Введение 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЗМОЖНОСТИ
СКАЗКОТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 10
1.1 Агрессия, агрессивность, агрессивное поведение старших
дошкольников 10
1.2 Сказкотерапия как метод психологической коррекции
агрессивного поведения 23
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ
СКАЗКОТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 35
2.1 Организация и методы исследования, анализ полученных данных 35
2.2 Анализ результатов исследования 41
2.3 Программа коррекции агрессивного поведения у детей старшего
дошкольного возраста средствами сказкотерапии 50
2.4 Анализ повторной диагностики 59
Заключение 64
Список использованных источников 68
Приложение А 72
Приложение Б
Психологи и педагоги давно рассматривают проявления агрессивного поведения у детей как наиболее опасный показатель нарушения нормального развития в процессе социализации личности. На проявление агрессии ребенка оказывают влияние многие факторы, как личностных особенностей, так и особенностей социальной среды.
Проблема саморегуляции агрессивного поведения всегда будет оставаться актуальной, т.к. данные модели поведения проявляются в разных возрастах и, к сожалению, часто встречаются у старших дошкольников. Жестокость и агрессивность - характерные черты асоциальных проявлений в поведении.
Существует достаточное количество методов коррекции агрессивного поведения дошкольников, это: драмотерапия, фототерапия, маскотерапия, музыкотерапия, изотерапия и др. виды арт-терапии. Как показывают исследования авторов (Зинкевич-Евстегнеевой Т. Д. [16], Вачков И. В. [9] и др.) комплексная сказкотерапия является одним из наиболее эффективных психокоррекционных методов по снижению детского агрессивного поведения. Она позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной форме помогать ребенку постигать мир чувств и переживаний, идентифицировать себя с близким для него персонажем, сравнивать себя с героем, понять, что у него есть такие же проблемы, как у героя сказки.
В исследовании используется такой метод психологической коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста как сказкотерапия, основными целями которого является синтезирование наиболее эффективных психолого-педагогических технологий в рамках сказочной формы. Этот метод помогает решить следующие задачи, прежде всего, это установление контакта с ребенком, создание комфортной, соответствующей возрастным особенностям, среды; идентифицируясь с героями литературного произведения, сопереживая их приключениям, ребенок получает возможность отыгрования многих чувств: страха, радости, обиды и т.д. Это происходит и при обычном слушании сказки. Усиление же терапевтического эффекта достигается при проигрывании сказочных сюжетов; сказки разговаривают с ребенком на эмоционально насыщенном, близком ему языке метафор, без прямого наставления. Они не только «дают ребенку почувствовать, что он не одинок в своих страхах и переживаниях», но и предлагают в образной форме аналогичные обучающие ситуации; в осознании нуждаются не только этические нормы, но и собственно чувства. Сказка, с одной стороны, вовлекает ребенка в мир переживаний, с другой стороны - сохраняет способность видеть происходящее «извне».
Цель исследования - изучение возможности сказкотерапии в коррекции агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте.
Объект исследования - агрессивное поведение как психологический феномен.
Предмет исследования - сказкотерапия как метод коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, предметом и объектом исследования поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. Подобрать методы и методики изучения агрессивного поведения старших дошкольников;
3. Провести эмпирическое исследование агрессивного поведения старших дошкольников с использованием сказкотерапии;
4. Разработать программу коррекции агрессивного поведения для старших дошкольников с использованием сказкотерапии.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что
сказкотерапия является эффективным методом коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования; наблюдение, анкетирование, опрос, метод количественной и качественной обработки данных.
Методики: опросник агрессивности Романова А. А., анкета для родителей «Критерии агрессивности у ребенка» Лаврентьевой Г. П., Титаренко Т. М., тест руки Э. Вагнера.
Методологическая основа исследования: к анализу сказок обращались в своем творчестве как зарубежные, так и отечественные психологи: Э. Фромм,Э.Гарден, А. Менегетти, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, и др. Метод сказкотерапии появился на рубеже 60-70-х годов ХХ века, обоснованный М. Эриксоном и в дальнейшем развитый его учеником В. Росси. В России метод сказкотерапии начал использоваться сначала 90-х годов И. В. Вачковым, Д. Ю. Соколовым, С. К. Нартовой-Бочавер, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, А. В. Гнездиловым. Ими собран и обработан огромный сказочно-метафорический материал, как авторских, так и дидактических сказок, историй, притч, который используется не только психологами, но и педагогами в учебновоспитательном процессе. Сказки в символической форме описывают процессы, происходящие в нашей психике. В своем исследовании мы используем такой метод психологической коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста как сказкотерапия, основными целями которого является синтезирование наиболее эффективных психологопедагогических технологий в рамках сказочной формы.
Выборка исследования представлена детьми старшего дошкольного возраста, которые посещают МБДОУ № 4 г. Снежинска, в количестве 20 человек, возраст детей 5-6 лет, подготовительная группа.
Практическая значимость: результаты исследования могут пополнить психолого-педагогическую характеристику детей 5-6 лет, результаты исследования могут быть использованы воспитателями, социальными работниками, психологами и всеми заинтересованными этой проблемой специалистами, а также использованы для проведения коррекционной работы по преодолению агрессивного поведения в дошкольном возрасте.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 37 источников, и двух приложений. В работе содержится 8 таблиц и 3 рисунка. Общий объем работы составляет 84 страницы.
В данной выпускной квалификационной работе мы рассмотрели проблему агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме, позволило нам сделать следующие выводы.
Агрессия признается основным источником трудностей во взаимоотношениях между людьми, и не имеет значения, в какой форме она при этом проявляется. Данный факт ведет к серьезным последствиям.
На основании анализа психолого-педагогической работы, жалобы на появление детской агрессивности - одно из наиболее распространенных явлений у родителей и педагогов. В последнее время серьезную тревогу общественности вызывает большой рост детской преступности, асоциального поведения, агрессивности и жестокости детей и подростков.
К сожалению, исторически сложилось так, что проблема детской агрессивности в отечественной психологии не получила должного развития, более того, в течение долгих лет эта тема была практически закрытой. Детское агрессивное поведение изучалось только в связи с разрешением конфликтов, так как в науке главенствовала установка, что агрессивные реакции могут возникнуть только у педагогически запущенных детей.
В настоящее время так же существует недостаток психологической литературы, содержащей практические рекомендации по коррекции агрессивности, а также закреплению навыков конструктивного поведения детей.
Повышенное агрессивное поведение детей является одной из наиболее острых проблем, возникающих в работе с детьми дошкольного возраста. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивного поведения является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры.
Существует достаточное количество методов коррекции агрессивного поведения дошкольников, это: драмотерапия, фототерапия, маскотерапия, музыкотерапия, изотерапия и др. виды арт-терапии. Как показывают исследования авторов (Зинкевич-Евстегнеевой Т. Д., Вачков И. и др.) сказкотерапия является одним из наиболее эффективных психокоррекционных методов по снижению детской агрессивности.
Основные исследования, на которых построена работа, это: фундаментальные теоретические исследования, систематизирующие знания о причинах возникновения агрессивного поведения (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, А. Берковитц, А. Бандура и др.), исследования детской агрессивности (И. А. Фурманова, Румянцевой, А. А. Романова и др.), а также исследования в области комплексной сказкотерапии (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Л. Д. Коротковой, Вачкова И. В. и др.)
Для снижения уровня агрессивного поведения у старших дошкольников эффективно использовать сказкотерапию. Сказкотерапия предполагает, что на занятии сказку можно нарисовать, слепить, представить в виде аппликации, проиграть и др. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, ребенок воплощает все, что его волнует, чувства и мысли. Тем самым освобождаясь от агрессии.
Диагностика проявления агрессивности в поведении детей дошкольного возраста наиболее эффективна при комплексном использовании различных методов. Поэтому в диагностическом исследовании использовались следующие методики: опросник агрессивности Романова А. А. для педагогов, с целью определения уровня детской агрессивности; анкета для родителей «Критерии агрессивности у ребенка», авторами которой являются Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М., с целью выявления степени детской агрессивности - тест руки Э. Вагнера, направленный на изучение агрессивного отношения; наблюдения для выявления агрессивных проявлений в поведении детей, изучение особенностей агрессивного поведения.
Проведя диагностическую работу и проанализировав полученные результаты, был сделан вывод о том, что в группе детей проявляются признаки агрессивного поведения, а в частности вербальная и физическая агрессия, направленная на сверстников.
Сделав сводную таблицу по итогам диагностического исследования, была определена экспериментальная группа детей, которым свойственны такие особенности агрессивного поведения, как:
- не воспринимают собственные агрессивные действия, как таковые (не реагируют на замечания взрослых, не извиняются перед детьми, которых обидели, не возникает чувство вины после агрессивных действий);
- слабо контролируют свои эмоции (кричат во время игры, нарушают правила, выкрикиваю на занятиях);
- неудачи вызывают у детей сильное раздражение, желание найти виноватых;
- положительно относятся к агрессии, т.к. через агрессию получают чувство собственной значимости и силы, добиваются результата.
На основе полученных данных разработан и апробирован комплекс игровых коррекционно-развивающих занятий по комплексной сказкотерапии с целью снижения агрессивности дошкольников. При разработке данного цикла занятий в основу брались труды Т. Д. Зинкевич-Евстегнеевой.
По окончанию реализации комплекса занятий был проведен контрольный эксперимент с целью оценки влияния русско-народной сказки на уровень агрессивности детей старшего дошкольного возраста. В ходе контрольного эксперимента проведена повторная диагностика признаков агрессивного поведения детей экспериментальной группы, которая показала, что в экспериментальной группе детей показатели агрессивности на конец исследования стали гораздо ниже, чем были в начале, коррекционная работа позволила уменьшить частоту агрессивных проявлений в поведении.
Можно сделать вывод, что целенаправленное систематичное использование игровых коррекционно-развивающих занятий, в основе которых лежит сказкотерапия, снижает агрессивность детей старшего дошкольного возраста, корректирует их поведение.
Таким образом, полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что проведенная с детьми программа коррекции агрессивного поведения является эффективной, как одно из средств коррекции агрессивного поведения старших дошкольников.
1. Агрессия у детей и подростков : Учебное пособие / под ред. Н.М. Платоновой. - Санкт-Петербург, 2012. - 336 с.
2. Алворд, М. Как работать с агрессивными детьми / П. Бэйкер, М. Алворд, П. Бэйкер. - Москва : Катарсис, 2008. - 210 с.
3. Алешкин, Н. И. Влияние мультипликационных фильмов агрессивного содержания на поведение детей дошкольного возраста / Н. И. Алешкин // Материалы 6 Ежегодной Всероссийской научной практической конференции. - Санкт-Петербург, 2011. - №16. - С.31-34.
4. Бандура, А. Подростковая агрессия / А. Бандура, Р. Уолтерс. - Москва : ВЛАДОС, 2015. - 345 с.
5. Басс, А. Г. Агрессия : Учебное пособие / А. Г. Басс. - Москва : Институт практической психологии, 2014. - 254 с.
6. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. - Санкт-Петербург : Прайм Еврознак, 2011. - 512с.
7. Бреслав, Г. Н. Эмоциональные особенности формирования личности: норма и отклонения / Г. Н. Бреслав. - Москва : Педагогика, 2011. - 224 с.
8. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон. - Санкт-Петербург: Издательство Питер, 2015. - 352 с.
9. Вачков, И. В. Сказкотерапия: развитие самосознания через
психологическую сказку : Учебное пособие - 3-е изд. / И. В. Вачков. - Москва : Ось-89, 2011. - 143 с.
10. Возрастная и педагогическая психология : Учебник / под ред. А.В. Петровского. - 2-е изд. - Москва, 2011. - с. 249
11. Гавриченко, О.В. К проблеме применения метода сказкотерапии в психолого-педагогической работе с детьми // Журнал прикладной психологии. - 2013. - №6. - С. 55-59.
12. Заостровцева, М. Н., Агрессивность дошкольников: коррекция поведения : Учебное пособие / М. Н. Заостровцева, Н. В. Перешеина. - Москва : ТЦ Сфера, 2013. - 112 с.
13. Запорожец, А. В. Особенности агрессивного поведения / А. В. Запорожец. - Москва : Академия, 2013. - 284с.
14. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. - Санкт-Петербург : Златоуст, 1998. - 352 с.
15. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д., Кудзилов, Д. Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. - Санкт-Петербург : Речь, 2013. - 146 с.
16. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - Санкт-Петербург : Речь, 2011. - 317 с.
17. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Психотерапия зависимостей: метод сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - Санкт-Петербург : Речь, 2014.174 с.
18. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Волшебный источник. Теория и практика сказкотерапии: опыт диагностики и психокоррекции / Т. Д. Зинкевич- Евстигнеева, А. М. Михайлов. - Санкт-Петербург : Изд-во «СМАРТ», 2014. - 230 с.
19. Креч, Д., Нравственность, агрессия, справедливость : элементы психологии / Д. Креч, Р. Кратчфилд, И. Ливсон. - Москва, 2012.
20. Лоренц, К. Агрессия (так называемое «зло») / К. Лоренц. - Санкт- Петербург : Атмосфера, 2011. - 356 с.
21. Лютова, Е. К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. - Санкт-Петербург : Речь, 2010. - 189 с.
22. Оклендер, В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской терапии / В. Оклендер. - Москва, 2015.
23. Портянко, Т. Ю. Использование приемов сказкотерапии для коррекции агрессивного поведения старших дошкольников / Т. Ю. Портянко // Современное образование в России и за рубежом: теория, методика и практика: материалы III междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 24 сент. 2014 г.) / ред.:
О.Н. Широков. - Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2014.
24. Психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского. - Москва,2007.
25. Реан, А. А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. - 2010. - №5.
26. Румянцева, Т. Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке / Т. Г. Румянцева. - Москва, 2011.
27. Сазонова, Н. П. Преодоление агрессивного поведения старших дошкольников в детском саду и семье : Учебно-методическое пособие / Н. П. Сазонова, Н. В. Новикова. - Санкт-Петербург : ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
28. Семенюк, М. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: учеб. пособие / М. М. Семенюк. - Москва, 2008.
29. Смирнова, Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т. П. Смирнова. - Ростов н/Д: «Феникс», 2014. - 160 с.
30. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников, диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. - Москва : Владос, 2014. - 138 с.
31. Соколов, Д. Ю. Сказки и сказкотерапия / Д. Ю. Соколов. - Москва : Независимая фирма «Класс», 2007. - 160 с.
32. Ткач, Р. М. Сказкотерапия детских проблем / Р. М. Ткач. - Санкт- Петербург : Речь, 2012. - 116 с.
33. Фомиченко, А. С. Причины появления агрессии в детском возрасте /
А.С.Фомиченко // Культурно-историческая психология.- 2010. - №2.
34. Фром, Э. Анатомия человеческой диструктивности / Социологические исследования. - 2012. - №7.
35. Фурманов, И. А. Детская агрессивность / И. А. Фурманов. - Минск: Харвест, 2012. - 199 с.
36. Хрустова, Е. С., Акутина, С.П. Социально-психологические ресурсы сказкотерапии в коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста / Е. С. Хрустова, С. П. Акутина / Молодой ученый. - Москва, 2015. - №22.
37. Чех, Е. В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку / Е. В. Чех. - Санкт- Петербург : Речь, 2009. - 144 с.