Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КонпептосФера современного американского кинодискурса (на материале заглавий американских художественных фильмов)

Работа №22058

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы66
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
607
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Концептосфера в кругу сопряженных научных понятий 11
1.1 Понятия «концепт» и «языковая картина мира» 11
1.2 «Концептосфера» как совокупность концептов 19
1.3 «Национальная концептосфера» американской языковой картины мира 23
2 Теоретические основы исследования кинодискурса 28
2.1 Понятие дискурса 28
2.2 Особенности кинодискурса 32
3 Организация научно-исследовательской работы в старшей школе 37
3.1 Научно-исследовательская деятельность в рамках ФГОС СОО
нового поколения 37
3.2 Структура научно-исследовательской работы 41
3.3 Анализ опыта проведения научно-исследовательской работы в
старшей школе 44
Заключение 51
Список использованных источников 53
Приложение А Опрос для жителей России 59
Приложение Б Опрос для жителей Америки 60
Приложение В Ценности русского образа жизни в названиях
кинофильмов 61
Приложение Г Ценности американского образа жизни в названиях
кинофильмов 63


Одним из центральных понятий современной лингвокультурологии, которая занимается изучением языковой ментальности, или «соотношением между некоторым участком мира и его языковым представлением» [33], является «концепт». Концепт представляет собой «ментальное национально-специфическое образование, планом содержания которого является вся совокупность знаний о данном объекте, а планом выражения - совокупность языковых средств (лексических, фразеологических и др.)» [26, с. 27]. Только в процессе коммуникации некое слово, фразеологизм или действие становится «концептом», поскольку посредством языковых средств выражается «пучок» представлений, ассоциаций, переживаний, сопровождающий определенное действие или «ключевое слово». «Ключевые слова» составляют концептосферу национального сознания. Они обращают на себя внимание частотностью употребления и входят в пословицы, поговорки, названия книг, фильмов и т.п.
Каждый этнос имеет определенное количество концептов, которые сформировались в сознании его представителей, а также «ключевых слов», служащих для вербализации этих концептов. Среди базовых для американской культуры можно назвать такие концепты, как: freedom (свобода), individualism (индивидуализм), money (деньги), time (время), hospitable (гостеприимство), patriotism (патриотизм), mobility (мобильность), optimism (оптимизм), friendliness (дружелюбность), sense of neighborhood (чувство соседства), risky (рискованность), businesslike (деловитость), volunteering (добровольчество), American dream (американская мечта), pursuit of happiness (стремление к счастью), self-reliance (способность полагаться на свои собственные силы, на свое суждение), independence (независимость, самостоятельность), home (родной дом), love (любовь), hope (надежда), charity begins at home (кто думает о родных, не забудет и чужих), to each his own (каждому свое), honesty and integrity (честность и неподкупность), democracy (демократия).
Представленные концепты могут быть выявлены в фольклоре, международных анекдотах и сатирических фельетонах (конкретные наблюдения о культурах), а также в художественных произведениях и кино.
Сегодня кино является одним из молодых и в то же время одним из массовых искусств. И как следствие этому, изучение кинодискурса является особо актуальным, поскольку данный вид дискурса, как никакой другой, способен изменять воспринимающую его аудиторию, навязывая определенные модели поведения, ритуалы, программируя потребительские, мировоззренческие и другие установки. Кинодискурс является средством пропаганды, идеологического воздействия. Многие авторы, как например Р. Харрис [45], Е.Н. Молчанова [28] отмечают, что телевидение является важным агентом социализации, а также оказывает колоссальное влияние на формирование системы ценности человека.
Обогащение социокультурными знаниями страны изучаемого языка возможно посредством углубленного изучения. В нашей работе мы обратились к художественным фильмам на английском языке, снятым в США, поскольку, благодаря кинодискурсу, возможно получить интересующую для нас информацию, в нашем случае - узнать о ценностях американского народа, посредством которых раскрывается вся суть культуры страны и отражается образ жизни американцев. В современное время продукты американской киноиндустрии пользуются популярностью среди аудитории всего мира. В своем творчестве кино-создатели воспроизводят либо пропагандируют свое понимание мира и ценностей, присущих их народу. Кинематографическая индустрия точно отражает ценности нации.
Углубленное изучение материала невозможно охватить на уроках английского языка, для этого необходимо дополнительное время, которое предоставляет внеурочная деятельность. Неотъемлемой частью учебного процесса и одной из форм внеурочной деятельности является исследовательская деятельность [42]. Данная форма занятий поддерживает интерес учащихся к предмету, повышает мотивацию. На уроках, а также внеурочных занятиях по английскому языку формируется не только языковая (лексика, грамматика, фонетика и орфография), но и социокультурная компетенция. Язык и культура тесно связаны между собой. Без знания социокультрурного фона трудно сформировать коммуникативную компетенцию. Перед преподавателями стоит задача формирования положительной мотивации, которую необходимо связать с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, умениями и навыками. Те, кто занимается изучением языка, должны в конечном итоге обладать хорошими коммуникативными навыками, и для того, чтобы такие навыки сформировать, необходимо выбирать такие формы урока, которые будут наибольшим образом этому способствовать. Для поддержания плодотворной и эффективной деятельности учащихся удачно применяются нетрадиционные формы проведения занятий, а также учитываются современные увлечения подрастающего поколения.
Телевидение стало неотъемлемой частью жизни современного информационного общества и, как известно, главным времяпрепровождением нынешней молодежи. Учитывая этот факт, телевидение предоставляет большие возможности для извлечения пользы, то есть получение необходимого материала при формировании социокультурной компетенции. В работе мы обратились именно к заглавиям кинофильмов, поскольку для выявления концептосферы американского народа, необходимо охватить большой объем количества фильмов, а ознакомление лишь с заглавиями - облегчает данную задачу, ведь названия являются частью кино и отражают всю его суть. Благодаря включению в заголовочный комплекс определенных ключевых слов, можно найти отражение концептов, которые характерны американскому народу.
Таким образом, целью данной работы является изучение концептосферы американского кинодискурса, отраженного в заглавиях американских художественных фильмов.
Предметом исследования является американский кинодискурс, а объектом - концептосфера американского кинодискурса, отраженная в виде ключевых слов в заглавиях американских кинофильмов.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования можно выделить следующие задачи:
1. Дать определения ключевым понятиям: «концепт», «понятие»,«значение», «концептосфера», «языковая картина мира», «концептуальная картина мира», «картина мира», «национальная концептосфера», «константа», «текст», «дискурс», «кинодискурс», «научно-исследовательская работа».
2. Определить составляющие национальной концептосферы американского образа жизни.
3. Выявить особенности кинодискурса.
4. Рассмотреть структуру исследовательской деятельности.
5. Организовать научно-исследовательскую деятельность с обучающимся и проанализировать результаты.
Практическая значимость работы полученных результатов исследования заключается в следующем:
1. В возможности применения выводов и материалов теоретической части работы в дальнейших исследованиях, либо при чтении лекционных курсов и спецкурсов по межкультурной коммуникации, лингвострановедению, культурологии, когнитивной лингвистике.
2. В возможности использования материалов практической части работы на уроках, а также внеклассных занятиях по иностранному языку (английскому) в старшей школе.
3. Результаты исследования способствуют совершенствованию лекционных, практических и семинарских занятий по курсу методики обучения и воспитания (по профилю подготовки - иностранному языку).
Методы исследования:
1. Метод дефиниционного анализа.
2. Метод сплошной выборки.
3. Поисковый метод.
4. Анализ литературы по теме исследования.
5. Описательный метод.
6. Сравнительно-сопоставительный метод.
1 этап (сентябрь 2015 - февраль 2016) - анализ научных публикаций и основных концепций по теме исследования, отработка понятийного аппарата исследования, постановка цели, определение актуальности, проблемы, объекта, предмета и задач исследования, выбор методов исследования, организация исследовательской работы с учащимся.
2 этап (февраль 2016 - май 2016) - анализ результатов исследования, подведение итогов исследования.
Апробация работы:
Результаты исследования опубликованы в следующих статьях:
1. Podlesnaya, N. V. The values of American lifestyle and their reflection in the titles of American films / Ya. N. Kazantseva, N. V. Podlesnaya // Материалы II Международной научно-практической конференции / Проблемы иноязычного образования: теория и практика. - Красноярск : Сибирский федеральный ун-т, 2015. - С. 30 - 35.
2. Подлесная, Н. В. Концепт «время» в пространстве американского кинодискурса / Я. Н. Казанцева, Н. В. Подлесная // Проблемы формирования единого научного пространства: сборник статей студентов, аспирантов,молодых ученых и преподавателей. - Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. - С. 110 - 114.
Автор работы - победитель конкурса «Академическая мобильность» Фонда Михаила Прохорова в 2015 году (Договор № АМ -190 / 15).
Результаты исследования также были изложены в виде доклада на внутривузовской научно-практической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (секция «Проблемы английской филологии»), проводимой на базе ЛПИ - филиала СФУ в 2016 году (диплом I степени).
Структура работы соответствует поставленным целям и задачам. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и четырёх приложений. В первой главе мы рассматриваем следующие понятия: «концепт», «понятие», «значение», «концептосфера», «языковая картина мира», «концептуальная картина мира», «картина мира», «национальная концептосфера», «константа». Предметом изучения второй главы стал дискурс и национальный кинодискурс. Третья глава посвящена описанию научно-исследовательской работы с обучающимся старшей школы. Также в данной главе рассматриваются принципы и требования к исследовательской деятельности в рамках ФГОС ООО нового поколения, описывается структура исследовательской работы. В приложениях представлены материалы исследовательской работы и её результаты.
Список использованной литературы насчитывает 51 название. Общий объем работы 66 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В теоретической части нашей работы мы изучили следующие понятия: «концепт», «понятие», «значение»; «концептосфера», «языковая картина мира», «концептуальная картина мира», «картина мира»; «национальная концептосфера», «константа»; «текст», «дискурс», «кинодискурс».
Нами была определена национальная концептосфера американского образа жизни, то есть наиболее устойчивые и «отстоявшиеся» концепты национального сознания американского народа. Было установлено, что к ним относятся следующие: freedom (свобода), individualism (индивидуализм), money (деньги), time (время), hospitable (гостеприимство), patriotism (патриотизм), mobility (мобильность), optimism (оптимизм), friendliness (дружелюбность), sense of neighborhood (чувство соседства), risky (рискованность), businesslike (деловитость), volunteering (добровольчество), American dream (американская мечта), pursuit of happiness (стремление к счастью), self-reliance (способность полагаться на свои собственные силы, на свое суждение), independence (независимость, самостоятельность), home (родной дом), love (любовь), hope (надежда), charity begins at home (кто думает о родных, не забудет и чужих), to each his own (каждому свое), honesty and integrity (честность и неподкупность), democracy (демократия). Отметим, что список концептов может быть продолжен.
Далее мы рассмотрели понятие дискурс и пришли к выводу, что он представляет собой расширенное понятие текста, поскольку является языком, который рассматривается в действии, в реальном применении. Иначе говоря, дискурс отождествляется с устной речью.
Один из типов дискурса, который является предметом нашего исследования - это кинодискурс, в частности - национальный кинодискурс.
В задачи нашего исследования входила организация научно-исследовательской деятельности с обучающимся старшей школы. В практической части работы мы описали опыт проведения научно-исследовательской деятельности с темой «Отражение американских и русских ценностей в названиях кинофильмов». Работа была представлена на гимназической НПК «Первые шаги в науку», её защита зачтена в качестве переводного экзамена с оценкой «5» (отлично).
Таким образом, задачи работы выполнены, цель достигнута в полном объеме.



1. Алефиренко, Н. Ф. Значение и концепт / Н. Ф. Алефиренко // Спорные проблемы семантики. - Москва : Гнозис, 2005. - 326 с.
2. Арнольд, И. В. Стилистика / И. В. Арнольд // Современный английский язык: учебник для вузов. - Изд. 4-е, испр. и доп. - Москва : Флинта: Наука,2002. - 384 с.
3. Аскольдов, С. А. Концепт и слово / С.А. Аскольдов // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология / под общ. ред. В. И. Нерознака. - Москва : Академия, 1997. - С. 267-279.
4. Блох, М. Я. Проблема понятий концепта и картины мира в философии языка / М. Я. Блох // Преподаватель XXI век. - Москва : Прометей; МИГУ, 2007. - № 1. - С. 101-105.
5. Болдырев, Н. Н. Концептуальные основы языка / Н. Н. Болдырев // Когнитивные исследования языка. Концептуализация мира в языке: коллектив. моногр. - Москва : Институт языкознания РАН; Тамбов : ТГУ им. Г.Р. Державина, 2009. - Вып. 4. - С. 25-77.
6. Бочегова, Н. Н. Этнос. Язык. Концептосфера: монография / Н. Н. Бочегова. - Курган : Курганский государственный университет, 2010. - 212 с.
7. Бузинова, Л. М. Характерные особенности языковой картины мира / Л. М. Бузинова // Языковая личность - текст - дискурс: теоретические и прикладные аспекты исследования / Материалы международной научной конференции. - Самара : Самарский университет, 2006. - Ч. 2. - С. 77.
8. Вежбицкая, А. Язык. Культура. Познание / А. Вежбицкая. - Москва : Русские словари, 1996. - 415с.
9. Воркачев, С. Г. Концепт как «зонтиковый» термин / С. Г. Воркачев // Язык. Сознание. Коммуникация. - Москва : МАКС Пресс, 2003. - С. 5-13.
10. Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин. - Изд. 4-е, стер. - Москва : КомКнига, 2006. - 144 с.
11. Гачев, Г. Д. Ментальности народов мира / Г. Д. Гачев. - Москва : Алгоритм, Эксмо, 2008. - 544 с.
12. Дудодалова, О. В. К вопросу об определении медиа-дискурса
[Электронный ресурс] / О. В. Дудодалова // Культура народов Причерноморья. - 2006. - № 82. - Т. 1. - Режим доступа:
http://dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/handle/123456789/21263/82%20T1%20- Dudoladova.pdf?sequence=1.
13. Жанры исследовательских работ школьников [Электронный ресурс]. -
Режим доступа:
http://mbou18kansk.ucoz.ru/NOU/zhanry issledovatelskikh rabot shkolnikov.pdf.
14. Зарецкая, А.Н. Особенности реализации подтекста в кинодискурсе : монография / А.Н. Зарецкая. - Челябинск: Абрис, 2012. - 192 с.
15. Зыкова, И. В. Роль концептосферы культуры в формировании фразеологизмов как культурно-языковых знаков: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / Зыкова Ирина Владимировна. - Москва : 2014. - 510 с.
16. Карасик, В. И. Этноспецифические концепты / В.И. Карасик // Иная ментальность: коллект. монография / сост. В.И. Карасик, О.Г. Прохвачева, Я.В. Зубкова, Э.В. Грабарова. - Москва : Гнозис, 2005. - С. 8-101.
17. Кирнозе, З. И. Россия и Франция: диалог культур / З. И. Кирнозе // Статьи разных лет: сборник научных трудов / сост. В.Г. Зусман, К.Ю. Кашлявик, С.М. Фомин. - Нижний Новгород : НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2002. - С. 242-251.
18. Колшанский, Г. В. Объективная картина мира в познании и языке / Г. В. Колшанский. - Изд. 2-е, доп. - Москва : Едиториал УРСС, 2005. - 128 с.
19. Корнилов, О. А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов / О. А. Корнилов. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Москва : ЧеРо, 2003. - 349 c.
20. Красных, В. В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? / В. В. Красных. - Москва : ЙТДГК «Гнозис», 2003. - 375 с.
21. Кубрякова, Е.С. Краткий словарь когнитивных терминов / В. З. Демьянков, Л. Г. Лузина, Ю. Г. Панкрац; под общ. ред. Е. С. Кубряковой. - Москва : Филол. Ф-т МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997. - 245 с.
22. Кузьмин, Н. А. Современный медиатекст: учебное пособие [Электронный ресурс] / Н. А. Кузьмин. - Режим доступа:
http: //www. studfiles. ru/preview/1771423/.
23. Леонтович, О. А. Введение в межкультурную коммуникацию / О.А. Леонтович. - Москва : Гнозис, 2007. - 368 с.
24. Лихачев, Д. С. Концептосфера русского языка / Д. С. Лихачев // Русская словесность. - Москва : Академия, 1997. - С. 280-288.
25. Макарова, Г. А. Национальная концептосфера как категория межкультурной коммуникации / Г. А. Макарова // Лингвокультурологические проблемы изучения национальных концептосфер: сборник статей
межвузовской конференции. - Йошкар-Ола : МГПИ, 2003. - 200 с.
26. Маслова, В. А. Когнитивная лингвистика: учебное пособие / В. А. Маслова. - Москва : ТетраСистемс, 2005. - 256 с.
27. Маслова, В. А. Лингвокультурология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / В. А. Маслова. - Москва : Академия, 2001. - 208 с.
28. Молчанова, Е. Н. Телевидение в культуре современного информационного общества: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.13 / Молчанова Елена Николаевна. - Ставрополь, 2005. - 149 с.
29. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / А.
В. Мудрик; под ред. В.А. Сластенина. - Изд. 3-е, испр. и доп. - Москва : Академия, 2000. - 200 с.
30. Общие рекомендации по написанию научно - исследовательской работы по английскому языку [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy- yazyk/library/2014/08/05/obshchie-rekomendatsii-po-napisaniyu.
31. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова // Российская
академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - Изд. 4-е, дополненное. - Москва : Азбуковник, 1999. - 944 с.
32. Осипова, Г. И. Опыт организации исследовательской деятельности школьников / Г. И. Осипова. - Волгоград : Учитель, 2007. - 564 с.
33. Оспанова, Ж. М. Ментальность: языковая интерпретация мира
[Электронный ресурс] / Ж. М. Оспанова // Вестник Карагандинского университета. - 2011. - № 3. - Режим доступа:
https://docviewer.vandex.ru/7urHhttp%3A%2F%2Fvestnik.ksu.kz%2Ffiles vestnik %2FPhilology%2FPhilology 3 63 2011.pdf&name=Philology 3 63 2011.pdf&lan g=kk&c=57558cb67585&page=1.
34. Подлесная, Н. В. Концепт «время» в пространстве американского
кинодискурса / Я. Н. Казанцева, Н. В. Подлесная // Проблемы формирования единого научного пространства: сборник статей студентов, аспирантов,молодых ученых и преподавателей. - Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. - С. 110 - 114.
35. Попова, З. Д. Когнитивная лингвистика / З. Д. Попова, И. А. Стернин. - Москва : АСТ, Восток-Запад, 2007. - 315 с.
36. Попова, З. Д. Язык и национальная картина мира / З. Д. Попова, И. А. Стернин. - Воронеж : Истоки, 2003. - 59 с.
37. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А. И. Савенков. - Москва : Просвещение, 2006. - 434 с.
38. Слышкин, Г. Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе / Г. Г. Слышкин. - Москва : Академия, 2000. - 128 с.
39. Степанов, Ю. С. Константы: словарь русской культуры / Ю. С. Степанов. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Москва : Академический Проект, 2001. - 990 с.
40. Степанов, Ю. С. Методы и принципы современной лингвистики / Ю.
С. Степанов // - Изд. 3-е, стер. - Москва : Едиториал УРСС, 2002. - 312 с.
41. Тысько, Л. А. Исследовательская деятельность учащихся в общеобразовательной школе / Л. А. Тысько // Преподавание истории и обществознания в школе. - Москва : «Прометей» МИГУ, 2006. - №4. - С. 14
22.
42. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс] : утвержден приказом Минобрнауки России от 17 апреля 2012 г. № 413. - Режим доступа: http://www.ug.ru/new standards/5.
43. Феномен границы в языке и литературе: междунар. сб. науч. ст. / отв. ред. С.И. Дубинин. - Самара : Самарский университет, 2009. - 280 с.
44. Филиппова, М. М. К вопросу о ключевых концептах американского менталитета / М. М. Филиппова // Язык, сознание, коммуникация: сб. статей / отв. ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. - Москва : МАКС Пресс, 2011. - Вып. 42.
- 144 с.
45. Харрис, Р. Психология массовых коммуникаций / Р. Харрис. - Москва : Олма-Пресс, 2002. - 448 с.
46. Шведова, Н. Ю. Теоретические результаты, полученные в работе над «Русским семантическим словарем» / Н. Ю. Шведова // Вопросы языкознания. - Москва : 1999. - № 1. - С. 3-16.
47. 10 причин сверхприбыльности развлекательного бизнеса
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www. kinolab. ru/business/concept2. php.
48. Eckhard, E. America in close-up / E. Eckhard, R. Jansen, M. Norman - Risch. - United States : Social life, 1990. - 284 p.
49. Jaworski, A. Discourse analysis and conversation analysis / A. Jaworski, N. Coupland // The Linguistics Encyclopedia. - Ed. 2nd. - London / New York : Routledge, 2002. - P. 114-119.
50. Langlotz, A. Idiomatic creativity: a cognitive-linguistic model of idiomrepresentation and idiom-variation in English / A. Langlotz. - Amsterdam / Philadelphia : John Benjamins Publishing Company, 2006. - 340 p.
51. Podlesnaya, N. V. The values of American lifestyle and their reflection in the titles of American films / Ya. N. Kazantseva, N. V. Podlesnaya // Материалы II Международной научно-практической конференции / Проблемы иноязычного образования: теория и практика. - Красноярск : Сибирский федеральный ун-т, 2015. - С. 30 - 35.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ