Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Становление и развитие фотографического дела в Российской империи в XIX-начале XX вв. (на примере Енисейской губернии)

Работа №22124

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

история

Объем работы117
Год сдачи2018
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
588
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВЕДЕНИЕ 3
1. Становление фотографического дела в Российской империи 21
1.1. Развитие фотографического процесса и фотографической деятельности в
XIX - первом десятилетии XX вв 21
1.2. Особенности нормативно-правового регулирования фотографического
дела в Российской империи 38
2. Зарождение фотографического дела в Енисейской губернии во второй
половине XIX - начале XX вв 54
2.1. История возникновения фотографической деятельности в Енисейской
губернии 54
2.2. Организация занятия фотографическим делом на территории Енисейской
губернии в период с середины XIX по начало XX вв 72
2.3. Появление первых фотографических обществ в Енисейской губернии.... 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 97
ПРИЛОЖЕНИЕ


Актуальность темы исследования обусловлена практической ценностью и всесторонним применением фотографии в повседневности, научно-технической и культурно-творческой сферах деятельности. На протяжении 179 лет существования фотография представляет собой уникальную и, фактически, незаменимую технологию фиксирования изображения на светочувствительной основе, воспроизводящего окружающую действительность в тот или иной момент времени. В свою очередь, история становления и развития мировой фотографии берет начало в 1839 г., претерпев множественные значительные изменения, способствующие широкому внедрению фотографического дела. На смену первозданных гелиографии, дагерротипии и калотипии на серебряных пластинах, ставших общепризнанным достоянием Ж. Н. Ньепса, Луи Ж. М. Дагера и У. Талбота, во второй половине XIX в. пришли новые, усовершенствованные методики получения светового отпечатка (стереофотография, цианотипия, ферротипия, амбротипия, мокроколлоидный процесс и др.) на стекле.
В качестве объекта визуализации и резервирования информации фотография находит широкое практическое применение в любой профессиональной среде, становясь как неотъемлемой частью гуманитарных, естественных и технических наук, так и инструментом военно-политического и судебного регулирования и исполнения власти. Так, стратегическое назначение фотографического дела в Енисейской губернии сводится к общеобязательному снятию фотокарточек с ссыльнокаторжных арестантов «по дюжине с каждого», проходящих через красноярский пересыльный тюремный замок.
Комплексное изучение истории фотографии в системе общественной жизни региона позволяет расширить историографическое освоение данной проблематики и в то же время внести вклад в развитие источниковедческой базы.
Степень изученности темы. Среди исследователей история становления и развития фотографического дела в Енисейской губернии до конца не изучена. При том фундаментальных результатов, способных раскрыть суть и глубину предмета исследования, на данный момент не представлено.
Обращаясь к мировой истории феномена фотографии, научным сообществом подготовлено множество основательных трудов, описывающих движение эволюции светописи, исходя из той или иной точки зрения, концепции развития, понимания процесса и трактовки зарубежного опыта.
Фундаментальным исследованиями, стоявшими особняком в изучении истории развития фотографии и фотографического дела в целом, предстают работы Д. Д. Истмена «История фотографии с 1839 г. до наших дней» с многочисленными иллюстрациями, М. Фризо «Новая история фотографии» , насыщенной жанровой классификацией фотографий (технические, документальные, научные, художественные) через призму переосмысления эволюции фотографии в непосредственной связи с историей техники. Данные сочинения вызывают особый интерес в основе информативности, структурированности и подробности представленного материала, уникальным обобщающим свойством которых является неклассическая трактовка истории фотографии, причинно-следственные связи и критический подход.
Исчерпывающие сведения о развитии фотографии с момента зарождения, наукоемкое описание тонкостей оперирования камерой-обскурой в светочувствительной среде с применением знаний из фотохимической среды, обновления процесса в течение времени содержатся в работе К. В. Чибисова «Очерки по истории фотографии» , с приложением писем, свидетельств и документов отцов-основателей фотографии Ж. Н. Ньепса и Л. Ж. М. Дагера.
Особое положение в перечне тематических научных изданий занимает монография И. А. Головни «С чего начиналась фотография» , одна из глав которой посвящена истории образования отечественной фотографии. Подобно предыдущему исследованию, И. А. Головня видит в фотографии результат содружества физики и химии, нежели продукт культурно-творческой реализации.
Аналогичный подход в поиске истины того, кто и каким образом пришел в своих умозаключениях к гениальному открытию фотографии, использовался членом-корреспондентом АН СССР Т. П. Кравецем в 1939 г. в связи со столетним юбилеем изобретения фотографии и К. Бажаком в работе, посвященной первым пятидесяти годам существования фотографии . Стоит отметить особую ценность последней, поскольку основное содержание книги сопровождается постраничным иллюстрированием предоставляемой информации: 150 изображений, знакомящих исследователя с прогрессивными технологиями XIX в.: дагерротипами, гелиографическими пластинками, калотипами, отпечатками на коллодии, амбротипами, ферротипией, цианотипами, хронофотографией, фотографиями на альбуминовой бумаге и гравюре.
Подробнее о вышеперечисленных усовершенствованных технологиях проявления светового изображения содержится в работах В. Л. Егорова ,
В. В. Нурковой , В. А. Прищеповой , А. А Пономарева . Авторы внесли вклад в описательную сторону технического процесса того, каким образом прогрессирующие знания о фотографии обновлялись в результате экспериментов, какие новые веяния преобладали в зависимости от цели съемки, какова популярность среди населения.
Обращая более пристальное внимание на значимые в отношении постижения фотографии фигуры, такие как Ж. Н. Ньепс и его племянник
A. Ньепс де Сент-Виктор, Л. Ж. М. Дагер, У. Талбот, Р. Маддокс, Ж.-Б. Г. ле Грей, братья Лу-Огюст и Огюст-Розали Биссон, Ф. Скот-Арчер, рядом отечественных историков, таких как Я. Я. Звягинский ,
B. Ф. Буринский , С. В. Евгенов , С. А. Морозов ,
А. И. Винберг представлены монографии, описывающие как краткую биографию изобретателей, так и кульминационные события и достижения в результате изучения фотографического процесса.
В основе фундаментальных исследований по истории российской фотографии большую ценность имеют очерки историков визуальной культуры А. П. Попова на базе документальных материалов,
И. Ю. Чмыревой , лекции по истории фотографии В. Левашова , раскрывающие предысторию и развитие фотографической технологии в XIX - начале XX вв.
История отечественной фотографии с момента внедрения в российскую культурно-творческую и научную действительность отражена во множественных обзорах Г. Абрамова , П. Ангарского , статьях П. И. Поповой и Е. В. Чертковой , К. Геворкян и И. М. Фединой , Н. А. Станулевич .
Периодическая систематизация изучения истории отечественной фотографии представлена в работах В. А. Прищеповой и М. Е. Гадалова (вторая половина XIX - начало XX вв.). Тем не менее, целостного представления о начальном этапе совершенствования фотографической технологии в середине XIX в. данные работы не дают.
Историографические сведения по истории отечественной фотографии представлены в исследовании Н. А. Станулевич.
Отдельное место в исследовательском сегменте работы отводится основанию цветной фотографии в Российской империи, являющейся заслугой фотографа, позднее возглавляющего фотографический отдел Императорского Русского Технического Общества, С. М. Прокудина-Горского. Работы Н. А. Нарышкиной-Прокудиной-Горской, Л. В. Семовой характеризуют личность и деятельность известного фотографа начала XX в.
Конкретизация художественно-смысловой направленности
фотографического процесса, такими как уличная; творческая, или постановочная, пикториальная фотография, популярная по начало XX в.; любительская, или вернакулярная фотография; спортивная фотография; военная фотография; криминалистическая фотография; полицейская
фотография глазами российского фотографа прослеживается в публикациях авторов А. С. Давыдова, А. Э. Беловой, И. В. Грачева, О. Ю. Бойцовой, О. А. Бакулина, М. А. Ващука, Н. В. Булкина, Н. А. Крыловой.
Особое место в среде применения фотографии имеет журналистика, эволюционировавшая в 1870-е гг. с внедрением в периодическую печать иллюстративного материала на основе фотографических снимков, о чем свидетельствует аналитическая статья Н. И. Федосеева и А. В. Мухи.
Непосредственно о тематической фотографической периодике XIX в. по 1917 г. повествуется в статьях О. С. Головиной, содержащих информацию об абсолютном большинстве издаваемых в рассматриваемый период в России журналов о фотографическом деле.
Стоит отметить низкую степень заинтересованности историками ценностной практической значимости фотографии, применяемости ее в средствах массовой информации, профессиональных областях (военная,
судебная, правоохранительная, спортивная), нежели технологии
фотографического процесса и общих элементов истории фотографии.
Нормативно-правовое регулирование фотографического дела доподлинно представлено Источниковой базой данного исследования, однако во второй половине XIX в. печатались публицистические сочинения, справочные издания, истолковывающие, уточняющие и разъясняющие сведения продуктов государственного законотворчества. Среди таковых известны труды
3. М. Мсерианца «Законы о печати: настольная справочная книга (1838 - 1899 гг.)» с постатейной интерпретацией нормативов и министра внутренних дел 1861 - 1969 гг. П. А. Валуева «Дума русского во второй половине 1855 года» . В последующий период времени следуют аналогичные по своей сущности работы, такие как «Разъяснения первого общего собрания Правительствующего сената и Государственного совета по делам земским, городским, о крестьянах, о службе гражданской, о евреях и другим»,
A. М. Нолькен , «Характеристика административно-правового регулирования книгораспространения в Российской провинции во второй половине XIX века», М. А. Шицкова , «Фотографы Москвы - на память будущему 1839 - 1930 гг.: альбом-справочник» , Т. Н. Шипова, Н. А Марченко.
Об обстоятельствах фотографирования ссыльнокаторжных арестантов подробно содержится в исследовании Г. Е. Хаит «Поиска продолжается: утраты, находки, исследования. Очерки о сибирском периоде жизни
B. И. Ленина» и Н. Н. Емельянова «Тюрьма и ссылка. Очерки политической и религиозной ссылки» . Данные труды содержат элемент расследования на территории Сибири благодаря скрупулезности авторов в поисках ответов на поставленные вопросы.
Периодическую печать, такую как научные и общественно-политические периодические издания, представляют статьи, на страницах которых размещены очерки по отдельным фрагментам истории фотографии в мире и Российской империи в частности: «Известия уральского государственного университета» , «Вестник Томского государственного университета» ,
«Ученые записки Казанского государственного
университета» ,«Библиотековедение» , «Известия Российского
государственного педагогического университета им. А.И. Герцена» , «Наука и жизнь» , «Искусство кино» , «Коммунист» .
Общепринятая позиция в отношении того, кто является основоположником неизвестного ранее феномена фотографии, вызвала неоднозначное мнение у потомка автора гелиографического процесса Ж. Н. Ньепса, сына фотографа И. Ньепса, выпустившего книгу «История открытия, несправедливо названного дагерротипом», упомянутое в работе М. М. Гурьевой. Дискуссионный аспект датировки образования фотографии вынесен на рассмотрение в статье Е.Б. Виноградовой, отдавшей, однако, предпочтение в пользу прописной истины по заслуге Ф. Д. Араго, выступившего с докладом о дагерротипическом процессе.
Подробности открытия фотографии не оставляют сомнений в авторской неприкосновенности Л. Ж. М. Дагера, раскрытые
С. Е. Транковским в одноименной статье. В связи с этим стоит отметить отдельное внимание, уделенное исследователями персоналиям, внесшим
весомый вклад в развитие фотографической деятельности в Енисейской губернии. Так, И. В. Куклинский посвятил личности Л. Ю. Вонаго статью, описав фрагменты биографии и творчества красноярского фотографа. О личности Ф. X. Кеппеля, коммерческой основе его фотографической деятельности ввиду обязанности фотографов снимать и дублировать фотографические снимки с арестантов, следующих по этапу в Сибири, включая красноярский пересыльный пункт, содержится в статье
В. А. Устинова. В данной работе представлены сведения по факту партнерских отношений между Р. О. Аксельрод, женой переселенца Сухобузимской волости и фотографа М. Б. Аксельрода и прусским поданным, впоследствии объединивших фотографические заведения, промышляющих перепродажей негативов участников громких политических процессов. По данному факту имеются содержательные аспекты в работе Е. И. Владимирова «Ленинские места на Енисее» .
О новых веяниях в истории развития фотографии, таких как стереофотография и мокрый коллоидный процесс, написано в работах А. И. Винберга, А. Н. Фоменко.
Правовые аспекты фотографического дела представлены в публикации Р. Р. Идрисовой, представившей нюансы как организации, так и ликвидации занятия фотографией, основываясь на законах и правилах, принятых в Российской империи во второй половине XIX в. Более пристальное внимание уделил Закону о печати от 6 апреля 1865 г. Л. М. Макушин, послуживший, в дальнейшем, основой для цензурных ограничений всякого аналогичного рода деятельности.
Подкатегорию периодической печати составляют местные периодические издания, в большинстве публикующие фотоматериалы в качестве иллюстраций (красноярские газеты «Красноярский рабочий» , «Россия - Сибирь - Красноярский край: сборник материалов VIII краеведческих чтений» , «Край наш Красноярский: календарь знаменательных и памятных дат на 2015 г., «Календарь знаменательных и памятных дат на 2012, г. Красноярск» , «Мартьяновские краеведческие чтения (1989 - 1999 гг.): сборник докладов и статей» , «Вестник Минусинского регионального краеведческого музея» , «Временник Сибирского фотографического общества» .
Издания данной категории характеризуют становление и историю фотографии в Енисейской губернии от посещения французским поданным А. Давиньоном Сибири в 1845 г. с целью съемки политических ссыльных и ссыльнокаторжных до окончания функционирования фотографических обществ в губернии на подступи к Первой мировой войне, последующая утрата фотокарточек, закрытие некоторых фотоателье. При том, что, по мнению А. В. Быстровой, дата регистрации Красноярского фотографического общества признана датой отсчета начала профессиональной фотографии в г. Красноярске.
Одним из первых попытку охватить в небольшом исследовании историю фотографии в Енисейской губернии предпринял А. П. Миханев в статье «150 лет со дня открытия в Красноярске первой фотостудии членом Немецкого фотографического общества Г. X. Кеппелем», представленные краткие сведения по основным тезисам исторического следования фотографии по Восточной Сибири.
Под редакцией И. В. Ковалевой посвящена статья имени Н. В. Федорова, известного фотографа и организатора экспозиций видов окрестностей, событий г. Минусинска, оставившего после себя уникальную фотолетопись Енисейской губернии конца XIX - начала XX вв. (более 2000 негативов). В работе Т. В. Шатиловича приводятся примеры событийной съемки: закладка церкви Вознесения, проводы члена в Первую Государственную Думу А. С. Ермолаева и первое представление на сцене местного драматического театра пьесы Максима Горького «На дне».
Особую ценность представляют издания репринтного типа, позволяющие визуально проследить историю как фотографии, так и самой Енисейской губернии в частности, такие как фотоальбомы «Енисейская губерния, Красноярский край. История в фотографиях. 1870-1970 гг.
Книга №1» В. В. Черкашина, В. Г. Истомина, С. Г. Копцева и «Красноярск. История города в фотографиях. 1870 - 1970 гг. Книга №2» В. В. Черкашина и
С. Г. Копцева, выпущенные в 2011 г.
Таким образом, специальных научно-исследовательских работ по становлении и развитии фотографического дела конкретно в Енисейской губернии, которые обобщали бы сведения по выбранной теме, на сегодняшний момент не обнаружено, поскольку информация представлена в разрозненном и несистематизированном виде. Степень изученности проблемы, научно-практическая значимость обусловили необходимость ее комплексного изучения.
Целью исследования является изучение процесса становления и развития фотографического дела от момента образования фотографии в Российской империи до начала XX в. на примере Енисейской губернии. В данном исследовании не рассматривается анализ фотографии как вида искусства, с художественной точки зрения. Фотографическое дело представлено в качестве комплекса основных компонентов оценки деятельности: история образования, этапы развития, универсализация,
нормативно-правовое регулирование деятельности, фотографические
объединения и экспозиции.
Исходя из указанной цели, выделены основные задачи:
1. Проанализировать особенности нормативно-правового регулирования фотографического дела в Российской империи в период с момента основания фотографической деятельности в государстве по начало XX в.;
2. Выявить особенности региональной истории становления и организации фотографической деятельности в Енисейской губернии;
3. Определить влияние фотографии на общественно-культурную жизнь Енисейского региона во второй половине XIX - начале XX вв.
Объект исследования - фотографическое дело.
Предмет исследования - основные направления развития фотографического дела в Енисейской губернии в XIX - начале XX вв.
Хронологические рамки исследования - 1839 - 1914 гг. Нижняя граница исследования обусловлена официальной датой зарождения фотографии в Российской империи, верхняя граница - период приостановки деятельности Красноярского фотографического общества накануне Первой мировой войны.
Территориальные рамки исследования ограничены регионально-территориальным охватом в границах Енисейской губернии.
Методы исследования были определены характером использованных архивных источников, литературы и решаемыми задачи. В основу методологии научного исследования положены как общенаучные, так и конкретно¬исторические методы и принципы.
Работа основана на таких научных принципах, как объективность и историзм, которые предполагают охват максимально возможного количества архивных источников и позволяют проследить динамику изучаемых явлений, рассмотреть развитие фотографии в регионе.
В целом методологическая задача исследования заключалась в нахождении оптимального сочетания теоретической составляющей обработанного материала и проблемно-содержательной реконструкции, в выявлении сущности развития фотографического дела в Енисейской губернии в качестве комплекса компонентов, подробно представленных в научной новизне данной работы.
Основой для комплексного изучения поставленной задачи послужил системный подход.
К общенаучным методам следует отнести: метод описания, анализа, сравнения, синтеза, методы дедукции индукции, что немало важно для комплексного изучения явления фотографического дела на территории губернии с учетом основных компонентов оценки деятельности.
При проведении исследования применены специальные исторические методы. Синхронный метод позволил установить общие признаки для однородных процессов, протекавших в разных городах Енисейской губернии. Проблемно-хронологический метод был применен при поэтапном анализе законодательной базы, регулировавшей деятельность фотографических заведений на уровне государства. Метод каталогизации и систематизации был применен при составлении приложений, в основе которые статистические данные прошений на открытие фотографических заведений, промысловых свидетельств, аналитическим путем характеризующих деятельность фотографов-профессионалов и любителей.
Источниковую базу исследования составили опубликованные (законодательные и нормативно-правовые акты, периодическая печать) и неопубликованные источники (архивные материалы Красноярского государственного казенного учреждения государственного архива Красноярского края: делопроизводственные документы, статистические материалы).
Законодательные и нормативно-правовые акты. Данная группа источников применима при изучении фотографического дела с позиции права, законодательной системы, на основании которой также удалось проследить процесс развития конкретного вида деятельности, государственное влияние и внимание к фотографии и фотографической отрасли в целом.
К данной группе источников, в первую очередь, относятся законодательные акты, опубликованные в Полном собрании законов Российской империи (Положения №№ 38276, 41779, 41990, 41998); циркуляры Министерства внутренних дел за 1862 - 1868 гг. №№ 152, 154, 155. Деятельность фотографических заведений была рассмотрена в двух аспектах: как объекта, находящегося под цензурным контролем и как хозяйствующая структура. Закон о цензуре 1865 г. закрепил вплоть до начала XX столетия порядок открытия, закрытия, а также контроль над деятельностью фотографических заведений.
Налогообложение осуществлялось на основании Положения о пошлинах за право торговли и других промыслов, принятого 9 февраля 1865 г., позже - в соответствии с Положением о государственном промысловом налоге, утвержденном 8 июня 1898 г.
В отношении основного учредительного документа среди объединений - Устава - произошли некоторые изменения 4 марта 1906 г., что послужило поводом для временной отсрочки образования губернских фотографических обществ. Причиной отказа утверждения уставного документа послужило преобразование порядка утверждения уставов после обнародования Манифеста 17 октября 1905 г., о чем свидетельствует последующее издание продолжающего и конкретизирующего идеи Манифеста «Именного высочайшего указа правительствующего сенату о временных правилах об обществах и союзах».
Законотворческие инициативы фотографической общественности способствовали принятию 20 марта 1911 г. нового закона об авторском праве, в котором был выделен специальный раздел «Авторское право на фотографические произведения».
Делопроизводственные документы различных учреждений,
использованные в ходе исследования, сосредоточены в архивной среде г. Красноярска. При написании работы большое значение имело выявление


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В течение первого десятилетия изобретение фотографии вызвало бурный общественный резонанс, изменив представления большинства людей о видении и восприятии мира, преумножив возможности человека в любой из областей знания. Последующие пятьдесят лет фотография эксплуатируется как неотъемлемая составляющая научно-практического процесса, на рубеже XIX - XX вв. происходит рассмотрение и применение светописи в качестве вида искусства, преисполненная культурно-творческим осмыслением фотографического процесса.
Наряду с внедрением отечественной фотографии в научную и культурную стороны жизни общества, ввиду удешевления фотографической техники, а значит, появления любительской вернакулярной съемки, набирает популярность и массовое распространение коммерциализация фотографии, или фотографическое дело.
В результате преобразования фотографии в предмет получения прибыли, продукта художественно-творческой деятельности и инструмента научного познания в 1860-х гг. возникает необходимость нормативно-правового регулирования и законодательного закрепления фотографии как обособленного вида деятельности. Выводом анализа нормативно-правовой базы является формирование источников права с целью, как правило, систематизации, смыслового обобщения, уточнения и пояснения статей законоположений как для губернских центральных органов, так и отдельных граждан, заинтересованных в непосредственном участии производить стационарную либо мобильную фотографию без необходимости определять конкретный вид деятельности - фотографический - в нехарактерную для типографских, литографских и иных аналогичных заведений, потому как производящих предметы тиснения, категорию, требующую индивидуального
законодательного обособления.
Вопреки ожиданиям положения нормативных документов не столько упрощали деятельность фотографов Енисейской губернии, сколько усложняли новоиспеченный род деятельности, однако принятая система правового обеспечения стала неуверенной основой для всей фотографической отрасли до конца XIX столетия. Несогласованная, ужесточенная процедура легализации фотографического дела пресекла развитие фотографии в Енисейской губернии на порядок около 30% от возможного уровня.
Попытка законотворческим путем оперирования нереализованного авторского права фотографа обернулась цензурным контролем и последовавшей чередой незначительных ограничений. С того момента, когда в 1881 г. V (светописным) Отделом Императорского Русского технического общества была подготовлена «Записка по выработке закона о художественной собственности фотографа» до обнародования Положения об авторском праве, утвержденном 15 марта 1911 г., прошло тридцать лет «фактического бесправия», и поскольку законотворческий процесс акцентировал внимание на правовой стороне вопроса рода деятельности, по смысловой составляющей отдаленной от фактического предмета, усложнялась процедура и посредством цензуры, установленной на вершину зарождающегося фотографического искусства, и лишь позднее - авторского права.
Обращаясь к истории фотографического дела в Енисейской губернии Российской империи, исследованы такие составляющие деятельности, как история возникновения фотографического дела в Енисейской губернии, основание первых фотографических заведений, взаимоотношения губернского правления и фотографов, сведения о фотографической деятельности основных и значимых для истории Енисейской губернии фотографов (Г. X. Кеппель, Л. Ю. Вонаго, М. Б. и Р. О. Аксельрод, В. В. Федоров, А. Е. Нитрам
(см. Приложение А), состав фотографий двух крупных изданий иллюстрированных альбомов, выпущенных в начале XX в., таких как «Великий путь: виды Сибири и Великой Сибирской железной дороги» И. Р. Томашкевича под ред. М. Б. Аксельрод и «Красноярск и его окрестности» Л. Ю. Вонаго и Н. Н. Трегубова.
В результате история фотографии Енисейской губернии к концу XIX в. на одну четвертую часть полна фотографиями полицейского,
криминалистического характера (снятие фотокарточек с арестантов, пребывающих по этапу в красноярском пересыльном замке), в которой большую роль играет финансовая основа, подтолкнувшая фотографическое дело Енисейской губернии в сторону коммерциализации процесса, нежели акцент на культурно-творческое зерно.
Не исключено, что за очевидным интересом к фотографированию скрывается поощрительная система премирования губернской властью в пользу популяризации развития подчиненной области, а также попытка увеличить капитал за многотиражной продажей карточек с мест событий.
Поскольку на раннем этапе формирования и развития, с середины XIX столетия фотографическое дело получило широкое распространение в Енисейской губернии, что способствовало активному участию в процедуре рассмотрения кандидатур на владение фотографическим заведением.
В процессе исследования были исследованы дела более 160 претендующих на занятие фотографической деятельностью лиц, большинство прошений которых были одобрены Енисейским губернатором. Сравнительный анализ данных показал превалирующее большинство фотографов мужского пола (см. Приложение Б), желающих открытие фотографическое заведение в г. Красноярске, в местностях Минусинского и уезда, либо передвижную, странствующую фотографию (см. Приложение В). В занятии фотографической деятельностью представители разных сословий, преимущественно мещан и крестьян, находили как дополнение к бюджету за оказание услуг, так и творческую самореализацию, проходя через тщательную систему трехступенчатого отбора Енисейским губернским правлением по основным критериям: «под судом и следствием не был (а)» , выдавалось мещанской управой, «не был (а) замечен (а) в политических конфликтах» , выдавалось Енисейским губернским жандармским управлением и о благонадежности «образа жизни и поведения хорошего» , выдавалось Красноярской городской полицией.
Тяглая система налогообложения и многоступенчатого отбора ежегодно лишала фотографическое дело кадров, способных привнести в историю фотографии Енисейской губернии массу разнообразных, художественных изображений видов природы и уездных окрестностей, не обремененных сугубо сберегательным промыслом.
Стержневым явлением, фундаментом для поддержания фотографической деятельности в Енисейской губернии выступили тематические общественные объединения, или фотографические общества. По большей части благодаря активной деятельности данных союзов с 1906 по 1914 гг. история губернской фотографии сохранилась до наших дней в формате коллекций немногочисленных экземпляров фотографий и статей в периодических изданиях. Интерес к фотографии поддерживался конкурсными и выставочными мероприятиями, что дало большой толчок к распространению фотографии по Енисейской губернии.
Таким образом, к 1914 г. становление фотографического дела выглядело следующим образом, в котором положительные аспекты:
- отсутствие ограничений в гендерном отношении претендующих на занятие фотографической деятельностью,
- высокая степень активности среди желающих заниматься передвижной фотографией, способствующей накоплению фотографий природных пейзажей и ландшафтов Енисейской губернии,
- участие в губернской фотографической деятельности подданных иных государств,
- географическое распространение фотографической деятельности в пределах всех уездов Енисейской губернии,
- непродолжительная, однако, обширная деятельность Красноярского и Минусинского фотографических обществ, объединивших под собою результаты достижений фотографической эры в Енисейской губернии. Негативные аспекты:
- тюремно-криминалистическая фотография сохраняет популярность на протяжении всего рассматриваемого периода,
- повсеместная коммерциализация фотографической деятельности в экономическом сегменте,
- усложненная система нормативно-правового регулирования в формате непрофильного рода деятельности,
- цензурный контроль на право персональной фотографической съемки,
- художественная составляющая фотографического процесса занимает замыкающие позиции,
- сословная притязательность к стационарным и мобильным фотографистам.
Стоит отметить, несмотря на отдаленность Енисейской губернии от основной России, профессионализм, продуктивность и находчивость местных фотографов как профессионалов, так и любителей стационарных и передвижных фотографий сохраняется на достойном уровне, привлекая уникальными типами и видами сибирских окрестностей фотографов из европейской части Российской империи и ближнего зарубежья.



1. Опубликованные источники
1.1 Нормативно-правовые акты
1.1.1. Именной Высочайший указ Правительствующему Сенату о
временных правилах об обществах и союзах [Электронный ресурс]. Список актов конституционного значения 1600-1918 гг. Официальный сайт Конституции РФ. Режим доступа:
http://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/5205 (дата обращения: 24.12.2016).
1.1.2. О даровании некоторых облегчений и удобств отечественной печати [Электронный ресурс]. ПСЗРИ. С. 2. Т. 40. 8 апреля 1865. № 41998. Российская национальная библиотека. Режим доступа: http://nlr.ru/e-res/law_r/search.php (дата обращения: 05.01.2017).
1.1.3.0 некоторых переменах и дополнениях в действующих ныне цензурных постановлениях [Электронный ресурс]. ПСЗРИ. С. 2. Т. 40. 6 апреля 1865. № 41990. Российская национальная библиотека. Режим доступа: http://nlr.ru/e-res/law_r/search.php (дата обращения: 08.01.2017).
1.1.4. Положение о пошлинах за право торговли и других промыслов [Электронный ресурс]. ПСЗРИ. С. 2. Т. 40. 9 февраля 1865. № 41779. Российская национальная библиотека. Режим доступа: http://nlr.ru/e- res/law_r/search.php?regim=4&page=157&part=824 (дата обращения: 14.02.2017).
1.1.5. Правила о надзоре за типографиями, литографиями и другими
подобными заведениями [Электронный ресурс]. ПСЗРИ. С. 2. Т. 37. 14 мая 1862. №38276. Российская национальная библиотека. Режим доступа: http://nlr.ru/e-res/law_r/search.php?regim=4&page=434&part=763 (дата
обращения: 04.01.2017).
1.1.6. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных (дополнено по
продолжению 1868 г. и позднейшим узаконениям): с разъяснениями по решениям кассационных департаментов Правительствующего Сената [Электронный ресурс]. СПб.: Типография А. Траншеля, 1869. 574 с. Президентская библиотека. Режим доступа:
https://www.prlib.ru/item/459767 (дата обращения: 02.02.2017).
1.1.7. Циркуляр Министерства внутренних дел №155 от 11 ноября 1868 г.
1.1.8. Циркуляр Министерства внутренних дел №1052 от 18 мая 1866 г.
1.1.9. Циркуляр Министерства внутренних дел №154 от 19 ноября 1862 г.
1.2 Материалы официального делопроизводства
1.2.1. Законы о печати: настольная справочная книга (1838 - 1899 гг.) / сост. 3. М. Мсерианц. М.: Типография Т. Рис, 1868. 176 с.
1.2.2. Разъяснения первого общего собрания Правительствующего сената и Г осударственного совета по делам земским, городским, о крестьянах, о службе гражданской, о евреях и другим / сост. А. М. Нолькен. СПб.: Сенатская типография, 1902. 656 с.
1.2.3. Устав Красноярского фотографического общества. Красноярск: Типография М.И. Абалакова, 1912. 11 с.
2. Неопубликованные исторические источники
2.1 Архивные материалы
2.1.1. Краевое государственное бюджетное учреждение Государственный архив Красноярского края» (ГКБУ ГАКК).
2.1.1.1. ГКБУ ГАКК. Ф. 595 «Енисейское губернское управление». Оп. 1. Дд. 15, 85, 530, 563, 651, 1452, 1481, 1858, 2838, 4491, 4535, 5212, 5598, 5640, 5941; Оп. 2. Д. 3285; Оп. 3. Дд. 1552, 1927, 1527, 1378, 3385, 195, 209, 272, 278, 293, 300, 301, 339, 378, 602, 649, 650, 651, 655, 662, 680, 858, 859, 866, 872, 895, 907, 925, 940, 970, 1193, 1308, 1318, 1323, 1328, 1330, 1332, 1458, 1475, 1523, 1533, 1534, 1538, 1539, 1542, 1560, 1561, 1566, 1581, 1893, 1915, 1927, 1943, 1954, 1964, 2160, 3113, 3118, 3133,
3134, 3152, 3153, 3163, 3173, 3177, 3182, 3192, 3198, 3213, 3216, 3231,
3285, 3304, 3325, 3489, 4188, 4290, 4338, 4437, 4528, 3129, 6161, 6173,
6355, 6376, 6452, 6455, 6513, 8253, 8299; Оп. Д. 60; On. 5. Дд. 687, 972; On. 7. Дд. 46, 116; On. 8. Дд. 660, 1479, 1529, 1535, 2316, 2340, 2879,
2397, 2398, 2777, 2848, 2854, 2926, 3034, 3709, 3711, 3735, 3736, 3740,
4392, 4400, 4404, 4985, 5018, 5029, 5612, 5641, 5669, 6120, 6130, 6134,
6177, 6223, 6229, 6232, 6261, 6285; On. 16. Дд. 1339, 1628; On. 16A. Д.
977; On. 35. Дд. 590, 592-594; On. 48. Дд. 807, 1072.
2.1.1.2. ГКБУ ГАКК. Ф. 827 «Списки союзов и других просветительных обществ и их членов. Уставы обществ и союзов, находившихся в Енисейской губернии». Оп. 1. Д. 269.
2.1.1.3. ГКБУ ГАКК. Ф. Р-2120 «Яворский Александр Леопольдович». Оп. 1. Д. 358.
Литература
1. Абрамов Г. Развитие фотоаппаратостроения в России до 1917 года
[Электронный ресурс]. Фотоистория, 2017. Режим доступа:
http://www.photohistory.ru/1207248166951435.html
2. Ангарский П. История фотографии в России [Электронный ресурс].
Росфото, 2011. Режим доступа:
https://rosphoto.com/arhiv/istoriya_fotografii_v_rossii-408
3. Аникин С. В. Минусинское фотографическое общество / С. В. Аникин // Светопись. 1907. № 9. С. 110-111.
4. Бажак К. История фотографии. Возникновение изображения / К. Бажак.
М.: ACT: Астрель, 2006. 159 с.
5. Бакулин О. А. К истории зарождения военной фотографии / О. А. Бакулин // Медиальманах. 2016. № 5. С. 108-115.
6. Белова А. Э. История возникновения художественной фотографии /
А. Э. Белова // Материалы международного научного форума
обучающихся «Молодежь в науке и творчестве» (27 апреля 2016 г.). 2017. С. 42-45.
7. Бердников Л. П. Два века красноярского самоуправления: история и современность (1812 - 1917 гг.) / Л. П. Бердников, С. Л. Лонина. Красноярск: Издательские проекты, 2003. 284 с.
8. Бойцова О. Ю. Любительское фото. Визуальная культура повседневности / О. Ю. Бойцов. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт- Петербурге, 2013. 266 с.
9. Буринский В. Ф. Луи Дагер и Жозеф Ньепс. Их жизнь и открытия в связи с историей развития фотографии / В. Ф. Буринский. СПб.: Adamant Media Corporation, 2008. 79 с.
10. Булкина Н. В. История возникновения и развития криминалистической фотографии / Н. В. Булкина, А. П. Пацкевич // Вестник Полоцкого государственного университета. 2006. № 8. С. 231-234.
11. Быстрова А. В. 100 лет со дня регистрации Красноярского фотографического общества / А. В. Быстрова // Календарь знаменательных и памятных дат на 2012. 2011. С. 25-27.
12. Валуев П. А. Дума русского во второй половине 1855 года / П. А. Валуев. СПб.: Русская старина, 1893. С. 503-514.
13. Ващук М. А. Проблемы развития отечественной спортивной фотографии (конец XIX - середина XX в.) / М. А. Ващук // Известия Уральского федерального университета. 2016. № 150. С. 71-76.
14. Винберг А. И. Создание фотографии / А. И. Винберг // Наука и жизнь. 1970. С. 102-109.
15. Виноградова Е. Б. Изобретение фотографии и В. В. Стасов - один из создателей библиотечного фонда фотодокументов: к юбилейным датам / Е. Б. Виноградова // Библиотековедение. 2014. С. 65-74.
16. Владимиров Е. И. Ленинские места на Енисее / Е. И. Владимиров. Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1974. 168 с.
17. Вольтер Б. Краткая история фотографии / Б. Вольтер. М.: Ад Маргинем,
2013. 144 с.
18. Вонаго Л. Ю. Красноярск и его окрестности: настоящее издание репринтного типа, выполненное с уникального экземпляра, изданного Л. Ю. Вонаго и Н. Н. Трегубовым в 1910 г. / Л. Ю. Вонаго, Н. Н. Трегубов. Красноярск: Краевед, 1990. 96 с.
19. Гадалов М. Е. Отечественная фотография во второй половине XIX в. / М. Е. Гадалов. М.: Новый мир, 1953. 312 с.
20. Геворкян К. История развития фотографии в России / Н. Геворкян, И. М. Федина // Курорты. Сервис. Туризм. Краснодар, 2013. № 4. С. 133-139.
21. Головина О. С. Русская фотографическая периодика (1858-1917 гг.) / О. С. Головина // Фотография. Изображение. Документ. 2010. № 1. С. 55-75.
22. Головина О. С. Основные концепции и представления памятников культуры в фотографии на материале русской фотографической периодики (1859 - 1918 гг.) / О. С. Головина // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2011. С. 114-123.
23. Головня И. А. Сего начиналась фотография / И. А. Головня. М.: Знание, 1987. 255 с.
24. Грачев И. В. Знаток и теоретик творческой фотографии: к 80-летию С. В. Евгенова / И. В. Грачев // Советское фото. 1977. № 1. С. 44-48.
25. Гурьева М. М. Проблемы истории фотографии / М. М. Гурьева // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2009. С. 338-343.
26. Гюнтер О. А. История фотографического дела в Енисейской губернии / О. А. Гюнтер // Россия - Сибирь - Красноярский край. 2016. С. 135-139.
27. Давыдов А. С. Уличная фотография: история и современность / А. С. Давыдов // Известия РГУ им. А. С. Есина. 2016. С. 2-3.
28. Дюплан Э. Воспитательное значение фотографии / Э. Дюплан // Светопись. 1907. № 14. С. 72-73.
29. Евгенов С. В. Дагер, Ньепс, Тальбот. 100 лет фотографии 1839 - 1939 гг. / С. В. Евгенов. М.: Гос. изд-во кинематограф. лит-ры, 1938. 63 с.
30. Егоров В. Л. Исторический музей: энциклопедия отечественной истории и культуры / В. Л. Егоров. М.: ГИМ, 2001. 622 с.
31. Емельянов Н. Н. Тюрьма и ссылка. Очерки политической и религиозной ссылки / Н. Н. Емельянов. М.: Университетская типография, 1898. 201 с.
32.3вягинский Я. Я. Четыре имени - четыре эпохи. Краткий исторический очерк из области фотографических открытий / Я. Я. Звягинский. М.: Издание Русского фотографического общества, 1910. 64 с.
33. Идрисова Р. Р. Государственное регулирование фотографической деятельности в России во второй половине XIX - начале XX в. / Р. Р. Идрисова // Ученые записки Казанского гос. унив-та. 2010. Т. 152. С. 49-56.
34. Истмен Д. Д. История фотографии с 1839 года до наших дней. Собрание Дома Джорджа Истмена / Д. Д. Истмен. М.: АРТ-РОДНИК, 2010. 766 с.
35. Истомин А.В. Фотографический вестник / А. В. Истомин. СПб.: Бруно Зенгер и Ко., 1896. №3. 288 с.
36. Камов И. А. Минусинское фотографическое общество / И. А. Камов // Вестник Фотографии. 1909. С. 181-184.
37. Ковалева И. В. Н. В. Федоров - фотограф-любитель (штрихи биографии) / И. В. Ковалева // Мартьяновские краеведческие чтения (1989-1999 гг.): сборник докладов и статей. Минусинск. 1999. С. 208-210.
38. Койфман В. Г. Художник Луи Жак Манде Дагер и его дагеротипы /
В. Г. Койфман // Импульс. 2013. № 3. С. 1-3.
39. Кравец Т. П. Переписка Ж. Н. Ниепса, Ж. М. Дагерра и других лиц. Документы по истории изобретения фотографии / Т. П. Кравец. М.: Изд-во Академии наук, 1949. 509 с.
40. Крылова Н. А. Из истории полицейской фотографии в России второй половины XIX - начала XX столетия / Н. А. Крылова // Исторический вестник. 2013. № 153. С. 270-296.
41. Кублицкий Г. И. Иностранец в Нью-Йорке / Г. И. Кублицкий. М.: Детская литература, 1965. 240 с.
42. Кудельская Л. А. Всегда первый / Л. А. Кудельская // Минусинский вестник. 2011. № 1. С. 5-7.
43. Куклинский И. В. Красноярский фотограф Людвиг Вонаго / И. В. Куклинский // Вестник Томского государственного университета. 2016. № 406. С. 103-107.
44. Левашов В. Н. Лекции по истории фотографии. 2-е изд. / В. Н. Левашов. М.: Tree-Media, 2012. 481 с.
45. Макушин Л. М. Закон о печати 6 апреля 1865 г. / Л. М. Макушин // Известия Уральского государственного университета. Екатеринбург. 2010. № 1. С. 94 - 104.
46. Михайленко Я. И. Иркутское фотографическое общество /
Я. И. Михайленко // Временник Сибирского фотографического общества. 1914. № 1. С. 49-50.
47. Миханев А. П. 150 лет со дня открытия в Красноярске первой фотостудии членом Немецкого фотографического общества Г. X. Кеппелем / А. П. Миханев // Край наш Красноярский: календарь знаменательных и памятных дат на 2015 г. 2014. С. 193-195.
48. Морозов С. А. Творческая фотография / С. А. Морозов. Москва: Планета, 1985. 413 с.
49. Нарышкина-Прокудина-Горская Н. А. К вопросу о концепции музея изобретателя цветной фотографии С. М. Прокудина-Горского / Н. А. Нарышкина-Прокудина-Горская. СПб., 2012. № 1. С. 46-56.
50. Нуркова В. В. Зеркало с памятью: феномен фотографии: культурно-исторический анализ / В. В. Нуркова. М.: РГГУ, 2006. 286 с.
51. Пантелеев Л. Ф. Из воспоминаний прошлого / Л. Ф. Пантелеев. СПб.: Academia, 1934. 795 с.
52. Пономарев А. А. Фотофишки цифровой и пленочной фотографии / А. А. Пономарев. СПб.: БХВ-Петербург, 2010. 416 с.
53. Попов А. П. Из истории российской фотографии / А. П. Попов. М.: Изд-во Московского унив-та, 2010. 238 с.
54. Попова П. И. История фотографии в России: становление и развитие /
П. И. Попова, Е. В. Черткова // Художественный Саратов: вчера, сегодня, завтра: материалы областной открытой научно-практической
конференции, посвященной 120-летию Саратовского художественного училища имени А. П. Боголюбова. 9 декабря 2016 г. 2016. С. 99-103.
55. Прищепова В. А. Этапы развития отечественной фотографии в иллюстрированных коллекциях отдела Центральной Азии МАЭ (вторая половина XIX - начало XX вв.) / В. А. Прищепова // Радловский сборник: научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2010 г. 2011.
С. 36-41.
56. Прокудин-Горский С. М. Российская империя в цветных фотографиях. Фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский / сост. по С. М. Прокудину-Горскому. М.: ACT, 2017. 288 с.
57. Семова Л. В. Сергей Михайлович Прокудин-Горский / Л. В. Семова. М.: Комсомольская правда, 2016. 96 с.
58. Сергеев Е. Ю. Вспомогательные (прикладные) дисциплины. Фотодело / Е. Ю. Сергеев. СПб.: СПБГУСЭ, 2010. 156 с.
59. Станулевич Н. А. Русская историография фотографии / Н. А. Станулевич. СПб.: История науки и техники, 2012. С. 85-87.
60. Станулевич Н. А. К истории судебной экспертизы документов в России на рубеже XIX - XX вв. / Н. А. Станулевич // Фотография. Изображение. Документ. 2015. № 4. С. 4-6.
61. Степанов Н. Описание практического употребления настоящего дагеротипа, изобретенного Дагером / Н. Степанов. М.: Типография Н. Степанова, 1839. 127 с.
62. Томашкевич И. Р. Великий путь: виды Сибири и Великой Сибирской железной дороги / И. Р. Томашкевич. Красноярск: М. Б. Аксельрод и К°, 1899. 123 с.
63. Томилин М. Г. Жозеф Нисефор Ньепс и открытие фотографии / М. Г. Томилин // Фотомагазин. 1974. № 5. С. 40-41.
64. Транковский С. Е. Дагер - создатель фотографии / С. Е. Транковский // Наука и жизнь. 2009. № 7. С. 14-17.
65. Устинов В. А. Покорение Сибири американским путешественником / В. А. Устинов // Коммунист. 1982. С. 26-35.
66. Федосеева Н. И. Специфика современной российской фотожурналистики (на примере журнала «Русский репортер») / Н. И. Федосеева, А. В. Муха // Научно-технический прогресс: актуальные и перспективные направления будущего: сборник материалов IV Международной научно¬практической конференции (30 ноября 2016 год). 2016. С. 66-68.
67. Фоменко А. Н. Стереофотография. История фототехнологий / А. Н. Фоменко // Искусство кино. 2008. № 7. С. 50-53.
68. Фризо М. Новая история фотографии / М. Фризо. СПб.: Machina, 2008. 337 с.
69. Хаит Г. Е. Поиска продолжается: утраты, находки, исследования. Очерки о сибирском периоде жизни В. И. Ленина / Г. Е. Хаит. Красноярск: Красноярское книжное изд-во, 1970. 311 с.
70.Чагин В. В. Красноярск, каким он был полтора века назад / В. В. Чагин // Красноярский рабочий. 2013. С. 53-59.
71. Черкашин В. В. (Истомин В. Г., Копцев С. Г.) Фотоальбом «Енисейская губерния, Красноярский край. История в фотографиях. 1870 - 1970 гг.». Книга 1 / В. В. Черкашин. Красноярск: Тренд, 2011. 252 с.
72.Черкашин В. В. (Копцев С.Г.) Фотоальбом «Красноярск. История города в фотографиях. 1870 - 1970 гг.». Книга 2 / В. В. Черкашин. Красноярск: Поликор, 2011. 251 с.
73. Чернов Ю. М. Сподвижники: повесть о Пантелеймоне Лепешинском / Ю. М. Чернов. М.: Политиздат, 1986. 410 с.
74.Чибисов К. В. Очерки по истории фотографии / К. В. Чибисов. М.: Искусство, 1987. 255 с.
75.Чмырева И. Ю. Очерки по истории российской фотографии / И. Ю. Чмырева. М.: Индрик, 2016. 522 с.
76. Шатилович Т. В. Минусинское фотографическое общество / Т. В. Шатилович // Мартьяновские краеведческие чтения (1989-1999 гг.): сборник докладов и статей. 1999. С. 109-111.
77. Шипова Т. Н., Марченко Н. А. Фотографы Москвы - на память будущему 1839 - 1930 гг.: альбом-справочник / Т. Н. Шипова. М.: Мосгорархив, 2001. 366 с.
78. Шицкова М. А. Характеристика административно-правового
регулирования книгораспространения в Российской провинции во второй половине XIX века / М. А. Шицкова // Библиосфера. 2016. №4. С. 88-93.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ