Введение 3
Глава 1 Понятие и содержание конституционных оснований ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации 6
1.1 Понятие ограничения прав и свобод 6
1.2 Виды конституционных ограничений 20
1.3 Критерии ограничения конституционных прав и свобод 28
Глава 2 Пределы ограничения прав и свобод 38
2.1 Способы ограничения прав и свобод 38
2.2 Особенности ограничения прав и свобод 47
Заключение 56
Список использованных источников 59
Такая проблема, как установление конституционных ограничений является проблемой пределов свободы человека в социуме. Разумеется, каждый человек обязан считаться с такими же правами и свободами прочих людей, (поскольку свобода любого человека распростирается только лишь до тех границы, за которыми начинаются свободы других людей), должен оказывать содействие либо не препятствовать нормальному функционированию групп граждан, общественных и государственных институтов.
Значительное место отводится установлению условий при которых будет правомерно ограничение прав и свобод личности, которые закреплены в национальном законодательстве. Указанные ограничения совершенно необходимы для защиты интересов большинства граждан. При том нужно учитывать баланс между интересами человека, общества и государства. Установленные ограничения прав и свобод должны быть соразмерны защищаемым Конституцией Российской Федерации и международными правовыми актами интересов и ценностей.
Исходя из этого значительное внимание необходимо уделять вопросу о конституционно-правовых критериях допустимости ограничения основных прав и свобод. Необходимость подобного изыскания определена самой сущностью основных прав и свобод, как меры вероятного поведения. Так, с одной стороны, такие ограничения способны предотвратить злоупотребления правами человека. Абсолютная свобода совершенно невозможна учитывая особую биологическую, социальную, духовную природу человека и потребности в защите прав и интересов других лиц, общества и государства. С другой же стороны, рассматриваемые критерии это пределы полномочий органов и должностных лиц публичной власти, которые ограничивают основные права. Рассмотрение указанной темы, в рамках дипломной работы послужит ориентиром для установления системы конституционных ценностей, а также баланса индивидуальных и публичных интересов.
Анализ вышеуказанных вопросов приобретает практический интерес в силу их значения, так как они оказывают существенное влияние на правовое регулирование общественных отношений иными отраслями российского права. Более очевидно данное влияние на административное, гражданское, уголовно-процессуальное право, прочие отрасли права. Указанные обстоятельства определяют надобность в более углубленном рассмотрении конституционных критериев допустимости ограничения основных прав человека.
Предметом работы являются - международные, конституционные нормы и нормы федерального законодательства, которые выступают средством законных ограничений прав и свобод человека и гражданина.
Объектом работы являются общественные отношения, которые возникают в результате установления и осуществления правовых ограничений прав и свобод человека и гражданина.
Целью работы является анализ конституционных основ ограничения прав и свобод человека и гражданина.
Задачами работы являются:
- рассмотрение понятия ограничения прав и свобод;
- изучение видов ограничения прав и свобод;
- исследование критериев и принципов ограничения прав и свобод;
- установление особенностей пределов ограничения прав и свобод;
- выявление некоторых особенностей ограничения прав и свобод.
Нормативной базой исследования являются международные акты, Конституция Российской Федерации, федеральные законы и др.
Теоретическая база работы представлена научными исследованиями ученых-правоведов, таких как: Е.В. Астафьева, М.Ю. Бахтина, Л.Л. Бело- местных, В.В. Вышкварцев, Е.Р. Зайцева, М.А. Иванова, А.А. Кондрашев, В.Ю. Панченко и другие.
Эмпирическая база исследования состоит из судебной практики Конституционного Суда РФ.
Методами написания работы являются: конкретно-исторический, си стемно-структурный, анализ и синтез.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключени ем и списком использованных источников.
На основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод:
1,Ограничения прав и свобод гражданина можно определить, как вводимые в строго определенных и конкретных целях закрепленные в нормативных правовых актах юридические меры, направленные на установление границ для реализации гражданами конституционных прав и свобод и обеспечивающие реализацию задач правового государства.
2. Признаки ограничений прав и свобод гражданина в правовом государстве.
1. Ограничение прав и свобод гражданина свидетельствует об уменьшении объема его юридически обеспечиваемых возможностей. Ограничения ставят субъекта в определенные рамки, за которые он не должен выходить. Они создают препятствия для осуществления субъектом своих прав.
2. Ограничения прав и свобод гражданина устанавливаются государством (уполномоченными органами) и обеспечиваются властью государства.
3. Ограничения направлены на защиту общественных отношений, выполняют охранительную функцию. При этом ограничения вводятся не только для защиты общества и государства от возможных противоправных действий со стороны отдельных граждан, но и для защиты их прав и свобод.
4. Ограничения должны носить превентивный характер, ограждать от возможных неблагоприятных последствий.
3. Критерии ограничения конституционных прав и свобод:
- указание в законе на возможность ограничения;
- установленная цель ограничений;
- соразмерность ограничений;
- необходимость ограничений
4. Пределы ограничения конституционных прав личности - это законодательно установленные положения, позволяющие определить характер и степень, способы вмешательства государственных органов в сферу частных интересов при применении законодательно установленных правоограниче- ний (например, при применении мер принуждения, в ходе производства следственных действий с участием подозреваемого, обвиняемого).
5. Конституция РФ содержит ряд условий: ограничения прав и свобод могут быть только отдельные; в условиях введения чрезвычайного положения; для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя; в соответствии с федеральным конституционным законом.
6. Предлагаем такие варианты совершенствования правового регулирования в области ограничений конституционных прав и свобод человека и гражданина:
1. необходимо законодательно закрепить принципы, сущность, цели и пределы ограничения прав, свобод и обязанностей личности. Законы, предусматривающие ограничение на пользование правами и свободами человека, не должны быть произвольными или необоснованными. Правовые нормы, ограничивающие пользование правами и свободами человека, должны быть четко изложены и доступны каждому. Иными словами, к обязательным элементам закона должны относиться следующие: доступность (информированность гражданина, который должен свободно ориентироваться в том, какие правовые нормы применимы к его делу); предсказуемость (четкость формулировок закона, позволяющих лицу определять свое поведение и предвидеть последствия своих действий); гибкость (закон должен иметь возможность соответствовать меняющимся обстоятельствам); эффективность (закон должен точно и ясно определять объем и способы вмешательства сведущих органов государств, чтобы обеспечить лицу адекватную защиту против произвольного вмешательства);
2. необходимо сделать акцент на индивидуализации ограничения каждого права, провозглашённого в Конституции Российской Федерации как, например, это сделано в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
3. Поскольку формулировка ч. 3 ст. 55 Конституции РФ вызывает некоторые затруднения, поскольку возникают споры по поводу ограничения прав подзаконными актами и индивидуальными актами применения - подобные акты (например, ограничение прав ответчика на основании определения суда о применении обеспечительных мер). То считаем, что подобных противоречий можно было избежать, если бы российская Конституция содержала более универсальную формулировку по примеру немецкой Конституции, ч. 1 ст. 19 которой предписывает возможность ограничения прав «законом или на основе закона». Подобный словесный оборот разом разрешает все возможные споры относительно возможности ограничения прав подзаконными нормативно-правовыми актами или актами индивидуального регулирования, поскольку как ограничение субъективных прав непосредственно федеральным законом, так и соответствующее ограничение подзаконным нормативноправовым актом и актом индивидуального регулирования при наличии соответствующей оговорки в законе будет соответствовать императивным конституционным требованиям без всяких оговорок.
4. Необходимо учесть опыт Австрии издать специальный федеральный закон, где подробно и четко будут определены допустимые ограничения права человека на информацию с тем, чтобы свести к минимуму возможности для произвола со стороны должностных лиц.
В целом отметим, что суть ограничения прав и свобод гражданина состоит в установлении определенных барьеров, препятствующих реализации его конституционных прав и свобод. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены государством в той мере, в какой это нужно для предупреждения или устранения ущерба или другого вреда, угрожающего определенным благам и ценностям от применения данных прав, если это невозможно выполнить иными средствами и причиняемый при этом урон правам и свободам гражданина является минимальным.
1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с «Протоколом [№ 1]» (Подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом № 7» (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) // Бюллетень международных договоров. - 2001. -№3.
2. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 // Российская газета. - 1998. - 10 декабря.
3. Международный пакт от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1994. №12.
4. Международный пакт от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1994. - № 12.
5. Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от
30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, -2014.-№31.-Ст. 4398.
6. О чрезвычайном положении : федер. конституционный закон // Российская газета. - 2001. - № 2717.
7. О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации : федер. закон от 02.05.2012 № 40-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 19. - Ст. 2274.
8. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях : федер. закон от 08.06.2012 Ш 65-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 24. -Ст. 3082.
9. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 21.02.2014 № 19-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 8. - Ст. 739
10. внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации : федер. конституционный закон от 03.11.2010 № 7-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 45. - Ст. 5742.
11. Постановление Европейского суда по правам человека от 26.04.1979 «Санди Таймс» (The Su№day Times) против Соединенного Королевства» II Европейский суд по правам человека: Избранные решения. - М., 2000. Т. 1. - 421 с.
12.6 отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Махали- на Сергея Анатольевича на нарушение его конституционных прав пунктом 4 части первой статьи 27 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и частью второй статьи 6 Уголовного кодекса Российской Федерации : Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2015 № 1975-0 // СПС «КонсультантПлюс».
13. По делу о проверке конституционности части пятой статьи 97 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.В. Шелухина : Постановление Конституционного Суда РФ от 13 июня 1996 г. № 14-П // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 26. - Ст. 3185.
14. По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Б.А. Кехмана : Постановление Конституционного Суда РФ от 18 февраля 2000 г. №> 3-П // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - № 9. - Ст. 1066.
15. По делу о проверке конституционности положений частей третьей - седьмой статьи 109 и части третьей статьи 237 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.В. Махина : Постановление Конституционного Суда РФ от 16.07.2015 № 23-П // СПС «КонсультантПлюс».
16. По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С.А. Бунтма- на, К.А. Катаняна и К.С. Рожкова : Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 октября 2003 г. № 15-П. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 44. - Ст. 4358.
17. По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по жалобе гражданки И.Г. Черновой : Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 1998 г. № 86-0 // СПС «КонсультантПлюс».
18. По делу о проверке конституционности отдельных положений абзаца шестого статьи 6 и абзаца второго части первой статьи 7 Закона РФ от 18 июня 1993 года «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» в связи с запросом Дмитровского районного суда Московской области и жалобами граждан : Постановление Конституционного Суда РФ от 12 мая 1998 г. № 14-П // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 20. - Ст. 2173.
19. По делу о проверке конституционности пункта 32 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», подпункта «к» пункта 2 статьи 21 Федерального закона «О политических партиях», части 3 статьи 30 Закона Краснодарского края «О выборах депутатов Законодательного Собрания
Краснодарского края» и части первой статьи 259 Гражданского процессуального кодекса РФ в связи с жалобой гражданина В.З. Измайлова : Постановление Конституционного Суда РФ от 9 ноября 2009 г. № 16-ПII Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 47. - Ст. 5709,
20. По делу о проверке конституционности статей 1 и 21 Закона РФ от 21.07.1993 г. «О государственной тайне» в связи с жалобами граждан В.М. Гурджиянца, В.Н. Синцова, В.Н. Бугрова и А.К. Никитина : Постановление Конституционного Суда РФ от 27 марта 1996 г. № 8-П II Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 15. - Ст. 1768.
21. По делу о проверке конституционности части 2 статьи 16 Закона города Москвы «Об основах платного землепользования в городе Москве» в связи с жалобой гражданки Т.В. Близинской : Постановление Конституционного Суда РФ от 13 декабря 2001 г. № 16-П // Собрание законодательства РФ.-2001. - № 52 (ч. 2). - Ст. 5014.
22. По делу о проверке конституционности п. 5 ч. 2 ст. 371, ч. 3 ст. 374 и п. 4 ч. 2 ст. 384 УПК РСФСР в связи с жалобами граждан К.М. Кульнева, В.С. Лалуева, Ю.В. Лукашова и И.П. Серебренникова : Постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1996 г. № 4-П II Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 7. - Ст. 701.
23. По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С.А, Бунтмана, К.А. Катаняна и К.С. Рожкова : Постановление Конституционного Суда РФ от 30 октября 2003 г. № 15-П // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 44. - Ст. 4358.
24. По делу о проверке конституционности положений части 2 статьи
20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, пункта 3 части 4 статьи 5 и пункта 5 части 3 статьи 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в связи с жалобой гражданина С.А. Каткова : Постановление Конституционного Суда РФ от 18 мая 2012 г. № 12-П // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 22. - Ст. 2921.
25. По делу о проверке конституционности положения пункта 8 Постановления Государственной Думы от 26 мая 2000 года «Об объявлении амнистии в связи с 55-летнем Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» в связи с жалобой гражданки Л.М. Запорожец : Постановление Конституционного Суда РФ от 24 апреля 2003 г. № 7-П // Собрание законодательства РФ. - 2003. -№18. - Ст. 1748.
26. Аврутин, Ю.Е. Правопорядок: организационно-правовое обеспечение в Российской Федерации. Теоретическое административно-правовое исследование: Монография / Ю.Е. Аврутин, В.Я. Кикоть, И.И. Сыдорук. - М.,
2003. -243 с.
27. Алексеев, С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве / С.С. Алексеев. - М., 1989. - 483 с.
28. Астафьева, Е.В. Виды ограничений конституционных прав и свобод / Е.В. Астафьева // Известия оренбургского государственного аграрного университета. - 2006. - №4. - С.28-32.
29. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации / М.В. Баглай. - М.: Норма, 2011. - 823 с.
30. Баранов, В.М. «Удовлетворение справедливых требований морали» как цель ограничения прав и свобод человека // Теория и практика ограничения прав человека по российскому законодательству и международному праву / Под ред. В.М. Баранова. Н. Новгород: Издательство Нижегородского юридического института МВД РФ, 1998. Ч. I. - С. 20.
ЗТБарбин, В.В. Конституционно-правовые основания ограничений прав и свобод человека и гражданина, и их реализация в деятельности органов внутренних дел: автореферат ... канд. юрид. наук. / В.В. Барбин. - М., 2003.-33 с.
32. Бахтина, М.Ю. Ограничения прав и свобод человека в конституционной теории и практике / М.Ю. Бахтина, М.А. Мокосеева // Марийский юридический вестник. - 2016. - №1. - С.92-94.
33. Беломестных, Л.Л. Ограничение прав и свобод человека и гражданина: Теоретический аспект: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. / Л.Л. Бело- местных. - М., 2008. ~ 32 с.
34. Витрук, Н.В. Общая теория правового положения личности / Н. В. Витрук. - М.: Норма, 2008. - 298 с.
35. Воробьев, С.М. Конституционные основы ограничений личных неимущественных прав в деятельности органов внутренних дел: Дис. ... канд. юрид. наук. / С.М. Воробьев. - Екатеринбург, 2001. -256 с.
36. Вышкварцев, В.В. Теоретико-нормативные аспекты ограничения прав и свобод гражданина в Российской Федерации /В.В. Вышкварцев // Современный юрист. - 2013. - № 2(3). - С. 60 - 67.
37. Гаджиев, Г.А. Основные экономические права (сравнительноправовое исследование конституционно-правовых институтов России и зарубежных стран): Дис.... д-ра юрид. наук. / Г.А. Гаджиев. - М., 1996. - 301 с.
38. Галл, Е. Конституционные ограничения прав и свобод человека и
гражданина / Е. Г аллл, //
http://vu2irossii.ru/publ/koKostitucioXoJVoye_ograJV2icheMija__prav_i_svobod_chelo veka_i_grazhda№i№a/32-1-0-289 (дата обращения 18.02.2018 г.).
39. Ершов, В.В. Размышления к 20-летнему юбилею Конституции России /В.В. Ершов // Российский судья. - 2013. - № 12. - С. 3 - 13.
40.Зайцева, Е.Р. Юридические препятствия и ограничения конституционных прав и свобод / Е.Р. Зайцева, В.Ю. Панченко // Евразийский юридический журнал. - 2014. - № 9 (76), - С. 155-156.