Введение 5
1 Британский национальный характер как научная проблема 8
1.1 Проблема интерпретации национального характера 8
1.2 Характеристика современного британского национального характера 16
2 Медиатекст как объект научного исследования 25
2.1 Понятие «медиатекст» 25
2.2 Заголовки британских медиатекстов как средство выражения британского
национального характера 30
3 Работа с заголовками британских медиатекстов на уроках иностранного
языка 39
3.1 Анализ УМК по английскому языку для 2 - 9 классов 39
3.2 Анализ опытно-экспериментальной работы по теме исследования 44
Заключение 50
Список использованных источников
Отличительной особенностью цивилизации в XXI веке является процесс глобализации, которая в своем позитиве способствует развитию современного общества, взаимному обогащению культурного наследия народов мира. Одной из форм обмена культурным наследием в рамках глобализации является медиадискурс. Сложно представить современную жизнь без таких проявлений медиадискурса как Интернет, телевидение, радио, печатные издания и др. Медиакультура превратилась в неотъемлемый компонент жизни каждого члена общества.
Изучение британского национального характера посредством медиатекстов подразумевает соприкосновение с новой культурой и огромным потенциалом, заложенным в ней. Поэтому нельзя недооценивать роль изучения культуры стран изучаемого языка, где язык, являясь частью культуры, по сути, выступает средством межкультурного общения. Растущий спрос на продукты англоязычного медиатекста, и, как следствие, его культурной составляющей определяет актуальность нашего исследования.
С научной точки зрения, понятие медиатекста было рассмотрено Т.Г. Добросклонской [16], Г. С. Мельник [19], Г. Я. Солганик [29], А. В. Федоровым [33], Н.В. Чичериной [35], и др. Проблему национального характера исследовали Р. Бенедикт [39], К. Дю Буа [41], А. Инкельс и Д. Левенсон [48], С. Г. Тер-Минасова [31], В.П. Шестков [36] и др.
Цель исследования - изучение заголовков британских медиатекстов на предмет выявления в них выражения британского национального характера.
Объект исследования - британский медиатекст в контексте национального характера.
Предмет - выражение британского национального характера в заголовках британских медиатекстов.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие «национальный характер».
2. Исследовать британский национальный характер.
3. Изучить сущность медиатекста и его заголовков.
4. Выявить особенности заголовков британских медиатекстов как средства выражения британского национального характера.
5. Проанализировать УМК по английскому языку на предмет содержания заданий и упражнений, отражающих особенности британского национального характера.
6. Разработать внеклассное мероприятие по иностранному языку с использованием полученных результатов.
Методы исследования:
- анализ специальной литературы;
- метод лингвистического описания;
- поисковый метод;
- интерпретационный метод;
- опытно-экспериментальная работа;
- систематизация;
- обобщение.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов в курсе изучения дисциплин «Методика обучения и воспитания (профиль иностранный язык)» и «Лингвострановедение», а также в процессе профессиональной деятельности учителей английского языка.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы выпускной квалификационной работы изложены:
1. Тайлакова, А. А. К вопросу об обучении лингвокультурной компетенции через заголовки британских газет / А. А. Тайлакова // European Scientific Conference: сборник статей III Международной научно-практической конференции. - в 2 ч. Ч.1. - Пенза : МЦНС «Наука и просвещение». - 2017. - С. 218-221.
Статья была подготовлена при поддержке фонда М. Прохорова (победитель конкурса «Академическая мобильность», март 2017).
Результаты проведенной работы были доложены и обсуждены на заседании городского методического объединения учителей иностранного языка г. Лесосибирска (май, 2017).
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 57 наименований. Общий объем работы - 57 печатных листов.
Подведем итоги проделанной работы.
Мы рассмотрели проблему «национального характера», проанализировали попытки интерпретации которого предпринимались в разные годы и с разных сторон научного знания. Несмотря на огромное количество трудов, посвященных проблемам национального характера, до сих пор имеются самые разные точки зрения не только на то, что такое национальный характер, но и существует ли он вообще.
Мы пришли к выводу, что национальный характер — это совокупность наиболее часто встречающихся психологических или иных особенностей мышления, переживания, поведения той или иной этнической общности, а также это некая форма бытия народа, способ его существования в истории, закрепленный в языке и тенденциях его развития, в системе ценностей, отношений к миру и к самому себе, моделях решения исторических задач, традициях, социальном поведении, в совокупной специфике психологических особенностей.
Рассмотрев особенности современного британского национального характера, мы пришли к выводу о том, что он полон противоречий, неожиданностей и исключений. Также мы выявили, что наиболее ярко выраженными чертами национального характера британцев являются консерватизм, патриотизм, почитание истории и любовь к дому, снобизм, вежливость, терпимость, особая любовь к животным, эксцентричность и необычное чувство юмора.
Мы изучили понятие «медиатекста», который появился в англоязычной научной литературе в 90-х годах XX века, а в нынешнее время является базовой категорией не только в медиаобразовании, но и в медиакультуре и в медиалингвистике, а также выступает объектом исследования педагогической и философской наук.
Нами были проанализированы британские онлайн-газеты и выявлены заголовки, отражающие те или иные черты британского национального характера.
В ходе практического исследования, мы изучили серию учебников «Forward» для 2-9 классов на предмет содержания заданий и упражнений, отражающих особенности британского национального характера. Мы выявили небольшое количество таких упражнений и пришли к выводу о том, что школьная программа по английскому языку не обеспечивает целостного формирования у обучающихся представления о национальном британском характере.
На основе проведенного теоретического и практического исследования было разработано и проведено внеклассное мероприятие на тему «Englishness». Данное мероприятие было нацелено сформировать у обучающихся 10 «Б» класса МБОУ СОШ № 9 г. Лесосибирска целостное представление о характере британцев. По итогу проведения данного внеклассного мероприятие было отмечено достижение цели.
1. Английский язык : 2 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций : в 2 ч. Ч 1 / М. В. Вербицкая, Б. Эббс, Э. Уорелл и др. ; под ред. М. В. Вербицкой. - 2-е изд., дораб. — Москва : Издательский центр Вентана-Граф : Pearson Education Limited, 2015. — 80 с.
2. Английский язык : 2 класс : учебник для учащихся
общеобразовательных организаций : в 2 ч. Ч 2 / М. В. Вербицкая, Б. Эббс, Э. Уорелл и др. ; под ред. М. В. Вербицкой. - 2-е изд., дораб. — Москва : Издательский центр Вентана-Граф : Pearson Education Limited, 2014. — 96 с.
3. Английский язык : 3 класс : учебник для учащихся
общеобразовательных организаций : в 2 ч. Ч 1 / М. В. Вербицкая, Б. Эббс, Э. Уорелл и др. ; под ред. М. В. Вербицкой. - 2-е изд., дораб. — Москва : Издательский центр Вентана-Граф : Pearson Education Limited, 2013. — 96 с.
4. Английский язык : 3 класс : учебник для учащихся
общеобразовательных организаций : в 2 ч. Ч 2 / М. В. Вербицкая, Б. Эббс, Э. Уорелл и др. ; под ред. М. В. Вербицкой. - 2-е изд., дораб. — Москва : Издательский центр Вентана-Граф : Pearson Education Limited, 2013. — 80 с.
5. Английский язык : 4 класс : учебник для учащихся
общеобразовательных организаций : в 2 ч. Ч 1 / М. В. Вербицкая, Б. Эббс, Э. Уорелл и др. ; под ред. М. В. Вербицкой. - 2-е изд., дораб. — Москва : Издательский центр Вентана-Граф : Pearson Education Limited, 2013. — 80 с.
6. Английский язык : 4 класс : учебник для учащихся
общеобразовательных организаций : в 2 ч. Ч 2 / М. В. Вербицкая, Б. Эббс, Э. Уорелл и др. ; под ред. М. В. Вербицкой. - 2-е изд., дораб. — Москва : Издательский центр Вентана-Граф : Pearson Education Limited, 2013. — 96 с.
7. Английский язык : 5 класс : учебник для учащихся
общеобразовательных организаций : в 2 ч. Ч 1 / М. В. Вербицкая, Б. Эббс, Э. Уорелл и др. ; под ред. М. В. Вербицкой. - 2-е изд., дораб. — Москва : Издательский центр Вентана-Граф : Pearson Education Limited, 2013. — 104 с.
8. Английский язык : 5 класс : учебник для учащихся
общеобразовательных организаций : в 2 ч. Ч 2 / М. В. Вербицкая, Б. Эббс, Э. Уорелл и др. ; под ред. М. В. Вербицкой. - 2-е изд., дораб. — Москва : Издательский центр Вентана-Граф : Pearson Education Limited, 2013. — 104 с.
9. Английский язык : 6 класс : учебник для учащихся
общеобразовательных организаций : в 2 ч. Ч 1 / М. В. Вербицкая, Б. Эббс, Э. Уорелл и др. ; под ред. М. В. Вербицкой. - 2-е изд., дораб. — Москва : Издательский центр Вентана-Граф : Pearson Education Limited, 2017. — 112 с.
10. Английский язык : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций : в 2 ч. Ч 2 / М. В. Вербицкая, Б. Эббс, Э. Уорелл и др. ; под ред. М. В. Вербицкой. - 2-е изд., дораб. — Москва : Издательский центр Вентана-Граф : Pearson Education Limited, 2017. — 112 с.
11. Английский язык : 7 класс : учебник для учащихся
общеобразовательных организаций : в 2 ч. Ч 1 / М. В. Вербицкая, Б. Эббс, Э. Уорелл и др. ; под ред. М. В. Вербицкой. - 2-е изд., дораб. — Москва : Издательский центр Вентана-Граф : Pearson Education Limited, 2017. — 104 с.
12. Английский язык : 7 класс : учебник для учащихся
общеобразовательных организаций : в 2 ч. Ч 2 / М. В. Вербицкая, Б. Эббс, Э. Уорелл и др. ; под ред. М. В. Вербицкой. - 2-е изд., дораб. — Москва : Издательский центр Вентана-Граф : Pearson Education Limited, 2016. — 112 с.
13. Английский язык : 8 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / М. В. Вербицкая, Б. Эббс, Э. Уорелл и др. ; под ред. М. В. Вербицкой. - 2-е изд., дораб. — Москва : Издательский центр Вентана-Граф : Pearson Education Limited, 2017. — 96 с.
14. Английский язык : 9 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / М. В. Вербицкая, Б. Эббс, Э. Уорелл и др. ; под ред. М. В. Вербицкой. - 2-е изд., дораб. — Москва : Издательский центр Вентана-Граф : Pearson Education Limited, 2017. — 152 с.
15. Англия и англичане / А. В. Павловская. - Москва : МГУ, 2005. - 272 с.
16. Добросклонская, Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов : Опыт исследования современной английской медиаречи : монография. - Изд. 3-е. - Москва : КРАСАНД, 2010. - 288 с.
17. Засурский, Я.Н. Колонка редактора : медиатекст в контексте конвергенции / Я. Н. Засурский // Вестник Московского университета. Серия
10. Журналистика, - 2005. - № 2. - С. 3-6.
18. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ
[Электронный ресурс] : Т. Г. Добросклонская. - Режим доступа :
http://www.ffl.msu.ru/research/publications/dobrosklonskava/dobrosklonskava- medialingvistika.pdf
19. Мельник, Г. С. Mass Media: Психологические процессы и эффекты / Г. С. Мельник. - Санкт-Петербург : СПбГУ, 1996. - 161 с.
20. Мельникова, А. А. Язык и национальный характер. Взаимосвязь структуры языка и ментальности / А. А. Мельникова. - Санкт-Петербург : Речь, 2003. - 320 с.
21. Моисеева, Н. А. Национальный характер как проблема социальнофилософского анализа : автореф. дис. ... док. философ. наук : 09.00.11 / Моисеева Нелли Алексеевна. - Москва, 2012. - 42 с.
22. Политология : учебник / под ред. А. Ю. Мельвиля. - Москва : МГИМО(У), 2011. - 618 с.
23. Проблема характера : традиции и современность [Текст] : монография / Н. Я. Большунова ; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО "Новосибирский гос. пед. ун-т". - Новосибирск : Изд. НГПУ, 2011. - 234 с.
24. Прозоров, В. В. Власть современной журналистики, или СМИ наяву / В. В. Прозоров. - Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2004, - 240 с.
25. Психологическая энциклопедия / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха.
2- е изд. - Санкт-Петербург, 2006. - 1096 с.
26. Пургина, Е. С. Концепция английского национального характера в романах Э.М. Форстера : дис. ... канд. фил. наук : 10.01.03 / Пургина Екатерина Сергеевна. - Екатеринбург, 2008. - 205 с.
27. Радченко, И. А. Учебный словарь терминов рекламы и паблик рилейшенз / под ред. Е. Е. Топильской. - Воронеж : ВФ МГЭИ, 2007, - 114 с.
28. Словарь социолингвистических терминов / В. А. Кожемякина, Н. Г. Колесник, Т. Б. Крючкова и др. - Москва, 2006. - 312 с.
29. Солганик, Г.Я. К определению понятий «текст» и «медиатекст» / Г.Я. Солганик // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2005. - № 2. - С. 7-15.
30. Социология : Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. — Минск : Интерпрессервис; Книжный Дом, 2003. — 1312 с.
31. Тер-Минасова, С. Г. Язык и межкультурная коммуникация : учебное пособие / С. Г. Тер-Минасова. - Москва : Слово / Slovo, 2000. - 624 с.
32. Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт
Среднего Общего Образования (10—11 классы) [Электронный ресурс] : федер. закон от 17 мая 2012 г. № 413. - Режим доступа:
http: //минобрнауки .рф/документы/2365
33. Федоров, А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности / А. В. Федоров. - Таганрог : Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. - 64 с.
34. Фокс, К. Наблюдая за англичанами. Скрытые правила поведения / К. Фокс; пер. с англ. И. П. Новоселецкой. - Москва : Рипол классик, 2011. - 512 с.
35. Чичерина, Н.В. Медиатекст как средство формирования медиаграмотности у студентов языковых факультетов / Н.В. Чичерина. - Москва : Издательство ЛКИ, 2008. - 232 с.
36. Шестаков, В. П. Английская литература и английский национальный характер / В.П. Шестаков. - Санкт-Петербург : Нестор-История,
2010. - 312 с
37. Шубарт, В. Европа и душа Востока / В. Шубарт. - Москва : «Русская идея», 2000. - 443 с.
38. Этнопсихологический словарь [Электронный ресурс] :
Национальная энциклопедическая служба. - Режим доступа :
https://vocabulary.ru/slovari/etnopsihologicheskii-slovar.html
39. Benedict, R. The chrysanthemum and the sword / R. Benedict. - Boston, 1946. - 324 p.
40. Commager, H. S. (ed). Britain Through American Eyes. - New York,1974. - 767 p.
41. Du Bois, C. The people of alor : a socio-psychological study of an east Indian island / C. Du Bous. - Minneapolis, 1944. - 706 p.
42. Emerson, R. W. English Traits // Emerson R. W. - London, 1903, - 386p.
43. England, Your England [Электронный ресурс] : George Orwell. - Режим доступа : http://orwell.ru/librarv/essavs/lion/english/e eye
44. Evening Standard [Электронный ресурс] : Онлайн-газета. - Режим доступа : http: //www.standard.co. uk/
45. Financial Times [Электронный ресурс] : Онлайн-газета. - Режим доступа : https: //www. ft. com/
46. In a fog. The Humorists Guide to England / ed, by R. Wechsler. - London, 1992, - 334 p.
47. Morning Star [Электронный ресурс] : Онлайн-газета. - Режим доступа : https: //www. morningstaronline.co.uk/
48. National character : The study of modal personality and sociocultural systems / A. Inkeles, D. J. Levinson ; ed. by G. Lindzey, E. Aronson. The Handbook of Social Psychology. - London, 1969. - 1086 p.
49. Richard D. Lewis. When Cultures Collide : Leading Across Cultures / Richard D. Lewis. - 3rd Ed., 2006. - 597 p.
50. The Big Issue [Электронный ресурс] : Онлайн-газета. - Режим доступа : http://www.bigissue.com/
51. The Daily Mirror [Электронный ресурс] : Онлайн-газета. - Режим доступа : http: //www. mirror.co. uk/
52. The Daily Telegraph [Электронный ресурс] : Онлайн-газета. - Режим доступа : http: //www.telegraph.co. uk/
53. The Guardian [Электронный ресурс] : Онлайн-газета. - Режим доступа : https: //www.the guardian. com/uk-news
54. The Independent [Электронный ресурс] : Онлайн-газета. - Режим доступа : http://www.independent.co.uk/
55. The people of great Russia : a psychological study / G. Gorer, J. Rickman. - London, 1949. - 236 p.
56. The Sun [Электронный ресурс] : Онлайн-газета. - Режим доступа : https://www.thesun.co.uk/
57. The Times [Электронный ресурс] : Онлайн-газета. - Режим доступа : https://www.thetimes.co.uk/