Введение 3
1 Особенности формирования самоотношения у младших школьников,
имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата 7
1.1 Понятие самоотношения в различных психологических
концепциях и подходах 7
1.2 Функции самоотношения в развитии личности 12
1.3 Формирование самоотношения в младшем школьном возрасте 177
1.4 Особенности развития самоотношения и личностных характеристик
у детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата 22
2 Влияние детско-родительских отношений на формирование личности
детей младшего школьного возраста 27
2.1 Анализ понятий взаимоотношения и взаимодействие 27
2.2 Влияние стилей воспитания и родительских директив на формирование
личности детей младшего школьного возраста 30
3 Эмпирическое исследование самоотношения ребенка с нарушениями опорнодвигательного аппарата в детско-взрослых отношениях 44
3.1 Исследование уровня самопринятия у младших школьников, имеющих
нарушение опорно-двигательного аппарата 51
3.2 Исследование самоотношения и отношения к семье у младших школьников,
имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата 51
3.3 Исследование взаимосвязи характеристик детско-родительского
взаимодействия и самоотношения детей 54
3.4 Статистическое обоснование данных 54
Заключение 633
Список использованной литературы 666
Приложение
Вопрос инклюзии в образовании стоит особенно остро. Законодательно в нашей стране за родителями закреплено право выбора образовательной программы ребенка. Другая сторона вопроса в том, сможет ли ребенок с ОВЗ включиться в выбранную для него программу, как будут складываться его взаимоотношения со сверстниками и преподавателями, каково будет его отношение к самому себе. Системообразующим ядром индивидуальности является самооценка личности, которая во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельности человека, оказывает воздействие на динамику и направленность развития субъекта.
Анализ работ Л.С. Выготского показал, что можно выделить несколько важных методологических аспектов: во-первых, каждая психическая функция в своем развитии имеет две формы - врожденную и приобретенную; во-вторых, развитие ребенка с ОВЗ подчинено тем же законам, что и у нормальных детей и проходит те же стадии, которые растянуты во времени. Причем наличие дефекта дает специфику каждому варианту аномального развития. И наконец, социальное окружение есть источник развития ребенка. В своих трудах Л.С. Выготский доказывал, что социальная ситуация развития формирует или задерживает процесс реализации потенциальных возможностей ребенка. Обучение должно быть упреждающим, опираться на зону ближайшего развития и основываться на интересах и сильных сторонах личности[8].
Следует заметить, что всякий физический недостаток не только изменяет отношение ребенка к миру, но, прежде всего, сказывается на отношениях с людьми. Движение процесса развития детского мышления совершается не от индивидуального к социализированному, а от социального к индивидуальному. Порок ощущается ребенком лишь опосредованно, вторично, как отраженный на него самого результат его социального опыта. То есть ребенок будет видеть свой недостаток только в том случае, если окружение будет концентрировать
свое внимание не на личности ребенка, а на его недостатке [8]. Когда мы говорим о социальном окружении ребенка, прежде всего мы подразумеваем его родителей, так как именно они представляют собой обратную связь в формировании самоотношения ребенка. В научной литературе представлено большое количество работ, изучающих типы отношения родителей к ребенку в связи с их влиянием на развитие его личности, особенностей характера и поведения (Дж. Боулби, 1988; В. Гарбузов, 1990; А.И. Захаров, 1995 и др.). В них описываются качества матери, способствующие формированию прочной и непрочной привязанности ребенка; выявляются характеристики оптимального родительского воспитания, а также рассматриваются различные модели родительского поведения.
Убедительны и демонстративны наблюдения и исследования,
посвященные влиянию неправильных или нарушенных родительских отношений, например, материнской депривации (И. Ландгмеер, 3. Матейчик, 1985; Е.Т. Соколова, 1981; Дж. Боулби, 1953; М.Д. Эйнсуорт, 1964). В отечественной науке и практике детско-родительские взаимоотношения изучали: А. Я. Варга, В. В. Столин, А. С. Спиваковская и др.
Цель работы: выявить закономерности самоотношения детей с
нарушениями опорно-двигательного аппарата в зависимости от детсковзрослых отношений.
Вслед за Е.Г. Соколовой, И.М. Марковской, А.Е. Личко, Э.Е. Эйдемиллер и А.С. Спиваковской, мы полагаем, что тип детско-взрослых взаимодействий влияет на формирование Я-концепции ребенка: существует прямая зависимость принятия ребенком самого себя как ценной личности от степени принятия его родителем. Так, если родитель воспринимает своего ребенка неприспособленным и ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из- за низких способностей, то, в свою очередь, у ребенка формируется низкая самооценка, он воспринимает себя неспособным вызвать уважение у окружающих. Анализ немногочисленных исследований, изучающих
формирование самоотношения детей, имеющих нарушение опорнодвигательного аппарата, позволяет нам сделать предположение, что имеющееся у них заболевание оказывает влияние на характерные черты детскородительских отношений. Родитель, переживая болезнь ребенка, в том числе - видимые деформации позвоночника, выстраивает свое отношение к ребенку под влиянием этих переживаний: чрезмерно тревожась за его состояние, опекая и лишая его самостоятельности. В свою очередь, ребенок, воспринимая такое отношение, ощущает себя неполноценным, нездоровым, беспомощным.
Гипотеза: Детско-взрослые отношения зависят от степени нарушения опорно-двигательного аппарата: чем выше степень нарушения, тем более выражено негативное отношение родителей и, как следствие, негативное самоотношение ребенка.
Сензитивным в формировании позитивной Я-концепции является младший школьный возраст, так как на данном этапе представление ребенка о себе характеризуется наибольшей пластичностью. В этот период возможно качественное изменение Я-концепции ходе значимой для ребёнка учебнопознавательной деятельности.
Объектом нашего исследования являются родительско-детские отношения младших школьников, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата.
Предмет исследования: самоотношение младших школьников с
нарушением опорно - двигательного аппарата.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ источников по проблеме влияния детско-родительских отношений на самоотношение детей младшего школьного возраста.
2. Выявить зависимость отношения родителей к детям от степени нарушения опорно-двигательного аппарата.
3. Установить связь между самоотношением и детско-родительскими отношениями детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата.
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы исследования:
- Методика косвенного измерения системы самооценок (КИСС). Разработана Е.О. Федотовой.
- Проективная методика «Моя семья». Автор методики Л. Корман.
- Опросник «Взаимодействие ребенок-родитель». Автор ИМ.
Марковская.
3. Методы математико-статистической обработки данных:
Описательная статистика;
Критерий Фишера;
Факторный анализ.
В ходе теоретического анализа выявлена связь между самоотношением и отношением других, которая раскрывается как интроекция: путем
идентификации ребенок усваивает, интериоризирует определенные параметры отношения, формируя образ себя как «плохого» или «хорошего».
Методологической основой работы стали положения Л.С. Выготского и Л.И. Божович о том, что условия жизни сами по себе непосредственно не способны определить психическое развитие ребенка. Все внешние влияния преломляются через призму внутренней позиции ребенка, которая определяется уже сложившимися структурами психики. Поэтому в одних и тех же условиях могут формироваться разные особенности психики, в зависимости от того, в каких взаимоотношениях со средой будет находиться сам ребенок. Чтобы понять, какое влияние оказывает среда на ребенка, надо понять характер его переживаний, за которыми стоит мир его потребностей, желаний, стремлений в соотношении с возможностями их удовлетворения. Анализ системы отношений ребенка учитывал его место в системе доступных ему отношений: исторически сложившимися требованиями общественной среды, предъявляемыми детям разного возраста, и той деятельностью, которую они при этом выполняют; и теми требованиями, которые окружающие предъявляют к данному ребенку, исходя из его особенностей и конкретной ситуации развития.
Представления ребенка о себе начинают складываться в процессе взаимодействия с родителями. Именно родители служат основным источником удовлетворения ведущих потребностей маленького ребенка, и его эмоциональная привязанность к ним порождает своеобразную зависимость его самосознания от родительского отношения и имеющегося у родителя образа ребенка, и именно в семье закладывается основа для благоприятного или неблагоприятного развития самоотношения ребенка.
Ограниченность исследований, сопоставляющих стиль детско
родительского общения и особенности самоотношения ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата, позволили нам провести исследование, в ходе которого установлено, что позитивное самоотношение у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата зависит от ясности представленной им родительской позиции и требовательности со стороны родителей.
В результате факторного анализа установлено, что ясность родительской позиции задается последовательностью в применении наказаний и поощрений, строгостью установления и применения правил отношений, эмоциональной близостью между родителем и ребенком, сотрудничеством, которое, прежде всего выражается в признании прав и достоинств ребенка, принятие личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка, удовлетворенностью отношениями ребенка с родителем, и являясь ребенку именно в такой последовательности обеспечивает ему позитивное самоотношение.
Важным фактором, влияющим на самоотношение ребенка со сколиозом, является и требовательность родителя - чем более требователен родитель, тем более высокого уровня ответственности он ожидает от ребенка, но, если при этом родительская позиция не оформлена и ясно ребенку не представлена, то, как показал анализ, у ребенка формируется негативное самоотношение.
Оформленность родительской позиции для себя и представленность ее для ребенка способствует самопринятию и нормальному развитию личности. Если же родители не оформили и не заняли свою позицию по отношению к ребенку с нарушениями опорно-двигательного аппарата, то самоотношение принятие себя ребенком развивается не по норме и, как следствие, приводит к, к переживанию своей малоценности и ненужности.
Таким образом, полученные данные опровергают поставленную гипотезу. Отношение родителя к ребенку не зависит от степени сколиоза, а самоотношение ребенка определяется ясностью и требовательностью родительской позиции.
Свой образ и отношение родители транслируют ребенку в различной форме: либо в прямой вербальной, либо в косвенной - в форме такого поведения с ним, которое предполагает определенные черты и качества ребенка. Чем старше становится ребенок, тем очевиднее конфликт между потребностью в самоутверждении, уважении и признании права на самостоятельность и навязываемом ему обесцененным образом «Я». Этот конфликт усугубляется еще и тем, что ребенок всегда стремится к согласию с родителями, удовлетворяя таким образом потребность в присоединении «Мы» с родителями, причем нередко ценой за ощущение своей защищенности является отождествление собственной «Я-концепции» с искаженным, внушаемым образом. Возникает реальный риск того, что побуждаемый этим образом (вопреки осознанным стремлениям родителей) ребенок будет развивать именно те качества и образцы поведения, которые вытекают из негативного родительского образа.
1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания: монография / Б. Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
2. Бёрнс, Р. Я-концепция и воспитание: монография / Р. Бернс. - Москва: Прогресс, 1989. - 169 с.
3. Бодалев, А. А. Личность и общение: монография / А. А. Бодалев. - Москва: Международная педагогическая академия, 1995. - 328 с
4. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: монография / Л. И. Божович; под редакцией Д. И. Фельдштейна. - Воронеж: МОДЭК, 1997. - 352 с.
5. Васильев, Н. Н. Я-концепция: в согласии с собой: монография / Н. Н. Васильев. - Москва: Элитариум, 2009. - 261 с.
6. Выготский, Л. С. Психология развития человека: монография / Л. С. Выготский. - М.: Издательство Смысл, 2005. - 1136 с.
7. Выготский, Л. С. Исторический смысл психологического кризиса [Электронный ресурс] : монография / Л. С. Выготский. - Режим доступа: http://vygotskv.narod.ru/vvgotsky crisis 1.htm
8. Выготский, Л. С. Проблема культурного развития ребенка [Электронный ресурс] : Л. С.Выготский. Проблема культурного развития ребенка (1928) // Вести. Московского университета. Сер. 14, Психология. 1991. N 4. С. 5-18. Режим доступа: http://flogiston.ru/library/vyg cult
9. Гарбузов, В. И. Неврозы у детей и их лечение: монография / В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, Д. И. Исаев. - Л.: Медицина, 1977. - 272 с.
10. Гильяшева, И. Н. Детская проективная методика в исследовании межличностных отношений ребенка / И. Н. Гильяшева, Н. Д. Игнатьева // Психологические методы исследования личности в клинике. - Л.: Изд-во НИИ психоневрологии, 1978. - С. 98-104.
11. Гласс, Дж. Статистические методы в педагогике и психологии: учеб пособие для вузов / Дж. Гласс, Дж. Стенли. - Москва : Прогресс, 1976. - 496 с.
12. Гозман, Л. Я. Взаимосвязь отношения к себе и отношения к другим / Л. Я. Гозман, Ю. Е. Алешина // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 1982. - № 4. - С. 21-29.
13. Гозман, Л. Я. Социально-психологическое исследование семьи: проблемы и перспективы / Л. Я. Гозман, Ю. Е. Алешина // Вестник Московского университета. - Серия 14. Психология. - 1985. - № 4. - С. 10-20.
14. Голованевская, В. И. Особенности Я-концепции как фактор формирования аддиктивного поведения: монография / В. И. Голованевская. - СПб.: Издательство Петербургского университета, 2002. - 536 с.
15. Гулдинг, М. Психотерапия нового решения: монография / М. Гулдинг, Р. Гулдинг.- Москва: Класс, 1997. - 288 с.
16. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: монография / В. В. Давыдов. - Москва: Директмедиа Паблишнг, 2008. - 613 с.
17. Дадаева, О. А., Клинико-психологические особенности детей и подростков, больных сколиозом / О. А. Дадаева, Р. Т. Скляренко, Н. Г. Травникова // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. - СПб, 2003. - № 3. - С.10 - 14.
18. Дугарова, Э. Л. Влияние стилевых особенностей семейного воспитания на складывающийся тип личности младшего школьника: автореферат дис. канд. психол. наук / Э. Л. Дугарова. - Иркутск: Изд-во ИрГУ, 1995. - 20 с.
19. Залесский, Г. Е. Психология мировоззрений и убеждений личности: монография / Г. Е. Залесский. - Москва: МГУ, 1994. - 138 с.
20. Зачепицкий, Р. А. Роль неправильного воспитания в происхождении неврозов / Р. А. Зачепицкий, Е. К. Яковлева. - М.: Наука, 1960. - 40 с.
21. Карабанова, О. А. Возрастная психология / О. А. Карабанова. - Москва: Айрис-Пресс, 2005. - 238 с.
22. Карабанова, О. А. Ориентирующий образ в структуре социальной ситуации развития ребенка: от Л. С. Выготского к П. Я. Гальперину / О. А. Карабанова. - Москва: Вестник Московского университета, 2012. - №4 - с. 73-82.
23. Карабанова, О. А. Социальная ситуация развития как преодоление дихотомии «личность-среда» // Психологические исследования: электрон. науч. журнал. 2014. Т. 7. № 36. С. 10—16.
24. Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах: монография / Я. Л. Коломинский. - Москва: ACT, 2010. - 448 с.
25. Кон, И. С. В поисках себя. Личность и её самосознание: монография / И. С. Кон. - Москва: Политиздат, 1984. - 232 с.
26. Крайг, Г. Психология развития: монография / Г. Крайг, Д. Бокум. - СПб: Питер, 2005. - 940 с.
27. Кристенсен, О. К. Дрейкус и поиски равенства / О. К. Кристенсен, К. Р. Томас // Помощь родителям в воспитании детей. - М.: Прогресс, 1992. - С. 41-62.
28. Лазурский, А. Ф. Классификация личности: монография / А. Ф. Лазурский. - СПб: Государственное издательство, 1921. - 401 с.
29. Левченко, Е. В. Психология будущего: материалы межвузовской научно-практической конференции, посвященной 150-летию со дня рождения 3. Фрейда / Под редакцией доктора психологических наук, профессора Е. В. Левченко. Пермь, 2008. - 182 стр.
30. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики: монография / А. Н. Леонтьев. - Москва: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1959. - 345 с.
31. Лэнг, Р. Расколотое «Я»: монография / Р. Лэнг. - СПб: Белый кролик, 1995. - 282 с.
32. Мамайчук, И. И. Психологическая служба в детской
ортопедической клинике / И. И. Мамайчук, Е. К. Ермакова. // Психологический журнал. 1988. - т. 9. - № 2. - С. 28-36. - Библиогр.: с. 36
33. Миронова, О. И. Особенности эмоционального состояния детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата / VI съезд травматологов и ортопедов России: Тезисы докладов. — Нижний Новгород -1997
34. Мясищев, В. М. Личность и неврозы: монография / В. М. Мясищев. - Л: Издательство Ленинградского университета, 1960. - 428 с.
35. Палатина, Н. Н., Психология развития и возрастная психология: учеб. пособие для вузов / Н. Н. Палатина. - Москва: Московский психологосоциальный институт, 2005. - 288 с.
36. Пантилеев, С. Р. Самоотношение как эмоционально - оценочная система.: монография / С. Р. Пантилеев. - Москва: Издательство Московского университетата, 1991. - 100 с.
37. Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов: учеб. пособие для вузов / К. Н. Поливанова. - Москва: Издат. центр, 2000. - 184 с.
38. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: монография / К. Роджерс. - Москва: Прогресс, 1994. - 480 с.
39. Сарджвеладзе, Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой: учебник для вузов. - Тбилиси: "Мецниереба", 1989. - 342 с.
40. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция: учебное пособие / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. - Москва: ВЛАДОС, 2003. - 158 с.
41. Соколова, Е. Т. Проективные методы исследования личности: монография / Е. Т. Соколова. - Москва: МГУ, 1980. - 176 с.
42. Соколова, Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности: монография / Е. Т. Соколова. - Москва: Московский университет, 1989. - 237 с.
43. Спиваковская, А. С. Как быть родителями: монография / А. С. Спиваковская. - Москва: Педагогика, 1981. - 160 с.
44. Столпи, В. В. Исследование эмоционально-ценностного отношения к себе с помощью методики управляемой проекции / В. В. Столпи // Психологический журнал. - 1993. - Т.2. - № 3. - С. 104-117.
45. Столпи, В. В. Самосознание личности: монография / В. В. Столпи. - Москва: МГУ, 1983. - 287 с.
46. Узнадзе, Д. Н. Психология установки: монография / Д. Н. Узнадзе. - СПб: Питер, 2001. - 458 с.
47. Хоментаускас, Г. Т. Семья глазами ребенка: монография / Г. Т. Хоментаускас. - Москва: Педагогика, 1989. - 160 с.
48. Чеснокова, И. И. Проблема самосознания в психологии: монография / И. И. Чеснокова. - Москва: Наука, 1977. - 271 с.
49. Широкова, Г. А. Практикум для детского психолога: монография / Г. А. Широкова. - Москва: Педагогика, 2006. - 314 с.
50. Шкляренко, А. П. Общая оценка состояния здоровья девочек 8--16 лет с учетом тяжести сколиотической болезни / А. П. Шкляренко, Е. К. Аганянц. - Москва: Педиатрия, 2002. - №6. - с.45-50
51. Эйдемиллер, Э. Г. Семейная психотерапия: монография / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий. - Л.: Медицина, 1990. - 190 с.
52. Эльконин, Д. Б. Избранные психические труды: монография / Д. Б. Эльконин. - Москва, 1989
53. Эриксон, Э. Детство и общество: монография / Э. Эриксон. - Москва: Летний сад, 2000. - 416 с.
54. Якобсон, С. Г. Взаимоотношения детей в совместной деятельности / С. Г. Якобсон // Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания. - М.: Изд-во НИИОП, 1976. - С. 41-59.
55. Kahanovitz N., Weiser S. The psychological impact of idiopathic scoliosis on the adolescent female. A preliminary multi-center study. Spine. 1989 May;14(5):483-
56. LaMontagne L., Hepworth J. T., Salisbury M. H., Cohen F. Effects of coping instruction in reducing young adolescents' pain after major spinal surgery. Orthopaedic nursing. 2003 Nov-Dec;22(6):398-40
57. Riskin, G. An evaluative review of interaction research / G. Riskin, E. E. Faunce // Fameli Proc. - 1972. - V.11. - P. 365-455.
58. Social situation of child’s development — the key concept of the modem developmental psychology// Psychology in Russia: State of the Art. 2010. № 3. P. 130—153.
59. Swietochowski, W. Parental attitudes and type a behaviour patterns in high and low creative adolescents / W. Swietochowski, G. Poraj // European journal for high ability. - 1992. - V.3. - №. 2. - P. 141-147.