Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития государственного заказа в экономике РФ 8
1.1 Понятие и содержание государственного заказа 8
1.2 Правовые основы и принципы размещения государственного заказа 12
1.3 Порядок формирования и способы размещения государственного заказа 20
Глава 2. Социально-экономические особенности института государственного заказа в РФ 37
2.1 Современная модель института государственного заказа как механизма борьбы с коррупцией 37
2.2 Деятельность контролирующих органов в сфере размещения государственных заказов 44
2.3 Совершенствование института государственного заказа 58
Заключение 72
Список используемой литературы 75
Актуальность. Одна из основных функций государственной власти – это предоставление населению социально значимых товаров и услуг. Исполняя это важное задание, власть должна выступать в интересах всего населения страны и использовать средства всех бюджетов соответствующих уровней. Основной способ реализации сервисных функций власти есть формирование и размещение государственного и муниципального заказов. При этом формирование и размещение осуществляется публично, в строгом соответствии с законодательством государства.
При формировании государственного заказа учитываются реальные потребности государственного органа исполнительной власти, государственного учреждения и общества в целом.
Регулирование государственного заказа во всем мире является объектом пристального внимания и контроля со стороны закона – так, как в этом случае сам покупатель, то есть государство, заинтересован в наибольшей эффективности, рациональности процесса.
В заключение работы подведем итоги по поставленным задачам.
Сейчас во всем мире активно развивается модель смешанной экономики, а важнейшим инструментом государственного предпринимательства во всех странах со смешанной экономикой является контрактная система размещения госзаказа, что предполагает конкурентную борьбу между соискателями государственного заказа.
Ресурсы любого государственного образования всегда ограничены, поэтому целесообразно при формировании бюджета учитывать приоритетные направления, которые отражают прежде всего стратегические цели и задачи бюджетной политики государства.
Также особенно важен принцип сбалансированности государственных и местных бюджетов. В этих целях часто используют госзаказ, который позволяет внедрить конкурсные начала в процесс осуществления государственных затрат.
Система государственных заказов имеет своей целью удовлетворение интересов участников государственного заказа: поставщика (деятельность в здоровой конкурентной среде и обеспечение рынка сбыта); государственного органа – заказчика (экономия бюджетных средств, приобретение качественного товара, борьба с коррупцией); общества - как конечного потребителя (удовлетворение общественных нужд через потребление качественного товара по приемлемой цене).
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2017).
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 31.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.01.2018).
4. Федеральный закон от 13.12.1994 N 60-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».
5. Федеральный закон от 29.12.1994 N 79-ФЗ (ред. от 05.04.2016) «О государственном материальном резерве».
6. Федеральный закон от 02.12.1994 N 53-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд».
7. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ (последняя редакция).
8. Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О государственном оборонном заказе».
9. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
10. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ (последняя редакция).
11. Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 N 94-ФЗ (последняя редакция).
12. Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 N 223-ФЗ (последняя редакция).
13. Федеральный закон от 29.06.2015 N 159-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
14. Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 639 (ред. от 25.12.2014) «Об утверждении Правил установления квот обязательных поставок (государственное бронирование) важнейших видов материально-технических ресурсов и формирования их перечня и объема для выполнения государственного оборонного заказа».
15. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2013 г. N 1255 «О правилах разработки государственного оборонного заказа и его основных показателей».
16. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017).
17. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник для академического бакалавриата / И.А. Василенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 494 c.
18. Васильев В.П. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / В.П. Васильев. - М.: ДиС, 2014. - 352 c.
19. Гегедюш Н.С. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие для прикладного бакалавриата / Н.С. Гегедюш, Е.В. Масленникова, М.М. Мокеев и др. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 238 c.
20. Гимазова Ю.В. Государственное и муниципальное управление. Учебник / Ю.В. Гимазова. - М.: Юрайт, 2014. - 464 c.
21. Доронин С.Н. Госзакупки: законодательная основа, механизмы реализации. Риск – ориентированная технология управления: монография / С.Н. Доронин, Н.А. Рыхтикова, А.О. Васильев. – М.: Форум; ИНФРА-М, 2015. – 232 с.