ВВЕДЕНИЕ 4
1 Основы специальной физической подготовки в армрестлинге 6
1.1 Предсоревновательный тренировочный процесс юниоров в армрестлинге 6
1.2 Специальные физические качества спортсменов-юниоров и пути их развития 16
1.3 Особенности развития специальных физических качеств 25
у юниоров в предсоревновательный период 25
2 Методы и организация исследования 30
2.1 Методы исследования 31
2.2 Организация исследования 36
3 Специальная физическая подготовка спортсменов-юниоров, занимающихся армрестлингом, в предсоревновательный период 38
3.1 Методика развития специальных физических качеств экспериментальной группы 38
3.2 Результаты педагогического эксперимента 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
Актуальность: Важным фактором в достижении высоких результатов в армрестлинге, как, впрочем, и в других единоборствах, является совершенствование физических качеств спортсмена. Чем выше этап спортивного совершенствования и ближе соревнования, тем больше внимания уделяется развитию специальных качеств. Этот процесс предполагает постоянное саморазвитие, работу над физическими показателями, совершенствование навыков, изучения психологии соперника, и конечно, совершенствование силы воли. Самым эффективным видом подготовки, по мнению многих специалистов, является специальная физическая подготовка перед соревнованиями или важным стартом спортсмена.
Если посмотреть на резкое возрастание числа спортсменов этом виде, то вывод один - спорт набирает популярность не только среди молодежи, но так же и среди детей школьного возраста и все быстрее растет востребованность в правильной физической подготовке к соревновательным поединкам. Поэтому рассмотрение данной темы - актуально.
Из выше указанных суждений мы сформировали тему нашей работы «Специальная физическая подготовка спортсменов-юниоров, занимающихся армрестлингом, в предсоревновательный период».
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс юниоров в армрестлинге.
Предмет исследования - методика развития специальной физической подготовки спортсменов-юниоров, занимающихся армрестлингом в период подготовки к соревнованиям.
Исходя из этого целью исследования будет являться изучение, теоретическое обоснование и экспериментальная апробация методики, направленной на совершенствование специальной физической подготовки в армрестлинге в предсоревновательный период у юниоров.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научно-методической литературы по изучаемой проблеме.
2. Разработать методику по развитию специальных физических качеств в армрестлинге в предсоревновательный период у юниоров.
3. Теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность разработанной методики.
Гипотеза исследования - использование специальных упражнений в тренировочном процессе армрестлеров в предсоревновательный период позволит улучшить специальные физические качества юных спортсменов.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Тестирование.
3. Педагогический эксперимент.
4. Методы математической статистики.
1. Анализ литературных источников помог выявить наиболее значимые физические качества у спортсменов юниоров, занимающихся армрестлингом, а также пути и особенности развития каждого из них. А также показал, что при подготовке в предсоревновательный период следует акцентировать внимание и делать упор на специальную физическую подготовку. Так как характер проявления этих способностей в соревновательной деятельности различен, то и в практической спортсмену необходимо использовать соответствующие средства и методы для воспитания различного их проявления, уделяя им основное внимание.
2. Проведена апробация методики, направленной на совершенствование специальных физических качеств, необходимых для успешной соревновательной деятельности и составленной с учетом возрастных особенностей, задач этапа подготовки. Использование данного комплекса упражнений при подготовке к соревнованиям юниоров доказало свою эффективность, поэтому можно рассчитывать на успешное прогрессирование спортсменов.
На успешное выступление спортсмена влияет ряд факторов и самым значимым из них является хорошая форма спортсмена, становлению которой способствует правильно подобранная программа тренировок. Спортсмен должен быть готов поменять технику борьбы в зависимости от ситуации, применить взрывную силу или выносливость, вовремя среагировать на старт, распределить свои силы. Именно с учетом этих задач должны быть подобраны соответствующие средства, методы и формы, а также особое внимание стоит уделить циклу подготовки и возрасту занимающихся.
3. Результаты исследования показали, что экспериментальная методика совершенствования специальных физических способностей армрестлеров эффективна. Во всех пяти тестах результаты экспериментальной группы достоверно выше, чем в контрольной.
1. Акопян, А.О. О распределении тренировочных средств на начальном и тренировочном этапах спортивной подготовки в спортивных единоборствах /
А.О. Акопян, В.А. Панков // Вестник спортивной науки. - 2012. - № 6. - С. 32-34.
2. Арнис, В.Р. Развитие мощности работы у человека при тренировке силы / В.Р. Арнис. - Москва : Владос, 2004. - 80 с.
3. Ахметзянов, Ф.Ю. Армспорт. Специализированные тренировочные программы / Ф.Ю. Ахтемзянов, Б.А. Акишин. - Казань : КГТУ, 2006. - 71 с.
4. Базоркин, А.М. Процесс совершенствования двигательных действий армрестлеров высокого класса:дис. ...канд. пед. наук / А.М. Базоркин. - Нальчик, 2005. - 139 с..
5. Бельский,И.В. Системы эффективной тренировки: армрестлинг, бодиби лдинг, бенчпресс, пауэрлифтинг. - Минск, «Вида-Н», 2003. - 351 с.
6. Богатырев, С.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка спортсменов, занимающихся спортивными видами единоборств / С.А. Богатырев // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2016. - № 1. - С. 8-17.
7. Вайнбаум, Я. С. и др. Гигиена физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Я.С. Вайнбаум, В.И. Коваль, Т.А.Родионова. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 240 с.
8. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. - Москва: ФиС, 1998. - 126 с.
9. Виноградов, Г.П. Новые оздоровительно-рекреационные технологии с использованием отягощений / Г.П.Виноградов // Актуальные проблемы в сфере образовательной деятельности. - 2010. - № 6. - С. 21 — 22.
10. Высочин, Ю.В. К вопросу о тормозно-релаксасиционной системы срочной адаптации и защиты организма / Ю.В. Высочин, Ю.П. Денисенко, Г.В. Цыганов. - Челябинск : УралГАФК, 2003. - 76 с.
11. Гандельсман, А.Б. Физиологические основы методики спортивной тренировки / А.Б. Гандельсман, К.М. Смирнов. - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 232 с.
12. Гаськов, А.В. Теория и методика спортивной тренировки в единоборствах /А.В. Гаськов. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского ун-та, 2003. - 210 с.
13. Геллерштейн, С.Г. Чувство времени и скорость двигательной реакции / С.Г. Геллерштейн.- Москва: 1998. - 170 с.
14. Гладких, А.С. Занятия армспортом как одно из средств борьбы с кинезинией/ А.С. Гладких //Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2007. - № 4. - С. 92 - 94.
15. Горбунов, А.В. Роль силовых видов спорта в формировании личности студента/ А.В. Горбунов // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2006. - № 8. - С. 106 - 108
16. Давыдов, О. Ю.Система базовой атлетической подготовки студентов: дис. ... д-ра пед. наук / О.Ю. Давыдов. - Екатеринбург, 2012. - 430 с.
17. Данько, Ю.И. Основы возрастной физиологии мышечной деятельности / Ю.И. Данько. - Москва: Медицина, 2003. - 130 с.
18. Дергунов, Н.И. Специальная подготовка и комплексный контроль в единоборствах (на примере бокса) / Н.И. Дергунов, О.В. Ендропов, А.А. Калайджян. - Новосибирск: НГПУ, 2001. - 210 с.
19. Еремина, Л. В. Атлетическая гимнастика: учебное пособие / Л. В. Еремина. - Челябинск: ЧГАКиИ, 2011. - 188 с.
20. Ермоленко, С.А. Психологические особенности подготовки спортсменов / С.А. Ермоленко, Ю.А. Лычагина // Вестник Белгородского юридического института МВД России. - 2015. - № 1. - С. 55 — 58.
21. Живодёров, А.В. Техническая подготовка спортсменов армрестлеров на этапе начальной спортивной специлизации / А.В. Живодеров // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 4. - С. 36 - 40.
22. Живора, П.В. Армспорт: Учеб. пособие для студ высших пед. учебных заведений / П.В. Живора, А.И. Рахманов..- М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 112 с.
23. 3имкин, Н.В. Физиологическая характеристика мышечной силы, скорости движений, выносливости и ловкости / Н.В. Зимкин. - Москва: Мысль, 1996. - 240 с.
24. Илюшина, В.А. Определение свойств и особенностей нервной системы армспортсменов в подготовительный период / В.А. Ильюшина //Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2008. - № 7. - С. 57 — 59.
25. Ильинич, В.И. Физическая культура студента: учебник / В.И. Ильинич. - Москва: Гардарики, 2000. — 448 с.
26. Кондрашкин, Н.Д. Армспорт: специализированные тренировочные программы / Е.Н. Кондрашкин, Н.Д. Ларин. - Ульяновск: УлГТУ, 2005. - 46 с.
27. Корольков, А.Н. Точность ощущений движений пронации- супинации свободных конечностей / А.Н. Корольков, К.О, Ольховикова // Известия ТГУ. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 96 — 100.
28. Кочкаров, Э. Э. Оптимизация двигательных действий армрестлеров в условиях управляющей предметной среды: дис. ... канд. пед. наук /Э.Э. Кочкаров.- Карачаевск, 2006.- 152 с.
29. Красницкая, А.П. Система контроля интенсивности тренировки спортсмена / А. П. Красницкая, Н. П. Болотова // Молодёжь и наука: Сборник материалов VIII Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных, посвященной 155-летию со дня рождения К. Э. Циолковского. - Красноярск: Сибирский Федеральный Университет. - 2012. - С.
30. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник / Ю.Ф. Курамшин. - Москва: Советский спорт, 2003. - 264 с.
31. Ломакина, Е. Д. Физическая подготовка в армспорте / Е.Д. Ломакина // Материалы второй международной научно-практической конференции: "Актуальные проблемы экологии в условиях современного мира". - Майкоп, 2002.- С. 123 - 124.
32. Малазония, И.Г. Поэтапные режимы становления технико-тактического мастерства в комплексных единоборствах на восходящем этапе физкультурно-спортивной деятельности / И.Г. Малазония, В.А. Макаров, В.А. Котко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 8. - С. 124— 128.
33. Муллер, А.Б. Физическая культура студента: учебное пособие / А. Б. Муллер. — Красноярск: СФУ, 2008. -161 с.
34. Новаковский, С. В. Теория и методология базовой силовой подготовки детей и подростков:автореф. дис. . д-ра пед. наук / С.В. Новаковский. - Екатеринбург, 2003.- 407 c.
35. Павлов, А.Е. Совершенствование системы управления подготовкой юных спортсменов в единоборствах / А.Е. Павлов, В.Б. Гармаев // Вестник Бурятского Государственного Университета. - 2014. - № 13. - С. 151-156.
36. Павлов, В.И. Некоторые педагогические проблемы в тренерской работе по обучению техники соревновательных приемов в армрестлинге / В.И. Павлов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 9. - С. 69 -72.
37. Петренко, В.А. Железные руки.: учебно методическое пособие по основам армспорта / В.А. Петренко. - Харьков, 2000.¬83 с.
38. Подригало, Л.В. Изучение и оценка взаимосвязей показателей, характеризующих функциональное состояние кисти спортсменов армспорта/ Л.В.Подригало // Физическое воспитание.-2013.- № 3. -С. 46-49.
39. Подригало, Л.В. Исследование показателей силы и выносливости рук у спортсменов армспорта разного уровня мастерства/ Л.В. Подригало //Физическое воспитание студентов. -2014. -№ 2. -С. 37-40.
40. Подригало, Л.В.Использование эргономитрических подходов для повышения эфективности подготовки в армспорте / Л.В. Подригало // Физическое воспитание студентов. -2012. -№ 1. -С. 87- 90.
41. Правдов, М.А. Армрестлинг: учебно - методические рекомендации / М.А. Правдов. - Шуя : ГОУ ВПО «ШГПУ», 2010. - 28 с.
42. Ратов, И.П. Двигательные возможности человека (нетрадиционные методы их развития и восстановления): учебное пособие / И. П. Ратов. - Минск: БГУ, 2011. - 116 с.
43. Скоробогатько А.В. Армспорт: учебно-методическое пособие /
А.В.Скоробаготько, М.В. Перфильев - Ижевск: УдГУ, 2008. - 74с.
44. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб.- М.: Олимпия Пресс, 2001.-520 с.
45. Терзи, К.Г. Взаимосвязь силовых показателей с результатами соревновательной деятельности армрестлеров различной классификации / К.Г. Терзи // Символ науки. - 2016. - № 2 . - С. 186 — 189.
46. Хежев, А.А. Формирование точности движений в процессе специализированной силовой тренировки: в условиях применения тренажеров управляемого воздействия: дис. . канд. пед. наук / А.А. Хежев. - Нальчик,
2011. - 183 с.
47. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений /Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов- Москва: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с.
48. Черкесов, В.Г. Машина адаптивного воздействия для пауэрлифтинга / Ю. Т. Черкесов, В. Г. Свечкарёв, С. В. Поляков, С. Москвина // Материалы второй найчной практической конференции: «Физическая культура, спорт и туризм юга России в 21 столетии». - Ставрополь, 2001. - С. 270 - 271.
49. Черноярова, О.А. Межпредметные связи в системе подготовки будущих учителей физической культуры (на примере дисциплин базовых физкультурно-спортивных видов) :автореф. дис. . канд. пед. наук / О.А. Черноярова. - Чебоксары, 2001. - 160 с.
50. Чомаев, К. И. Биомеханические условия развития силы армрестлеров в защитных действиях: дис. . канд. пед. наук / К.И. Чомаев. -Майкоп, 2009.- 135 с.
51. Шютяев, В.В. Силовая подготовка в физическом воспитании студентов / В.В. Шютяев, Р.В. Xоменко // Человек. Спорт. Медицина. - 2006. - № 3 (58). - С. 143-145.
52. Эпов, О.Г. Сопряженная технико-тактическая и физическая подготовка, основанная на интервальном методе подготовки спортсменов ударных видов единоборств в предсоревновательном периоде / О.Г. Эпов, А.П. Шин, Е.М. Калинин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -
2016. - № 9 (139) - С. 211-215.
53. Яхья, М.Б. Специальная физическая подготовка высококвалифицированных тяжелоатлетов с применением тренажерного комплекса управляющего силового воздействия: дис. . канд. пед. наук / М.Б. Яхья. -Нальчик, 2011.- 145 с.