Самоотношение младших школьников в детско-родительских отношениях на примере детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
|
Введение 3
1 Особенности формирования самоотношения у младших школьников,
имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата 7
1.1 Понятие самоотношения в различных психологических
концепциях и подходах 7
1.2 Функции самоотношения в развитии личности 12
1.3 Формирование самоотношения в младшем школьном возрасте 177
1.4 Особенности развития самоотношения и личностных характеристик
у детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата 22
2 Влияние детско-родительских отношений на формирование личности
детей младшего школьного возраста 27
2.1 Анализ понятий взаимоотношения и взаимодействие 27
2.2 Влияние стилей воспитания и родительских директив на формирование
личности детей младшего школьного возраста 30
3 Эмпирическое исследование самоотношения ребенка с нарушениями опорнодвигательного аппарата в детско-взрослых отношениях 44
3.1 Исследование уровня самопринятия у младших школьников, имеющих
нарушение опорно-двигательного аппарата 51
3.2 Исследование самоотношения и отношения к семье у младших школьников,
имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата 51
3.3 Исследование взаимосвязи характеристик детско-родительского
взаимодействия и самоотношения детей 54
3.4 Статистическое обоснование данных 54
Заключение 633
Список использованной литературы 666
Приложение
1 Особенности формирования самоотношения у младших школьников,
имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата 7
1.1 Понятие самоотношения в различных психологических
концепциях и подходах 7
1.2 Функции самоотношения в развитии личности 12
1.3 Формирование самоотношения в младшем школьном возрасте 177
1.4 Особенности развития самоотношения и личностных характеристик
у детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата 22
2 Влияние детско-родительских отношений на формирование личности
детей младшего школьного возраста 27
2.1 Анализ понятий взаимоотношения и взаимодействие 27
2.2 Влияние стилей воспитания и родительских директив на формирование
личности детей младшего школьного возраста 30
3 Эмпирическое исследование самоотношения ребенка с нарушениями опорнодвигательного аппарата в детско-взрослых отношениях 44
3.1 Исследование уровня самопринятия у младших школьников, имеющих
нарушение опорно-двигательного аппарата 51
3.2 Исследование самоотношения и отношения к семье у младших школьников,
имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата 51
3.3 Исследование взаимосвязи характеристик детско-родительского
взаимодействия и самоотношения детей 54
3.4 Статистическое обоснование данных 54
Заключение 633
Список использованной литературы 666
Приложение
Вопрос инклюзии в образовании стоит особенно остро. Законодательно в нашей стране за родителями закреплено право выбора образовательной программы ребенка. Другая сторона вопроса в том, сможет ли ребенок с ОВЗ включиться в выбранную для него программу, как будут складываться его взаимоотношения со сверстниками и преподавателями, каково будет его отношение к самому себе. Системообразующим ядром индивидуальности является самооценка личности, которая во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельности человека, оказывает воздействие на динамику и направленность развития субъекта.
Анализ работ Л.С. Выготского показал, что можно выделить несколько важных методологических аспектов: во-первых, каждая психическая функция в своем развитии имеет две формы - врожденную и приобретенную; во-вторых, развитие ребенка с ОВЗ подчинено тем же законам, что и у нормальных детей и проходит те же стадии, которые растянуты во времени. Причем наличие дефекта дает специфику каждому варианту аномального развития. И наконец, социальное окружение есть источник развития ребенка. В своих трудах Л.С. Выготский доказывал, что социальная ситуация развития формирует или задерживает процесс реализации потенциальных возможностей ребенка. Обучение должно быть упреждающим, опираться на зону ближайшего развития и основываться на интересах и сильных сторонах личности[8].
Следует заметить, что всякий физический недостаток не только изменяет отношение ребенка к миру, но, прежде всего, сказывается на отношениях с людьми. Движение процесса развития детского мышления совершается не от индивидуального к социализированному, а от социального к индивидуальному. Порок ощущается ребенком лишь опосредованно, вторично, как отраженный на него самого результат его социального опыта. То есть ребенок будет видеть свой недостаток только в том случае, если окружение будет концентрировать
свое внимание не на личности ребенка, а на его недостатке [8]. Когда мы говорим о социальном окружении ребенка, прежде всего мы подразумеваем его родителей, так как именно они представляют собой обратную связь в формировании самоотношения ребенка. В научной литературе представлено большое количество работ, изучающих типы отношения родителей к ребенку в связи с их влиянием на развитие его личности, особенностей характера и поведения (Дж. Боулби, 1988; В. Гарбузов, 1990; А.И. Захаров, 1995 и др.). В них описываются качества матери, способствующие формированию прочной и непрочной привязанности ребенка; выявляются характеристики оптимального родительского воспитания, а также рассматриваются различные модели родительского поведения.
Убедительны и демонстративны наблюдения и исследования,
посвященные влиянию неправильных или нарушенных родительских отношений, например, материнской депривации (И. Ландгмеер, 3. Матейчик, 1985; Е.Т. Соколова, 1981; Дж. Боулби, 1953; М.Д. Эйнсуорт, 1964). В отечественной науке и практике детско-родительские взаимоотношения изучали: А. Я. Варга, В. В. Столин, А. С. Спиваковская и др.
Цель работы: выявить закономерности самоотношения детей с
нарушениями опорно-двигательного аппарата в зависимости от детсковзрослых отношений.
Вслед за Е.Г. Соколовой, И.М. Марковской, А.Е. Личко, Э.Е. Эйдемиллер и А.С. Спиваковской, мы полагаем, что тип детско-взрослых взаимодействий влияет на формирование Я-концепции ребенка: существует прямая зависимость принятия ребенком самого себя как ценной личности от степени принятия его родителем. Так, если родитель воспринимает своего ребенка неприспособленным и ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из- за низких способностей, то, в свою очередь, у ребенка формируется низкая самооценка, он воспринимает себя неспособным вызвать уважение у окружающих. Анализ немногочисленных исследований, изучающих
формирование самоотношения детей, имеющих нарушение опорнодвигательного аппарата, позволяет нам сделать предположение, что имеющееся у них заболевание оказывает влияние на характерные черты детскородительских отношений. Родитель, переживая болезнь ребенка, в том числе - видимые деформации позвоночника, выстраивает свое отношение к ребенку под влиянием этих переживаний: чрезмерно тревожась за его состояние, опекая и лишая его самостоятельности. В свою очередь, ребенок, воспринимая такое отношение, ощущает себя неполноценным, нездоровым, беспомощным.
Гипотеза: Детско-взрослые отношения зависят от степени нарушения опорно-двигательного аппарата: чем выше степень нарушения, тем более выражено негативное отношение родителей и, как следствие, негативное самоотношение ребенка.
Сензитивным в формировании позитивной Я-концепции является младший школьный возраст, так как на данном этапе представление ребенка о себе характеризуется наибольшей пластичностью. В этот период возможно качественное изменение Я-концепции ходе значимой для ребёнка учебнопознавательной деятельности.
Объектом нашего исследования являются родительско-детские отношения младших школьников, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата.
Предмет исследования: самоотношение младших школьников с
нарушением опорно - двигательного аппарата.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ источников по проблеме влияния детско-родительских отношений на самоотношение детей младшего школьного возраста.
2. Выявить зависимость отношения родителей к детям от степени нарушения опорно-двигательного аппарата.
3. Установить связь между самоотношением и детско-родительскими отношениями детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата.
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы исследования:
- Методика косвенного измерения системы самооценок (КИСС). Разработана Е.О. Федотовой.
- Проективная методика «Моя семья». Автор методики Л. Корман.
- Опросник «Взаимодействие ребенок-родитель». Автор ИМ.
Марковская.
3. Методы математико-статистической обработки данных:
Описательная статистика;
Критерий Фишера;
Факторный анализ.
Анализ работ Л.С. Выготского показал, что можно выделить несколько важных методологических аспектов: во-первых, каждая психическая функция в своем развитии имеет две формы - врожденную и приобретенную; во-вторых, развитие ребенка с ОВЗ подчинено тем же законам, что и у нормальных детей и проходит те же стадии, которые растянуты во времени. Причем наличие дефекта дает специфику каждому варианту аномального развития. И наконец, социальное окружение есть источник развития ребенка. В своих трудах Л.С. Выготский доказывал, что социальная ситуация развития формирует или задерживает процесс реализации потенциальных возможностей ребенка. Обучение должно быть упреждающим, опираться на зону ближайшего развития и основываться на интересах и сильных сторонах личности[8].
Следует заметить, что всякий физический недостаток не только изменяет отношение ребенка к миру, но, прежде всего, сказывается на отношениях с людьми. Движение процесса развития детского мышления совершается не от индивидуального к социализированному, а от социального к индивидуальному. Порок ощущается ребенком лишь опосредованно, вторично, как отраженный на него самого результат его социального опыта. То есть ребенок будет видеть свой недостаток только в том случае, если окружение будет концентрировать
свое внимание не на личности ребенка, а на его недостатке [8]. Когда мы говорим о социальном окружении ребенка, прежде всего мы подразумеваем его родителей, так как именно они представляют собой обратную связь в формировании самоотношения ребенка. В научной литературе представлено большое количество работ, изучающих типы отношения родителей к ребенку в связи с их влиянием на развитие его личности, особенностей характера и поведения (Дж. Боулби, 1988; В. Гарбузов, 1990; А.И. Захаров, 1995 и др.). В них описываются качества матери, способствующие формированию прочной и непрочной привязанности ребенка; выявляются характеристики оптимального родительского воспитания, а также рассматриваются различные модели родительского поведения.
Убедительны и демонстративны наблюдения и исследования,
посвященные влиянию неправильных или нарушенных родительских отношений, например, материнской депривации (И. Ландгмеер, 3. Матейчик, 1985; Е.Т. Соколова, 1981; Дж. Боулби, 1953; М.Д. Эйнсуорт, 1964). В отечественной науке и практике детско-родительские взаимоотношения изучали: А. Я. Варга, В. В. Столин, А. С. Спиваковская и др.
Цель работы: выявить закономерности самоотношения детей с
нарушениями опорно-двигательного аппарата в зависимости от детсковзрослых отношений.
Вслед за Е.Г. Соколовой, И.М. Марковской, А.Е. Личко, Э.Е. Эйдемиллер и А.С. Спиваковской, мы полагаем, что тип детско-взрослых взаимодействий влияет на формирование Я-концепции ребенка: существует прямая зависимость принятия ребенком самого себя как ценной личности от степени принятия его родителем. Так, если родитель воспринимает своего ребенка неприспособленным и ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из- за низких способностей, то, в свою очередь, у ребенка формируется низкая самооценка, он воспринимает себя неспособным вызвать уважение у окружающих. Анализ немногочисленных исследований, изучающих
формирование самоотношения детей, имеющих нарушение опорнодвигательного аппарата, позволяет нам сделать предположение, что имеющееся у них заболевание оказывает влияние на характерные черты детскородительских отношений. Родитель, переживая болезнь ребенка, в том числе - видимые деформации позвоночника, выстраивает свое отношение к ребенку под влиянием этих переживаний: чрезмерно тревожась за его состояние, опекая и лишая его самостоятельности. В свою очередь, ребенок, воспринимая такое отношение, ощущает себя неполноценным, нездоровым, беспомощным.
Гипотеза: Детско-взрослые отношения зависят от степени нарушения опорно-двигательного аппарата: чем выше степень нарушения, тем более выражено негативное отношение родителей и, как следствие, негативное самоотношение ребенка.
Сензитивным в формировании позитивной Я-концепции является младший школьный возраст, так как на данном этапе представление ребенка о себе характеризуется наибольшей пластичностью. В этот период возможно качественное изменение Я-концепции ходе значимой для ребёнка учебнопознавательной деятельности.
Объектом нашего исследования являются родительско-детские отношения младших школьников, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата.
Предмет исследования: самоотношение младших школьников с
нарушением опорно - двигательного аппарата.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ источников по проблеме влияния детско-родительских отношений на самоотношение детей младшего школьного возраста.
2. Выявить зависимость отношения родителей к детям от степени нарушения опорно-двигательного аппарата.
3. Установить связь между самоотношением и детско-родительскими отношениями детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата.
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы исследования:
- Методика косвенного измерения системы самооценок (КИСС). Разработана Е.О. Федотовой.
- Проективная методика «Моя семья». Автор методики Л. Корман.
- Опросник «Взаимодействие ребенок-родитель». Автор ИМ.
Марковская.
3. Методы математико-статистической обработки данных:
Описательная статистика;
Критерий Фишера;
Факторный анализ.
В ходе теоретического анализа выявлена связь между самоотношением и отношением других, которая раскрывается как интроекция: путем
идентификации ребенок усваивает, интериоризирует определенные параметры отношения, формируя образ себя как «плохого» или «хорошего».
Методологической основой работы стали положения Л.С. Выготского и Л.И. Божович о том, что условия жизни сами по себе непосредственно не способны определить психическое развитие ребенка. Все внешние влияния преломляются через призму внутренней позиции ребенка, которая определяется уже сложившимися структурами психики. Поэтому в одних и тех же условиях могут формироваться разные особенности психики, в зависимости от того, в каких взаимоотношениях со средой будет находиться сам ребенок. Чтобы понять, какое влияние оказывает среда на ребенка, надо понять характер его переживаний, за которыми стоит мир его потребностей, желаний, стремлений в соотношении с возможностями их удовлетворения. Анализ системы отношений ребенка учитывал его место в системе доступных ему отношений: исторически сложившимися требованиями общественной среды, предъявляемыми детям разного возраста, и той деятельностью, которую они при этом выполняют; и теми требованиями, которые окружающие предъявляют к данному ребенку, исходя из его особенностей и конкретной ситуации развития.
Представления ребенка о себе начинают складываться в процессе взаимодействия с родителями. Именно родители служат основным источником удовлетворения ведущих потребностей маленького ребенка, и его эмоциональная привязанность к ним порождает своеобразную зависимость его самосознания от родительского отношения и имеющегося у родителя образа ребенка, и именно в семье закладывается основа для благоприятного или неблагоприятного развития самоотношения ребенка.
Ограниченность исследований, сопоставляющих стиль детско
родительского общения и особенности самоотношения ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата, позволили нам провести исследование, в ходе которого установлено, что позитивное самоотношение у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата зависит от ясности представленной им родительской позиции и требовательности со стороны родителей.
В результате факторного анализа установлено, что ясность родительской позиции задается последовательностью в применении наказаний и поощрений, строгостью установления и применения правил отношений, эмоциональной близостью между родителем и ребенком, сотрудничеством, которое, прежде всего выражается в признании прав и достоинств ребенка, принятие личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка, удовлетворенностью отношениями ребенка с родителем, и являясь ребенку именно в такой последовательности обеспечивает ему позитивное самоотношение.
Важным фактором, влияющим на самоотношение ребенка со сколиозом, является и требовательность родителя - чем более требователен родитель, тем более высокого уровня ответственности он ожидает от ребенка, но, если при этом родительская позиция не оформлена и ясно ребенку не представлена, то, как показал анализ, у ребенка формируется негативное самоотношение.
Оформленность родительской позиции для себя и представленность ее для ребенка способствует самопринятию и нормальному развитию личности. Если же родители не оформили и не заняли свою позицию по отношению к ребенку с нарушениями опорно-двигательного аппарата, то самоотношение принятие себя ребенком развивается не по норме и, как следствие, приводит к, к переживанию своей малоценности и ненужности.
Таким образом, полученные данные опровергают поставленную гипотезу. Отношение родителя к ребенку не зависит от степени сколиоза, а самоотношение ребенка определяется ясностью и требовательностью родительской позиции.
Свой образ и отношение родители транслируют ребенку в различной форме: либо в прямой вербальной, либо в косвенной - в форме такого поведения с ним, которое предполагает определенные черты и качества ребенка. Чем старше становится ребенок, тем очевиднее конфликт между потребностью в самоутверждении, уважении и признании права на самостоятельность и навязываемом ему обесцененным образом «Я». Этот конфликт усугубляется еще и тем, что ребенок всегда стремится к согласию с родителями, удовлетворяя таким образом потребность в присоединении «Мы» с родителями, причем нередко ценой за ощущение своей защищенности является отождествление собственной «Я-концепции» с искаженным, внушаемым образом. Возникает реальный риск того, что побуждаемый этим образом (вопреки осознанным стремлениям родителей) ребенок будет развивать именно те качества и образцы поведения, которые вытекают из негативного родительского образа.
идентификации ребенок усваивает, интериоризирует определенные параметры отношения, формируя образ себя как «плохого» или «хорошего».
Методологической основой работы стали положения Л.С. Выготского и Л.И. Божович о том, что условия жизни сами по себе непосредственно не способны определить психическое развитие ребенка. Все внешние влияния преломляются через призму внутренней позиции ребенка, которая определяется уже сложившимися структурами психики. Поэтому в одних и тех же условиях могут формироваться разные особенности психики, в зависимости от того, в каких взаимоотношениях со средой будет находиться сам ребенок. Чтобы понять, какое влияние оказывает среда на ребенка, надо понять характер его переживаний, за которыми стоит мир его потребностей, желаний, стремлений в соотношении с возможностями их удовлетворения. Анализ системы отношений ребенка учитывал его место в системе доступных ему отношений: исторически сложившимися требованиями общественной среды, предъявляемыми детям разного возраста, и той деятельностью, которую они при этом выполняют; и теми требованиями, которые окружающие предъявляют к данному ребенку, исходя из его особенностей и конкретной ситуации развития.
Представления ребенка о себе начинают складываться в процессе взаимодействия с родителями. Именно родители служат основным источником удовлетворения ведущих потребностей маленького ребенка, и его эмоциональная привязанность к ним порождает своеобразную зависимость его самосознания от родительского отношения и имеющегося у родителя образа ребенка, и именно в семье закладывается основа для благоприятного или неблагоприятного развития самоотношения ребенка.
Ограниченность исследований, сопоставляющих стиль детско
родительского общения и особенности самоотношения ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата, позволили нам провести исследование, в ходе которого установлено, что позитивное самоотношение у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата зависит от ясности представленной им родительской позиции и требовательности со стороны родителей.
В результате факторного анализа установлено, что ясность родительской позиции задается последовательностью в применении наказаний и поощрений, строгостью установления и применения правил отношений, эмоциональной близостью между родителем и ребенком, сотрудничеством, которое, прежде всего выражается в признании прав и достоинств ребенка, принятие личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка, удовлетворенностью отношениями ребенка с родителем, и являясь ребенку именно в такой последовательности обеспечивает ему позитивное самоотношение.
Важным фактором, влияющим на самоотношение ребенка со сколиозом, является и требовательность родителя - чем более требователен родитель, тем более высокого уровня ответственности он ожидает от ребенка, но, если при этом родительская позиция не оформлена и ясно ребенку не представлена, то, как показал анализ, у ребенка формируется негативное самоотношение.
Оформленность родительской позиции для себя и представленность ее для ребенка способствует самопринятию и нормальному развитию личности. Если же родители не оформили и не заняли свою позицию по отношению к ребенку с нарушениями опорно-двигательного аппарата, то самоотношение принятие себя ребенком развивается не по норме и, как следствие, приводит к, к переживанию своей малоценности и ненужности.
Таким образом, полученные данные опровергают поставленную гипотезу. Отношение родителя к ребенку не зависит от степени сколиоза, а самоотношение ребенка определяется ясностью и требовательностью родительской позиции.
Свой образ и отношение родители транслируют ребенку в различной форме: либо в прямой вербальной, либо в косвенной - в форме такого поведения с ним, которое предполагает определенные черты и качества ребенка. Чем старше становится ребенок, тем очевиднее конфликт между потребностью в самоутверждении, уважении и признании права на самостоятельность и навязываемом ему обесцененным образом «Я». Этот конфликт усугубляется еще и тем, что ребенок всегда стремится к согласию с родителями, удовлетворяя таким образом потребность в присоединении «Мы» с родителями, причем нередко ценой за ощущение своей защищенности является отождествление собственной «Я-концепции» с искаженным, внушаемым образом. Возникает реальный риск того, что побуждаемый этим образом (вопреки осознанным стремлениям родителей) ребенок будет развивать именно те качества и образцы поведения, которые вытекают из негативного родительского образа.



