Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №22381

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы49
Год сдачи2017
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
622
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1 Коммуникативная компетентность младших школьников
1.1 Понятие коммуникативной компетентности, ее сущность и структура.6
1.2 Характеристика младшего школьного возраста 11
1.3 Особенности формирования коммуникативной компетентности
младших школьников 17
2 Экспериментальная работа по формированию коммуникативной компетентности младших школьников средствами игры
2.1 Игровые упражнения как средство развития коммуникативной
компетентности учащихся 21
2.2 Диагностика исходного уровня коммуникативной компетентности
младших школьников 25
2.3 Развитие коммуникативной компетентности с помощью игры 29
2.4 Анализ результатов экспериментальной работы 35
Заключение 38
Список используемых источников 40
ПРИЛОЖЕНИЕ А 44
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 47

Общение выступает необходимым условием жизни людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Обществу и государству сегодня нужны люди, умеющие социализироваться в быстро изменяющемся социуме, люди творческие, активные, владеющие универсальными способами действий. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди должны взаимодействовать. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и создать новые взаимоотношения между людьми.
Младший школьный возраст очень благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой тяги к общению, интересу к осмыслению речевого опыта, чуткости к языковым явлениям. Коммуникативная компетентность, как одна из важнейших характеристик личности, проявляется в способности личности к умению слушать и речевому общению. Из этого следует, что развитие коммуникативной компетентности ученика является актуальной и важной задачей образовательного процесса начальной школы. Обязательными умениями, обеспечивающими коммуникативность индивида, в ФГОС ставятся задачи формирования у выпускника начальной школы умения слышать и слушать собеседника, обосновывать свою позицию. Сформировать коммуникативные умения, значит, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, научить школьника задавать вопросы и четко формулировать на них ответы, аргументировать свое мнение в группе, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку, а также способность выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения.
Проблему применения игровых технологий изучали такие психологи и педагоги, как Выготский Л.С., Гоноболин Ф.Н., Никитин Б. П., Шмалов С.А., Лисина М.И., Эльконин Д.Б. Смоленцева А.А., Усова А.П. и другие. Опираясь на их труды, можно сказать, что использование игр в учебном процессе делает активней и насыщенней деятельность ребенка. Благодаря игре у школьника развивает наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому предмету, позволяет раскрепощаться, формирует образное мышление, снимает напряжение у ребенка, в целом игра делает процесс обучения интересным. В игре немало важно формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Поэтому стоит уделить большое внимание игровой деятельности ребенка.
Цель дипломной работы: проверить эффективность игровых упражнений с учетом особенностей возраста для развития коммуникативной компетентности младших школьников.
Задачи:
- Определить структуру и условия развития коммуникативной компетентности младших школьников.
- Определить формы, методы и средства развития коммуникативной компетенции у младших школьников
- Охарактеризовать игровые упражнения как фактор эффективности коммуникативной компетентности младших школьников.
- Выявить и экспериментально обосновать совокупность педагогических условий формирования коммуникативной компетенции младших школьников в игровой деятельности.
Объект исследования: коммуникативная компетентность младших школьников.
Предмет: процесс развития коммуникативной компетентности у младших школьников.
Гипотеза: развитие коммуникативной компетентности младших школьников будет эффективным, при условии:
- будут проводиться игровые упражнения «Игра-ситуация»; «Ребятушки-козлятушки»; «Газета»; «Гороховый король».
- будет осуществляться индивидуальный и дифференцированный подход к развитию коммуникативной компетентности младших школьников;
База исследования: Красноярская университетская гимназия №1 «Универс». 3 класс.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Формирование коммуникативной компетентности младших школьников является актуальной проблемой, так как современное образовательное учреждение должно стать местом, где ребенок получит возможность широкого социально-практического самостоятельного контакта с наиболее значимыми и близкими для его развития сферами жизни. Накопление ребенком, под руководством взрослого, ценного социального опыта - вот путь, который способствует, во-первых, раскрытию возрастного потенциала ребенка и, во- вторых, успешному вступлению во взрослую жизнь.
В ходе решения поставленных задач, автором работы было обнаружено, что при включении ребенка в игровую деятельность, появляются следующие закономерности:
1. Возрастает активность личности. Повышению социальной активности индивида способствует усвоение таких компонентов культуры как опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений. Игровые упражнения способствуют становлению адекватной самооценки ребенка; констатируя наличие реальных, оцененных окружением достижений, помогает ребятам поверить в свои возможности, тем самым способствует повышению общительности.
2. У школьников формируется творческий стиль жизнедеятельности. Этому способствует признание безусловной ценности индивида; создание обстановки, в которой есть понимание и сопереживание; полная свобода символического выражения.
3. Учеником осознается и реализуется потребность в саморазвитии и самовоспитании, в самоорганизации. Ориентация игровой деятельности на достижения учащихся, на создание «поля» для самоутверждения в личностно значимом окружении способствует тому, чтобы удовлетворение частными достижениями перерастало в потребность постоянного самосовершенствования, саморазвития, самообразования.
4. Возрастает уровень сотрудничества, увеличивается количество учащихся с высоким уровнем коммуникативных способностей. Игровые упражнения в рамках внеклассного мероприятия, организованные по принципу сотрудничества, предоставляет учащимся новый широкий круг общения и возможность самоутверждения в ближайшем социальном окружении; помогает им выработать некоторые необходимые социальные навыки - сотрудничества, терпимости, преодоления трудных ситуаций; содействует освоению подрастающим поколением искусства жизненной самоорганизации.
Опираясь на перечисленные мною факты можно сказать, что игра является немаловажным средством разностороннего развития ребенка, одним из влиятельных факторов воспитания, развития коммуникативной компетентности младших школьников.
В результате моего исследования гипотеза, основанная на предположении о том, что развитие коммуникативной компетентности младших школьников будет эффективным с помощью игровых упражнений в индивидуальном и дифференцированном подходе, то заметно повысится уровень коммуникации ребенка, нашла свое подтверждение в данной выпускной работе.



1. Алиева, С.В. Социальная педагогика: Учебное пособие / А.В. Иванов, С.В. Алиева. - М.: Дашков и К, 2013. - 424 c.
2. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике [Текст] / Ш.А. Амонашвили. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. - 494 с.
3. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания / под ред. Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалева. - М.: НПО «МОДЭК», 1996. - 384с.
4. Андреева, Г.М. Социальная психологи [Текст] / Г.М. Андреева. - М.: Аспект пресс, 2008. - С.137-303.
5. Богачева, Г. Г. Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся [Текст] / Г.Г. Богачева // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. - С. 92-106.
6. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. / Л.И. Божович; под ред. Д.И.Фельдштейна. - М.- В.: "МОДЭК", 1995. - 352 с.
7. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. / Л.С. Выготский // Психология развития. - СПб.: Питер, 2001. - С. 56-79.
8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология/ Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 2002. - С. 263-269.
9. Глаголева, К.С. Л.С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребенка / К.С. Гаголева // Молодой ученый. 2017. - №4. - С. 324-326
10. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение,2014. - 143 с.
11. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. - М.: Московский исследовательский центр подготовки специалистов, 2004. - 42 с.
12. Иванов, Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Д.И. Иванов. - М.: Чистые пруды, 2007. - 37с.
13. Кипнис М. Тренинг общения, влияния и убеждения 59 лучших игр и упражнений для развития управления коммуникациям / М. Кипнис. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. - 42 с.
14. Клюева, Н.В., Касаткина, Ю.В. Учим детей общению / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. - Ярославль.: Академия развития, 1997. - 240 с.
15. Колмогорова, Л.С. Генезис и диагностика психологической культуры младших школьников / Л.С. Колмогорова. - Барнаул.: 1999. - 256 с.
16. Куницына, В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. - СПб.: Питер, 2009. - 544 с.
17. Леонтьев, А.А. Психология общения / А. А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1999. - 365 с.
18. Лернер, И.Я. Дидактическая система методов обучения / И.Я. Лернер. - М.: Знание, 1976. - 64с.
19. Методика преподавания русского языка в средней школе [Текст]: учеб. пособие для студ. высших учебных заведений / Е.И. Литневская, В.А. Багрянцева; под ред. Е. И. Литневской. - М.: Академический проект, 2006. - 588 с.
20. Мудрик, А.В. Социализация и воспитание подрастающего поколения / А.В. Мудрик // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология 2014. №.4 (35). С. 44-51
21. Мудрик, А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. - М.: Академия, 2013. - 240 с.
22. Никитин, Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры / Б.П. Никитин. - М.: Просвещение, 1991. - 160 с.
23. Обучение языку в школе: учеб. пособие для студ. педагогических вузов / Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И. Капинос; под ред. Е.А. Быстровой. - М.: Дрофа, 2011. - 237 с.
24. Петровская, Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг / Л.А. Петровская. - М.: Смысл, 2007 - 99 с.
25. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти. / А. А. Реан. - М.: АСТ, 2011 - 656 с.
26. Сергеев, Г.А. Компетентность и компетенции в образовании/ Г.А. Сергеев - Владимир.: Изд- во Владимирского гос. ун-та, 2011. - 85 с.
27. Сивашинская, Е.Ф. Педагогические системы и технологии: конспект лекций / Е. Ф. Сивашинская, В. Н. Пунчик. - Мозырь: Содействие, 2015. - 215с.
28. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учебник для студентов учреждений высш. проф. образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 608 c.
29. Смоленцева, А.А. Сюжетно-дидактические игры / А.А. Смоленцева. - М.: Просвещение, 2008. - 97с.
30. Столяренко, Л.Д. Социальная педагогика: Учебник для вузов / Л.Д. Столяренко, И.В. Самыгин. - М.: Дашков и К, 2015. - 272 c.
31. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей / А.П. Усова; под ред. А.
В. Запорожца. - М.: Просвещение, 1976 - 96 с.
32. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты [Электронный ресурс]. Ьпр//минобрнаукшрф/Йоситеп12/336
33. Цукерман, Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников [Текст] / Г.А.Цукерман // Вопросы психологии. - 2005. - №5. - с. 15-21.
34. Чернышова, Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Л.И. Чернышова, Э.В. Островский; под ред. Э.В. Островский. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 381 с.
35. Шмалов, С.А Игры учащихся - феномен культуры / С.А. Шмалов. - М.: Новая школа, 2009. - 117 с.
36. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.:
Просвещение, 1999. - 368 с.
37. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 2008. - 325 с.
38. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - М.: НПО "МОДЭК", 2001. - 416 с.
39. Hapacheva, Sarah Muratovna. Program on the development of communicative competence younger students in terms of game activity Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2014 (9-10):134-137
40. Joao, Armando; Sanchez, Francisco Raso. In: European Scientific Journal. The effect of productive classroom talk and metacommunication on young children's oral communicative competence and subject matter knowledge: An intervention study in early childhood education. March 15, 2017, Vol. 13 Issue 8, p15, 15 p.
41. Pavlova, Lyudmila, Semenova, Maria. THE FORMATION OF COMMUNICATIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTION OF THE YOUNGER STUDENTS IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES. Personality, family and society: issues of pedagogy and psychology. 2013 (28):52-58


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ