Введение 4
1 Роль координационных способностей в спортивной деятельности
занимающихся парусным спортом на швертботах класса «Оптимист» 7
1.1 Характеристика координационных способностей как комплексной
физической способности спортсмена 7
1.2 Характеристика парусного спорта как вида спортивной деятельности
для детей и подростков 12
1.3 Использование занятий по парусному спорту на швертботах класса
«Оптимист» как средства развития координационных способностей детей 9 - 11 лет 20
2 Методы и организация исследования 28
2.1 Методы исследования 28
2.2 Организация исследования 34
3 Выявление эффективности комплекса упражнений для развития
координационных способностей детей 9-11 лет, занимающихся парусным спортом на швертботах класса «Оптимист» 36
3.1 Описание применяемого комплекса упражнений для развития
координационных способностей детей 9-11 лет, занимающихся парусным спортом на швертботах класса «Оптимист» 36
3.2 Оценка эффективности применения комплекса упражнений для развития
координационных способностей детей 9-11 лет, занимающихся парусным спортом на швертботах класса «Оптимист» 41
Заключение 48
Список использованных источников 49
Парусный спорт — вид спорта, в котором спортсмен осуществляет управление яхтой или любым другим спортивным снарядом, имеющим парус и использующим для движения силу ветра. Специальным спортивным снарядом могут выступать - лодки или суда, сани, лыжи или сноуборд для передвижения по снегу (льду) либо же тележки, оснащенные парусом [9]. С 1900 года парусный спорт включен в программу Олимпийских игр.
Говоря о физической подготовленности яхтсмена, необходимо различать две стороны этого состояния, а именно — его общую и специальную подготовленность. Хорошее развитие обоих компонентов является необходимым условием успешного управления парусным судном в различных погодных условиях. Практический интерес представляет вопрос о количественной оценке физического состояния яхтсмена. Поскольку статическая выносливость у яхтсмена является одним из основных физических качеств, определяющих эффективность откренивания яхты, то подготовка яхтсмена в большинстве случаев направлена на воспитание статической выносливости, при этом на другие физические качества времени уделяется меньше [17].
В работе «Оценка уровня развития физических качеств яхтсменов класса «29-й» на учебно-тренировочном этапе» Т.А. Бородина отмечает, что «... Одной из проблем современного парусного спорта является стремление к достижению самой высокой скорости во флоте, что сопряжено с максимальными и даже чрезмерными нагрузками в течение короткого промежутка времени. В связи с этим повышается значимость уровня развития ведущих двигательных качеств яхтсмена. ...Недостаточное развитие специальных физических качеств яхтсмена приводит к искажению техники управления яхтой. .Очевидна потребность в добавлении упражнений для оценки уровня развития гибкости, скоростных и координационных способностей. Полученные результаты показывают потребность в добавлении
В соответствии с целью работы подобраны наиболее эффективные средства развития координационных способностей у детей 9 -11 лет. В выпускной бакалаврской работе последовательно решён комплекс задач, обусловивших достижение поставленной цели.
1. Установлено, что координационные способности - это способность быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи, поэтому, координационные способности для спортсменов, занимающихся парусным спортом на швертботах класса «Оптимист» имеют большое значение и, следовательно, их развитию в тренировочном процессе необходимо уделять достаточное внимание.
2. Разработан комплекс для развития координационных способностей детей 9-11 лет, занимающихся парусным спортом на швертботах класса «Оптимист», состоящий из упражнений, направленных на развитие тактильно - ветровых, кинетико-волновых, вестибулярно-креновых способностей занимающихся.
3. Опытно-экспериментальным путем обоснована эффективность комплекса состоящего из упражнений, направленных на развитие тактильно- ветровых, кинетико-волновых, вестибулярно-креновых способностей занимающихся.
Результаты контрольного тестирования в конце педагогического эксперимента отражают положительные сдвиги уровня развития тактильно - ветровых, кинетико-волновых, вестибулярно-креновых способностей занимающихся, так: 1. Поворот «Оверштаг», среднее время, с: 11,4±0,22 (P < 0,05, достоверно), 2. «Модифицированный тест Яроцкого», время
восстановления вестибулярного анализатора, с: 6,2±0,43, (P < 0,05, достоверно), 3. Проба Ромберга (2 вариант), среднее время в стоике, с: 27,1±1,95(P < 0,05, достоверно).