Введение 3
1 Теоретический анализ конфликта поколений в психологии 8
1.1 Понятие возраст и поколение 8
1.2 Конфликт поколений 12
2 Ресентимент и конструктивная психология конфликта 17
2.1 Понятие ресентимента 17
2.2 Феномен ресентимента в конфликтных конструкциях 26
2.3 Культурно - исторический контекст исследования, гипотеза 32
3 Эмпирическое исследование 36
3.1 Описание выборки испытуемых 36
3.2 Описание процедуры, методов и методик исследования 36
3.3 Статистический анализ полученных данных и интерпретация результатов 43
Заключение 49
Список использованных источников 51
Приложение А Шкала любви «Мои симпатии» (45-пунктная методика Стернберга) 55
Приложение Б Опросник характера (Методика Басса- Перри) 58
Приложение В Опросник «Удовлетворенность жизнью»(Методика SWLS)..59 Приложение Г Шкала «Мои антипатии» (Методика Стернберга)
Актуальность исследования. Исследовательский вопрос и его гипотеза является продолжением двухгодичной работы в рамках исследовательских проектов Института психологии практик развития. Один из которых посвящен психологической безопасности на постсоветском пространстве, а другой, - феномену ресентимента в конфликтных конструкциях.
Понятие «ресентимент» нетривиально и ново для психологии и пока является неоформленным и неизученным. Однако, в философии и в социологии ресентимент рассматривается как взаимное расположение и взаимодействие из различных эмоциональных переживаний и описывается в категориях отношений: обида, зависть, ненависть. Собственно эти категории представлены в психологии в области изучения эмоций и это полагание позволяет нам сделать предметом исследования ресентимент.
В силу того, что основная претензия в проектах ИППР при рассмотрении ресентимента - это оппозиция «управляемости-неуправляемости», которая, прежде всего, связана с управлением конфликтов, то переходя к объекту, отметим что в данном исследовании нас будет интересовать проявление ресентиме- та в различных поколениях, которое описывается сегодня в психологии и говорится, что ускорение темпов социального развития приводит к углублению разрыва между поколениями. Различия между поколениями, преемственность поколений - это тот реальный механизм, по которому проходит связь между личным временем развития личности и социально - историческим контекстом этого развития. На стыке поколений, появляется огромное количество проблем. Это и именитая проблема «отцов и детей», и проблема преемственности - духовной, культурной и пр. Если раньше проблема «отцов и детей» ассоциировалась разве что с одноименным романом И. Тургенева, то сейчас проблема взаимоотношений поколений, преемственности и конфликтов во взаимодействии «отцов» и «детей» лишь обострилась по причине резкого ускорения ритма социальных изменений [29]. По словам Н.В.Гришиной в условиях нестабильно-
сти и резких социальных изменений делает «отцов и детей» представителями не просто разных культур, но и разных «миров».
Учитывая, что молодое поколение и старшее поколение существенно различается по указанным выше основанием, то в исследовании мы в качестве объекта полагаем:
Объект: молодое и старшее поколения.
Целью исследования является изучение проявления ресентимента у различных поколений.
Для достижения цели и проверки гипотезы в работе были поставлены следующие задачи исследования:
а) Разработка модели исследования рессентимента через теоретический анализ литературы и изучение методических приемов исследований;
б) Описание ресентимента и выявление проявления ресентимента у двух поколений;
в) Анализ данных и статистическое доказательство гипотезы.
Гипотеза исследования: У современной молодежи, в отличие от старшего
поколения, менее выражено проявление ненависти, зависти (ресентимента) и более выражены удовлетворенность и умение справляться с отрицательными эмоциями в своей жизни.
Теоретико-методологической основой работы являются принципы психологической науки, разработанные и конкретизированные в трудах отечественных и зарубежных ученых:
Методы исследования. На различных этапах работы и при решении отдельных задач, поставленных в исследовании, применялся широкий спектр конкретных методов сбора фактического материала и его обработки.
Для обнаружения показателей ненависти и сравнения их у двух поколений мы будем опираться на модель агрессии «сигнал-возбуждение» Берковица (1990). А это значит, что более высокий уровень агрессии можно ожидать в малообеспеченной или неблагополучной среде, где уровень возможного дискомфорта заведомо выше. Согласно межличностной теории, агрессию можно рассматривать как результат социального ущемления и изоляции. Соответственно, важными, но уже отрицательным факторами агрессии могут быть наличие устойчивых интимных отношений и уровень образования, который, в свою очередь, является фактором расширения и увеличения разнообразия социальных связей.
Также отрицательным психологическим показателем для развития ненависти и агрессии может быть удовлетворенность жизнью, ибо именно фрустрация, т.е. препятствие на пути удовлетворения актуальных потребностей, в одной из базовых теорий рассматривается как главная причина и основа агрессии С удовлетворенностью жизнью, в свою очередь, связано чувство любви, которое также может выступать в качестве известного противовеса ненависти и агрессии.
Таким образом, мы будем использовать следующие методики:
а) Баса-Дарки (для определения индивидуального уровня агрессивности личности, рассматриваемой как комплексный феномен, проявляющийся в различных формах агрессивных и враждебных реакций:
1) физической, косвенной;
2) вербальной агрессии;
3) раздражительности;
4) обиде и т.п., что даст возможность определить индивидуальные индексы агрессивности и враждебности).
б) Методика Басса-Перри, которая была адаптирована в России [16].
в) Для измерения ненависти методика Стернберга [7], состоящая из 18 пунктов.
г) В качестве меры субъективного благополучия и удовлетворенности жизнью была выбрана методика SWLS (SatisfactionwithLifeScale), которая при наличии всего пяти пунктов, характеризуется достаточно высокой валидностью и надежностью.
д) Для измерения любви была использована 45-пунктная методика Стернберга [42;43], адаптированная на русском языке [42].
Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась использованием надежных и апробированных в отечественной психологии методов исследования, взаимопроверкой результатов, получаемых разными методами, а также применением методов математической статистики, содержательным анализом выявленных фактов и закономерностей.
Работа осуществлялась в несколько этапов:
Первый этап (2014г.) - анализ научных публикаций по проблеме; отработка понятийного аппарата исследования; определение гипотезы, целей, постановка задач и выбор методов исследования.
Второй этап (2014-2015гг.) - подбор психодиагностического инструментария; определение выборки исследования. Исследование эмоциональных проявлений у разных поколений и обнаружение их рассогласованностей.
Третий этап (2015-2016гг.) - исследование проявления ресентимента у различных поколений. Качественный и количественный анализ результатов исследования с применением методов математической статистики. Оформление работы.
Выборка: В выборку исследования вошли жители Красноярского края, в количестве 218 человек, а так же жители Республики Хакасия - 40 человек. Количество выборки равнозначное, возраст молодого поколения равен 18-25-ти годам, возраст старшего поколения равен 43-46-ти годам. Исследование носило сравнительный характер. Общий объем выборки 258 человека. Средний возраст старшего поколения равен 45,25781, в диапазоне от 43 до 46 лет, медиана возрастов старшего поколения — 45; средний возраст молодого поколения— 21,22656, в диапазоне от 18 до 25 лет; медиана возрастов молодого поколения — 21.
Надежность и достоверность полученных результатов и основанных на них выводов обеспечивается методологической обоснованностью исходных положений; использованием методов исследования, адекватных целей, задач и логике исследования, их валидностью и надежностью, репрезентативностью выборки; применением методов количественного и качественного анализа результатов исследования.
Можно со всей достоверностью утверждать, что единая система поколений России стала неустойчивых. Разрыву поколений в современной России соответствует понятие «ресентимента». Мы понимаем социальный ресентимент, как скрытый социальный протест, сопровождаемый чувством глубочайшего, взаимного отчуждения, связанным с безуспешностью ожиданий, бессилием и приводящий к социальному напряжению, конкуренции и отсутствию преемственности между поколенческими группами.
Структура и объем работы: состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, библиографического списка. Общий объем бакаловроской работы составляет 63 страницы. В тексте содержится 3 таблицы, 2 рисунка. Список литературы включает 45 источников, из них 10 на иностранном языке.
Несомненно, что поколение — явление социальное: люди рождаются непрерывно и при рождении никто ни к какому поколению не принадлежит. Поколения возникают позже под влиянием исторических обстоятельств, которые объединяют совершенно вроде бы разных людей, имевших счастье или несчастье родиться приблизительно в одном историческом масштабе, в поколения. Конечно, огромную роль играют сходные исторические условия, существующие на протяжении более или менее длительного времени. Но главная роль принадлежит выдающемуся историческому событию, которое превращает статистическую выборку в поколение.
В центре внимания этой работы было сравнение двух поколений старшего поколения и молодого. Целью данной работы было изучение проявления ре- сентимента у различных поколений и она достигнута.
На основе теоретического анализа было установлено, что можно со всей достоверностью утверждать, что единая система поколений России стала нестабильной, неустойчивой. Разрыву поколений в современной России соответствует понятие «ресентимента». Мы понимаем социальный ресентимент, как скрытый социальный протест, сопровождаемый чувством глубокого, взаимного отчуждения, связанным с безуспешностью ожиданий, бессилием и приводящий к социальному напряжению, конкуренции и отсутствию преемственности между поколенческими группами.
Научная новизна результатов исследования состоит в том, что понятие ресентимент было впервые апробировано в психологии.
Практическая значимость исследования определяется тем, что расширены представления об особенностях ресентимента как психологического феномена, как взаимное расположение и взаимодействие из различных эмоциональных переживаний и описывается в категориях отношений: обида, зависть, ненависть. Собственно эти категории представлены в психологии в области изучения эмоций, что позволяет решить ряд теоретических и практических вопросов, связанных с планированием учебно-воспитательного процесса с учетом социокультурного контекста при проведении консультативной работы со студентами, чтении курсов «Социальная психология», «Конфликтология», «Управление конфликтом», «Психология эмоций».
Данные исследования о особенностях ресентимента у различных поколений, могут использоваться для создания целевых программ психологического сопровождения.
По материалам исследования опубликована статья на 2-ой Международной научно-практической конференции (г. Красноярск 27-28 ноября 2015 года).
Согласно результатам статистического анализа мы не можем сказать, что ресентимент характерен для какого-то поколения. На наш взгляд, это связано с рядом ограничений исследования. Это прежде всего обстоятельства, которые ограничивают рассмотренный исследовательский вопрос. К ним можно отнести, например:
а) Новизна понятия ресентимент для психологии и специфичность методических приемов;
б) Значительный объем выборки;
в) Личные предпочтения автора.
В дальнейшей исследовательской работе можно рассмотреть гипотезу « Конфликт поколений связан с нарастающим взаимным отчуждением поколений, связанным с безуспешностью ожиданий, бессилием и, как следствие, импульсом мести, т.е. с ресентиментом» - такая гипотеза возможна для исследования в дальнейшем.
1. Афанасьева, А. Н. Исторический процесс и смена поколений// Преемственность поколений как социологическая проблема/ А. Н. Афанасьева.— М., 1973.
2. Анцупов, А.Я. Конфликтология: Учебник для вузов А.Я. Анцупова, А.И. Шипилова. — М.: ЮНИТИ, 2000. - 551 с.
3. Бреслав, Г.М. Ненависть как предмет психологического исследования/ Г.М. Бреслав// Вопросы психологии. - 2011. - № 2. - с. 138 - 148.
4. Бэрон, Р. Агрессия: учебник Р. Бэрона, Д. Ридчарсон. - Спб.: Питер, 1997.
5. Бреслав, Г.М. Основы Психологического Исследования: Смысл - Академия, 2010.
6. Бреслав, Г. М. Психология эмоций: учебник Г.М. Бреслав. - М.: Смысл; Академия, 2004.
7. Бреслав, Г. М. Психология эмоций. 2-е изд. Переработанное и дополненное. - М.: Смысл; Академия, 2013
8. Воронков, В. М. Проект «шестидесятников» — движение протеста в СССР/ В.М. Воронков // Отцы и дети: поколенческий анализ современной России. - М., 2005.
9. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога. - Минск.: Харвест, 1998 г.
10. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М.: Изд-во МГУ, 1987
11. Дубин, Б. В. Пять поколений советского общества: взгляд из 1989 года / Дубин, Б. В. Гражданкин, А. И. Толстых, А. В. // Социология образования. Т. 1. Вып. 1. - 1993.
12. Дмитриев, А.В. Конфликтология: Учебное пособие А.В. Дмитриев. - М.: Гардарики, 2000. - 320 с.
13. Даффлон, Д. Молодежь в России: портрет поколения на переломе /Д. Дафлон // Вестник общественного мнения. - 2008. - № 5. - С. 19-36.
14. Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии/ С.М. Емельянов - СПб.: Питер, 20011. -360 с.
15. Ениколопов, С.Н. Предубежденность в контексте свойств личности /С.Н. Ениколопов, Н. В. Мешкова //Психологический журнал. - 2010, - № 4, - C. 35-46.
16. Ениколопов, С.Н. Психометрический анализ русскоязычной версии Опросника диагностики агрессии А. Басса и М. Перри./С.Н. Ениколопов, Н.П. Цибульский. // Психологический журнал. — 2007. — №1 . — С. 115124.
17. Коган, Л. Н. Понятие «поколение» в теории научного коммунизма /Л. Н. Коган // Научный коммунизм. - 1974. - № 5.
18. Кон, И. С. Ребенок и общество: учебник И.С. Кон. - М., 1988.
19. Комеда-Лутц, М. Интеллектуальная эмоциональность. Как обращаться со своими чувствами. -Х.: изд-во «Гуманитарный центр», 2014. -216.
20. Либина А.В. Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации / А.В.Либина. - М. : Эксмо, 2008. - 400с.
21. Малинкин, А. Н. Учение Макса Шелера о ресентименте и его значение для социологии / А.Н. Малинкин // Социологический журнал. — 1997. — № 4. — С. 116—150.
22. Петровская, Л.А. О понятийной схеме социально психологического анализа конфликта, с.26/ Хрестоматия по конфликтологии. Сост. Зинчина, А.Б. - Харьков ХНАГХ, 2008. - 166с.
23. Пэйн Р. Эмоции и работы. Теории, исследования и методы применения / Р.Пейн, Купер К. Х.: Изд-во «Гуманитарный Центр», 2008. -544 с.
24. Семенова, В. В. Современные концепции и эмпирические подходы к понятию «поколение» в социологии/ В.В. Семенова // Отцы и дети: поколенческий анализ современной России. - М., 2005.
25. Спиноза, Б. Избр. произв.: В 2 т. T. 1. М: Политиздат, 1957
26. Сидоренко, Е.Н. Методы математической обработки в психологии: учебник Е.Н. Сидоренко. - СПБ.: Речь, 2002.
27. Сельченок К. Прикладная конфликтология. Хрестоматия. М.: 2007 - 565c
28. Cкoтт, Д. Г. Способы рaзрeшeния кoнфликтoв/ Дж.Г. Cкoтт. - CПб: ВИC, 1994.-210c.
29. Толстых, А. В. Опыт конкретно-исторической психологии личности: Учебник А.В. Толстых. - СПб., 2000.
30. Хасан, Б.И. Конструктивная психология конфликта: учебник Б.И. Хасан.- Питер,2003. - 256с;
31.Чер-унг Пак. Ресентимент, оценка, знание и социальное действие в учении Макса Шелера: опыт исследования социологии чувств
(http://www.nir.ru/Socio/scipubl/sj/4cherun.htm);
32. Шелер, М. Ресентимет в структуре моралей: учебник М. Шелера. - М.: Наука, 1999;
33. Шварц Г. Управление конфликтными ситуациями: Диагностика, анализ и разрешение конфликта СПб. Издательство Вернера Регена, 2007.-296 с.
34. Фишер, C. Абди, Д. Лудин, Д. Смит, Р. Уиллиамс, С. Уиллиамс, С. Работа с конфликтом. Навыки и стратегии практической работы с конфликтом. 2-е изд. - Алматы: Ресурсы примирения. - 2005;
35. Яницкий, О.Н. Социальные ограничения модернизации России/ О.Н. Яницкий // СОЦИС. - 2010. - №7. - с. 17-27; Тощенко, Ж.Т. Теоретические и прикладные проблемы исследования новых явлений в общественном сознании и социальной практике// там же, с.3-6; Запесоцкий, А.С. Метаморфозы СМИ: новое качество или новые болезни// там же, с. 7-17.
36. Berkowitz L. On hate and its determinants: some affective and cognitive influences // Sternberg R.J.(ed.). The psychology of hate. Washington, DC: APA, 2005. P. 155-183
37. Breslavs, G. & Tyumeneva, J. (2008). Toward operationalization of the hate concept: Is Hate an opposite to Love, The paper presented at the 14th European conference on Personality, Tartu, July 16-20. - 2008.
38. Breslav, G. Nenavistj kak predmet psihologicheskogo issledovanija (Hatred as the subject-matter of psychological study) //Voprosy Psyhologii. - 2011. - P. - 138-148. (In Russian)
39. Fitness J. Anger in the workplace: An emotion script approach to anger episodes between workers and their superiors, co-workers and subordinates // J. of Organizational Psychol. - 2000. - V. 21.- Р. 147-162
40. Rempel, J.K. Let me count the ways: An integrative theory of love and hate /
J.K. Rempel, Ch.T. Burris. // Personal Relationships. - 2005. - V. 12 (2). - P. 297-313.
41. Royzman, E.B. McCauley, C. From Plato to Putnam: four ways to think about hate/ E.B. Royzman, C. McCauley, // Sternberg R.J. (ed.). The psychology of hate. Washington. - DC: APA, 2005. - P. 3-35.
42.Sternberg, R. J. A Triangular Theory of Love / R. J. Sternberg // Psychological Review.-1886. - V. 93 (2). - P. 119-135.
43.Sternberg, R.J. Construct validation of a triangular love scale / R.J. Sternberg // Europ. J. of Soc. Psychol. - 1997. - V. 27 (3). - P. 313-335.
44.Sternberg, R.J. A duplex theory of hate: Development and application to terrorism, massacres, and genocide / R.J. Sternberg // Review of General Psychol. - 2003. - V. 7. - P. 299-328
45.Wellek А. Emotional polarity in personality structure / M. Arnold (ed.). Feelings and emotions. N.Y.: Academic Press, 1970.- P. 281-289.