Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ

Работа №22078

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы60
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
825
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические основы формирования универсальных учебных
действий на уроках математики в начальной школе 9
1.1 Значение формирования УУД у младших школьников при изучении
математики 9
1.2 Виды текстовых задач и их влияние на формирование УУД 18
1.3 Анализ приемов и методов формирования УУД посредством работы
с текстовыми задачами на уроках математики 24
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию универсальных
учебных действий при работе с текстовыми задачами 35
2.1 Описание организации опытно-экспериментальной
работы 35
2.2 Система заданий, используемых при формировании УУД в
процессе решения текстовых задач 41
2.3 Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной
работы 46
Заключение 52
Список использованных источников 54
Приложение А. Задачи способствующие формированию УУД на уроках математики в процессе решения текстовых задач

Актуальность и проблема исследования. Школа на сегодняшний день стремительно преобразуется, старается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает.
Именно поэтому на сегодняшний день идет речь в стандартах второго поколения (ФГОС): «важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках учебных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развивать и самосовершенствовать себя в непрерывно меняющемся обществе путем сознательного и активного приписывание нового социального опыта. То есть, важнейшей задачей современной системы образования является формирование определенных «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться»».
Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте, является: «целостное развитие личности в системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных учебных действий».
Математика является одним из основных предметов общеобразовательной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин.
Развитие логического мышления учащихся при обучении математике способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки математического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.
Таким образом, возможности формирования УУД у младших школьников на уроках математики неоспоримы. В данной работе мы остановимся на возможностях формирования УУД у младших школьников в процессе работы с текстовыми задачами.
Цель исследования - изучить процесс формирования универсальных учебных действий у младших школьников при работе с текстовыми задачами, отметить значение отдельных видов УУД на эффективность решения текстовых задач.
Объект исследования - текстовые задачи в начальной школе как средство формирования универсальных учебных действий на уроке математики.
Предмет исследования - приемы и методы формирования универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики в процессе работы с текстовыми задачами.
Гипотеза заключается в том, что если в процессе работы с текстовыми задачами на уроках математики учителем используется дополнительная система заданий, направленная на формирование различных видов УУД, то это значительно повысит эффективность организации учащимися своей учебной деятельности, разовьет у них осознанное отношение к выполнению задания на отдельно взятом этапе.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность и значение универсальных учебных действий на уроках математики;
2. Проанализировать виды текстовых задач и их влияние на формирование УУД;
3. Охарактеризовать систему средств, позволяющих формировать универсальные учебные действия при работе с текстовыми задачами;
4. Изучить анализ проведенной опытно-экспериментальной работы по формированию универсальных учебных действий при работе с текстовыми задачами.
Методы исследования - анализ научно-теоретической литературы по проблеме исследования, обобщение имеющегося опыта по формированию универсальных учебных действий, синтез, систематизация, анализ опытноэкспериментальной работы по формированию УУД при работе с текстовыми задачами.
Опытно-экспериментальная работа исследования: МБОУ СОШ №1 г.Лесосибирска. В исследовании приняли участие учащиеся 3 класса в количестве 27 человек.
Исследование проводилось в несколько этапов:
Первый этап - первоначальная диагностика учащихся на формирование универсальных учебных действий (УУД) в процессе решения текстовых задач.
Второй этап - проведение экспериментальной работы в школе.
Третий этап - анализ результатов эксперимента, оформление выпускной квалификационной работы
Теоретическая значимость нашей работы состоит в том, что был проведен анализ приемов и методов формирования универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики в процессе работы с текстовыми задачами.
Практическая значимость нашей работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы учителями начальной школы как пособия по формированию универсальных учебных действий на уроках математики.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении обозначена актуальность и проблема данной темы, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования.
В первой главе мы описываем общие вопросы, касающиеся темы: значение формирования УУД у младших школьников при изучении математики.
Во второй главе рассматриваем какие виды текстовых задач есть в процессе изучения математики у младших школьников, и как УУД влияют на эти виды задач.
В третьей главе мы приводим анализ методов и приемов формирования УУД посредством работы текстовых задач на уроках математики.
В заключении сделаны выводы о результатах теоретического и практического исследования по данной проблеме.
Список использованных источников насчитывает 40.
В работе содержится 3 таблицы, объем работы составляет 61 лист.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучение и анализ теоретических источников по проблеме исследования позволил установить, что умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития учащихся начальных классов. В связи с этим решение данных задач необходимо рассматривать не только как средство формирования математических знаний, но и как цель обучения, и как средство развития универсальных учебных действий в процессе решения текстовых задач.
Основная идея современного образования при обучении решения текстовых задач состоит в том, чтобы младший школьник не просто усваивал готовые знания, изложенные учителем, а «открывал» новые знания в процессе своей собственной деятельности, а также формировал универсальные учебные действия (УУД) при решении задач.
В теоретической части нашего исследования мы рассмотрели ряд вопросов: какого же все-таки значение формирования универсальных учебных действий (УУД) на уроках математики в начальной школе. Рассмотрели вид текстовых задач и какие УУД формируются при решении любого из вида текстовых задач, были также рассмотрены приемы и методы формирования УУД при работе с текстовыми задачами.
Во второй главе нами была проведена опытно-экспериментальная работе по формированию универсальных учебных действий (УУД) у младших школьников в процессе решения текстовых задач.
На первом этапе мы провели небольшую проверочную работу, чтобы увидеть какие УУД у учащихся уже были сформированы в 3 классе при решении текстовых задач. И пришли к выводу, что нужно прежде всего формировать личностные и регулятивные УУД.
На втором этапе, был проведен заключительный процесс решения усложненной задачи, где мы увидели очень большую разницу с первичным этапом. На данном этапе у нас были больше сформированы познавательные и регулятивные УУД.
Таким образом, постоянное использование у младших школьников определенных условий формирования универсальных учебных действий (УУД) в процессе решения текстовых задач, а также само моделирование при решении текстовых задач может выступать в качестве средства формирования обобщенного умения решать арифметические задачи.
Итак, цель наша была достигнута, выделенные нами задачи рассмотрены, гипотеза подтвердилась. Но в то же время, данное исследование не исчерпывает содержание проблемы, так как обозначились новые вопросы, нуждающиеся в решении.



1. Асмолов, А. Г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя» / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина, С. В. Молчанов; под ред. А. Г. Асмолова. - Москва : Просвещение,2011. - с. 30.
2. Асмолов, А. Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов/ А.Г. Асмолов // Практика образования. - 2008. - №2.
3. Бантова, М.А. Методическое пособие к учебнику «Математика 1 класс»: Пособие для учителя / М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.В. Степанова. - 2-е изд. - Москва : Просвящение, 2002. - с. 63.
4. Барсукова, Е.В.. Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе / Е.В.Барсукова // журнал «Начальная школа», 2012, №7.
5. Белошистая, А.В. Методика обучения математике в начальной школе. Курс лекций. / Белошистая А.В. - Москва : Владос, 2007. - с. 455.
6. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. - Москва : Совершенство, 1997. — с. 298.
7. Демидова, Т.Е. Теория и практика решения текстовых задач: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений./ Т.Е. Демидова, А.П. Тонких. - Москва : Издательский центр «Академия», 2002. - с. 288.
8. Демидова, Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П "Моя математика" Учебник в 3-х ч. ,1 кл. / Демидова Т.Е. - Москва : Баласс, 2009 (Образовательная система «Школа 2100» ).
9. Использование способов и приемов моделирования при решении
[Электронный ресурс]: Режим доступа: http: //nsportal .ru/nachalnaya-
shkola/matematika/2015/10/20/ispolzovanie-sposobov-i-privomov- modelirovaniya-pri-reshenii
10. Истомина, Н. Б. Программа к курсу «Математика» для 1 - 4 классов общеобразовательных учреждений. / Н.Б. Истомина. - Смоленск «Ассоциация XXI век», 2006. - с. 27.
11. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. [и др.]. — Москва : Просвещение, 2008.
12. Карабанова, О.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы // Управление начальной школой. / О.А. Карбанова. - 2009. - № 12.
13. Ковалева, Г.С. Планируемые результаты начального общего образования (Стандарт второго поколения) / под ред. Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова. - 2-е изд. - Москва : Просвещение. 2010.
14. Козлова, С.А. Математика. 3 класс. Методические рекомендации для учителя по курсу математики с элементами информатики. / С.А. Козлова, А.Г. Рубин, А.В. Горячев. - Москва : Баласс, 2012 (Образовательная система «Школа 2100»)
15. Левенберг, Л. Ш. Рисунки, схемы и чертежи в начальном курсе математики Текст. / Л. Ш. Левенберг ; под ред. М. И. Моро. - Москва : Просвещение, 1978. - с. 126.
16. Методика решения задач [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnava-shkola/matematika/2014/07/06/metodika-resheniva- zadach
17. Методы и приемы формирования УУД на уроках математики
[Электронный ресурс]: Режим доступа:
https://infourok.ru/statva metodv i priemv formirovaniva uud na urokah mate matiki-447160.html
18. Научный проект по математике «Как научиться решать текстовые задачи» [Электронный ресурс]: Режим доступа: https ://infourok. ru/-14238. html
19. Обобщение опыта активизация познавательных интересов учащихся посредством информационно-компьютерной технологии [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://infourok.ru/obobschenie-opita- aktivizaciva-poznavatelnih-interesov-uchaschihsva-posredstvom-informacionno- kompyuternih-tehnologiy-491450.html
20. Овчинникова, М.В. Методика работы над текстовыми задачами в начальных классах (общие вопросы): Учебно-методическое пособие для студентов специальностей «Начальное обучение. Дошкольное воспитание» / М.В. Овчинникова. - Кузька : Пед.пресса, 2001. — с. 128.
21. Ожигина, С.П.. Моделирование как способ формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников. /
С.П. Ожигина // журнал «Начальная школа», 2012, № 14.
22. Осипова, Н.В. Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся / Н.В. Осипова // Управление начальной школой. - 2010. - № 10.
23. Петрова, И. В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий школьника / Петрова И. В. // Молодой ученый. - 2011. - №5. Т.2. - с. 151-155.
24. Проект «Любимый город Оренбург в числах и задачах» [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://infourok.ru/proekt-lyubimiy- gorod-orenburg-v-chislah-i-zadachah-klass-650110.html
25. Психологический аспект формирования метапредметных
компетенций и обучающихся в условиях ФГОС [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://infourok.ru/psihologicheskiy-aspekt-formirovaniva-
metapredmetnih-kompetenciv-u-obuchavuschihsva-v-usloviyah-fgos-883890.html
26. Регулятивные универсальные учебные действия [Электронный
ресурс]: Режим доступа: http://ruzaschool2.ucoz.ru/publ/reguliativnve universalnye uchebnye deistviia/1- 1-0-3
27. Роль текстовых задач в начальном обучении математике
[Электронный ресурс]: Режим доступа:
http://festival.1september.ru/articles/573133/.
28. Учебник «Математика» для 1-4 классов, рабочими тетрадями и методическими рекомендациями для учителя/ Т. Е. Демидова, С. А. Козлова, А. Г. Рубин, А. П. Тонких
29. Учителям «Формирование универсальный учебных действий на уроках в начальной школе [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://life- school.ucoz.ru/publ/uchitelskaia/uchiteliam/formirovanie universalnvkh uchebnv kh deistvii na urokakh v nachalnoi shkole/8-1-0-92
30. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки Рос. Федерации. - Москва : Просвещение, 2010. - с. 31. (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку.
31. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - Москва : Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения)
32. Федеральный государственный стандарт начального общего образования, 2011 - 5с.
33. Формирование и развитие УУД на уроках математики при решении
текстовых задач [Электронный ресурс]: Режим доступа:
https://infourok.ru/formirovanie-i-razvitie-uud-na-urokah-matematiki-pri-reshenii- tekstovih-zadach-708775.html
34. Формирование познавательных УУД на основе использования приема моделирования в процессе обучения решению задач [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://refleader.ru/qasqasrnaui g.html
35. Формирование регулятивных УУД при решении текстовых задач [Электронный ресурс]: Режим доступа: http: //pandia.ru/text/79/179/26291.php
36. Формирование УУД на уроках математики [Электронный ресурс]:
Режим доступа: https: //infourok.ru/formirovanie-uud-na-urokah-matematiki-
652777.html
37. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников [Электронный ресурс]: Режим доступа:
http://www.studfiles.ru/preview/4616089/
38. Формирование универсальных учебных действий учащихся 3 класса на уроках математики [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://infourok.ru/formirovanie universalnyh uchebnyh deystviy uchaschihsya
3 klassa na urokah matematiki shkola-310085.html
39. Фридман, Л.М. Сюжетные задачи по математике. История, теория, методика: учебное пособие для учителей и студентов педагогических ВУЗов, колледжей / Л.М. Фридман. - Москва : школьная пресса, библиотека журнала «Математика в школе», №15, 2002.
40. Царева, С. Е. Обучение составлению задач / С.Е. Царева // Начальная школа, 1997, №11, с. 93.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ