Введение 3
1 Влияние форм учебной активности студентов на осознание себя как
успешного человека
5
1.1 Понятие успешности в трудах отечественных и зарубежных психологов
и в представлениях человека 5
1.2 Особенности учебной деятельности студентов в вузе 10
2 Эмпирическое исследование форм учебной активности студентов как фактор развития качеств успешного человека 20
2.1 Общая характеристика экспериментальной выборки и методов
исследования 20
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 21
Заключение 30
Список использованных источников 32
ПРИЛОЖЕНИЕ
В современном обществе успешным является человек, который достиг высокого положения в социуме или определенного финансового достатка.
В обучающих процессах этот термин получил наименование —
«успеваемость», и в смысловом толковании помимо временных характеристик отражает и качество процессов.
По данным исследования Н.В. Лейфрида, проведенного по
разновозрастной выборке, идеальный успешный человек в представлении других людей обладает такими признаками, как: целеустремленность,
коммуникабельность, разум, материальная обеспеченность,
ответственность [41].
Понятие «мотивация» очень тесно связано с потребностями человека, его желаниями и целями. Мотивация к достижению понимается как устойчивое стремление в достижении результата в работе, желание сделать что-то хорошо и достичь определенного уровня в каком-либо деле. В данной работе мы хотим проанализировать взаимосвязь успешности с формами учебной активности.
Актуальность данной темы связана с осознанием того, что эффективная, продуктивная деятельность и активность человека не могут быть безвольными и никак не мотивированными. Основными характеристиками успешности являются: способность и желание изменять имеющуюся ситуацию, способность без помощи других принимать решения и осуществлять их, рациональность, способность активизировать собственные мыслительные процессы.
В современном постиндустриальном обществе успешность не есть что-то данное от природы, а то, что можно в себе воспитать. Каждый человек способен быть успешным при определенных условиях, как то - наличие цели, правильное определение своего призвания, адекватная самооценка, образованность, гибкая психика, умение общаться с людьми, готовность регулярно обучаться, самосовершенствоваться и др.
Поэтому разработку данной темы, на данный момент, мы считаем актуальной для психолого-педагогического направления в целом.
Цель - выявить представления студентов психолого-педагогического направления о качествах успешного человека и их связи с их учебной активностью
Объект исследования - качества успешного человека Предмет исследования - развитие качеств успешного человека студентов психолого-педагогического направления в различных формах учебной активности
Гипотеза: различные формы учебной активности студентов психологопедагогического направления влияют на самосознание своих качеств успешного человека.
Задачи:
_ Изучить литературу, направленную на описание успеха.
_ Разработать анкету, благодаря которой, мы выявим связь между успешностью и учебной активностью.
- Провести эмпирическое исследование форм учебной активности студентов как факторов развития качеств успешного человека Методы исследования:
_ теоретический анализ и обобщение материалов научно-методической литературы
_ эмпирические методы: анкетирование.
База исследования: Сибирский федеральный университет, Институт педагогики, психологии и социологии. В исследовании приняли участие студенты 4 курса психолого-педагогического направления в количестве 26 человек.
Широкие возможности образования открывают все большему числу людей доступ к интеллектуальным, культурным ценностям, расширяют кругозор, увеличивают интеллектуальный потенциал все большей массы людей и позволяют им найти свое место в жизни, продвинуться по социальной лестнице.
Идея непрерывного обучения самосовершенствование человека на протяжении всей его жизни не нова. Достаточно вспомнить мудрейшие народные поговорки на эту тему: «век живи, - век учись», «ученье - свет, а неученье - тьма».
К основным психологическим теориям, сыгравшим важную роль в выработке корректного понимания и в практической организации процесса обучения относятся: бихевиоризм, гештальт-психология, когнитизм,
деятельностная теория и гуманистическая психология.
В современном постиндустриальном обществе успешность не есть что-то данное от природы, а то, что можно в себе воспитать.
Г оворя о жизненном успехе как результате активности личности, следует учитывать направленность активности, степень соответствия целей и результатов в реализации активности, средства достижения результата.
Учебная деятельность - это способ достижения жизненного успеха. В процессе формирования опыта самообразовательной деятельности возрастает роль самостоятельной работы (Рисунок 3).
Самостоятельные работы, способствуют развитию у обучаемых познавательной самостоятельности как основы для осуществления самообразовательной деятельности.
Таким образом, учебная деятельность, является одним из основных видов человеческой деятельности, которая оказывает непосредственное влияние на развитие индивида. Учебный процесс способствует формированию индивидуальности обучаемого, приближаясь к достижению главной цели всего процесса обучения, которая сводится к обеспечению каждого обучающегося возможностью достойной и полноценной жизни в обществе.
1. Сопровождение в вузе: проблемы развития психологической
службы: Мат-лы науч.-практ. конф. / Под общ. ред. Л. Н. Бережновой, В. В. Семикина, И. А. Хоменко. СПб., 2004. С. 79.
2. Гончарова О. Л. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения обучающихся в процессе преемственности начального и среднего профессионального образования. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М.: УРАО «Институт содержания и методов обучения», 2010. 23 с.
3. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2004. 509 с.
4. Педагогическая поддержка ребенка в образовании / Под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. М.: Академия, 2006. 282 с.
5. Селевко Г. К. Воспитательные технологии. М.: НИИ Школьных технологий, 2005. 320 с.
6. Пряжников Н. С. Психология труда и человеческого достоинства. - М. : Академия, 2001. - 480 сТрайнев
7. В. А. Деловые игры в учебном процессе: Методология разработки и практика проведения. М.: Издательский дом «Дашков и К»: МАН ИПТ, 2002. 360 с.
8. Семенова, Е.А. Профессиональное самосознание и психологические механизмы его становления / Е.А. Семенова // Сибирский психологический журнал. - 2007. - № 26 . - С. 186 - 190.
9. Ключников С. Ю. ФАКТОР УСПЕХА: Новая психология
саморазвития - М.: Беловодье. 2002. - 480 с. ISBN 5-93454-032-7
10. Айзенберг А.Я. Самообразование, история, теория, современные проблемы. Учебное пособие для вузов. -М., 1986.
11. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы/ Пер. с англ.; Общ. ред. М.С. Мацковского. - СПб.: Лениздат, 1992.399с.
12. Вербицкая Н.О. Образование взрослых на основе их жизненного (витагенного) опыта // Педагогика. -2002.-№6-с 14-19
13. Громкова М.Т. Педагогические основы образования взрослых. -М.,
1993
14. Змеёв С.И. Андрогогика: основы теории и технологии обучения взрослых. -М.: ПЕР СЭ, 2003. -207с
15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М., 1977
16. Психология. Учебник для гуманитарных вузов/ Под общ.ред. В.Н.Дружинина. -СПб.: Питер,2001.-с315
17. Психология: словарь/ Под ред. А.В. Петровского, М.Г.Прошьского, -М., 1990-С 146
18. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика.
1976.
19. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина: В 2ч - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. -С.99
20. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. -Мн.: «Современное слово», 2001. С.681
21. Что такое технология самообразования школьников? /Г. Селевко // нар. Образование. - 2000. -№9.-С.210-214
22. Шахова И.Н. Социальная природа самообразования. Социологический анализ // Образование и наука. -2001-№2.-С. 46-57
23. Шуклина Е.А. Теоретико-методологические основания социологического изучения самообразования // Социологические исслед. -200. - №6.-С.29-39
24. Нурмурадова Ш. И. Формирование у студентов интереса к профессии учителя в процессе педагогической практики // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1162-1163.
25. Щербакова Н. А. Формирование профессиональной адаптации
студентов средних профессиональных учебных заведений: автореф.
дисс.. ..к.пед.н. / Н. А. Щербакова. - Кемерово, 2011. - 22 с.
26. Nauta M.M. Self-Efficacy as a Mediator of the Relationships Between Personality Factors and Career Interests / M.M. Nauta // J. of Career Assessment. - 2004. - V. 12. №4. - P. 381-394.
27. Nesdale D. Self-efficacy and the job-seeking activities in unemployed ethnic youth / D. Nesdale, K. Pinter // The Journal of Social Psychology. - 2000. - Vol 140(5). - P. 608-614.
28. Попова, А.А. Формирование установки на успех в педагогическом менеджменте / А.А. Попова, Е.Ф. Орехов // Ученые записки Университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 2(24) - С. 77-83.
29. Александров И.О. Формирование структуры индивидуального
знания / И. О. Александров. - М.:ИП РАН, 2006. - 560 с.
30. Василец М.В. Развитие профессиональной Я-концепции
студентовменеджеров на этапе профессионального обучения: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13/ М. В. Василец. - Калуга, 2004. - 190 c.
31. Воронцова А. А. Психологическое сопровождение формирования профессионального самосознания у студентов-менеджеров: автореф. дис. . канд. психол. наук / А.А. Воронцова. - Москва, 2011. - 25 с.
32. Гарбузова Г. В. Эмпирические критерии формирования
профессиональной идентичности студентов / Г. В. Гарбузова. -- Управление общественными и экономическими системами. -2007. - № 1. - С. 14-25
33. Григорович С. С. Становление и развитие профессиональной
Я-концепции у студентов-психологов: диссер. . канд. пед. наук / С.С. Григорович. - Москва, 2010. - 176 с.
34. Гуслякова Н. И. Психологические механизмы становления
профессионального сознания будущего учителя: автореферат дис. . д-ра психол. наук: 19.00.01 / Н. И. Гуслякова. - Самара, 2010. - 44 с.
35. Джанерьян С.Т. Особенности профессиональной Я-концепции на начальных этапах профессионального становления психологов / С.Т. Джанерьян, Е. В. Прокопьева // Психол. вест. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2000. - Вып. 5, Ч. 1-2. - С. 219-222.
36. Бавистер, С. Основы НЛП: Успех в профессиональной
общественной и личной жизни/С.Бавистер, А. Викерс, 2006-336с.
37. Грачев, В.А. Теория и практика личного успеха/ В.А. Грачев- М.: Современный гуманитарный университет, 2002.-280с.
38. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической
антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной
реальности в онтогенезе : учебное пособие для вузов. - М. : Школьная Пресса, 2000. -416 с.
39. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии/А.Адлер.-М.: Академический проект, 2007.-240с.
40. Бирюкова И.А. Мотивация достижения успеха и психологическое здоровье студентов : материалы VIII междунар. науч.-практ. конф. 21 ноября 2013 г. Тамбов : ТГУ, 2013. С. 205-208.
41. Название источника [Электронный ресурс] / Режим доступа http://www.lib.uniyar.ac.ru/edocs/diss/gns 1 d.pdf