ВВЕДЕНИЕ 3
1 - Теоретические основы развития рефлексивных способностей
обучающихся начальных классов при подготовке к проектной деятельности 8
1.1 Известные подходы к развитию рефлексивных способностей обучающихся начальных классов 8
1.2 Уровни и показатели развития рефлексивных способностей обучающихся третьих классов начальной школы 24
2 - Разработка комплекта средств развития рефлексивных способностей
в процессе подготовки к проектной деятельности 36
2.1 Задания по базовым предметам и средства организации внеурочных занятий 36
2.2. Результаты апробации и методические рекомендации 64
Заключение 74
Список использованной литературы 77
На современном этапе развития образования главным считают не столько сумме научных знаний, которые учащиеся приобретают в школе, сколько формированию различных универсальных действий, информационной, деятельностной и коммуникативной компетенций. Главной задачей начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего образования . Опираясь на современные тенденции развития образования, целью своей педагогической деятельности ставлю становление основ рефлексивных способностей младших школьников. Поэтому можно говорить только об основах проекной деятельности. Исходя из цели, строю свою педагогическую деятельность таким образом, чтобы она была направлена на развитие у обучающихся третьих классов умений, входящих в состав проектной деятельности: постановка цели деятельности, планирование своих действий по реализации поставленной цели, сама деятельность и рефлексия по поводу полученного результата.
Развития рефлексии и ее роли в становлении самостоятельной позиции человека в деятельности, в том числе учебной деятельности школьников, является одной из сложных, многогранных и активно разрабатываемых в гуманитарных науках. Рефлексия рассматривается как универсальное свойство психики, значимое качество личности, способность, обеспечивающая успешность и результативность деятельности и другое. Именно эта способность позволяет человеку самоопределяться в жизненном мире, включаться в существующие и творить новые виды деятельности и формы общения с другими людьми.
В работах многих отечественных авторов (В.В.Давыдов, Г.А.Цукерман, А.З.Зак, А.В.Захарова, Г.И.Катрич, П.В.Новиков, Л.И.Айдарова, М.Э.Боцманова и др.) рефлексия рассматривается как новообразование младшего школьного возраста. При этом ее исследуют, с одной стороны, как компонент теоретического мышления, а с другой стороны, как результат и показатель, сформированной учебной деятельности. Теоретические основания и организационно-методические условия развития рефлексии у младших школьников в процессе построения совместных учебных действий исследовались в работах Н.И. Поливановой, М.А. Семеновой под руководством В.В. Рубцова. Содержание рефлексии в младшем школьном возрасте, в основном, связывается со способностью ребенка анализировать основания собственной деятельности.
В основе проявления этих возможностей лежит смена позиции ребенка в учебной деятельности и следующие за этим изменения: изменения предмета самопознания (переход к оценке своих переживаний, своего поведения, своего "Я"); отношения к себе (оценка себя не только как субъекта деятельности, но и как участника взаимодействия); отношения к средствам самопознания (выбор средств, соответствующих предмету самопознания); изменения оснований проявления самостоятельности, за счет придания ей личностного смысла, значения для себя.
В экспериментальных исследованиях А.З. Зака было показано, что для развития рефлексии у младших школьников важным условием выступает такая организация построения учебной коллективной деятельности как учебно-развивающий диалог учителя и учащихся. Под рефлексией при этом понимается анализ учеником оснований собственной мыслительной деятельности. Наиболее эффективными методами, на основе которых должно быть построено обучение младших школьников, способствующее развитию у них рефлексивных способностей, являются активные методы обучения. Реальные ситуации учения, в которых возникает необходимость взаимодействия и сотрудничества со сверстниками, являются важным условием развития рефлексивной позиции младшего школьника. Эти условия могут быть обеспечены за счет включения в образовательный процесс активных методов обучения, групповой работы детей. Работая в группе и обсуждая дискуссионные проблемы, дети обнаруживают свою компетентность в каких-либо вопросах, сравнивают собственное мнение с мнением одноклассников, обсуждают различные точки зрения, намечают дальнейшие действия, таким образом, создаются условия, способствующие развитию рефлексивных способностей школьников. Особую популярность среди активных методов обучения в последнее время получил метод проектов, внедряемый в практику основной и старшей школы. Данный метод предполагает совместное обсуждение какого-либо проблемного вопроса и построение деятельности, направленной на его решение.
Проектная деятельность с элементами коллективной практической и исследовательской работы вызывает познавательный интерес школьников, способствует интеллектуальному и личностному развитию. В современной педагогической литературе этим вопросам уделяется огромное внимание, что подтверждается многочисленными публикациями по теме. Однако, активное использование проектной деятельности в образовательном процессе предусматривается в основном для старшеклассников или подростков, а возможности и особенности ее применения с младшими школьниками изучены недостаточно. В тоже время, младший школьный возраст считается сенситивным для развития рефлексии, многими авторами отмечается необходимость введения элементов проектной деятельности в работе с младшими школьниками. Вместе с тем, при организации проектной деятельности необходимо учитывать специфические возрастные особенности школьников. В начальных классах всем приходится сталкиваться при введении элементов рефлексии в учебный процесс с тем , что ученики часто не испытывают потребности в осознании своего развития, не обнаруживают причин своих проблем или результатов, затрудняются сказать, что именно происходит в их деятельности. Поэтому начинать обучение рефлексии необходимо уже с младшего школьного возраста, уделяя особое внимание обучению ребят осознанию того, что они делают и что с ними происходит.
Проблема исследования основывается в определении средств целенаправленного развития рефлексивных способностей обучающихся третьих классов в процессе подготовки к проектной деятельности с учетом требований актуального образовательного стандарта.
Цель исследования: разработать и обосновать комплект средств целенаправленного развития рефлексивных способностей обучающихся третьих классов в процессе подготовки к проектной деятельности при выполнении заданий по базовым предметам и во время внеурочной деятельности.
Объект исследования: учебно-познавательная деятельность
обучающихся третьих классов начальной школы
Предмет исследования: средства целенаправленного развития рефлексивных способностей при подготовке к проектной деятельности.
Гипотеза исследования: Развитие рефлексивных способностей обучающихся третьих классов в процессе подготовки к проектной деятельности будут способствовать специально сконструированные задания по базовым предметам и средства организации внеурочной деятельности, в которых:
1) конкретизированы и систематизированы уровни и показатели развития рефлексивных способностей обучающихся;
2) учтены виды и особенности рефлексии: настроения и эмоционального состояния, деятельности и достижения результата, содержания учебного материала и осознание уровня его усвоения.
3) включены проблемные задания по базовым предметам и связанные с ними средства внеурочной деятельности обучающихся.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ научно- методической литературы и описать теоретические основы развития рефлексивных способностей обучающихся при подготовке к проектной деятельности.
2. Описать уровни и показатели развития рефлексивных способностей обучающихся третьих классов начальной школы.
3. Сконструировать проблемные задания по базовым предметам и связанные с ними средства организации внеурочной деятельности обучающихся с учетом различных видов и особенностей рефлексии.
4. Описать методические рекомендации для учителей начальных классов по развитию рефлексивных способностей обучающихся при помощи разработанных средств.
5. Провести частичную апробацию разработанных материалов и проанализировать ее результаты.
Практическая значимость работы заключается в том, что комплект средств целенаправленного развития рефлексивных способностей обучающихся третьих классов в процессе подготовки к проектной деятельности, включающий: 9 заданий по базовым предметам, направленных на подготовку к проектной деятельности, 9 планов внеурочных занятий, направленных на развитие рефлексивных способностей. Методические рекомендации могут быть использованы в практике профессиональной деятельности учителей, осуществляющих непосредственно образовательную деятельность в учреждениях школьного образования.
В результате проведенного теоретического анализа по данной теме, было выяснено, что рефлексия рассматривается как универсальное свойство психики, значимое качество личности, способность, обеспечивающая успешность и результативность деятельности и др. Рефлексивные способности относятся к общим способностям. Являются одними из важных, которые помогают человеку самоопределяться в окружающем мире, совершенствоваться, преодолевать возникающие трудности, намечая план их решения.
Проблема развития рефлексивных способностей младших школьников актуальна в настоящее время и активно изучается многими современными авторами, т.к. именно этот возраст является для развития рефлексивных способностей.
На формирование рефлексивных способностей оказывает влияние ряд факторов, а именно: специальным образом организованная деятельность; деятельность, которая носит творческий характер; деятельность, имеющая определенный уровень сложности (в зоне ближайшего развития); а также деятельность, к которой у учащихся должным образом сформирована мотивация.
Такие условия могут быть обеспечены за счет включения в образовательный процесс активных методов обучения, групповой работы детей. Одним из них является методов проектов. Данный метод широко используется при обучении в средней и старшей школе. Но возможности использования его в начальной школе еще не до конца изучены современными авторами.
При организации проектной деятельности с младшими школьника необходимо учитывать их возрастные и индивидуальные особенности. Анализ соответствующей литературы позволил сделать вывод, что овладение проектной деятельностью доступно для младших школьников, более того данный метод будет наиболее эффективным для целенаправленного развития рефлексивных способностей.
Анализ различных проектов, представленных в психолого¬педагогической литературе позволил сделать вывод, что во многих из них рефлексия выделяется как отдельный этап, однако способы и приемы организации рефлексии в процессе проектной деятельности недостаточно раскрыты в литературе.
Исходя из этого, в работе были представлены возможные способы и приемы организации рефлексии, использование которых, позволит учителю начальных классов обеспечить условия, направленные на развитие рефлексивных способностей младших школьников, а также будут способствовать формированию интереса детей к самопознанию и саморазвитию. Процедура рефлексии может быть организована по-разному, в зависимости от формы, содержания и количества участников.
В 3 классе МБОУ Абанской СОШ № 4, было проведено опытно¬экспериментальное исследование, с целью апробации и выявления эффективности использования настоящих приемов и способов работы для развития рефлексивных способностей младших школьников. Была разработана и апробирована модель учебных проектов.
Исследование содержало первичное и итоговое констатирующее наблюдение, на основе которых мы смогли сравнить уровень развития рефлексивных способностей у учащихся до проведения проекта и после. Результаты свидетельствуют о положительной динамике развития рефлексивных способностей учащихся, что позволяет сделать вывод об адекватности применения проектного метода для достижения поставленных целей.
На основе анализа теоретического материала, проведенной опытно-экспериментальной работы можно сделать вывод о подтверждении выдвинутой гипотезы: если при организации процесса обучения используются адекватные формы организации образовательного процесса и используется проектная деятельность младших школьников, то это способствует развитию их рефлексивных способностей.
Практическая значимость настоящей работы состоит в том, что представленные материалы опытно-экспериментального исследования могут быть использованы в профессиональной деятельности учителя начальных классов, в частности на уроках литературного чтения и во внеурочное время в качестве средства развития рефлексивных способностей младших школьников в педагогической практике общеобразовательных школ.
1. Барабанщиков В.А. Идея системности в психологии. - М., 2005.
2. Бахтиярова Е.М. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении //Школьные технологии, 2001, №2.
3. Бреховских Л.М. Как делаются открытия //Методический сборник «Развитие исследовательской деятельности учащихся» М., 2001 С.5-29
4. Васильченко Н.П. «Рефлексивная способность подростков»// Социальная сеть работников образования nsportal.ru, 2014.
5. Евдокимов А.К. Этапы становления молодого исследователя. Новые возможности организации студенческой научно-исследовательской работы//Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» -М.: НТА «АПФН», 2003. т.1, С.82-82
6. Заграничная Н.А., Добротина И.Г, Проектная деятельность в школе: учимся работать индивидуально и в команде.-М.: Интеллект-Центр, 2014.
7. Карпенко К.А., Королева Е.Л., Недялкова Г.М., Соколова И.И. Опыт
организации учебно-исследовательской деятельности//Журнал
«Исследовательская работа школьников». №1, 2002г.С.130-134
8. Кулакова Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006
9. Матяш Н. В. Проектный метод обучения в системе технологического образования//Педагогика - 2000 - №4 - с. 38 - 41.
10. Мухина В. С. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. - М.: Институт практической психологии, 1998.
11. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. / Р.С. Немов. - 5-е изд. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - Кн. 1. Общие основы психологии.
12. Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: Что и как развивать?//Исследовательская работа школьников, №4, 2003. - С.18-23.
13. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2002, с. 64 - 110.
14. Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса// Школьные технологии. - 2006. - №6 - с. 43 - 47
15. Поливанова, Н.И. Рефлексия и ее роль в процессе организации и построения коллективно-распределенного действия у детей / Н.И. Поливанова, В.В. Рубцов, М.А. Семенова // Проблемы рефлексии. - Новосибирск, 1987.
16. Разина Т.В. Рефлексия в решении педагогических проблемных ситуаций // Ярославский психологический вестник. 2001. № 5.
17. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. Кн.1.: Система работы психолога с детьми разного возраста: учеб. пособие / Е.И. Рогов. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.
18. Рослякова Н.И. «Возрастные предпосылки развития рефлексии у старшего дошкольника» // Журнал «Известия Российского Г осударственного Педагогического Университета Им. А.И. Герцена», Выпуск№ 66 / 2008, С. 315
19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии., С-Пб, 1999.
20. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвитии личности / И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов // Вопросы психологии, 1987. - №83. - с.35-44.
21. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся.- М.: Аркти, 2012.
22. Слободчиков В. И., Цукерман Г. А.. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте. Стеганцева Т. А., Аликин И. А., Толмачев А. А. Методы организации и проведения психолого-педагогического исследования: Пособие для студентов и аспирантов.- Красноярск: РИО КГПУ, 2001.
23. Степанов С.Ю, Семенов И.Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования// Вопросы психологии. 1985.
24. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М., 1998.
25. Уваров А. Ю. Кооперация в обучении: групповая работа: Учебно¬методическое пособие.- М.: МИРОС, 2001.
26. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
27. Хуторской А.В. Деятельность как содержание образования / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 8 - С. 107-114.
28. Хуторской А.В. Деятельность как содержание образования / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 8 - С. 107-114.
29. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении.- Томск: Пеленг, 1993.-268с.
30. Цукерман Г.А. Оценка и самооценка в обучении, построенном на теории учебной деятельности.// Нач. школа: плюс, минус. - 2001. - № 1.