Особенности ограничения прав и свобод человека в конституционном праве России
|
Введение 3
Глава 1 Понятие и содержание конституционных оснований ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации 6
1.1 Понятие ограничения прав и свобод 6
1.2 Виды конституционных ограничений 20
1.3 Критерии ограничения конституционных прав и свобод 28
Глава 2 Пределы ограничения прав и свобод 38
2.1 Способы ограничения прав и свобод 38
2.2 Особенности ограничения прав и свобод 47
Заключение 56
Список использованных источников 59
Глава 1 Понятие и содержание конституционных оснований ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации 6
1.1 Понятие ограничения прав и свобод 6
1.2 Виды конституционных ограничений 20
1.3 Критерии ограничения конституционных прав и свобод 28
Глава 2 Пределы ограничения прав и свобод 38
2.1 Способы ограничения прав и свобод 38
2.2 Особенности ограничения прав и свобод 47
Заключение 56
Список использованных источников 59
Такая проблема, как установление конституционных ограничений является проблемой пределов свободы человека в социуме. Разумеется, каждый человек обязан считаться с такими же правами и свободами прочих людей, (поскольку свобода любого человека распростирается только лишь до тех границы, за которыми начинаются свободы других людей), должен оказывать содействие либо не препятствовать нормальному функционированию групп граждан, общественных и государственных институтов.
Значительное место отводится установлению условий при которых будет правомерно ограничение прав и свобод личности, которые закреплены в национальном законодательстве. Указанные ограничения совершенно необходимы для защиты интересов большинства граждан. При том нужно учитывать баланс между интересами человека, общества и государства. Установленные ограничения прав и свобод должны быть соразмерны защищаемым Конституцией Российской Федерации и международными правовыми актами интересов и ценностей.
Исходя из этого значительное внимание необходимо уделять вопросу о конституционно-правовых критериях допустимости ограничения основных прав и свобод. Необходимость подобного изыскания определена самой сущностью основных прав и свобод, как меры вероятного поведения. Так, с одной стороны, такие ограничения способны предотвратить злоупотребления правами человека. Абсолютная свобода совершенно невозможна учитывая особую биологическую, социальную, духовную природу человека и потребности в защите прав и интересов других лиц, общества и государства. С другой же стороны, рассматриваемые критерии это пределы полномочий органов и должностных лиц публичной власти, которые ограничивают основные права. Рассмотрение указанной темы, в рамках дипломной работы послужит ориентиром для установления системы конституционных ценностей, а также баланса индивидуальных и публичных интересов.
Анализ вышеуказанных вопросов приобретает практический интерес в силу их значения, так как они оказывают существенное влияние на правовое регулирование общественных отношений иными отраслями российского права. Более очевидно данное влияние на административное, гражданское, уголовно-процессуальное право, прочие отрасли права. Указанные обстоятельства определяют надобность в более углубленном рассмотрении конституционных критериев допустимости ограничения основных прав человека.
Предметом работы являются - международные, конституционные нормы и нормы федерального законодательства, которые выступают средством законных ограничений прав и свобод человека и гражданина.
Объектом работы являются общественные отношения, которые возникают в результате установления и осуществления правовых ограничений прав и свобод человека и гражданина.
Целью работы является анализ конституционных основ ограничения прав и свобод человека и гражданина.
Задачами работы являются:
- рассмотрение понятия ограничения прав и свобод;
- изучение видов ограничения прав и свобод;
- исследование критериев и принципов ограничения прав и свобод;
- установление особенностей пределов ограничения прав и свобод;
- выявление некоторых особенностей ограничения прав и свобод.
Нормативной базой исследования являются международные акты, Конституция Российской Федерации, федеральные законы и др.
Теоретическая база работы представлена научными исследованиями ученых-правоведов, таких как: Е.В. Астафьева, М.Ю. Бахтина, Л.Л. Бело- местных, В.В. Вышкварцев, Е.Р. Зайцева, М.А. Иванова, А.А. Кондрашев, В.Ю. Панченко и другие.
Эмпирическая база исследования состоит из судебной практики Конституционного Суда РФ.
Методами написания работы являются: конкретно-исторический, си стемно-структурный, анализ и синтез.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключени ем и списком использованных источников.
Значительное место отводится установлению условий при которых будет правомерно ограничение прав и свобод личности, которые закреплены в национальном законодательстве. Указанные ограничения совершенно необходимы для защиты интересов большинства граждан. При том нужно учитывать баланс между интересами человека, общества и государства. Установленные ограничения прав и свобод должны быть соразмерны защищаемым Конституцией Российской Федерации и международными правовыми актами интересов и ценностей.
Исходя из этого значительное внимание необходимо уделять вопросу о конституционно-правовых критериях допустимости ограничения основных прав и свобод. Необходимость подобного изыскания определена самой сущностью основных прав и свобод, как меры вероятного поведения. Так, с одной стороны, такие ограничения способны предотвратить злоупотребления правами человека. Абсолютная свобода совершенно невозможна учитывая особую биологическую, социальную, духовную природу человека и потребности в защите прав и интересов других лиц, общества и государства. С другой же стороны, рассматриваемые критерии это пределы полномочий органов и должностных лиц публичной власти, которые ограничивают основные права. Рассмотрение указанной темы, в рамках дипломной работы послужит ориентиром для установления системы конституционных ценностей, а также баланса индивидуальных и публичных интересов.
Анализ вышеуказанных вопросов приобретает практический интерес в силу их значения, так как они оказывают существенное влияние на правовое регулирование общественных отношений иными отраслями российского права. Более очевидно данное влияние на административное, гражданское, уголовно-процессуальное право, прочие отрасли права. Указанные обстоятельства определяют надобность в более углубленном рассмотрении конституционных критериев допустимости ограничения основных прав человека.
Предметом работы являются - международные, конституционные нормы и нормы федерального законодательства, которые выступают средством законных ограничений прав и свобод человека и гражданина.
Объектом работы являются общественные отношения, которые возникают в результате установления и осуществления правовых ограничений прав и свобод человека и гражданина.
Целью работы является анализ конституционных основ ограничения прав и свобод человека и гражданина.
Задачами работы являются:
- рассмотрение понятия ограничения прав и свобод;
- изучение видов ограничения прав и свобод;
- исследование критериев и принципов ограничения прав и свобод;
- установление особенностей пределов ограничения прав и свобод;
- выявление некоторых особенностей ограничения прав и свобод.
Нормативной базой исследования являются международные акты, Конституция Российской Федерации, федеральные законы и др.
Теоретическая база работы представлена научными исследованиями ученых-правоведов, таких как: Е.В. Астафьева, М.Ю. Бахтина, Л.Л. Бело- местных, В.В. Вышкварцев, Е.Р. Зайцева, М.А. Иванова, А.А. Кондрашев, В.Ю. Панченко и другие.
Эмпирическая база исследования состоит из судебной практики Конституционного Суда РФ.
Методами написания работы являются: конкретно-исторический, си стемно-структурный, анализ и синтез.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключени ем и списком использованных источников.
На основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод:
1,Ограничения прав и свобод гражданина можно определить, как вводимые в строго определенных и конкретных целях закрепленные в нормативных правовых актах юридические меры, направленные на установление границ для реализации гражданами конституционных прав и свобод и обеспечивающие реализацию задач правового государства.
2. Признаки ограничений прав и свобод гражданина в правовом государстве.
1. Ограничение прав и свобод гражданина свидетельствует об уменьшении объема его юридически обеспечиваемых возможностей. Ограничения ставят субъекта в определенные рамки, за которые он не должен выходить. Они создают препятствия для осуществления субъектом своих прав.
2. Ограничения прав и свобод гражданина устанавливаются государством (уполномоченными органами) и обеспечиваются властью государства.
3. Ограничения направлены на защиту общественных отношений, выполняют охранительную функцию. При этом ограничения вводятся не только для защиты общества и государства от возможных противоправных действий со стороны отдельных граждан, но и для защиты их прав и свобод.
4. Ограничения должны носить превентивный характер, ограждать от возможных неблагоприятных последствий.
3. Критерии ограничения конституционных прав и свобод:
- указание в законе на возможность ограничения;
- установленная цель ограничений;
- соразмерность ограничений;
- необходимость ограничений
4. Пределы ограничения конституционных прав личности - это законодательно установленные положения, позволяющие определить характер и степень, способы вмешательства государственных органов в сферу частных интересов при применении законодательно установленных правоограниче- ний (например, при применении мер принуждения, в ходе производства следственных действий с участием подозреваемого, обвиняемого).
5. Конституция РФ содержит ряд условий: ограничения прав и свобод могут быть только отдельные; в условиях введения чрезвычайного положения; для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя; в соответствии с федеральным конституционным законом.
6. Предлагаем такие варианты совершенствования правового регулирования в области ограничений конституционных прав и свобод человека и гражданина:
1. необходимо законодательно закрепить принципы, сущность, цели и пределы ограничения прав, свобод и обязанностей личности. Законы, предусматривающие ограничение на пользование правами и свободами человека, не должны быть произвольными или необоснованными. Правовые нормы, ограничивающие пользование правами и свободами человека, должны быть четко изложены и доступны каждому. Иными словами, к обязательным элементам закона должны относиться следующие: доступность (информированность гражданина, который должен свободно ориентироваться в том, какие правовые нормы применимы к его делу); предсказуемость (четкость формулировок закона, позволяющих лицу определять свое поведение и предвидеть последствия своих действий); гибкость (закон должен иметь возможность соответствовать меняющимся обстоятельствам); эффективность (закон должен точно и ясно определять объем и способы вмешательства сведущих органов государств, чтобы обеспечить лицу адекватную защиту против произвольного вмешательства);
2. необходимо сделать акцент на индивидуализации ограничения каждого права, провозглашённого в Конституции Российской Федерации как, например, это сделано в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
3. Поскольку формулировка ч. 3 ст. 55 Конституции РФ вызывает некоторые затруднения, поскольку возникают споры по поводу ограничения прав подзаконными актами и индивидуальными актами применения - подобные акты (например, ограничение прав ответчика на основании определения суда о применении обеспечительных мер). То считаем, что подобных противоречий можно было избежать, если бы российская Конституция содержала более универсальную формулировку по примеру немецкой Конституции, ч. 1 ст. 19 которой предписывает возможность ограничения прав «законом или на основе закона». Подобный словесный оборот разом разрешает все возможные споры относительно возможности ограничения прав подзаконными нормативно-правовыми актами или актами индивидуального регулирования, поскольку как ограничение субъективных прав непосредственно федеральным законом, так и соответствующее ограничение подзаконным нормативноправовым актом и актом индивидуального регулирования при наличии соответствующей оговорки в законе будет соответствовать императивным конституционным требованиям без всяких оговорок.
4. Необходимо учесть опыт Австрии издать специальный федеральный закон, где подробно и четко будут определены допустимые ограничения права человека на информацию с тем, чтобы свести к минимуму возможности для произвола со стороны должностных лиц.
В целом отметим, что суть ограничения прав и свобод гражданина состоит в установлении определенных барьеров, препятствующих реализации его конституционных прав и свобод. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены государством в той мере, в какой это нужно для предупреждения или устранения ущерба или другого вреда, угрожающего определенным благам и ценностям от применения данных прав, если это невозможно выполнить иными средствами и причиняемый при этом урон правам и свободам гражданина является минимальным.
1,Ограничения прав и свобод гражданина можно определить, как вводимые в строго определенных и конкретных целях закрепленные в нормативных правовых актах юридические меры, направленные на установление границ для реализации гражданами конституционных прав и свобод и обеспечивающие реализацию задач правового государства.
2. Признаки ограничений прав и свобод гражданина в правовом государстве.
1. Ограничение прав и свобод гражданина свидетельствует об уменьшении объема его юридически обеспечиваемых возможностей. Ограничения ставят субъекта в определенные рамки, за которые он не должен выходить. Они создают препятствия для осуществления субъектом своих прав.
2. Ограничения прав и свобод гражданина устанавливаются государством (уполномоченными органами) и обеспечиваются властью государства.
3. Ограничения направлены на защиту общественных отношений, выполняют охранительную функцию. При этом ограничения вводятся не только для защиты общества и государства от возможных противоправных действий со стороны отдельных граждан, но и для защиты их прав и свобод.
4. Ограничения должны носить превентивный характер, ограждать от возможных неблагоприятных последствий.
3. Критерии ограничения конституционных прав и свобод:
- указание в законе на возможность ограничения;
- установленная цель ограничений;
- соразмерность ограничений;
- необходимость ограничений
4. Пределы ограничения конституционных прав личности - это законодательно установленные положения, позволяющие определить характер и степень, способы вмешательства государственных органов в сферу частных интересов при применении законодательно установленных правоограниче- ний (например, при применении мер принуждения, в ходе производства следственных действий с участием подозреваемого, обвиняемого).
5. Конституция РФ содержит ряд условий: ограничения прав и свобод могут быть только отдельные; в условиях введения чрезвычайного положения; для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя; в соответствии с федеральным конституционным законом.
6. Предлагаем такие варианты совершенствования правового регулирования в области ограничений конституционных прав и свобод человека и гражданина:
1. необходимо законодательно закрепить принципы, сущность, цели и пределы ограничения прав, свобод и обязанностей личности. Законы, предусматривающие ограничение на пользование правами и свободами человека, не должны быть произвольными или необоснованными. Правовые нормы, ограничивающие пользование правами и свободами человека, должны быть четко изложены и доступны каждому. Иными словами, к обязательным элементам закона должны относиться следующие: доступность (информированность гражданина, который должен свободно ориентироваться в том, какие правовые нормы применимы к его делу); предсказуемость (четкость формулировок закона, позволяющих лицу определять свое поведение и предвидеть последствия своих действий); гибкость (закон должен иметь возможность соответствовать меняющимся обстоятельствам); эффективность (закон должен точно и ясно определять объем и способы вмешательства сведущих органов государств, чтобы обеспечить лицу адекватную защиту против произвольного вмешательства);
2. необходимо сделать акцент на индивидуализации ограничения каждого права, провозглашённого в Конституции Российской Федерации как, например, это сделано в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
3. Поскольку формулировка ч. 3 ст. 55 Конституции РФ вызывает некоторые затруднения, поскольку возникают споры по поводу ограничения прав подзаконными актами и индивидуальными актами применения - подобные акты (например, ограничение прав ответчика на основании определения суда о применении обеспечительных мер). То считаем, что подобных противоречий можно было избежать, если бы российская Конституция содержала более универсальную формулировку по примеру немецкой Конституции, ч. 1 ст. 19 которой предписывает возможность ограничения прав «законом или на основе закона». Подобный словесный оборот разом разрешает все возможные споры относительно возможности ограничения прав подзаконными нормативно-правовыми актами или актами индивидуального регулирования, поскольку как ограничение субъективных прав непосредственно федеральным законом, так и соответствующее ограничение подзаконным нормативноправовым актом и актом индивидуального регулирования при наличии соответствующей оговорки в законе будет соответствовать императивным конституционным требованиям без всяких оговорок.
4. Необходимо учесть опыт Австрии издать специальный федеральный закон, где подробно и четко будут определены допустимые ограничения права человека на информацию с тем, чтобы свести к минимуму возможности для произвола со стороны должностных лиц.
В целом отметим, что суть ограничения прав и свобод гражданина состоит в установлении определенных барьеров, препятствующих реализации его конституционных прав и свобод. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены государством в той мере, в какой это нужно для предупреждения или устранения ущерба или другого вреда, угрожающего определенным благам и ценностям от применения данных прав, если это невозможно выполнить иными средствами и причиняемый при этом урон правам и свободам гражданина является минимальным.
Подобные работы
- Конституционный институт прав и свобод человека и гражданина в России:
история и современность
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - Конституционные права и свободы человека и гражданина как приоритетный объект уголовно-правовой охраны
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Конституционные права и свободы человека и
гражданина как приоритетный объект уголовно-правовой охраны
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН
РОССИИ: СООТНОШЕНИЕ И ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ
Магистерская диссертация, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2018 - Конституционно-правовые основы ограничения личных прав и свобод человека и гражданина в России и зарубежных странах
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2019 - ЗАЩИТА ОСНОВНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЛИЧНОСТИ В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РФ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Преступления, нарушающие личные права и свободы граждан по УК РФ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Конституционно-правовые основы принципа равноправия человека и гражданина в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2016 - Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2018



