Введение 3
Глава 1 Формирование орфографической зоркости у младших школьников 6
1.1 Сущность понятия «Орфографическая зоркость» 6
1.2 Методы формирования орфографической зоркости 10
1.3 Особенности программы развивающего обучения
Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова 16
Глава 2 Особенности формирования орфографической зоркости
у учащихся 2 класса по системе развивающего обучения
Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова 19
2.1 Учёт возрастных особенностей обучающихся в процессе
формирования орфографической зоркости 19
2.2 Опытно - экспериментальная работа по формированию
орфографической зоркости 22
Заключение 28
Список использованных источников 30
Приложение 1 32
Приложение 2 33
Приложение 3 40
В современных условиях одной из основных задач обучения русскому языку детей младшего школьного возраста выступает процесс формирования орфографической грамотности.
ФГОС НОО ставит перед учителем конкретную задачу: научить учащегося осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, овладеть умением проверять написанное [20;8].
Тема формирования орфографической зоркости на протяжении долгого времени является актуальной. Педагогические и психологические исследования данного вопроса показали, что эффективный путь обучения орфографической зоркости - это формирование системы осознанных действий учащихся. В процессе освоения специальных упражнений школьники овладевают навыками нахождения не только самой орфограммы, но и умением применить определённое правило к ней.
Обучение для ребенка, который только поступил в школу, является очень сложным процессом, так как данный вид деятельности является для него новым. Именно поэтому обучение в начальной школе - есть «фундамент» для формирования орфографической зоркости детей, так как именно в этот период закладываются основы психологического развития школьников: воображения, мышления, памяти, внимания и особенностей развития речи.
В программе начальной школы, согласно ФГОС НОО, изучению орфографии не выделяется специального раздела. Правила рассматриваются в системе, при изучении фонетики, морфологии, морфемики.
Методологическую основу работы составили труды по психологии усвоения русской орфографии (Д.Н Богоявленский, А. Р. Лурия), труды по русской орфографии (Ф. И. Буслаев, К. Д. Ушинский, Д. И. Тихомиров, В. П.Шереметевский, Г. М. Дьяченко), исследования по методике преподавания русского языка (М. Р. Львов, П. С. Жедек, М.С. Соловейчик, Т. М Малявина, И.В. Шербашина, М.М. Разумовская, Л.А. Фролова).
Исходя из этого, перед нами встала проблема: каковы пути формирования орфографической зоркости у обучающихся в начальной школе.
Учитывая актуальность данной проблемы, можно сформулировать цель выпускной квалификационной работы: изучение в теоретическом и экспериментальном аспекте путей формирования орфографической зоркости детей младшего школьного возраста.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие «Орфографическая зоркость»;
2. Рассмотреть методы формирования орфографической зоркости учащихся начальной школы;
3. Выявить потенциал учебников «Русский язык» В.В. Репкина, Е.В. Восторговой, Т.В. Некрасовой по образовательной системе Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова по формированию орфографической зоркости. Охарактеризовать психологические особенности данного возраста;
4. Провести опытно - экспериментальную работу, направленную на формирование орфографической зоркости, проверить её эффективность;
Объект дипломного исследования: процесс формирования
орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка.
Предмет исследования - роль упражнений по русскому языку по системе Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова в формировании орфографической зоркости.
Методы исследования:
Анализ психологических, педагогических, методических источников по проблеме исследования; наблюдение; сравнение; обобщение; формирующий эксперимент; констатирующий и контрольный эксперименты,
направленные на выявление уровня сформированности орфографической зоркости.
Практическая значимость определяется тем, что материалы исследования могут найти применение в практике учителя начальной школы.
Структура и содержание выпускной квалификационной работы определены логикой исследования. Она включает в себя: введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложения.
Во введении определяется актуальность и цель избранной темы исследования; объектно-предметная область исследования, задачи, осуществлён выбор методов исследования.
В первой главе «Формирование орфографической зоркости младших школьников» раскрывается сущность орфографической зоркости, описываются этапы решения орфографических задач, а также охарактеризованы наиболее эффективные методы формирования орфографической зоркости.
Во второй главе «особенности формирования орфографической зоркости у учащихся 2 класса по системе развивающего обучения Д.Б. Элькони^а - В.В. Давыдова» описывается учёт возрастных особенностей обучающихся в процессе формирования орфографической зоркости, анализируется опытно - экспериментальная работа, проводимая на базе МБОУ «Гимназия» г. Лесосибирска во 2 А классе.
В заключении изложены основные выводы проведённого исследования, намечены направления и перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.
Выпускная квалификационная работа состоит из 40 страниц печатного текста. Список использованных источников насчитывает 22 наименования.
Приложение содержит различные виды упражнений по формированию орфографической зоркости, примерные конспекты уроков, способствующих формированию орфографической зоркости учащихся, контрольные работы учащихся, проводимые в рамках данной экспериментальной работы.
Проведенное исследование по проблеме формирования орфографической зоркости у учащихся начальной школы позволило сформулировать следующие выводы:
орфографическая зоркость выступает базовым орфографическим умением, первичным этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.
- навык решения орфографических задач необходимо формировать на основе теоретических знаний о сильных и слабых позициях звуков, с помощью специальных упражнений.
положительный результат в работе по формированию орфографической зоркости обеспечивают системность и
целенаправленность.
учитель должен владеть разнообразными методами и приёмами формирования орфографической зоркости, осуществлять поиск новых, более эффективных средств в области обучения орфографии.
- унебник «Русский язык» В.В. Репкина, Е.В. Восторговой, Т.В. Некрасовой способствует формированию ребёнка, как субъекта учебной деятельности, обеспечивает поэтапное развитие орфографической зоркости.
необходимо учитывать психологические особенности младших школьников для успешного формирования орфографической грамотности.
Для практического подтверждения теоретических выводов мы использовали эксперимент, целью которого являлось установление влияния систематического использования орфографических упражнений на развитие орфографической зоркости у младшего школьника.
В опытно - экспериментальной работе мы провели диагностику. Её цель заключалась в экспериментальной проверке специальных упражнений. В ходе констатирующего эксперимента данная диагностика показала уровень грамотности во 2 А классе МБОУ «Гимназия» на начало эксперимента.
На втором этапе нами были разработаны конспекты уроков с применением упражнений, направленных на формирование орфографической грамотности.
На завершающем этапе был проведен контрольный эксперимент, показывающий уровень сформированности орфографической зоркости учащихся 2 А класса МБОУ «Гимназия» после проведения ряда упражнений и позволяющий определить их эффективность.
Проанализировав полученные результаты, мы определили, что уровень орфографической зоркости во 2 «А» классе повысился.
Исследование проблемы убедило нас, с одной стороны, в ее сложности, а с другой - в ее решаемости.
Так как эксперимент проводился во втором классе, считаем целесообразным продолжать работу по формированию орфографической зоркости, научить применять основной закон русского письма к аффиксам, а также развивать умение видеть орфограмму при выполнении творческих работ на любом уроке в школьной системе, будь то математика или же окружающий мир.
Таким «образом, задачи, поставленные в начале исследования, решены в полном объеме.
1. Арямова, О.С. Обучение решению орфографических задач / О.С. Арямов // Начальная школа. - 2004. - №4. - с.56
2. Богоявленский Д.Д. Психология усвоения орфограмм. - М.:Просвещение, 1996. - 344 с.
3. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
4. Ераткина В.В. Работа над непроверяемыми написаниями // Начальная школа. - 2004. - №1. - с. 27.
5. Канакина В.П. Лексико-орфографические упражнения // Начальная школа. - 2000. - №11. - с. 46.
6. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений. — М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.
7. Кузьменко Н.С. С чего начинать орфографическую работу // Начальная школа. -2004. - №12.-с.52.
8. Лаптева Л.С. Как легче запомнить слова с непроверяемых написанием // Начальная школа. - 2001. - №6. - с.56.
9. Львов М.Р. Словарь справочник по методике русского языка. - М.: Просвещение, 1998. - 284 с.
10. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. - М.: Просвещение, 1990. - 159 с.
11. Львов, М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева - М. : Просвещение, 1987. - с. 267
12. Львов, М.Р. Обучение орфографии в начальных классах / М.Р. Львов // Начальная школа. - 2005. - №12 - С. 67.
13. Мишина Т.И. Упражнения с выборочным ответом при повторении орфографии // Начальная школа. - 1996. - №9. - с.56.
14. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. - М.: Просвещение, 1992. - 183 с.
15. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб, пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»
16. Рождественский Н.С. Свойства русского правописания. - М.: Просвещение, 1995. - 362 с.
17. Сборник программ для начальной общеобразовательной школы (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова)/Сост. Л.А. Вохмянина. - М.: Вита- Пресс, 2001. - с. 263
18. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. - М.: Просвещение, 1993. - с. 383
19. Тырычева Л.А. Занимательные упражнения на уроках русского языка во I-II классах // Начальная школа. - 1994. - №5. - с.54.
20. ФГОС [Электронный ресурс]: Режим доступа:
21. Шереметевский, В.П. Об орфографии вообще и о письме под диктовку как упражнении элемен- тарном в особенности / В.П. Шереметевский//Сочинения.-М., 1897.-С. 1-34.
22. . Щербашина И. В. К вопросу о теоретических основах формирования орфографического навыка. У младших школьников // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2009. №2.