Введение 3
1 Видеоблогинг как инструмент массовой коммуникации 7
1.1 Возникновение и развитие видеоблогинга. Видеоблогинг в России 7
1.2 Функциональные особенности видеоблогинга 10
1.2.1 Понятие, цели и задачи видеоблогинга 10
1.2.2 Жанрово-тематическая специфика видеоблогов 11
1.2.3 Интерактивные системы внутри видеоблогов 14
1.3 Психологические и лингвистические особенности видеоблогинга 16
1.3.1 Психологическое влияние видеоблогов на аудиторию 16
1.3.2 Языковые особенности видеоблогов 19
1.4 Причины успешности видеоблогов 20
2 Видеоблоги Кати Клэи и Саши Спилберг и причины их популярности 23
2.1 Обзор исследуемого материала и критерии его анализа 24
2.2 Анализ видеоблогов Кати Клэи и Саши Спилберг 26
2.2.1 Анализ видеоблога Кати Клэи 26
2.2.2 Анализ видеоблога Саши Спилберг 32
2.3 Сравнительная характеристика видеоблогов Кати Клэи и Саши Спилберг 37
2.4 Заключение 43
Список использованных источников 48
Появление Интернета и развитие коммуникационных технологий изменили не только способ получения, переработку и распространение информации, но и способ потребления информации со стороны аудитории медиа. Кардинальные перемены стали возможны благодаря свойствам Интернета: интерактивности, мультимедийное™, гипертекстуальности. Так, аудитория может потреблять информацию на разных платформах и в различных мультимедийных форматах, а также взаимодействовать с журналистами, редакциями, между собой в режиме онлайн. В свою очередь журналисты находятся в постоянной связи с читателями и пытаются как можно оперативнее и интереснее преподнести информацию, используя разнообразные мультимедийные форматы [Машкова, 2006].
На сегодняшний день одним из новых средств передачи информации является видеоблогинг. Несмотря на сравнительно недавнее появление видеоблогинга, он уже составляет значительную конкуренцию ТВ. Об этом говорит стремительный рост аудитории данного средства передачи информации. Тенденция развития видеоблогов наблюдается как в России, так и за рубежом. Для многих видеоблоги - не только новое средство массовой коммуникации,но и новый инструмент продажи рекламы [Чулкова, 2016].
Таким образом, актуальность темы бакалаврской работы обусловлена возрастающей ролью видеоблогов в мировом и российском медиапространстве.
Следует отметить, что интернет-аудитория несколько отличается от аудитории традиционных СМИ. Различие заключается не только во фрагментарном потреблении информации. Если говорить об аудитории видеоблогов, то для нее недостаточно телевизионного способа подачи информации. Необходим новый формат преподнесения материала, в котором важна не столько полезность информации, сколько то, как ее подает видеоблогер, какими качествами обладает автор [Российский видеоблогинг, 2015]. Например, официальный канал рекламной компании «На голову Выше»
на сайте «YouTube» разместил рекламу бренда Head&Shoulders, при этом к рекламе были привлечены артисты, которые пользуются спросом на YouTube. Однако реклама не принесла успеха и собрала меньше просмотров, чем набирают некоторые из видеоблогеров.И таких примеров насчитывается очень много.
Известный афоризм М.Маклюэна «The medium is the message» [Маклюэн, 2003] можно трактовать как утверждение о том, что инструмент коммуникации может быть не менее (а часто и более) важен для аудитории, чем само сообщение. Особенно справедлив этот афоризм по отношению к новым, цифровым медиа, которые с каждым годом отбирают все большее количество аудитории у традиционных СМИ. К категории новых медиа относится и видеоблогинг. Тем не менее, далеко не каждый их многих тысяч видеоблогеров добивается успеха у публики.
Объектом данного исследования является феномен популярности видеоблогов.
В качестве предмета исследования выступает использование особенностей (свойств) видеоблогов на примере Кати Клэи и Саши Спилберг.
Слово феномен понимается нами как «редкое, необычное,
исключительное явление». Слово популярность мы используем в значении «высокая степень востребованности кого-либо или чего-либо в определённой области» [Ефремова, 2000].
Цель данной работы - выявить причины популярности видеоблогов Кати Клэи и Саши Спилберг.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- дать определение понятием «видеоблог», «видеоблогинг», «феномен»;
- изучить историю возникновения видеоблогов;
- выявить цели, задачи и виды видеблогов;
- выделить жанрово-тематические особенности;
- проанализировать системы интерактивного взаимодействия авторов со зрителем;
- выявить психологические и лингвистические особенности видеоблогинга;
- установить сходства и различия между видеоблогами и другими СМИ, а также выявить причины интенсивного развития и высокой востребованности этой формы массовой коммуникации
-провести сравнительный анализ видеоблогов Кати Клэи и Саши Спилберг с целью выяснения причин высокой востребованности медиапродуктов данных блогеров.
Гипотеза данного исследования заключается в следующем: популярность видеоблогов напрямую зависит от личностных качеств автора
(харизмотичности, искренности) и способов общения со своим зрителем, а не от содержания передаваемой информации.
Теоретической базой послужили следующие работы авторов:
исследования функциональных особенностей видеоблогов (Н.А. Рахвалова, П. Тимощенко), их жанрово-тематической специфики (С.А. Демченков, А. Свяиш, И.А. Текутьева), а также исследования о внутреннем наполнении видеоблогов (С.В. Манухина) и психологическом влиянии видеоблогов (В.И. Иванов, Д.А. Кириллов, М.С. Шилиманов).
В бакалаврской работе были использованы методы: синтез, индукция, дедукция, контент-анализ, сравнение.
Эмпирической базой исследования послужили видеоблоги Кати Клэи «TheKateClapp» и Саши Спилберг «SashaSpilberg», потому что они входят в ТОП-10 видеоблогров России [Самые популярные видеоблогеры ютуба в России, 2017]. При этом выбранные видеоблоги отличаются друг от друга: Катя Клэи рассказывает обо всем, что считает интересным (о себе, путешествиях), отвечает на вопросы подписчиков, ведет видеоблог юмористический и персональный, а Саша Спилберг снимает видеоблоги и выпускает музыкальные клипы, выбрав собирательный образ российской школьницы, поэтому она пользуется популярностью среди подростков. Несмотря на различную направленность и способ ведения видеоблогов, обоим автором удается на протяжении длительного времени удерживать свои позиции. Мы рассматривали видеоблоги за определенный период: с 1 сентября 2017 года по 31 марта 2018 года
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит вклад в разработку актуальных вопросов, связанных с особенностью видеоблогов и их применением на практике для получения успешного результата.
Практическая значимость - полученные результаты в ходе исследования могут быть применены в преподавании специальных дисциплин и в профессиональной деятельности журналистов.
Работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка использованных источников, насчитывающего 51 наименование.В первой главе определение понятий «видеоблог» и «видеоблогинг»приводитсяс точки зрения различных сфер, изучается история возникновения и развития видеоблогов за рубежом и в России, рассматриваются цели и задачи видеоблогов, их жанровотематические и языковые особенности, интерактивные системы взаимодействия, а также особенности внутреннего и внешнего наполнения видеоблогов. Во второй главе представлен подробный анализ феномена популярности видеоблогов Кати Клэп «TheKateClapp» и Саши Спилберг «Sahsa Spilberg». На основе контент-анализа и сравнительного анализа сделаны выводы об особенностях и причинах популярности видеоблогов. Авторский анализ иллюстрируется примерами из контента видеоблогов Кати Клэп и Саши Спилберг.
Появление новых коммуникационных технологий изменило способы предоставления информации и способы потребления информации. Это стало возможным благодаря основным свойством Интернета: интерактивности, мультимедийности, гипертекстуальности. Аудитория склонна потреблять визуализированный контент, поскольку изображение в комбинации с текстом или речью расскажет больше, нежели чем один текст. Тем более это позволяет установить контакт с аудиторией, а, значит, существует больше возможности ее удержать. В связи с этим появилось явление «видеоблогинг», которое на данный момент набирает популярность в России, поскольку соответствует запросам аудитории. Однако не каждому видеоблогеру удается создать эффективный контент. Именно поэтому важно проследить способы создания популярного видеоконтента.
Цель исследования - выявить причины популярности видеоблогов Кати Клэи и Саши Спилберг.
Для выявления феномена популярности видеоблогов были взяты видеоблог Кати Клэи «TheKateClapp» и видеоблог Саши Спилберг «SashaSpilberg», поскольку они входят ТОП-10 самых востребованных видеоблогеров России, но при этом имеют как сходства, так и различия. Клэи и Спилберг рассказывают обо всем, что интересно аудитории. К тому же, Клэи начала деятельность видеоблогера еще до пика популярности данного направления, поэтому постепенно заработала свою аудиторию. Однако Спилберг заинтересовала своей особенностью ведения видеоблога - публикация собственных музыкальных клипов. Отметим, вышеуказанные материалы были проанализированы за определенный период: с 1 сентября 2017 года по 31 марта 2018 года.
Все поставленные задачи были решены:
- изучена история возникновения видеоблогов - в мире видеоблог появился в 21 веке и изначально был формой самовыражения, но в 2005 году с появлением видеохостинга YouTube видеоблоги стали средством заработка;
- дано определение понятия «видеоблог» - блог, в котором каждый пост является видео, но он также может включать в себя текст для формирования видеоконтекста. При помощи видеоблога автор может самопрезентовать себя, высказать свое мнение. Кроме того, дано определение понятия «видеоблоггинг» - регулярно обновляемый видеоконтент, который может использоваться с целью информирования, заработка, повышения популярности;
- выявлены цели (предоставить информацию аудитории, получить наибольшую прибыль, увеличить количество просмотров и подписчиков) и задачи (поделиться с аудиторией своими мыслями и чувствами, привлечь сотрудников и клиентов, осветить свои профессиональные навыки )видеблогов;
- выделено жанровое (изначально видеоблоги велись в формате личного дневника, теперь же это все чаще влоги, стенд-апы, летсплеи и интернет-шоу) и тематическое направление видеоблогов - их разделяют на развлекательные и познавательные. Если более глубоко рассмотреть тематику, то это могут политические, бытовые видеоблоги, а также видеоблоги о путешествиях, культуре, природе, образовательные видеоблоги, видеоблоги о стиле, моде и красоте, музыкальные, информационно-аналитические и спортивные видеоблоги;
- проанализированы системы интерактивного взаимодействия авторов со зрителем (комментирование, инфобокс, викторины, розыгрыши, лайки/дизлайки, соцсети).
На основе проанализированных материалов мы пришли к выводу, что феномен популярности видеоблогов заключается, прежде всего, в возможностях, которые предоставляет им видеохостинг YouTube - неограниченная загрузка видеоконтента, подписи, возможность презентовать свой канала, разместить фирменные элементы - шапка, название канала, аватар, заголовок видеоматериала, а также возможность интерактивного взаимодействия с аудиторией - размещение значков социальных сетей на своем канале, возможность комментирования, лайки, дислайки, количество просмотров. Другой вопрос - как сам видеоблогер эти возможности использует и чем их дополняет.
Общий замысел ведения видеоблогов и посыл у Клэи и Спилберг схожи - показывают все то, что интересно молодежной аудитории. Жанр - влог; тематическое направление - развлекательное (тренды, путешествия, одежда, еда, обыденные проблемы). Оба видеоблога используются для получения прибыли, увеличения количества подписчиков. А также Клэи и Спилберг пытаются добиться ассоциации себя с брендом, именно поэтому они назвали видеоблоги в свою честь. Видеоблоги имеют четкую структуру построения, поскольку видеоблогеры заявляют тему обычно при помощи стенд-ап, затем начинают ее раскручивать, в конце - выводы в форме стенд-апа. Главное, Клэи и Спилберг находятся в постоянном взаимодействие с аудиторией, но делают это различными способами.
Катя Клэи делает акцент на яркости в оформлении видеоблога - шапке канала, аватаре, обложке. Кроме того, в разделе «О канале» она смело призывает к подписке на ее канал. Если посмотреть на сам видеконтент, то Клэи использует яркие перебивки, помехи, элементы графики. В каждом эфире девушка появляется с новым цветом прически, макияжа, всегда придерживаясь яркого цвета. Кроме того, и в жестах, и в речи она не ограничивает себя - зачастую использует открытые жесты, а в речи использует гиперболы, гротеск, сравнения, молодежный слэнг и даже ненормативную лексику. В целом схема построения видеоматериала идентична, но иногда она позволяет себя отходить от заявленной в заголовке темы и переходить к ней только в середине эфира.
Саша Спилберг придерживается во внешнем и во внутреннем наполнении видеоблога сдержанности, легкости. Так, шапка видеоблога, аватар, обложки оформлены в сдержанных тонах, которые сочетаются друг с другом, при этом ничего лишнего нет. Что касается самого видеоматериала, то Спилберг также использует пастельные тона, красивое содержание различных пейзажей, плавные переходы, поэтому изредка прибегает к перебивкам. Она не всегда придерживается схематичного построения контента - иногда это может быть тема, представленная в виде песни собственного сочинения в своем же исполнении; или начитки рэпа; музыкальный клип. В одежде и макияже Спилбрег придерживается нежных и холодных тонов. Речь девушки более сдержанная, поскольку она употребляет молодежный слэнг по минимуму. При этом некоторые молодежные фразы стали частью ее фирменного стиля. Контент Спилберг имеет приемлемый хронометраждаже для любого СМИ - в среднем от 2 до 6 минут, чего нельзя сказать о Клэп.
Итак, Клэп и Спилберг имеют как сходства, так и различия в манере видения видеоблогов. Выигрышной позицией является выбор развлекательной направленности, а также жанр влог. Кроме того, это взаимодействие с аудиторией, установление контакта с ней при монологической речи, общение с аудиторией в социальных сетях и ответы на их вопросы в прямом эфире. В остальном важна особенность, фирменный стиль каждого видеоблога и контент, который он включает в себя. Клэп придерживается яркости, броскости в оформлении, макияже, одежде, речи. Она привлекает своей харизматичностью, эмоциональностью. Спилберг же придерживается различных способов предоставления видеконтента развлекательной направленности, то есть для нее характерна непредсказуемость. Также Саша Спилберг придерживается сдержанности, холодных и пастельных тонов, которые не раздражают аудиторию. Сдержанность прослеживается и в речи девушки. Спилберг предстает перед аудиторией как искренний и открытый видеоблогер, который способен на сочувствие и сострадание. В этом заключается ее особенность. Таким образом, гипотеза о том, что количество просмотров видеоблогов напрямую зависит от личностных качеств автора (харизматичности, искренности) и в способе общения со своим зрителем, а не от глубины содержания преподнесенной информации, подтвердилась.
Исследование может быть продолжено в двух направлениях: можно проанализировать видеоблоги, различные по жанрово-тематическим
1 Бадюк, С. ФизКульт [Электронный ресурс]/ С. Бадюк // Официальный канал на YouTube. - 2012. - Режим доступа:
http: //www.youtube.com/user/SBadyuk.
2 Бакалов, С. Шапка канала YouTube - правильное оформление[Электронный ресурс]// С. Бакалов / Sbakalov. - 2017. - Режим доступа: https://sbakalov.ru/youtube/shapka-kanala-youtube/.
ЭВеденский, Б. Vedensky [Электронный ресурс]// Официальный канал на YouTube. - 2012. - Режим доступа: http://www.youtube.com/user/vedensky.
4 Видеоблог Дмитрия Медведева [Электронный pecypc]//Blog.da. - 2018. - Режим доступа: http://blog.da-medvedev.ru/.
5 Видеоблогеры [Электронный pecypc]//Fandom. - 2017. - Режим доступа: http://ru.videoblogers.wikia.com/wiki/%D0%A 1 %D0%B0%D 1 %88%D0%B0_%D0 %A1%D0%BF%D0%B8%D0%BB%D0%B1 %D0%B5%D 1 %80%D0%B3.
6 Видеоблогинг в России [Электронный pecypc]//Innovanews.ru. - 01.02.2012. - Режим доступа: http://www.innovanews.ru/info/news/media/7311/.
7 Волуйская, М. Видеоблогер Саша Спилберг. Досье [Электронный ресурс]/ М. Волуская // Аргументы и факты. - 24.05.2017. - Режим доступа: http: //www.aif.ru/dontknows/file/videobloger_sasha_spilberg_dose.
8 Демченков, С.А. Видеоблоги как разновидность новых медиа: проблема типологии [Электронный ресурс]/ С.А. Демченков, А.С. Заднепрянская // Radnews. - 01.04.2016. - Режим доступа: http://www.radnews.ru/.
93атулий А.И. Компьютерные технологии в журналистике: Учебнометодическое пособие/ А. И Затулий. - Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2010. - 37 с.
10Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково
словообразовательный / Т. Ф. Ефремова. - М.: Русский язык, 2000.
11 Иванов, В.И. Феномен видеоблога: интерактивные ресурсы: автореф. магистерской работы по журналистике/ В.И. Иванова. - Саратов, 2016. - 12 с.
12 Как создать свой блог и начать зарабатывать на нем деньги [Электронный ресурс] // Investbox.pro. - 2018. - Режим доступа:
https://investbox.pro/kak-sozdat-svoy-blog-i-nachat-zarabatyivat-dengi/.
13Катя Клэп, биография, новости, фото [Электронный ресурс]// Интернет-сайт «Узнай все». - 2015. - Режим доступа:
https: //uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-katya-klep .html.
14 Кириллов, Д.А. Видеоблог как канал коммуникации / Д. А. Кириллов // Научно-практический журнал «Аллея Науки». - Череповец, 2017. - № 5.
15 Кихтан, В.В. Блоги и СМИ: сходства и различия / В.В. Кихтан, А.В. Муха // Международный студенческий научный вестник. - Ростов, 2014. - № 2. - с. 15.
16 Лукина, М.М. Интернет-СМИ: теория и практика / М.М. Лукина // Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 348 с.
17 Маклюэн, Г.М. Понимание медиа: Внешние расширения человека / Пер. с англ. В. Николаева. - М: «Канон-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. - 464 с.
18 Манухина, С.В. Пространство эдьютеймента как школа будущего / С.В. Манухина // Журнал «На путях к новой школе». - Санкт-Петербург: Образовательный центр «Участие». - 2016. - № 1. - С. 56-58.
19 Махно, Н. Советы блогерам. Как привлечь внимание аудитории [Электронный ресурс]/ Н. Махно // Официальный канал на YouTube. - 08.03.2015. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=q8kAnNPgsIU.
20Машкова, С. Г. Интернет-журналистика: учеб. пособие / С. Г. Машкова. - Тамбов: Изд-во тамб. гос. техн. ун-та, 2006. - 80 с.
21 Молчанова, 3. Кейт Клэп: Наталия Орейро заставила меня снова поверить в людей [Электронный ресурс]/ 3. Молчанова // PeopleTalk. - 2016. - Режим доступа: https://peopletalk.ru/article/keyt-klepp/undefined/.
22Ностальгирующий критик [Электронный ресурс]// Официальный канала на YouTube. - 20.10.2017. - Режим доступа:
https://www.youtube.com/playlist?list=PLaH8EhtRF9m7jZ4zi19Am-
P_FGgFS84bW.
23Полезные советы блогерам Ютуб для продвижения видео [Электронный ресурс]// Официальный канал на YouTube. - 2017. - Режим доступа: http://7youtube.ru/promotion-and-optimization-yutuba/4451.html.
24 Радченкова, Н. Как работать с видеоблогерами в YouTube[3aeKTpoHHbifi ресурс]/ Н. Радченкова // Cossa. - 2017. - Режим доступа: https://www.cossa.ru/268/158301/.
25 Рамин, Ю.В. Словарь слов и терминов Интернета: Видеоблог / Ю.В. Рамин. - Москва, 2013.
26 Рахвалова, Н.А. Блогосфера как средство самовыражения молодого человека / Н.А. Рахвалова // Вестник Бурятского государственного университета. Серия: Педагогика, Филология, Философия. - 2010. - № 14. - С. 91-95.
27 Российский видеоблогинг. Роль и значение в коммуникациях в цифровой среде. М.: «Полилог. - 2015. 20 с.
28 Самые популярные видеоблоги в России [Электронный ресурс]// 9NET. - 16.08.2017. - Режим доступа: http://9net.ru/135-videoblogeri.html.
29 Свяиш, А. Центр Разумный Путь [Электронный ресурс]/ А. Свияш // Официальный канал на YouTube. - 2018. - Режим доступа:
http://www.youtube.com/user/sviyash.
30Сколько подписчиков у Кати Клэп на Ютубе [Электронный ресурс]// Официальный канал на YouTube. - 11.012017. - Режим доступа: http://youtube- lessons.ru/stati/skolko-podpischikov-u-kati-klep-na-yutube/.
31 Создайте броский дизайн миниатюры для YouTube и увеличьте количество просмотров[Электронный ресурс]// Canva. - 2015. - Режим доступа: https://www.canva.com/ru_ru/sozdat/previyu-dlya-youtube/.
32 Спасибо, Ева! [Электронный ресурс]// Официальный канал на YouTube. - 2012. - Режим доступа: http://www.youtube.com/user/spasiboeva.
33 Справка: классические инфобоксы [Электронный pecypc]//Fandom. - 2016. - Режим доступа: http://ru.community.wikia.com/.
34 Текутьева, И.А. Жанрово-тематическая классификация видеоблогинга / И.А. Текутьева. - Челябинск: Медисреда, 2016. - № 11. - С. 107-113.
35 Теория цвета - как управлять вниманием пользователя? [Электронный ресурс]// Lpgenerator. - 2013. - Режим доступа:
https://lpgenerator.ru/blog/2013/09/05/teoriya-cveta-kak-upravlyat-vnimaniem- polzovatelya/.
36 Тимощенко, П. Основные виды и задачи блогов: эффективный бизнес
инструмент и возможность заявить о себе [Электронный ресурс]/ П. Тимощенко // Copirayter. - 11.03.2015. - Режим доступа:
https://copirayter.ru/osnovnye-vidy-i-zadachi-blogov/.
37 Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]// Vedu. -
2007. - Режим доступа: https://www.vedu.ru/expdic/121995/.
38 Толмачев, К. Официальный канал на YouTube [Электронный ресурс] //
Официальный канал на YouTube. - 2018. - Режим доступа:
https://www.youtube.com/channel/UC2eYlMlk9OTIX7j5F2-R8pQ.
39Топ-рейтинг лучших видеоблогеров YouTube в России [Электронный ресурс] // Vyborok. - 2017. - Режим доступа: https://vyborok.com/top-reyting- luchshih-videoblogerov-yutuba-v-rossii/.
40Урок: как вести видеоблоги [Электронный ресурс] // Storage. - 2017. - Режим доступа: https://storage.googleapis.com/creator-academy-
assets/vlogging/vlogging%20-%20ru.pdf.
41 Фастфуд-люди: в чем феномен YouTube и почему мир сходит с ума по видеоблогам[Электронный pecypc]//Daily. - 28.09.2016. - Режим доступа: https://daily.afisha.ru/brain/3093-fastfud-lyudi-v-chem-fenomen-youtube-i-pochemu- mir-shodit-s-uma-po-videoblogam/.
42 Филипова, А.Г. Видеоблогинг и современные подростки: опасности интернет-пространства/ А.Г. Филипова, А.Ю. Ардальянова, Е.Е. Абросимова // Теория и практика общественного развития - Москва, 2017. - № 8. -5 с.
43Что такое видеоблогинг? [Электронный ресурс]// Zlatallin.com. - 2015. - Режим доступа: http://zlatalinn.com/novosti/chto-takoe-videoblogging.
44 Чулкова, О.Р. Видеоблогинг как новый инструмент информационной деятельности / О.Р. Чулкова // Журнал «Новое слово в науке: перспективы развития». - Саратов, 2016. - №4.
45 Шесть правил композиций видео и почему их нельзя нарушать [Электронный ресурс]// Fassen. - 2016. - Режим доступа:
http://www.fassen.net/video/h6_4o2HBL5c/.
46Шилиманов М. С. Факторный анализ коммерческой эффективности на международном рынке видеоблогинга: магистерская диссертация / М. С. Шилиманов // Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Высшая школа экономики и менеджмента, Кафедра теории и практики менеджмента. - Екатеринбург, 2014. — 89 с.
47 Щекина, Д. Видеоблогер Саша Спилберг встретится с поклонниками в
московском ЦДМ [Электронный ресурс]/ Д. Щекина // 360TV. - Режим доступа: https://360tv.ru/news/obschestvo/videobloger-sasha-spilberg-vstretitsja-s-
poklonnikami-v-moskovskom-tsdm/.
48 CarambaTV[3aeKTpoHHbifi ресурс]// Официальный сайт CarambaTV.-
2011. - Режим доступа: http://carambatv.ru.
49 Eurotourproject[3aeKTpoHHbifi ресурс]//Официальный канал на
YouTube. - 2012. - Режим доступа: http://www.youtube.com/user/eurotourproject.
50 MrMyakotin [Электронный ресурс]//Официальный канал на YoyTube. - 2016. - Режим доступа: https://www.youtube.com/user/mrMyakotin.
51 WFCTVofficial [Электронный ресурс]//Официальный канал на YouTube. - 2018. - Режим доступа: http://www.youtube.com/user/WFCTVofficial.