РЕКРЕАЦИОННЫЙ ТУРИЗМ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ
|
Введение 4
1 Коммуникативная культура и проблемы ее развития в подростковом.
возрасте 15
1.1 Коммуникативная культура: сущность и проблемы ее формирования
и развития 15
1.2 Проблемы формирования коммуникативной культуры в
подростковом возрасте 27
2 Рекреационный туризм в системе коммуникативной культуры подростков.39
2.1 Рекреационный туризм как фактор развития коммуникативной
культуры 39
2.2 Туристско-рекреационный потенциал Красноярского края 48
2.3 Проект туристического клуба «Новый турист» 52
Заключение 64
Список использованных источников 66
Приложения А-Д
1 Коммуникативная культура и проблемы ее развития в подростковом.
возрасте 15
1.1 Коммуникативная культура: сущность и проблемы ее формирования
и развития 15
1.2 Проблемы формирования коммуникативной культуры в
подростковом возрасте 27
2 Рекреационный туризм в системе коммуникативной культуры подростков.39
2.1 Рекреационный туризм как фактор развития коммуникативной
культуры 39
2.2 Туристско-рекреационный потенциал Красноярского края 48
2.3 Проект туристического клуба «Новый турист» 52
Заключение 64
Список использованных источников 66
Приложения А-Д
Развитие самоорганизации в условиях современного общества связано в первую очередь с многообразием ценностных, мировоззренческих и деятельностных приоритетов (позиций) граждан, а также с множеством различных интересов, что в определенных условиях формирует конфликтную среду, и для взаимодействия в данной сфере необходимо развитие коммуникативных навыков и коммуникативной культуры в целом, предполагающей умение не только вести диалог, но и взаимодействовать с другими людьми, и умение приходить к компромиссам.
Развитие информационного общества привело к тому, что коммуникативная культура видоизменилась и в связи с этим возникают соответствующие проблемные ситуации, такие, как проблема компьютерной зависимости. Особую значимость приобретают исследования коммуникативной культуры подростков.
Вопрос исследования данной темы становится актуализированным в связи с тем, что под воздействием как внешних, так и внутренних негативных факторов подростки не могут взаимодействовать со сверстниками в плане межличностных коммуникаций и постепенно становятся закрытыми или общаются с другими людьми посредством интернет-технологий, а именно социальных сетей. Поставленная проблема остро проявляется в условиях общеобразовательных учреждений, а именно школ, что позволяет актуализировать данную проблему.
Учитывая, что подростки являются активной социальной группой и для развития коммуникативной культуры данной возрастной категории предлагались различные средства, одним из альтернативных средств решения проблемы является рекреационный туризм, поскольку он становится популярным в обществе.
Исследование практики развития рекреационного туризма на сегодняшний день приобрели актуальность в связи с тем, что он в своей структуре усложняется и приобретает новые формы, а также включает в себя новые формы работы с обществом, а именно различные мероприятия.
Практика показывает, что рекреационные ресурсы приобрели важное значение в жизни общества, т.е. опора делается на зоны отдыха, лечения, туризма, и поэтому рекреационный туризм имеет ведущую роль в жизнедеятельности людей, становится популярным. Более того, в условиях города люди больше хотят проводить время вне дома (в парках, на природе, в зеленых зонах города и т.д.).Это связано с тем, что сегодня люди находятся в стрессовом состоянии, и для некоторых туризм является способом снятия стресса.
Немалую значимость рекреационный туризм приобрел на региональном уровне, и, как следствие, на базе Министерства культуры Красноярского края была разработана программа «Развитие культуры и туризма» на 2014 - 2017 гг., где в качестве одной из целей была обозначена цель развития туристского комплекса на территории Красноярского края. Также в программе прописаны показатели развития туризма в крае.
Другим примером популяризации рекреационного туризма является подготовка к предстоящей Универсиаде, которая будет проходить в 2019 году в Красноярске, и туризма сфера будет являться ведущей деятельностью.
Поскольку такое направление досуговой деятельности населения, как рекреационный туризм, достаточно популярен, появляется необходимость совершенствования полученных раннее знаний, так как теория и практика социально-культурной деятельности усложняются, и это требует повышенного внимания к научно-теоретическому осмыслению данного феномена ввиду того, что он недостаточно изучен.Кроме того, остается актуальным вопрос развития коммуникативной культуры посредством рекреационного туризма.
Таким образом, наличие данных факторов обуславливает необходимость досконального изучения рекреационного туризма в качестве средства развития
Степень изученности
В связи со своей актуальностью данная тема привлекла ученых различных направлений.
В частности специфика подросткового возраста рассматривалась в психолого-педагогическом аспекте, который включает проблемы и особенности подросткового возраста, а также потребности данной возрастной категории и возможности их реализации.
В психолого-педагогическом аспекте рассматривался такими исследователями, как Божович Е. Д., Аверин В. А., Ванюхина Н. В., Третьякова О. А., Янченко И. В., Караваев А. Ф., Комарова А. В., Ковтун Г. В., Арутюнян Т. А., Баева И. А., Зверев П. А., Леонтьев А. Н., Кагермазова Л. Ц., Кон И. С. и др. Все перечисленные исследователи изучали различные аспекты подросткового возраста, в том числе особенности и проблемы коммуникаций среди подростков, и в качестве основной потребности исследователи выделяли общение как фактор социализации личности.
В социокультурном аспекте особенности подросткового возраста рассматривались Крестьяновым В. П., который рассматривая особенности подросткового возраста выявил общение в качестве приоритетной потребности, а также определил основные проблемы формирования досуга подростков, которые заключаются в недостаточном количестве специальных мест для общения подростков, коммерциализации предпочтительных для подростков досуговых учреждений, повышенной востребованности социальных сетей в качестве средства общения и неспособностью досуговых учреждений удовлетворить потребность подростков в общении.
Кроме того, такие исследователи, как Зверев П. А. или Калимуллина О. А. в своих научных трудах вносили свои предложения по развитию досуговой деятельности подростков. Так, например, Зверев П. А. предложил вести деятельность аниматоров в дополнительное образование, а Калимуллина О. А. предположила, что синергетический подход в реализации досуговой деятельности поспособствует не только творческому развитию, но и развитию коммуникативной культуры.
Феномен коммуникативной культуры рассматривался такими представителями, как Кораблева Г. В.,Шмырева О. И., Коротицкая М. В., Бериева О. Л., Мисходжева Ф. А., Кравчук Н. В., Мантикова А. В., Дондокова Р. П., Сергодеев В. А. и др.
Теоретическая база данного явления была разработана Кораблевой Г.В., которая в своих исследованиях выявляет специфические особенности и принципыкоммуникативной культуры.
В философском аспекте коммуникативная культура рассматривалась Шмыревой О. И., которая выделяет понятия «коммуникация» и «культура», которые являются основополагающими для коммуникативной культуры.
В социологическом аспекте феномен коммуникативной культуры рассматривался Коротицкой М. В., исследовавшей данный феномен на уровне обычной организации.
В культурологическом аспекте коммуникативная культура рассматривалась через призму общения такими исследователями, какБериева О. Л., Мисходжева Ф. А., причем данное явление позволяет личности социализироваться и адаптироваться в обществе.
Психолого-педагогический аспект связан с практическими исследованиями коммуникативной культуры в области психологии и педагогики. Данный аспект отображен в исследованиях Кравчука Н. В., Мантиковой А. В., Дондоковой Р. П., Сергодеева В. А. и др.Исследователи разработали психологические тренинги и спецкурсы, направленные на развитие коммуникативной культуры среди подростков.
Относительно темы туризма можно сказать, что в настоящее время изучение данного явления осуществляется в контексте социологических, экономических и урбанистических исследований, например, на рассмотрение сущности, структуры, функций и особенностей производства и функционирования сферы туризма в рамках городского, регионального и федерального уровней. Ученые придают огромное значение исследованиям сферы туризма, однако вопросу исследования рекреационного туризма как одного из направлений туризма уделено не достаточно внимания, поэтому на сегодняшний день данный феномен остается малоизученным.
В экономическом аспекте развитие туризма рассматривалось Илояном Э. Р., Протопоповой Ю. Б., Даниленко Н. Н., Бутовой Т. Г., Чернявским Ю. В., Гончаровой Е. Ю., Алексеевой В. И., Каюмовой Д.Ф., Квартальновым В.А., которые исследовали туристско- рекреационный потенциал регионов, а также положительное влияние туризма, в частности рекреационного туризма, на экономическое развитие регионов.
В социологическом аспекте Крупенина Т. В. и Иродова Е. Е. исследовали социологический аспект туризма в плане исследований развития туризма на основе социологических и статистических исследований.
В психологическом аспекте, Аникеева О. А. рассматривала положительный эффект познавательного, рекреативного и коммуникативного влияния туризма на индивида.
В социокультурном аспекте туризм был исследован Белянским Р. Г., Сениным В. С., Гарифуллиной Р. С., Аюповой А. Ф., Прядкиной Л. А., которые рассматривали туристско-рекреационную деятельность в контексте социокультурной сферы, т.е. различные аспекты туризма, такие как анимационная деятельность, развитие туризма молодежной и детской возрастных категорий, функции туризма и т.д.
В контексте культурологи исследования связаны с рассмотрением туристического потенциала России с позиции наличия на территории государства множества культурно-исторических памятников и рекреационных ресурсов. Данный аспект рассматривался Королевым Д. С. и Гарифуллиной Р. С.
Правовое обеспечение туризма рассматривалось Вахмистровым В. П. и Квартальновым В. А., и данное исследование было связано с изучением нормативно-правовых актов, регулирующих туристическую деятельность на территории РФ.
Таким образом, обзор научных трудов, статей, монографий свидетельствует о том, на данный момент времени накоплен опыт в изучении рекреационного туризма и туризма в целом, коммуникативной культуры и подросткового возраста, как отдельных феноменов, однако остаются не исследованными многие моменты, в частности обращаем внимание на то, что рекреационный туризм как средство развития коммуникативной культуры не изучен, поскольку коммуникативная культура и рекреационный туризм рассматривались в отрыве друг от друга. Именно поэтому рекреационный туризм не связан с проблемой развития коммуникативной культуры, и в связи с этим проявляется необходимость досконального изучения его возможностей.
Предмет и объект исследования.
Объект исследования — коммуникативная культура. Предмет исследования — рекреационный туризм как средство развития коммуникативной культуры подростков.
Цель исследования — выявление условий, при которых рекреационный туризм становится фактором развития коммуникативной культуры.
Достижение цели исследования предполагает решение ряда задач, взаимосвязанных друг с другом:
1. выявить сущность коммуникативной культуры, ее специфические особенности;
2. описать особенности коммуникативной культуры в подростковом возрасте, проблемы ее формирования и развития;
3. рассмотреть феномен рекреационного туризма и выявить его особенности как средства развития коммуникативной культуры подростков.
4. выявить тенденции его развития рекреационного туризма на примере Красноярского края и города Красноярска.
Гипотеза
Гипотеза исследования заключается в том, что роль рекреационного туризма в процессе формирования и развития коммуникативной культуры повышается при условии создания клубного объединения.
Методологические основы исследования
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды отечественных ученых, посвященных изучению рекреационного туризма и туризма в целом, коммуникативной культуры, особенностей подросткового возраста и формирующихся на данном этапе развития личности потребностей.
Для изучения поставленной темы были выбраны определенные концепции, подходы и принципы и методы, способствующие наиболее полному изучению развития коммуникативной культуры подростков в контексте рекреационного туризма.
Данное исследование осуществлялось в контексте парадигмы социальной активности, предложенной Ярошенко Н. Н. Сущность парадигмы заключается в том, что теория социально-культурной деятельности трактует социальную активность как некое проявление сущностных свойств субъекта в рамках социума, и данная активность выражает потребности общества в самоорганизации и самосохранении, проявляясь в процессе определенной деятельности.
В исследовании мы опирались на концепцию развития личности Леонтьева А. Н., в которой исследователь рассматривает потребности и мотивы, как основу развития личности. Он характеризует потребности как некие явления, имеющие биологическое происхождение, и если у животных потребности определяются биологической ролью, и выражаются в силе и смене доминирующих потребностей, то у человека потребности выстроены иерархично, и связаны с процессами, происходящими в обществе. Согласно концепции, мотивы определенной деятельности несут содержательную характеристику потребностей, т.е. мотивы включают практическую значимость, а именно побуждают человека к действию для реализации той или иной потребности.
Также основой исследования послужил личностный подход, предложенный Коном И. С. и включающий в себя учет личностных характеристик индивида. Это подход предполагает отношение к подростку как к ответственной и самостоятельной личности.
Системный подход применялся в исследовании для понимания рекреационного туризма в связи с другими элементами и сферой туризма в системе.
Функциональный (структурно-функциональный) подход рассматривает не только элементы рекреационного туризма, но и то, как они взаимодействуют между собой, т.е. исследуется порядок взаимосвязи между элементами.
В качестве основного принципа исследования был выбран принцип интереса, предложенный Крестьяновым В. П., и предполагающий организацию досуговой деятельности подростков на основе добровольности и интереса со стороны самих подростков. Кроме того, досуговые мероприятия, в основе которых лежит принцип интереса, способствуют преодолению трудностей познания определенного явления и делают внимание подростков более устойчивым.
Также в качестве основного принципа методологического исследования был выбран принцип системности, который ориентирует на реализацию всесторонности изучения рекреационного туризма, коммуникативной культуры и подростковой возрастной категории.
В качестве основных методов исследования рекреационного туризма как средства развития коммуникативной культуры были выбраны методы социологического исследования, а именно методфокус - групп и интервью.
Метод фокус-групп предполагает проведение опроса среди нескольких респондентов. На подготовительном этапе собирается информация о теме, которую нужно развить в ходе исследования, а также составляется список вопросов, которые нужно обсудить и подбирается группа из 10 человек в зависимости от пола, возраста и т.д.
Метод интервью помогает получить более полные и точные данные для исследования феномена рекреационного туризма. В качестве респондентов могут выступать эксперты, специалисты в области туризма, психологии, посетители, работники учреждений рекреационного туризма и общеобразовательных учреждений.
Мониторинг туристических клубов позволит собрать необходимую информацию о деятельности данных учреждений и выявить основные направления работы с подростками.
Теоретическая и практическая значимость исследования
На основании того факта, что предложенная тема является малоизученной, можно говорить о том, что изучение рекреационного туризма в качестве средства, способствующего развитию коммуникативной культуры подростков, имеет свою теоретическую и практическую значимость для социокультурной сферы.
Теоретическая значимость данного исследования определяется систематизацией исследований психологических особенностей подростков и их потребностей, а также систематизацией исследований в области туризма, в частности, рекреационного туризма, и выявлением новых возможностей данного феномена. Кроме того, изучение проблемы, позволяет обобщить теоретические положения о вышеперечисленных феноменах.
Проведенный теоретический анализ исследований в области рекреационного туризма, в области возрастной психологии, а именно психологии подростков, а также анализ исследований феномена коммуникативной культуры позволяет выявить социально-психологическую и социально-культурную специфики проблемы.
Практическая значимость представленного исследования состоит в возможности использования полученных результатов в методах, средствах и технологиях социально-культурной деятельности для формирования активного досуга населения. Также полученные результаты исследования могут быть использованы при разработке социально-культурных программ развития внутригрупповой коммуникации и взаимодействия среди старших школьников.
Кроме всего вышеперечисленного, выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при организации туристических клубов.
Достоверность полученных результатов обусловлена теоретико-методологической обоснованностью данного исследования, а также опорой на разработанные методы социологических исследований, правильную выборку опрашиваемой аудитории и необходимое количество опрашиваемых, и качественный анализ полученных данных.
Содержание работы
Структура исследовательской работы состоит из введения, 2 глав (первая глава содержит 2 параграфа, вторая глава содержит 3 параграфа), заключения, списка источников, и приложений.
Введение включает в себя актуальность выбранной темы исследования и ее разработанность в контексте психолого-педагогических, социологических, социокультурных и экономических и философских аспектов, а также цели, задачи и гипотезу исследования, и выявленные для пошагового изучения объект и предмет исследования.
Методология исследования рекреационного туризма как средства развития коммуникативной культуры подростков содержит определенные теории, методы и концепции, необходимые для изучения проблемы.
1 глава содержит 2 параграфа, в которых рассматриваются специфические особенности коммуникативной культуры и подросткового возраста, а также развитие коммуникативной культуры в рамках данной возрастной категории и проблемы ее формирования.
2 глава включает в себя 3 параграфа. Первый параграф рассматривает рекреационный туризм как явление и его особенности в развитии коммуникативной культуры подростков, 2 параграф раскрывает тенденции
В третьем параграфе второй главы включает концепция проекта, предполагающего решение проблемы, низкого уровня развития коммуникативной культуры подростков посредством рекреационного туризма. Проект представляет собой многофункциональный туристический клуб, организованный на базе дворца культуры «Свердловский». Деятельность клуба заключается в организации и проведении лекций, посвященных природоохранным учреждениям, проведении спортивной подготовки и специальной подготовки по выживанию в дикой природе и оказанию первой медицинской помощи, организации походов, игр и квестов.
В заключении представлены основные выводы, полученные в ходе исследования.
Список литературы содержит источники, использованные для исследования представленной в работе проблемы.
В разделе «Приложения» собраны наглядные материалы, необходимые для визуального пояснения процесса исследования, или доказывающие тот или иной факт, заявленный в основной части работы.
Развитие информационного общества привело к тому, что коммуникативная культура видоизменилась и в связи с этим возникают соответствующие проблемные ситуации, такие, как проблема компьютерной зависимости. Особую значимость приобретают исследования коммуникативной культуры подростков.
Вопрос исследования данной темы становится актуализированным в связи с тем, что под воздействием как внешних, так и внутренних негативных факторов подростки не могут взаимодействовать со сверстниками в плане межличностных коммуникаций и постепенно становятся закрытыми или общаются с другими людьми посредством интернет-технологий, а именно социальных сетей. Поставленная проблема остро проявляется в условиях общеобразовательных учреждений, а именно школ, что позволяет актуализировать данную проблему.
Учитывая, что подростки являются активной социальной группой и для развития коммуникативной культуры данной возрастной категории предлагались различные средства, одним из альтернативных средств решения проблемы является рекреационный туризм, поскольку он становится популярным в обществе.
Исследование практики развития рекреационного туризма на сегодняшний день приобрели актуальность в связи с тем, что он в своей структуре усложняется и приобретает новые формы, а также включает в себя новые формы работы с обществом, а именно различные мероприятия.
Практика показывает, что рекреационные ресурсы приобрели важное значение в жизни общества, т.е. опора делается на зоны отдыха, лечения, туризма, и поэтому рекреационный туризм имеет ведущую роль в жизнедеятельности людей, становится популярным. Более того, в условиях города люди больше хотят проводить время вне дома (в парках, на природе, в зеленых зонах города и т.д.).Это связано с тем, что сегодня люди находятся в стрессовом состоянии, и для некоторых туризм является способом снятия стресса.
Немалую значимость рекреационный туризм приобрел на региональном уровне, и, как следствие, на базе Министерства культуры Красноярского края была разработана программа «Развитие культуры и туризма» на 2014 - 2017 гг., где в качестве одной из целей была обозначена цель развития туристского комплекса на территории Красноярского края. Также в программе прописаны показатели развития туризма в крае.
Другим примером популяризации рекреационного туризма является подготовка к предстоящей Универсиаде, которая будет проходить в 2019 году в Красноярске, и туризма сфера будет являться ведущей деятельностью.
Поскольку такое направление досуговой деятельности населения, как рекреационный туризм, достаточно популярен, появляется необходимость совершенствования полученных раннее знаний, так как теория и практика социально-культурной деятельности усложняются, и это требует повышенного внимания к научно-теоретическому осмыслению данного феномена ввиду того, что он недостаточно изучен.Кроме того, остается актуальным вопрос развития коммуникативной культуры посредством рекреационного туризма.
Таким образом, наличие данных факторов обуславливает необходимость досконального изучения рекреационного туризма в качестве средства развития
Степень изученности
В связи со своей актуальностью данная тема привлекла ученых различных направлений.
В частности специфика подросткового возраста рассматривалась в психолого-педагогическом аспекте, который включает проблемы и особенности подросткового возраста, а также потребности данной возрастной категории и возможности их реализации.
В психолого-педагогическом аспекте рассматривался такими исследователями, как Божович Е. Д., Аверин В. А., Ванюхина Н. В., Третьякова О. А., Янченко И. В., Караваев А. Ф., Комарова А. В., Ковтун Г. В., Арутюнян Т. А., Баева И. А., Зверев П. А., Леонтьев А. Н., Кагермазова Л. Ц., Кон И. С. и др. Все перечисленные исследователи изучали различные аспекты подросткового возраста, в том числе особенности и проблемы коммуникаций среди подростков, и в качестве основной потребности исследователи выделяли общение как фактор социализации личности.
В социокультурном аспекте особенности подросткового возраста рассматривались Крестьяновым В. П., который рассматривая особенности подросткового возраста выявил общение в качестве приоритетной потребности, а также определил основные проблемы формирования досуга подростков, которые заключаются в недостаточном количестве специальных мест для общения подростков, коммерциализации предпочтительных для подростков досуговых учреждений, повышенной востребованности социальных сетей в качестве средства общения и неспособностью досуговых учреждений удовлетворить потребность подростков в общении.
Кроме того, такие исследователи, как Зверев П. А. или Калимуллина О. А. в своих научных трудах вносили свои предложения по развитию досуговой деятельности подростков. Так, например, Зверев П. А. предложил вести деятельность аниматоров в дополнительное образование, а Калимуллина О. А. предположила, что синергетический подход в реализации досуговой деятельности поспособствует не только творческому развитию, но и развитию коммуникативной культуры.
Феномен коммуникативной культуры рассматривался такими представителями, как Кораблева Г. В.,Шмырева О. И., Коротицкая М. В., Бериева О. Л., Мисходжева Ф. А., Кравчук Н. В., Мантикова А. В., Дондокова Р. П., Сергодеев В. А. и др.
Теоретическая база данного явления была разработана Кораблевой Г.В., которая в своих исследованиях выявляет специфические особенности и принципыкоммуникативной культуры.
В философском аспекте коммуникативная культура рассматривалась Шмыревой О. И., которая выделяет понятия «коммуникация» и «культура», которые являются основополагающими для коммуникативной культуры.
В социологическом аспекте феномен коммуникативной культуры рассматривался Коротицкой М. В., исследовавшей данный феномен на уровне обычной организации.
В культурологическом аспекте коммуникативная культура рассматривалась через призму общения такими исследователями, какБериева О. Л., Мисходжева Ф. А., причем данное явление позволяет личности социализироваться и адаптироваться в обществе.
Психолого-педагогический аспект связан с практическими исследованиями коммуникативной культуры в области психологии и педагогики. Данный аспект отображен в исследованиях Кравчука Н. В., Мантиковой А. В., Дондоковой Р. П., Сергодеева В. А. и др.Исследователи разработали психологические тренинги и спецкурсы, направленные на развитие коммуникативной культуры среди подростков.
Относительно темы туризма можно сказать, что в настоящее время изучение данного явления осуществляется в контексте социологических, экономических и урбанистических исследований, например, на рассмотрение сущности, структуры, функций и особенностей производства и функционирования сферы туризма в рамках городского, регионального и федерального уровней. Ученые придают огромное значение исследованиям сферы туризма, однако вопросу исследования рекреационного туризма как одного из направлений туризма уделено не достаточно внимания, поэтому на сегодняшний день данный феномен остается малоизученным.
В экономическом аспекте развитие туризма рассматривалось Илояном Э. Р., Протопоповой Ю. Б., Даниленко Н. Н., Бутовой Т. Г., Чернявским Ю. В., Гончаровой Е. Ю., Алексеевой В. И., Каюмовой Д.Ф., Квартальновым В.А., которые исследовали туристско- рекреационный потенциал регионов, а также положительное влияние туризма, в частности рекреационного туризма, на экономическое развитие регионов.
В социологическом аспекте Крупенина Т. В. и Иродова Е. Е. исследовали социологический аспект туризма в плане исследований развития туризма на основе социологических и статистических исследований.
В психологическом аспекте, Аникеева О. А. рассматривала положительный эффект познавательного, рекреативного и коммуникативного влияния туризма на индивида.
В социокультурном аспекте туризм был исследован Белянским Р. Г., Сениным В. С., Гарифуллиной Р. С., Аюповой А. Ф., Прядкиной Л. А., которые рассматривали туристско-рекреационную деятельность в контексте социокультурной сферы, т.е. различные аспекты туризма, такие как анимационная деятельность, развитие туризма молодежной и детской возрастных категорий, функции туризма и т.д.
В контексте культурологи исследования связаны с рассмотрением туристического потенциала России с позиции наличия на территории государства множества культурно-исторических памятников и рекреационных ресурсов. Данный аспект рассматривался Королевым Д. С. и Гарифуллиной Р. С.
Правовое обеспечение туризма рассматривалось Вахмистровым В. П. и Квартальновым В. А., и данное исследование было связано с изучением нормативно-правовых актов, регулирующих туристическую деятельность на территории РФ.
Таким образом, обзор научных трудов, статей, монографий свидетельствует о том, на данный момент времени накоплен опыт в изучении рекреационного туризма и туризма в целом, коммуникативной культуры и подросткового возраста, как отдельных феноменов, однако остаются не исследованными многие моменты, в частности обращаем внимание на то, что рекреационный туризм как средство развития коммуникативной культуры не изучен, поскольку коммуникативная культура и рекреационный туризм рассматривались в отрыве друг от друга. Именно поэтому рекреационный туризм не связан с проблемой развития коммуникативной культуры, и в связи с этим проявляется необходимость досконального изучения его возможностей.
Предмет и объект исследования.
Объект исследования — коммуникативная культура. Предмет исследования — рекреационный туризм как средство развития коммуникативной культуры подростков.
Цель исследования — выявление условий, при которых рекреационный туризм становится фактором развития коммуникативной культуры.
Достижение цели исследования предполагает решение ряда задач, взаимосвязанных друг с другом:
1. выявить сущность коммуникативной культуры, ее специфические особенности;
2. описать особенности коммуникативной культуры в подростковом возрасте, проблемы ее формирования и развития;
3. рассмотреть феномен рекреационного туризма и выявить его особенности как средства развития коммуникативной культуры подростков.
4. выявить тенденции его развития рекреационного туризма на примере Красноярского края и города Красноярска.
Гипотеза
Гипотеза исследования заключается в том, что роль рекреационного туризма в процессе формирования и развития коммуникативной культуры повышается при условии создания клубного объединения.
Методологические основы исследования
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды отечественных ученых, посвященных изучению рекреационного туризма и туризма в целом, коммуникативной культуры, особенностей подросткового возраста и формирующихся на данном этапе развития личности потребностей.
Для изучения поставленной темы были выбраны определенные концепции, подходы и принципы и методы, способствующие наиболее полному изучению развития коммуникативной культуры подростков в контексте рекреационного туризма.
Данное исследование осуществлялось в контексте парадигмы социальной активности, предложенной Ярошенко Н. Н. Сущность парадигмы заключается в том, что теория социально-культурной деятельности трактует социальную активность как некое проявление сущностных свойств субъекта в рамках социума, и данная активность выражает потребности общества в самоорганизации и самосохранении, проявляясь в процессе определенной деятельности.
В исследовании мы опирались на концепцию развития личности Леонтьева А. Н., в которой исследователь рассматривает потребности и мотивы, как основу развития личности. Он характеризует потребности как некие явления, имеющие биологическое происхождение, и если у животных потребности определяются биологической ролью, и выражаются в силе и смене доминирующих потребностей, то у человека потребности выстроены иерархично, и связаны с процессами, происходящими в обществе. Согласно концепции, мотивы определенной деятельности несут содержательную характеристику потребностей, т.е. мотивы включают практическую значимость, а именно побуждают человека к действию для реализации той или иной потребности.
Также основой исследования послужил личностный подход, предложенный Коном И. С. и включающий в себя учет личностных характеристик индивида. Это подход предполагает отношение к подростку как к ответственной и самостоятельной личности.
Системный подход применялся в исследовании для понимания рекреационного туризма в связи с другими элементами и сферой туризма в системе.
Функциональный (структурно-функциональный) подход рассматривает не только элементы рекреационного туризма, но и то, как они взаимодействуют между собой, т.е. исследуется порядок взаимосвязи между элементами.
В качестве основного принципа исследования был выбран принцип интереса, предложенный Крестьяновым В. П., и предполагающий организацию досуговой деятельности подростков на основе добровольности и интереса со стороны самих подростков. Кроме того, досуговые мероприятия, в основе которых лежит принцип интереса, способствуют преодолению трудностей познания определенного явления и делают внимание подростков более устойчивым.
Также в качестве основного принципа методологического исследования был выбран принцип системности, который ориентирует на реализацию всесторонности изучения рекреационного туризма, коммуникативной культуры и подростковой возрастной категории.
В качестве основных методов исследования рекреационного туризма как средства развития коммуникативной культуры были выбраны методы социологического исследования, а именно методфокус - групп и интервью.
Метод фокус-групп предполагает проведение опроса среди нескольких респондентов. На подготовительном этапе собирается информация о теме, которую нужно развить в ходе исследования, а также составляется список вопросов, которые нужно обсудить и подбирается группа из 10 человек в зависимости от пола, возраста и т.д.
Метод интервью помогает получить более полные и точные данные для исследования феномена рекреационного туризма. В качестве респондентов могут выступать эксперты, специалисты в области туризма, психологии, посетители, работники учреждений рекреационного туризма и общеобразовательных учреждений.
Мониторинг туристических клубов позволит собрать необходимую информацию о деятельности данных учреждений и выявить основные направления работы с подростками.
Теоретическая и практическая значимость исследования
На основании того факта, что предложенная тема является малоизученной, можно говорить о том, что изучение рекреационного туризма в качестве средства, способствующего развитию коммуникативной культуры подростков, имеет свою теоретическую и практическую значимость для социокультурной сферы.
Теоретическая значимость данного исследования определяется систематизацией исследований психологических особенностей подростков и их потребностей, а также систематизацией исследований в области туризма, в частности, рекреационного туризма, и выявлением новых возможностей данного феномена. Кроме того, изучение проблемы, позволяет обобщить теоретические положения о вышеперечисленных феноменах.
Проведенный теоретический анализ исследований в области рекреационного туризма, в области возрастной психологии, а именно психологии подростков, а также анализ исследований феномена коммуникативной культуры позволяет выявить социально-психологическую и социально-культурную специфики проблемы.
Практическая значимость представленного исследования состоит в возможности использования полученных результатов в методах, средствах и технологиях социально-культурной деятельности для формирования активного досуга населения. Также полученные результаты исследования могут быть использованы при разработке социально-культурных программ развития внутригрупповой коммуникации и взаимодействия среди старших школьников.
Кроме всего вышеперечисленного, выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при организации туристических клубов.
Достоверность полученных результатов обусловлена теоретико-методологической обоснованностью данного исследования, а также опорой на разработанные методы социологических исследований, правильную выборку опрашиваемой аудитории и необходимое количество опрашиваемых, и качественный анализ полученных данных.
Содержание работы
Структура исследовательской работы состоит из введения, 2 глав (первая глава содержит 2 параграфа, вторая глава содержит 3 параграфа), заключения, списка источников, и приложений.
Введение включает в себя актуальность выбранной темы исследования и ее разработанность в контексте психолого-педагогических, социологических, социокультурных и экономических и философских аспектов, а также цели, задачи и гипотезу исследования, и выявленные для пошагового изучения объект и предмет исследования.
Методология исследования рекреационного туризма как средства развития коммуникативной культуры подростков содержит определенные теории, методы и концепции, необходимые для изучения проблемы.
1 глава содержит 2 параграфа, в которых рассматриваются специфические особенности коммуникативной культуры и подросткового возраста, а также развитие коммуникативной культуры в рамках данной возрастной категории и проблемы ее формирования.
2 глава включает в себя 3 параграфа. Первый параграф рассматривает рекреационный туризм как явление и его особенности в развитии коммуникативной культуры подростков, 2 параграф раскрывает тенденции
В третьем параграфе второй главы включает концепция проекта, предполагающего решение проблемы, низкого уровня развития коммуникативной культуры подростков посредством рекреационного туризма. Проект представляет собой многофункциональный туристический клуб, организованный на базе дворца культуры «Свердловский». Деятельность клуба заключается в организации и проведении лекций, посвященных природоохранным учреждениям, проведении спортивной подготовки и специальной подготовки по выживанию в дикой природе и оказанию первой медицинской помощи, организации походов, игр и квестов.
В заключении представлены основные выводы, полученные в ходе исследования.
Список литературы содержит источники, использованные для исследования представленной в работе проблемы.
В разделе «Приложения» собраны наглядные материалы, необходимые для визуального пояснения процесса исследования, или доказывающие тот или иной факт, заявленный в основной части работы.
Исследование феномена коммуникативной культуры позволило структурировать его основные черты и функции, а также классифицировать данное явление на основе различных признаков, что позволило подробно рассмотреть ее как на одно из направлений культурного развития общества.
Можно отметить, что ввиду определенных социально-экономических и социокультурных проблем, таких как компьютеризация общества, культурные особенности общества, повышение цен на товары и услуги, развитие коммуникативной культуры в обществе затрудняется, и в частности проблема развития коммуникативной культуры выражена в рамках подросткового возраста, поскольку основной потребностью в данной возрастной группе является потребность в общении.
На основании исследований в области возрастной психологии, основными потребностями в подростковом возрасте являются потребность самореализации, потребность в признании со стороны общества и потребность в общении, являющаяся основной, т.к. данная потребность в дальнейшем влияет на развитие коммуникативной культуры подростков. Однако данная потребность не может реализовываться ввиду ряда внешних и внутренних факторов, негативно влияющих на взаимодействие подростка со сверстниками, делая его замкнутым отстраненным от общества.Практические исследования позволили выявить объединение по интересам как оптимальный вариант для развития коммуникативной культуры подростка, его социализации и адаптации в группе.В качестве приоритетного варианта объединения по интересам был выбран туристический клуб.
Изучение территории края показало, что Красноярский край, и в частности город Красноярск, обладают высоким туристско-рекреационным потенциалом. Однако учитывая проблемы, существующие в рекреационном туризме, можно утверждать, что необходимы технологии, способствующие его развитию в дальнейшем.
Особенностями рекреационного туризма в качестве средства развития коммуникативной культуры подростков выступают направленность на формирование коммуникативной компетентности посредством клубной деятельности, получение новых впечатлений, которыми участники могут поделиться с родными и друзьями, а также получение новых знаний и навыков, применимых на практике в области туризма.
В ходе исследования были выявлены условия, посредством которых формирование и развитие коммуникативной культуры подростков в рамках рекреационного туризма будет эффективным:
- учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей;
- целевое воздействие на личность в процессе ее включенности в туристическую деятельность;
- применение всевозможных методов и социокультурных технологий, позволяющих подростку самореализоваться.
Разработанный нами проект позволяет вовлечь подростков в туристическую деятельность, формирует у них необходимость взаимодействия со сверстниками.
Таким образом, цель и задачи, поставленные в ходе исследования, достигнуты, и гипотеза подтверждена.
Можно отметить, что ввиду определенных социально-экономических и социокультурных проблем, таких как компьютеризация общества, культурные особенности общества, повышение цен на товары и услуги, развитие коммуникативной культуры в обществе затрудняется, и в частности проблема развития коммуникативной культуры выражена в рамках подросткового возраста, поскольку основной потребностью в данной возрастной группе является потребность в общении.
На основании исследований в области возрастной психологии, основными потребностями в подростковом возрасте являются потребность самореализации, потребность в признании со стороны общества и потребность в общении, являющаяся основной, т.к. данная потребность в дальнейшем влияет на развитие коммуникативной культуры подростков. Однако данная потребность не может реализовываться ввиду ряда внешних и внутренних факторов, негативно влияющих на взаимодействие подростка со сверстниками, делая его замкнутым отстраненным от общества.Практические исследования позволили выявить объединение по интересам как оптимальный вариант для развития коммуникативной культуры подростка, его социализации и адаптации в группе.В качестве приоритетного варианта объединения по интересам был выбран туристический клуб.
Изучение территории края показало, что Красноярский край, и в частности город Красноярск, обладают высоким туристско-рекреационным потенциалом. Однако учитывая проблемы, существующие в рекреационном туризме, можно утверждать, что необходимы технологии, способствующие его развитию в дальнейшем.
Особенностями рекреационного туризма в качестве средства развития коммуникативной культуры подростков выступают направленность на формирование коммуникативной компетентности посредством клубной деятельности, получение новых впечатлений, которыми участники могут поделиться с родными и друзьями, а также получение новых знаний и навыков, применимых на практике в области туризма.
В ходе исследования были выявлены условия, посредством которых формирование и развитие коммуникативной культуры подростков в рамках рекреационного туризма будет эффективным:
- учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей;
- целевое воздействие на личность в процессе ее включенности в туристическую деятельность;
- применение всевозможных методов и социокультурных технологий, позволяющих подростку самореализоваться.
Разработанный нами проект позволяет вовлечь подростков в туристическую деятельность, формирует у них необходимость взаимодействия со сверстниками.
Таким образом, цель и задачи, поставленные в ходе исследования, достигнуты, и гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- РЕКРЕАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2017 - Клубная деятельность по географии в 9 классе с целью изучения рекреационных ресурсов Ирбейского района
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2023 - СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК РЕСУРС СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Проектирование рекреационной среды в образовательном пространстве
современного ВУЗа
Магистерская диссертация, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 5710 р. Год сдачи: 2020 - Программа рекреационных мероприятий для детей среднего школьного возраста
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2021 - Социально-психологические характеристики подростков, занимающихся разными видами досуговой деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2022 - ПОДГОТОВКА МЕНЕДЖЕРОВ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА К РАЗВИТИЮ БРЕНДА ТЕРРИТОРИИ СРЕДСТВАМИ НАЦИОНАЛЬНОГО ОРКЕСТРОВОГО ИСКУССТВА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2017 - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В МЕМОРИАЛЬНОМ МУЗЕЕ
Дипломные работы, ВКР, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - Изучение туристско-рекреационного
потенциала республики Татарстан в курсе школьной географии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017



