Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ГЕНДЕРНЫХ ОБРАЗОВ В ТВОРЧЕСТВЕ КСАВЬЕ ДОЛАНА

Работа №21979

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы58
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
764
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1. Теоретические основы исследования гендерных образов 10
1Л. Гендерный подход в современных социальных и гуманитарных
науках 10
1.2. Специфика понятия «гендерный образ» 18
2. Особенности визуализации гендерных образов в творчестве Ксавье
долана 26
2.1. Анализ особенностей кинематографа как специфического вида
искусства 26
2.2. Анализ репрезентации гендерных образов в фильме Ксавье Долана
«И все же Лоранс» («Laurance Anyways», 2012) 34
Заключение 45
Список использованных источников 46
Приложение

Актуальность темы исследования. Область гендерных исследований является одной из самых актуальных в современном обществе. Метаморфозы, которые можно наблюдать в общественном мировосприятии, а также в отношении к гендерным направлениям развития, находят свое отражение в современной культуре и искусстве, в частности в искусстве кино. Исследования гендерных образов именно на материале кинотекста обусловлено синтетическим характером последнего. Кинематограф воспроизводит явления и образы на различных уровнях (визуальный, аудиальный), что позволяет наиболее полно и многогранно изучить рассматриваемое явление. Область гендерных исследований, как и кинематограф, является достаточно молодой сферой знания, однако, на сегодняшний день, когда происходят значительные изменения эстетических и моральных норм, понятие гендера становится особенно актуальным в общественной жизни человека, и, таким образом, попадает в сферу особых научных интересов гуманитарного знания. Кинематограф, представляющий собой синтез более ранних видов искусства, способен отражать разнообразные культурные феномены и воспроизводить жизненные явления наиболее адекватно для восприятия современного зрителя. Также следует отметить, что кинематограф, как правило, отражает современные настроения и тенденции в обществе, что поможет выявить особенности восприятия и формирования гендерных образов, которые, в свою очередь, приобретают динамичный характер в связи с изменением мировоззренческих взглядов нового поколения.
Степень изученности темы исследования. Гендерная теория как область социогуманитарной науки начала развиваться относительно недавно (70-е гг. XX века), однако на сегодняшний день уже существует множество российских и зарубежных исследований с применением гендерного подхода. Особенностью гендерных исследований является их мультикультурность. Таким образом, вопросы гендерной теории применимы к целому ряду гуманитарных наук и
областей знания. Существуют как самостоятельные гендерные исследования, так и рассматривающие проблему гендера в сфере других наук, таких как психология, социология, история, культурология политика, лингвистика рекламная деятельность. Значительно меньше трудов обращается к изучению проблематики гендера в искусстве. Особенность источников, которые изучают искусство с позиции гендерного подхода, заключается в преимущественном смещении акцента с произведений искусства на человека в искусстве. В данном случае изучение искусства приобретает социальный контекст. К авторам таких работ относятся Бредихина Л.М., Орлова М.А.1
Для настоящей работы представляют интерес гендерные исследования в области кинематографа. Среди источников данного направления существует немного масштабных исследований, которые в основном являются текстами зарубежных авторов. Большинство отечественных исследований имеют форму
л
научной статьи достаточно узкой направленности (Елисеева А.В. ). Зачастую кинематограф в гендерных исследованиях выступает лишь вспомогательной областью знания, а не основным объектом исследования (Бодрова А.А.,
-5
Коробкина Н.В. ).
В настоящем исследовании проведен анализ гендерных образов на материале творчества современного канадского режиссера Ксавье Долана, который на сегоняшний день является одним из самых молодых и перспективных авторов. Ксавье Долан является неоднократным лауреатом Каннского кинофестиваля (фильмы «Я убил свою маму», «И все же Лоранс», «Мамочка») и премии «Сезар». Обращение к творчеству Долана прослеживается в ряде научных статей, авторы которых исследуют его в ключе
современного киноискусства. Мехоношин в статье «Особенности молодежного кинематографа» рассматривает К. Долана, как одного из представителей кинематографа постмодернизма. Обращение к творчеству режиссера производится с целью выявления специфики тем и средств художественной выразительности независимого кино. В работе Смолева творчество Ксавье Долана рассматривается в рамках кинематографической теории «Подросток», изучающей типы взаимодействия постановочных и неигровых компонентов в кино. Таким образом, фильмы К. Долана в современных исследованиях преимущественно изучаются в качестве репрезентантов современного кинематографа, отражающих его актуальные тенденции. Существующие статьи обращаются в основном к анализу творчества и биографии режиссера. Работы К. Долана являются источником гендерных образов, глубоко расскрытых в его фильмах. Визуализированные К. Доланом гендерные образы не достаточно изучены, что делает фильмы режиссера интересным и актуальным материалом для анализа в данной работе.
Объектом исследования является творчество Ксавье Долана
Предмет - особенности визуализации гендерных образов в произведениях Ксавье Долана.
Цели и задачи исследования.
Цель исследования - выявить специфику визуализации гендерных образов в творчестве К.Долана.
Для досттижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Проанализировать феномен «гендер», «гендерные образы».
2. Выявить специфику искусства кино.
3. Выделить особенности визуализации гендерных образов в
кинематографе посредством анализа кинопроизведений Ксавье Долана.
Методология исследования.
Выбор методологии обусловлен особенностью объекта и предмета исследования. Таким образом, исследование опирается на основные положения гендерного подхода. Для анализа выбранных фильмов как произведений киноискусства использован метод философско-искусствоведческого анализа, основы которого, предложенные Генрихом Вёльфлином, получили развитие в русле современной теории искусства В.И. Жуковского и Н.П. Копцевой. («Теория изобразительного искусства» , «Визуальная сущность религии» ). Для наиболее полноценного анализа также примененны некоторые общенаучные методы, в частности, семиотический метод и медод психоанализа.
Теоретическая и практическая значимость
Данное исследование может быть использовано в качестве дополнения к теоретическим исследованиям способов визуализации гендерных образов в кино. Результаты исследования также могут дополнить учебный материал дисциплин, связанных с изучением социологии, культурологии и мирового кинематографа.
Структура работы
Настоящая выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, 76 использованных источников, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью настоящей выпускной квалификационной работы было выявление специфики гендерных образов в творчестве Ксавье Долана.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: проанализировать особенности феномена «гендер», проанализировать понятие «гендерный образ», выявить специфику искусства кино и выделить особенности визуализации гендерных образов в кинематографе, посредством творчества Ксавье Долана. Основываясь на поставленных задачах, во-первых, были изучены особенности приминения гендерного подхода в разных исследованиях. Во-вторых, посредством анализа источников, базиующихся на изучении гендерных особенностей в произведениях искусства, выявлены характерные черты гендерных образов. Определена специфика кинематографа. В конечном итоге, основываясь на полученных знаниях, выявлены характерные черты гендерных образов в творчесвте Ксавье Долана, а также способы их визуализации, которые могут быть тезисно представлены следующим образом:
- В фильмах режиссера представлено постмодернистская модель общества и представление о гендере. Так, визуализированною в фильмах гендерные образы представляют собой актуальную для рассмотрения на сегодняшний день модель.
- Гендерные образы в фильмах Долана отличаются многообразием. Прослеживается динамика от простых образов, наделенных минимальным набором характеристик до более сложных и многогранных.
- Создание гендерного образа происходит на материальном, индексном и иконическом уровнях. Задействованы зизуальные знаки различных категорий. Итак, гендерный образ представляет собой сложную категорию, включающую не только набор визуальных и формальных характеристик. Взаимосвязь с различными культурными знаками и социальным контекстом демонстрирует изменчивость сути гендерного образа в зависимости от законов преобладающей парадигмы.
Подводя заключительный итог исследования, можно сделать следующий вывод. В современном обществе происходит одновременное сосуществование разных типов культур. В этих условиях для изучения сложных социальных моделей помогает обращение к визуальным концептам. Преимущество изучения визуальных образов в таком контексте состоит в наглядности их воплощения. Данная работа расскрывает творчество Ксавье Долана как носителя гендерных образов, а также потенциал их визуализации в его кинопроизведениях. На основе анализа фильмов выявлено, что кинопроизведения Долана способны отражать не только стереотипные социальные модели мужчин и женщин, но и расскрывать сложные гендерные образы во всем многообразии их проявления. Также выявлены создания этих образов. С помощью визуализации различных культурных знаков и создания сложного контекста фильмы отражают сложную социальную реальность, в которой отмечается соотношение законов разных парадигм.



1. Альчук, А. Женщина и визуальные знаки. М: Идея-Пресс, 2000. - 260 с.
2. Баранов, Г.С., Родионова Д.Д. Мода и гендер в эпоху
постмодерна.//Кемеровский государственный университет культуры и искусств. - 2006. -204 с.
3. Бёрд, Ш., Жеребкин, С.В. Наслаждение быть мужчиной: западные теории маскулинности и постсоветские практики. СПб.: Алетейя, 2008. - 296 с.
4. Блохина, Н.А. Понятие гендера: становление, основные концепции, представления. «Общество и гендер», Рязань: «Поверенный», 2003. - 368с.
5. Бодрова, А.А, Коробкова, Н.В. Лексические оппозиции как способ актуализации гендерных стереотипов в кинотексте.//Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. Вып. 49. №34(215) - 2010. - С. 23-26.
6. Бредихина, Л.М. Гендерная теория и искусство. Антология: 1970-2000. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2005. - 592 с.
7. Гапова, Е., Усманова, А. «Антологию гендерной теории». Минск: Пропилеи - 2000. - 384 с.
8. Гендер в искусстве Нового времени. [эл. ресурс] С.1-10 - Режим доступа: http://education. gender-az.org/Files/4.15.6.ru.pdf
9. Гендерные отношения в искусстве Новейшего времени. [эл. ресурс] С.1- 12 - Режим доступа:http://education.gender-az.org/Files/4.15.7.ru.pdf
10. Глушнева, Ю.Д. Теория материнского Юлии Кристевой как стратегия анализа женственности в кинематографе.//Журнал «Современные проблемы науки и образования», № 2. 2013. - C. 58-59.
11. Гриценко, Е.С., Сергеева, М.В., Лалетина, А.О., Бодрова, А.А, Дуняшева, Л.Г. Гендер в британской и американской лингвокультурах. М.:Флинта, 2011. - 224 с.
12. Грошев, И.В. Рекламные технологии гендера.//«Общественные науки и современность». №4. - 2000. - С. 172-187.
13. Гуськов, А. Воображаемые печали.// Искусство кино, 2012. [эл. ресурс] - Режим доступа: http://kinoart.ru/blogs/voobrazhaemye-pechali
14. Де Бовуар, С. «Второй пол». М.: Прогресс; СПб.: Алетейя - 1997. -832 с.
15. Де Лауретис, Т В Зазеркалье: женщина, кино и язык// Введение в гендерные исследования 4.II: Хрестоматия. / Под ред. С.В. Жеребкина. Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб: Алетейа, 2001. - С. 738-758.
16. Елисеева, А.В. Конструирование гендерной, социальной, национальной
идентичности в книге и фильме (на материале романа Теодора Фонтане «Эффи Брист» и его экранизации Р.В. Фасбиндера)//Вестник воронежского государственного университета. Серия: философия,
журналистика. № 2 - 2014. - С.37- 42.
17. Жеребкин, С.В. Введение в гендерные исследования. Хрестоматия. Харьков: Харьковский центр гендерных исследований, 2001. - 991 с.
18. Жеребкина, И. «Прочти мое желание...». Постмодернизм. Психоанализ. Феминизм. М.: Идея-Пресс, 2000. - 256 с.
19. Жуковский, В.И. Теория изобразительного искусства. Алетейя, 2011.- 536 с.
20. Жуковский, В.И. Визуальная сущность религии. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2006. - 461 с.
21. Ильин, Е.П. Пол и гендер. СПб., Питер, 2010. - 688 c.
22. Каменецкая, Н., Саркисян О. ZEN d’ART. Гендерная история искусства на постсоветском пространстве: 1989-2009. Московский музей современного искусства, 2010 - 352 c.
23. Каменецкая, Н.Ю. Гендерные аспекты репрезентации тела в современном искусстве.//Вестник Российского государственного гуманитарного университета. № 15. -2010. - C. 224-232.
24. Климова, В.В. В поисках гендерной идентичности: век модерна и постмодерна. // Альманах современной науки и образования. - 2007. -№
7- 2. - С. 75- 76.
25. Коноплева, Н.А., Гаранина Е.Ю. Творческая личность в современном обществе. Гендерный и крос-культурный аспекты. Владивосток: Даль- наука, 2007-361 с.
26. Копцева, Н.П., Либакова Н.М. Продуктивность гендерного подхода для гуманитарных исследований// Современные проблемы науки и образования. №1. -2013.
27. Кософски, С.И. Эпистемология чулана. М., 2002. - 272с.
28. Крылова, О.В. Пределы сексуальности в постмодернизме. // Весник Удмуртского университета. - 2006. -№3. - С. 193-198.
29. Либакова, Н.М. Специфика и методология гендерной теории в прикладных культурных исследованиях // Журнал Сибирского федерального университета. - Серия «Гуманитарные науки». Т.2. - №4. - С. 580 - 586.
30. Мехоношин, В.Ю. Особенности молодежного кинематографа.// Современное социально-гуманитарное знание в России и за рубежом: материалы второй заочной междунар. науч.-практ. конф.: в 4 ч. - Ч.1, кн. 1:Философия и политология, теория государства и права, культурология и искусствоведение. - 2013. - С. 39 - 42.
31. Орлова, М.А. Гендерные особенности развития художественного восприятия произведений искусства подростками. //Проблемы современной науки и образования № 5 (23). - 2014. -C. 67-70.
32. Павловская, О.Е. Конструирование гендера в современном военном дискурсе (на примере фильма А. Малюкова «Мы из будущего», 2008) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: филология и искусствоведение. № 4 (128). - 2013. - С. 57-60.
33. Пахова, Е. Последнее танго в коровнике. «Том на ферме», режиссер Ксавье Долан.// Искусство кино, №10. 2013. [эл. ресурс] - Режим доступа: http://kinoart.ru/archive/2013/10/poslednee-tango-v-korovnike
34. Пахова Е. Социопат и мама дорогая. «Мамочка», режиссер Ксавье Долан.//Искусство кино, №7. 2014. [эл. ресурс] - Режим доступа:
http://kinoart.ru/archive/2014/07/sotsiopat-i-mama-dorogaya-mamochka-
rezhisser-ksave-dolan
35. Пахсарьян, Н.Т., Соколова Е.В. Гендерная проблематика в современной литературе. Directmedia, 2013. - 217 с.
36. Перельман, И.В. Методология изучения искусства как области гендерных исследований. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики № 9 -2 (35). - 2013. - С. 126 -131.
37. Петров, М.С. Гендерные образы и стереотипы современной российской рекламы. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -2010. -№124. - С. 401 - 407.
38. Петровская, Е. Теория образа. Российский гос. Гуманитарный университет, 2010 - 281 с.
39. Пушкарева, Н. Гендерная теория и историческое знание. СПб: Ателейа, 2008. - 496 с.
40. Рябов, О.В. «Мистер Джон Ланкастер Пек»: американская маскулинность в Советском кинематографе Холодной войны (1946 - 1963) //Женщина в российском обществе. №4. -2012. - С. 44-57.
41. Рябов, О.В. From Russia with love: образ СССР в гендерном дискурсе американского кинематографа (1946 - 1963 гг.) // Общественные науки и современность. № 5- 2013. - С. 166- 176.
42. Серова, И.Г. Способы конструирования гендера в тексте и кинотексте. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 2011. №3(95), с 141 - 147.
43. Смирнова, А.Г. Гендерные стереотипы в рекламных текстах, ориентированных на женщин. // Журнал «Гуманитарные науки» (г. Ялта)
44. Смолев, Д.Д. Кинематографическая теория «Подросток».// Театр. Живопись. Кино. Музыка. Ежеквартальный альманах ГИТИС. - 2015. - №4. - С. 101 -118.
45. Стебунова, Е.И. Феномен гендера в современной гуманитарной науке. //
Вестник Башкирского университета.Т. 13. №2. - 2008. - С.377-381.
46. Усманова, А.Р. Гендер и культура в парадигме культурных исследований.// Введение в гендерные исследования. Часть 1: Учебное пособие - СПб.: ХЦГИ, Алетейа, 2001. - С.427-464.
47. Усманова, А.Р Кино и немцы: гендерный субъект и идеологический «запрос» в фильмах военного времени.// Гендерные исследования. - 2001. - №6. - С. 187-205.
48. Усманова, А.Р. Повторение и различие: или «еще раз про любовь» в советском и постсоветском кинематографе // Новое литературное обозрение.. № 69. - 2004. - С. 179 -213.
49. Шерстюк, Н.В. Женский субъект в философии постмодерна. // Система ценностей современного общества. - 2013. -№31. -С. 36- 40.
50. Шишлова, Е.Э. Психологическая и философская рефлексия феномена андрогина как постгендера. // Вестник МГИМО Университета. №1. - 2014. - С. 244 -253.
51. Шоре, Э. Пол. Гендер. Культура. Немецкие и русские исследования. РГГУ, 2009. - 530 с.
52. Яковлева, Н.И. Кино как гендерная технология в процессе вторичной социализации молодежи. С.212-217 [эл. ресурс] - Режим доступа: http://www/institutemvd.by/components/com_chronoforms5/chronoforms/uplo

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ