Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТИПОЛОГИЯ ГЕРОЕВ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (ТИПЫ «МАЛЕНЬКОГО», «ЛИШНЕГО», «НОВОГО», «ПОДПОЛЬНОГО» ЧЕЛОВЕКА)

Работа №22166

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы101
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
863
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТИП «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В РУССКОЙ
ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА 8
1.1. «Маленький человек»: к истории изучения и содержанию понятия .... 8
1.2. Образ Самсона Вырина в работах литературоведов 15
1.3. Структура образа «внутреннего человека» Акакия Акакиевича
Башмачкина 24
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 30
ГЛАВА 2. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ТИП «ЛИШНЕГО ЧЕЛОВЕКА» 35
2.1. К истолкованию понятия «тип “лишнего человека”» в критике и
литературоведении 35
2.2. К интертекстуальности характеристики образа-характера «лишнего
человека 45
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 58
ГЛАВА 3. ТИП «НОВОГО ЧЕЛОВЕКА» В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
XIX ВЕКА 61
3.1. Характеристика типов «нигилиста» и «нового человека» в
отечественных исследованиях 61
3.2. «Подпольный» как «внутренний человек» 66
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 94


В настоящей работе представлен анализ литературных типов в произведениях писателей XIX столетия - «маленького», «лишнего», «нового» / «подпольного» человека. Мы попытаемся разобраться в вопросе смыслового наполнения данных определений, а также в проблеме соответствия конкретных литературных героев тому или иному типу. Нашей целью является попытка определить основные психологемы (архетипические мотивы), лежащие в основе каждого из основных литературных типов: «маленького», «лишнего» и «нового человека».
По словам Э.Я. Фесенко, «доминирующей тенденцией русской литературы XIX века становится тяготение к <...> реализму, который заявил о себе <...> обратившись к новым темам, к социальным проблемам, разработав концепции типов новых героев - тип “маленького человека”, тип “лишнего человека”, тип разночинца, увлекающегося то “нигилизмом” у И.С. Тургенева, то “бесовщиной” у Ф.М. Достоевского и в то же время сохраняющего в себе некую романтичность души, религиозность в сочетании с богоборческими настроениями, скептицизмом и бессилие в достижении цели, доставшиеся им в наследство от “лишних людей”» [Фесенко, 2013: 44].
Несмотря на то, что исследованию проблем типологии героев литературы XIX века посвящено огромное количество работ, тема не получила относительно однозначной, адекватной научной трактовки. Действительно, найти верное объяснение и дать точную характеристику литературного типа непросто в силу особенностей подходов гуманитарных наук, в частности филологии. Именно выбор, поиск метода в данном случае - основная проблема. По меньшей мере, ясно, что подходы, основанные на провозглашении примата субъективности, решить проблему не помогут. Мы полагаем, что необходимо строго следовать смыслам текста-первоисточника.
Проблема типологической классификации литературных героев интересует исследователей на протяжении десятков лет. Различным аспектам типологии русской литературы посвящены работы Ю.М. Лотмана, М.Б. Храпченко, У.Р. Фохта, Г.Н. Поспелова, П.А. Николаева, В.Г. Одинокова, А.Я. Эсалнек, Э.Я. Фесенко, В.П. Булычевой и множества других ученых. Описание типа «маленького человека» нашло своё воплощение в работах В.М. Марковича, П.Л. Вайля и А.А. Гениса, Л.Н. Дмитриевской, А.А. Аникина, М.Н. Эпштейна, Э.Я. Фесенко и др. Тип «лишнего человека» занимал критиков XIX века (В.Г. Белинского, П.В. Анненкова, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова и др.) учёных (А. Лаврецкого, Г.А. Бялого, Л.М. Лотман, Г.Н. Антонову, Б.И. Бурсова, Д.А. Беляева, В.П. Даниленко, В.П. Поруса и др.). Вопросу «нового» человека посвящены работы А.И. Герцена, Н.Н. Страхова, В.В. Воровского, Б.П. Козьмина, И.А. Паперно, Т.П. Печёрской и других.
Мы нацелены на выявление единого и при этом трансформирующегося «сюжетно-мотивного комплекса», характеризующего каждый из названных типов. В основе нашего подхода лежат структурно-типологический метод и близкий к нему метод мотивного анализа. Структурно-типологический метод рассматривает природу и функционирование «структур». Разработка метода представлена в работах А.Н. Веселовского, В.Я. Проппа, В.М. Жирмунского, Ю.М. Лотмана, Е.М. Мелетинского, Б. А. Успенского, Б.М. Гаспарова и мн. др. Суть метода мотивного подхода состоит в следующем: за единицу анализа берется некая целостность - комплекс семантически сверхнагруженных, ключевых элементов; исследователь наблюдает, как, варьируясь и переплетаясь, вступая в различные сочетания, эти элементы пронизывают всё произведение. Впервые комплексно метод применён В.Я. Проппом к волшебной сказке («Морфология сказки», 1928). В применении к литературным текстам метод положен в основу работ В.К. Васильева («Век XI и век XX: два сюжета русской литературы», 2000;
«Сюжетная типология русской литературы XI-XX веков (Архетипы русской культуры), 2006) и др.
Теоретическая база нашей работы основана также на идеях К.-Г. Юнга: его учении о «коллективном бессознательном», «содержаниями» которого являются «архетипы, присутствующие в нем изначально» [Юнг, 1950]. Аналогичное значение несёт и понятие «психологема», которое К.-Г. Юнг использует по отношению к образу Меркурия в статье «Дух Меркурий»: Меркурий (он же бог Гермес) «не канул в небытие с гибелью античного мира, а продолжал жить в странных и причудливых обличьях еще долгие века» [Юнг, 1948]. «В конечном итоге психический феномен Меркурия со всей совокупностью психических образований назван “психологемой”» [Там же], что в данном контексте равнозначно понятию архетипа. В нашей работе термин «психологема» - это архетипический / психоаналитический мотив, позволяющий описать героя как «внутреннего человека». Такое толкование вполне отвечает трактовке К.-Г. Юнга.
Актуальность работы заключается в том, что выявление комплекса психологем, формирующих «психотипы» героев, связано с поиском новых методологических подходов, перечитыванием классических произведений русской литературы
В качестве материала исследования выступили следующие произведения: «Станционный смотритель» А.С. Пушкина, «Шинель»
Н.В. Гоголя (в основу повествования которых положено жизнеописание «маленького человека»); «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Переписка», «Дневник лишнего человека», «Гамлет Щигровского уезда» И.С. Тургенева (в качестве материала к построению сюжетно-мотивного комплекса типа-характера «лишнего человека»); «Рудин», «Накануне», «Новь» И.С. Тургенева, «Что делать?» Н.Г. Чернышевского, «Записки из подполья» Ф.М. Достоевского (тексты, выражающие разные взгляды на тип «нового человека»).
Объект исследования - тексты русской литературы XIX века.
Предметом исследования является комплекс психологем, всякий раз составляющий образ героя как «внутреннего человека».
Цель работы - попытка представить репрезентативный материал, который способствовал бы созданию научной классификации типов героев («маленького»; «лишнего»; «нового», в том числе «подпольного» человека) на базе выявления сюжетно-мотивных комплексов, присущих каждому из них.
В соответствии с целью нами определены следующие задачи:
1. Выявить сюжетно-мотивный комплекс, характеризующий тип «маленького человека» (на примере повестей «Станционный смотритель» и «Шинель»).
2. Выявить сюжетно-мотивный комплекс, характеризующий тип «лишнего человека» (на основании романов «Евгений Онегин», «Герой нашего времени», произведений И.С. Тургенева).
3. Выявить сюжетно-мотивный комплекс, характеризующий тип «нового» / «подпольного» человека (на материале романов «Рудин», «Новь», «Что делать?», повести «Записки из Подполья»).
4. В качестве итога представить типологическую классификацию основных героев русской литературы XIX века через «структурные модели», включающие характерные для них психологемы.
Сформулированные нами цель и задачи определили следующую структуру курсовой работы:
Введение, в котором обозначены объект, предмет, актуальность, цель, задачи работы, а также охарактеризованы методы, использованные при написании исследования.
Первая глава посвящена вопросу истории изучения литературного типа «маленького человека». В ней также предпринимается попытка построения модели типа посредством выявления присущих ему психологем.
Во второй главе через попытку построения структурной модели раскрывается характеристика типа «лишнего человека».
В третьей главе рассмотрены подходы к изучению типа «нового человека», предложены комплексы характеризующих его психологем. Особенность в понимании авторами художественных произведений типа «нового человека» заключается в том, что они могут смотреть на него с прямо противоположных позиций, поэтому формируется не единый «комплекс», а именно «комплексы».
В заключении подводятся итоги работы в целом.
Список литературы включает 104 наименования.
Апробация работы: основные положения выпускной квалификационной работы были представлены на международной научно-практической конференции «Молодёжь и наука: Проспект Свободный-2016», международной научно-практической конференции молодых исследователей «Язык, дискурс, (интер) культура в коммуникативном пространстве
человека» (2017), V (XIX) Международной научно-практической конференции молодых учёных «Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения», международной научной конференции молодых исследователей «Язык, дискурс, (интер) культура в коммуникативном пространстве человека» (2018).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема анализа образа-характера героев и их классификации остаётся важной, актуальной проблемой в современном литературоведении. В нашей работе была предпринята попытка смоделировать сюжетно- мотивных комплексы «маленького», «лишнего», «нового» и «подпольного» человека, иллюстрирующие сущность каждого из типов.
Большинство литературоведов сходится в том, что тип «маленького человека» появляется в русской литературе в 30-40-е гг. XIX века в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя и продолжается в творчестве Ф.М. Достоевского.
Возникновение типа «маленького человека» также связывают с произведениями XVIII века: героями «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева и «Бедной Лизы» Н.М. Карамзина. А.С. Пушкин продолжает традицию, при этом переосмысляя сентименталистскую концепцию.
На первый план в «Станционном смотрителе» выходит социальный конфликт. Именно он становится основой сюжета, в котором «маленький человек» и «значительное лицо» составляют неразрывную антагонистическую пару. Различные «значительные лица» ясно дают понять герою свое место, отчего «маленький человек» испытывает «надлежащую робость» [Гоголь, 1938: 166].
Критерием выделения типа «маленького человека», прежде всего, является занимаемое им низкое положение на социально-иерархической лестнице, его подчиненное, униженное положение. Ю.В. Манн считает, что герои, составляющие тип «маленького человека», объединены «тем, что они занимают одно из низших мест социальной иерархии и что это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение (приниженность, соединенная с ощущением несправедливости, уязвленной гордостью)» [Манн, 1987: 207-208]. «Развитие сюжета строится главным образом как история обиды, оскорбления, несчастья» [Там же].
Самсон Вырин - один из тех, кто занимает нижнюю ступень Табели о рангах. Его двойником является и повествователь, титулярный советник А.Г.Н., находящийся «в мелком чине». С такими героями «не церемонятся». Для символического выражения типичной ситуации А.С. Пушкин избрал фигуру проезжающего генерала и «дрожащего» смотрителя. Аналогично поступает и Гоголь. Такие социальные взаимоотношения - унижающие человеческое достоинство, потенциально конфликтные - оформлены в виде «общеудобного правила: чин чина почитай» [Пушкин, 1960: 88] (Курсив автора).
Самсон Вырин открывает череду «маленьких людей». Первоначальное описание героя дано в идеальном ключе, отчасти в духе агиографической терминологии: он из числа «мирных, от природы услужливых, склонных к общежитию, скромных в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивых» [Там же: 87], из тех, чья служба - мученичество. Он «добрый» [Там же: 92], его жилище названо «смиренной, но опрятной обителью» [Там же: 88].
Г оворя о судьбе Самсона Вырина, нельзя упустить повествование о его дочери - Дуне: сюжеты сплетены в единое целое. Через историю о Дуне А.С. Пушкиным интерпретируется притча о блудном сыне. В «разумной» и «проворной» Дуне подчёркнута поразительная красота и кокетство. Эта характеристика героини и «картинки на стене», изображающие «развратное поведение молодого человека: он сидит за столом, окруженный ложными друзьями и бесстыдными женщинами» [Там же: 88], настраивают читателя на тревожные ожидания. Красота, кокетство и определённый опыт общения с мужчинами ведут повествование к катастрофе: девушка плачет, но уезжает с Минским кажется «по своей охоте» [Там же: 93]. Вопреки сюжету притчи для Дуни эта история заканчивается, по-видимому, вполне благополучно, зато для Самсона Вырина оборачивается катастрофой: старик «не снёс своего несчастья» [Пушкин, 1960: 92]. Тот факт, что отец Дуни не увидел в ней те черты характера, которые сразу заметил случайный проезжающий, свидетельствует о духовной несостоятельности и слепоте Самсона Вырина. Известие о побеге Дуни для смотрителя становится «убийственным»: покаяния перед живым не происходит, «заблудшая овечка» возвращается лишь на могилу своего отца.
Как заметил В.И. Тюпа, «рыжий и косой» мальчик (демонический образ), проводник автора-повествователя «в стране мёртвых», кощунственно вспрыгивает на могилу Самсона Вырина, что даёт основания увидеть связь умершего с демоническим пространством. Тем более что в конце жизни Вырин связан с локусом кабака, а не храма.
Аналогичные смыслы реализованы Н.В. Гоголем в «Шинели». Акакий Акакиевич также заявлен в начале повести как положительный герой (через мифологему имени: «незлобный, добрый, невинный, простодушный»,
«тихий»). Однако он оказывается носителем той же внутренней сущности, что и его обидчики. Н.В. Гоголь приравнивает Башмачкина к его коллегам и к чиновникам-мухам из «Мёртвых душ». Чиновничье братство осмеяно автором. Обитатели российских канцелярий и кабинетов бесчеловечны, духовно мертвы. Как и Чичиков, Башмачкин - представитель антимира. Если для Н.В. Гоголя духовное возрождение героя связано с обращением к Богу, то существенно, что Акакий Акакиевич ни разу не был в церкви. (В отличие от Самсона Вырина, который хоть однажды, но служит молебен у Всех Скорбящих.) Его аскеза, духовность, дерзость и отвага оказываются значениями с перевернутым смыслом, предстают как подменные, связанные исключительно с осуществлением «идеи» вещи - «шинели» (отсюда неслучайность названия повести). В финале антиприрода персонажа проявляется окончательно. Психологемы, заключенные в имени, переворачиваются. «Незлобный» оказывается «злобным», «добрый» -
«злым», «невинный» - «виновным», «тихий» - «бунтующим»,
«мстительным» и «гордым».
В русской литературе 20-70-х гг. XIX века ведущим литературным типом становится «лишний человек». Его главные черты - «отчуждение от официальной России; от родной среды (обычно дворянской), чувство интеллектуального и нравственного превосходства над ней и в то же время - душевная усталость, глубокий скептицизм, разлад слова и дела» [Манн, 1987: 204].
Термин «лишний человек» вошел во всеобщее употребление в 1850 году после появления «Дневника лишнего человека» И.С. Тургенева, в котором его герой, Чулкатурин, говорит: «я был совершенно лишним человеком на сем свете» [Тургенев, 1980. Т.4: 172] (Курсив наш - С.К.).
В произведениях А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и И.С. Тургенева мы встречаем общий тип личности: «лишнего» / «нового» человека. Для него характерно почти полное отсутствие самореализации: Евгений Онегин, Григорий Печорин и «лишние люди» Тургенева проживают скучную и мучительную, бессмысленную жизнь - без любви, дружбы, семьи. Если в качестве исключения случается любовь, то она характеризуется как «несчастная». Если даже у «лишнего» есть семья, то описание семейной жизни предстает необычайно странным, определяемым тем же словом. (Яркий пример - рассказ И.С. Тургенева «Гамлет Щигровского уезда»). Характер героев устроен так, что достижение счастья становится невозможным; дружба, семья, любовь, заменяются симулякрами.
Бесцельность и бессмысленность существования осознаётся героями, они мучительно над этим размышляют. В тургеневском «лишнем» в полной мере и прямо подчёркнуто осознание собственной всеохватной неспособности к жизни. Писатель трактует «лишнего» как человека предельной ситуации: без него Вселенная «обошлась» бы, на его появление сама «природа не рассчитывала» [Тургенев, 1980. Т.4: 173]. Изгойство - прирожденное качество «лишних людей», они всюду «чужие», нигде не могут найти своего места, не говоря уже о счастье.
Уныние, скука, гордыня, душевная пустота, скитальчество - эти мотивы отождествляют героев с образом демона. Демоническое начало - основа «внутреннего» «лишнего». Эгоизм и презрительная снисходительность к ближним, презрение к чужой судьбе - препятствия на пути к живой жизни. Героям свойственен нравственный вампиризм, неслучайно в произведениях их сравнивают с Демоном, Вампиром, Мельмотом, Мефистофелем, Вечным Жидом.
Функция «лишнего человека» разрушительная, он сам несчастлив и приносит несчастья другим. Его душа «холодна», а сердце «пусто». Рефлектирующие герои, гамлеты, мучительно размышляют о своём «несчастном характере», но приходят только к тому, что не видят выхода из своего патологического состояния. Печорин признаётся: «одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, - тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого» [Лермонтов, 1962: 78] (Курсив наш - С.К.). Главный герой тургеневского романа «Новь» говорит: «во мне сидят два человека - и один не дает жить другому» [Тургенев, 1982: 370]. Важно, как характеризует свою душу Печорин: она мертва. У И.С. Тургенева в «Нови» в реплике Нежданова открывается вся сущность «лишнего» / «нового» человека: «Как могу я присоединить навсегда ее [Марианны] судьбу к моей? Живое существо - к трупу? Ну, не к трупу - к существу полумертвому?» [Тургенев, 1982: 325] (Курсив наш - С.К.).
Охваченные нравственной болезнью, психопатологией, герои больше стремятся умереть, чем жить. Евгений Онегин оказывается на краю смерти. Дальнейшая его жизнь, вероятно, пройдёт «в тоске безумных сожалений» [Пушкин, 1960: 174]. Григорий Печорин, как он сам ожидал и предсказывал, умирает (по дороге из Персии). Почти все «лишние герои» И.С. Тургенева находят выход в смерти: от болезни умирает Чулкатурин, Алексей Петрович С... (из повести «Переписка)», Базаров, Инсаров. Рудин находит смерть на баррикаде, Нежданов оканчивает жизнь самоубийством.
Таким образом, «лишний человек» - это человек суицидальный, устремленный к разрушению и смерти. Он видит в ней единственный выход, в жизни же он чувствует себя человеком, разыгрывающим непонятные ему роли. И ни одна из них ему не по нраву. Ради развлечения, ради того, чтобы убежать от скуки герой ввязывается в интриги, игры, которые губительны для других. Собственно, во всем этом выражается функция героя-демона.
Перечислим основные психологемы, моделирующие образ «лишнего человека» и извлеченные из названных (рассмотренных нами) в работе произведений: скука, тоска, хандра, сплин, одиночество, гордыня, эгоизм, властолюбие, скитальчество, изгойство, пустота, бездеятельность, донжуанство / разврат, театральность, игра, ложь, ношение маски, раздвоенность личности, безысходность, разочарование в жизни, стремление к смерти. Герой неспособен найти своё место в мире; не видит применения своим силам; слаб и безволен; не знает, куда идти. Для него характерны: антихристианское восприятие мира, отрицание и безверие; духовная пустота; отказ от традиционных ценностей; (преимущественно) отсутствие семьи; (часто) несчастье в любви; университетское
образование; дар красноречия при утрате смысла слова, маргинальность (часто при значительном социальном статусе); фиксация сознания на самом себе; восприятие реальности как игры; безуспешный поиск смысла; деятельность без цели; претензия на значительность, нежелание принять свою судьбу и т. п. Все это названо авторами недугом, болезнью, законами больного развития и состояния, психопатологией, несчастьем, проклятием.
«Новые герои» у И.С. Тургенева не просто близки к типу «лишнего человека», по сути, это один тип в своей (очень быстрой) эволюции. Они объединены одной болезнью, лишностъю на земле, духовной мертвенностью.
«Новый человек» отличается от «лишнего» тем, что находит / пытается найти смысл своего существования в идее - он становится революционером, бунтарём, желающим изменить общество. Это человек с «вероучением наизнанку». Отказавшись от Бога, он ставит на его место себя и своё новое учение.
Герои Н.Г. Чернышевского - те же нигилисты, только оцененные автором с противоположной точки зрения. Также утвердительно оценена и их идея революции / «перемены декораций». Полное господство разума делает не Бога, а «нового человека» высшей ценностью, «мерой всех вещей». Для Ф.М. Достоевского, в отличие от Н.Г. Чернышевского, важно было показать несостоятельность, антиприроду «нового человека».
Ф.М. Достоевский и Н.Г. Чернышевский, изображая «нового человека», смотрят на него с диаметрально противоположных позиций. У Н.Г. Чернышевского «новые люди» ни при каких условиях не могут быть лишними. Это люди идеальные, идеологи - строители земного рая, образцового будущего. Ф.М. Достоевский, как и И.С. Тургенев (!), видит совершенно другое: трагическую ошибку в увлечении новыми идеями. Писатель-почвенник и писатель-либерал сходятся в том, что «новые» - это вчерашние «лишние», ищущие смысл, силу и цель в демонических идеях переустройства мира.
«Подпольный» совмещает в себе черты всех названных литературных типов. Каждая черта доведена в образе-характере «парадоксалиста» до крайности, гиперболизирована. От «маленького человека» ему досталась, прежде всего, социальная униженность, подчинённое положение и как следствие подобострастие, трусость, желание возвыситься. Остро ощущая свою униженность, герой поднимается на бунт, но не в силах что-либо переменить, доходит до такого состояния, что «в самом чувстве собственного унижения» «отыскивает наслаждение» [Достоевский, 1973: 107].
При этом герой - «новый человек», он живёт идеей. Она направлена «против всего»: «против законов», «рассудка», «собственной выгоды» [Там же: 111]. Так Ф.М. Достоевский формулирует ответ Н.Г. Чернышевскому на его роман «Что делать?».
Заметим, что «подполье» было с героем с самого детства. Выросший без семьи, оказавшийся чужим в школе, герой был изгоем. Травма, перенесенная в детстве, формирует характер «подпольного». Духовная болезнь, нравственное растление, озлобленность и несчастье определяют то, что Ф.М. Достоевский называет «мертворождённостью».
«Подпольный» осознаёт свою антиприроду, мучается от того, что не может быть другим, добрым. В большей степени эта истина открывается перед героем, когда он понимает, что проститутка Лиза нравственно превосходит его. «Подпольный» не разрушает жизни Лизы, как «лишний человек», потому что жизнь её уже разрушена. Он не спасает Лизу как «новый человек» Н.Г. Чернышевского. Потому что он антипод Лопуховых и Кирсановых, хотя и сам «новый». Герой «переворачивает душу» Лизы и вымещает свою злобу. Античеловеческое начало доведено в «подпольном» до абсолюта, он не способен испытать жалость и сочувствие.
«Подпольный» - антигерой. На пустующее место Бога он ставит себя, свой каприз, свои «идейки».
Имея характеристики «маленького», «лишнего» и «нового» человека, герой «подполья» обладает специфическими чертами. Подпольный носитель абсолютного иррационализма, его идея все «классификации разрушает и все системы <...> разбивает» [Достоевский, 1973: 111].
Нами были выявлены следующие психологемы, составляющие образ «подпольного»: несчастливое детство, одиночество, гордыня, эгоизм, желание власти, невозможность любить и дать счастье, неспособность к дружбе, презрение к людям, безделье, скука, тоска, самолюбие, самоуничижение, рефлексия, двойственность, озлобленность. Его жизнь - «нравственное растление в углу», отрешённость от «живой жизни», духовная мертвенность.
Таким образом, в творчестве разных писателей мы обнаруживаем типологическое сходство, которое проявляется в несостоятельности рассмотренных типов героев. Проблема, занимавшая умы великих писателей, - это дух человека, который на поверку оказывается духом мёртвым. Поэтому все попытки героев найти смысл и цель в жизни, начать действовать, стать счастливыми безуспешны.
Перспективы дальнейшего исследования вопроса мы видим в расширении круга анализируемых произведений, прежде всего, с целью более полного и точного построения сюжетно-мотивных комплексов, характеризующих рассмотренные типы, а также динамики их развития, трансформации в творчестве других авторов. Например, для уточнения набора психологем, присущих типу «маленького человека», необходимо рассмотреть роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди», произведения А.П.Чехова и т. д.


1. Аникин А.А. Тема лишнего человека в русской классике
[Электронный ресурс]. URL: http://www.portal-
slovo.ru/philology/37141.php?ELEMENT_ID=37141&PAGEN_2=2&SHOWAL L_2=1&PAGEN_1=3 (дата обращения: 05.06.2017).
2. Аникин А.А. Тема маленького человека в русской классике [Электронный ресурс]. URL: http://www.portal-slovo.ru/philology/37140.php (дата обращения: 05.06.2017).
3. Анненков П.В. Литературные воспоминания. Л.: Academia, 1928. 662 с.
4. Бабик М.И. Образ героя-эстета в русской литературе XIX-XX века (генезис и эволюция): дис. ... канд. филол. наук: 10.01.02. Киев, 2007. 227 с.
5. Батюто А.И. Комментарии: И.С. Тургенев. Отцы и дети. // И.С. Тургенев. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. М.: Наука, 1981. Т.7. С. 416-469.
6. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского // Собр. соч.: В 7 т. М.: Русские словари: Языки славянской культуры, 2002. Т.6. С. 7-300, 466¬505.
7. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья восьмая
[Электронный ресурс]. 1844. URL:
http://az.lib.ru/b/belinskij_w_g/text_0190.shtml (дата обращения: 13.06.2018).
8. Бельтраме Ф. О парадоксальном мышлении «подпольного человека» // Достоевский. Материалы и исследования. СПб.: Наука, 2007. Т.18. С. 135-142.
9. Беляев Д.А. Специфика имплицитного бытования идеи сверхчеловека в отечественной культуре XIX века [Электронный ресурс].
2011. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-implitsitnogo-bytovaniya-
idei-sverhcheloveka-v-otechestvennoy-kulture-xix-veka (дата обращения:
22.05.17).
10. Беляев Д.А. Универсальность и национальная самобытность идеи сверхчеловека в творчестве Ф.М. Достоевского // Аналитика культурологии.
2012. № 24. С. 11-15.
11. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского. М.: Наука, 2001.
608 с.
12. Берковский Н.Я. О «Повестях Белкина» (Пушкин 30-х годов и вопросы народности и реализма) // О русском реализме XIX века и вопросах народности литературы. М., Л.: Государственное издательство художественной литературы. 1960. С. 94-207.
13. Благой Д.Д. Мастерство Пушкина. М.: Советский писатель, 1955. 268 с.
14. Бродский И.А. Комментарий к «Евгению Онегину» //
Комментарий к памятникам художественной литературы / под ред. Н.Л. Бродского и Н.П. Сидорова. М.: Мир, 1932. 248 с.
15. Буданова Н.Ф. Достоевский и Тургенев: творческий диалог. Л.: Наука, 1987. 200 с.
16. Бялый Г.А. О психологической манере Тургенева (Тургенев и Достоевский) // Русская литература. Л.: Наука, 1968. № 4. С. 34-50.
17. Вайль П., Генис А. Родная речь. Уроки изящной словесности
[Электронный ресурс]. 1991. URL:
http://lib.ru/PROZA/WAJLGENIS/literatura.txt (дата обращения: 06.06.2017).
18. Васильев В.К. О методологическом кризисе в литературоведении и структурной типологии // Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2012. Т. 99. 1. С. 243-253.
19. Васильев В.К. Сюжетная типология русской литературы XI-XX веков (Архетипы русской культуры): учеб. пособие. Ч. I. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2005. 243 с.
20. Вацуро В.Э. Повести покойного Ивана Петровича Белкина
[Электронный ресурс]. 1981. URL:
http://sobolev.franklang.ru/index.php/pushkin-i-ego-vremya/148-vatsuro-v-e-o- povestyakh-belkina (дата обращения: 24.05.2018).
21. Виноградова Е. Гамлетизм лишних людей // Молодые исследователи Чехова. 5: Материалы международной научной конференции. М.: Изд-во МГУ, 2005. C. 75-85.
22. Герцен А.И. Very dangerous!!! // Статьи из «Колокола» и другие произведения 1859-1860 годов. М.: Изд-во АН СССР, 1958. С. 116-122.
23. Герцен А.И. Лишние люди и желчевики // Статьи из «Колокола» и другие произведения 1859-1860 годов. М.: Изд-во АН СССР, 1958. С. 317¬328.
24. Гиппиус В.В. Повести Белкина // Литературный критик. М.: Гослитиздат, 1937. № 2. С. 19-55.
25. Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений в 14 томах. Т. 3. М.; Л.: Издательство Академии наук СССР, 1938. 728 с.
26. Горшечникова Е.А. Поэтика образа «маленького человека» (переписчики) в творчестве Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского // HayKOBi записки Харювського нацюнального педагоПчного ушверситету iM. Г.С. Сковороди. Сер. : Лггературознавство. 2011. № 3 (1). С. 29-34.
27. Гроссман Л.П. Путь Достоевского. Л.: Брокгауз-Ефрон, 1924.
238 с.
28. Гуревич А.М. «Евгений Онегин»: поэтика подразумеваний
[Электронный ресурс]. URL: http://sobolev.franklang.ru/index.php/pushkin-i- ego-vremya/215-a-m-gurevich-evgenij-onegin-poetika-podrazumevanij (дата
обращения: 22.03.16).
29. Даль В.И. Словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т.3. СПб.-M.: Тип. М.О. Вольфа. 1880-1882. 584 с.
30. Даниленко В.П. Неприкаянный человек в русской классической литературе // Научно-педагогический журнал Восточной Сибири Magister Dixit. 2013. № 2. С. 226-238.
31. Деменева К.А. «Станционный смотритель» А.С. Пушкина и «Старший сын» А.В. Вампилова в контексте притчи о блудном сыне // Вестник Российского университета дружбы народов. Нижний Новгород,
2015. С. 44-51.
32. Дилакторская О.Г. Петербургская повесть Достоевского. СПб.: Дмитрий Буланин, 1999. 348 с.
33. Дмитриевская Л.Н. Новый взгляд на образ «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель» // Русский язык, литература, культура в школе и вузе. Киев. 2009. № 4. С. 2-5.
34. Добролюбов Н.А. Когда же придёт настоящий день?
[Электронный ресурс] // «Русский вестник». 1860. 1-2. URL:
http://sobolev.franklang.ru/index.php/pushkin-i-ego-vremya/148-vatsuro-v-e-o- povestyakh-belkina (дата обращения: 28.05.2018).
35. Добролюбов Н.А. Что такое обломовщина? [Электронный
ресурс]. 1974. URL:
http://www.lib.ru/LITRA/DOBROLYUBOW/oblomov.txt_with-big-pictures.html (дата обращения 30.05.2018).
36. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Т.10. Л.: Наука, 1974. 519 с.
37. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Т.28, кн. 2. Л.: Наука, 1985. 616 с.
38. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Т.5. Л.: Наука, 1973. 408 с.
39. Жирмунский В.М. Проблемы сравнительно-исторического изучения литератур // Известия АН СССР. Отделение литературы и языка. T.XIX. Выл. 3. М., 1960. С. 177-186.
40. Каменев Л.Б. Нигилисты // Литературная энциклопедия: В 11 т. М., 1929-1939. Т.8, 1934. С. 40-46.
41. Кантор В.К. Подпольный человек против «новых людей», или о торжестве зла в мироустройстве // Вопросы философии. 2015. 3. С. 102-115.
42. Касаткина К.В. Тип «подпольного человека» в русской литературе XIX-первой трети XX в.: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. М.,
2016. 201 с.
43. Кийко Е.И. Комментарии: Ф.М. Достоевский. Записки из подполья // Ф.М. Достоевский. Собрание сочинений в 15 томах. Л.: Наука, 1989. Т.4. С. 764-772.
44. Кирпотин В.Я. «Записки из подполья Ф.М. Достоевского» // Русская литература. 1964. № 1. С. 27-48.
45. Коршунков В.А. Гоголевский Акакий Акакиевич: имя и судьба // Русская речь. 1998. 3. С. 3-10.
46. Косяков С.А. Мечтатель и его трансформации в творчестве Ф.М. Достоевского: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Воронеж,
2009. 22 с.
47. Криницын А.Б. Генезис и идейное становление подпольного
героя в творчестве Ф. М. Достоевского [Электронный ресурс] //
Православный образовательный портал «Слово». 2009. URL: http://www.portal-slovo.ru/philology/41481.php (дата обращения: 05.06.2017).
48. Криницын А.Б. Исповедь подпольного человека: К антропологии Ф. М. Достоевского. М.: МАКС Пресс, 2001. 372 с.
49. Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман // Диалог. Карнавал. Хронотоп, 1993. № 4. С. 427-457.
50. Кропоткин П.А. Записки революционера [Электронный ресурс]. 1899. URL: http://knigosite.org/library/read/1797 (дата обращения: 05.06.2017).
51. Лаврецкий А. «Лишние люди» // Литературная энциклопедия: В
11 т. М.: Изд-во «Советская Энциклопедия», 1932. Т.6. С. 514-540.
52. Левин Ю.Д. Комментарии: И.С. Тургенев. Гамлет и Дон-Кихот // И.С. Тургенев. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. М.: Наука, 1980. Т.5. С. 506-524.
53. Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени / подгот.
Б.М. Эйхенбаум, Э.Э. Найдич. М.: изд-во АН СССР, 1962. 228 с.
54. Лотман Л.М. «С того берега» Герцена и «Гамлет и Дон-Кихот» Тургенева // Реализм русской литературы 60-х годов XIX века. (Истоки и эстетическое своеобразие) [Электронный ресурс]. 1974. URL: http: //lotman.pushkinskij dom.ru/Default.aspx?tabid=5850 (дата обращения: 05.06.2017).
55. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIn-начало XIX века) [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Lotman/ (дата обращения: 10.03.2016).
56. Лотман Ю.М. Комментарий к «Евгению Онегину». Очерки
дворянского быта онегинской поры [Электронный ресурс]. 1983. URL: http://feb-web.ru/feb/pushkin/critics/lot/lot-472-.htm (дата обращения:
11.03.2016).
57. Лотман Ю.М. Сюжетное пространство русского романа XIX столетия // В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М.: Просвещение, 1988. С. 325-348.
58. Манн Ю.В. «Истинно лишний человек» (Заметки о типологии характера) // Тургенев и другие. М.: РГГУ, 2008. С. 13-27.
59. Манн Ю.В. Литературный энциклопедический словарь / под ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. М.: Советская энциклопедия, 1987. 751 с.
60. Мануйлов В.А. Комментарии // Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. СПб.: Академии. проект, 1996. С. 193-369.
61. Маркович В.М. Петербургские повести Гоголя.
Л.: Художественная литература, 1989. 208 с.
62. Мирский Д.С. История русской литературы с древнейших времен до 1925 года / пер. с англ. Р. Зерновой. London: Overseas Publications Interchange Ltd, 1992. C. 226-244.
63. Набоков В.В. Комментарии к «Евгению Онегину» Александра
Пушкина [Электронный ресурс]. URL:
http://lib.informaxinc.ru/pushkin/nabokov_eo/ (дата обращения: 10.03.2016).
64. Набоков В.В. Предисловие к «Герою нашего времени»
[Электронный ресурс]. 1844. URL:
http://www.lib.ru/NABOKOW/Lermontov.txt (дата обращения: 14.06.2018).
65. Никольский С.А. «Лишние» и «новые» люди русской
классической литературы: Анализ морального сознания // Человек. М., 2010. № 6. С. 37-54.
66. Одиноков В.Г. Поэтический мир Н.В. Гоголя в пространстве русской культуры XIX века: учебное пособие. Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2010. 109 с.
67. Паперно И.А. Семиотика поведения: Николай Чернышевский -
человек эпохи реализма [Электронный ресурс]. 1996. URL:
http://www.universalintemetlibrary.ru/book/29465/ogl.shtml (дата обращения: 10.06.2016).
68. Петрунина Н.Н. О повести «Станционный смотритель» // Пушкин: Исследования и материалы / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1986. Т.12. С. 78-103.
69. Печёрская Т.И. Разночинцы шестидесятых годов XIX века:
Феномен самопознания в аспекте филологической герменевтики [Электронный ресурс]. 1999. URL:
http://rassvet.websib.ru/text.htm?id=3&no=15 (дата обращения: 05.06.2017).
70. Поддубная Р.Н. Творчество Пушкина болдинской осени 1830 года как проблемно-художественный цикл // Studia Rossica Posnaniensia 12. 1979. С. 3-34.
71. Порус В.Н. Человек лишний // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2014. № 3. 115-124.
72. Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10 томах. М.: ГИХЛ, 1960. Том 3. С. 86-98.
73. Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10 томах. М.: ГИХЛ, 1960. Том 4. С. 86-98.
74. Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10 томах. М.: ГИХЛ, 1960. Том 5. С. 86-98.
75. Пьеге-Гро Н. введение в теорию интертекстуальности: пер. с фр. / под ред. Г.К. Косикова. М.: Издательство ЛКИ, 2008. 240 с.
76. Розанов В.В. Литературные типы [Электронный ресурс] // «Новое
Время», 1911. URL:
http: //dugward.ru/library/rozanov/rozanov_literaturnye_tipy.html (дата
обращения: 05.06.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ