Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Совершенствование каллиграфических навыков младших школьников на основе системно-структурного подхода

Работа №22271

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
743
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава I Теоретические основы проблемы совершенствования каллиграфических навыков у младших школьников 8
1.1 Психофизиологические особенности формирования графических навыков письма 8
1.2 Педагогические принципы обучения письму 14
1.3 Гигиенические условия письма 20
Выводы по первой главе 24
Глава II Организация процесса совершенствования каллиграфических навыков в русле системно-структурного подхода 26
2.1 Диагностика уровня сформированное™ каллиграфического навыка 26
2.2 Комплекс каллиграфических упражнений, реализующих системноструктурный подход 31
2.3 Анализ результатов формирующего эксперимента 37
Выводы по второй главе 43
Заключение 45
Список использованных источников 47
Приложения 59


Актуальность исследования заключается в том, что сейчас мы живем в эпоху научно - технического прогресса и бурного потока информации, поэтому современному человеку приходится много заниматься образованием и самообразованием. Вследствие чего и возникает необходимость не только в разборчивом, но и быстром, красивом письме, основы которого закладываются с первого класса и сопровождаются учащихся на протяжении всей жизни. Умение перерабатывать информацию и передавать ее в соответствии с поставленными задачами, является непременным показателем умения использовать родной русский язык как средство качественной коммуникации в обществе.
Исходя из ФГОС НОО, стандарт направлен на сохранение и развитие языкового наследия России, а навыки каллиграфии имеют прямую связь со знанием родного языка и умением отображать графические элементы русского алфавита.
Предметные результаты русского языка отражены в ФГОС НОО двумя пунктами, отражающими важность темы нашего исследования, а именно, сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека, овладение первоначальными представлениями о нормах русского и литературного языка, а также осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации.
Над решением данной проблемы работали известные русские педагоги, психологи, методисты, такие как М.Р. Соловейчик, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.Я. Желтовская, Н.Г. Агаркова, Е.Н. Потапова и другие.
Хотелось бы отметить, что начальная школа закладывает первоначальные знания о каллиграфии и от того насколько учащиеся поймут и усвоят навыки записи букв, зависит адаптация учащегося на последующих ступенях обучения.
Цель исследования: выявить эффективность использования комплекса корректирующих упражнений на основе системно - структурного подхода.
Объект исследования: процесс совершенствования каллиграфических навыков младших школьников.
Предмет исследования: системно-структурный подход в процессе совершенствования каллиграфических навыков.
Гипотеза исследования: совершенствование каллиграфических навыков учащихся будет являться эффективным в том случае, если этот процесс будет опираться на системно - структурный подход, который предполагает использование целостного и дифференцированного анализа графического образа букв.
Для достижения поставленной цели нужно было решить следующие задачи:
1. Дать характеристику психофизиологическим особенностям формирования графических навыков письма.
2. Рассмотреть педагогические принципы обучения письму.
3. Охарактеризовать гигиенические условия письма.
4. Провести диагностику уровня сформированное™ каллиграфического навыка.
5. Разработать комплекс каллиграфических упражнений, реализующих системно-структурный подход.
6. Выполнить анализ результатов формирующего эксперимента.
В процессе работы над исследованием были использованы следующие методы: анализ теоретических источников, анализ письменных работ учащихся 1 «А» класса, количественный и качественный анализ результатов.
База исследования: МБОУ «СОШ №4» г. Лесосибирск.
Новизна исследования заключается в подборе системы упражнений на основе системно-структурного подхода, направленных на улучшение каллиграфических навыков в начальной школе.
Эффективность проделанной работы состоит в достижении поставленной цели, то есть в выявлении эффективности использования комплекса корректирующих упражнений в русле системно - структурного подхода.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования, полученные в ходе обработки экспериментальной части ВКР позволят акцентировать внимание на эффективности системно-структурного подхода при совершенствовании каллиграфических навыков младших школьников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучив проблемы формирования каллиграфических навыков младших школьников, мы пришли к выводу о том, что она признается актуальной на протяжении современного этапа обучения письму. Выдвинутая гипотеза о значимости соблюдения и учета психофизиологических и возрастных особенностей формирования графических навыков письма, эффективных приемов обучения каллиграфическим навыкам, подтверждается в ходе опытно - экспериментальной деятельности. Она основывалась на осознании важности педагогических принципов, методов и приемов обучения каллиграфии, знании различных систем работы по формированию каллиграфических навыков, выборе эффективных приемов обучения на уроках письма, анализе графических ошибок детей при письме.
Анализ теоретических источников позволил определить, что для успешного формирования навыков письма необходимо строгое соблюдение организационных и гигиенических требований (соблюдение правильной посадки, положение ручки в руке, размещение тетради на плоскости стола и ее продвижение во время письма), что обеспечит эффективность обучения, то есть работоспособность учащихся на уроках. При формировании каллиграфических навыков у младших школьников нельзя упустить ни одного аспекта этой проблемы формирования.



1. Агаркова, Н.Г. Графический навык. Каллиграфический навык. (Программа для начальной школы) / Н.Г. Агаркова // Начальная школа. №7. 1994. - 12 с.
2. Агаркова, Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников / Н.Г. Агаркова // Начальная школа. №4.1999. -20с
3. Агаркова, Н.Г. Поэлементный принцип обучения букв в методике обучения письму / Н.Г. Агаркова // Вестник Тамбовского Университета. №3. 1999. -213 с.
4. Агаркова, Н.Г. Развивающие возможности поэлементного обучения первоначальному письму / Н.Г. Агаркова // Начальная школа. №2. 1992.- с.62
5. Агеева, П.В. Каллиграфия: истоки и современность / П.В.Агеева // Проблемы управления в социально-экономических и технических системах. №1. 2015. - С. 163-165.
6. Аристова, Т.А. Способы обучения каллиграфии и формирование навыков звукового анализа / Т.А.Аристова // Мир науки, культуры, образования. №6-1. 2011. - С. 35-38.
7. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды / [сост. М. Ю. Бабанский; авт. вступ. ст. Г. Н. Филонов, Г. А. Победоносцев, А. М. Моисеев; авт. коммент. А. М. Моисеев]; Акад. пед. наук СССР. - Москва : Педагогика, 1989. - 310 с.
8. Бителева, О.Н. Совершенствование каллиграфического письма младших школьников как основы успешного формирования общеучебных навыков на уроках русского языка / О.Н. Бителева // Начальные классы. №1. 2015. - С. 1-3.
9. Боркова, Т.Н. Перестройка навыков при исправлении почерка учащихся / Т.Н. Боркова. - Москва: Институт РАО, 1952. - 48 с.
10. Геранина, Т.А. Технология обучения каллиграфическому письму как эффективный механизм реализации требования ФГОС НОО / Т.А.Геранина // Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. №1. 2016. - С. 107-112.
11. Горецкий, В.Г. Методическое пособие по обучению грамоте и письму / В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Н.А.Федосова. - Москва: Просвещение, 2003.- 12 с.
12. Горецкий, В.Г. Прописи. 1 класс. В четырех частях / В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова. - Москва: Просвещение, 2012. - 32 с.
13. Гурьянов, Е.В. Развитие навыка письма у школьников / Е.В. Еурьянов. - Москва: Институт РАО, 1940. - 305 с.
14. Едунова, Е.Н. Обучение каллиграфии на уроках русского языка / Е.Н. Едунова // Перспективы развития науки и образования. №1. 2014. - С. 4245.
15. Желтовская, Л.Я., Формирование каллиграфических навыков у младших школьников / Л.Я. Желтовская, Е.Н.Соколова // - Москва: Просвещение, 1987. - 225 с.
16. Журова, Л. Е. Обучение грамоте в детском саду / Л.Е. Журова. - Москва: Педагогика, 1978. - 93 с.
17. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: в 2-х томах. Том 2. Развитие произвольных движений / А.В. Запорожец. - Москва.: Педагогика, 1986. - 296 с.
18. Илюхина, В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме / В.А. Илюхина // Начальная школа. №8. 1999. - С. 19-25.
19. Илюхина, В.А. Письмо с секретом (из опыта работы по формированию каллиграфических навыков учащихся) / В.А. Илюхина. - Москва: Новая школа, 1995. - 48 с.
20. Канакина, В.П. Литературное чтение. 1 класс /В.П. Канакина, В.Е. Еорецкий. - Москва: Просвещение, 2018. - 79 с.
21. Карпова, Н.Л. Исследования чтения и грамотности в Психологическом институте за 100 лет: Хрестоматия / Н.Л. Карпова, Г.Г. Граник, М.К. Кабардова. - Москва: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2013. - 432 с.
22. Каширская, С.А. Значение каллиграфии для формирования грамотного письма учащихся начальных классов /С.А.Каширская // Начальная школа. №2.2012. - С. 8-10.
23. Климанова, Л.Ф. Русский язык. 1 класс / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. - Москва: Просвещение, 2018. - 143 с.
24. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду / Т.С. Комарова. - Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 18 с.
25. Критская, Е.Д Рабочие программы / Е.Д. Критская, Е.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. - Москва: Просвещение, 2014. - 64 с.
26. Красавина, Ю.В. Особенности формирования каллиграфических навыков обучения письму младших школьников / Ю.В. Красавина // Еуманитарно- педагогическая академия (филиал) Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского». - №48. 2015. -
С.156-162.
27. Ларионова, Л.Е. Основные этапы работ с орфографическим правилом на уроках русского языка в 5-7 классах / Л.Е.Ларионова // Русская словесность. №3. 2005. - С. 13-20.
28. Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга / А.Р. Лурия. - Москва: Книга по Требованию, 2012. - 432 с.
29. Львов, М.Р. Основы обучения правописанию в начальной школе. Учебное пособие для слушателей ФПК и студентов начальных классов / под ред. М.В. Журжиной. - Москва: Просвещение, 1988. - 90 с.
30. Львов, М.Р. Правописание в начальных классах. - Москва: Просвещение, 1990
31. Львов, М.Р. Правописание в начальных классах. - Тула: Родничок; Москва: Астрель, ACT, -2001.
32. Мазина, В.Д. Учусь писать красиво / В.Д.Мазина // Москва: ООО Учебно-методический комплекс «Ребус», 2016. - 12с
33. Моро, М.И. Математика.1 класс / М.И. Моро, С.В. Степанова, С.И. Волкова. - Москва: Просвещение, 2017. - 112 с.
34. Ожегов, С.И. Словарь русского языка - Москва: Оникс, 2011. - 736 с.
35. Осадчая, М.В. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников в период обучения грамоте / М.В.Осадчая // Начальные классы. №1. 2016. - С. 1-8.
36. Отыншинова М.Б., Усольцева Д.А., Лукина Н.В., Прокопова Я.И Роль каллиграфии в начальной школе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, №5. 2017 С. 31-34.
37. Палыхата, ЭЯ. Проблема обучения письму и письменной речи / Э.Я. Палыхата // HayKOBi записки Терношльськогонацюнальногопедагоп чногоушверситету. -№1. 2012. - С. 16-22.
38. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / под ред. Пидкасистого П.И. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 638 с.
39. Плешаков, А.А. Окружающий мир. 1 класс / А.А. Плешаков. - Москва: Просвещение, 2017. - 68 с.
40. Потапова, Е.Н. Обучение письму младших школьников/ Е.Н .Потапова// Начальная школа. -№6. 1987. - С. 17-25.
41. Проненко, Л.И. Каллиграфия для всех / Л.И. Проненко. - Москва: КНИГА, 1990. - 36 с.
42. Сажина, Ю.А. Навыки каллиграфии, как основа формирования письменной грамотности учащихся младших классов / Ю.А.Сажина // Научное сообщество студентов XXI столетия. ЕУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXI междунар. студ. науч.-практ.конф. №1(61). 2018. - С.63-68
43. Сальникова, Т.П. Методика обучения грамоте / Т.П. Сальникова - Москва, 2001. - 190 с.
44. Серебренникова, Ю.А. Теория и практика обучения каллиграфии / Ю.А.Серебренникова // Начальная школа. - №1. 2013. - С. 34-37.
45. Смирнова, А.Н. Как научить красивому письму? / А.Н.Смирнова // Начальная школа и образование. №4. 2015. - С.67-69.
46. Соловейчик, М.С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения / М.С. Соловейчик. - Москва: Академия, 1998. - 451 с.
47. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учебное пособие для студ. Учеб.зав. по спец. «Педагогика и методика начального обучения» / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская. - Москва: Просвещение, 1993. - 305 с.
48. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. На 2011 г. / Министерство образования и науки РФ. - Москва: «Просвещение», 2011. - 33 с.
49. Федорова, Н.Н. Формирование графического навыка у первоклассников / Н.Н. Федорова // Начальная школа. -№ 3. 1987. - С. 40-49.
50. Шиф, Ж.И. К психологии овладения простейшими семантикограмматическими формами / Ж.И. Шиф. - Советская педагогика. -№10. 1944. - 105 с.
51. Эльконин Д.Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / Д.Б. Эльконин. - Москва: «Москва», 1962. - 145 с.
52. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко. - Москва: Педагогика, 1989. - 560 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ