ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОЖИДАНИЙ СТУДЕНТОВ СФУ 10
1.1 Методологические аспекты исследования российской молодежи 10
2.1 Особенности взаимодействия системы образования и рынка
труда 16
2 СОЦИАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
ОЖИДАНИЙ СТУДЕНТОВ СФУ В РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛУЧЕННОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 26
2.1 Описание методологических аспектов социального исследования
профессиональных ожиданий студентов СФУ в реализации полученной специальности 26
2.2 Анализ результатов социологического исследования профессиональных
ожиданий студентов СФУ в реализации полученной специальности 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ
Как социально-возрастная группа молодежь обладает рядом особенностей. Молодежи присуще не полное участие в социальноэкономических отношениях, но именно она в наибольшей степени обеспечивает социальную мобильность и является источником экономической инициативы, основой «новой» экономики, служит источником инноваций в сферах науки, культуры, технологий.
Российское общество претерпевает слом старой социальнопрофессиональной структуры, в силу изменений, которые происходили в России в экономической, а также культурной, политической сферах жизнедеятельности. Потребности общества в профессиях, ориентированных на прежнюю экономику, сокращаются. В результате получается, что многие профессии становятся невостребованными на рынке труда, а также не обеспечивают условий существования. Но появляются и утверждаются новые для российского общества профессии менеджеров, маркетологов, дилеров, банковских служащих и др. Это приводит к смене престижности профессий в общественном сознании. У молодежи формируется новое представление о месте и роли профессии и профессиональных достижений в жизни человека, о целях профессиональной деятельности и способах их достижения.
Профессиональное самоопределение студенческой молодежи рассматривается как процесс ее вступления в социально-профессиональную структуру общества, который реализуется на личностном уровне через ценностный выбор студентами вариантов профессионального развития. «В этом процессе выделяется ряд стадий, на которых проблема выбора актуализируется в том или ином ее аспекте. Для первокурсников -это адаптация к новым условиям обучения, определенные сомнения в правильности сделанного выбора. На выпускных курсах решается вопрос о специализации в рамках выбранной профессии, о конкретном месте работы. В отличие от первокурсников выпускники осмысливают свой выбор уже не с
точки зрения соответствия специальности своим личным интересам и склонностям, а с точки зрения востребованности на рынке труда. Третий курс является переходным: адаптационный период завершен, актуализируются профессиональные интересы и перспективные планы. В сознании
третьекурсников формируется система приоритетов, целей, ценностей, наличие или отсутствие жизненных планов.
Коммерческие фирмы предпочитают нанимать на работу, даже не требующую высокой квалификации выпускников вузов, нежели людей, не имеющих высшего образования. Немаловажная сторона этого противоречия состоит в том, что квалифицированный, интеллектуальный труд сегодня - самый низкооплачиваемый. То есть, с одной стороны, высшее образование как бы ценится, а с другой - нет. Это сказывается на структуре ценностей и
жизненных планах молодежи и не может не снижать адекватного самоопределения студентов. На современном этапе характер их
профессионального самоопределения можно определить как двойственный.
Оплата труда в государственных структурах остается низкой, а выпускники вузов желают получать зарплаты достаточно высокого уровня и это для них имеет большое значение, поэтому растет предпочтение трудоустройства в коммерческой сфере при соответствующем падении престижа госструктур и снижается интерес к работе по специальности. В силу этого возможно формирование ситуации, в которой вузы практически перестанут выполнять свою основную функцию подготовки специалистов, т.е. будут давать профессиональное образование лишь формально.
В середине 90-х годов XX века довольно распространенным явлением стали ситуации, при которых полученная специальность оказывалась невостребованной, а профессиональное будущее большей части молодежи характеризовалось как неопределенное. Исследования, которые проводились в данный период, показывали, что большинство молодежи испытывает дефицит инструментальных знаний и практических навыков, которые могли бы обеспечить им конкурентоспособность на рынке труда. Появление рыночных отношений в России привело к тому, что в начале 2000-х гг. немало выпускников вузов, средней школы, начальной профессиональной школы оставались нетрудоустроенными.
Что же касается уровня квалификации выпускников, то он часто не соответствует требованиям работодателей - отсутствие опыта принятия самостоятельных решений, недостаток знаний, необходимых для работы в рыночных условиях, отсутствие практических навыков по полученной профессии. Сейчас требуется более высокий уровень квалификации, обусловленный компьютерной грамотностью, знанием иностранных языков, умением постоянно обновлять свои знания, стремлением к совершенствованию своего профессионального уровня.
Актуальность исследования профессиональных ожиданий студентов СФУ в реализации полученной специальности обусловлена развитием общества, так как молодежь является главным источником экономической инициативы, основой «новой» экономики, служит источником инноваций в сферах науки, культуры, технологий. Изменение потребностей рыночной экономики и производства, новые формы и средства накопления и передачи опыта и знаний, другие факторы актуализируют проблемы профессионального самоопределения молодежи.
Возрождение и процветание молодежи, как и всей России, в XXI столетии возможно лишь при условии включения нашей страны в мировое сообщество как сильной процветающей державы, равноправного и суверенного партнера других государств. При всей неоднозначности и противоречивости модернизационного процесса, очевидно, что его движущей силой в будущем, а, во многих случаях, уже и сегодня, является молодежь.
В связи с этим органам государственной власти может быть рекомендовано осуществлять деятельность по помощи молодым россиянам в экономической адаптации, оказывать поддержку молодежным организациям (в особенности с профессионально-корпоративной направленностью деятельности) и молодежному предпринимательству. В качестве необходимых мер по повышению эффективности государственной молодежной политики необходимо принять закон о молодежи на федеральном и региональном уровнях.
Образовательным учреждениям, в свою очередь, как важнейшим агентам социализации по возможности нужно оказывать информационную поддержку представителям молодого поколения, а также помощь в трудоустройстве выпускников.
Молодое поколение всегда характеризуется мобильностью, способностью к активным действиям, инициативой, творческим потенциалом. Главным является создание условий для реализации молодежного потенциала в обществе. Проблемы молодежи относятся к числу важнейших проблем общества.
Тезис о том, что «молодежь - завтрашний день общества», может потерять свою актуальность, если государство не будет предпринимать шаги для реализации государственной молодежной политики. Цель молодежной политики государства - создание экономических и социальных условий, способных улучшить качество жизни молодежи, путем реализации её интересов с учетом интересов всего общества. Эффективность такой политики
должно быть подкреплено экономическими, системными исследованиями.
В ходе исследования были решены все задачи: выявлено отношение студентов к выбранной ими специальности (положительное); выяснились основные проблемы, которые могут возникнуть у выпускников вузов при трудоустройстве; выявлено, насколько соответствует выбранная специальность основным направлениям в трудоустройстве студентов; выявлены наиболее значимые критерии для студента при выборе места работы.
Цель исследования: изучить профессиональные ожидания студентов в реализации полученной специальности, - была достигнута.
Г ипотеза о том, что студенты СФУ получив выбранную специальность, не столкнутся с затруднениями при трудоустройстве, была опровергнута, получив специальность, студенты столкнутся с разными препятствиями, такими как отсутствие опыта и рабочих мест, несоответствие требованиям рынка труда или же низкой оплаты .
В процессе исследования было выяснено, что та группа студентов, которая не задумывалась над вопросами трудоустройства, почти вся связала предстоящее трудоустройство с влиятельными родственниками или знакомыми.
Так же был получен ответ на вопрос, чем руководствуются студенты при выборе работы. Были получены следующие результаты: первое место - высокий уровень зарплаты; второе место - возможность карьерного роста; третье место - социальная защищенность; четвертое место - возможность профессионального развития; пятое место - отсутствие задержек зарплаты; шестое место - имидж организации.
На выбор студентами специальности, прежде всего, повлияла ее престижность и востребованность на рынке труда. Студенты знали «куда шли», то есть главной причиной выбора определенной специальности является интерес и желание изучать предметы по выбранному направлению. Многие респондентов сделали выбор по совету родственников, друзей, знакомых. Престижность же выбранной специальности отметили только 7% респондентов.
Подавляющее большинство студентов по-прежнему полагают, что сам факт наличия престижного образования гарантирует престижную и хорошо оплачиваемую работу.
Подводя итог, необходимо сказать о существовании серьезных противоречий на рынке труда молодых специалистов. Это противоречия между социальными, профессиональными ориентациями вузовской молодежи и реальными потребностями предприятий, организаций и фирм в рабочей силе, между существующей системой вузовской подготовки и реальным содержанием будущей профессиональной деятельности и ожиданиями работодателей, между теоретической подготовкой выпускников и слабыми практическими навыками и умениями использования знаний.
1 Абасов З.А. Роль педагогической практики студентов в их профессиональном становлении/ З.А. Абасов // Социологические исследования - 2002 - № 3 - С. 94-96.
2 Абасов З.А. Проектирование студентами педвуза профессиональной стратегии/ З.А. Абасов // Социологические исследования. 2006. № 4. С. 105-110.
3 Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов/ Г.С. Абрамова. - М.: Академия, 1997.
4 Аналитическая справка о результатах анкетного опроса студентов.
МГУ, Центр социологических исследований. М., 1998. С. 1.
5 Акимкин Е.М., Вашенцев К.С. Потребности московских предпринимателей в специалистах экономического профиля/ Е.М. Акимкин, К.С. Вашенцев // Социологические исследования - 1997 - № 3 - С. 113-120.
6 Балабанов С.С. Университет, наука, производство: аспекты обратной связи / С.С. Балабанов, В.И. Мишин, В.М. Соколов // Межвуз. сб.: Социология высшей школы - Горький: Изд-во Горьк. ун-та, 1982.
7 Баранова Т.С. Проблемы социализации молодежи в современном российском обществе / Т.С. Баранова // Школа здоровья. - 2005. - №1. - С. 12 -
21.
8 Баскакова М.Е. Гендерные аспекты отдачи платного высшего образования/ М.Е. Баскакова // Социологические исследования - 2002 -
№ 11
9 Белов А.Г. Молодежь и рынок/ А.Г.Белов// Социологические исследования - 1993 - №11 - С.156-157
10 Белоножко М.Л., Хиту Е.Ф. Об особенностях высшего образования для взрослых / М.Л.Белоножко, Е.Ф.Хиту. // Социологические исследования - 2007 - № 4 - С. 61-64.
11 Бессонова О. Раздаточная экономика как российская традиция/ О.Бессонова // Общественные науки и современность - 1994 - №3.
12 Быданова Е.Н. Анализ компетенций выпускников российских вузов/ Е.Н.Быданова //Социологические исследования. 2008. № 5. С. 140142.
13 Быкова С.Н., Чупров В.И. Молодежь России на пороге рынка: между бедностью и нищетой/ С.Н.Быкова, В.И.Чупров // Социологические исследования - 1991 - № 9 - С. 62-68.
14 Бойко Л.И. Трансформация функций высшего образования и социальные позиции студенчества/ Л.И. Бойко // Социологические исследования - 2002 - № 3.
15 Вишневский Ю.Р. Парадоксальный молодой человек/ Ю.Р. Вишневский// Социологические исследования. - 2006. - №6. - С. 26 - 35.
16 Виштак О.В. Мотивационные предпочтения абитуриентов и студентов/ О.В.Виштак // Социологические исследования - 2003 - № 2 - С. 135- 138.
17 Ворона М.А. Мотивы студенческой занятости / М.А.Ворона // Социологические исследования - 2008 - № 8 - С. 106-115.
18 Выборнова В.В., Дунаева Е.А. Актуализация проблем
профессионального самоопределения молодежи/ Выборнова В.В., Дунаева Е.А. // Сциологические исследования. - 2006. - №4. - С. 99 - 101.
19 Г ончарова Н.В. О рынке труда выпускников вузов / Н.В.Г ончарова // Социологические исследования - 1997 - № 3 - С. 105-112.
20 Дидковская Я.В. Динамика профессионального самоопределения студентов/Дидковская Я.В. // Социологические исследования. - 2001. -
№6. - С. 133 - 135.
21 Добрускин М.Е. Студент - кто он?/ М.Е. Добрускин// Социологические исследования. - 1994.- № 8 - 9. С. 79 - 88.
22 Дудина О.М., Ратникова М.А. Профессиональная мобильность: кто и как принимает решение сменить профессию / О.М.Дудина, М.А.Ратникова // Социологические исследования - 1997 - № 11 - С. 48- 54
23 Дышлеаский П.С., Капица С.П., Урманчев М.А. Пропаганда НТП и проблемы образования/ П.С. Дышлеаский, С.П. Капица, М.А. Урманчев // Вопросы философии - 1985 - № 10.
24 Закс Л., Зборовский Г., Кощеева И., Шуклина Е. Негосударственное образование в оценках студентов / Л. Закс, Г. Зборовский, И. Кощеева, Е. Шуклина // Высшее образование в России - 2002 - № 6.
25 Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Профессиональное образование и рынок труда / Г.Е.Зборовский, Е.А.Шуклина // Социологические исследования - 2003 - № 4 - С. 99-106.
26 Занятость отдельных социально-демографических групп населения в переходной экономике России / под ред. Колосовой Р.П., Разумовой Т.О.: М., 1998. С. 22.
27 Иконникова С.Н. Некоторые проблемы воспитания студенческой молодежи / С. Н. Иконникова, В. Т. Лисовский. - М., 1972 - С. 38.
28 Ильинский И.М. О молодежной политике российского политического центризма. - М: Институт молодежи. 1999 - С. 18.
29 Кансузян Л.В., Немцов А.А. Вузовское образование в оценках студентов / Л.В.Кансузян, А.А.Немцов // Социологические исследования - 1999 - № 4 - С. 95-100
30 Константиновский Д.Л., Чередниченко Г.Л., Вознесенская Е.Д. Российский студент сегодня. Учеба плюс работа: М. Институт социологии РАН. 2002.
31 Катульский Е. Мотивация на рынке труда / Е. Катульский // Вопросы экономики. М. - 1997 - № 2 - С. 96-97.
32 Кораблева Г.Б. Об институциональном подходе к исследованию связи профессии и образования / Г.Б.Кораблева // Социологические исследования - 2000 - № 6 - С. 48-51.
33 Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности / Т.В. Кудрявцев,
B. Ю. Шегурова // Вопросы психологии - 1983 - № 2.
34 Лисовский В.Т. Концепция воспитательной работы со студентами ВУЗов. - СПб.: 1997.
35 Ловецкий Н.Г. Образование и рынок труда в эпоху глобализации / Н.Г. Ловецкий // Профессиональное образование. Столица - 2008 -
№5 - С. 14-15.
36 Макаров А.Н. Парадоксы взаимодействия рынка образования и рынка труда / А.Н. Макаров // Педагогика - 2008 - №2 - С.33-39.
37 Максименко А.А. Как российская молодежь намерена «делать» деньги
/ А.А.Максименко // Социологические исследования - 2005 - № 7 - С. 131-133.
38 Манхейм К. Диагноз нашего времени./ Манхейм К. - М., 1992. -
C. 84.
39 Меренков А.В. Рыночные ориентиры студенчества / А.В.Меренков // Социологические исследования - 1998 - № 12 - С. 97-100
40 Могильчак Е.Л. Экономические ориентации студенчества - их взаимосвязи и методы формирования / Е.Л.Могильчак // Социологические исследования - 2005 - № 10 - С. 57-62.
41 Молодежь Смоленщины - 2005: информационно-аналитический сборник/ отв. ред. А.Н. Серый. - Смоленск: Универсум, 2005.
42 Наумова С.А. Типология работников: вопросы управления / С.А. Наумова //Социологические исследования - 1991 - №2 - С. 60-65.
43 Огородникова И.А. Как готовить специалистов в университете? / И.А.Огородникова // Социологические исследования. - 2003. - № 8. - С. 99-103.
44 Пашинян И.А. Работа и трудоустройство в восприятии студентов / И.А.Пашинян // Социологические исследования - 2000. - № 1. - С. 130.
45 Петрова Т.Э. Социология студенчества в России: Этапы и закономерности становления / Т.Э. Петрова. - Спб.: «Бельведер», 2000.
46 Попова И.П. Профессионализм - путь к успеху? / И.П Попова // Социологические исследования. - 2004. - № 3. - С. 50-57.
47 Проблемы молодежи.// Фонд «Общественное мнение».
Социологические исследования. Специальный выпуск. - Июль - 2002г.
48 Прохода ВУ.А. Гражданская идентичность российской молодежи / В.А. Прохода // Вестник МГУ. Сер. 18, Социология и политология. - 2006. -
№ 1. - С. 24 - 40.
49 Рубин Б. Студент глазами социолога / Б. Рубин, Ю. Колесников - Ростов - н/Дону, 1968
50 Рубина Л.Я. Советское студенчество / Л. Я. Рубина. — М., 1981.
51 Руденко Г.Г. Специфика положения молодежи на рынке труда/ Г.Г. Руденко, А.Р. Савелов // Социологические исследования. - 2002. - № 5.
- С. 101 - 107.
52 Садовничий В.А., Белокуров В.В., Сушко В.Т., Шикин Е.В. Университетское образование: приглашение к размышлению - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995.
53 Собкин В.С., Ткаченко О.В., Федюнина А.В. Студент педагогического вуза: отношение к образованию и профессиональные планы / В.С.
54 Соколов Е.В., Щербакова И.О. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества / Е.В. Соколов, И.О.Щербакова // Социологические исследования - 2003 - № 1.
55 Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
56 Социология молодежи: учебник / под ред. В.Н Кузнецова. - М.: Гардарики, 2005.
57 Старостина Т.В. Вузы на рынке образовательных услуг / Т.В. Старостина // Социологические исследования - 2003. - № 4
58 Чередниченко Г. А. Молодежь вступает в жизнь:
(Социологические исследования проблем выбора профессии и трудоустройства) / Г. А. Чередниченко, В. Н. Шубкин. — М.: Мысль, 1985.-С. 103-107.
59 Чернов Ю.К., Палферова С.Ш. Квалиметрические методы выделения базовых компетенций при подготовке специалистов инженерного профиля. / Материалы XI симпозиума «Квалиметрия в образовании: методология, методика, практика». Под науч. Ред. Н.А. Селезневой, А.И. Субетто - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - С. 27.
60 Чупров В.И Развитие молодежи: концептуализация понятия / В.И Чупров // Молодежь России: социальное развитие. - М.: Наука. 1992. С. 9-10.
61 Ядов В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе / В.А.
62 Ядов// Социологический журнал. - 1994. - №1. - С. 35 - 52