Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №22069

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы61
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2742
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические основы использования лингвистических игра на уроках
русского языка как средства развития познавательной активности младших школьников 7
1.1 Лингвистические игры в методике обучения русскому языку
младших школьников 7
1.2. Познавательная активность как условие успешного обучения младшего школьника 16
2 Методические основы использования лингвистических игр на уроках
русского языка как средства развития познавательной активности младших школьников 23
2.1 Анализ передового педагогического опыта в аспекте
использования лингвистических игр на уроках русского языка как средства развития познавательной активности младших школьников ... 23
2.2 Организация опытно-экспериментального обучения русскому языку младших школьников с использованием лингвистических игр ... 30
2.2.1 Организация констатирующего этапа опытно-экспериментального
обучения с использованием лингвистических игр как средства развития познавательной активности младших школьников 30
2.2.2 Организация формирующего этапа опытно-экспериментального
обучения с использованием лингвистических игр как средства развития познавательной активности младших школьников 38
2.2.3 Организация контрольного этапа опытно-экспериментального обучения с использованием лингвистических игр как средства развития познавательной активности младших школьников 43
Заключение 50
Список использованных источников 53

В настоящее время методика обучения русскому языку претерпевает значительные изменения. Необходимость формирования «активной познавательной позиции» школьника, при общем снижении уровня интереса и мотивации к учебному процессу определяют необходимость поиска новых, усовершенствованных методов работы, отвечающих современным стандартам в области образования. В качестве подобного метода может выступать включение в учебную деятельность лингвистических игр, которые не только отвечают возрастным потребностям ребенка, но и способствуют повышению уровня познавательной активности, развитию общих познавательных процессов, создавая новые стимулы для учащихся.
Используя лингвистические игры в урочной деятельности, учитель может повысить внимание к учебной информации, научить логически выстраивать и обосновывать собственные действия, проникать в суть явлений, делает учащихся активными субъектами учебно-воспитательного процесса. Все это формирует у школьника познавательный интерес к предмету, а также воспитывает потребность в получении новых знаний и умений. В связи с этим актуальным представляется обращение к методике использования лингвистических игр именно как средства развития познавательной активности на уроках русского языка в младшей школе.
Цель исследования: изучить лингвистические игры как средство развития познавательной активности на уроках русского языка в начальной школе.
Гипотеза исследования: использование лингвистических игр на уроках русского языка в начальной школе является эффективным средством развития познавательной активности учащихся.
Объект исследования: лингвистические игры на уроках русского языка в начальной школе.
Предмет исследования: использование лингвистических игр на уроках русского языка как средства развития познавательной активности.
Для достижения поставленной цели мы определили следующие задачи:
1) Рассмотреть лингвистические игры в методике обучения русскому языку младших школьников;
2) Дать характеристику познавательной активности как условию успешного обучения младшего школьника;
3) Провести анализ передового педагогического опыта в аспекте использования лингвистических игр на уроках русского языка как средства развития познавательной активности младших школьников;
4) Организовать констатирующий этап опытно-экспериментального обучения с использованием лингвистических игр как средства развития познавательной активности младших школьников;
5) Организовать формирующий этап опытно-экспериментального обучения с использованием лингвистических игр как средства развития познавательной активности младших школьников;
6) Организовать контрольный этап опытно-экспериментального обучения с использованием лингвистических игр как средства развития познавательной активности младших школьников.
Методы исследования: описательный метод, изучение и обобщение педагогического опыта, анкетирование, эксперимент, количественный и качественный анализ полученных результатов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в настоящей работе систематизирован теоретический материал по применению лингвистических игр как средства развития познавательной активности на уроках русского языка в начальной школе. Представленный систематизированный материал может быть использован в практике обучения русскому языку младших школьников.
Апробация результатов исследования: материалы выпускной квалификационной работы были опубликованы на сайте «Инфоурок» в виде методической разработки на тему «Лингвистические игры на уроках русского языка как средство развития познавательной активности младших школьников»
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (40 наименований). Объем работы составляет 56 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проанализировав теоретические исследования и изучив опыт использования лингвистических игр на уроках русского языка в начальной школе, мы пришли к следующим выводам. Дидактические игры выступают в качестве одного из наиболее эффективных способов развития познавательной активности и мотивации учащихся, оказывая влияние на формирование психических процессов и интеллекта. Лингвистическая игра, является подвидом игры дидактической и направлена на получение знаний посредствам раскрытия особенностей функционирования языка и речи. Использование лингвистических игр на уроках русского языка позволяет одновременно реализовывать обучающую, развивающую и воспитывающую функции.
Познавательная активность является одним из необходимых условий для успешного обучения младшего школьника и включает в себя три основных компонента: познавательную потребность, познавательный интерес и мотив.
Анализ передового педагогического опыта использования лингвистических игр как средства развития познавательной активности позволил выделить этапы подготовки педагога к включению игровой деятельности в образовательный процесс и рассмотрены основные формы и примеры использования лингвистических игр на уроке.
В рамках данного исследования нами была выдвинута гипотеза, допускающая предположение, что использование лингвистических игр на уроках русского языка в начальной школе является эффективным средством развития познавательной активности учащихся. Для подтверждения данной гипотезы, было организованно опытно-экспериментальное обучение учащихся начальной школы, с использование лингвистических игр на уроках русского языка, которое проходило в три этапа.
На первом, констатирующем этапе опытно-экспериментального обучения, с помощью специально отобранных методик, был определен уровень познавательной потребности и познавательного интереса школьников. Результаты, полученные на данном этапе установили, что большинство респондентов имели средний и высокий уровень познавательного интереса, однако, присутствовало также 20% учащихся, которые не испытывали интереса и желания изучать предмет «Русский язык», уровень познавательной потребности, данной группы учащихся также находился на уровне ниже средних показателей по классу.
На втором, формирующем этапе опытно-экспериментального обучения, нами был разработан и предложен ряд лингвистических игр, направленных на систематизацию и актуализацию знаний по теме «глагол». Предложенные игры были подобраны в соответствии с программой курса и возрастными особенностями обучающихся, направлены на развитие взаимодействие внутри коллектива, а также на формирование познавательного интереса к предмету «Русский язык» в школе.
И наконец, на заключительном, контрольном этапе, было проведено исследование динамики уровня познавательного интереса к изучаемому предмету и уровня сформированности познавательной потребности школьников, которое позволило сделать следующие выводы.
Во-первых, произошли значительные изменения уровня познавательного интереса к предмету русский язык, выросли средние показатели в каждой из опрошенных групп, учащиеся стали активнее включаться в учебную деятельность, чувствуют большую вовлеченность в процесс обучения, легче устанавливают эмоциональный контакт с преподавателем и одноклассниками.
Во-вторых, произошли качественные изменения уровня интенсивности познавательной потребности. Значительно большее количество учащихся, стали обращать внимание на самостоятельность выполнения работы и получать эмоциональное удовлетворение от учебного процесса.
Таким образом, в ходе опытно-экспериментальное обучения нам удалось
подтвердить гипотезу, об эффективном влиянии использования лингвистических игр на развитие познавательной активности на уроках русского языка. Динамика показателей, обнаруженная в ответах учащихся, позволяет утверждать, что систематическое использование лингвистических игр в образовательном процессе способствует повышению уровня познавательного интереса и интенсивности познавательной потребности, которые, в свою очередь, являются основными категориями познавательной активности.



1. Аркадьев П.Б., Кадыкова А.В. Игровые задачи на уроках русского языка:3-9 классы / П.Б. Аркадьев, А.В..Кадыкова. - Москва: Чистые пруды,2005. - 32 с.
2. Бабкина Н.В. Радость познания. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: книга для учителя / Н.В. Бабкина. Москва: АРКТИ . 2000. - 78 с.
3. Баев П.М. Играем на уроках русского языка: пособие для
преподавателей зарубежных школ / П.М. Баев. - Москва: Русский язык, 1989. - 86 с.
4. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студентов высших учебных заведений / М.Т. Баранов.- Москва:Академия, 2001. - 386 с.
5. Бетенькова Н.М. Конкурс грамотеев. Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы / .Н.М. Бетенькова. - Москва: Просвещение, 2005 - 208 с.
6. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Русский язык 4 класс. Часть 2: учебник / Р.Н. Бунеев , Е.В.Бунеева - Москва: Баласс, 2016. - 144с.
7. Бунеева Е.В., Исаева Н.А. Русский язык 4 классэ Методические рекомендации для учителя. ФГОС / Е.В., Бунеева, Н.А. Исаева. - Москва: Баласс, 2016. - 272 с.
8. Быстрова Е.А., Львова С.И. Обучение русскому языку в школе: учебное пособие / Е.А. .Быстрова, С.И. Львова. - Москва: Дрофа, 2004 - 240 с.
9. Волина В.В. 1000 игр с буквами и словами : книга для детей и родителей / В.В. Волина - Москва: АСТ-Пресс, 2006. - 256 с.
10. Выгодский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - Москва: Юрайт, 2016. - 199 с.
11. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выгодский // Психология развития : сб. науч. тр. - Санкт-Петербург : «Сфера», 2001. - C. 56-79.
12. Горлова Е. Л. Центральное психологическое новообразование младшего школьного возраста как основа развивающего обучения : автореф. дисс. ...канд. пед. наук : 13. 00. 01 / Горлова Елена Леонидовна. - Москва, 2002. - 23 с.
13. Данюшенков В. С. Целостный подход к формированию познавательной активности в обучении / В. С. Данюшенков. - Киров: «Радуга-ПРЕСС», 2016. - 195 с.
14. Дмитриенко В.А. О психолого-педагогической природе
познавательного интереса / В.А. Дмитриенко // Вестник ТГПУ Сер 1. Педагогика. - 2008. - № 4. С. 78 - 82.
15. Дубровина И. В. Психология: учебник для студентов педагогических учебных заведений / И.В. Дубровина. - Москва: Академия, 2006. - 464 с.
16. Ермаков С.С., Юркевич В.С. Развитие познавательной потребности у школьников в процессе обучения / С.С. Ермаков., В.С. Юркевич // Современная зарубежная психология. - 2013. № 2. С. 87 - 100.
17. Карлова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения: Пособие для родителей и педагогов / Е.В. Карлова. - Ярославль: Академия развития, 2007. - 240 с.
18. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии / М.В. Кларин. - Рига: Эксперимент, 2005. - 176 с.
19. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров ,Ю.А. Педагогический словарь для студентов высших учебных заведений / Г.М Коджаспирова , Ю.А Коджаспиров. - Москва: Академия, 2003. - 218 с.
20. Круглова Л.Ю. Развитие познавательной потребности личности в творческой деятельности / Л.Ю. Круглова // Вестник ОГУ Сер 5. Педагогика начальной школы. - 2006. - № 5. С. 38 - 43.
21. Куликовская Л.К. Дидактические игры на уроках русского языка: пособие для учителей / Л.К. Куликовская. Алмааты: «Теос» , 2006. - 40 с.
22. Любич Д.В. Лингвистические игры / Д.В. Любич. - Санкт- Петербург: Издательство Буковского, 1998. - 270 с.
23. Меньшикова Е.А. Психолого-педагогические аспекты развития познавательной активности детей / Е.А. Меньшикова // Вестник ТГПУ Сер
5. Педагогическая психология. - 2008. - № 83. С. 112 - 116.
24. Меньшикова Е.А. Психолого -педагогическая сущность познавательного интереса / Е.А. Меньшикова // Вестник ТГПУ Сер 5. Педагогическая психология. - 2008. - № 83. С. 127 - 131.
25. Минскин Е.М. От игры к знаниям: пособие для учителя / Е.М. Минскин. - Москва: Просвещение, 1987. - 192 с.
26. Муртазин Г.М. О некоторых способах активизации познавательной деятельности учащихся / Г.М. Муртазин // Молодой ученый. - 2015. №8 - C. 937 - 943.
27. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения - 4-е изд., стер. - Москва: Академмия, 2008 - 176 с.
28. Петрановская Л.В. Игры на уроках русского языка: пособие для учителя / Л.В. Петрановская - Москва: МИРОС, 2000. - 144 с.
29. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учебное пособие для ВУЗов / И.П. Подласый. - Москва: Владос-пресс, 2004. -365 с.
30. Подласый И.П. Педагогика: учебник для студ. пед. вузов - 2-е изд., доп. / И.П. Подласый. - Москва: Юрайт, 2011. - 574 с.
31. Рамазанова В.Б. Формирование познавательной активности на
уроках русского языка как неродного средствами игровых технологий / В.Б.
Рамазанова // Известия ДГПУ. - 2011. № 16. С. 14- 18.
32. Репринцева Е. А. Педагогика игры: теория, история, практика / Е.А. Репринцева - Курск: Изд-во Курск. гос. ун-т, 2005. - 421 с.
33. Стрелова О. Ю., Гашичев А. В. Концептуализация подходов советских психологов к феномену «познавательный интерес» / О.В. Стрелова., А.В. Гашичев // Вестник ТОГУ Сер. 1. Педагогика и психология. - 2013. - № 28. С. 265- 274.
34. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: книга для учителя / Н.Ф. Талызина. - Москва: Просвещение, 1988. - 175 с.
35. Халатова П.А. Технология лингвистической игры как средство формирования познавательной активности на уроках русского языка / П.А. Халатова // Наука. Мысль. - 2016. - №2 - С. 18-23.
36. Хмилевская Ю.Г. Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников / Ю.Г. Хмилевская // Начальная школа. - 2012. № 11. С 16-20.
37. Шамова Т.И. Активизация учения школьников - 2-е изд., перераб. и доп / Т.И. Шамова. - Москва: Знание, 2009. - 100 с.
38. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин. - Москва: Международная педагогическая академия, 1995. - 224 с.
39. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М: ВЛАДОС, 2012. - 228 с.
40. Юрьева Н.А. 350 развивающих упражнений по русскому языку / Н.А. Юрьева - Москва: Юнипресс, 2005. - 304 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ