Проявления ресентимента у разных поколений
|
Введение 3
1 Теоретический анализ конфликта поколений в психологии 8
1.1 Понятие возраст и поколение 8
1.2 Конфликт поколений 12
2 Ресентимент и конструктивная психология конфликта 17
2.1 Понятие ресентимента 17
2.2 Феномен ресентимента в конфликтных конструкциях 26
2.3 Культурно - исторический контекст исследования, гипотеза 32
3 Эмпирическое исследование 36
3.1 Описание выборки испытуемых 36
3.2 Описание процедуры, методов и методик исследования 36
3.3 Статистический анализ полученных данных и интерпретация результатов 43
Заключение 49
Список использованных источников 51
Приложение А Шкала любви «Мои симпатии» (45-пунктная методика Стернберга) 55
Приложение Б Опросник характера (Методика Басса- Перри) 58
Приложение В Опросник «Удовлетворенность жизнью»(Методика SWLS)..59 Приложение Г Шкала «Мои антипатии» (Методика Стернберга)
1 Теоретический анализ конфликта поколений в психологии 8
1.1 Понятие возраст и поколение 8
1.2 Конфликт поколений 12
2 Ресентимент и конструктивная психология конфликта 17
2.1 Понятие ресентимента 17
2.2 Феномен ресентимента в конфликтных конструкциях 26
2.3 Культурно - исторический контекст исследования, гипотеза 32
3 Эмпирическое исследование 36
3.1 Описание выборки испытуемых 36
3.2 Описание процедуры, методов и методик исследования 36
3.3 Статистический анализ полученных данных и интерпретация результатов 43
Заключение 49
Список использованных источников 51
Приложение А Шкала любви «Мои симпатии» (45-пунктная методика Стернберга) 55
Приложение Б Опросник характера (Методика Басса- Перри) 58
Приложение В Опросник «Удовлетворенность жизнью»(Методика SWLS)..59 Приложение Г Шкала «Мои антипатии» (Методика Стернберга)
Актуальность исследования. Исследовательский вопрос и его гипотеза является продолжением двухгодичной работы в рамках исследовательских проектов Института психологии практик развития. Один из которых посвящен психологической безопасности на постсоветском пространстве, а другой, - феномену ресентимента в конфликтных конструкциях.
Понятие «ресентимент» нетривиально и ново для психологии и пока является неоформленным и неизученным. Однако, в философии и в социологии ресентимент рассматривается как взаимное расположение и взаимодействие из различных эмоциональных переживаний и описывается в категориях отношений: обида, зависть, ненависть. Собственно эти категории представлены в психологии в области изучения эмоций и это полагание позволяет нам сделать предметом исследования ресентимент.
В силу того, что основная претензия в проектах ИППР при рассмотрении ресентимента - это оппозиция «управляемости-неуправляемости», которая, прежде всего, связана с управлением конфликтов, то переходя к объекту, отметим что в данном исследовании нас будет интересовать проявление ресентиме- та в различных поколениях, которое описывается сегодня в психологии и говорится, что ускорение темпов социального развития приводит к углублению разрыва между поколениями. Различия между поколениями, преемственность поколений - это тот реальный механизм, по которому проходит связь между личным временем развития личности и социально - историческим контекстом этого развития. На стыке поколений, появляется огромное количество проблем. Это и именитая проблема «отцов и детей», и проблема преемственности - духовной, культурной и пр. Если раньше проблема «отцов и детей» ассоциировалась разве что с одноименным романом И. Тургенева, то сейчас проблема взаимоотношений поколений, преемственности и конфликтов во взаимодействии «отцов» и «детей» лишь обострилась по причине резкого ускорения ритма социальных изменений [29]. По словам Н.В.Гришиной в условиях нестабильно-
сти и резких социальных изменений делает «отцов и детей» представителями не просто разных культур, но и разных «миров».
Учитывая, что молодое поколение и старшее поколение существенно различается по указанным выше основанием, то в исследовании мы в качестве объекта полагаем:
Объект: молодое и старшее поколения.
Целью исследования является изучение проявления ресентимента у различных поколений.
Для достижения цели и проверки гипотезы в работе были поставлены следующие задачи исследования:
а) Разработка модели исследования рессентимента через теоретический анализ литературы и изучение методических приемов исследований;
б) Описание ресентимента и выявление проявления ресентимента у двух поколений;
в) Анализ данных и статистическое доказательство гипотезы.
Гипотеза исследования: У современной молодежи, в отличие от старшего
поколения, менее выражено проявление ненависти, зависти (ресентимента) и более выражены удовлетворенность и умение справляться с отрицательными эмоциями в своей жизни.
Теоретико-методологической основой работы являются принципы психологической науки, разработанные и конкретизированные в трудах отечественных и зарубежных ученых:
Методы исследования. На различных этапах работы и при решении отдельных задач, поставленных в исследовании, применялся широкий спектр конкретных методов сбора фактического материала и его обработки.
Для обнаружения показателей ненависти и сравнения их у двух поколений мы будем опираться на модель агрессии «сигнал-возбуждение» Берковица (1990). А это значит, что более высокий уровень агрессии можно ожидать в малообеспеченной или неблагополучной среде, где уровень возможного дискомфорта заведомо выше. Согласно межличностной теории, агрессию можно рассматривать как результат социального ущемления и изоляции. Соответственно, важными, но уже отрицательным факторами агрессии могут быть наличие устойчивых интимных отношений и уровень образования, который, в свою очередь, является фактором расширения и увеличения разнообразия социальных связей.
Также отрицательным психологическим показателем для развития ненависти и агрессии может быть удовлетворенность жизнью, ибо именно фрустрация, т.е. препятствие на пути удовлетворения актуальных потребностей, в одной из базовых теорий рассматривается как главная причина и основа агрессии С удовлетворенностью жизнью, в свою очередь, связано чувство любви, которое также может выступать в качестве известного противовеса ненависти и агрессии.
Таким образом, мы будем использовать следующие методики:
а) Баса-Дарки (для определения индивидуального уровня агрессивности личности, рассматриваемой как комплексный феномен, проявляющийся в различных формах агрессивных и враждебных реакций:
1) физической, косвенной;
2) вербальной агрессии;
3) раздражительности;
4) обиде и т.п., что даст возможность определить индивидуальные индексы агрессивности и враждебности).
б) Методика Басса-Перри, которая была адаптирована в России [16].
в) Для измерения ненависти методика Стернберга [7], состоящая из 18 пунктов.
г) В качестве меры субъективного благополучия и удовлетворенности жизнью была выбрана методика SWLS (SatisfactionwithLifeScale), которая при наличии всего пяти пунктов, характеризуется достаточно высокой валидностью и надежностью.
д) Для измерения любви была использована 45-пунктная методика Стернберга [42;43], адаптированная на русском языке [42].
Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась использованием надежных и апробированных в отечественной психологии методов исследования, взаимопроверкой результатов, получаемых разными методами, а также применением методов математической статистики, содержательным анализом выявленных фактов и закономерностей.
Работа осуществлялась в несколько этапов:
Первый этап (2014г.) - анализ научных публикаций по проблеме; отработка понятийного аппарата исследования; определение гипотезы, целей, постановка задач и выбор методов исследования.
Второй этап (2014-2015гг.) - подбор психодиагностического инструментария; определение выборки исследования. Исследование эмоциональных проявлений у разных поколений и обнаружение их рассогласованностей.
Третий этап (2015-2016гг.) - исследование проявления ресентимента у различных поколений. Качественный и количественный анализ результатов исследования с применением методов математической статистики. Оформление работы.
Выборка: В выборку исследования вошли жители Красноярского края, в количестве 218 человек, а так же жители Республики Хакасия - 40 человек. Количество выборки равнозначное, возраст молодого поколения равен 18-25-ти годам, возраст старшего поколения равен 43-46-ти годам. Исследование носило сравнительный характер. Общий объем выборки 258 человека. Средний возраст старшего поколения равен 45,25781, в диапазоне от 43 до 46 лет, медиана возрастов старшего поколения — 45; средний возраст молодого поколения— 21,22656, в диапазоне от 18 до 25 лет; медиана возрастов молодого поколения — 21.
Надежность и достоверность полученных результатов и основанных на них выводов обеспечивается методологической обоснованностью исходных положений; использованием методов исследования, адекватных целей, задач и логике исследования, их валидностью и надежностью, репрезентативностью выборки; применением методов количественного и качественного анализа результатов исследования.
Можно со всей достоверностью утверждать, что единая система поколений России стала неустойчивых. Разрыву поколений в современной России соответствует понятие «ресентимента». Мы понимаем социальный ресентимент, как скрытый социальный протест, сопровождаемый чувством глубочайшего, взаимного отчуждения, связанным с безуспешностью ожиданий, бессилием и приводящий к социальному напряжению, конкуренции и отсутствию преемственности между поколенческими группами.
Структура и объем работы: состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, библиографического списка. Общий объем бакаловроской работы составляет 63 страницы. В тексте содержится 3 таблицы, 2 рисунка. Список литературы включает 45 источников, из них 10 на иностранном языке.
Понятие «ресентимент» нетривиально и ново для психологии и пока является неоформленным и неизученным. Однако, в философии и в социологии ресентимент рассматривается как взаимное расположение и взаимодействие из различных эмоциональных переживаний и описывается в категориях отношений: обида, зависть, ненависть. Собственно эти категории представлены в психологии в области изучения эмоций и это полагание позволяет нам сделать предметом исследования ресентимент.
В силу того, что основная претензия в проектах ИППР при рассмотрении ресентимента - это оппозиция «управляемости-неуправляемости», которая, прежде всего, связана с управлением конфликтов, то переходя к объекту, отметим что в данном исследовании нас будет интересовать проявление ресентиме- та в различных поколениях, которое описывается сегодня в психологии и говорится, что ускорение темпов социального развития приводит к углублению разрыва между поколениями. Различия между поколениями, преемственность поколений - это тот реальный механизм, по которому проходит связь между личным временем развития личности и социально - историческим контекстом этого развития. На стыке поколений, появляется огромное количество проблем. Это и именитая проблема «отцов и детей», и проблема преемственности - духовной, культурной и пр. Если раньше проблема «отцов и детей» ассоциировалась разве что с одноименным романом И. Тургенева, то сейчас проблема взаимоотношений поколений, преемственности и конфликтов во взаимодействии «отцов» и «детей» лишь обострилась по причине резкого ускорения ритма социальных изменений [29]. По словам Н.В.Гришиной в условиях нестабильно-
сти и резких социальных изменений делает «отцов и детей» представителями не просто разных культур, но и разных «миров».
Учитывая, что молодое поколение и старшее поколение существенно различается по указанным выше основанием, то в исследовании мы в качестве объекта полагаем:
Объект: молодое и старшее поколения.
Целью исследования является изучение проявления ресентимента у различных поколений.
Для достижения цели и проверки гипотезы в работе были поставлены следующие задачи исследования:
а) Разработка модели исследования рессентимента через теоретический анализ литературы и изучение методических приемов исследований;
б) Описание ресентимента и выявление проявления ресентимента у двух поколений;
в) Анализ данных и статистическое доказательство гипотезы.
Гипотеза исследования: У современной молодежи, в отличие от старшего
поколения, менее выражено проявление ненависти, зависти (ресентимента) и более выражены удовлетворенность и умение справляться с отрицательными эмоциями в своей жизни.
Теоретико-методологической основой работы являются принципы психологической науки, разработанные и конкретизированные в трудах отечественных и зарубежных ученых:
Методы исследования. На различных этапах работы и при решении отдельных задач, поставленных в исследовании, применялся широкий спектр конкретных методов сбора фактического материала и его обработки.
Для обнаружения показателей ненависти и сравнения их у двух поколений мы будем опираться на модель агрессии «сигнал-возбуждение» Берковица (1990). А это значит, что более высокий уровень агрессии можно ожидать в малообеспеченной или неблагополучной среде, где уровень возможного дискомфорта заведомо выше. Согласно межличностной теории, агрессию можно рассматривать как результат социального ущемления и изоляции. Соответственно, важными, но уже отрицательным факторами агрессии могут быть наличие устойчивых интимных отношений и уровень образования, который, в свою очередь, является фактором расширения и увеличения разнообразия социальных связей.
Также отрицательным психологическим показателем для развития ненависти и агрессии может быть удовлетворенность жизнью, ибо именно фрустрация, т.е. препятствие на пути удовлетворения актуальных потребностей, в одной из базовых теорий рассматривается как главная причина и основа агрессии С удовлетворенностью жизнью, в свою очередь, связано чувство любви, которое также может выступать в качестве известного противовеса ненависти и агрессии.
Таким образом, мы будем использовать следующие методики:
а) Баса-Дарки (для определения индивидуального уровня агрессивности личности, рассматриваемой как комплексный феномен, проявляющийся в различных формах агрессивных и враждебных реакций:
1) физической, косвенной;
2) вербальной агрессии;
3) раздражительности;
4) обиде и т.п., что даст возможность определить индивидуальные индексы агрессивности и враждебности).
б) Методика Басса-Перри, которая была адаптирована в России [16].
в) Для измерения ненависти методика Стернберга [7], состоящая из 18 пунктов.
г) В качестве меры субъективного благополучия и удовлетворенности жизнью была выбрана методика SWLS (SatisfactionwithLifeScale), которая при наличии всего пяти пунктов, характеризуется достаточно высокой валидностью и надежностью.
д) Для измерения любви была использована 45-пунктная методика Стернберга [42;43], адаптированная на русском языке [42].
Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась использованием надежных и апробированных в отечественной психологии методов исследования, взаимопроверкой результатов, получаемых разными методами, а также применением методов математической статистики, содержательным анализом выявленных фактов и закономерностей.
Работа осуществлялась в несколько этапов:
Первый этап (2014г.) - анализ научных публикаций по проблеме; отработка понятийного аппарата исследования; определение гипотезы, целей, постановка задач и выбор методов исследования.
Второй этап (2014-2015гг.) - подбор психодиагностического инструментария; определение выборки исследования. Исследование эмоциональных проявлений у разных поколений и обнаружение их рассогласованностей.
Третий этап (2015-2016гг.) - исследование проявления ресентимента у различных поколений. Качественный и количественный анализ результатов исследования с применением методов математической статистики. Оформление работы.
Выборка: В выборку исследования вошли жители Красноярского края, в количестве 218 человек, а так же жители Республики Хакасия - 40 человек. Количество выборки равнозначное, возраст молодого поколения равен 18-25-ти годам, возраст старшего поколения равен 43-46-ти годам. Исследование носило сравнительный характер. Общий объем выборки 258 человека. Средний возраст старшего поколения равен 45,25781, в диапазоне от 43 до 46 лет, медиана возрастов старшего поколения — 45; средний возраст молодого поколения— 21,22656, в диапазоне от 18 до 25 лет; медиана возрастов молодого поколения — 21.
Надежность и достоверность полученных результатов и основанных на них выводов обеспечивается методологической обоснованностью исходных положений; использованием методов исследования, адекватных целей, задач и логике исследования, их валидностью и надежностью, репрезентативностью выборки; применением методов количественного и качественного анализа результатов исследования.
Можно со всей достоверностью утверждать, что единая система поколений России стала неустойчивых. Разрыву поколений в современной России соответствует понятие «ресентимента». Мы понимаем социальный ресентимент, как скрытый социальный протест, сопровождаемый чувством глубочайшего, взаимного отчуждения, связанным с безуспешностью ожиданий, бессилием и приводящий к социальному напряжению, конкуренции и отсутствию преемственности между поколенческими группами.
Структура и объем работы: состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, библиографического списка. Общий объем бакаловроской работы составляет 63 страницы. В тексте содержится 3 таблицы, 2 рисунка. Список литературы включает 45 источников, из них 10 на иностранном языке.
Несомненно, что поколение — явление социальное: люди рождаются непрерывно и при рождении никто ни к какому поколению не принадлежит. Поколения возникают позже под влиянием исторических обстоятельств, которые объединяют совершенно вроде бы разных людей, имевших счастье или несчастье родиться приблизительно в одном историческом масштабе, в поколения. Конечно, огромную роль играют сходные исторические условия, существующие на протяжении более или менее длительного времени. Но главная роль принадлежит выдающемуся историческому событию, которое превращает статистическую выборку в поколение.
В центре внимания этой работы было сравнение двух поколений старшего поколения и молодого. Целью данной работы было изучение проявления ре- сентимента у различных поколений и она достигнута.
На основе теоретического анализа было установлено, что можно со всей достоверностью утверждать, что единая система поколений России стала нестабильной, неустойчивой. Разрыву поколений в современной России соответствует понятие «ресентимента». Мы понимаем социальный ресентимент, как скрытый социальный протест, сопровождаемый чувством глубокого, взаимного отчуждения, связанным с безуспешностью ожиданий, бессилием и приводящий к социальному напряжению, конкуренции и отсутствию преемственности между поколенческими группами.
Научная новизна результатов исследования состоит в том, что понятие ресентимент было впервые апробировано в психологии.
Практическая значимость исследования определяется тем, что расширены представления об особенностях ресентимента как психологического феномена, как взаимное расположение и взаимодействие из различных эмоциональных переживаний и описывается в категориях отношений: обида, зависть, ненависть. Собственно эти категории представлены в психологии в области изучения эмоций, что позволяет решить ряд теоретических и практических вопросов, связанных с планированием учебно-воспитательного процесса с учетом социокультурного контекста при проведении консультативной работы со студентами, чтении курсов «Социальная психология», «Конфликтология», «Управление конфликтом», «Психология эмоций».
Данные исследования о особенностях ресентимента у различных поколений, могут использоваться для создания целевых программ психологического сопровождения.
По материалам исследования опубликована статья на 2-ой Международной научно-практической конференции (г. Красноярск 27-28 ноября 2015 года).
Согласно результатам статистического анализа мы не можем сказать, что ресентимент характерен для какого-то поколения. На наш взгляд, это связано с рядом ограничений исследования. Это прежде всего обстоятельства, которые ограничивают рассмотренный исследовательский вопрос. К ним можно отнести, например:
а) Новизна понятия ресентимент для психологии и специфичность методических приемов;
б) Значительный объем выборки;
в) Личные предпочтения автора.
В дальнейшей исследовательской работе можно рассмотреть гипотезу « Конфликт поколений связан с нарастающим взаимным отчуждением поколений, связанным с безуспешностью ожиданий, бессилием и, как следствие, импульсом мести, т.е. с ресентиментом» - такая гипотеза возможна для исследования в дальнейшем.
В центре внимания этой работы было сравнение двух поколений старшего поколения и молодого. Целью данной работы было изучение проявления ре- сентимента у различных поколений и она достигнута.
На основе теоретического анализа было установлено, что можно со всей достоверностью утверждать, что единая система поколений России стала нестабильной, неустойчивой. Разрыву поколений в современной России соответствует понятие «ресентимента». Мы понимаем социальный ресентимент, как скрытый социальный протест, сопровождаемый чувством глубокого, взаимного отчуждения, связанным с безуспешностью ожиданий, бессилием и приводящий к социальному напряжению, конкуренции и отсутствию преемственности между поколенческими группами.
Научная новизна результатов исследования состоит в том, что понятие ресентимент было впервые апробировано в психологии.
Практическая значимость исследования определяется тем, что расширены представления об особенностях ресентимента как психологического феномена, как взаимное расположение и взаимодействие из различных эмоциональных переживаний и описывается в категориях отношений: обида, зависть, ненависть. Собственно эти категории представлены в психологии в области изучения эмоций, что позволяет решить ряд теоретических и практических вопросов, связанных с планированием учебно-воспитательного процесса с учетом социокультурного контекста при проведении консультативной работы со студентами, чтении курсов «Социальная психология», «Конфликтология», «Управление конфликтом», «Психология эмоций».
Данные исследования о особенностях ресентимента у различных поколений, могут использоваться для создания целевых программ психологического сопровождения.
По материалам исследования опубликована статья на 2-ой Международной научно-практической конференции (г. Красноярск 27-28 ноября 2015 года).
Согласно результатам статистического анализа мы не можем сказать, что ресентимент характерен для какого-то поколения. На наш взгляд, это связано с рядом ограничений исследования. Это прежде всего обстоятельства, которые ограничивают рассмотренный исследовательский вопрос. К ним можно отнести, например:
а) Новизна понятия ресентимент для психологии и специфичность методических приемов;
б) Значительный объем выборки;
в) Личные предпочтения автора.
В дальнейшей исследовательской работе можно рассмотреть гипотезу « Конфликт поколений связан с нарастающим взаимным отчуждением поколений, связанным с безуспешностью ожиданий, бессилием и, как следствие, импульсом мести, т.е. с ресентиментом» - такая гипотеза возможна для исследования в дальнейшем.



