Введение 3
Глава 1. Основные категории финансового контроля в сфере размещения государственных закупок в Российской Федерации 9
1.1 Понятие, принципы, виды и органы финансового контроля в Российской Федерации в сфере размещения государственных закупок 9
1.2 Нормативно-правовое регулирование закупок для государственных (муниципальных) нужд в Российской Федерации 24
1.3 Действующая система регулирования государственных закупок товаров, оказания услуг, выполнения работ в Российской Федерации 32
Глава 2. Перспективы и тенденции развития финансового контроля в сфере размещения государственных закупок 56
2.1 Актуальные проблемы и пути совершенствования организации и функционирования государственных закупок 56
2.2 Совершенствование оценки эффективности бюджетных программ 68
2.3 Внедрение подсистемы мониторинг государственных закупок 70
2.4 Современная модель института государственных закупок как механизма борьбы с коррупцией 75
Заключение 86
Список используемой литературы 89
Актуальность темы магистерской диссертации обусловлена тем, что одна из основных функций государственной власти – это предоставление населению социально значимых товаров и услуг. Исполняя эту важную функцию, власть выступает в интересах всего населения страны и использует средства всех бюджетов соответствующих уровней. Основной способ реализации сервисных функций власти есть формирование и размещение государственных и муниципальных закупок и заказов. При этом формирование и размещение осуществляется публично, в соответствии с требованиями законодательства государства.
При формировании государственных закупок учитываются реальные потребности государственного органа исполнительной власти, государственного учреждения и общества в целом, в чьих интересах размещаются закупки.
Регулирование государственных закупок во всем мире является объектом пристального внимания и контроля со стороны государства – так, как оно в этом случае выступает покупателем и заинтересовано в наибольшей эффективности, рациональности процесса.
Научная новизна исследования состоит в том, что одним из важных направлений и вектором в данной деятельности, является обеспечение конкуренции и гласности, которые, должны привести к снижению цен и повышению качества оказанных услуг и осуществленных работ. Важно эффективное и рациональное правовое регулирование, контроль, соблюдение принципов размещения государственных закупок. Это является важнейшим фактором продуктивного функционирования и существования данной формы и системы государственного заказа в целом.
В заключение работы подведем итоги по поставленным задачам.
Сейчас во всем мире активно развивается модель смешанной экономики, а важнейшим инструментом государственного предпринимательства во всех странах со смешанной экономикой является контрактная система размещения госзаказа, что предполагает конкурентную борьбу между соискателями государственного заказа.
Ресурсы любого государственного образования всегда ограничены, поэтому целесообразно при формировании бюджета учитывать приоритетные направления, которые отражают прежде всего стратегические цели и задачи бюджетной политики государства.
Также особенно важен принцип сбалансированности государственных и местных бюджетов. В этих целях часто используют госзаказ, который позволяет внедрить конкурсные начала в процесс осуществления государственных затрат.
Система государственных заказов имеет своей целью удовлетворение интересов участников государственного заказа: поставщика (деятельность в здоровой конкурентной среде и обеспечение рынка сбыта); государственного органа – заказчика (экономия бюджетных средств, приобретение качественного товара, борьба с коррупцией); общества - как конечного потребителя (удовлетворение общественных нужд через потребление качественного товара по приемлемой цене).
Нормативно правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3823.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 31.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.01.2018) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
4. Федеральный закон от 13.12.1994 N 60-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» // Собрание законодательства РФ, 19.12.1994, N 34, ст. 3540.
5. Федеральный закон от 29.12.1994 N 79-ФЗ (ред. от 05.04.2016) «О государственном материальном резерве» // Собрание законодательства РФ, 02.01.1995, N 1, ст. 3.
6. Федеральный закон от 02.12.1994 N 53-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3303.
7. Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 N 94-ФЗ (документ утратил силу) // Собрание законодательства РФ, 25.07.2005, N 30 (ч. 1), ст. 3105.
8. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3434.
9. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ (в ред. от 28.12.2017 г.) // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6228.
10. Федеральный закон «Об электронной подписи» от 06.04.2011 N 63-ФЗ (ред. от 23.06.2016) // Собрание законодательства РФ, 11.04.2011, N 15, ст. 2036.
11. Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // Собрание законодательства РФ, 25.07.2011, N 30 (ч. 1), ст. 4571.
12. Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О государственном оборонном заказе» // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7600.
13. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ст.6 // Собрание законодательства РФ, 08.04.2013, N 14, ст. 1652.
14. Федеральный закон от 29.06.2015 N 159-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.07.2015, N 27, ст. 3950.
15. Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 639 (ред. от 25.12.2014) «Об утверждении Правил установления квот обязательных поставок (государственное бронирование) важнейших видов материально-технических ресурсов и формирования их перечня и объема для выполнения государственного оборонного заказа» // Собрание законодательства РФ, 05.08.2013, N 31, ст. 4235.
16. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2013 г. N 1255 «О правилах разработки государственного оборонного заказа и его основных показателей» // Собрание законодательства РФ, 13.01.2014, N 2 (часть I), ст. 90.
17. Постановление Правительства РФ от 23.12.2015 N 1414 (ред. от 20.10.2017) «О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок» (вместе с «Правилами функционирования единой информационной системы в сфере закупок») // Собрание законодательства РФ от 11.01.2016 №2, ч.1, ст. 324.
18. Постановление Правительства РФ от 22 августа 2016 г. N 835 «Об утверждении Правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ, 29.08.2016, N 35, ст. 5352.
19. Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р (ред. от 10.08.2016) «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)» // Собрание законодательства РФ, 28.03.2016, N 13, ст. 1880.
20. Распоряжение Правительства Челябинской области от 08.10.2014 N 601-рп «О создании межведомственной рабочей группы» (с изменениями от 21.11.2014 г.) // КонсультантПлюс.
21. Приказ Казначейства России от 30.12.2015 N 26н «Об утверждении Порядка пользования единой информационной системой в сфере закупок» // Российская газета от 06.04.2016 №72.
22. Приказ Минфина России от 04.07.2016 N 104н «О порядке взаимодействия Федерального казначейства с субъектами контроля, указанными в пунктах 3 и 6 Правил осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1652; N 52, ст. 6961; 2014, N 23, ст. 2925.
23. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017) // КонсультантПлюс.
24. Определение Ленинградского облсуда от 07.03.2013 №33-1006/2012 // КонсультантПлюс.
Специальная литература:
25. Алексеев В.М., Халяпин А.А. Управление закупками для государственных и муниципальных нужд как точная нормативная дисциплина // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 7 (58). С. 79-81.
26. Антропова Т.Н. Основные нововведения Закона о контрактной системе / Т.Н. Антропова // Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2016. - № 11 – С.56-64.
27. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник для академического бакалавриата / И.А. Василенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 494 c.
28. Васильев В.П. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / В.П. Васильев. - М.: ДиС, 2014. - 352 c.
29. Гегедюш Н.С. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие для прикладного бакалавриата / Н.С. Гегедюш, Е.В. Масленникова, М.М. Мокеев и др. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 238 c.
30. Гимазова Ю.В. Государственное и муниципальное управление. Учебник / Ю.В. Гимазова. - М.: Юрайт, 2014. - 464 c.
31. Гринев В.П. Контрактная система как механизм нормоконтроля расходования бюджетных средств // Право и экономика. 2015. N 7. С. 37 - 44.
32. Гущин А.Ю. Определение эффективности и способы её оценки в системе государственного заказа // Фундаментальные исследования. - 2016. - № 9 - 1. С. 205.
33. Доронин С.Н. Госзакупки: законодательная основа, механизмы реализации. Риск – ориентированная технология управления: монография / С.Н. Доронин, Н.А. Рыхтикова, А.О. Васильев. – М.: Форум; ИНФРА-М, 2015. – 232 с.
34. Ершов В.А. Государственное и муниципальное управление / В.А. Ершов. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2017. - 256 c.
35. Зибзеева Е.В. Вопросы эффективного использования бюджетных средств при размещении государственного заказа // Государственные и муниципальные закупки - 2017: сборник докладов V Всероссийской практической конференции-семинара. - 2017. - С. 44-45.
36. Иванов А.Е. Современный этап развития системы государственных закупок Российской Федерации: «эффективность» аукциона и коррупционность конкурса // ГОСЗАКАЗ: управление, размещение, обеспечение. М. – 2017. – Вып. 24. – С. 61-62.
37. Игнатов В.Г. Государственное и муниципальное управление в России / В.Г. Игнатов. - М.: Феникс, 2014. - 738 c.
38. Кабашов С.Ю. Морально-этические и правовые основы государственного и муниципального управления / С.Ю. Кабашов. - М.: Дело, 2015. - 216 c.
39. Катроша Л.В. Мониторинг как перспективный метод государственного финансового контроля в сфере государственных закупок // Бизнес информ. – 2016. – № 9. – С. 303-308.
40. Кичик К.В. Государственный (муниципальный) заказ России: правовые проблемы формирования, размещения и исполнения / К.В. Кичик. - М.: Юстицинформ, 2017. - 269 c.
41. Кузнецов К.В. Практика размещения государственного оборонного заказ. Первые шаги по новым правилам [Электронный ресурс]. URL: http:// kkuznetsov.ru/275-fz-goz-article.pdf (дата обращения: 05.02.2018).
42. Миронов А.Л. Государственное управление в России. Конституционный и институциональный аспекты: Монография. / А.Л. Миронов. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 135 c.
43. Наумов С.Ю. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / С.Ю. Наумов, Н.С. Гегедюш и др. - М.: Дашков и К, 2016. - 556 c.
44. Павлов И.И. Система контроля государственных и муниципальных закупок в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Налоги. 2015. N 1. С. 27 – 30.
45. Плотникова И.В. От системы государственных закупок к Федеральной контрактной системе: рыночные и административные механизмы / И.В. Плотникова // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2016. - № 24 – С.109-113.
46. Потрашков С.И. Особенности государственных и муниципальных контрактов: споры // Административное право. 2015. N 4. С. 21 - 25.
47. Савельев Ю.Р. Искусство историзма и государственный заказ / Ю.Р. Савельев. - М.: Совпадение, 2015. - 400 c.
48. Серова О.А. Переход к федеральной контрактной системе в России: централизация закупок и повышение их эффективности / О.А. Серова, О. В. Архалович // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2016. – Вып. 3. – С. 130 - 136.
49. Слепенкова Л.В. Административно-правовое регулирование государственного оборонного заказа: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2010. 25 с.
50. Слюсарева Н.А. Принципы административно-правового регулирования государственного заказа в Российской Федерации // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2017. – № 1(44).
51. Халяпин А.А., Алексеев В.М. Теоретические основы госзакупок // Символ науки 2016. № 9-1. С. 167-169.
52. Холопов В.А. Государственное и муниципальное управление / В.А. Холопов. - М.: Феникс, 2016. - 368 c.
53. Шадрина Т.А. Актуальные вопросы применения закона о контрактной системе / Т.А. Шадрина // Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2017. - № 11 – С.54-66.
54. Яновский В.В. Введение в специальность «Государственное и муниципальное управление» / В.В. Яновский, С.А. Кирсанов. - М.: КноРус, 2017. - 200 c.
Интернет ресурсы:
55. http://government.ru/info/27220/ - Государственный заказ: некоторые важные результаты и показатели 2016-2017 года.
56. http://economy.gov.ru/minec/main/ - Официальный сайт Минэкономразвития России.
57. http://zakupki.gov.ru/ - Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов.
58. http://www.sberbank-ast.ru/ - Торговая площадка Сбербанк - АСТ.
59. http://www.consultant.ru/ - КонсультантПлюс.
60. https://rospravosudie.com/ - РосПравосудие – Судебная практика.
61. http://www.gks.ru/ - Федеральная служба государственной статистики.