ЭЛЕМЕНТЫ ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ ЛИНГВИСТИКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ ЛИНГВИСТИКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 7
1.1 Занимательная лингвистика и её элементы 7
1.2 Основы обучения русскому языку посредством игровых форм
занимательной лингвистики 13
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 29
2.1 Рекомендации по организации занятий, направленных на
формирование лингвистической компетенции на уроках русского языка 29
2.2 Определение уровня лингвистической компетентности учащихся 4
класса средней общеобразовательной школы 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ ЛИНГВИСТИКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 7
1.1 Занимательная лингвистика и её элементы 7
1.2 Основы обучения русскому языку посредством игровых форм
занимательной лингвистики 13
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 29
2.1 Рекомендации по организации занятий, направленных на
формирование лингвистической компетенции на уроках русского языка 29
2.2 Определение уровня лингвистической компетентности учащихся 4
класса средней общеобразовательной школы 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы исследования, сформулированной как «Элементы занимательной лингвистики на уроках русского языка в начальной школе», обусловлена рядом объективных обстоятельств.
В первую очередь, следует отметить, что на сегодняшний день отечественная система школьного образования на каждой ступени развивается в соответствии с законодательно закреплённой в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения компетентностной парадигмой, пришедшей на смену морально устаревшей значимой образовательной парадигме.
Компетентностный подход к организации и определению содержания школьного образования, в том числе, начального образования, можно считать утвердившимся, ведь психолого-педагогическая наука и практика активно оперируют понятиями «компетентность» и «компетенция», несмотря на то, что единства мнений о содержании данных категорий в научном сообществе нет, и вряд ли оно когда-нибудь будет достигнуто.
Ряд исследователей (В. А. Болотов, В. С. Леднев, М. В. Рыжаков, В. В. Сериков и др.) практикует синонимизирующий подход к трактовке понятий «компетентность» и «компетенция», отождествляя из и предлагая использовать как взаимозаменяемые. Другие учёные (И. А. Зимняя, О. М. Мутовская, А. В. Хуторской, С. Е. Шишов и др.) придерживаются мнения о том, что данные понятия следует разграничивать.
Применительно к теме настоящего исследования это положение имеет значение в плане постановки задачи развития лингвистической компетенции, которую следует рассматривать как часть языковой компетентности личности учащегося.
Учёные-методисты приняли активное участие в разработке теории компетентностного подхода, однако в методике обучения русскому (родному) языку, тем более в начальной школе, компетентностный подход был принят далеко не сразу. Причиной тому стало недостаточно чёткое понимание того, каким образом следует разграничивать языковую компетентность и отдельные компетенции, входящие в её состав, в том числе, лингвистическую.
Только относительно недавно было установлено, что языковая компетентность - это синтетическое понятие, соединяющее в себе более простые составляющие: лингвистическую, лингвокультурологическую,коммуникативно-речевую и ценностно-отношенческую. Выделение этих составляющих позволяет целенаправленно решать образовательные задачи в изучении всех разделов языкового курса и формулировать сущность каждой из компетенций.
Под лингвистической компетенцией сегодня принято понимать практическую способность учащихся понимать всё, что выражается формами речи и пользоваться ими.
Вместе с тем, до настоящего времени некоторые принципиально важные вопросы остаются не решёнными в той степени, которая позволяла бы реализовывать компетентностный подход к развитию лингвистической компетенции младших школьников на практике с максимальной степенью результативности.
Ключевая проблема заключается в том, что русский язык является сложным для детей учебным предметом, но в то же время и социально значимым средством общения, познания, а также основой социального и культурного развития каждого ребёнка. Начальная школа должна заложить основы развития обучающихся, а также способствовать обеспечению формирования навыков грамотного письма, развитой речи.
Ситуация усугубляется ещё и тем, что современные школьники, в большинстве своём, отличаются дефицитом учебной мотивации. Эта проблема относится к категории общепризнанных в педагогическом сообществе и не нуждается в доказательствах.
В прикладном аспекте вышеуказанные проблемные аспекты обучения младших школьников русскому языку выражаются в необходимости поиска таких методов и средств обучения, которые позволяли бы младшим школьникам осваивать этот объективно сложный для них предмет в комфортных условиях и с высокой степенью деятельностной активности.
Одним из таких средств выступает занимательная лингвистика, которая позволяет детям получить ответы на вопросы о предназначении русского языка, увидеть богатство русского языка, раскрыть его «тайны», осознать значимость полноценного владения родным языком для человека и, тем самым, развивать у них и мотивацию к изучению русского языка, и лингвистическую компетенцию.
В этой связи целью настоящего исследования стало изучение роли элементов занимательной лингвистики на уроках русского языка в начальной школе в развитии лингвистической компетенции младших школьников.
Объектом исследования стал образовательный процесс на уроках русского языка в начальной школе.
Предмет исследования - методика урока русского языка в начальной школе с использованием элементов занимательной лингвистики.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- рассмотреть занимательную лингвистику и её элементы;
- проанализировать основы обучения русскому языку посредством игровых форм занимательной лингвистики;
- разработать рекомендации по применению элементов занимательной лингвистики на уроках русского языка в 4 классе общеобразовательной школы;
- провести опытно-экспериментальное исследование по изучению влияния элементов занимательной лингвистики на уровень лингвистической компетенции младших школьников.
Гипотеза: обогащение содержания уроков русского языка в начальной школе элементами занимательной лингвистики способствует развитию лингвистической компетентности младших школьников.
В качестве теоретико-методологической базы настоящего исследования выступили труды специалистов, занимавшихся разработкой практических аспектов применения занимательной лингвистики на уроках русского языка (Горбунова И., Ломакович С.В., Тимченко Л.И., Сомочкина Л.А. и др.).
Методы исследования:
1) Общетеоретические (анализ, синтез, обобщение, систематизация);
2) Эмпирические (педагогический эксперимент, учебное тестирование).
База исследования: МБОУ « Казанская ООШ №1»,4 класс
Практическая значимость исследования заключается в том, что оно содержит универсальные диагностические и развивающие материалы, пригодные для широкого использования учителями-практиками в процессе преподавания русского языка в 4 классе любой общеобразовательной школы.
Структура работы: Исследование выполнения работы состоит из введения, 2 глав, (по два параграфа),заключения,списка использованных источников и приложение.
В Приложении представлены материалы экспериментальной работы.
Общий объем работы 52 страницы.
В первую очередь, следует отметить, что на сегодняшний день отечественная система школьного образования на каждой ступени развивается в соответствии с законодательно закреплённой в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения компетентностной парадигмой, пришедшей на смену морально устаревшей значимой образовательной парадигме.
Компетентностный подход к организации и определению содержания школьного образования, в том числе, начального образования, можно считать утвердившимся, ведь психолого-педагогическая наука и практика активно оперируют понятиями «компетентность» и «компетенция», несмотря на то, что единства мнений о содержании данных категорий в научном сообществе нет, и вряд ли оно когда-нибудь будет достигнуто.
Ряд исследователей (В. А. Болотов, В. С. Леднев, М. В. Рыжаков, В. В. Сериков и др.) практикует синонимизирующий подход к трактовке понятий «компетентность» и «компетенция», отождествляя из и предлагая использовать как взаимозаменяемые. Другие учёные (И. А. Зимняя, О. М. Мутовская, А. В. Хуторской, С. Е. Шишов и др.) придерживаются мнения о том, что данные понятия следует разграничивать.
Применительно к теме настоящего исследования это положение имеет значение в плане постановки задачи развития лингвистической компетенции, которую следует рассматривать как часть языковой компетентности личности учащегося.
Учёные-методисты приняли активное участие в разработке теории компетентностного подхода, однако в методике обучения русскому (родному) языку, тем более в начальной школе, компетентностный подход был принят далеко не сразу. Причиной тому стало недостаточно чёткое понимание того, каким образом следует разграничивать языковую компетентность и отдельные компетенции, входящие в её состав, в том числе, лингвистическую.
Только относительно недавно было установлено, что языковая компетентность - это синтетическое понятие, соединяющее в себе более простые составляющие: лингвистическую, лингвокультурологическую,коммуникативно-речевую и ценностно-отношенческую. Выделение этих составляющих позволяет целенаправленно решать образовательные задачи в изучении всех разделов языкового курса и формулировать сущность каждой из компетенций.
Под лингвистической компетенцией сегодня принято понимать практическую способность учащихся понимать всё, что выражается формами речи и пользоваться ими.
Вместе с тем, до настоящего времени некоторые принципиально важные вопросы остаются не решёнными в той степени, которая позволяла бы реализовывать компетентностный подход к развитию лингвистической компетенции младших школьников на практике с максимальной степенью результативности.
Ключевая проблема заключается в том, что русский язык является сложным для детей учебным предметом, но в то же время и социально значимым средством общения, познания, а также основой социального и культурного развития каждого ребёнка. Начальная школа должна заложить основы развития обучающихся, а также способствовать обеспечению формирования навыков грамотного письма, развитой речи.
Ситуация усугубляется ещё и тем, что современные школьники, в большинстве своём, отличаются дефицитом учебной мотивации. Эта проблема относится к категории общепризнанных в педагогическом сообществе и не нуждается в доказательствах.
В прикладном аспекте вышеуказанные проблемные аспекты обучения младших школьников русскому языку выражаются в необходимости поиска таких методов и средств обучения, которые позволяли бы младшим школьникам осваивать этот объективно сложный для них предмет в комфортных условиях и с высокой степенью деятельностной активности.
Одним из таких средств выступает занимательная лингвистика, которая позволяет детям получить ответы на вопросы о предназначении русского языка, увидеть богатство русского языка, раскрыть его «тайны», осознать значимость полноценного владения родным языком для человека и, тем самым, развивать у них и мотивацию к изучению русского языка, и лингвистическую компетенцию.
В этой связи целью настоящего исследования стало изучение роли элементов занимательной лингвистики на уроках русского языка в начальной школе в развитии лингвистической компетенции младших школьников.
Объектом исследования стал образовательный процесс на уроках русского языка в начальной школе.
Предмет исследования - методика урока русского языка в начальной школе с использованием элементов занимательной лингвистики.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- рассмотреть занимательную лингвистику и её элементы;
- проанализировать основы обучения русскому языку посредством игровых форм занимательной лингвистики;
- разработать рекомендации по применению элементов занимательной лингвистики на уроках русского языка в 4 классе общеобразовательной школы;
- провести опытно-экспериментальное исследование по изучению влияния элементов занимательной лингвистики на уровень лингвистической компетенции младших школьников.
Гипотеза: обогащение содержания уроков русского языка в начальной школе элементами занимательной лингвистики способствует развитию лингвистической компетентности младших школьников.
В качестве теоретико-методологической базы настоящего исследования выступили труды специалистов, занимавшихся разработкой практических аспектов применения занимательной лингвистики на уроках русского языка (Горбунова И., Ломакович С.В., Тимченко Л.И., Сомочкина Л.А. и др.).
Методы исследования:
1) Общетеоретические (анализ, синтез, обобщение, систематизация);
2) Эмпирические (педагогический эксперимент, учебное тестирование).
База исследования: МБОУ « Казанская ООШ №1»,4 класс
Практическая значимость исследования заключается в том, что оно содержит универсальные диагностические и развивающие материалы, пригодные для широкого использования учителями-практиками в процессе преподавания русского языка в 4 классе любой общеобразовательной школы.
Структура работы: Исследование выполнения работы состоит из введения, 2 глав, (по два параграфа),заключения,списка использованных источников и приложение.
В Приложении представлены материалы экспериментальной работы.
Общий объем работы 52 страницы.
Целью выполнения выпускной квалификационной работы являлось изучение роли элементов занимательной лингвистики на уроках русского языка в начальной школе в развитии лингвистической компетенции младших школьников.
Объектом исследования стал образовательный процесс на уроках русского языка в начальной школе с использованием элементов занимательной лингвистики.
В качестве предмета исследования выступило влияние элементов занимательной лингвистики на уроках русского языка в начальной школе на лингвистическую компетенцию младших школьников.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы были рассмотрены теоретические основы научной лингвистики, определены основные вопросы, решение которых осуществляется в научном поле лингвистики, проблематика и внутренняя структура лингвистики. В ходе изучения теоретических основ лингвистики мы пришли к выводу о том, что наука о языке решает множество разнообразных задач, связанных с выявлением особенностей и закономерностей существования и развития русского языка.
Эти особенности и закономерности в школьном курсе русского языка преломляются в широком разнообразии законов и правил устной и письменной речи, которые учащимся надлежит не только изучать, но и правильно применять.
Владение нормами устной и письменной речи, глубокое знание всех разделов лингвистики составляет содержание лингвистической компетенции, которая является неотъемлемым компонентом коммуникативной компетентности школьников.
Высокая значимость лингвистической компетенции для развития познавательной, коммуникативной и социальной сфер личности ребёнка предопределяет необходимость поиска оптимальных методов и средств её формирования и развития.
В научном педагогическом сообществе и в среде педагогов-практиков в последние годы активно разрабатываются вопросы совершенствования методики преподавания русского языка в контексте проблемы развития лингвистической компетенции школьников. Общепризнанным стал тот факт, что русский язык - предмет, сложный для учащихся, главным образом, потому, что он требует осознания огромного множества самых разнообразных правил и их безупречного применения в устной и письменной речи. Правила эти базируются на научных основах лингвистики, зачастую непонятных детям и не интересных им. В особенности это касается младших школьников
Для того чтобы вызвать у детей младшего школьного возраста познавательный интерес, который лежит в основе учебной мотивации, необходимо сделать процесс изучения основ лингвистики занимательным.
В таком деле наибольшим потенциалом обладают игровые методы обучения, а именно - дидактические игры, совмещающие обучение с развлечением.
Игровые формы репрезентации лингвистического материала следует использовать регулярно, обогащая ими каждый урок русского языка в начальной школе.
В практической части настоящего исследования предложен блок «Занимательная лингвистика», разработанный для учащихся 4 класса на основе образовательного курса Л.А. Сомочкиной «Занимательная грамматика».
При подборе тематики и отборе содержания материала, который был призван обогатить содержание уроков русского языка в целях развития лингвистической компетенции младших школьников, мы руководствовались принципами взаимосвязи материалов блока «Занимательная лингвистика» с программным материалом по русскому языку и необходимости осуществления преемственности среди начального и среднего звена.
Материалы блока «Занимательная лингвистика» дозировано включались в каждый урок русского языка, что должно было создать условия для демонстрации детям того, насколько увлекателен, разнообразен и неисчерпаем мир слова и грамоты, и развития познавательного интереса в качестве основы учебного процесса.
Апробации предложенных рекомендаций предшествовала первичная диагностика сформированности лингвистической компетенции у учащихся 4 класса МБОУ Казанской ООШ. №1
Первичная диагностика обнаружила неудовлетворительный уровень сформированности лингвистической компетенции у 40 % учащихся, что подтвердило необходимость активизации и интенсификации работы учителя в направлении развития лингвистической компетенции путём повышения степени занимательности уроков русского языка.
По истечение двух месяцев, на протяжении которых в каждый урок русского языка включался элемент занимательной лингвистики, была проведена повторная диагностика сформированности лингвистической компетенции школьников, результаты которой показали полное отсутствие в классе учащихся с неудовлетворительным уровнем сформированности лингвистической компетенции, небольшой рост доли тех, чья лингвистическая компетенция сформирована отлично, и двукратное увеличение доли детей с хорошим уровнем сформированности лингвистической компетенции.
Сравнительный анализ данных первичной и повторной диагностики позволил сделать заключение о том, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, а именно: обогащение содержания уроков русского языка в начальной школе элементами занимательной лингвистики способствует развитию лингвистической компетентности младших школьников.
Объектом исследования стал образовательный процесс на уроках русского языка в начальной школе с использованием элементов занимательной лингвистики.
В качестве предмета исследования выступило влияние элементов занимательной лингвистики на уроках русского языка в начальной школе на лингвистическую компетенцию младших школьников.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы были рассмотрены теоретические основы научной лингвистики, определены основные вопросы, решение которых осуществляется в научном поле лингвистики, проблематика и внутренняя структура лингвистики. В ходе изучения теоретических основ лингвистики мы пришли к выводу о том, что наука о языке решает множество разнообразных задач, связанных с выявлением особенностей и закономерностей существования и развития русского языка.
Эти особенности и закономерности в школьном курсе русского языка преломляются в широком разнообразии законов и правил устной и письменной речи, которые учащимся надлежит не только изучать, но и правильно применять.
Владение нормами устной и письменной речи, глубокое знание всех разделов лингвистики составляет содержание лингвистической компетенции, которая является неотъемлемым компонентом коммуникативной компетентности школьников.
Высокая значимость лингвистической компетенции для развития познавательной, коммуникативной и социальной сфер личности ребёнка предопределяет необходимость поиска оптимальных методов и средств её формирования и развития.
В научном педагогическом сообществе и в среде педагогов-практиков в последние годы активно разрабатываются вопросы совершенствования методики преподавания русского языка в контексте проблемы развития лингвистической компетенции школьников. Общепризнанным стал тот факт, что русский язык - предмет, сложный для учащихся, главным образом, потому, что он требует осознания огромного множества самых разнообразных правил и их безупречного применения в устной и письменной речи. Правила эти базируются на научных основах лингвистики, зачастую непонятных детям и не интересных им. В особенности это касается младших школьников
Для того чтобы вызвать у детей младшего школьного возраста познавательный интерес, который лежит в основе учебной мотивации, необходимо сделать процесс изучения основ лингвистики занимательным.
В таком деле наибольшим потенциалом обладают игровые методы обучения, а именно - дидактические игры, совмещающие обучение с развлечением.
Игровые формы репрезентации лингвистического материала следует использовать регулярно, обогащая ими каждый урок русского языка в начальной школе.
В практической части настоящего исследования предложен блок «Занимательная лингвистика», разработанный для учащихся 4 класса на основе образовательного курса Л.А. Сомочкиной «Занимательная грамматика».
При подборе тематики и отборе содержания материала, который был призван обогатить содержание уроков русского языка в целях развития лингвистической компетенции младших школьников, мы руководствовались принципами взаимосвязи материалов блока «Занимательная лингвистика» с программным материалом по русскому языку и необходимости осуществления преемственности среди начального и среднего звена.
Материалы блока «Занимательная лингвистика» дозировано включались в каждый урок русского языка, что должно было создать условия для демонстрации детям того, насколько увлекателен, разнообразен и неисчерпаем мир слова и грамоты, и развития познавательного интереса в качестве основы учебного процесса.
Апробации предложенных рекомендаций предшествовала первичная диагностика сформированности лингвистической компетенции у учащихся 4 класса МБОУ Казанской ООШ. №1
Первичная диагностика обнаружила неудовлетворительный уровень сформированности лингвистической компетенции у 40 % учащихся, что подтвердило необходимость активизации и интенсификации работы учителя в направлении развития лингвистической компетенции путём повышения степени занимательности уроков русского языка.
По истечение двух месяцев, на протяжении которых в каждый урок русского языка включался элемент занимательной лингвистики, была проведена повторная диагностика сформированности лингвистической компетенции школьников, результаты которой показали полное отсутствие в классе учащихся с неудовлетворительным уровнем сформированности лингвистической компетенции, небольшой рост доли тех, чья лингвистическая компетенция сформирована отлично, и двукратное увеличение доли детей с хорошим уровнем сформированности лингвистической компетенции.
Сравнительный анализ данных первичной и повторной диагностики позволил сделать заключение о том, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, а именно: обогащение содержания уроков русского языка в начальной школе элементами занимательной лингвистики способствует развитию лингвистической компетентности младших школьников.
Подобные работы
- Дидактические игры, как средство развития интереса к занятиям по русскому языку и (литературе) у детей школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - РАБОТА ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГЛАГОЛА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - РАБОТА ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГЛАГОЛА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ_ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Английская народная сказка и лингвостилистические особенности ее перевода на русский язык (с апробацией в
СОШ)
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017 - Обучение иероглифике китайского языка в основной школе с использованием игровых приемов
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2025 - ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО СЛОВООБРАЗОВАНИЮ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ГЛАГОЛОВ ДВИЖЕНИЯ СТУДЕНТАМИ-МАРИ В ПРАКТИЧЕСКОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
Диссертация , русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ГЛАГОЛОВ ДВИЖЕНИЯ СТУДЕНТАМИ-МАРИ В ПРАКТИЧЕСКОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002



