Введение 3
1 Телевидение в Интернете: теоретические основы исследования 8
1.1 Формы присутствия телеканалов в Интернете 8
1.2 Способы онлайн-взаимодействия телеканалов с аудиторией 13
2 Анализ онлайн-взаимодействия региональных телеканалов с аудиторией....23
2.1 Формы присутствия телеканалов «Енисей» и «Красноярская телевизионная
компания ТВК» в Интернете 23
2.2 Сравнение способов онлайн-взаимодействия телеканалов «Енисей» и
«Красноярская телевизионная компания ТВК» с аудиторией 33
Заключение 42
Список использованных источников 45
Настоящая работа посвящена описанию онлайн-взаимодействия телеканалов с аудиторией.
Сегодня пользователей Интернета становится всё больше и популярность новых медиа растёт. По данным исследований ФОМ [Интернет в России..., 2018], ежегодно динамика проникновения Интернета в России движется вверх.
За последние пять лет суточное потребление Интернета выросло с 45% до 60% [Потребление Интернета, 2018]. Можно предположить, что это является одним из факторов, влияющих на изменение характера взаимодействия телекомпаний с аудиторией - их активную деятельность в Интернете. Важность изменения привычных для традиционных средств массовой информации (далее СМИ) траекторий коммуникации подчёркивают учёные. Так, например, А.Г. Качкаева проводит аналогию между традиционными СМИ и мамонтами, которые вымерли из-за своей неповоротливости [Качкаева, 2014]. Она настаивает на том, что в настоящее время СМИ должны искать новые пути развития, чтобы не повторить судьбу животных и не проиграть тем медиа, которые смогли приспособиться к новым условиям [Мультимедийная журналистика, 2017]. Кхан Мд. Абдул Кабил отмечает одно из преимуществ новых медиа над традиционными: «новые технологии, начиная с мобильной связи и электронной почты и заканчивая блогами, позволяют распространять информацию быстрее, чем радио и телевидение» [Кхан, 2015].
Этим свойством активно пользуются телекомпании, чтобы не терять свою аудиторию, и даже приумножать её. В той же работе Кхан Мд. Абдул Кабил отмечает, что интеграция телеканалов с социальными сетями, которые также являются частью интернет-пространства, имеет двухстороннее взаимодействие. С одной стороны, телеканалы размещаются на площадках популярных интернет-ресурсов. «Это позволяет значительно расширить охват аудитории. Чем больше каналов социальной сети, тем больше активных пользователей, что позволяет быстрее получить более полное мнение у целевой аудитории относительно того, насколько востребован данный контент. С другой, такая интеграция позволяет аудитории эффективно влиять на отбор телекомпаниями контента» Кхан, 2015].
Таким образом, научная проблема исследования состоит в том, что с интеграцией телевидения с Интернетом, появились новые способы взаимодействия с аудиторией, не характерные для телевидения как для традиционного СМИ, которые требуют изучения и описания.
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью изучить новые средства взаимодействия с аудиторией, которые появились благодаря развитию информационно-коммуникационных технологий.
Если раньше традиционные СМИ боролись за количество смотрящих, слушающих или читающих, то сегодняшним новым медиа важнее, как много времени аудитория может им уделить. Телезритель мог ждать определённую передачу несколько дней, и если он начинал её смотреть, то с большой вероятностью досматривал до конца. К тому же, сетка вещания линейного телевидения устроена так, чтобы зритель заинтересовался в последующих программах. С печатными изданиями тоже происходило подобное. Купленные газета или журнал прочитывались полностью до приобретения следующего выпуска. В Интернет-пространстве внимание аудитории может переключиться на множество других вещей: всплывающая реклама, push-уведомления, RSS- рассылка и другое [Как новые медиа..., 2016]. Поэтому традиционным СМИ приходится находить новые способы привлекать и удерживать внимание аудитории.
Выбор для анализа в данной работе именно телевизионных СМИ обусловлен несколькими факторами. Во-первых, по данным исследования ФОМ, телевидение является самым популярным ресурсом, откуда люди узнают новости и другую информацию [Источники информации: мониторинг, 2017]. 78% населения доверяют этому виду СМИ. На следующем месте идут новостные сайты в Интернете с 41% (в анкете позволялось выбирать несколько вариантов ответов). Можно предположить, что объединение обоих этих ресурсов также пользуется большой популярностью у аудитории. Во-вторых, по данным исследования компании Ericsson [Ericsson mobility report..., 2017], доля видеоконтента в Интернете к 2023 году достигнет 75%. И хотя Интернет- СМИ проявляют высокую мультимедийность, в соответствии с классификацией А.А. Калмыкова [Калмыков, 2005] их можно разделить по степени схожести с традиционными аналогами. Отсюда видно, что значительную часть видеоконтента поставляет интернет-телевидение. Поэтому можно сказать, что оно на сегодняшний момент является перспективным объектом для исследования.
Теоретическая база исследования представлена следующими источниками. Для выявления закономерностей развития средств массовой коммуникации были использованы исследования теории и практики журналистики Я.Н. Засурского, Е.Л. Вартановой, С.Г. Корконосенко, Е.П. Прохорова.
Теория формирования информационного общества и характеристики коммуникационных процессов рассмотрены в трудах М. Кастельса, П. Лазарсфельда, Г.Д. Лассуэла, М. Маклюэна.
Для исследования были важны работы А.А. Калмыкова, М.М. Лукиной, Л.П. Шестеркиной, посвященные медиаконвергенции и интернет- журналистике.
Особое значение имеют работы А.А. Гарматина, В.М. Латенковой, изучающие современное телевидение в пространстве Интернета.
Новизна исследования заключается в том, что впервые формы онлайн- взаимодействия именно телевизионных СМИ.
Актуальность темы и постановка проблемы обусловили выбор объекта, предмета, цели и задач исследования.
Объектом исследования является взаимодействие телеканалов с аудиторией.
Предмет исследования - взаимодействие телеканалов и их аудитории в Интернете.
Цель - описать способы взаимодействия телеканалов с аудиторией в Интернете.
Гипотеза данного исследования заключается в предположении, согласно которому в настоящее время благодаря развитию информационно - коммуникационных технологий у телекомпаний появилось множество новых способов взаимодействия с аудиторией. Каждая площадка в Интернет- пространстве сфокусирована на определённой форме взаимодействия.
В соответствии с поставленной целью были выявлены следующие задачи:
- изучить причины размещения телевизионных каналов на интернет- площадках;
- описать формы присутствия телеканалов в интернете;
- дать определение онлайн-взаимодействию телеканалов с аудиторией;
- описать региональные каналы, интегрировавшие с новыми медиа;
- определить средства взаимодействия каждого канала.
Методологическая база. Сначала используется сбор, анализ и классификация различных способов взаимодействия, которые выделяют учёные. Далее проводится описание того, как они действуют на конкретных каналах, а также сравниваются формы взаимодействия на различных площадках.
Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что на данный момент не существует универсальной схемы онлайн-взаимодействия с аудиторией. Также нет полноценного перечня, описывающего все способы такого взаимодействия. В данной работе сделана попытка собрать выделенные ученными способы взаимодействия телеканалов с аудиторией, а также на конкретных каналах разобрать их функционирование и выделить новые, не описанные ранее способы.
Кроме того описание способов и технологий коммуникации телеканалов в Интернете в дальнейшем можно будет использовать для увеличения эффективности СМИ.
Эмпирическая база исследования. Для анализа были выбраны два региональных канала. Один из них государственный, а один частный. По жанровому наполнению оба канала смешанные. Временные рамки исследования: основная масса отсмотренного и проанализированного материала была опубликована в Интернете на официальных сайтах и аккаунтах телеканалов в период с 01.09.2017 по 30.09.2017. Выбор этого периода обуславливается началом нового телевизионного сезона. Работа включает анализ структуры официальных сайтов телеканалов «Енисей» и «ТВК». Также были рассмотрены около 1200 постов в официальных группах каналов в социальной сети «ВКонтакте», около 100 постов на их аккаунтах в «Instagram», более 1000 постов на аккаунтах каналов в «Twitter» и около 900 постов в «Facebook» Также были рассмотрены аккаунты каналов в «WhatsApp», «Viber», «Telegram», «Google+» .
Работа состоит из введения, двух глав и заключения. В теоретической главе на основе научных работ описываются формы присутствия телеканалов на интернет-площадках и перечислены способы взаимодействия, выделенные исследователями. Во второй главе на примере конкретных каналов рассматриваются функционирование описанных способов взаимодействия.
Подводя итог, можно сказать, что телевидение продолжает развиваться и ищет новые пути донесения информации до своей аудитории. Для того, чтобы не уступать новым медиа, телевидение интегрируется с интернетом и ищет новые способы распространения контента и взаимодействия с аудиторией. В соответствии с выдвинутой гипотезой можно видеть, что Интернет предоставляет множество способов взаимодействия с аудиторией. При этом каждая площадка нацелена на какой-то определенный аспект взаимодействия. Например, «Flamp» позволяет собирать обратную связь, «WhatsApp» и «Wiber» получать материалы или предложения тем от зрителей. «Instagram» - удобная платформа для проведения конкурсов. Собственный сайт и социальная сеть «ВКонтакте» могут совмещать несколько аспектов. «Facebook», «Twitter» и «Telegram» пока служат лишь дополнительной платформой для распространения материала.
Можно сказать, что существует две основные причины, по которым телевидение стало интегрировать с Интернетом. Во-первых, как уже было сказано ранее, телекомпании не хотят терять аудиторию, которая постепенно перетекает в Интернет. Во-вторых, технологически становится проще переходить в виртуальное пространство, так как скорость Интернета позволяет загружать видео.
Основные формы присутствия телеканалов в Интернете - это собственные сайты и аккаунты в социальных сетях. С помощью них и осуществляется онлайн-взаимодействие телеканалов с аудиторией. Охарактеризовать такое взаимодействие можно следующим образом: это двусторонняя коммуникация, происходящей на уровне общества в целом. По структуре сообщающихся субъектов - от многих к многим, по степени открытости - публичная, по направленности - горизонтальная, по жёсткости закрепления ролей - неполяризованная, т.е. со сменой ролей.
Из данной работы видно, что региональные каналы к настоящему времени используют многие возможности Интернета. У исследуемых телекомпаний есть собственные сайты и аккаунты во всех популярных социальных сетях «ВКонтакте», «Одноклассники», «Facebook» «Twitter». «Instagram» «TгGonle+», «WhatsApp», «Vi«er» и «Telegram». Однако не все из них используются активно. Например, в «Facebook» «Twitter». « Gooolc-» публикуются только ссылки на сайт или копии постов в «ВКонтакте».
Кроме того, можно отметить, что телекомпании почти не используют одни из главных качеств новых медиа: мультимедийность и гипертестуальность. Из мультимедийных элементов присутствуют только текст, изображения и видео. А самые распространённые элементы гипертекстуальности: ссылки и хэштеги - полностью отсутствуют. Также следует отметить, что исследуемые каналы не используют подкастинг и RSS- рассылку, которые могли бы привлечь больше внимания к контенту.
Однако каналы широко используют интерактивность Интернета. Сайты каналов могут подстраиваться под запросы пользователей: менять формат для разных устройств, увеличивать шрифт, убирать изображения и т.д. Кроме того, редакция с помощью Интернета может получать различную информацию от зрителей. Это могут быть новость, свидетелем которой стал пользователь, мнения о событиях, обратная связь о работе телекомпании, предложения тем и героев для программ. Кроме того телекомпании взаимодействуют с пользователями, проводя различные конкурсы и розыгрыши, тем самым привлекая новую аудиторию.
Также следует отметить высокую степень адаптации каналов, как в технологическом плане, так и в содержательном. Сайты телеканалов приспосабливаются к устройству, с которого они просматриваются. Контент каналов меняется от платформы, на которой он находится. Для «Instagram» это может быть необработанное видео с телефона, для «ВКонтакте» - текст, фото и ссылка на сайт, для сайта - полноценный сюжет и его расшифровка.
Из невыделенных ранее учёными площадок для коммуникации с аудиторией нужно отметить «Flamp». Этот сайт позволяет получать отзывы на функционирование компании и отвечать пользователям, оставившим отзыв.
Однако нельзя сказать, что Интернет полностью заменил традиционные каналы связи. До сих пор в контактной информации на сайте пишутся адрес и номер стационарного телефона. Также можно видеть, что предложенные в Интернете темы и герои - лишь небольшая часть, от общего количества, показанного в эфире.
Даная тема является перспективной, так как в этой работе упор делался на региональные телекомпании. Возможно, что федеральные каналы имеют отличные способы взаимодействия с аудиторией. К тому же, новые технологии не стоят на месте, а значит, в скором времени могут появиться другие способы, которые потребуют анализа. В будущем возможно более детально изучить площадки, которые не так активно используются исследуемыми каналами, и изучить их возможности для взаимодействия. Также можно более тщательно изучить специфику контента телеканалов в Интернете.
1 Битков, Л. А. Специфика телевизионного вещания в социальных сетях в интернете : дис. ... канд. фил. наук : 10.01.10 / Битков Лев Алексеевич. - Челябинск, 2013. - 143 с.
2 Вартанова, Е. Л. О современных медиа и журналистике. Заметки исследователя / Е. Л. Вартанова - М.: МедиаМир, 2015. - 136 с.
3 Гарматин, А. А. Теоретические основы и принципы организации телевизионного интернет-вещания, дис. кан-та фил. наук. 10.01.10 / Гарматин А. А. - Тольятти, 2005, 179 с.
4 Дьяченко, О. В. Российские СМИ в социальных сетях Facebook и в «ВКонтакте»: практики взаимодействия [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Медиаскоп». - Режим доступа: http: //www. mediascope.ru/1615
5 Засурский, Я. Н. Система средств массовой информации России : учебное пособие / Я. Н. Засурский. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 312 с.
6 Интернет в России в России в 2016 году. Состояние, тенденции и
перспективы развития [Электронный ресурс] // Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. - Режим доступа:
http: //fapmc.ru/slabovid/activities/reports/2017/teleradio. html
7 Интернет в России: динамика проникновения [Электронный ресурс]
// Фонд Общественное Мнение. - Режим доступа: http://fom.ru/SMI-i-
internet/13999
8 Интернет-СМИ. Теория и практика /
А. О. Алексеева, Е. Л. Вартанова, О. Д. Фомичёва [и др.].; отв. ред. М. М. Лукина. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 350 с.
9 Источники информации: мониторинг [Электронный ресурс] // Фонд Общественное Мнение. - Режим доступа: http://fom.ru/SMI-i-internet/13323
10 Как новые медиа изменили журналистику. 2012-2016 / С. В. Паранько, Н .Г. Лосева, О. М. Силантьева [и др.] ; отв. ред А. А Амзин. - М.: Гуманитарный университет, 2016. - 304 с.
11 Калмыков, А. А. Интернет-журналистика : учебное пособие / А. А. Калмыков, Л. А. Коханова. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 383 с.
12 Карпенко Л. А., Краткий психологический словарь / Л. А. Карпенко, А. В. Петровский. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
13 Кастельс, М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура / М. Кастельс. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 350 с.
14 Качкаева, А. Г. Образ медиа будущего: о цифровом разрыве, интерактивной публике, мультимедийном содержании и медиаграмотности. Видеолекция [Электронный ресурс] // Высшая школа экономики - Режим доступа: https://www.hse.ru/video/110865612.html
15 Константинов, Ф. В. Философская Энциклопедия. Т. 3 /
Ф. В. Константинов. - М.: Советская энциклопедия, 1960-1970.
16 Корконосенко, С. Г. Основы журналистики : учебное пособие / С. Г. Корконосенко. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 287 с.
17 Кравежина, Л. Е. Парадигма, тенденции развития и трансформации видеоконтента в традиционном телевидении и в интернете / Л. Е. Кравежина // Креативная экономика - 2014, №9, С.115 - 123.
18 Кто не смотрит телевизор [Электронный ресурс] // Фонд
Общественное Мнение. - Режим доступа: http://fom.ru/SMI-i-mtemet/11537
19 Кхан А.К. Интеграция телевизионных программ с социальными сетями в Бангладеш (на примере телеканала «Икаттор») / А.К. Кхан. - Москва: Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2015. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.mediascope.ru/node/1861
20 Литвиненко, И. В. Радио в мультимедийной среде: специфика функционирования : на примере радиостанций московского FM-диапазона в 2009-2014 гг.: дне. ... канд. филолог, наук: 10.01.10. - М., 2015. - 441 с.
21 Латенкова, В. М. Актуальные аспекты интернетизации
современного телевидения: автореф. ... д-р. фил. наук: 10.01.10. - М., 2012. - 26 с.
22 Лободенко, Л. К. Концептуальная модель регионального интернет- СМИ : кросс-коммуникативные аспекты : дис. ... д-ра фил. наук : 10.01.10 / Лободенко Лидия Камиловна. - Москва, 2015. - 457 с.
23 Маклюэн, М. Понимание медиа. Внешние расширения человека. М. Маклюэн - М.: Кучковое поле, 2007. - 464 с.
24 Малеина, Е. А. Интеграция СМИ и Internet в современной российской культуре: дис. ... канд. культорол. наук: 24.00.01. - Ярославль, 2016.
- 219 с.
25 Мирошниченко, А. А. Когда умрут газеты / А. А. Мирошниченко - М.: Книжный мир, 2011. - 224 с.
26 Новое утро [Электронный ресурс] // Социальная сеть «ВКонтакте».
- Режим доступа: https://vk.com/utro_tvk
27 Новости ТВК (Красноярск) [Электронный ресурс] // Социальная сеть «Одноклассники». - Режим доступа: https://ok.ru/group/57068926599215
28 О средствах массовой коммуникации : фед. закон Российской Федерации от 27 дек. 1991 г.№2124-1 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
29 Потребление Интернета [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. - Режим доступа: https: //wciom.ru/news/ratings/polzovanie_internetom/
30 Прохоров, А. М. Большой энциклопедический словарь.
А. М. Прохоров - 2-е изд. - М.: Норинт, 2004. - 1456 с
31 Прохоров, Е. П. Введение в теорию журналистики : учебное пособие / Е. П. Прохоров. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 312 с.
32 ТВК-6 канал (Красноярск) [Электронный ресурс] // Социальная сеть «Instagram». - Режим доступа: https://www.instagram.com/tvk6_tv/
33 ТВК [Электронный ресурс] // Официальный сайт телеканала «ТВК». - Режим доступа: http://tvk6.ru/
34 ТВК Красноярск [Электронный ресурс] // Социальная сеть «ВКонтакте». - Режим доступа: https://vk.com/tvk6_tv
35 ТВК Красноярск [Электронный ресурс] // Социальная сеть
«Facebook». - Режим доступа: https://www.facebook.com/tvk6ru
36 ТВК Красноярск [Электронный ресурс] // Социальная сеть
«Twitter». - Режим доступа: https://twitter.com/tvk6_tv
37 ТВК Красноярск [Электронный ресурс] // Flamp. - Режим доступа: https://krasnoyarsk.flamp.ru/firm/tvk_telekanal-985690699467711
38 Телевидение VS Интернет: спор поколений [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. - Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116341
39 Телеканал «Енисей» [Электронный ресурс] // Официальный сайт телеканала «Енисей». - Режим доступа: https://www.enisey.tv/
40 Телеканал «Енисей» [Электронный ресурс] // Социальная сеть «ВКонтакте». - Режим доступа: https://vk.com/eniseytvchannel
41 Телеканал «Енисей» [Электронный ресурс] // Социальная сеть «Одноклассники». - Режим доступа: https://ok.ru/eniseytv
42 Телеканал «Енисей» [Электронный ресурс] // Социальная сеть «Facebook». - Режим доступа: https://www.facebook.com/eniseytv
43 Телеканал «Енисей» [Электронный ресурс] // Социальная сеть «Instagram». - Режим доступа: https: //www.instagram.com/eniseytv/
44 Телеканал «Енисей» [Электронный ресурс] // Социальная сеть «Twitter». - Режим доступа: https: //twitter.com/EniseyTV
45 Телеканал «Енисей» [Электронный ресурс] // Flamp. - Режим доступа: https://krasnoyarsk.flamp.ru/firm/enisejj_kraevojj_gosudarstvennyjj_telekanal- 985690699479429
46 Телеканал «Енисей» появился в WhatsApp, Viber и Telegram [Электронный ресурс] : публикация на сайте от 01.06.2016 // Телеканал «Енисей». - Режим доступа: https://www.enisey.tv/news/post-1711/
47 Телекомпания ТВК [Электронный ресурс] // Социальная сеть «Google+». - Режим доступа: https://plus.google.com/u/0/+newstvk
48 Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоффлер. - М.: ACT, 2004. - 261 с.
49 Ушаков, Д. Н. Толковый словарь русского языка / Д. Н. Ушаков. - М.: Терра, 2007.
50 Шестеркина, Л. П. Формирование инновационной модели подготовки журналистов в контексте становления конвергентных СМИ : гуманитарный и технологический аспекты: автореф. ... д-р фил наук: 10.01.10. - М, 2011. - 51 с.
51 Ericsson mobility report. November 2017 [Электронный ресурс] //
Ericsson. - Режим доступа: https://www.ericsson.com/assets/local/mobility-
report/documents/2017/ericsson-mobility-report-november-2017.pdf