ВВЕДЕНИЕ 8
1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 11
1.1 Описание конструкции 12
1.2 Описание материала 12
1.3 Технические требования к материалам 14
1.4 Технические условия на изготовление изделия 15
1.5 Заготовительные операции и оборудование 16
1.6 Технология сварки емкости под ГСМ 19
1.7 Расчет режимов сварки 24
2. КОНСТРУКТОРСКАЯ ЧАСТЬ 32
2.1 Расчет элементов оснастки 33
2.1.1 Определение величины разжатия стенок изделия 33
2.1.2 Определение толщины стенки пневмоцилиндра 35
2.1.3 Проверочный расчет на срез и смятие штифта, соединяющего
шток пневмоцилиндра и конус 35
2.1.4 Расчет пружины сжатия 37
2.1.5 Расчет пружины растяжения 39
2.2 Расчет сварочного трансформатора 41
2.2.1 Расчет индуктивного сопротивления вторичного контура машины Хв 41
2.2.2 Расчет сварочного трансформатора для контактной шовной
машины МТ 2202 на Uc = 380 В 42
2.2.3 Электрический расчет 43
3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 65
3.1. Расчет нормы времени и фондов времени оборудования и рабочих бб
3.2 Расчет фондов времени 67
3.3. Расчет потребности в оборудовании и количестве рабочих 68
3.4 Расчет капитальных вложений по вариантам 69
3.5 Расчет текущих затрат 70
3.6 Затраты на обслуживание оборудования по вариантам 72
3.7 Расчет годового экономического эффекта 73
4. БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭКОЛОГИЧНОСТЬ ПРОЕКТА 74
4.1 Общая характеристика проектируемого объекта с точки зрения
безопасных условий труда 75
4.2 Объемно-планировочное решение здания проектируемого участка 76
4.3 Производственная санитария 76
4.3.1 Микроклимат производственных помещений 76
4.3.2 Освещение 77
4.3.3 Хозяйственно-питьевое водоснабжение 79
4.3.4 Выделение вредных веществ 79
4.3.5 Шум, инфразвук, ультразвук 81
4.4 Анализ и устранение потенциальных опасностей и вредностей
технологического процесса 81
4.4.1 Опасность поражения электрическим током 81
4.4.2 Опасность травмирования движущимися частями машин и
механизмов 84
4.4.3 Опасность термического ожога 84
4.4.4 Вибрация 84
4.5 Анализ и мероприятия по предотвращению чрезвычайных ситуаций 85
4.5.1 Предупреждение аварий технологического оборудования... 85
4.5.2 Обеспечение взрывопожарной безопасности 85
4.5.3 Обеспечение устойчивости объекта 85
4.6 Экологичность проекта 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
ЛИТЕРАТУРА 90
Основные способы сварки связаны с нагревом металла в широком интервале температур и последующим охлаждением нагретых зон с различными скоростями. Такому тепловому воздействию на металл при сварке часто сопутствует влияние внешних усилий или сварочных напряжений. Эти факты в зонах сварных соединений металлов определяют протекание сложных структурных и фазовых изменений, имеющих определяющее значение для различных свойств: прочности, пластичности, вязкости, жаропрочности, коррозионной стойкости и др. структурные и фазовые превращения наряду с диффузионными процессами при сварке часто являются более сложными, чем при термической обработке металлов. В связи с этим металловедение, рассматривающее закономерности изменения состояния и свойств металлических сплавов разной природы и состава при различных условиях влияния внешних факторов - температуры, усилий, среды и др., является одной из основ сварки.
При сварке давлением соединение металлов может происходить в жидкой и твердой фазах. При этом виде сварки увеличивается роль и значение упругой и пластической деформации, создаваемой внешним усилием сдавливания металла зоны сварки.
Контактная зона сварного соединения при сварке металлов в твердой фазе формируется в сложных условиях, и для ее строения и свойств имеют значение установление металлической связи, рекристаллизация и диффузия.
Контактная сварка - это процесс образования неразъемных соединений конструкционных металлов в результате их кратковременного нагрева электрическим током и пластического деформирования усилием сжатия.
Соединение свариваемых деталей при контактной сварке (как и при других способах сварки) происходит путем образования связей между атомными агрегатами в зоне контакта этих деталей. При этом для образования физического контакта и активации соединяемых поверхностей затрачивается тепловая и механическая энергия, подводимая извне.
Известные способы контактной сварки классифицируют по ряду признаков:
- по технологическому способу получения соединений - точечная, рельефная, шовная, стыковая;
- по конструкции соединения (нахлесточное или стыковое);
- по состоянию металла в зоне сварки- с расплавлением металла и без расплавления;
- по способу подвода тока - одно- и двусторонняя;
- по роду сварочного тока и форме импульса тока (переменный - промышленной, повышенной и пониженной частоты,
по числу одновременно выполняемых соединений - одноточечная, многоточечная, сварка одним или несколькими швами;
- по наличию дополнительных связующих компонентов (клея, грунта, припоя и др.);
- по характеру перемещения роликов при шовной сварке - непрерывная (с постоянным вращением роликов) или шаговая (с остановкой роликов на время сварки).
Точечная сварка - способ контактной сварки, при котором детали свариваются по отдельным ограниченным участкам касания (по ряду точек). При точечной сварке детали собирают внахлестку, сжимают усилием F электродами, к которым подключен источник электрической энергии (например, сварочный трансформатор). Детали нагреваются прикратковременном прохождении сварочного тока 1св до образования зоны взаимного расплавления деталей, называемой ядром. Нагрев зоны сварки сопровождается пластической деформацией металла в зоне контакта деталей (вокруг ядра), где образуется уплотняющий поясок, надежно предохраняющий жидкий металл от выплеска и окружающего воздуха. Поэтому специальной защиты зоны сварки не требуется. После включения тока расплавленный металл ядра быстро кристаллизуется, и образуются металлические связи между соединяемыми деталями. Таким образом, образование соединения при точечной сварке происходит с расплавлением металла.
Нагрев при точечной сварке проводят импульсами переменного тока промышленной частоты 50 Гц (реже повышенной частоты 1000 Гц), а также импульсами постоянного или униполярного тока.
По способу подвода тока к свариваемым деталям различают двустороннюю сварку. В первом случае электроды подводят к каждому из деталей, а во втором - к одной из деталей. Для повышения плотности тока в точках касания деталей нижнюю деталь прижимают к медной подкладке, которая одновременно выполняет роль опоры.
Чаще всего за цикл сварки получают одну точку (одноточечная сварка) и реже одновременно две и более точек (многоточечная сварка). Иногда при точечной сварке применяют комбинированные соединения (клеесварные и сварно-паяные). Клей и припой вводят под нахлестку для повышения прочности и коррозионной стойкости соединений.
Рельефная сварка - одна из разновидностей точечной сварки. При этом на поверхности одной из деталей предварительно формируют выступ - рельеф, который ограничивает начальную площадь контакта деталей, в результате чего при сварке в этой зоне повышаются плотность тока и скорость тепловыделения. При нагреве рельеф постепенно деформируется; на определенной стадии процесса сварки формируется ядро, как при обычной точечной сварке. Часто на поверхности детали выполняют несколько рельефов или один протяженный выступ замкнутой формы, например, в виде кольца. Прохождения сварочного тока получают одновременно несколько точек или плотный непрерывный шов (рельефная контурная сварка).
Шовная сварка - способ получения герметичного соединения (шва) путем образования ряда перекрывающихся точек. Подвод тока и перемещение деталей осуществляют с помощью вращающихся дисковых электродов - роликов. Как и при точечной сварке, детали собирают внахлестку и нагревают кратковременными импульсами сварочного тока. Перекрытие точек достигается соответствующим выбором паузы между импульсами тока и скорости вращения роликов. В зависимости от того, вращаются ролики непрерывно при сварке шва или останавливаются на время прохождения сварочного тока, различают непрерывную и шаговую сварку. Шаговая сварка отличается относительно небольшой производительностью, однако при этой сварке уменьшается скорость износа рабочей поверхности роликов и вероятность образования дефектов шва (трещин, раковин) по сравнению с непрерывной сваркой, когда прохождение сварочного тока и кристаллизация литого ядра осуществляются при вращающихся роликах.
Известны некоторые разновидности шовной сварки - односторонняя, многошовная (одновременная сварка нескольких швов на одной машине), шовно-стыковая сварка.
Стыковая сварка - способ контактной сварки, когда детали соединяются по всей площади касания (по всему сечению). Детали закрепляют в токоподводящих зажимах, один из которых зажим подвижный и соединен с приводом усилия сжатия машины. По степени нагрева металла торцов деталей различают стыковую сварку сопротивлением и оплавлением.
Точечную и роликовую электросварку используют для получения неразъемных соединений из современных конструкционных металлов (низко - и среднелегированных сталей, коррозионно-стойких, теплостойких и жаропрочных сталей и сплавов, а также сплавов титана и некоторых медных) толщиной 0,3 - 3 мм при изготовлении ответственных конструкций, работающих в условиях повышенных температур, агрессивных сред и динамических нагрузок. Поэтому к точечным и роликовым сварным соединениям деталей предъявляются повышенные требования по надежности и стабильности качества.
Сварка емкости под горюче-смазочные материалы производится механизированной сваркой в СО2. Известно, что недостатком механизированной сварки является низкая производительность процесса. Контактной шовной сваркой можно добиться высокой производительности.
В данной работе разрабатывается технология и технологическое оборудование для контактной шовной сварки емкости под горюче-смазочные материалы.
В выпускной квалификационной работе в форме дипломного проекта разработан технологический процесс изготовления емкости под ГСМ контактной шовной сваркой, а также спроектирована сборочно-сварочная оснастка.
Исследованы основные параметры режима сварки для указанного изделия. Установлено, что основные параметры режима сварки соответствуют:
сварочный ток 7,0...12,3 кА;
продолжительность сварки 0,02 ... 0,05 с;
продолжительность паузы 0,04 ...0,08 с;
усилие сварки 150... 200 кН;
скорость сварки 1,0 ... 1,4 см/с.
Подобрано вспомогательное оборудование. Проведено сравнение базового и проектируемого вариантов с точки зрения экономической целесообразности.
Рассчитано освещение участка и определены мероприятия по организации техники безопасности на участке, а также рассмотрены вопросы обеспечения устойчивости предприятий в чрезвычайных ситуациях.
В результате проведенной работы спроектирован новый технологический процесс изготовления емкости под горюче-смазочные материалы. При этом трудоемкость изделия снижается, а условно - годовой экономический эффект от внедрения составляет порядка 362950 рублей.