Концептуальная картина мира в англоязычной женской прозе 2-ой половины XX века
|
Введение 5
1 Представления о женской прозе и концептуальной картине мира в
работах филологов, культурологов, социологов 11
1.1 Женская проза как историко-литературный феномен 11
1.2 Концептуальная картина мира и ее сущностные характеристики 16
2 Концептуальная картина мира в произведениях Д. Дюморье, А. Картер,М. Спарк 26
2.1 Концептуальная картина мира в англоязычной женской прозе второй
половины XX в 26
2.2 Концептуальная картина мира в философской прозе Д. Дюморье и М. Спарк 32
3 Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся при
изучении английского языка 41
3.1 Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся в школе при изучении иностранного языка 41
3.2 Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся (на материале романа А. Спарк «Пир») 47
Заключение 51
Список использованных источников 54
Приложение
1 Представления о женской прозе и концептуальной картине мира в
работах филологов, культурологов, социологов 11
1.1 Женская проза как историко-литературный феномен 11
1.2 Концептуальная картина мира и ее сущностные характеристики 16
2 Концептуальная картина мира в произведениях Д. Дюморье, А. Картер,М. Спарк 26
2.1 Концептуальная картина мира в англоязычной женской прозе второй
половины XX в 26
2.2 Концептуальная картина мира в философской прозе Д. Дюморье и М. Спарк 32
3 Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся при
изучении английского языка 41
3.1 Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся в школе при изучении иностранного языка 41
3.2 Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся (на материале романа А. Спарк «Пир») 47
Заключение 51
Список использованных источников 54
Приложение
В современном мире «женская проза» является одним из активно развивающихся направлений, которое необходимо учитывать при анализе современного литературного процесса, хотя сам термин «женская проза» появился сравнительно недавно. За этим термином в последней трети ХХ века закрепилось определенное содержание: так называют произведения,
написанные авторами - женщинами и посвященные преимущественно проблемам, интересующим читателей - женщин.
С одной стороны, в произведениях женщин-писательниц можно увидеть верность традициям классической литературы, а с другой стороны, специфика «женского» творчества связана с гендерно обусловленными особенностями языка, физиологического и социального опыта», акцентами в системе персонажей и др.
Спорным при этом является вопрос о том, можно ли считать написанные женщинами тексты самостоятельной областью словесности. Существует два подхода к «женской прозе»: ее границы либо жестко определяются только составом участников литературного процесса, либо она признается жанровостилевым и идейно-эстетическим феноменом.
Наиболее адекватным представляется подход, при котором посредством понятия «женская проза» акцентируется не только авторство женщины, но и актуализируется представление об особенностях женской картины мира и способах ее воплощения в художественных текстах.
Гендерный аспект литературоведения предоставляет широкие возможности интерпретации художественного текста как своеобразной гендерной картины мира, где специфически раскрывается мужской и женский тип и характер миропонимания.
Концептуальная картина мира кодирует широкий спектр явлений, процессов, отношений субъекта с действительностью. Познавая язык, его стилевое разнообразие и выявляя закономерности во взаимном влиянии друг на друга языка, мышления и действительности, ученные постоянно обращаются к ценностям культуры. В каждой языковой сфере формируется своя концептуальная картина мира, обусловленная историей народа, его ролью в общественно-историческом процессе, его сознанием. Наиболее полно создаваемая разными средствами картина мира проявляется в искусстве, в разных родах и жанрах. Все это относится и к художественной литературе как искусству слова.
Среди авторов-женщин, представляющих англоязычную литературу ХХ века, следует назвать Д. Дюморье, А. Картер, М. Спарк и др.
Дафна Дюморье (Daphne du Maurier, 1907-1989) - признанный мастер психологической прозы, воплотивший в своих рассказах и повестях, по мнению многих критиков, присущую жителям Великобритании национальную картину мира. Являлась членом Королевского литературного общества, она неоднократно была удостоена различных литературных премий (Национальная книжная премия.США, Американская премия «Мастерство в детективной литературе» и др.).
Анджела Картер (AngelaCarter, 1940-1992) заняла 10 место в рейтинге 2008 г. «50 лучших английских писателей с 1945 года», среди инициаторов которого - «Таймс». А. Картер принадлежат романы с элементами готической фантастики.
Мюриэл Спарк (Muriel Sarah Spark,1918-2006), шотландка по происхождению, свою карьеру начала, опубликовав несколько биографий британских литераторов XIX века. В 1993 года была удостоена ордена Британской империи. В 1997 году ей была присуждена премию Дэвида Коэна. Она умело сочетала художественное творчество и литературную критику.
Уже скромный обзор достижений этих авторов свидетельствует о том, что женская проза Великобритании - явление заметное, занимающее достойное место в литературном процессе ХХ века, в т.ч. второй его половины. Высокие тиражи книг названных авторов в англоязычных странах, особенно в Великобритании, свидетельствуют о том, что читателям близки поднимаемые в их произведениях проблемы, соответствуют ожиданиям и образный строй, язык, ценностные ориентиры названных авторов.
Заслужившая всеобщее признание «женская проза» как значительное явление литературы второй половины ХХ века не стала предметом пристального филологов, хотя в ней отражен особый взгляд на мир как итог художественного осмысления авторами выхода из процесса глобализации, разрушающего традиционные основы жизни. Этим и определяется актуальность нашей квалификационной работы.
Цель выпускной квалификационной работы - выявить концептуальную картину мира, представленную в англоязычной женской прозе (Д. Дюморье,А.Картер, М.Спарк).
Объектом нашего исследования стала англоязычная «женская проза 2-ой половины ХХ века.
Предмет исследования - концептуальная картина мира, представленная в произведениях Д. Дюморье, А.Картер, М.Спарк.
Задачи:
1. Выявить взгляды критиков и литературоведов на «женскую прозу», ее характерные черты и историю развития;
2. Определить основные тенденции в характеристике учеными концептуальной картины мира;
3. Выявить концептуальную картину мира в прозе Д. Дюморье, А. Картер, М. Спарк;
4. Изучив работы лингвистов, определить роль и значения исследовательской деятельности учащихся при изучении иностранного языка в школе;
5. Разработать методические рекомендации по организации исследовательской работы старшеклассников при изучении английского языка (на материале романа М.Спарк «Пир»).
Для решения сформулированных выше задач были использованы следующие методы:
- биографический метод, позволяющий при выявлении особенностей содержания произведения использовать сведения о жизни писателя;
- культурно-исторический метод, предполагающий рассмотрение художественного произведения в контексте определенных исторических событий, выявление его связи с духовной и материальной культурой;
-семиотический метод, широко используемый для исследования разных уровней и элементов текста, с точки зрения их коммуникативности или знаковости (семиотики);
- систематизация (обобщение и обработка) полученных результатов;
Этапы исследования
1 этап (сентябрь 2015 - декабрь 2015) - анализ научных публикаций и по теме исследования, отработка понятийного аппарата исследования, постановка цели, определение объекта, предмета и задач исследования, выбор методов исследования.
2 этап (январь 2015 - март 2016) -анализ текстов и выявление основных концептов, представленных в англоязычной женской прозе . Разработка этапов работы учебно-исследовательской практики со старшеклассниками.
3 этап (март 2016 - май 2015) - анализ результатов исследования, подведение итогов исследования.
В данной работе нами проанализированы произведения, принесшие широкую известность их авторам: Д. Дюморье «Синие линзы» «Яблоня»[16], М.Спарк «Пир» [43], А.Картер «Любовь» [22].
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что ее материалы могут быть использованы учителями иностранного языка, а также студентами при организации учебноисследовательской деятельности учащихся.
Новаторство предлагаемой квалификационной работы заключается в том, что в ней представлена попытка выявить наиболее важные концепты, выступающие как смысловые доминанты художественных произведений указанных выше авторов. Работы, нацеленные на решение этих задач, не попали в поле нашего зрения.
Апробация отдельных материалов выпускной квалификационной работы была проведена в следующей форме:
1. В виде презентации и обсуждения на методическом объединении учителей иностранного языка школ г. Лесосибирска, участники которого рекомендовали рассмотренные материалы к внедрению в учебный процесс при обучении иностранному языку (акт о внедрении прилагается);
2. В виде 8 статей, опубликованных в изданиях разного уровня:
- «Пир» Спарк М. как роман женской прозы // Наука третьего тысячелетия: Сб. статей Международной научно - практической конференции (20 января 2016 г.,
г. Курган): В 4 ч.- Ч.2.- Уфа, 2016.
- Особенности женских характеров в прозе Д. Дюморье, А. Картер, М. Спарк // Закономерности и тенденции развития науки в современном обществе: Сб. статей Международной научно - практической конференции (15 марта 2016 г., г. Тюмень): В 3 ч.- Ч.3.- Уфа, 2016.
- Мотива двойничества как компонент картины мира в романе А.Картер
«Любовь» //Исследование различных направлений развития психологии и педагогики: Сборник статей Международной научно-практической конференции, - Часть 2.-УФА: ОМЕГА САЙНС, 2016.
- Изучение антропонимов как постижение авторской концепции (роман А.Картер «Любовь») //Исследование различных направлений развития психологии и педагогики: Сборник статей Международной научно практической конференции, - Часть 1.-УФА: ОМЕГА САЙНС, 2016.
- Языковая картина мира в рассказе Дафны Дюморье «Яблоня»// Проблемы современной науки и образования. - 2015. - №3.
- Архетипические мотивы в рассказе Дафны Дюморье «Синие линзы»//
Инновационная наука и современное общество: Сборник статей
Международной научно-практической конференции, - Часть 2. -Уфа: АЭТЕРНА, 2015.
- Архетипическая основа малой прозы Дафны Дюморье// Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №6.
- Мифопоэтическая основа рассказа Дафны Дюморье «Яблоня» //Наука, техника и образование- 2014.- -№6.
Структура: выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, включающей 3 главы, заключения, списка использованных источников, включающего 58 наименований, приложения. Общий объем работы 65страниц.
написанные авторами - женщинами и посвященные преимущественно проблемам, интересующим читателей - женщин.
С одной стороны, в произведениях женщин-писательниц можно увидеть верность традициям классической литературы, а с другой стороны, специфика «женского» творчества связана с гендерно обусловленными особенностями языка, физиологического и социального опыта», акцентами в системе персонажей и др.
Спорным при этом является вопрос о том, можно ли считать написанные женщинами тексты самостоятельной областью словесности. Существует два подхода к «женской прозе»: ее границы либо жестко определяются только составом участников литературного процесса, либо она признается жанровостилевым и идейно-эстетическим феноменом.
Наиболее адекватным представляется подход, при котором посредством понятия «женская проза» акцентируется не только авторство женщины, но и актуализируется представление об особенностях женской картины мира и способах ее воплощения в художественных текстах.
Гендерный аспект литературоведения предоставляет широкие возможности интерпретации художественного текста как своеобразной гендерной картины мира, где специфически раскрывается мужской и женский тип и характер миропонимания.
Концептуальная картина мира кодирует широкий спектр явлений, процессов, отношений субъекта с действительностью. Познавая язык, его стилевое разнообразие и выявляя закономерности во взаимном влиянии друг на друга языка, мышления и действительности, ученные постоянно обращаются к ценностям культуры. В каждой языковой сфере формируется своя концептуальная картина мира, обусловленная историей народа, его ролью в общественно-историческом процессе, его сознанием. Наиболее полно создаваемая разными средствами картина мира проявляется в искусстве, в разных родах и жанрах. Все это относится и к художественной литературе как искусству слова.
Среди авторов-женщин, представляющих англоязычную литературу ХХ века, следует назвать Д. Дюморье, А. Картер, М. Спарк и др.
Дафна Дюморье (Daphne du Maurier, 1907-1989) - признанный мастер психологической прозы, воплотивший в своих рассказах и повестях, по мнению многих критиков, присущую жителям Великобритании национальную картину мира. Являлась членом Королевского литературного общества, она неоднократно была удостоена различных литературных премий (Национальная книжная премия.США, Американская премия «Мастерство в детективной литературе» и др.).
Анджела Картер (AngelaCarter, 1940-1992) заняла 10 место в рейтинге 2008 г. «50 лучших английских писателей с 1945 года», среди инициаторов которого - «Таймс». А. Картер принадлежат романы с элементами готической фантастики.
Мюриэл Спарк (Muriel Sarah Spark,1918-2006), шотландка по происхождению, свою карьеру начала, опубликовав несколько биографий британских литераторов XIX века. В 1993 года была удостоена ордена Британской империи. В 1997 году ей была присуждена премию Дэвида Коэна. Она умело сочетала художественное творчество и литературную критику.
Уже скромный обзор достижений этих авторов свидетельствует о том, что женская проза Великобритании - явление заметное, занимающее достойное место в литературном процессе ХХ века, в т.ч. второй его половины. Высокие тиражи книг названных авторов в англоязычных странах, особенно в Великобритании, свидетельствуют о том, что читателям близки поднимаемые в их произведениях проблемы, соответствуют ожиданиям и образный строй, язык, ценностные ориентиры названных авторов.
Заслужившая всеобщее признание «женская проза» как значительное явление литературы второй половины ХХ века не стала предметом пристального филологов, хотя в ней отражен особый взгляд на мир как итог художественного осмысления авторами выхода из процесса глобализации, разрушающего традиционные основы жизни. Этим и определяется актуальность нашей квалификационной работы.
Цель выпускной квалификационной работы - выявить концептуальную картину мира, представленную в англоязычной женской прозе (Д. Дюморье,А.Картер, М.Спарк).
Объектом нашего исследования стала англоязычная «женская проза 2-ой половины ХХ века.
Предмет исследования - концептуальная картина мира, представленная в произведениях Д. Дюморье, А.Картер, М.Спарк.
Задачи:
1. Выявить взгляды критиков и литературоведов на «женскую прозу», ее характерные черты и историю развития;
2. Определить основные тенденции в характеристике учеными концептуальной картины мира;
3. Выявить концептуальную картину мира в прозе Д. Дюморье, А. Картер, М. Спарк;
4. Изучив работы лингвистов, определить роль и значения исследовательской деятельности учащихся при изучении иностранного языка в школе;
5. Разработать методические рекомендации по организации исследовательской работы старшеклассников при изучении английского языка (на материале романа М.Спарк «Пир»).
Для решения сформулированных выше задач были использованы следующие методы:
- биографический метод, позволяющий при выявлении особенностей содержания произведения использовать сведения о жизни писателя;
- культурно-исторический метод, предполагающий рассмотрение художественного произведения в контексте определенных исторических событий, выявление его связи с духовной и материальной культурой;
-семиотический метод, широко используемый для исследования разных уровней и элементов текста, с точки зрения их коммуникативности или знаковости (семиотики);
- систематизация (обобщение и обработка) полученных результатов;
Этапы исследования
1 этап (сентябрь 2015 - декабрь 2015) - анализ научных публикаций и по теме исследования, отработка понятийного аппарата исследования, постановка цели, определение объекта, предмета и задач исследования, выбор методов исследования.
2 этап (январь 2015 - март 2016) -анализ текстов и выявление основных концептов, представленных в англоязычной женской прозе . Разработка этапов работы учебно-исследовательской практики со старшеклассниками.
3 этап (март 2016 - май 2015) - анализ результатов исследования, подведение итогов исследования.
В данной работе нами проанализированы произведения, принесшие широкую известность их авторам: Д. Дюморье «Синие линзы» «Яблоня»[16], М.Спарк «Пир» [43], А.Картер «Любовь» [22].
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что ее материалы могут быть использованы учителями иностранного языка, а также студентами при организации учебноисследовательской деятельности учащихся.
Новаторство предлагаемой квалификационной работы заключается в том, что в ней представлена попытка выявить наиболее важные концепты, выступающие как смысловые доминанты художественных произведений указанных выше авторов. Работы, нацеленные на решение этих задач, не попали в поле нашего зрения.
Апробация отдельных материалов выпускной квалификационной работы была проведена в следующей форме:
1. В виде презентации и обсуждения на методическом объединении учителей иностранного языка школ г. Лесосибирска, участники которого рекомендовали рассмотренные материалы к внедрению в учебный процесс при обучении иностранному языку (акт о внедрении прилагается);
2. В виде 8 статей, опубликованных в изданиях разного уровня:
- «Пир» Спарк М. как роман женской прозы // Наука третьего тысячелетия: Сб. статей Международной научно - практической конференции (20 января 2016 г.,
г. Курган): В 4 ч.- Ч.2.- Уфа, 2016.
- Особенности женских характеров в прозе Д. Дюморье, А. Картер, М. Спарк // Закономерности и тенденции развития науки в современном обществе: Сб. статей Международной научно - практической конференции (15 марта 2016 г., г. Тюмень): В 3 ч.- Ч.3.- Уфа, 2016.
- Мотива двойничества как компонент картины мира в романе А.Картер
«Любовь» //Исследование различных направлений развития психологии и педагогики: Сборник статей Международной научно-практической конференции, - Часть 2.-УФА: ОМЕГА САЙНС, 2016.
- Изучение антропонимов как постижение авторской концепции (роман А.Картер «Любовь») //Исследование различных направлений развития психологии и педагогики: Сборник статей Международной научно практической конференции, - Часть 1.-УФА: ОМЕГА САЙНС, 2016.
- Языковая картина мира в рассказе Дафны Дюморье «Яблоня»// Проблемы современной науки и образования. - 2015. - №3.
- Архетипические мотивы в рассказе Дафны Дюморье «Синие линзы»//
Инновационная наука и современное общество: Сборник статей
Международной научно-практической конференции, - Часть 2. -Уфа: АЭТЕРНА, 2015.
- Архетипическая основа малой прозы Дафны Дюморье// Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №6.
- Мифопоэтическая основа рассказа Дафны Дюморье «Яблоня» //Наука, техника и образование- 2014.- -№6.
Структура: выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, включающей 3 главы, заключения, списка использованных источников, включающего 58 наименований, приложения. Общий объем работы 65страниц.
Изучая в своей выпускной квалификационной работе концептуальную картину мира, представленную в англоязычной женской прозе 2-ой половины ХХ века, мы определились с понятием картины мира, ее сущностных характеристик, ее воплощения в языке.
Концептуальная картина мира - это «образ» мира, который может быть облачен в языковую форму. Исследованиями концептуализации мира и содержанием понятия концептуальной картины мира занимается когнитивная лингвистика. Концептуальная картина личности всегда ограничена национальной спецификой его языковой картины мира (этничностью языкового содержания).
Проанализировав работы филологов, изучающих англоязычную «женскую прозу», мы выявили ряд ее особенностей. По мнению ученых, «пишущая женщина» видит мир совершенно по-другому в отличие от традиционного представления, характерного для мужчин.
Мы проанализировали рассказы Дафны Дюморье «Яблоня», «Синие линзы», роман Мьюриел Спар «Пир» и роман Анджелы Картер «Любовь», в которых авторы обращают особое внимание на жизнь женщины в современном мире. При характеристике концептуальной картины мира, воплощенной в этих произведениях, мы обратили внимание на систему персонажей в данных произведениях, а также значимые темы (концепты) произведений. В их концептосферу входят концепты "семья", "любовь", "дом", "деньги".
Концепт «семья» актуализирует концептосферу "родственных отношений" с терминами родства (муж, жена, мать, сын, дядя, племянница и т.д.). И хотя сущность современной семьи, изображенной А. Спарк, несколько изменилась, автор акцентирует внимание читателей на традиционности английских семейных устоях, на присущих изнутри семье возможностях сплотить людей перед враждебным внешним миром.
При этом следует помнить, что основную роль в семье, по мнению А. Спарк, играет женщина, стремящаяся к любви, но одновременно и осознающая, что любовь нуждается в постоянной поддержке и заботе, что ложится преимущественно тоже на плечи женщины.
Важно отметить, что в романе М. Спарк «Пир» каждая героиня представляет собой особый мир, со своей историей, проблемами, надеждами, в то время как мужчины все одинаковы. Функция мужчин в романе - создавать условия для благоприятного существования женщин, которые стремятся построить собственную карьеру и подвигают к этому своих спутников, планируют приобрести большой дом, обеспечить своим детям достойное будущее.
В романах М. Спарк отчетливо присутствует и т.н. «английскость», воплощающаяся, например, в особой роли сада в жизни героев, в изображении национального менталитета, с которым связано у читателей представление об особом английском юморе, основная сферой которого - быт, повседневная жизнь, комические приключения героинь и их подруг, их неприспособленность к практической жизни. Этому же соответствует и присущее англичанам представление о доме, Лондоне и т.п.
Проблема взаимоотношений мужчины и женщины остается основной темой произведений женщин-писательниц. В начале произведений писательниц еще главная героиня, будучи девушкой, пытается спасти отношения и брак, не понимая психологии мужчин. Но к концу истории она взрослеет и понимает, что нужно принимать свою долю и уделять свое внимание и заботу либо детям, либо заменителям - саду или бизнесу. Мужчина не может женщину, поэтому женщины встают на одну ступень с ними и становятся такими же черствыми, но это только внешняя оболочка, на самом деле в душе они такие же заботливые и нежные. В женской прозе отражаются важнейшие ценностные ориентиры женщины, принимающей активное участие в общественном движении и одновременно присущее ей стремление к сохранению традиционных форм семейных отношений.
В заключение работы рассмотрены проблемы организации учебноисследовательской деятельности в школе, свидетельствующие о том, что современная зарубежная литература вызывает у обучающихся интерес и может быть использована на внеурочных занятиях.
Концептуальная картина мира - это «образ» мира, который может быть облачен в языковую форму. Исследованиями концептуализации мира и содержанием понятия концептуальной картины мира занимается когнитивная лингвистика. Концептуальная картина личности всегда ограничена национальной спецификой его языковой картины мира (этничностью языкового содержания).
Проанализировав работы филологов, изучающих англоязычную «женскую прозу», мы выявили ряд ее особенностей. По мнению ученых, «пишущая женщина» видит мир совершенно по-другому в отличие от традиционного представления, характерного для мужчин.
Мы проанализировали рассказы Дафны Дюморье «Яблоня», «Синие линзы», роман Мьюриел Спар «Пир» и роман Анджелы Картер «Любовь», в которых авторы обращают особое внимание на жизнь женщины в современном мире. При характеристике концептуальной картины мира, воплощенной в этих произведениях, мы обратили внимание на систему персонажей в данных произведениях, а также значимые темы (концепты) произведений. В их концептосферу входят концепты "семья", "любовь", "дом", "деньги".
Концепт «семья» актуализирует концептосферу "родственных отношений" с терминами родства (муж, жена, мать, сын, дядя, племянница и т.д.). И хотя сущность современной семьи, изображенной А. Спарк, несколько изменилась, автор акцентирует внимание читателей на традиционности английских семейных устоях, на присущих изнутри семье возможностях сплотить людей перед враждебным внешним миром.
При этом следует помнить, что основную роль в семье, по мнению А. Спарк, играет женщина, стремящаяся к любви, но одновременно и осознающая, что любовь нуждается в постоянной поддержке и заботе, что ложится преимущественно тоже на плечи женщины.
Важно отметить, что в романе М. Спарк «Пир» каждая героиня представляет собой особый мир, со своей историей, проблемами, надеждами, в то время как мужчины все одинаковы. Функция мужчин в романе - создавать условия для благоприятного существования женщин, которые стремятся построить собственную карьеру и подвигают к этому своих спутников, планируют приобрести большой дом, обеспечить своим детям достойное будущее.
В романах М. Спарк отчетливо присутствует и т.н. «английскость», воплощающаяся, например, в особой роли сада в жизни героев, в изображении национального менталитета, с которым связано у читателей представление об особом английском юморе, основная сферой которого - быт, повседневная жизнь, комические приключения героинь и их подруг, их неприспособленность к практической жизни. Этому же соответствует и присущее англичанам представление о доме, Лондоне и т.п.
Проблема взаимоотношений мужчины и женщины остается основной темой произведений женщин-писательниц. В начале произведений писательниц еще главная героиня, будучи девушкой, пытается спасти отношения и брак, не понимая психологии мужчин. Но к концу истории она взрослеет и понимает, что нужно принимать свою долю и уделять свое внимание и заботу либо детям, либо заменителям - саду или бизнесу. Мужчина не может женщину, поэтому женщины встают на одну ступень с ними и становятся такими же черствыми, но это только внешняя оболочка, на самом деле в душе они такие же заботливые и нежные. В женской прозе отражаются важнейшие ценностные ориентиры женщины, принимающей активное участие в общественном движении и одновременно присущее ей стремление к сохранению традиционных форм семейных отношений.
В заключение работы рассмотрены проблемы организации учебноисследовательской деятельности в школе, свидетельствующие о том, что современная зарубежная литература вызывает у обучающихся интерес и может быть использована на внеурочных занятиях.



