ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ
|
Введение 5
1 Теоретические основы формирования универсальных учебных
действий на уроках математики в начальной школе 9
1.1 Значение формирования УУД у младших школьников при изучении
математики 9
1.2 Виды текстовых задач и их влияние на формирование УУД 18
1.3 Анализ приемов и методов формирования УУД посредством работы
с текстовыми задачами на уроках математики 24
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию универсальных
учебных действий при работе с текстовыми задачами 35
2.1 Описание организации опытно-экспериментальной
работы 35
2.2 Система заданий, используемых при формировании УУД в
процессе решения текстовых задач 41
2.3 Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной
работы 46
Заключение 52
Список использованных источников 54
Приложение А. Задачи способствующие формированию УУД на уроках математики в процессе решения текстовых задач
1 Теоретические основы формирования универсальных учебных
действий на уроках математики в начальной школе 9
1.1 Значение формирования УУД у младших школьников при изучении
математики 9
1.2 Виды текстовых задач и их влияние на формирование УУД 18
1.3 Анализ приемов и методов формирования УУД посредством работы
с текстовыми задачами на уроках математики 24
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию универсальных
учебных действий при работе с текстовыми задачами 35
2.1 Описание организации опытно-экспериментальной
работы 35
2.2 Система заданий, используемых при формировании УУД в
процессе решения текстовых задач 41
2.3 Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной
работы 46
Заключение 52
Список использованных источников 54
Приложение А. Задачи способствующие формированию УУД на уроках математики в процессе решения текстовых задач
Актуальность и проблема исследования. Школа на сегодняшний день стремительно преобразуется, старается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает.
Именно поэтому на сегодняшний день идет речь в стандартах второго поколения (ФГОС): «важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках учебных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развивать и самосовершенствовать себя в непрерывно меняющемся обществе путем сознательного и активного приписывание нового социального опыта. То есть, важнейшей задачей современной системы образования является формирование определенных «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться»».
Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте, является: «целостное развитие личности в системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных учебных действий».
Математика является одним из основных предметов общеобразовательной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин.
Развитие логического мышления учащихся при обучении математике способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки математического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.
Таким образом, возможности формирования УУД у младших школьников на уроках математики неоспоримы. В данной работе мы остановимся на возможностях формирования УУД у младших школьников в процессе работы с текстовыми задачами.
Цель исследования - изучить процесс формирования универсальных учебных действий у младших школьников при работе с текстовыми задачами, отметить значение отдельных видов УУД на эффективность решения текстовых задач.
Объект исследования - текстовые задачи в начальной школе как средство формирования универсальных учебных действий на уроке математики.
Предмет исследования - приемы и методы формирования универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики в процессе работы с текстовыми задачами.
Гипотеза заключается в том, что если в процессе работы с текстовыми задачами на уроках математики учителем используется дополнительная система заданий, направленная на формирование различных видов УУД, то это значительно повысит эффективность организации учащимися своей учебной деятельности, разовьет у них осознанное отношение к выполнению задания на отдельно взятом этапе.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность и значение универсальных учебных действий на уроках математики;
2. Проанализировать виды текстовых задач и их влияние на формирование УУД;
3. Охарактеризовать систему средств, позволяющих формировать универсальные учебные действия при работе с текстовыми задачами;
4. Изучить анализ проведенной опытно-экспериментальной работы по формированию универсальных учебных действий при работе с текстовыми задачами.
Методы исследования - анализ научно-теоретической литературы по проблеме исследования, обобщение имеющегося опыта по формированию универсальных учебных действий, синтез, систематизация, анализ опытноэкспериментальной работы по формированию УУД при работе с текстовыми задачами.
Опытно-экспериментальная работа исследования: МБОУ СОШ №1 г.Лесосибирска. В исследовании приняли участие учащиеся 3 класса в количестве 27 человек.
Исследование проводилось в несколько этапов:
Первый этап - первоначальная диагностика учащихся на формирование универсальных учебных действий (УУД) в процессе решения текстовых задач.
Второй этап - проведение экспериментальной работы в школе.
Третий этап - анализ результатов эксперимента, оформление выпускной квалификационной работы
Теоретическая значимость нашей работы состоит в том, что был проведен анализ приемов и методов формирования универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики в процессе работы с текстовыми задачами.
Практическая значимость нашей работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы учителями начальной школы как пособия по формированию универсальных учебных действий на уроках математики.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении обозначена актуальность и проблема данной темы, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования.
В первой главе мы описываем общие вопросы, касающиеся темы: значение формирования УУД у младших школьников при изучении математики.
Во второй главе рассматриваем какие виды текстовых задач есть в процессе изучения математики у младших школьников, и как УУД влияют на эти виды задач.
В третьей главе мы приводим анализ методов и приемов формирования УУД посредством работы текстовых задач на уроках математики.
В заключении сделаны выводы о результатах теоретического и практического исследования по данной проблеме.
Список использованных источников насчитывает 40.
В работе содержится 3 таблицы, объем работы составляет 61 лист.
Именно поэтому на сегодняшний день идет речь в стандартах второго поколения (ФГОС): «важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках учебных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развивать и самосовершенствовать себя в непрерывно меняющемся обществе путем сознательного и активного приписывание нового социального опыта. То есть, важнейшей задачей современной системы образования является формирование определенных «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться»».
Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте, является: «целостное развитие личности в системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных учебных действий».
Математика является одним из основных предметов общеобразовательной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин.
Развитие логического мышления учащихся при обучении математике способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки математического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.
Таким образом, возможности формирования УУД у младших школьников на уроках математики неоспоримы. В данной работе мы остановимся на возможностях формирования УУД у младших школьников в процессе работы с текстовыми задачами.
Цель исследования - изучить процесс формирования универсальных учебных действий у младших школьников при работе с текстовыми задачами, отметить значение отдельных видов УУД на эффективность решения текстовых задач.
Объект исследования - текстовые задачи в начальной школе как средство формирования универсальных учебных действий на уроке математики.
Предмет исследования - приемы и методы формирования универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики в процессе работы с текстовыми задачами.
Гипотеза заключается в том, что если в процессе работы с текстовыми задачами на уроках математики учителем используется дополнительная система заданий, направленная на формирование различных видов УУД, то это значительно повысит эффективность организации учащимися своей учебной деятельности, разовьет у них осознанное отношение к выполнению задания на отдельно взятом этапе.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность и значение универсальных учебных действий на уроках математики;
2. Проанализировать виды текстовых задач и их влияние на формирование УУД;
3. Охарактеризовать систему средств, позволяющих формировать универсальные учебные действия при работе с текстовыми задачами;
4. Изучить анализ проведенной опытно-экспериментальной работы по формированию универсальных учебных действий при работе с текстовыми задачами.
Методы исследования - анализ научно-теоретической литературы по проблеме исследования, обобщение имеющегося опыта по формированию универсальных учебных действий, синтез, систематизация, анализ опытноэкспериментальной работы по формированию УУД при работе с текстовыми задачами.
Опытно-экспериментальная работа исследования: МБОУ СОШ №1 г.Лесосибирска. В исследовании приняли участие учащиеся 3 класса в количестве 27 человек.
Исследование проводилось в несколько этапов:
Первый этап - первоначальная диагностика учащихся на формирование универсальных учебных действий (УУД) в процессе решения текстовых задач.
Второй этап - проведение экспериментальной работы в школе.
Третий этап - анализ результатов эксперимента, оформление выпускной квалификационной работы
Теоретическая значимость нашей работы состоит в том, что был проведен анализ приемов и методов формирования универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики в процессе работы с текстовыми задачами.
Практическая значимость нашей работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы учителями начальной школы как пособия по формированию универсальных учебных действий на уроках математики.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении обозначена актуальность и проблема данной темы, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования.
В первой главе мы описываем общие вопросы, касающиеся темы: значение формирования УУД у младших школьников при изучении математики.
Во второй главе рассматриваем какие виды текстовых задач есть в процессе изучения математики у младших школьников, и как УУД влияют на эти виды задач.
В третьей главе мы приводим анализ методов и приемов формирования УУД посредством работы текстовых задач на уроках математики.
В заключении сделаны выводы о результатах теоретического и практического исследования по данной проблеме.
Список использованных источников насчитывает 40.
В работе содержится 3 таблицы, объем работы составляет 61 лист.
Изучение и анализ теоретических источников по проблеме исследования позволил установить, что умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития учащихся начальных классов. В связи с этим решение данных задач необходимо рассматривать не только как средство формирования математических знаний, но и как цель обучения, и как средство развития универсальных учебных действий в процессе решения текстовых задач.
Основная идея современного образования при обучении решения текстовых задач состоит в том, чтобы младший школьник не просто усваивал готовые знания, изложенные учителем, а «открывал» новые знания в процессе своей собственной деятельности, а также формировал универсальные учебные действия (УУД) при решении задач.
В теоретической части нашего исследования мы рассмотрели ряд вопросов: какого же все-таки значение формирования универсальных учебных действий (УУД) на уроках математики в начальной школе. Рассмотрели вид текстовых задач и какие УУД формируются при решении любого из вида текстовых задач, были также рассмотрены приемы и методы формирования УУД при работе с текстовыми задачами.
Во второй главе нами была проведена опытно-экспериментальная работе по формированию универсальных учебных действий (УУД) у младших школьников в процессе решения текстовых задач.
На первом этапе мы провели небольшую проверочную работу, чтобы увидеть какие УУД у учащихся уже были сформированы в 3 классе при решении текстовых задач. И пришли к выводу, что нужно прежде всего формировать личностные и регулятивные УУД.
На втором этапе, был проведен заключительный процесс решения усложненной задачи, где мы увидели очень большую разницу с первичным этапом. На данном этапе у нас были больше сформированы познавательные и регулятивные УУД.
Таким образом, постоянное использование у младших школьников определенных условий формирования универсальных учебных действий (УУД) в процессе решения текстовых задач, а также само моделирование при решении текстовых задач может выступать в качестве средства формирования обобщенного умения решать арифметические задачи.
Итак, цель наша была достигнута, выделенные нами задачи рассмотрены, гипотеза подтвердилась. Но в то же время, данное исследование не исчерпывает содержание проблемы, так как обозначились новые вопросы, нуждающиеся в решении.
Основная идея современного образования при обучении решения текстовых задач состоит в том, чтобы младший школьник не просто усваивал готовые знания, изложенные учителем, а «открывал» новые знания в процессе своей собственной деятельности, а также формировал универсальные учебные действия (УУД) при решении задач.
В теоретической части нашего исследования мы рассмотрели ряд вопросов: какого же все-таки значение формирования универсальных учебных действий (УУД) на уроках математики в начальной школе. Рассмотрели вид текстовых задач и какие УУД формируются при решении любого из вида текстовых задач, были также рассмотрены приемы и методы формирования УУД при работе с текстовыми задачами.
Во второй главе нами была проведена опытно-экспериментальная работе по формированию универсальных учебных действий (УУД) у младших школьников в процессе решения текстовых задач.
На первом этапе мы провели небольшую проверочную работу, чтобы увидеть какие УУД у учащихся уже были сформированы в 3 классе при решении текстовых задач. И пришли к выводу, что нужно прежде всего формировать личностные и регулятивные УУД.
На втором этапе, был проведен заключительный процесс решения усложненной задачи, где мы увидели очень большую разницу с первичным этапом. На данном этапе у нас были больше сформированы познавательные и регулятивные УУД.
Таким образом, постоянное использование у младших школьников определенных условий формирования универсальных учебных действий (УУД) в процессе решения текстовых задач, а также само моделирование при решении текстовых задач может выступать в качестве средства формирования обобщенного умения решать арифметические задачи.
Итак, цель наша была достигнута, выделенные нами задачи рассмотрены, гипотеза подтвердилась. Но в то же время, данное исследование не исчерпывает содержание проблемы, так как обозначились новые вопросы, нуждающиеся в решении.



