Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Связь семейного воспитания и уровня социальных мотивов у старших дошкольников

Работа №22291

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы83
Год сдачи2016
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
261
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Связь семейного воспитания и уровня развития социальных мотивов у старших дошкольников 7
1.1. Проблема детско-родительских отношений 7
1.2. Понятие мотива и мотивации в психолого-педагогической литературе .. 17
1.3. Возрастные особенности старших дошкольников 33
Вывод по 1 главе 42
2. Исследование связи социальных мотивов старших дошкольников с типом детско-родительских отношений 43
2.1 Методическая организация и ход исследования 43
2.2. Анализ результатов исследования 51
2.3. Рекомендации 62
Выводы по 2 главе 65
Заключение 67
Список использованных источников 69
Приложение А 73
Приложение Б 80
Приложение В

В современном мире все больше возрастает понимание семьи как определяющей общее и личностное развитие ребенка. Становление личности старшего дошкольника осуществляется на фоне постоянно расширяющейся и усложняющейся системы отношений со значимым социальным окружением, к которому в первую очередь принадлежат родители. В это время взаимоотношения с родителями переходят на качественно новый этап - ребенок и родитель ежедневно вносят в эти взаимоотношения новые черты. В доступных для ребенка видах деятельности образуются соответствующие формы общения, в которых ребенком усваиваются правила и нормы человеческих отношений, развиваются потребности, формируются интересы и мотивы, которые, став побудительной основой личности, ведут к дальнейшему расширению сферы личности. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка.
Многие авторы, например, Варга А.Я., Карабанова О.А., Спиваковская А.С. и другие подчеркивают, что семья, семейное воспитание, а также особенности детско-родительских отношений обеспечивают ребенку условия для формирования целостной личности, особенно в мотивационной сфере, ведь в старшем дошкольном возрасте возникают новые потребности, прежде всего социальные.
становится игровая, и в соответствии с А.Н. Леонтьевым, ведущим мотивом является игровой - то есть мотив играть. Все остальные мотивы подчиняются этому основному мотиву. В игре дети воспроизводят социальные отношения, и следовательно, возникают социальные мотивы. Как отмечает А.Н. Леонтьев, социальные мотивы у старших дошкольников - быть полезным обществу, стремление получить одобрение; ребенок старается избегать наказания или порицания; быть похожим на взрослого, желание сделать приятное, нужное другим людям, облегчить их положение, принести им пользу. В дошкольном возрасте появляются мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием — мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усваивающимися в это время моральными нормами, и некоторые другие. [26]
Таким образом, несомненная значимость данной проблемы для изучения детско-родительских отношений на формирование уровня социальных мотивов дошкольников обусловили тему нашего исследования: «Связь семейного воспитания и уровня развития социальных мотивов у старших дошкольников».
Целью работы является: выявить связь социальных мотивов старших дошкольников с типом детско-родительских отношений.
Объект исследования: социальные мотивы старших дошкольников.
Предмет исследования: связь социальных мотивов старших дошкольников с типом детско-родительских отношений.
Гипотеза: существует связь между уровнем социальных мотивов у старших дошкольников с типом детско-родительских отношений; а именно при симбиотическом и авторитарном типе детско-родительские отношения у детей будет низкий уровень развития социальных мотивов-признания, награды.
Задачами нашего исследования являются:
- Проанализировать состояние проблемы в отечественной и зарубежной литературе.
- Подобрать адекватные методы и методики исследования.
- Провести исследование связь социальных мотивов старших дошкольников с типом детско-родительских отношений.
- Проанализировать и интерпретировать полученные эмпирические данные.
- Разработать рекомендации.
Методологической основой исследования выступили работы Алешиной Ю.Е, Алексеевой Л.С, Меновщикова В.Ю., Бурменской Г.В., Захаровой Е.И., Карабановой ОА., Варга АЯ., Смехова В.А., Спиваковской А.С., Эйдемиллера Э.Г., Юстицкиса В.
Методы исследования:
- теоретические - анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические - тестирование, проективный метод (авторская методика
A. Н. Леонтьева «Горькая конфета»; авторская методика «Поделись конфетой»; тест-опросник детско-родительских отношений А.Я. Варга,
B. В. Столин, проективные рисуночные методики: «Рисунок семьи»);
- методы статистической обработки данных - коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Экспериментальная база исследования: При организации экспериментального исследования в соответствии с целью и задачами работы в число респондентов были включены испытуемые в количестве 30 человек, дети старшего дошкольного возраста 6-7 лет из центра развития «АБВГДЕЙКа».
Теоретическая значимость исследования в том, что были обобщены материалы теоретического характера по проблеме изучения связи семейного воспитания и уровня развития социальных мотивов у старших дошкольников, рассмотрены основные понятия.
Практическая значимость исследования в том, что полученные в работе данные можно использовать в профилактической, консультационной и коррекционной работе, способствующей более эффективному формированию детско-родительских отношений старших дошкольников, которые могут применяться в работе педагогов центра. Результаты исследования могут быть учтены в планировании содержания работы с родителями детей.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе проведенного теоретического и эмпирического исследования было установлено, что в настоящее время можно выделить два направления изучения мотивации детей дошкольного возраста, которые могут в какой-то мере объяснить некоторые особенности возрастного развития мотивации дошкольников - это теории процесса и теории содержания. На основе этих теорией в настоящее время строятся и концепции ведущей деятельности детей дошкольного возраста. Развитие мотивов в контексте старшего дошкольного возраста происходит в игровой деятельности, которая накладывает свою специфику на процесс мотивации. В этом возрасте игровая деятельность является ведущей и определяет все направление развития личности ребенка.
У современных дошкольников мотивы, формируются на базе не только желаний («хочу»), но и на базе осознания необходимости («надо»). Наиболее сильным стимулятором для дошкольника является поощрение, получение награды. Мотивы поведения детей обусловлены, прежде всего, семейным воспитанием.
Специфика родительского отношения заключается в его постоянном изменении с возрастом ребенка и неизбежном отделении ребенка от родителей. Тип детско-родительских отношений и соотношение его структурных компонентов определяется не только индивидуальными особенностями родителей, но и возрастом ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, невмешательство и сотрудничество.
Отечественные исследователи на основе анализа теоретических моделей и собственных исследований выделяют следующие критерии родительских отношений: «принятие - отвержение», «кооперация», «симбиоз», «авторитарная гиперсоциализация», «маленький неудачник»
В результате проведенного исследования связи социальных мотивов старших дошкольников с типом детско-родительских отношений было установлено, что при росте принятия-отвержения матерей, социальной желательности матерей, у старших дошкольников усиливается уровень социальной мотивации. При росте положительного отношения ребенка к членам семьи, потребности ребенка в контактах с родителями, гипер и гипоопеки родителей, у старших дошкольников усиливается уровень социальной мотивации. При росте гиперсоциализации матерей, потребности ребенка в избегании контакта с родителями, авторитарности родителей, при конфликтности направленной на ребенка, у детей снижается уровень социальной мотивации.
При росте принятия-отвержения отцов, росте конфликтности направленной на ребенка, росте авторитарности родителей, росте гипоопеки родителей, симбиозе отцов, стиля отношения маленький неудачник у отцов, потребности ребенка в избегании контакта с родителями, эмоционально- отвергающих отношений родителей с ребенком, у старших дошкольников снижается уровень социальной мотивации. При росте социальной желательности отцов, положительного отношения ребенка к членам семьи, гиперсоциализации отцов, у старших дошкольников усиливается уровень социальной мотивации.



1. Абрамова, Г. Р. Возрастная психология/ Г. Р.Абрамова. - Екатеринбург: Радуга, 2009. - 516 с.
2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания/ Б. Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2008. - 456 с.
3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л.И.Божович. - М.: Академия, 2008. - 205 с.
4. Божович, Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. /под ред. Л.И.Божович, Л.В.Благонадежной/. монография. - М.: 1972.-359с.
5. Баттерворт, Дж. Принципы психологии развития/ Дж.Баттерворт, М.Харрис. - М.: Когито-Центр, 2007. - 500 с.
6. Венгер, Л.А. Психология/ Л.А. Венгер, В.С. Мухина.- М.: Академия,2008. - 87 с.
7. Воспитание детей в игре / сост. А.К.Бондаренко, А.И. Матусик. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2008. - 230 с.
8. Васильев, И. А. Мотивация и контроль за действием /И. А.Васильев, М. Ш. Магомед - Эминов/ текст. - М.: 1991. - 350 с.
9. Вилюнас, В. К. Психологические механизмы мотивации человека/В. К. Вилюнас/ монография. - М.: 1990. - 135 с.
10. Вилюнас, В.К. Теория деятельности и проблемы мотивации //А.Н. Леонтьев и современная психология/В. К. Вилюнас/ текст. □ М.: 1983.- 260 с.
11. Выгодский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. /Л.С.Выгодский/ текст. - М.: 1984. 650 с.
12. Гомезо, М.В. Возрастная психология. Личность от молодости до старости/ М.В. Гомезо, В.С.Герасимова, Г.Г. Горелова, Л.М. Орлова. - М.: Академия, 20018. - 520 с.
13. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения/ В.В. Давыдов. - М.: ИНТОР, 2008. - 180 с.
14. Доронова, Т.Н. Игра в дошкольном возрасте/ Т.Н. Доронова. - М.: НД «Воспитание дошкольника», 2008. - 450 с.
15. Елфимова, Н. В. К проблеме создания мотивационного компонента деятельности у дошкольников // Вопросы психологии. - 1982. - №2. - 21 с.
16. Ермолаева, М.В. Психология развития / М.В. Ермолаева. - М.: Педагогика, 2009. - 336 с.
17. Ильин Е. П. Психология мотивации - СПб, 2000. - 570 с.
18. Ильин Е. П. Мотивация и мотив: теория и методы изучения. — Киев,1998. - 320 с.
19. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы/Е.П. Ильин/ монография. - СПб.: Питер, 2003, - 512 с.
20. Игра и развитие личности дошкольника/ под ред. Г.Г.Кравцова. - М.: Академия, 2009. - 500 с.
21. Игра дошкольника./ Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др.; под ред. С.Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 2009. - 410 с.
22. Запорожец, А.В. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста/ А.В.Запорожец. - М.: Педагогика, 2008. - 230 с.
23. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика/ С. А. Козлова, Т.А.Куликова. - М.: Академия. 2009. - 410 с.
24. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология/ И. Ю. Кулагина. - М.: УРАО,2009. - 459 с.
25. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2009. - 685 с.
26. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность /А.А. Леонтьев/ монография. - М.: Смысл; 2005. - 352 с.
27. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи: учеб.пособие - практикум для студ. фак. психологии высш. учеб. Заведений [текст] / А.Г.Лидерс. - М.: Издательский центр «Академия», 2006 - 432 с.
28. Марцинковская, Т.Д. Психология развития: Учеб. для студ. высш. психол. учеб. заведений [текст] /Т.Д. Марцинковская. - М.: 2005. - с.528
29. Маслоу, А.Г. Дальние пределы человеческой психики: пер. с англ. [монография] /А. Маслоу. - СПб., 1997. - 332 с.
30. Маклаков, А.Г. Общая психология [текст] / А.Г.Маклаков. - Изд. Питер, СПб - Москва - Харьков - Минск, 2000 г. - 452 с.
31. Михайленко, Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры. //Дошкольное воспитание. - 2009. № 4. - 15 с.
32. Миллер, С. Психология игры/ С.Миллер. - СПб.: Университетская книга, 2009. - 250 с.
33. Муссен, П. Развитие личности ребенка/ П. Муссен. - М.: Академия, 2009. - 180 с.
34. Мухина, B.C. Детская психология/ B.C. Мухина. - М.: ООО Апрель Пресс, 2009. - 480 с.
35. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. - М.: Тривола, 2010. - 500 с.
36. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А. А. Реана СПб.: Питер, 2010. - 656 с
37. Психологический энциклопедический словарь. - М.: Академия, 2009. - 850 с.
38. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Академия, 2008. - 350 с.
39. Развитие общения дошкольников со сверстниками // под редакцией А.Г. Рузской. - М.: Академия, 2009. - 420 с.
40. Реан, А. А. Психология человека от рождения до смерти [хрестоматия] /А.А. Реан. 4-е изд., дополненное и переработанное. - СПб.: Питер, 2004. - 455 с.
41. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2009. - 690 с.
42. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека/ Е.Е.Сапогова. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 460с.
43. Субботский, Е.В. Ребенок открывает мир/ Е.В. Субботский.- М.: Педагогика, 2009. - 230 с.
44. Урунтаева, Г.А. Психология дошкольника - 2-е издание, стереотип/ Г.А.Урунтаева. - М.: Академия, 2008. - 348с.
45. Смирнова, Е.О. Детская психология/ Е.О. Смирнова. - М.: Владос, 2009. - 440 с.
46. Смирнова, Е.О. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности.//Дошкольное воспитание. - 2009. - №4. - С.70 -73.
47. Слободчиков, В.И. Психология человека/ В.И. Слободчиков. - М.: Просвещение, 2008. - 230 с.
48. Фельдштейн, Д. И. Социальное развитие в пространстве-времени Детства/ Д. И. Фельдштейн. - М.: МПСИ/ Флинта, 2008. - 280 с.
49. Хрестоматия по психологии / под ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 2009. - 325 с.
50. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности [текст] / Л.Хьелл, Д.Зиглер. - СПб.: Питер, Москва-Харьков-Минск.-2000. - 523 с.
51. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка [монография] / Г.Т.Хоментаускас. - М.: Педагогика, 1989. - 160 с.
52. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). /И.В. Шаповаленко/ учебник. - М.: 2004. - с.394
53. Шилов И.Ю. Фамилистика (психология и педагогика семьи). [текст]/ И.Ю.Шилов. - СПб.: ООО Издательство Петрополис, 2000. - 416 с.
54. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений [текст]/ Л.Б. Шнейдер. - М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 512 с.
55. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. [текст] / Э.Г. Эйдемиллер, В.Юстицкис. - 2-е изд., расшир. и доп. - СПб.: Питер, 2000. - 656 с.
56. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / под ред. Д.И.Фельдштейна. - М.: ИПП, 2010. - 413с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ