ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ СТУДЕНЧЕСКОЙ ТЕЛЕСТУДИИ
|
Введение 5
1 Теоретические основы формирования критического мышления 8
1.1 Сущность категории «критическое мышление» в
психолого-педагогической науке 8
1.2 Пути формирования критического мышления 12
2 Формирование критического мышления у студентов педвуза средствами
медиатехнологий в условиях студенческой телестудии 20
2.1 Способы формирования критического мышления у студентов
педвуза в условиях студенческой телестудии 20
2.2 Диагностика уровня развития критического мышления
у студентов педагогического ВУЗа 24
Заключение 29
Список использованных источников 32
Приложение А 36
Приложение Б 40
Приложение В 42
Приложение Г 43
Приложение Д 44
Приложение Е
1 Теоретические основы формирования критического мышления 8
1.1 Сущность категории «критическое мышление» в
психолого-педагогической науке 8
1.2 Пути формирования критического мышления 12
2 Формирование критического мышления у студентов педвуза средствами
медиатехнологий в условиях студенческой телестудии 20
2.1 Способы формирования критического мышления у студентов
педвуза в условиях студенческой телестудии 20
2.2 Диагностика уровня развития критического мышления
у студентов педагогического ВУЗа 24
Заключение 29
Список использованных источников 32
Приложение А 36
Приложение Б 40
Приложение В 42
Приложение Г 43
Приложение Д 44
Приложение Е
Объем информации ежедневно увеличивается, появляется что-то новое в науке, технике, образовании и обыденной жизни. Все это благодаря развитию информационных технологий (интернет, телевидение, радио и т.д.) становится доступным каждому человеку. Для того чтобы познать окружающий мир в его связях и проявлениях человек прилагает множество усилий.
При всей доступности информации в современных условиях, проблемой является ее достоверность и точность, поэтому человеку необходимы не только умения находить, понимать и запоминать информацию, но и проверять ее на достоверность, уметь выбирать актуальную информацию для сегодняшнего дня. В соответствии с ФГОС ВО 2015г. выпускник педагогического института должен обладать: способностью использовать современные методы и
технологии обучения и диагностики (ПК-2), а также способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов (ПК-4).
Практически всякое знание смешано с нашими ошибками, убеждениями, мечтами, словами и действиями других людей. В этой ситуации человеку остается лишь искать истину из всего того что есть. Поиск и устранение ошибок происходит посредством критики теорий и догадок. Незаменимым в такой ситуации становится критическое мышление.
Поскольку в профессиональном стандарте педагога в графе «необходимые умения» помимо умения владеть формами и методами обучения и объективно оценивать знания обучающихся, записано требование разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии [21]. Исходя из этого, проблемой становится развитие умения и способности к критическому мышлению будущих педагогов. Поскольку педагог должен как никто другой разбираться в правильности и достоверности информации, которую он дает своим ученикам.
Проблемами критического мышления занимались: Т. С. Воропай, Ю.В. Киселева, Д. Клустер, А. В. Тягло, Д. Халперн, и т.д.
В последние годы проведены диссертационные исследования по проблеме формирования критического мышления у студентов В. Г. Бедненко (Пятигорск, 2010), И. А. Мороченковой (Оренбург, 2004), Н.Ф. Плотниковой (Казань, 2008), О. М. Семеновой (Самара, 2009), Н.Ю. Туласыновой (Якутск, 2010), и др.
В связи с актуальностью проблемы развития критического мышления у студентов педагогических ВУЗов целью нашей работы стала исследование формирования критического мышления у будущих педагогов в условиях телестудии.
Объект исследования: формирование критического мышления.
Предмет исследования: формирование критического мышления у студентов педагогического ВУЗа.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать понятия критического мышления в педагогике и психологии.
2. Выявить техники, способы формирования критического мышления.
3. Охарактеризовать особенности формирования критического мышления в условиях телестудии.
4. Выявить уровень сформированности критического мышления у студентов педвуза, занимающихся в телестудии (на примере ЛПИ-филиала СФУ).
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ соотношения педагогического опыта.
2. Эмпирические методы: тестирование логико-понятийного мышления «Образование сложных аналогий», Методики исследования особенностей мышления «Исследование рефлексивности мышления».
3. Методы качественной и количественной обработки результатов.
Методологической основой исследования выступили труды отечественных и зарубежных исследователей критического мышления (А. В. Бутенко, Д. Халперн, Е. А. Ходос).
Экспериментальное исследование проводилось на базе ЛПИ - филиала СФУ г. Лесосибирска. Выборка представлена студентами в количестве 20 человек.
Этапы исследования:
1 этап (февраль 2016 г. - май 2016 г.) - изучение теоретических аспектов проблемы развития критического мышления, определение категориального аппарата, обобщение опыта работы студенческой телестудии, определение методов и выборки экспериментального исследования.
2 этап (май 2016 г.) - проведение диагностики уровня критического мышления у студентов, анализ полученных результатов исследования.
3 этап (июнь 2016 г.) - формулирование выводов эмпирического исследования, оформление ВКР.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме развития критического мышления студентов педагогического ВУЗа. И описана технология развития критического мышления студентов посредством использования медиатехнологий в работе студентов на телестудии.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 40 источников, и 6 приложений. Общий объем составляет 49 страниц.
При всей доступности информации в современных условиях, проблемой является ее достоверность и точность, поэтому человеку необходимы не только умения находить, понимать и запоминать информацию, но и проверять ее на достоверность, уметь выбирать актуальную информацию для сегодняшнего дня. В соответствии с ФГОС ВО 2015г. выпускник педагогического института должен обладать: способностью использовать современные методы и
технологии обучения и диагностики (ПК-2), а также способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов (ПК-4).
Практически всякое знание смешано с нашими ошибками, убеждениями, мечтами, словами и действиями других людей. В этой ситуации человеку остается лишь искать истину из всего того что есть. Поиск и устранение ошибок происходит посредством критики теорий и догадок. Незаменимым в такой ситуации становится критическое мышление.
Поскольку в профессиональном стандарте педагога в графе «необходимые умения» помимо умения владеть формами и методами обучения и объективно оценивать знания обучающихся, записано требование разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии [21]. Исходя из этого, проблемой становится развитие умения и способности к критическому мышлению будущих педагогов. Поскольку педагог должен как никто другой разбираться в правильности и достоверности информации, которую он дает своим ученикам.
Проблемами критического мышления занимались: Т. С. Воропай, Ю.В. Киселева, Д. Клустер, А. В. Тягло, Д. Халперн, и т.д.
В последние годы проведены диссертационные исследования по проблеме формирования критического мышления у студентов В. Г. Бедненко (Пятигорск, 2010), И. А. Мороченковой (Оренбург, 2004), Н.Ф. Плотниковой (Казань, 2008), О. М. Семеновой (Самара, 2009), Н.Ю. Туласыновой (Якутск, 2010), и др.
В связи с актуальностью проблемы развития критического мышления у студентов педагогических ВУЗов целью нашей работы стала исследование формирования критического мышления у будущих педагогов в условиях телестудии.
Объект исследования: формирование критического мышления.
Предмет исследования: формирование критического мышления у студентов педагогического ВУЗа.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать понятия критического мышления в педагогике и психологии.
2. Выявить техники, способы формирования критического мышления.
3. Охарактеризовать особенности формирования критического мышления в условиях телестудии.
4. Выявить уровень сформированности критического мышления у студентов педвуза, занимающихся в телестудии (на примере ЛПИ-филиала СФУ).
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ соотношения педагогического опыта.
2. Эмпирические методы: тестирование логико-понятийного мышления «Образование сложных аналогий», Методики исследования особенностей мышления «Исследование рефлексивности мышления».
3. Методы качественной и количественной обработки результатов.
Методологической основой исследования выступили труды отечественных и зарубежных исследователей критического мышления (А. В. Бутенко, Д. Халперн, Е. А. Ходос).
Экспериментальное исследование проводилось на базе ЛПИ - филиала СФУ г. Лесосибирска. Выборка представлена студентами в количестве 20 человек.
Этапы исследования:
1 этап (февраль 2016 г. - май 2016 г.) - изучение теоретических аспектов проблемы развития критического мышления, определение категориального аппарата, обобщение опыта работы студенческой телестудии, определение методов и выборки экспериментального исследования.
2 этап (май 2016 г.) - проведение диагностики уровня критического мышления у студентов, анализ полученных результатов исследования.
3 этап (июнь 2016 г.) - формулирование выводов эмпирического исследования, оформление ВКР.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме развития критического мышления студентов педагогического ВУЗа. И описана технология развития критического мышления студентов посредством использования медиатехнологий в работе студентов на телестудии.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 40 источников, и 6 приложений. Общий объем составляет 49 страниц.
Анализируя проблемы формирования критического мышления у будущего учителя современные требования к профессии, зафиксированные в Профессиональном стандарте 2013, разработка и увеличение инновационных образовательных программ и технологий обучения, изучение современного состояния проблемы формирования критического мышления показало, что наличие критического мышления является необходимым условием для эффективной работы современного педагога.
В первой главе мы рассмотрели различные подходы к пониманию и определению критического мышления. В ходе исследовательской работы выявили, что однозначного понимания этой категории нет. Разные исследователи под критическим мышлением понимают логическое мышление, творческое мышление, рефлексивное мышление и т.д. в своей работе мы опираемся на мнение М. В. Кларина о том, что критическое мышление это рациональное, рефлексивное мышление, направленное на решение того, чему следует верить или какие действия следует предпринять [13].
По результатам анализа работ по критическому мышлению можно проследить, что исследователи сходятся в мнении том, что критическое мышление характеризуется как самостоятельное, логически выстроенное, аргументированное, многовариативное, целенаправленное и рефлексивное.
В настоящий момент существуют различные технологии развития критического мышления:
1. Развитие критического мышления через чтение и письмо, предложенная американскими учеными Ч. Темплом, К. Мередит, Дж. Стиллом, Д. Оглом.
2. Развитие критического мышления через игровые технологии.
3. Развитие критического мышления через медиаобразование и использование медиатехнологий.
Практически все технологии по развитию критического мышления выстраиваются относительно трех этапов: «Вызов», «Осмысление» и «Рефлексия».
Нами была проанализирована технология развития критического мышления у студентов педвуза посредством занятий на телестудии. В рамках формирования критического мышления на телестудии активно используются следующие методы и приемы:
1. Просмотр, прослушивание, чтение и обсуждение медиапродуктов (фильмы, видеоклипы, сюжеты и т.д.), в том числе собственных;
2. «Мозговой штурм»;
3. Чтение и анализ печатных и рукописных текстов;
4. Чтение и анализ периодической литературы (газеты, журналы), в том числе интернет источники.
5. Игры, игровые процедуры и упражнения.
6. Создание медиапродукта.
При изучении уровня сформированности критического мышления мы использовали такие методы исследования как методика «Образование сложных аналогий» и методика исследования выраженности рефлексивности мышления.
Исходя из полученных данных, удалось выявить уровень развития критического мышления у студентов, занимающихся на телестудии. Из 10 диагностируемых высокий уровень критического мышления у 2 студентов. Выше среднего уровень развития критического мышления у 1 респондента. Средний уровень критического мышления продемонстрировали 2 студента. А 5 диагностируемых показали низкий уровень развития критического мышления.
Для сравнения, приведем результаты студентов, не занимающихся на телестудии. Из 10 студентов принявших участие в диагностике 1 респондент показал уровень развития критического мышления выше среднего. Средний уровень критического мышления продемонстрировали 2 студента. И 7 студентов, не занимающихся на телестудии «Новости FM» показали низкий результат уровня развития критического мышления.
Таким образом, исходя из результатов исследования, мы можем считать, что студенческая телестудия является эффективной технологией развития критического мышления студентов педагогического ВУЗа.
В первой главе мы рассмотрели различные подходы к пониманию и определению критического мышления. В ходе исследовательской работы выявили, что однозначного понимания этой категории нет. Разные исследователи под критическим мышлением понимают логическое мышление, творческое мышление, рефлексивное мышление и т.д. в своей работе мы опираемся на мнение М. В. Кларина о том, что критическое мышление это рациональное, рефлексивное мышление, направленное на решение того, чему следует верить или какие действия следует предпринять [13].
По результатам анализа работ по критическому мышлению можно проследить, что исследователи сходятся в мнении том, что критическое мышление характеризуется как самостоятельное, логически выстроенное, аргументированное, многовариативное, целенаправленное и рефлексивное.
В настоящий момент существуют различные технологии развития критического мышления:
1. Развитие критического мышления через чтение и письмо, предложенная американскими учеными Ч. Темплом, К. Мередит, Дж. Стиллом, Д. Оглом.
2. Развитие критического мышления через игровые технологии.
3. Развитие критического мышления через медиаобразование и использование медиатехнологий.
Практически все технологии по развитию критического мышления выстраиваются относительно трех этапов: «Вызов», «Осмысление» и «Рефлексия».
Нами была проанализирована технология развития критического мышления у студентов педвуза посредством занятий на телестудии. В рамках формирования критического мышления на телестудии активно используются следующие методы и приемы:
1. Просмотр, прослушивание, чтение и обсуждение медиапродуктов (фильмы, видеоклипы, сюжеты и т.д.), в том числе собственных;
2. «Мозговой штурм»;
3. Чтение и анализ печатных и рукописных текстов;
4. Чтение и анализ периодической литературы (газеты, журналы), в том числе интернет источники.
5. Игры, игровые процедуры и упражнения.
6. Создание медиапродукта.
При изучении уровня сформированности критического мышления мы использовали такие методы исследования как методика «Образование сложных аналогий» и методика исследования выраженности рефлексивности мышления.
Исходя из полученных данных, удалось выявить уровень развития критического мышления у студентов, занимающихся на телестудии. Из 10 диагностируемых высокий уровень критического мышления у 2 студентов. Выше среднего уровень развития критического мышления у 1 респондента. Средний уровень критического мышления продемонстрировали 2 студента. А 5 диагностируемых показали низкий уровень развития критического мышления.
Для сравнения, приведем результаты студентов, не занимающихся на телестудии. Из 10 студентов принявших участие в диагностике 1 респондент показал уровень развития критического мышления выше среднего. Средний уровень критического мышления продемонстрировали 2 студента. И 7 студентов, не занимающихся на телестудии «Новости FM» показали низкий результат уровня развития критического мышления.
Таким образом, исходя из результатов исследования, мы можем считать, что студенческая телестудия является эффективной технологией развития критического мышления студентов педагогического ВУЗа.
Подобные работы
- Детско-юношеская газета «САМИ» как современный ресурс
медиаобразования и социализации школьников
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2021



