Введение 7
1 Исследование рынка торговли электротехнических товаров 10
1.1 Ключевые проблемы и особенности развития рынка торговли
электротехнических товаров 10
1.2 Исследование лучших практик на рынке торговли электротехнических
товаров 16
1.3 Исследование рынка торговли электротехнических товаров
г. Красноярска 22
2 Исследование конкурентных преимуществ предприятия ООО
«Современная Электрика» 32
2.1 Исследование методических подходов к формированию и оценке
конкурентных преимуществ предприятия 32
2.2 Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО
«Современная Электрика» 48
2.3 Оценка конкурентоспособности ООО «Современная Электрика» 56
3 Разработка мероприятий по формированию конкурентных преимуществ
предприятия на примере ООО «Современная Электрика» 63
3.1 Разработка мероприятий по внедрению АСУ на предприятие ООО
«Современная Электрика» 63
3.2 Разработка мероприятий по развитию каналов онлайн-продаж
предприятия ООО «Современная Электрика» 71
3.3 Оценка разработанных мероприятий по формированию конкурентных
преимуществ предприятия ООО «Современная Электрика» 77
Заключение 83
Список использованных источников 87
Приложения А - П
Современный рынок предполагает от ее участников гибкость и возможность функционировать в условиях изменяющейся среды. Однако для этого одного желания недостаточно, т.к. на рынке существует огромное множество конкурентов, стремящихся также функционировать и занять свою нишу.
В связи с этим предприятие ищет пути по достижению поставленных целей и завоеванию рынка - кто-то работает интуитивно, стараясь дать волю случая, а кто-то прибегает к давно сформированной практике по анализу своей деятельности и рынке в целом наращивая свои конкурентные преимущества. Конкуренция давно развилась в один из важных компонентов рынка, при этом являясь некоторого рода движущей силой, которая позволяет оценивать, обосновывать и реализовывать новые идеи различного уровня влияния для предприятия, сложности и затратности.
В этом ей помогает обширная теоретическая и методологическая база, которую можно выбрать исходя из специфики деятельности предприятия, которое ее осуществляет, реализуемой продукции, уровня научных знаний и т.д.
В данной работе внимание будет уделено торговли электротехнических товаров, которая функционирует давно и имеет свое распространение в каждом городе, стране. Однако всегда возникает вопрос как можно заявить о себе, либо вырваться из рамок в которой уже функционирует предприятие, ведь электротовары по большей части однотипны, а прорывная продукция создается через длительные диапазоны. Для этого и необходимо определить, как можно завоевать рынок и сформировать конкурентные преимущества.
Актуальность данной работы направлена на реализацию мероприятий формированию конкурентных преимуществ предприятия, поэтому при реализации данных мероприятий должны: улучшиться финансово экономические показатели предприятия, за счет сокращения не ликвидной продукции и увеличения прибыли, путем формирования нового канала сбыта; помимо этого решается проблема, связанную с возможным появлением новых конкурентов на рынке, за счет большего охвата рынков сбыта; учитывая специфику мероприятий они позволят перейти на новый вид продаж (онлайн) и сравниться с лидером на данном рынке в Красноярске.
Целью выпускной бакалаврской работы является разработка мероприятий по формированию конкурентных преимуществ и его дальнейшая оценка на предприятии ООО «Современная Электрика».
В связи с поставленной целью было разработано ряд задач:
- провести анализ современного состояния исследуемой проблемы;
- исследовать и проанализировать лучшие практики на рынке электротехнических товаров г. Красноярска;
- исследовать и проанализировать рынок электротехнических товаров г. Красноярска (анализ рынка; конкурентной среды);
- проанализировать методических подходов к формированию и оценке конкурентных преимуществ предприятия;
- сбор и анализ информации по организационно-экономическим характеристикам предприятия и конкурентным преимуществам (организационная структура, анализ финансово-экономических показателей, анализ структуры баланса, анализ трудовых ресурсов, SWOT-анализ матрица БКГ, рецензирование);
- разработать и оценить мероприятия по формированию конкурентных преимуществ (контент анализ, сравнительный анализ, ситуационное моделирование, матрица БКГ, статистический анализ).
Объектом исследования выступает мероприятия по формированию конкурентных преимуществ на предприятие ООО «Современная Электрика».
Предметом исследования является совокупность, методов, инструментария и принципов по формированию конкурентных преимуществ на предприятие ООО «Современная Электрика».
Теоретической основной для написания бакалаврской работы являются труды авторов: Азоев Г.Л., Альберт М., Армстронг Г., Арутюнова Д. В., Беляев В. И., Бровтман Е.А., Вонг В.А., Годин А. М., Голубков Е. П., Гучер Ф.Ж., Ефремова А.А., Котлер Ф., Крылатых Э.Н., Кулаков С.М., Ламбен Ж.Ж., Мескон М. Х., Милгром П. Л., Портер М., Сондерс Дж., Трофимов В.Б., Турманидзе Т. У., Фалмер Р. М, Фальцман В.К., Фатхутдинов Р. А., Федько В. П., Фокин Н.И., Хедоури Ф., Челенков А.П., Чудаков А.Д., Шандров Б.В.
Эмпирической базой исследования в данной работе служат «Бухгалтерский баланс» 2014-2016гг., «Отчет о прибылях и убытках» 20142016гг., база данных 2Gis.
В работе использовался следующий инструментарий для исследования: горизонтальный анализ отчетности; SWOT-анализ; матрица БКГ; анализ доминирующих экономических характеристик отрасли; анализ 5 конкурентных сил; рецензирование; статистический анализ; анализ трудовых ресурсов; контент анализ, сравнительный анализ, ситуационное моделирование.
Практическая значимость результатов данной работы заключается в том, что успешная реализация мероприятий по формированию конкурентных преимуществ позволит увеличить выручку, расширить существующие сегменты сбыта за счет нового канала сбыта, а также улучшат финансовоэкономические показатели предприятия, избавившись от неликвидного товара и автоматизировав деятельность по управлению складом и запасами. Помимо этого, реализация мероприятий дает возможность претендовать на лидирующие позиции в отрасли и переход с городского уровня на региональный (частный сектор).
В бакалаврской работе были разработаны мероприятия по формированию конкурентных преимуществ на предприятие ООО «Современная Электрика», а также была проведена оценена данных мероприятий.
В рамках первой главы проводилось исследование рынка, в котором функционирует ООО «Современная Электрика». Было описано текущее состояние рынка торговли электротехнических товаров, которое сильно ограничено в связи со спецификой самой продукции, т.к. товар нельзя назвать уникальным из-за сформированных требований к продукции, техническим ограничениям и недостаточных научно-исследовательских знаниях самих производителей. Исходя из этого предприятия реализующие данный тип продукции ограничены возможностями самих производителей, текущим рынком и законодательством, а также страдает от выбора поставщиков и самих производителей, т.к. зачастую успех может складываться исходя из марки/брэнда продукции.
Помимо этого, была проанализирована деятельность текущего лидера на рынке Красноярска - Планета электрика. Данное предприятие давно распространило свое влияние по всей территории России, выработав определенную стратегию ведения бизнеса. Однако стоит учитывать, сто у данного предприятие существует и ряд недостатков, как, например, рынок Красноярска для предприятия не является целевым, исходя из чего возможна нехватка продукции на складе, также проблематичным является назойливость с позиции рекламного продвижения. Реклама Планеты электрики может присутствовать во всех информационных источниках радио, телевидение, объявление в торговых точках и т.д., что зачастую напрягает своим охватом.
Последней деталью при рассмотрении рынка стало его исследование. Были проанализированы конкуренты, существующие на данный момент, которых насчитывается около 300. Однако с учетом того, что ряд предприятий может не функционировать, либо предлагает узкий круг товаров можно выделить 50-60 явных конкурентов. Помимо этого на данный момент ООО «Современная Электрика» закрепилась на рынке занимая 3-4 место на рынке Красноярска занимая около 12% от общего значения. Также были сформированы те параметры электротехнической продукции и предпочтения, на которые обращают внимания покупатели. Конечным шагом стал анализ доминирующих сил в отрасли и анализ 5 конкурентных сил. На их основании можно сказать, что данный рынок является подвижным и свободным для доступа, однако необходимо формировать не только рекламную политику, но и налаживать связи с крупными поставщиками и предприятиями-потребителями.
В рамках второй главы была сформирована общая концепция к формированию конкурентных преимуществ. Для этого были сформированы основные термины такие как: конкуренция, конкурентные преимущества. Были определены, что нацеленность мероприятий носит ресурсный или внутренний характер, т.е. преобразование уже имеющихся элементов предприятия для завоевания большей доли рынка. Помимо этого, сформированы основные стратегии, которые используются на практике для формирования и наращивания конкурентных преимуществ, в случае с рассматриваемым предприятием мероприятия относятся к стратегиям претендентов на лидерство. Заключительным этапом первого раздела - формирование методов оценки среди них были рассмотрены SWOT-анализ, анализ на основе метода 4P и матрица БКГ (BCG).
Далее в рамках второй главы был поведен анализ самого предприятия. Рассмотрены его организационные составляющие, текущее финансовое положение из которого можно сделать вывод о привлечение заемных средств и увеличению запасов на складах, что несет существенную часть затрат для предприятия в данной сфере, а также проведен анализ трудовой структуры.
В заключительном разделе второй главы описывается имеющиеся на данный момент конкурентные преимущества в виде сильных сторон, которые в дальнейшем можно развить, а также описаны слабые стороны, которые можно
отшлифовать или полностью от них избавиться. На основании вышеупомянутого была сформирована матрица SWOT, в которой можно наблюдать что при текущих возможностях и угрозах у предприятия имеется различные стратегические возможности для смягчения неблагоприятного эффекта. Одним из способов оценки было проведению анкетирования на основании удовлетворенности посетителей самого магазина. Исходя из результатов респонденты больше всего не довольны атмосферой зала, очередями и ценой на ряд товаров, однако большинство порадовало количество и качество ассортимента, и время работы самого магазина. Также проводился анализ матрицы БКГ с указанием положения предприятия и конкурентов на рынке. Можно отметить, что предприятие занимает одну из лидирующих позиций, но на данном этапе кроме как вытягивание из нее денег, она ничего не принесет.
В рамках третьей - заключительной главы, были предложены два потенциально успешных пути развития: мероприятия по внедрению АСУ и мероприятия по развитию каналов онлайн-продаж.
При разработке мероприятий по внедрению АСУ были предложены различные системы с описанием их функциональных возможностей и проведен анализ по ключевым показателям в виде цены, целевого рынка, используемые технологии и т.д. В результате чего выбор пал на ABM Cloud stock management, который позволяет оценить наиболее и наименее ликвидные товары, проводить закупку при определенном пороге, либо нехватке позиций, а также наглядно демонстрирует вся с помощью графиков и моделей. Общая сумма затрат составит около 248 тыс. рублей, в которую входит приобретение системы, ее настройка на рабочем месте и обучение персонала в ее использование.
Разработка мероприятий по развитию каналов онлайн-продаж нацелен на формирование онлайн-магазина позволивший бы сформировать новый рынок сбыта, который соответствует текущим тенденциям и направлен на виртуальную среду. В результате был выбран возможный разработчик в виде предприятия Maximi, которые были бы привлекательнее с позиции конкретики в своих ценовой политике, а также наличие неплохого портфолио. После была сформирована возможная модель интернет-магазина с описанием необходимого функционала и проблем, которые имеются на текущем интернет ресурсе. Заключительным бы шагом служило продвижение интернет-магазина через различные информационные каналы в виде соц. Сетей, телерадиореклама и прочее для увеличения клиентской базы и дальнейшего развития ресурса.
В заключении данной главы была проведена оценка в результате, которой планируется, что при реализации данных мероприятий возможно сокращение издержек на управление складом и запасами, улучшение логистической структуры за счет автоматизации поставок и возможность постоянного мониторинга за деятельностью склада и предпочтений потребителей. Также были посчитаны возможные улучшение в финансово-экономическом направление снижение затрат на не ликвидные товары, снижение в потребности кредитных средств и увеличение денежных средств. Смоделировано возможное изменение в посещение интернет страницы за счет онлайн-магазина до 45% через 7 месяцев. Последним, но не маловажным стало формирование новой матрицы БКГ, исходя из которой можно сказать о возможном увеличении доли рынка и увеличения возможностей для дальнейшего развития. Однако для того, чтобы стать лидером в отрасли необходимо постоянно наращивать и увеличивать конкурентные преимущества, в противном случае предприятие может потерять свое положение и перестанет находится на лидирующих позициях.
Подводя итог можно сказать, что данные мероприятия являются эффективными и при их реализации предприятие сможет достичь желаемых результатов в виде прибыли, расширения рынка сбыта и стабилизации своих финансовых показатели. Помимо это, стоит отметить, что все поставленные задачи по проекту и главная цель достигнуты и можно отметить, что были разработаны и обоснованы мероприятия по формированию конкурентных преимуществ на ООО «Современная Электрика».
1 Ансофф, И. Стратегическое управление / Пер. с англ. / И. Ансофф. - Москва: Экономика, 2016. - 486 с.
2 Владиславлев, Д. Н. Современные бизнес-технологии в торговле / Д. Н. Владиславлев. - Москва: Ось-89, 2015. - 208 с.
3 Рынок электротехники: проблемы и перспективы от 2016 [Электронный ресурс] // Отраслевое электронное СМИ «Энергетика. Электротехника. Связь.». - Режим доступа: http://www.ruscable.ru
4 РОЭЛ Консалтинг. Маркетинговые исследования структуры и перспектив рынка сбыта электротехнической продукции по отраслям и регионам. - Москва: РОЭЛ Консалтинг, 2016. - 120 с.
5 Тренев, Н. Н. Предприятие и его структура / Н. Н. Тренев. - Москва: ПРИОР, 2016. - 240 с.
6 Голубков, Е. П. Основы маркетинга / Е. П. Голубков. - Москва: Финпресс, 2015. - 656 с.
7 Гольдштейн, Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент : учеб. пособие / Г.Я. Гольдштейн. - Таганрог: ТРТУ, 2010. - 267 с.
8 Беа, Ф.К. Экономика предприятия: учебник : Перевод с немецкого /Под ред. Ф.К. Беа, Э. Дихтла, М. Швайтцера. - Москва : ИНФРА-М, 2011. - 928 с.
9 Арманская, О. В. Особенности развития рынка электротехнической продукции в условиях инновационной экономики [Электронный ресурс] / О. В. Арманская // Вестник Астраханского государственного технического университета. - 2010. - №5. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru
10 Завьялов, Ф. Н. Ранговая оценка конкурентоспособности массового потребительского товара/ Ф. Н. Завьялов, О. В. Каплина, Д. А. Зайченко // Маркетинг в России и за рубежом. - 2005. №3. - С. 90-103.
11 Басовский, Л.Е. Теория экономического анализа : учебное пособие / Л.Е. Басовский. - Москва: ИНФРА-М, 2011. - 224 с.
12 Радаев, В. В. Кому принадлежит власть на потребительких рынках. Отношения розничных сетей и поставщиков в современной России / В. В. Радаев. - Москва : ВШЭ, 2011. - 384 с.
13 Багаев, А. Н. Как манипулировать покупателем. Практические рекомендации / А. Н. Багаев. - Москва : Феникс, 2007. - 224 с.
14 Бест Роджер Маркетинг от потребителя / Роджер Бест. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 760 с.
15 Памбухчиянц, О. В. Организация и технология коммерческой деятельности: учебник / О. В. Памбухчиянц - Москва: «Дашков и Ко», 2005. - 636 с.
16 Половцева, Ф. П. Коммерческая деятельность: учебник / Ф. П. Половцева - Москва : ИНФРА-М, 2006. - 248 с.
17 Леви, М. Основы розничной торговли : учеб. пособие / М. Леви, Б.А. Вейтц. - СПб.: Питер, 2006. - 235 с.
18 Ньюман, Э. Розничная торговля : учебник / Э. Ньюман, П. Кален. - СПб.: Питер, 2005. - 140 с.
19 Щур, Д.Л. Основы торговли. Розничная торговля. 3-е изд., перераб. и доп. : Учебник для ВУЗов / Д.Л. Щур, Л.В. Труханович. - Москва : Дело и сервис, 2006. - 260 с.
20 Черноволов, М. П. Российский рынок розничной торговли / М. П. Черноволов // Современная торговля. - 2010. №4. - С. 15-23
21 Сысоева, С. В. Стандарт розничного магазина. Разработка инструкций и регламентов / С. В. Сысоева. - СПб. : Питер, 2009. - 144 с.
22 Ферни Джон Принципы розничной торговли: пер. с англ.пер. У. Сапцина. / Джон Ферни. - Москва : Олимп-Бизнес, 2008. - 86 с.
23 Щетинин, О. А. Развитие малого бизнеса в России / О. А. Щетинин. - Москва : Сфера, 2008. - 70 с.
24 Агафонова, М. Н. Торговля. Настольная книга бухгалтера торгового предприятия / М. Н. Агафонова. - Москва : Рид Групп, 2011. - 960 с.
25 Барышева, А. В. Продажи на взлете / А. В. Барышева - Москва : Альпина Паблишер, 2008. - 192 с.
26 Джозеф Ю. Стиглиц Справедливая торговля для всех. Как торговля может способствовать развитию / Стиглиц Ю. Джозеф, Эндрю Чарлтон. - Москва : Весь Мир, 2007. - 280 с.
27 Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / Г.В. Савицкая. - Москва : НИЦ Инфра-М, 2013. - 284 с.
28 Г ерчикова, И. Н. Менеджмент : учеб. пособие / И. Н. Г ерчикова. - Москва : ЮНИТИ, 2010. - 480 с
29 Блажевич, А.А. Стратегический менеджмент : учеб. пособие / А. А. Блажевич. - Уфа : УГНТУ, 2011. - 102 с.
30 Лясников, Н. В. Стратегический менеджмент : учеб. пособие / Н. В. Лясников, М. Н. Дудин. - Москва : КНОРУС, 2012. - 256 с.
31 Герчикова, И. Н. Менеджмент: учеб. пособие - 3-е изд. / И. Н. Герчикова. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 210 с.
32 Гучер, Ф.Ж. Преобразование организации / Гучер Ф.Ж., Келли Д.Н. - Москва : Дело, 2013. - 620 с.
33 Арутюнова, Д. В. Стратегический менеджмент : учеб. пособие / Д. В Арутюнова. - Таганрог : ТТИ ЮФУ, 2015. - 122 с.
34 Азоев, Г.Л. Конкурентные преимущества фирмы / Г. Л. Азоев, А. П. Челенков. - Москва : Новости, 2013. - 48 с.
35 Ламбен, Ж.Ж. Стратегический маркетинг: европейская перспектива
[Электронный ресурс] : электронная библиотека «Полка букиниста» / Ж. Ж. Ламбен. - Режим доступа: http://polbu.ru/lamben
36 Портер, М. Конкуренция / М. Портер. - Москва : Вильямс, 2014. - 790 с.
37 Фальцман, В.К. Интенсивный курс МВА: учеб. пособие / В. К. Фальцман, Э. Н. Крылатых. - Москва : ИНФРА-М, 2015. - 544 с.
38 Фокин, Н.И. Экономика: в начале было слово [Электронный ресурс] : электронный словарь Dictionary-economics / Н. И. Фокин. - Режим доступа: http://dictionary-economics.ru/word
39 Милгром, П. Л. Экономика, организация и менеджмент / П. Л. Милгром. - Москва : ЮНИТИ, 2014. - 210 с.
40 Г один, А. М. Маркетинг / А. М. Г один. - Москва : Дашко и К, 2010. - 656 с.
41 Голубков, Е. П. Основы маркетинга / Е. П. Голубков. - Москва : Финпресс, 2013. - 650 с.
42 Беляев, В. И. Маркетинг в современном бизнесе / В. И. Беляев Москва : КРОНУС, 2014. - 672 с.
43 Фалмер, Р. М. Энциклопедия современного управления / Р. М. Фалмер. - Москва : Финансы и статистика, 2005. - 147 с.
44 Фатхутдинов, Р. А. Конкурентоспособность / Р. А. Фатхутдинов. - Москва : Экономика, 2015. - 544 с.
45 Мескон, М. Х. Основы менеджмента / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - Москва: Дело, 2012. - 672 с.
46 Филип, Котлер, Основы маркетинга / Котлер Филип, Вонг Вероника, Сондерс Джон, Армстронг Гари. - Москва : Вильямс, 2016. - 496 с.
47 Филип, Котлер. Маркетинг от А до Я. 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер / Котлер Филип. - Москва : Альпина Паблишер, 2014. - 211 с.
48 Федько, В. П. Основы маркетинга / В. П. Федько. - Ростов на Дону : Феникс, 2015. - 480 с.
49 Дулисова, И. Л. Конкурентоспособность фирмы и конкурентоспособность товара [Электронный ресурс] : энциклопедия маркетинга / И. Л. Дулисова - Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru
50 Виханский, О.С. Стратегическое управление / О. С. Виханский. - Москва : МГУ, 2012. - 630 с.
51 Бочарова, Т. А. Как повысить конкурентоспособность организации? / Т. А. Бочарова // Управление персоналом. - 2013. №4. - С. 38-39
52 Бун, Л. Современный маркетинг: учеб. пособие для вузов / Л. Бун, Д. Куртц.
- Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 1039 с.
53 Дойль, П. Менеджмент. Стратегия и тактика / П. Дойль. - СПб.: Питер, 2014. - 364 с.
54 Дурович, А. П. Основы маркетинга: учеб. пособие / А. П. Дурович. - Москва : Новое знание, 2013 - 512 с.
55 SWOT-анализ: правила и примеры составления [Электронный ресурс] : электронный экономический журнал Генеральный Директор. - 2016. - Режим доступа: http://www.gd.ru/artides/8078-swot-analiz.
56 Электронная база «Стратегическое управление и планирование»
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.stplan.ru.
57 Ефремова, А.А. Анализ и оценка конкурентоспособности предприятия [Электронный ресурс] : электронный журнал CETERIS PARIBUS / А. А. Ефремова. 2015. № 4. Режим доступа: http://cyberleninka.ru
58 Электронная база «Стратегическое управление и планирование»
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.stplan.ru.
59 Турманидзе, Т. У. Анализ и оценка эффективности инвестиций: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Т. У. Турманидзе. - Москва : Юнити-Дана, 2014. - 247 с.
60 Электронная база «Support 17 корпус БНТУ» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.support17.com
61 Шандров, Б. В. Технические средства автоматизации: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Б. В. Шандров, А. Д. Чудаков. - Москва : «Академия», 2015. - 368 с.
62 Ерофеев, А.А. Теория автоматического управления / А. А. Ерофеев - СПб : Политехника, 2015. - 241 с.
63 Трофимов, В.Б. Интеллектуальные автоматизированные системы управления технологическими объектами / В. Б. Трофимов, С. М. Кулаков. - Вологда : Инфра-Инженерия, 2016. - 233 с.
64 Гучер, Ф.Ж. Преобразование организации / Ф.Ж. Гучер, Д.Н. Келли — Москва : Дело, 2007. - 620 с.
65 Бровтман, Е. А. «Вкладывать деньги в корпоративную культуру выгодно!»
[Электронный ресурс] электронный журнал «В курсе дела» / Е. А. Бровтман.
2007. №14. - Режим доступа: http://www.vkursedela.ru
66 Г рейсон, Д. Американский менеджмент на пороге XXI века. / Д. Г рейсон, К. О'Делл. — Москва : Экономика, 2015. - 364 с.
67 Карлофф, Б. Деловая стратегия / Б. Карлофф. — Москва : Экономика, 2016. - 360 с.
68 Кинг, У. Стратегическое планирование и хозяйственная политика / У. Кинг, Д. Клипланд - Москва : Прогресс, 2015. - 339 с.
69 Езепов, Д.В. Проблемы автоматизации в управлении товарными запасами и закупками [Электронный ресурс] электронная библиотека statanaliz / Д. В. Езепов. - Режим доступа: http://statanaliz.info
70 Шепелева, А.Ю. Логистика. Управление запасами [Электронный ресурс]. / А. Ю. Шепелева. - Режим доступа: http://www.be5.biz
71 Разгуляев, В.А. Автоматизация управления величиной запасов в рознице [Электронный ресурс] Электронная база «Ваш партнер-консультант» / В. А. Разгуляев. - 2015. №48. Режим доступа: https://www.eg-online.ru
72 Автоматизация учета производственных запасов [Электронный ресурс] Электронная библиотека «Кладец знаний». - Режим доступа: http://bibook.ru