Введение 6
Концепция темы «Множественная личность» 8
Раздел 1. Образ множественной личности с помощью графики 9
1.1. Графика 10
1.2. Кубизм 12
1.3. Краткое содержание книги «Таинственная история Билли Миллигана» Д. Киз 14
Раздел 2. Графическая серия «Множественная личность» 15
2.1. Дневник выполнения графической серии поэтапно 16
Раздел 3. Учебное задание для детей 13-15 лет 23
3.1. Методическая мотивация учебного задания 24
3.2. Структура учебного задания 25
3.3. Анализ и оценка результатов учебного задания 37
3.4. Детские работы 47
Заключение 52
Список используемой литературы 53
На современном этапе развития общества значительно возросла роль личности.
Понятие личности выражает социальную сущность человека и имеет смысл лишь в системе общественных отношений, лишь там, где можно говорить о социальной роли и совокупности ролей. Каждая личность является одновременно человеком, но далеко не каждый человек проявляет себя как личность.
Личностью является человек, у которого есть свое мировоззрение, свои позиции и ярко выраженное отношение к жизни. Личность - это социально функционирующий человек, не объект, а субъект общественной жизни, активный самостоятельный деятель, который является продуктом не только природы, но и общества. Личность включает комплекс качеств человека, которые формируются под влиянием культуры общества, конкретных социальных групп и общностей, к которым она принадлежит.
Но сколько личностей может быть у одного человека? Бывает так, что поведение другого человека заставляет задуматься о том, а не подменили ли его. Как часто вы слышите в свой адрес фразу «Ты сегодня другой». А ведь и правда, мы уже привыкли все списывать на свое настроение, черты характера и не замечаем как можем совершать разные поступки, иногда, противоречащие нашему укладу жизни. Для нас уже не становится удивительным, когда казалось бы, положительный человек, который никогда и мухи не обидит, сделает все совершенно наоборот. Современное общество вовлекает человека в круговорот разнообразных процессов, связей, отношений, навязывая ему определенные образцы, стандарты жизни и деятельности.
Этимологически слово личность происходит от латинского persona, что переводится как «маска». Изначально речь действительно шла о масках, которые надевали актеры в древнем театре, а затем и о самих актерах, участвующих в представлении.
Так сколько же личностей может носить в себе человек? Психически здоровый человек носит в себе одну личность и в зависимости от жизненных ситуаций может выполнять разные роли, при этом оставаясь самим собой. Совокупность мыслей, плохих и хороших поступков, идеалов и подсознательных желаний составляют личность человека. Но существуют случаи, когда под влиянием различных эмоциональных потрясений происходит расщепление личности на множество других. Отсюда и выходит понятие множественной личности. Чаще всего расстройство личности возникает в детском возрасте. Причиной может стать неправильное воспитание, когда ребенок испытывает сильный испуг рядом со своими родителями или сильнейший психологический дискомфорт. Это очень редкое психическое расстройство, при котором личность человека разделяется, и складывается впечатление, что в теле одного человека существует несколько разных личностей. При этом человек начинает воспринимать происходящее с ним так, будто это происходит с кем-то посторонним. Каждая личность может иметь разный пол, возраст и другие физиологические особенности.
В истории существует достаточно примеров людей с данным расстройством, не смотря на то, что заболевание является редким. Об одном из людей с диагнозом множественная личность написал книгу Дэниел Киз. «Таинственная история Билли Миллигана» - книга, которая представляет собой основанное на фактах описание жизни Уильяма Стэнли Миллигана. Это человек впервые в истории США был признан невиновным в совершении тяжких преступлений по причине наличия психического заболевания, а именно расстройства множественной личности. Миллигану хотелось объяснить миру суть своего заболевания, ведь он носил в себе 24 разных личности, и его жизнь была полностью описана Дэниелом Кизом. Личности этого человека были разного возраста, пола, национальности, различными по характеру, наклонностям, привычкам, поведению. Некоторые из них говорили с акцентом.
Именно общество, окружавшее Билли Миллигана, стало причиной его расщеплений. Еще, будучи маленьким, родная мать плохо с ним обращалась, над ним издевался отчим, он часто становился предметом издевок для своих одноклассников и в дальнейшем коллег по работе.
После задержания, Миллигана отправили на лечение в психиатрическую клинику и спустя 10 лет интенсивного лечения Билли Миллиган был выпущен. Но на пути к выздоровлению, ему пришлось вновь вытерпеть нападки общества, которое не принимало его и считало мошенником, хорошим актером, которому удалось избежать наказания. Но были люди, которые сочувствовали и с пониманием относились к Билли и его проблеме и пытались ему помочь.
Результатом лечения стало заключение врачей, в котором говорилось, что пациент полностью идентифицирует себя, а это значит, что он избавился от всех субличностей.
В рамках дипломной работы мною было разработано учебное задание для детей для того, чтобы дети познакомились с книжной иллюстрацией и получили навык ее создания. Задание представляет собой разработку композиции и воплощение ее на формате А4 с помощью кистей, туши и пера.
В рамках своей дипломной работы «Множественная личность» я хотела понять переживания и чувства человека, обладающего расстройством личности, основываясь на прочитанной мною книге Дэниела Киза «Таинственная история Билли Миллигана». В своей работе мне хотелось показать образ Билли Миллигана. Я решила воплотить это в графической серии из трех работ. И обратилась к стилю кубизм. На мой взгляд, кубизм наиболее ярко и точно выражает разложение и распад личностей, происходящий в голове Билли. Ведь кубизм основывается именно на разложении формы на множество граней.
В рамках дипломной работы мною было разработано учебное задание, состоящее из 5 уроков, по теме: «Кто в теремочке живет». Детям предлагалось создание силуэтной иллюстрации по сказке «Теремок». Дети узнали о разновидности графики — силуэтной иллюстрации. Узнали о таких понятиях как композиция, силуэт, познакомились с анатомическими схемами животных. Используя изученные схемы животных, правила иллюстрирования и графические приемы, дети создали иллюстрацию.
Учебное задание предназначено для детей 13-15 лет. Итогом всех занятий стала силуэтная иллюстрация к сказке. Основной задачей этого учебного проекта является составление иллюстрации, с помощью правил иллюстрирования и композиции.
За время практики я посетила и проанализировала ряд уроков изобразительного искусства, активно учувствовала во всех текущих организационных мероприятиях данного образовательного учреждения, самостоятельно провела и проанализировала, разработанные мною уроки изобразительного искусства. Итогом всех занятий стала силуэтная иллюстрация по мотивам сказки «Теремок». Основной задачей моих уроков является составление иллюстрации, с помощью правил иллюстрирования и композиции. Считаю, что все мною задуманное, удалось реализовать. Ученики внимательно слушали материал, который я им давала, и охотно выполняли задания. Ребята побороли скованность и проявили фантазию, благодаря чему, работы получились очень интересные и необычные.
За время прохождения преддипломной практики я многому научилась, ближе познакомилась с профессией педагога, окунулась в атмосферу детского творчества. В результате всего этого, я приобрела практические навыки работы учителем изобразительного искусства.