АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯ ДЕТСКОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
|
Введение 3
1 Психолого-педагогическая характеристика адаптации детей к дошкольному
образовательному учреждению 5
1.1 Особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста к
детскому саду 5
1.2 Организация сопровождения процесса адаптации 18
2 Экспериментальное изучение особенностей адаптации к условиям детского
сада детей 3-4 лет 27
2.1 Основы организации экспериментального исследования 27
2.2 Реализация педагогической поддержки детей 3-4 лет в период адаптации к
условиям дошкольного образовательного учреждения 30
2.3 Описание и анализ результатов экспериментального исследования 36
Заключение 42
Список использованных источников 44
ПРИЛОЖЕНИЕ А 51
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 54
ПРИЛОЖЕНИЕ В 58
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 62
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 66
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 69
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 71
ПРИЛОЖЕНИЕ З 72
ПРИЛОЖЕНИЕ И 74
ПРИЛОЖЕНИЕ К 76
1 Психолого-педагогическая характеристика адаптации детей к дошкольному
образовательному учреждению 5
1.1 Особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста к
детскому саду 5
1.2 Организация сопровождения процесса адаптации 18
2 Экспериментальное изучение особенностей адаптации к условиям детского
сада детей 3-4 лет 27
2.1 Основы организации экспериментального исследования 27
2.2 Реализация педагогической поддержки детей 3-4 лет в период адаптации к
условиям дошкольного образовательного учреждения 30
2.3 Описание и анализ результатов экспериментального исследования 36
Заключение 42
Список использованных источников 44
ПРИЛОЖЕНИЕ А 51
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 54
ПРИЛОЖЕНИЕ В 58
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 62
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 66
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 69
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 71
ПРИЛОЖЕНИЕ З 72
ПРИЛОЖЕНИЕ И 74
ПРИЛОЖЕНИЕ К 76
В настоящее время весьма активно обсуждаются возможности оптимального развития ребёнка на каждом возрастном этапе. Сегодня общество ждёт от образовательного учреждения гармоничного сочетания использования имеющихся образовательных ресурсов и реальных запросов социальной практики. Особенно это касается организации работы в области дошкольного образования.
Неоспорим тот факт, что в настоящее время возрастает спрос родителей на образовательные услуги. Актуализируется проблема организации психологопедагогического сопровождения адаптации ребёнка к новым социальным условиям. Также возрастает интерес родителей к специфике образовательной программы, реализуемой учреждением дошкольного образования.
3 - 4 года - это период становления всех органов и систем ребёнка, когда происходит «закладка» основ здоровья и личности человека. По темпам психического и физического развития ему нет равных. Важность комплексного подхода к развитию детей опирается не только на общие законы развития человека, но и подтверждена исследованиями эффективности вложений в разные образовательные ступени с точки зрения их окупаемости для общества и для каждого человека [3].
При поступлении в учреждение дошкольного образования у детей происходит изменение стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребёнок попадает в непривычную среду учреждения дошкольного образования. Распорядок дня, иной стиль общения, постоянный контакт со сверстниками создают для ребёнка стрессовую ситуацию. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит к психическому напряжению, в результате проявляются нарушения в поведении, эмоциональном состоянии, физиологических процессах. Поступление детей в учреждение дошкольного образования требует их подготовки в доадаптационный и организации
психолого-педагогического сопровождения в адаптационный период.
Трудности адаптации детей 3-4 лет к учреждению дошкольного образования и их причины изучались как отечественными, так и зарубежными исследователями (Н.М. Аксарина, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Е. Шмидт- Кольмер, В. Манова-Томова и др.). Психолог Е.И. Морозова отмечала: «Можно с большой долей вероятности предполагать, что этот период не проходит бесследно даже при благоприятном его окончании, а оставляет след в нервнопсихическом развитии ребёнка».
Актуальность исследования обусловлена тем, что до сих пор недостаточно осмысленной остается система применения в адаптации детей 3 - 4 лет методов и приемов педагогической поддержки дошкольников.
Все вышеперечисленное обусловило цель работы: изучение возможностей адаптации детей в возрасте 3 - 4 лет к условиям детского сада.
Объект: процесс адаптации детей к условиям детского сада.
Предмет: условия адаптации детей в возрасте 3 - 4 лет к условиям детского сада.
Гипотеза: процесс адаптации детей в возрасте 3 - 4 лет к условиям детского сада будет эффективен, при:
- обеспечение оптимального сочетания групповых и индивидуальных форм работы с ребенком;
- интеграции усилий педагогов, родителей в решение задач оказания индивидуальной педагогической помощи ребенку на всех этапах работы с ним;
- совместной подготовке педагогов и родителей к взаимодействию с ребенком, нуждающимся в индивидуальной помощи.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; педагогический эксперимент; обработка данных, полученных в наблюдениях.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Неоспорим тот факт, что в настоящее время возрастает спрос родителей на образовательные услуги. Актуализируется проблема организации психологопедагогического сопровождения адаптации ребёнка к новым социальным условиям. Также возрастает интерес родителей к специфике образовательной программы, реализуемой учреждением дошкольного образования.
3 - 4 года - это период становления всех органов и систем ребёнка, когда происходит «закладка» основ здоровья и личности человека. По темпам психического и физического развития ему нет равных. Важность комплексного подхода к развитию детей опирается не только на общие законы развития человека, но и подтверждена исследованиями эффективности вложений в разные образовательные ступени с точки зрения их окупаемости для общества и для каждого человека [3].
При поступлении в учреждение дошкольного образования у детей происходит изменение стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребёнок попадает в непривычную среду учреждения дошкольного образования. Распорядок дня, иной стиль общения, постоянный контакт со сверстниками создают для ребёнка стрессовую ситуацию. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит к психическому напряжению, в результате проявляются нарушения в поведении, эмоциональном состоянии, физиологических процессах. Поступление детей в учреждение дошкольного образования требует их подготовки в доадаптационный и организации
психолого-педагогического сопровождения в адаптационный период.
Трудности адаптации детей 3-4 лет к учреждению дошкольного образования и их причины изучались как отечественными, так и зарубежными исследователями (Н.М. Аксарина, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Е. Шмидт- Кольмер, В. Манова-Томова и др.). Психолог Е.И. Морозова отмечала: «Можно с большой долей вероятности предполагать, что этот период не проходит бесследно даже при благоприятном его окончании, а оставляет след в нервнопсихическом развитии ребёнка».
Актуальность исследования обусловлена тем, что до сих пор недостаточно осмысленной остается система применения в адаптации детей 3 - 4 лет методов и приемов педагогической поддержки дошкольников.
Все вышеперечисленное обусловило цель работы: изучение возможностей адаптации детей в возрасте 3 - 4 лет к условиям детского сада.
Объект: процесс адаптации детей к условиям детского сада.
Предмет: условия адаптации детей в возрасте 3 - 4 лет к условиям детского сада.
Гипотеза: процесс адаптации детей в возрасте 3 - 4 лет к условиям детского сада будет эффективен, при:
- обеспечение оптимального сочетания групповых и индивидуальных форм работы с ребенком;
- интеграции усилий педагогов, родителей в решение задач оказания индивидуальной педагогической помощи ребенку на всех этапах работы с ним;
- совместной подготовке педагогов и родителей к взаимодействию с ребенком, нуждающимся в индивидуальной помощи.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; педагогический эксперимент; обработка данных, полученных в наблюдениях.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
В ходе проведенного исследования были обобщены различные подходы к изучению феномена адаптации детей дошкольного возраста в трудах отечественных и зарубежных психологов. Анализ теории об уровнях, критериях, видах и факторах адаптации позволил выявить недостаточную разработанность методов и приемов педагогического сопровождения процесса адаптации.
В процессе реализации целей и задач работы мы уточнили понятия «адаптация к дошкольному образовательному учреждению», «педагогическое сопровождение» и их соотношение, выявили критерии и факторы адаптации к условиям детского сада. В качестве основных критерий привыкания к условиям детского сада, нами рассматриваются: 1. эмоциональное состояние
(отрицательные и положительные эмоции, агрессия, страх, и т. д.), 2. познавательная деятельность, 3. социальные контакты, 4. двигательная активность, 5. засыпание, сон, 6. аппетит, 7. отсутствие нервно-психических нарушений (нарушений внимания, колебаний настроения, навязчивые движения и др.).
В рамках анализа были выявлено, что процесс адаптации проходит эффективнее в группах кратковременного пребывания.
Для повышения качества образовательной среды (группы кратковременного пребывания) детей 3 - 4 лет нужны следующие условия:
- обеспечение оптимального сочетания групповых и индивидуальных форм работы с ребенком;
- интеграции усилий педагогов и родителей в решение задач оказания индивидуальной педагогической помощи ребенку на всех этапах работы с ним;
- совместная подготовка педагогов и родителей к взаимодействию с ребенком, нуждающимся в индивидуальной помощи.
Проведенное исследование показало, что после проведения формирующего эксперимента, дети данной группы начали проявить инициативу в контакте с ребятами. У детей больше не возникают трудности в таких аспектах, как стремление к оказанию помощи и возможности ее оказания. Проявляют инициативу в общении.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердились эмпирическими данными. Проведенный эксперимент доказал эффективность предложенных мероприятий. После проведения формирующего эксперимента уровень адаптации к условиям детского сада у детей экспериментальной группы значительно повысился.
Теоретические и практические результаты исследования обогащают представления о факторах, механизмах, значении адаптации детей к условиям дошкольного учреждения. На наш взгляд, исследования проблемы адаптации детей 3-4 лет к условиям детского дошкольного учреждения можно продолжить в плане выявления влияния других факторов.
В процессе реализации целей и задач работы мы уточнили понятия «адаптация к дошкольному образовательному учреждению», «педагогическое сопровождение» и их соотношение, выявили критерии и факторы адаптации к условиям детского сада. В качестве основных критерий привыкания к условиям детского сада, нами рассматриваются: 1. эмоциональное состояние
(отрицательные и положительные эмоции, агрессия, страх, и т. д.), 2. познавательная деятельность, 3. социальные контакты, 4. двигательная активность, 5. засыпание, сон, 6. аппетит, 7. отсутствие нервно-психических нарушений (нарушений внимания, колебаний настроения, навязчивые движения и др.).
В рамках анализа были выявлено, что процесс адаптации проходит эффективнее в группах кратковременного пребывания.
Для повышения качества образовательной среды (группы кратковременного пребывания) детей 3 - 4 лет нужны следующие условия:
- обеспечение оптимального сочетания групповых и индивидуальных форм работы с ребенком;
- интеграции усилий педагогов и родителей в решение задач оказания индивидуальной педагогической помощи ребенку на всех этапах работы с ним;
- совместная подготовка педагогов и родителей к взаимодействию с ребенком, нуждающимся в индивидуальной помощи.
Проведенное исследование показало, что после проведения формирующего эксперимента, дети данной группы начали проявить инициативу в контакте с ребятами. У детей больше не возникают трудности в таких аспектах, как стремление к оказанию помощи и возможности ее оказания. Проявляют инициативу в общении.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердились эмпирическими данными. Проведенный эксперимент доказал эффективность предложенных мероприятий. После проведения формирующего эксперимента уровень адаптации к условиям детского сада у детей экспериментальной группы значительно повысился.
Теоретические и практические результаты исследования обогащают представления о факторах, механизмах, значении адаптации детей к условиям дошкольного учреждения. На наш взгляд, исследования проблемы адаптации детей 3-4 лет к условиям детского дошкольного учреждения можно продолжить в плане выявления влияния других факторов.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018 - Адаптация дошкольников к детскому саду
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6750 р. Год сдачи: 2016 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2016 - Использование игры в процессе адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2021 - Языковая адаптация детей-мигрантов дошкольного возраста в условиях ДОО
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ДЕТСКОМУ САДУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - Проблема адаптации младших дошкольников к ДОО
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3400 р. Год сдачи: 2020 - Подвижная игра как средство адаптации детей младшего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Воспитание младших дошкольников в группе детского сада
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019



