Введение 3
1 Психолого-педагогическая характеристика адаптации детей к дошкольному
образовательному учреждению 5
1.1 Особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста к
детскому саду 5
1.2 Организация сопровождения процесса адаптации 18
2 Экспериментальное изучение особенностей адаптации к условиям детского
сада детей 3-4 лет 27
2.1 Основы организации экспериментального исследования 27
2.2 Реализация педагогической поддержки детей 3-4 лет в период адаптации к
условиям дошкольного образовательного учреждения 30
2.3 Описание и анализ результатов экспериментального исследования 36
Заключение 42
Список использованных источников 44
ПРИЛОЖЕНИЕ А 51
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 54
ПРИЛОЖЕНИЕ В 58
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 62
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 66
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 69
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 71
ПРИЛОЖЕНИЕ З 72
ПРИЛОЖЕНИЕ И 74
ПРИЛОЖЕНИЕ К 76
В настоящее время весьма активно обсуждаются возможности оптимального развития ребёнка на каждом возрастном этапе. Сегодня общество ждёт от образовательного учреждения гармоничного сочетания использования имеющихся образовательных ресурсов и реальных запросов социальной практики. Особенно это касается организации работы в области дошкольного образования.
Неоспорим тот факт, что в настоящее время возрастает спрос родителей на образовательные услуги. Актуализируется проблема организации психологопедагогического сопровождения адаптации ребёнка к новым социальным условиям. Также возрастает интерес родителей к специфике образовательной программы, реализуемой учреждением дошкольного образования.
3 - 4 года - это период становления всех органов и систем ребёнка, когда происходит «закладка» основ здоровья и личности человека. По темпам психического и физического развития ему нет равных. Важность комплексного подхода к развитию детей опирается не только на общие законы развития человека, но и подтверждена исследованиями эффективности вложений в разные образовательные ступени с точки зрения их окупаемости для общества и для каждого человека [3].
При поступлении в учреждение дошкольного образования у детей происходит изменение стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребёнок попадает в непривычную среду учреждения дошкольного образования. Распорядок дня, иной стиль общения, постоянный контакт со сверстниками создают для ребёнка стрессовую ситуацию. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит к психическому напряжению, в результате проявляются нарушения в поведении, эмоциональном состоянии, физиологических процессах. Поступление детей в учреждение дошкольного образования требует их подготовки в доадаптационный и организации
психолого-педагогического сопровождения в адаптационный период.
Трудности адаптации детей 3-4 лет к учреждению дошкольного образования и их причины изучались как отечественными, так и зарубежными исследователями (Н.М. Аксарина, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Е. Шмидт- Кольмер, В. Манова-Томова и др.). Психолог Е.И. Морозова отмечала: «Можно с большой долей вероятности предполагать, что этот период не проходит бесследно даже при благоприятном его окончании, а оставляет след в нервнопсихическом развитии ребёнка».
Актуальность исследования обусловлена тем, что до сих пор недостаточно осмысленной остается система применения в адаптации детей 3 - 4 лет методов и приемов педагогической поддержки дошкольников.
Все вышеперечисленное обусловило цель работы: изучение возможностей адаптации детей в возрасте 3 - 4 лет к условиям детского сада.
Объект: процесс адаптации детей к условиям детского сада.
Предмет: условия адаптации детей в возрасте 3 - 4 лет к условиям детского сада.
Гипотеза: процесс адаптации детей в возрасте 3 - 4 лет к условиям детского сада будет эффективен, при:
- обеспечение оптимального сочетания групповых и индивидуальных форм работы с ребенком;
- интеграции усилий педагогов, родителей в решение задач оказания индивидуальной педагогической помощи ребенку на всех этапах работы с ним;
- совместной подготовке педагогов и родителей к взаимодействию с ребенком, нуждающимся в индивидуальной помощи.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; педагогический эксперимент; обработка данных, полученных в наблюдениях.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
В ходе проведенного исследования были обобщены различные подходы к изучению феномена адаптации детей дошкольного возраста в трудах отечественных и зарубежных психологов. Анализ теории об уровнях, критериях, видах и факторах адаптации позволил выявить недостаточную разработанность методов и приемов педагогического сопровождения процесса адаптации.
В процессе реализации целей и задач работы мы уточнили понятия «адаптация к дошкольному образовательному учреждению», «педагогическое сопровождение» и их соотношение, выявили критерии и факторы адаптации к условиям детского сада. В качестве основных критерий привыкания к условиям детского сада, нами рассматриваются: 1. эмоциональное состояние
(отрицательные и положительные эмоции, агрессия, страх, и т. д.), 2. познавательная деятельность, 3. социальные контакты, 4. двигательная активность, 5. засыпание, сон, 6. аппетит, 7. отсутствие нервно-психических нарушений (нарушений внимания, колебаний настроения, навязчивые движения и др.).
В рамках анализа были выявлено, что процесс адаптации проходит эффективнее в группах кратковременного пребывания.
Для повышения качества образовательной среды (группы кратковременного пребывания) детей 3 - 4 лет нужны следующие условия:
- обеспечение оптимального сочетания групповых и индивидуальных форм работы с ребенком;
- интеграции усилий педагогов и родителей в решение задач оказания индивидуальной педагогической помощи ребенку на всех этапах работы с ним;
- совместная подготовка педагогов и родителей к взаимодействию с ребенком, нуждающимся в индивидуальной помощи.
Проведенное исследование показало, что после проведения формирующего эксперимента, дети данной группы начали проявить инициативу в контакте с ребятами. У детей больше не возникают трудности в таких аспектах, как стремление к оказанию помощи и возможности ее оказания. Проявляют инициативу в общении.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердились эмпирическими данными. Проведенный эксперимент доказал эффективность предложенных мероприятий. После проведения формирующего эксперимента уровень адаптации к условиям детского сада у детей экспериментальной группы значительно повысился.
Теоретические и практические результаты исследования обогащают представления о факторах, механизмах, значении адаптации детей к условиям дошкольного учреждения. На наш взгляд, исследования проблемы адаптации детей 3-4 лет к условиям детского дошкольного учреждения можно продолжить в плане выявления влияния других факторов.
1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства: Развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В. В. Абраменкова. - Москва : Воронеж, 2000. - 31 с.
2. Авдеева, Н. Н. Особенности привязанности ребенка к матери, стиль
детско-родительских отношений и адаптация ребенка к ДОУ / Н.
Н. Авдеева, И. В. Хохлачева / Психология, наука и образование. - 2010. - №
3. С. 97-105.
3. Белкина, Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ : практ. пособие / Л. В. Белкина. - Воронеж : Учитель, 2006. - 235 с.
4. Арнаутова, Е. П. Педагог и семья / Е. П. Арнаутова. - Нижний Новгород : Альянс, 2002. - 146 с.
5. Баранова, Э. А. Введение в детскую психологию: Учебное пособие / Э. А. Баранова. - Москва : Речь, 2006. - 176 с.
6. 6 Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства / В. Н. Белкина. - Москва : Педагогика, 2000. - 284 с.
7. Белкина, В. Н. Психолого-педагогические аспекты взаимодействия детей со сверстниками / В. Н. Белкина. Ярославль, 2012. - 294 с.
8. Белкина, Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / Л. В. Белкина. - Воронеж : учитель. - 2006. - 93 с.
9. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - Санкт-Петербург : Питер, 2008. 398 с.
10. Быковская, Н. С. Идем в детский сад / Н. С. Быковская под ред. Н. Иванова. - Воронеж : Женское здоровье. - 2004. - № 1. - 96-97 с.
11. Волков, Б.С. В67 Психология детей младшего школьного возраста : учебное пособие / Б.С. Волков. — 7-е изд., перераб. и доп. — М. : КНОРУС, 2016. — 348 с. — (Бакалавриат).
12. Венгер, Л. А. Игра как вид деятельности / Л. А. Венгер. - 2008. - № 3. - 163-165 с.
13. Волков, Б. С. Детская психология : от рождения до школы / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - изд. 4-е, перераб. - Санкт-Петербург : Питер, 2009. - 240 с.
14. Газман, О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. — М., 1995. — №3. — С. 58-65
15. Галанов, А. С. Развитие ребенка от 2 до 3 лет : практ. пособие / А.С,Галанов. - Москва : Айрис-пресс, 2007. - 103 с.
16. Герт, В. А. Трансдисциплинарная форма организации социальной адаптации детей раннего возраста в ДОУ / В. А. Герт, С. В. Королева / Изв. Волгоградского гос. пед. ун-та. - 2010. - Т. 53, № 9. - 159-163 с.
17. Голенкова, И. В, Социально-педагогическая адаптация дошкольников в группах кратковременного пребывания : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / И. В. Голенкова; [Волгогр. гос. пед. ун-т]. Волгоград, 2008. 22 с.
18. Гризик, Т. Участники адаптационного периода / Т. Гризик, В. Баева / Дошкольное воспитание. - 2010. - №9. - 44 - 46 с.
19. Давыдова, О. И. Адаптационные группы в ДОУ : Методическое пособие / О. И. Давыдова, А. А. Майер. - Москва : ТЦ «Сфера», 2006. - 128 с.
20. Житникова, А.А. Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условия дошкольного образовательного учреждения. Научная статья. Научно - методический электронный журнал концепт: 2015 г. - с 281 - 285.
21. Заводчикова, О. Г. Адаптация ребенка в детском саду : взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи : пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. - Москва : Просвещение : Росмэн, 2007. - 76 с.
22. Иванова, Н. В. Социальная адаптация малышей в ДОУ / Н.В. Иванова, О.Б. Кривовицына, Е. Ю. Якупова. Москва: ТЦ Сфера, 2011. 120 с.
23. Карабанова, О.А. Организация развивающей предметнопространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования: Метод. рекомендации / Сост. О.А. Карабанова [и др.]. - Москва : Федеральный институт развития образования, 2014. - 96 с.
24. Козилова, Л.В. С 56 Современное образование: теория и практика. Сборник материалов межвузовской научно - практической конференции преподавателей, аспирантов, студентов педагогических специальностей 27 марта 2011 г. / под. Ред. Козиловой Л. В. - М. : Директ - Медиа, 2014 -169 с.
25. Кощиенко, И.В. 2012. Взаимодействие педагогов и родителей в условиях группы кратковременного пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении: Авторев. Дис...к пед.наук. М.
26. Комарова, О.А. Наполнение развивающей среды в соответствии с образовательными областями / О.А. Комарова // Справочник старшего воспитателя. - 2014. - №8. - с.32 - 39.
27. Королёва, С.В. Этапы реализации проекта процесса социальной адаптации детей раннего возраста в ДОУ / С.В.Королева // Изв. Рос. акад. образования. - 2010. № 2. - С. 117-123.
28. Косенюк, Р.Р. Дети от рождения до трёх лет: педагогическая поддержка: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Р.Р. Косенюк. Минск: Зорны Верасок, 2010. 124 с.
29. Костина, В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / В.Костина // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1 - С.34-37.
30. Костяк, Т. В, Психологическая адаптация ребенка в детском саду : учеб. пособие для студ. высш. лед. учеб. заведений/ Т. В. Костяк. Москва: Издательский центр «Академия», 2008. 176 с.
31. Кошелева, А.Д. Эмоциональное благополучие ребенка в ДОУ : [дети 2-3 лет] / А.Д. Кошелева, В.И. Кулаковская, О.Г. Лопатина // Ребёнок в детском саду. 2010. № 3. C. 2-7.
32. Кощева, З.В. Первые шаги малыша в детском саду: метод. пособие / З.В. Кощева. -Минск: Зорны верасень, 2006. 68 с.
33. Ксёнда, О. Г. Организация сотрудничества детского сада и семьи: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дотттк. образования / О. Г. Ксёнда. - Мозырь : Белый Ветер, 2006. 92 с.
34. Леликова, Л.М. Психолого педагогическое сопровождение детей раннего возраста в адаптационный период [Электронный ресурс] // Информационно-психологический кабинет : [сайт]. - 2009. - URL:
http://ipkfp.nspu.ru/file.php/1/sbomik/sbomik_2009_3.pdf#page=307 .
35. Лисина, М. И., Общение, личность и психика ребенка / Лисина М.И.; Под ред. А.Г. Рузской Рос. акад. образования, Моск. психол.-социал. инт. 2-е изд. Москва ; Воронеж : МПСИ Изд-во НПО "МОДЭК", 2001. 383 с.
36. Макарычева, Н. В. Проблемы раннего детства: диагностика,
педагогическая поддержка, профилактика : В помощь занимающимся воспитанием детей 2-3 лет / Н. В. Макарычева. - Москва: АРКТИ, 2005. - 153 с.
37. Макшанцева, Л. В. Программа психодиагностики, профилактики и преодоления дезадаптации младших дошкольников к детскому саду / Л.В. Макшанцева / Психолог в детском саду. 2004. № 1.
38. Морозова, Е. Группа кратковременного пребывания: мой первый опыт сотрудничества с родителями / Е. Морозова / Дошкольное воспитание. - 2002. - №11. - 10-14 с.
39. Никифорова. Т.И. Социализация растущего человека в контексте прогрессивных научных идей 21 века: социальное развитие детей дошкольного возраста. Сборник трудов конференции . - 2015 г.
40. Мухина, В. С. Эволюция личности сквозь призму механизмов развития и бытия [Текст] / В. С. Мухина// Развитие личности. 2007. № 2. С. 8-31.
41. Паршукова, И. Л. Дошкольная педагогика / И. Л. Паршукова. - Санкт-Петербург, 2014. - 590 с.
42. Паршукова, С.В. Влияние характера внутрисемейных отношений на социально-психологическую адаптацию детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) : автореф. дис. ... канд. психол. наук / С. В. Паршукова Ярославль, 2007. 22 с.
43. Погудкина, И.С. Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста / И. С. Погудкина. - Санкт-Петербург, 2013. - 180 с.
44. Печора К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. : издатель Litres, 2013 г.
45. Примерная парциальная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» / О. Е. Смирнова, Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова. - Москва, 2014. - 250 с.
46. Прокопенко, Н. Н. Причины осложнения адаптации ребенка в детском саду / Н.Н. Прокопенко / Развитие современного образования: теория, методика и практика. - 2016. - №2 (8). - С. 47-49.
47. Развитие детей раннего детства (от 0 до 6—7 лет) / Результаты
работы научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь по реализации проекта Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) за период с 1 января по 30 июня 2008 года [Электронный ресурс]. 2008. Режим доступа:
http://www.adu.by/modules.php?name=News&file=article&sid=746. Дата доступа 03.04.2017.
48. Рощина, Е. В. Адаптация ребенка к условиям детского сада [Текст] / Е.В. Рощина // Инновационные педагогические технологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). Казань: Бук, 2015. С. 7375.
49. Смирнова, И.А. Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции «Детский сад будущего: оценка качества в соответствии с ФГОС дошкольного образования» к 150- летию открытия первого детского сада в России (Санкт-Петербург, 24-25 марта 2014 года). - Санкт - Петербург: 2014 г.
50. Серых, Л. В., Организация работы группы адаптации на базе дошкольной образовательной организации : семинар-практикум / Серых Л. В., Чепелева Е. И. Москва : Педагогическое общество России, 2015. 112 с.
51. Терёхина, О.А. Здравствуй, детский сад! / О.А. Терёхина, В.С. Богославская. 2-е изд. -Мозырь: Белый Ветер, 2007. 89-91 с.
52. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / Г. А. Урунтаева. 5-е изд., стереотип. Москва: Академия, 2001. 336 с.
53. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. Москва: Просвещение, 2005. 291 с.
54. Фельдштейн, Д. И. Приоритетные направления психологопедагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития [Текст]/ Д. И. Фельдштейн // Педагогика 2010.-№7. 3-11 с.
55. Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г. В. Бурменской. - Москва: Наука, 2006. - 856 с.
56. Циклы игровых комплексов с детьми 2-4 лет в адаптационный период по программе "От рождения до школы" / Изд-во "Учитель"; авт.-сост. О. Е. Белова. Волгоград : Учитель, 2016. 154 с.
57. Швецов, А.Г. Формирования здоровья детей в дошкольных учреждениях. :издатель Litres, 2017.
58. Яхина, Г. А. Адаптация детей раннего возраста / Г. А. Яхина, Л. А. Ефимова. - Стерлитамак, 2012; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://pedgazeta.ru/pages/2012/02/02/yahina35_1328190066.pdf .
59. Berkley, R.A. Le deficit de l'attention est lie avece l'hyperactivite: L'ouvrage de diagnoties et du traitement / R.A.Berkley. - Paris, 2006. - 688 p
60. Fpilips, L. L'adaptation de l'homme et ses defauts / L.Fpilips. — Paris: Academic Press, 2007. - 305 p.
61. Hartman, H. La personnalite du psychologue et le probleme d'adaptation / H.Hartman. - Paris: Academic Press, 2006. - 189 p.
62. Klein, M. Le recit du psychanalyse des enfants / M.Klein. - Paris: Univ. Press, 2008. - 368 p.
63. May, R. L'essentiel de l'inquietude / R.May. - Paris: Univ. Press, 2008. -
368 p.
64. Rogers, C. R. La methode de l'existence / C. R.Rogers. - Paris: Univ. Press, 2008. - 389 p.