ВВЕДЕНИЕ 5
1. Теоретические и методические аспекты формирования валовой прибыли
1.1 Валовая прибыль: сущность, характеристика, порядок формирования и источники происхождения 8
1.2 Методика анализа валовой прибыли на предприятиях в современных условиях и пути ее увеличения 20
1.3 Методы планирования валовой прибыли и их характеристика 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 101
В нынешний период основной целью передового этапа финансовых преобразований, проводимых в торговле, считается формирование выгодной среды для результативной и более действенной работы торговых предприятий. Доходы торговых организаций - это, прежде всего, начальная экономическая основа коммерческого расчета, так как они являются базой формирования чистого финансового результата фирм. Ради прибыли предприятие занимается производством различных благ, с целью удовлетворения потребностей населения; происходит минимизация расходов, а впоследствии расцветание фирмы. В рыночной экономике прибыль занимает центральное место, так как способна к формированию многогранных финансовых взаимосвязей в воспроизводственном процессе, вследствие этого, стремлению фирм к наращиваю дохода. Достижение данной цели, с одной стороны, подразумевает улучшение законодательной, экономической, налоговой среды, где осуществляют трудовую деятельность торговые организации, а с другой требует существенного улучшения деятельности самих предприятий.
В качестве денежного ресурса, складывающегося у организации до уплаты налога на прибыль, выступает валовой доход или валовая прибыль. Валовая прибыль отображает, в конкретной степени, долю торговли в сумме стоимости продукции общенародного пользования. Чем богаче население, тем выше его запросы к сервису обслуживания, что приводит к росту доли надбавок в цене различных благ. Рост данного показателя провоцирует увеличение прибыли и рентабельности, а также оказывает положительное влияние на эффективность работы торговых организаций и повышает их материальное благополучие.
Необходимым моментом дальнейшего развития любой фирмы является возможность его финансирования, конкурентоспособность и финансовое состояние. Создание условий получения максимальной величины доходов предприятия, при наименьших затратах, а также необходимость проведения их детализированного анализа, при росте уровня конкуренции на потребительских рынках, считается основной задачей деятельности практически любого предприятия. Относительно всего вышесказанного тема бакалаврской работы является актуальной.
Цель данной работы - экономическое обоснование перспектив роста валовой прибыли на торговом предприятии ООО «Фобос».
Для осуществления цели в бакалаврской работе определены следующие задачи:
1. изучить сущность, характеристику, порядок формирования и источники происхождения валовой прибыли в современных условиях;
2. рассмотреть методику анализа валовой прибыли на предприятиях в современных условиях и определить пути ее увеличения;
3. изучить методы планирования валовой прибыли;
4. провести организационно экономический анализ деятельности торгового предприятия ООО «Фобос»;
5. проанализировать факторы и источники формирования валовой прибыли ООО «Фобос»;
6. сделать общий и факторный анализ валовой прибыли торгового предприятия ООО «Фобос»;
7. провести планирование оборота розничной торговли по общему объему и структуре;
8. провести планирование валовой прибыли различными методами;
9. экономически обосновать рекомендации, направленные на рост валовой прибыли ООО «Фобос».
Объектом бакалаврской работы является торговое предприятие ООО «Фобос». Предметом - валовая прибыль торгового предприятия.
Теоретической основой исследования являются: законодательство Российской Федерации и ее структур; данные Госкомстата Российской Федерации, в том числе по Красноярскому краю; официальные инструктивно-методические материалы, труды отечественных экономистов по изучаемым вопросам и проблемам: Баженов Ю.К., Суслова Ю.Ю., Терещенко Н.Н., Петрученя И.В., Зимин А.Ф., Волков О.И., и др.; результаты собственных исследований.
Методической основой написания бакалаврской работы является использование в процессе проводимых исследований совокупности различных методов анализа: сравнения, группировки; факторного анализа (цепных подстановок, метода разниц); использование абсолютных, относительных, средних величин, и планирования: экономико-статистических (по среднегодовым темпам роста, выравнивание динамического ряда по скользящей средней, на основе средних удельных весов), технико¬экономических расчетов, экономико-математических и других методов.
Первая глава посвящена теоретическим вопросам и методике изучения валовой прибыли предприятия. В частности, рассмотрены: экономическая сущность, характеристика, значение, порядок формирования, источники происхождения, а также определена основная методика анализа валовой прибыли. Вторая глава бакалаврской работы носит аналитический характер, так как посвящена анализу валовой прибыли ООО «Фобос». Рассматривается краткая организационно-экономическая характеристика торгового предприятия ООО «Фобос». В процессе анализа выявлены и оценены установившиеся взаимосвязи показателей и влияющих на них факторов. Проведен общий анализ выявленных недостатков и сформированы мероприятия по их устранению. Третья глава включает обобщение выявленных при проведении анализа сильных и слабых сторон деятельности ООО «Фобос»; дана общая оценка работы предприятия в отчетном периоде, обосновываются предлагаемые мероприятия, направленные на улучшение показателей деятельности ООО «Фобос».
Бакалаврская работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем работы составляет 115 страниц. Бакалаврская работа содержит 49 таблиц, 11 рисунков, 10 приложений, библиографический список включает в себя 31 источник.
В качестве денежного ресурса, складывающегося у организации до уплаты налога на прибыль, выступает валовой доход или валовая прибыль. Валовая прибыль отображает, долю торговли в сумме стоимости продукции общенародного пользования. Рост данного показателя провоцирует увеличение прибыли и рентабельности, оказывает положительное влияние на эффективность работы торговых организаций и повышает их материальное благополучие. Для дальнейшего расцветания любой фирмы является возможность его финансирования, конкурентоспособность и финансовое состояние. Создание условий получения максимальной величины доходов предприятия, при наименьших затратах, а также необходимость проведения их детализированного анализа, при росте уровня конкуренции на потребительских рынках, считается основной задачей деятельности практически любого предприятия.
Относительно всего вышесказанного, целью данной работы являлась оценка перспектив роста валовой прибыли на торговом предприятии ООО «Фобос» и ее экономическое обоснование. Объектом бакалаврской работы является торговое предприятие ООО «Фобос». Предметом - валовая прибыль.
ООО «Фобос» занимается розничной торговлей продовольственными товарами 6 лет, и занимает среднюю позицию, относительно своих конкурентов, уступая ООО «Южный», ООО «Талисман», однако не сдает свои позиции относительно ООО «Лайф» и ООО «Виа». В качестве рекомендаций ООО «Фобос» необходимо:
1. Внедрение информационных технологий;
2. Расширение ассортимента товаров;
3. Проведение рекламных мероприятий;
4. Расширение доли на рынке.
Получение прибыли зависит, прежде всего от слаженности финансовых показателей деятельности предприятия, что наблюдается на ООО «Фобос». Оборот розничной торговли в 2015 году вырос на 1920 тыс. руб. что на 14,55 % больше, чем в прошлом году. Растет также и производительность труда работников, что говорит об эффективном использовании трудовых ресурсов. Тенденция роста заработной платы в отчетном году по сумме считается оправданной, так как является следствием роста производительности труда, темп роста которого опережает темп роста первой, что приводит к относительной экономии фонда заработной платы и заслуживает позитивной оценки.
На торговом предприятии имеются основные фонды, средства труда, которые многократно участвуют в производственном процессе, а также оборотные средства. Коэффициент эффективности основных фондов и коэффициент рентабельности оборотных средств имеют положительное значение, что заслуживает положительной оценки.
Можно с уверенностью сказать, что на торговом предприятии имеет место рациональное расходование ресурсов, что подтверждается ростом издержек по сумме и снижением их по уровню. Превышение темпа роста прибыли от продаж над темпами роста оборота розничной торговли говорит об относительном снижении затрат на реализацию продукции.
В результате роста текущего налога на прибыль, сумма чистой прибыли в больше значения прошлого года, что говорит об улучшении результатов деятельности торгового предприятия ООО «Фобос» в отчетном 2015 году.
Согласно анализу политики ценообразования, выяснили, что самой дорогой продукцией, по сравнению с конкурентами, является в основном овощи, это помидоры и яблоки, а также безалкогольная продукция, минеральная вода и сок. По сравнению с конкурентами торговое предприятие ООО «Фобос» устанавливает цены ниже на: белый хлеб, мясо птицы, консервы рыбные и мясные, молоко, колбасу, а также на яйцо и макаронные изделия.
Несмотря на ряд преимуществ конкурентов, торговое предприятие ООО «Фобос» лидирует относительно грамотного выбора поставщиков, что имеет отражение в низкой торговой надбавке и следовательно установлению оптимальной цены при реализации продукции высокого качества.
Доля влияния роста цен на оборот розничной торговли составила 84,35%, а доля влияния роста физического объема продаж 15,65%. Совокупное влияние факторов на изменение оборота розничной торговли составило 1920 тыс.руб. Средняя сумма товарных запасов в отчетном году увеличилась, эффективность их использования выросла. Положительным моментом является высвобождение из оборота 97,38 тыс. руб., а также повышение коэффициента эффективности использования товарных запасов, основных фондов и коэффициента рентабельности основных средств, что имеет позитивное влияние на результат деятельности предприятия.
В ходе проводимой работы была рассмотрена и оценена перспектива дальнейшего развития факторов, оказывающие влияние на валовую прибыль, оборота розничной торговли и торговых надбавок различными методами, а после и самой валовой прибыли. Доходы являются основным показателем эффективной деятельности предприятия, а значит, для рациональной работы и повышения основных экономических показателей деятельности предприятия были предложены следующие рекомендации:
1) Увеличение рабочего дня на 1 час, в целях повышения оборота розничной торговли предприятия;
2) Увеличение оборота розничной торговли и валовой прибыли путем введения новых ассортиментных позиций на ООО «Фобос».
3) Смена поставщиков с целью снижения себестоимости.
Можно с уверенностью сказать, что от реализации данных мероприятий торговая организация получит только положительный экономический эффект, обеспеченный ростом конечного финансового результата и рентабельности конечной деятельности. По результатам исследования видно, что торговое предприятие ООО «Фобос» является стабильно развивающейся организацией, в силу оптимальной работы ее экономических показателей, относительно конкурентоспособности, полученных показателей на перспективу.
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. №6- ФКЗ, от 30.12.2008 г. №7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. №2-ФКЗ, от 21.07.2014 г №11-ФКЗ). - Режим доступа: Консультант плюс.
2. Налоговый Кодекс Российской Федерации. В 2 ч. Ч. 1 [Электронный ресурс]: федер. закон от 31.07.1998 г. №146-ФЗ, ред. от 05.04.2016 №102-ФЗ - Режим доступа: Консультант плюс.
3. Трудовой Кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 30. 12. 2001 г. №197-ФЗ ред. от 30.12.2015 - Режим доступа: Консультант плюс.
4. Гражданский Кодекс Российской Федерации. В 4 ч. Ч. 3 [Электронный ресурс]: федер. закон от 30.11.1994 г. №51-ФЗ ред. 28.11.2015. Режим доступа: Консультант плюс.
5. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99: [Электронный ресурс]: утв. приказом Министерства финансов РФ от 06.05.1999 г. № 32н ред. от 06.04.2015 - Режим доступа: Консультант-плюс.
6. Баженов Ю.К. Доходы, расходы и прибыль в организациях торговли: учеб. пособие / Ю.К. Баженов, Г.Г. Иванов. - Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014.¬96 с.
7. Басовский Л.Е. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. - Москва: ИНФРА- М, 2014. - 366 с.
8. Волков О.И. Экономика предприятия: учеб. пособие / О.И. Волков, В.К. Скляренко. - 2-е изд. - Москва: ИНФРА-М, 2013. - 264 с.
9. Горфинкель В.Я. Экономика организаций (предприятий) [Электронный ресурс]: учебник для вузов / В.Я. Горфинкель, В.А. Швандар. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 608 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=540794.
10. Губин В. Е. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник / В.Е. Губин, О. В. Губина. - 2-е изд. - Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014.-336 с.
11. Едронова В. Н. Учет, оценка доходности и анализ финансовых вложений: учеб. пособие / В.Н. Едронова, Е.А. Мизиковский. - Москва: ИНФРА- М, 2011.-368 с.
12. Зимин А.Ф. Экономика предприятия: учебное пособие / А.Ф. Зимин, В.М. Тимирьянова.- Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2012.-288 с.
13. Иванов Г. Г. Экономика торгового предприятия: учебник / Г. Г. Иванов. - Москва: Академия, 2010. — 320 с.
14. Косов М. Е. Бюджетные и налоговые отношения в городе Москва. Теоретические и методологические аспекты [Электронный ресурс]: монография / М. Е. Косов, Е. А. Зеленская. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 175 с. - Режим доступа:http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=390554.
15. Котенева Е. Н. Управление затратами предприятия: учеб. пособие / Е. Н. Котенева, Г. К. Краснослободцева, С. О. Фильчакова. — Москва: Дашков и К,
2012. - 224 с.
16. Лупей Н. А. Финансы торговых организаций: учеб. пособие для студентов вузов / Н.А. Лупей. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 143 с.
17. Мазурина Т.Ю. Финансы организаций (предприятий): учебник / Т. Ю. Мазурина, Л. Г. Скамай, В. С. Гроссу. - Москва: ИНФРА-М, 2015. - 528 с.
18. Метелев С. Е. Финансы торговых организаций: учеб. пособие / С. Е. Метелев, В.П.Чижик. - Москва: Форум: ИНФРА-М, 2015. - 200 с.
19. Николаева Н. П. Экономическая теория [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров / Н. П. Николаева. - Москва: Дашков и К, 2013. - 328 с. - Режим доступа:http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=415107.
20. Петрученя И. В. Доходы предприятия торговли: текст лекций / И. В. Петрученя; Краснояр. гос. торг. - экон. ин-т. - Красноярск, 2011. - 40 с.
21. Половцева Ф. П. Коммерческая деятельность: учебник / Ф.П. Половцева. - 2-е изд. - Москва: ИНФРА-М, 2014. - 224 с.
22. Салихов Б. В. Экономическая теория [Электронный ресурс]: учебник / Б. В. Салихов. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Дашков и К, 2014. 724 с. Режим доступа:http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=430529.
23. Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия): учебник для ср. спец. учебных заведений / Н.А. Сафронов. - 2-е изд., с изм. - Москва: Магистр: ИНФРА-М, 2013. - 256 с.
24. Суслова Ю. Ю. Доходы предприятия торговли: учеб. пособие / Ю.Ю. Суслова, Н.Н. Терещенко. - Москва: ИНФРА-М; Красноярск: СФУ, 2014.- 136 с.
25. Суслова Ю.Ю. Прибыль предприятия: учеб. пособие / Ю.Ю. Суслова, Н.Н. Терещенко. - Красноярск: сиб. федер. ун-т, 2014. -120 с.
26. Терещенко Н.Н. Доходы и прибыль предприятия торговли: учеб. пособие / Н. Н. Терещенко, Ю. Ю. Суслова; Краснояр. гос. торг-экон. ин-т. - Красноярск, 2010. — 272 с.
27. Фридман А. М. Финансы организации (предприятия) [Электронный ресурс]: учебник / А. М. Фридман. - 2-е изд. - Москва: Дашков и К, 2013. - 488 с. - Режим доступа:http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=415008.
28. Экономика предприятия [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. проф. В.Я. Горфинкеля. - 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: ЮНИТИ - ДАНА,
2013. - 663 с. - Режим доступа:http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=501198.
29. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли: учебник для вузов / под ред. А.Н. Соломатина. - Санкт-Петербург: Питер, 2010.-560 с.
30. Экономическая статистика: учебник / под ред. проф. Ю. Н. Иванова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2013. - 668 с.
31. Экономический словарь: 14500 терминов / Ин-т новой экономики; под ред. А. Н. Азрилияна; авт.-сост. А. Н. Азрилиян [и др.].- Изд. 2-е. - Москва: Институт новой экономики, 2015. - 1152 с.