Введение 3
Глава 1. Основные категории финансового контроля в сфере размещения государственных закупок в Российской Федерации 9
1.1 Понятие, принципы, виды и органы финансового контроля в Российской Федерации в сфере размещения государственных закупок 9
1.2 Нормативно-правовое регулирование закупок для государственных (муниципальных) нужд в Российской Федерации 24
1.3 Действующая система регулирования государственных закупок товаров, оказания услуг, выполнения работ в Российской Федерации 32
Глава 2. Перспективы и тенденции развития финансового контроля в сфере размещения государственных закупок 56
2.1 Актуальные проблемы и пути совершенствования организации и функционирования государственных закупок 56
2.2 Совершенствование оценки эффективности бюджетных программ 68
2.3 Внедрение подсистемы мониторинг государственных закупок 70
2.4 Современная модель института государственных закупок как механизма борьбы с коррупцией 75
Заключение 86
Список используемой литературы 89
Актуальность темы магистерской диссертации обусловлена тем, что одна из основных функций государственной власти – это предоставление населению социально значимых товаров и услуг. Исполняя эту важную функцию, власть выступает в интересах всего населения страны и использует средства всех бюджетов соответствующих уровней. Основной способ реализации сервисных функций власти есть формирование и размещение государственных и муниципальных закупок и заказов. При этом формирование и размещение осуществляется публично, в соответствии с требованиями законодательства государства.
При формировании государственных закупок учитываются реальные потребности государственного органа исполнительной власти, государственного учреждения и общества в целом, в чьих интересах размещаются закупки.
Регулирование государственных закупок во всем мире является объектом пристального внимания и контроля со стороны государства – так, как оно в этом случае выступает покупателем и заинтересовано в наибольшей эффективности, рациональности процесса.
Научная новизна исследования состоит в том, что одним из важных направлений и вектором в данной деятельности, является обеспечение конкуренции и гласности, которые, должны привести к снижению цен и повышению качества оказанных услуг и осуществленных работ. Важно эффективное и рациональное правовое регулирование, контроль, соблюдение принципов размещения государственных закупок. Это является важнейшим фактором продуктивного функционирования и существования данной формы и системы государственного заказа в целом.
В заключение работы подведем итоги по поставленным задачам.
Сейчас во всем мире активно развивается модель смешанной экономики, а важнейшим инструментом государственного предпринимательства во всех странах со смешанной экономикой является контрактная система размещения госзаказа, что предполагает конкурентную борьбу между соискателями государственного заказа.
Ресурсы любого государственного образования всегда ограничены, поэтому целесообразно при формировании бюджета учитывать приоритетные направления, которые отражают прежде всего стратегические цели и задачи бюджетной политики государства.
Также особенно важен принцип сбалансированности государственных и местных бюджетов. В этих целях часто используют госзаказ, который позволяет внедрить конкурсные начала в процесс осуществления государственных затрат.
Система государственных заказов имеет своей целью удовлетворение интересов участников государственного заказа: поставщика (деятельность в здоровой конкурентной среде и обеспечение рынка сбыта); государственного органа – заказчика (экономия бюджетных средств, приобретение качественного товара, борьба с коррупцией); общества - как конечного потребителя (удовлетворение общественных нужд через потребление качественного товара по приемлемой цене).