Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Контрастная чувствительность при синдроме эмоционального выгорания у студентов

Работа №22261

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы72
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
459
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1 Зрительное восприятие, зрительная система и частотно-контрастная
характеристика зрительного восприятия 7
1. Понятие, этапы и характеристика зрительного восприятия 7
1.2.1 Концепция зрительной системы 12
1.2.2 Пространственно-частотные каналы зрительной системы 18
2 Синдром эмоционального выгорания и его формирование у студентов
высших учебных заведений 24
2.1 Синдром эмоционального выгорания и его факторы 24
2.2 Модели и симптомы эмоционального выгорания 26
2.3 Место феномена психического выгорания в системе психологических
категорий и понятий 31
2.4. Эмоциональное выгорание и зрительное восприятие 38
2.5 Формирование синдрома эмоционального выгорания у студентов высших учебных заведений 40
3 Исследование влияния эмоционального выгорания на частотно-контрастную
характеристику зрительной системы 42
3.1 Цель и гипотеза исследования 42
3.2 Методы исследования 42
3.2.1 Методика «MaslachBurnoutInventory» К. Маслачи С. Джексон (адаптация Н. Е. Водопьяновой и Е. С. Старченковой) 43
3.2.2 Компьютерная визоконтрастометрия 46
3.3 Анализ результатов исследования 47
3.4 Выводы по проведенному исследованию 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ А 66
ПРИЛОЖЕНИЕ В 69
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 71


Категория зрительного восприятия проявляется в совокупности процессов по созданию зрительных образов окружающего мира. Одной из функций зрительного восприятия является пространственная контрастная чувствительность, которая определяет минимальный контраст, необходимый для обнаружения изображений. Она отражает зависимость порогового контраста от пространственной частоты стимула.
В рамках актуальной проблемы восприятия и распознавания образов одно из центральных мест занимает вопрос локального и глобального анализа изображений. В соответствии с представлениями о пространственно-частотной фильтрации в зрительной системе отличия механизмов локального и глобального анализа изображений можно представить как отличия в рабочих диапазонах пространственных частот. Глобальный механизм анализа изображений работает в полосе низких пространственных частот, локальный механизм - в области высоких пространственных частот. Известно, что различение пространственно-частотных характеристик зрительных стимулов обеспечивается множеством относительно "узких" фильтров (каналов) - нейронных комплексов, настроенных на восприятие разных пространственных частот. Каналов много, около 20, однако условно можно выделить основные из них - крупноклеточные магноцеллюлярные и мелкоклеточные парвоцеллюлярные каналы, взаимодействие которых обеспечивает опознание объектов и формирование целостного представления об окружающей среде.
Важным направлением исследований зрительной системы является изучение особенностей влияния эмоционально-психических состояний на функционирование зрительной системы. Примером такого состояния является синдром эмоционального выгорания - специфический вид профессиональной деформации лиц, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми.
Синдром «выгорания» обычно характерен для представителей профессий системы «человек - человек»: врачей, учителей, а также для многих категорий менеджеров.
Студент как объект взаимодействия типа «субъект-субъект» в вузовском образовании также подвержен синдрому эмоционального выгорания.
Синдром эмоционального выгорания у студентов проявляется как стрессреакция на эмоционально напряженную учебную и коммуникативную деятельность и заключается в постепенном глубинном нарастании отдельных симптомов в соматовегетативной сфере; эмоционально-когнитивная дезориентация является пусковым механизмом в развитии синдрома, эмоциональное истощение и вегетативная дизрегуляция — его следствием.
Несовершенная организация образовательной деятельности студентов может стать провоцирующим фактором и проявляется в неоптимальном планировании их аудиторной и внеаудиторной деятельности, в повышенной учебной нагрузке при подготовке к занятиям и на самих занятиях, в нередко формирующемся чувстве усталости, в экзаменационном стрессе. Студенты испытывают большие психо-эмоциональные нагрузки. Часто они ощущают свою социальную незащищенность. Далеко не всегда благоприятными оказываются условия материальной среды, бытовые условия в общежитии [6, 7, 39] и др.
В силу своих возрастных особенностей студенты склонны к сочувствию, неустойчивы, мечтательны. Поначалу многие из них идеалистически относятся к учебе, не адаптируются к новым требованиям, неадекватно оценивают свои возможности, гипертрофированно переживают неудачи и даже ощущают собственную несостоятельность. В результате формируется
неудовлетворённость учебой, нарастает безразличие к своим обязанностям. Проявляются признаки деперсонализации, свидетельствующие о развитии эмоционального выгорания у студентов вуза [7, 39].
Цель работы -изучение зрительной контрастной чувствительности у студенток подверженных синдрому эмоционального выгорания.
Объектом исследования выступают студентки высших учебных заведений первого курса, второго семестра обучения, подверженные рискам проявления симптомов эмоционального выгорания. Для повышения однородности выборки к лицам, участвующим в эксперименте, были предъявлены особые требования. Все испытуемые имели 100%-ную остроту зрения (либо зрение было скорректировано до 100 % с помощью линз или очков), у них отсутствовали аномалии зрения. Испытуемыми стали только девушки, что было обусловлено несколькими причинами. Во-первых, стресс у женщин имеет более сильную выраженность, чем у мужчин, что связано с особенностями строения и функционирования их головного мозга[25]. Во- вторых, контрастная чувствительность мужчин и женщин различается[36].
Предмет исследования: Процессы зрительного восприятия у студентов, которые подвержены синдрому эмоционального выгорания.
Задачи дипломной работы:
- раскрыть понятие и дать характеристику зрительного восприятия, контрастной чувствительности, описать глобальный и локальный анализ в зрительной системе;
- раскрыть качественное содержание синдрома эмоционального выгорания, указать его факторы, связанные с особенностями деятельности студентов, описать модели и симптомы выгорания;
- провести исследование влияния эмоционального выгорания у студентов на контрастную зрительную чувствительность;
- проанализировать полученные данные и дать их интерпретацию с психологической точки зрения.
Гипотеза исследования: в рамках исследования предполагается, что у студентов с эмоциональным выгоранием (в условиях хронического стресса) снижаются показатели контрастной чувствительности зрительной системы.
Структура дипломной работы представлена введением, тремя основными главами, заключением (выводы), списком использованных источников и приложением.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках данной дипломной работы было проведено исследования влияния эмоционального выгорания на пространственно-частотную характеристику зрительной системы. В выборку исследования вошли 23 студентки первого курса, второго семестра обучения. Для повышения однородности выборки к лицам, участвующим в эксперименте, были предъявлены особые требования. Все испытуемые имели 100%-ную остроту зрения (либо зрение было скорректировано до 100 % с помощью линз или очков), у них отсутствовали аномалии зрения. Испытуемыми стали только
девушки, что было обусловлено несколькими причинами. Во-первых, стресс у женщин имеет более сильную выраженность, чем у мужчин, что связано с особенностями строения и функционирования их головного мозга. Во-вторых, контрастная чувствительность мужчин и женщин различается.
Гипотеза исследования: в рамках исследования предполагается, что у студентов с эмоциональным выгоранием (в условиях хронического стресса) снижаются показатели контрастной чувствительности зрительной системы.
Этапы исследования включали в себя:
1. Разделение выборки на группы по выраженности синдрома эмоционального выгорания согласно методике «MaslachBumoutInventory» К. Маслач и С. Джексон (адаптация Н. Е. Водопьяновой и Е. С. Старченковой).
2. Расчет количественной характеристики контрастной чувствительности зрительной системы с помощью теста на различение контраста решеток Е абора (Визоконтрастометрия).
3. Изучение особенностей контрастной чувствительности по уровням для каждого аспекта выгорания по трехфакторной модели К.Маслач.
4. Анализ групповых изменений в проявлении особенностей контрастной чувствительности зрительной системы при переходе от группы испытуемых с невыраженным синдромом эмоционального выгорания к группе с выраженным синдромом эмоционального выгорания.
5. Проверка гипотезы о достоверности различий частотно- контрастной характеристики зрительного восприятия в группах испытуемых с невыраженным синдромом эмоционального выгорания и группе с выраженным синдромом эмоционального выгорания.
По результатам распределения выборки на группы, в группу с выраженным синдромом эмоционального выгорания вошли 10 человек, в группу без выраженного эмоционального выгорания - 13 человек.
Наиболее часто встречающимся компонентом, выраженном в своей средней степени у данной выборки становится деперсонализация, эмоциональное истощение, в свою очередь практически у всей группы выражено слабо. Основными компонентами, формирующий общий показатель выгорания у данной выборки, служат редукция личных достижений и деперсонализация, которые выступают в данном случае доминирующими критериями.
На следующем этапе, с помощью специализированной методики компьютерной визоконтрастометрии, для каждого испытуемого были получены данные по пространственно-частотной характеристике зрительной системы.
Для каждого отдельного испытуемого был рассчитан средний показатель контрастной чувствительности по низким, средним и высоким частотам.
Следующим шагом стало распределение испытуемых на группы по степени выраженности компонентов эмоционального выгорания, так же были сформированы группы с выраженным и не выраженным синдромом эмоционального выгорания.
Для каждой отдельной группы (по выраженности компонентов деперсонализации и редукции личных достижений) и в целом выраженности синдрома эмоционального выгорания, был рассчитан средний показатель характеристики контрастной чувствительности. Установлено, что в данных по сравнению каждой из подгрупп, наблюдаются статистически значимые различия в параметре уровня пространственно-частотной характеристики зрительной системы.
На уровне значимости 0,05 было установлено, что между рассматриваемыми выборками имеется достоверное различие в проявлении и различении параметра контрастной чувствительности. Студенты с выраженным синдромом эмоционального выгорания, показали достоверно более низкий уровень контрастной чувствительности по низким и высоким частотам, в сравнении с группой в которой синдром эмоционального выгорания остается не выраженным.



1. Барабанщиков, В А. Динамика зрительного восприятия / В.А. Барабанщиков. - М.: Наука, 1990.
2. Бойко, В.В. Психоэнергетика / В.В. Бойко - Пб.: Питер, 2008. - 416 с.
3. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В. Бойко. - СПб., 1999. - 30 с.
4. Гасанова Р.О. Влияние психического состояния на зрительное восприятие предметных образов [Электронный ресурс] / Р.О. Гасанова. - 2010. - №3. - с.482-486. - Режим доступа: PsyJournals.ru.
5. Герасимова М.И. Адаптационный статус в зависимости от трудностей в учебной деятельности у студентов педиатрического факультета третьего и четвертого курса ЧелГМА / М.И. Герасимова, О.В. Пешиков // Сборник материалов 76 итоговой студенческой научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 90-летию со дня рождения проф. Л.Л. Роднянского. - Красноярск: изд-во Версо, 2012. - С. 170171.
6. Глазачев О. С. Синдром эмоционального выгорания у студентов вузов: поиски путей оптимизации педагогического процесса / О.С. Глазачев // Вестник Международной академии наук (Русская секция).Спецвыпуск // Экология человека: на пути становления гуманитарных образовательных технологий: материалы круглого стола. - 2011. - С. 26-45.
7. Глазачев О.С. Психосоматическое здоровье студентов-медиков: возможности коррекции на основе оптимизации образовательных технологий / О.С. Глазачев // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Социально-экологические технологии. - 2011. - № 1. - С. 63-78.
8. Грегори Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия / Р. Л. Грегори - М.: «Прогресс», 1970. - 223 с.
9. Димова, В.Н. Влияние организационных факторов на
формирование феномена психического выгорания в профессиях «субъект - субъектного» и «субъект - объектного» типа / В.Н. Димова // Вестник Университета. Государственный университет управления. - М., 2009. - № 30. - С. 34-35.
10. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология / В.Н. Дружинин.- СПб.: Изд-во Питер, 2000. - 320 с.
11. Изучение восприятия неполных контурных изображений различного размера / О. А. Вахрамеева, Ю. Е. Шелепин, А. Ю. Мезенцев, С. В. Пронин // Российский физиологический журнал. - 2008. - Т. 94, №10.
12. Картавая, Е.С. Определение специфики психического выгорания в различных профессиональных группах / Е.С. Картавая // Седьмая волна психологии: сборник статей / под ред. В.В. Козлова, Н.А. Качановой. - Ярославль-Минск: МАПН. - 2008. - Вып. 5. - С. 93-96.
13. Красильников Н. Н. Частотно-контрастная характеристика зрительной системы при наличии помех / Н.Н. Красильников, Ю.Е. Шелепин // Физиология человека. - 1996. - Т. 22, № 4. - С. 33-38.
14. Леонова, А.Б. Стресс и копинг поведение: факторы развития профессионально-личностных деформаций / А.Б. Леонова // Психология стресса и совпадающего поведения: материалы III Междунар. науч.-практ. конф.; Ко- строма, 26-28 сент. 2013 г.: в 2 т. / отв. ред.: Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, М.В. Сапоровская, С.А. Хазова. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. - Т. 2. - С. 122-124
15. Муравьева С.В. Контрастная чувствительность зрительной системы человека / С.В. Муравьева, С.В. Пронин, Ю.Е. Шелепин // Экспериментальная психология. - 2010. - Т. 3, №3. - С. 5-20.
16. Орёл, В.Е. Синдром психического выгорания личности / В.Е. Орёл.
- М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. - 330 с.
17. Орёл, В.Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания: дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.01 / Валерий Емельянович Орёл. - М., 2006. - 449 с.
18. Осухова, Н.Г. Профилактика профессионального выгорания. Практико-ориентированный семинар / под ред. Н.Г.Осуховой, В.А. Кожевниковой. - М.: МПГУ, 2000.
19. Пешиков О.В. Зависимость успеваемости от стрессоустойчивости у студентов педиатрического факультета четвертого курса ЧелГМА / О.В. Пешиков, А.В. Чукичев, М.И. Герасимова // Материалы III научнопрактической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации". - Челябинск: Изд-во ЧелГМА. - 2012. - С. 77-79.
20. Пешиков О.В. Зависимость эмоционального статуса от трудностей
в учебе и экзаменационных оценок у студентов педиатрического факультета 3го и 4-го курсов ЧелГМА / О.В. Пешиков, М.И. Герасимова, Т.Н. Куприянец // Материалы III международной (X итоговой) научно-практической
конференции молодых ученых. - Челябинск: изд-во "Челябинская государственная медицинская академия", 2012. - С. 248-250
21. Пространственное зрение / В.М. Бондарко, М.В. Данилова, Н.Н. Красильников, Л.И. Леушина, А.А. Невская, Ю.Е. Шелепин - СПб.: Наука. 1999.
22. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. - М., 1982. - 124 с.
23. Шелепин Ю. Е. Визоконтрастометрия / Е.Ю. Шелепин, Л.И. Колесникова, Л.Н. Левкович - Л.: Наука, - 1985.
24. Юматов Е.А. Экзаменационный эмоциональный стресс у студентов / Е.А. Юматов, В.А. Кузьменко, В.И. Бадиков и др. // Физиология человека. - 2000. - Т. 26, № 4. - С. 86-91.
25. Abramov, et al. Sex and vision II: color appearance of monochromatic lights / et al. Abramov // Biology of Sex Differences. - 2012. - №3. - 21p.
26. Relationship between burnout and depressive symptoms: a study using the person-centred approach / K. Ahola, J. Hakanen, R. Perhoniemi, P. Mutanen - Bunout Res., 2014. - №1:29. - 37p.
27. The relationship between job-related burnout and depressive disorders / K. Ahola, T. Honkonen, E. Isometsa, R. Kalimo, E. Nykyri, A. et al. Aromaa // Journal of Afective Disorders / Results from the Finnish Health 2000 Study. — 2005. - №88(1): - p. 55-62.
28. Using equity theory to examine the difference between burnout and depression. Anxiety / A.B. Bakker, W.B. Schaufeli, E. Demerouti, P.P.M. Janssen, R. Van Der Hulst, J. Brouwer — StressandCoping, 2000. - №13(3). - p. 247-268.
29. Comparative symptomatology of burnout and depression / R. Bianchi, C. Bof, C. Hingray, D. Truchot, E. Laurent // Journal of Health Psychology. - 2013.- №18(6). - p. 782-787.
30. Bianchi R., Schonfeld I.S.S., Laurent E. Burnout-depression overlap: a review. Clin. Psychol. Rev. 2015;36:28-41. doi: 10.1016/j.cpr.2015.01.004
31. In search of theory: some ruminations on the nature and etology of bumout / M. Burish, W.B. Shaufeli, C. Maslach, T. Marek // Professional bumout: Recent developments in the theory and research. - Washington, 1993. - p. 75-93.
32. Carroll, J.F.X. Theory building: Integrating individual and environmental factors within an ecological framework / J.F.X. Carroll, W.L. White, W.S. Pain // Job stress and burnout: Research, theory, and intervention perspectives.
- Beverly Hills; London; New Dehli, 1982. - P. 41-60.
33. Cherniss, C. Long-term consequences of burnout: An exploratory study / C. Cherniss // Journal of Organizational Behavior. - 1992. - Vol. 13 (1). - P. 1- 11.
34. Burnout and suicidal ideation among U.S. medical students. Annals of Internal Medicine / L.N. Dyrbye, M.R. Thomas, F.S. Massie, D.V. Power, A. Eacker, W. et al. Harper. - 2008. - №149(5) - P. 334-341.
35. Freudenberger H.J. Staf burnout / H.J. Freudenberger // Journal of Social Issues. - 1974. - №30(1). - P.159-165.
36. Li et al., 2016, Cell 167, 60-72 September 22, 2016 Published by Elsevier Inc.
37. Lucie Ct. S’puiseret en gurir: Analyse de deuxtrajectoiresselon le niveaud’emploi / Ct Lucie, Henry Edwards et Nathalie Benoit // Revue inter nationalesur le travail et la socit. - Octobre, 2005. - Vol. 3(2). - P. 835-865.
38. Maslach, C. The truth about burnout. How organization cause personal stress and what to do about it / C. Maslach, M.P. Leiter. - San Francisco, C A, 1997.- 186 p.
39. Nowack K.M. The relationship between stress, job performance, and burnout in college student resident assistants / K.M. Nowack, A.L. Hanson // Journal of College Student Personnel. - 1983. - № 24. - P. 545-550.
40. Schaufeli, W.B. The burnout companion to study and practice: a critical analysis / W.B. Schaufeli, D. Enzmann. - Washington DC: Taylor & France, 1998. -220 p.
41. Schonfeld I.S. Stress in 1st-year women teachers: The context of social support and coping / I.S. Schonfeld // Genetic, Social, and General Psychology Monographs. - 2001. - №127(2). P. 133-168.
42. Takai M., Takahashi M., Iwamitsu Y, Ando N., Okazaki S., Nakajima K. et al. The experience of burnout among home caregivers of patients with dementia: Relations to depression and quality of life / M. Takai, M.Takahashi, Y Iwamitsu, N. Ando, S. Okazaki, K. Nakajima et al. // Archives of Gerontology and Geriatrics. - 2009. - №49(1). - P. 1-5.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ