальной проблемой, так как современное образовательное учреждение должно стать местом, где ребенок получит возможность широкого социально-практического самостоятельного контакта с наиболее значимыми и близкими для его развития сферами жизни. Накопление ребенком, под руководством взрослого, ценного социального опыта - вот путь, который способствует, во-первых, раскрытию возрастного потенциала ребенка и, во- вторых, успешному вступлению во взрослую жизнь.
В ходе решения поставленных задач, автором работы было обнаружено, что при включении ребенка в игровую деятельность, появляются следующие закономерности:
1. Возрастает активность личности. Повышению социальной активности индивида способствует усвоение таких компонентов культуры как опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений. Игровые упражнения способствуют становлению адекватной самооценки ребенка; констатируя наличие реальных, оцененных окружением достижений, помогает ребятам поверить в свои возможности, тем самым способствует повышению общительности.
2. У школьников формируется творческий стиль жизнедеятельности. Этому способствует признание безусловной ценности индивида; создание обстановки, в которой есть понимание и сопереживание; полная свобода символического выражения.
3. Учеником осознается и реализуется потребность в саморазвитии и самовоспитании, в самоорганизации. Ориентация игровой деятельности на достижения учащихся, на создание «поля» для самоутверждения в личностно значимом окружении способствует тому, чтобы удовлетворение частными достижениями перерастало в потребность постоянного самосовершенствования, саморазвития, самообразования.
4. Возрастает уровень сотрудничества, увеличивается количество учащихся с высоким уровнем коммуникативных способностей. Игровые упражнения в рамках внеклассного мероприятия, организованные по принципу сотрудничества, предоставляет учащимся новый широкий круг общения и возможность самоутверждения в ближайшем социальном окружении; помогает им выработать некоторые необходимые социальные навыки - сотрудничества, терпимости, преодоления трудных ситуаций; содействует освоению подрастающим поколением искусства жизненной самоорганизации.
Опираясь на перечисленные мною факты можно сказать, что игра является немаловажным средством разностороннего развития ребенка, одним из влиятельных факторов воспитания, развития коммуникативной компетентности младших школьников.
В результате моего исследования гипотеза, основанная на предположении о том, что развитие коммуникативной компетентности младших школьников будет эффективным с помощью игровых упражнений в индивидуальном и дифференцированном подходе, то заметно повысится уровень коммуникации ребенка, нашла свое подтверждение в данной выпускной работе.
В ходе решения поставленных задач, автором работы было обнаружено, что при включении ребенка в игровую деятельность, появляются следующие закономерности:
1. Возрастает активность личности. Повышению социальной активности индивида способствует усвоение таких компонентов культуры как опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений. Игровые упражнения способствуют становлению адекватной самооценки ребенка; констатируя наличие реальных, оцененных окружением достижений, помогает ребятам поверить в свои возможности, тем самым способствует повышению общительности.
2. У школьников формируется творческий стиль жизнедеятельности. Этому способствует признание безусловной ценности индивида; создание обстановки, в которой есть понимание и сопереживание; полная свобода символического выражения.
3. Учеником осознается и реализуется потребность в саморазвитии и самовоспитании, в самоорганизации. Ориентация игровой деятельности на достижения учащихся, на создание «поля» для самоутверждения в личностно значимом окружении способствует тому, чтобы удовлетворение частными достижениями перерастало в потребность постоянного самосовершенствования, саморазвития, самообразования.
4. Возрастает уровень сотрудничества, увеличивается количество учащихся с высоким уровнем коммуникативных способностей. Игровые упражнения в рамках внеклассного мероприятия, организованные по принципу сотрудничества, предоставляет учащимся новый широкий круг общения и возможность самоутверждения в ближайшем социальном окружении; помогает им выработать некоторые необходимые социальные навыки - сотрудничества, терпимости, преодоления трудных ситуаций; содействует освоению подрастающим поколением искусства жизненной самоорганизации.
Опираясь на перечисленные мною факты можно сказать, что игра является немаловажным средством разностороннего развития ребенка, одним из влиятельных факторов воспитания, развития коммуникативной компетентности младших школьников.
В результате моего исследования гипотеза, основанная на предположении о том, что развитие коммуникативной компетентности младших школьников будет эффективным с помощью игровых упражнений в индивидуальном и дифференцированном подходе, то заметно повысится уровень коммуникации ребенка, нашла свое подтверждение в данной выпускной работе.
Подобные работы
- Театральным кружок «Маска» как средство развития коммуникативном компетентности младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2017 - ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2020 - Арт-технологии как средство развития коммуникативной
компетенции младших школьников
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ
ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - Развитие коммуникативных умений у младших школьников из социально неблагополучных семей через театрализованную деятельность
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ СРЕДСТВАМИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА
УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2015 - ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ-ИНОФОНОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Формирование коммуникативных умений у младших школьников
через игру
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2017



