ФУНКЦИИ СТЕНДАП-РЕПОРТАЖЕЙ НА КРАСНОЯРСКОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММЫ «НОВОСТИ» ТЕЛЕКОМПАНИИ «ТЕЛЕСФЕРА - 7 КАНАЛ»
|
Введение 4
1 Понятие новых медиа и их влияние на телевидение 8
1.1 Клиповое мышление как причина появления новых жанров на
телевидении 10
1.2 Определение понятия стендап-репортаж 12
1.3 Функции жанра стендап-репортажа 15
1.4 Специфика работы журналиста в жанре стендап-репортажа 17
2 Внедрение жанра стендап-репортажа в новостные программы
региональных телекомпаний Красноярска 19
2.1. Опыт красноярских телекомпании «Прима-ТВ», «ТВК-6», «КГТРК» в использовании жанра стендап-репортажа 19
2.2. Анализ программы «Новости» телекомпании «Телесфера-7 канал» в отношении целесообразности использования жанра стендап-
репортажа 26
3. Цикл авторских стендап-репортажей 30
3.1 Концепция цикла стендап-репортажей, особенности авторской подачи информационного материала 30
3.2 Технология реализации проекта 31
Заключение 39
Список использованных источников 42
Приложение
1 Понятие новых медиа и их влияние на телевидение 8
1.1 Клиповое мышление как причина появления новых жанров на
телевидении 10
1.2 Определение понятия стендап-репортаж 12
1.3 Функции жанра стендап-репортажа 15
1.4 Специфика работы журналиста в жанре стендап-репортажа 17
2 Внедрение жанра стендап-репортажа в новостные программы
региональных телекомпаний Красноярска 19
2.1. Опыт красноярских телекомпании «Прима-ТВ», «ТВК-6», «КГТРК» в использовании жанра стендап-репортажа 19
2.2. Анализ программы «Новости» телекомпании «Телесфера-7 канал» в отношении целесообразности использования жанра стендап-
репортажа 26
3. Цикл авторских стендап-репортажей 30
3.1 Концепция цикла стендап-репортажей, особенности авторской подачи информационного материала 30
3.2 Технология реализации проекта 31
Заключение 39
Список использованных источников 42
Приложение
21 век - век развития информационных технологий, которые постепенно меняют ценностный мир человека. Шаг за шагом информационная революция затрагивает все сферы жизни. Сегодня, современное общество значительную часть своего времени тратит на медиапотребление. Большую роль в этом сыграло появление планшетных компьютеров и усовершенствование телефонов. Практически половину информации общество получает именно из этих гаджетов. Современный человек перегружен медийными сообщениями, его внимание рассеивается, поэтому производители медиаконтента находят новые решения для того, чтобы привлечь еще больше аудитории. Это привело к появлению нового социокультурного феномена - новых медиа.
А.С. Чернавский своей статье «Особенности современного медиапотребления и феномен новых медиа» дает определение: новые СМИ, или новые медиа (от англ. new media) - термин, который используется для обозначения интерактивных электронных изданий и новых форм коммуникации производителей контента с потребителями [Чернавский, 2015]. Этот вид медиа объединяет в себе разные мультимедийные возможности. Главной особенностью этого феномена является играизация медийного пространства, как новый способ потребления информации. Пользователю предлагается «играть» с контентом, чтобы завладеть его вниманием, вовлечь в процесс.
В связи с появлением новых медиа, традиционная тележурналистика обречена на постоянную конкуренцию, которая вынуждает тележурналистов искать новые пути решения задач, поставленных перед ними. В особенно сложном положении оказалось региональное телевидение. Создание мультиплексов, развитие сетевого вещания - все эти обстоятельства заставляют региональные телеканалы искать новую нишу. Меняется организационная структура каналов, наращивается собственное вещание,
4
кроме того региональные телекомпании пытаются находить новые приемы, использовать новые жанры для привлечения аудитории.
В.Б. Шкловский своей книге «Тетива. О несходстве сходного» утверждает, что жанры то и дело смешиваются, вбирают себя элементы других жанров, видоизменяются до полной неузнаваемости [Шкловский, 1983]. Эта диффузия жанров особенно заметна внутри системы телевизионных жанров. Появляется «Репортаж -очерк», когда журналистское расследование углубляется не в социальный анализ, а в наблюдение человеческих типов и судеб. Влияние интернета на телевидение привело к появлению жанра «селфи-репортаж», когда журналист выполняет две роли: корреспондента и оператора. Он снимает сам себя на фоне происходящих событий. Конечно, при этом страдают все законы телевизионного сюжета, но журналисту удается сделать материал более оперативно. Еще одной новой формой репортажа становится «стендап-репортаж», когда сюжет построен исключительно на речи журналиста в кадре. Если раньше стендапы использовались журналистами чаще всего для того, чтобы продемонстрировать присутствие на месте события, то теперь стендап стал точкой опоры для корреспондента.
В целом, жанр репортажа сегодня уже изучен, но его разновидность, «стендап-репортаж», явление новое, поэтому изучение этого явления считаем актуальным. В своей работе мы предполагаем выделить функции стендап- репортажей, изучить специфику работы журналистов в этом жанре, проанализировать контент региональных телекомпаний на предмет функционирования жанра стендап-репортаж, а также создать собственную серию стендап-репортажей.
Исходя из этого, была поставлена цель исследования - проанализировать использование региональными телекомпаниями стендап- репортажа как новой формы телевизионного жанра.
Для достижения поставленной цели, можно выделить ряд задач:
- дать определение жанру стендап-репортаж;
- на базе теоретических материалов обозначить особенности стендап- репортажа;
- изучить функции стендап-репортажа;
- выявить специфику работы журналиста в этом жанре;
- на основе изученного материала проанализировать контент региональных телекомпаний Красноярска, в особенности программу «Новости» телекомпании «Телесфера-7 канал»;
- создать собственную серию стендап-репортажей.
Гипотезой исследования является предположение о том, что в настоящее время, на медийном рынке в переходный период от аналогового формата к цифровому, и в связи с агрессивным развитием информационных технологий коммуницирования региональные телекомпании активно используют новые жанры, в частности стендап-репортаж.
Объектом исследования является региональная телевизионная журналистика России
Предметом в данном случае выступают стендап-репортажи в программе «Новости» телекомпании «Телесфера-7 канал».
Теоретическую базу исследования составили научные труды отечественных и зарубежных исследователей в области телевизионной журналистики: А. Князева, Н. Зверевой, К.В. Гаврилова, П. Стенли, С.А. Васильева, А.И. Анохина, О.Ю. Поповой, С.Л. Уразовой. В области новых медиа были изучены статьи А.С. Чернавского, И.В. Григорьевой, М.К. Раскладкиной, Ю.В. Тарановой, Е.Ф. Коханова. В жанровой области мы опирались на работы М.Н. Белоусовой, А.А. Хлызова, Л.П. Шестеренкина, В.Л. Цвика, Н.В. Бергер, М.А. Мясниковой,
Эмпирическую базу исследования составили выпуски новостей телекомпании «Телесфера-7 канал», «СТС-Прима», «ТВК», «КГТРК».
Для решения поставленных задач использовались следующие научноисследовательские методы: системный анализ, индукция, обобщение.
Новизна исследования определяется тем, что жанр стендап-репортаж сегодня недостаточно изучен в теории и практике журналистики. Это новое для СМИ направление, связанное с развитием новых медиа, нарабатывает свой опыт, а, значит, появляется специфика работы журналиста.
Теоретическая значимость исследования заключается в возможности системно изучить особенности жанра стендап-репортаж, проанализировать контент регионального канала г. Красноярска, предположить возможные перспективы развития системы телевизионных жанров, а также использовать полученные наблюдения для дальнейшего рассмотрения изменений жанровой системы журналистики в целом.
Практическая значимость работы состоит в том, что данное исследование и созданные нами авторские стендап-репортажи послужат наглядным пособием для студентов факультета журналистики СФУ при прохождении ими производственных практик, а также в дальнейших исследованиях по этой теме.
А.С. Чернавский своей статье «Особенности современного медиапотребления и феномен новых медиа» дает определение: новые СМИ, или новые медиа (от англ. new media) - термин, который используется для обозначения интерактивных электронных изданий и новых форм коммуникации производителей контента с потребителями [Чернавский, 2015]. Этот вид медиа объединяет в себе разные мультимедийные возможности. Главной особенностью этого феномена является играизация медийного пространства, как новый способ потребления информации. Пользователю предлагается «играть» с контентом, чтобы завладеть его вниманием, вовлечь в процесс.
В связи с появлением новых медиа, традиционная тележурналистика обречена на постоянную конкуренцию, которая вынуждает тележурналистов искать новые пути решения задач, поставленных перед ними. В особенно сложном положении оказалось региональное телевидение. Создание мультиплексов, развитие сетевого вещания - все эти обстоятельства заставляют региональные телеканалы искать новую нишу. Меняется организационная структура каналов, наращивается собственное вещание,
4
кроме того региональные телекомпании пытаются находить новые приемы, использовать новые жанры для привлечения аудитории.
В.Б. Шкловский своей книге «Тетива. О несходстве сходного» утверждает, что жанры то и дело смешиваются, вбирают себя элементы других жанров, видоизменяются до полной неузнаваемости [Шкловский, 1983]. Эта диффузия жанров особенно заметна внутри системы телевизионных жанров. Появляется «Репортаж -очерк», когда журналистское расследование углубляется не в социальный анализ, а в наблюдение человеческих типов и судеб. Влияние интернета на телевидение привело к появлению жанра «селфи-репортаж», когда журналист выполняет две роли: корреспондента и оператора. Он снимает сам себя на фоне происходящих событий. Конечно, при этом страдают все законы телевизионного сюжета, но журналисту удается сделать материал более оперативно. Еще одной новой формой репортажа становится «стендап-репортаж», когда сюжет построен исключительно на речи журналиста в кадре. Если раньше стендапы использовались журналистами чаще всего для того, чтобы продемонстрировать присутствие на месте события, то теперь стендап стал точкой опоры для корреспондента.
В целом, жанр репортажа сегодня уже изучен, но его разновидность, «стендап-репортаж», явление новое, поэтому изучение этого явления считаем актуальным. В своей работе мы предполагаем выделить функции стендап- репортажей, изучить специфику работы журналистов в этом жанре, проанализировать контент региональных телекомпаний на предмет функционирования жанра стендап-репортаж, а также создать собственную серию стендап-репортажей.
Исходя из этого, была поставлена цель исследования - проанализировать использование региональными телекомпаниями стендап- репортажа как новой формы телевизионного жанра.
Для достижения поставленной цели, можно выделить ряд задач:
- дать определение жанру стендап-репортаж;
- на базе теоретических материалов обозначить особенности стендап- репортажа;
- изучить функции стендап-репортажа;
- выявить специфику работы журналиста в этом жанре;
- на основе изученного материала проанализировать контент региональных телекомпаний Красноярска, в особенности программу «Новости» телекомпании «Телесфера-7 канал»;
- создать собственную серию стендап-репортажей.
Гипотезой исследования является предположение о том, что в настоящее время, на медийном рынке в переходный период от аналогового формата к цифровому, и в связи с агрессивным развитием информационных технологий коммуницирования региональные телекомпании активно используют новые жанры, в частности стендап-репортаж.
Объектом исследования является региональная телевизионная журналистика России
Предметом в данном случае выступают стендап-репортажи в программе «Новости» телекомпании «Телесфера-7 канал».
Теоретическую базу исследования составили научные труды отечественных и зарубежных исследователей в области телевизионной журналистики: А. Князева, Н. Зверевой, К.В. Гаврилова, П. Стенли, С.А. Васильева, А.И. Анохина, О.Ю. Поповой, С.Л. Уразовой. В области новых медиа были изучены статьи А.С. Чернавского, И.В. Григорьевой, М.К. Раскладкиной, Ю.В. Тарановой, Е.Ф. Коханова. В жанровой области мы опирались на работы М.Н. Белоусовой, А.А. Хлызова, Л.П. Шестеренкина, В.Л. Цвика, Н.В. Бергер, М.А. Мясниковой,
Эмпирическую базу исследования составили выпуски новостей телекомпании «Телесфера-7 канал», «СТС-Прима», «ТВК», «КГТРК».
Для решения поставленных задач использовались следующие научноисследовательские методы: системный анализ, индукция, обобщение.
Новизна исследования определяется тем, что жанр стендап-репортаж сегодня недостаточно изучен в теории и практике журналистики. Это новое для СМИ направление, связанное с развитием новых медиа, нарабатывает свой опыт, а, значит, появляется специфика работы журналиста.
Теоретическая значимость исследования заключается в возможности системно изучить особенности жанра стендап-репортаж, проанализировать контент регионального канала г. Красноярска, предположить возможные перспективы развития системы телевизионных жанров, а также использовать полученные наблюдения для дальнейшего рассмотрения изменений жанровой системы журналистики в целом.
Практическая значимость работы состоит в том, что данное исследование и созданные нами авторские стендап-репортажи послужат наглядным пособием для студентов факультета журналистики СФУ при прохождении ими производственных практик, а также в дальнейших исследованиях по этой теме.
В современных условиях медиапотребления традиционная журналистика переживает относительно трудные времена. Ей приходится конкурировать с новыми медиа, которые набирают все большую популярность у молодежи. Этот вид медиа объединяет в себе разные мультимедийные возможности. Журналисты традиционных медиа всячески пытаются не только сохранить свою аудиторию, но и расширить ее за счет молодежи, поэтому ищут новые пути развития. Меняется организационная структура каналов, наращивается собственное вещание, кроме того региональные телекомпании пытаются находить новые приемы,
использовать новые жанры для привлечения аудитории.
Современная система журналистских жанров постоянно видоизменяется. Какие-то жанры уходят на второй план, другие, наоборот, набирают популярность. Некоторые жанры трансформируются в новые, более продуктивные формы. Усиливается зрелищная составляющая контента. В данном научном исследовании мы как раз таки попытались изучить новый жанр телевизионной журналистики - стендап-репортаж. В первой главе мы достигли следующих результатов:
- выяснили, что система традиционных медиа развивается вместе с новыми медиа, и в процессе этого развития граница между ними стирается, поэтому производители традиционного контента в традиционных СМИ начинают ориентироваться на аудиторию новых медиа;
- определили, что телекомпании начинают преобразовывать свой контент для аудитории с феноменом «клипового мышления» (это в основном молодежь). Они начинают использовать новые жанры, к которым относится стендап-репортаж;
- дали определение понятию стендап-репортаж. Стендап-репортаж - это жанр телевизионной журналистики, который сообщает о каком-либо
событии, очевидцем и обязательно участником которого является корреспондент, построенный исключительно на стендапах, где журналист выступает в роли шоумена - удерживает внимание аудитории, и в роли комментатора - интерпретирует происходящее.
- выяснили, какие функции выполняет стендап-репортаж:
информационную, познавательную, исследовательскую, развлекательную, пропагандистскую.
- определили, какими специфическими навыками должен обладать журналист для того, чтобы работать в данном жанре: умение организовать съемочный процесс; умение импровизировать в неординарных, а может быть даже критических ситуациях; умение обращать внимание на важные детали или факты; умение создавать необычные, изобретательные ходы в своих стендапах.
Во второй главе нашего исследования мы проанализировали контент телекомпаний города Красноярска, в частности изучили программу «Новости седьмого канала» телекомпании «Телесфера- 7 канал» и выяснили, что данная региональная телекомпания не часто обращается к жанру стендап- репортаж. Если журналисты и работают в данном жанре, то они не используют его возможности в полной мере: особенно страдает вопросы целесообразности, оригинальности и изобретательности. Журналисты не полностью раскрывают свой творческий потенциал.
В последней главе нашего исследования представлено описание созданного нами цикла стендап-репортажей с учетом изученного материала и тезисов, сформулированных в теоритической главе, а также в контексте задач учебно-производственной лаборатории «Телевидение СФУ», ее техникотехнологических возможностей. На собственном опыте выяснили, как создаются стендап-репортажи. Проанализировав наш первый стендап- репортаж были выявлены как положительные, так и отрицательные стороны. Подробнее остановимся на отрицательной стороне сюжета, чтобы в дальнейшем исправить допущенные ошибки, и избежать их повторения в следующих работах.
Хронометраж репортажа превысил норму из-за слишком большого количества стендапов. Кроме того во время съемок были проблемы с техническим оснащением из-за чего не раз приходилось переносить съемки. Много ошибок было в работе корреспондента: задача для оператора была поставлена не четко, из-за чего некоторые задуманные моменты не воплотились (некоторые ракурсы, нужные подсъемки и т.д.). Более того съемки проходили весьма продолжительное время, а корреспондент не подумала о своем внешнем виде и каждый раз была одета в новое, поэтому половина кадров, которые снял оператор, были непригодны для монтажа. В интервью с героями корреспондент иногда неправильно формулировал вопросы, из-за чего интервьюируемые не всегда могли ответить.
Во втором стендап-репортаже мы попытались избежать повторения ошибок, совершенных при съемках первого материала. Так как у нас уже имелся опыт создания материала в данном жанре, мы полностью применили его во время следующих съемок. Этот стендап-репортаж получился в разы профессиональней, динамичней и ярче. Практически не было несогласованностей со съемочной командой.
Это был первый опыт создания материалов в жанре стендап-репортаж. Мы выяснили, с какими сложностями можно столкнуться в процессе создания подобного материала. Помимо этого, после размещения сюжетов в группе «Телевидения СФУ» в социальной сети «Вконтакте», по количеству просмотров, лайков и репостов мы определили, что аудитория действительно больше заинтересована в таких ярких материалах, нежели чем в стандартных сюжетах.
использовать новые жанры для привлечения аудитории.
Современная система журналистских жанров постоянно видоизменяется. Какие-то жанры уходят на второй план, другие, наоборот, набирают популярность. Некоторые жанры трансформируются в новые, более продуктивные формы. Усиливается зрелищная составляющая контента. В данном научном исследовании мы как раз таки попытались изучить новый жанр телевизионной журналистики - стендап-репортаж. В первой главе мы достигли следующих результатов:
- выяснили, что система традиционных медиа развивается вместе с новыми медиа, и в процессе этого развития граница между ними стирается, поэтому производители традиционного контента в традиционных СМИ начинают ориентироваться на аудиторию новых медиа;
- определили, что телекомпании начинают преобразовывать свой контент для аудитории с феноменом «клипового мышления» (это в основном молодежь). Они начинают использовать новые жанры, к которым относится стендап-репортаж;
- дали определение понятию стендап-репортаж. Стендап-репортаж - это жанр телевизионной журналистики, который сообщает о каком-либо
событии, очевидцем и обязательно участником которого является корреспондент, построенный исключительно на стендапах, где журналист выступает в роли шоумена - удерживает внимание аудитории, и в роли комментатора - интерпретирует происходящее.
- выяснили, какие функции выполняет стендап-репортаж:
информационную, познавательную, исследовательскую, развлекательную, пропагандистскую.
- определили, какими специфическими навыками должен обладать журналист для того, чтобы работать в данном жанре: умение организовать съемочный процесс; умение импровизировать в неординарных, а может быть даже критических ситуациях; умение обращать внимание на важные детали или факты; умение создавать необычные, изобретательные ходы в своих стендапах.
Во второй главе нашего исследования мы проанализировали контент телекомпаний города Красноярска, в частности изучили программу «Новости седьмого канала» телекомпании «Телесфера- 7 канал» и выяснили, что данная региональная телекомпания не часто обращается к жанру стендап- репортаж. Если журналисты и работают в данном жанре, то они не используют его возможности в полной мере: особенно страдает вопросы целесообразности, оригинальности и изобретательности. Журналисты не полностью раскрывают свой творческий потенциал.
В последней главе нашего исследования представлено описание созданного нами цикла стендап-репортажей с учетом изученного материала и тезисов, сформулированных в теоритической главе, а также в контексте задач учебно-производственной лаборатории «Телевидение СФУ», ее техникотехнологических возможностей. На собственном опыте выяснили, как создаются стендап-репортажи. Проанализировав наш первый стендап- репортаж были выявлены как положительные, так и отрицательные стороны. Подробнее остановимся на отрицательной стороне сюжета, чтобы в дальнейшем исправить допущенные ошибки, и избежать их повторения в следующих работах.
Хронометраж репортажа превысил норму из-за слишком большого количества стендапов. Кроме того во время съемок были проблемы с техническим оснащением из-за чего не раз приходилось переносить съемки. Много ошибок было в работе корреспондента: задача для оператора была поставлена не четко, из-за чего некоторые задуманные моменты не воплотились (некоторые ракурсы, нужные подсъемки и т.д.). Более того съемки проходили весьма продолжительное время, а корреспондент не подумала о своем внешнем виде и каждый раз была одета в новое, поэтому половина кадров, которые снял оператор, были непригодны для монтажа. В интервью с героями корреспондент иногда неправильно формулировал вопросы, из-за чего интервьюируемые не всегда могли ответить.
Во втором стендап-репортаже мы попытались избежать повторения ошибок, совершенных при съемках первого материала. Так как у нас уже имелся опыт создания материала в данном жанре, мы полностью применили его во время следующих съемок. Этот стендап-репортаж получился в разы профессиональней, динамичней и ярче. Практически не было несогласованностей со съемочной командой.
Это был первый опыт создания материалов в жанре стендап-репортаж. Мы выяснили, с какими сложностями можно столкнуться в процессе создания подобного материала. Помимо этого, после размещения сюжетов в группе «Телевидения СФУ» в социальной сети «Вконтакте», по количеству просмотров, лайков и репостов мы определили, что аудитория действительно больше заинтересована в таких ярких материалах, нежели чем в стандартных сюжетах.



