ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ МИФА ОБ ЭДИПЕ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА
|
Введение
ГЛАВА 1. РОЛЬ АНТИЧНОГО МИФА В РАЗВИТИИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 11
1.1. Рецепция мифологии в философской и эстетической мысли от
античности до Нового времени 11
1.2. Специфика неомифологизма в искусстве и литературе второй
половины XIX - XX вв 16
1.3. Эволюция сюжета мифа об Эдипе в литературе античности и Нового
времени 31
1.3.1. Интерпретация мифа об Эдипе в литературе Древней Греции и
Древнего Рима 31
1.3.2. Место сюжета мифа об Эдипе в литературе Нового времени 42
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 47
ГЛАВА 2. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЦЕПЦИЯ МИФА ОБ ЭДИПЕ В 49
ЕВРОПЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА
2.1. Переосмысление мифа об Эдипе в западноевропейской драматургии
первой половины XX в 49
2.2. Модернизация мифа об Эдипе в западноевропейской драматургии
второй половины XX в 72
2.3. Миф об Эдипе в романной прозе XX в 83
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 100
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 105
ГЛАВА 1. РОЛЬ АНТИЧНОГО МИФА В РАЗВИТИИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 11
1.1. Рецепция мифологии в философской и эстетической мысли от
античности до Нового времени 11
1.2. Специфика неомифологизма в искусстве и литературе второй
половины XIX - XX вв 16
1.3. Эволюция сюжета мифа об Эдипе в литературе античности и Нового
времени 31
1.3.1. Интерпретация мифа об Эдипе в литературе Древней Греции и
Древнего Рима 31
1.3.2. Место сюжета мифа об Эдипе в литературе Нового времени 42
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 47
ГЛАВА 2. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЦЕПЦИЯ МИФА ОБ ЭДИПЕ В 49
ЕВРОПЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА
2.1. Переосмысление мифа об Эдипе в западноевропейской драматургии
первой половины XX в 49
2.2. Модернизация мифа об Эдипе в западноевропейской драматургии
второй половины XX в 72
2.3. Миф об Эдипе в романной прозе XX в 83
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 100
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 105
Мифология - неиссякаемый источник сюжетов и образов для всех форм искусства, привлекающий художников глубокой символичностью и изобразительностью языка, вечностью и масштабностью проблем, исключительностью характеров персонажей. Неслучайно в постантичное время обращение к мифологии, архаичным временам в искусстве происходит в переходные моменты культуры, когда старые художественные методы перестают соответствовать настроениям современности, а новые принципы находятся на стадии разработки. Среди таких этапов «ремифологизацией» отличались эпохи Возрождения (идеи Данте, Боккаччо, индуктивно-символическая эстетика Фрэнсиса Бэкона), Просвещения (эстетика классицизма), романтизма (философия Винкельмана, Гердера, Новалиса, Шлегеля, Шеллинга) и модернизма.
Зарождение последнего направления в европейской культуре второй половины XIX гг. было следствием реакции на эпоху модерна и разрыва с прежними традициями во всех сферах жизни, что поставило перед художниками задачу создания новых методов в искусстве, в том числе и в литературе. Прежние методы господствующего некогда реализма (или натурализма, как принято его было называть в те годы) с установкой на правдивое изображение жизни, беспристрастность автора, восприятие человека сквозь призму среды, в которой он живет, уже не устраивали писателей.
Войны, революции, быстрый темп технического развития разрушили привычную картину мира, повлияли на изменение мироощущения личности в целом. Усиливались мрачность и тревожность настроений, ощущение грядущего апокалипсиса. Утрата стабильности в мире привела к тому, что интерес к вечным человеческим чувствам стал важнее, чем интерес к изменчивой окружающей жизни. Внимание авторов смещается в сторону внутренних переживаний, подсознания, самопознания
Одна из первичных функций мифа - освоение мира, отражение представлений человека о месте в нем, и мифотворчество писателя можно назвать инструментом для осмысления бытия в противоречивой действительности. Кроме того, как отмечает Т.А. Шарыпина, «миф, особенно в кризисные эпохи, как опыт поколений всегда представляет память веков и сохраняет её как гарант стабильности и закономерности» [Шарыпина, 1995: 6], что было так необходимо в неустойчивом мире.
Можно выделить ряд мифологических сюжетов, вызывающих наибольший интерес у литераторов разных эпох, и таковым является древнегреческий миф о царе Эдипе, который подвергался трансформациям ещё с античности. В XX веке с появлением идей Ф. Ницше, 3. Фрейда, К. Г. Юнга, К Леви-Стросса, Ж. Лакана и др. взгляд на данный миф становится более философским и сложным. Новые произведения характеризуются усилением мотивов злого рока и безысходности, внедрением новых символов, переосмыслением образов героев, изменением места и времени с разрушением самой структуры трагедии. Драматурги и прозаики возвращаются к проблемам столкновения воли судьбы и воли человека, относительности успеха, предложенным еще Софоклом в трагедии «Царь Эдип». Так, к мифу об Эдипе в XIX - XX вв. обращались Г. Преллвитц, Г. фон Гофмансталь, Ж. Кокто, А. Жид, Л. Арагон, А. Бошо, М. Кундера и др.
Тенденция мифологизма в литературе не осталась незамеченной и наукой. Существует ряд работ, посвященных функционированию мифа в художественной литературе разных направлений, в частности, в модернизме. Явление «ремифологизации» в литературе XX века было исследовано Е.М. Мелетинским в работе «Поэтика мифа» (1976). Ученый сделал обзор существовавших на тот момент предположений о природе мифа, обозначил основную цель обращения писателей к мифологии - «выявление неких неизменных вечных начал, позитивных или негативных, просвечивающих 4
сквозь поток эмпирического быта и исторических изменений» [Мелетинский, 1976: 295]. Кроме того, в работе Е.М. Мелетинского сделан анализ произведений Дж. Джойса, Т. Манна и Ф. Кафки как примеров авторского мифотворчества, освещены различные формы восприятия мифологии в романах XX века. В совместной статье Е.М. Мелетинского, Ю.М. Лотмана и З.Г. Минц для энциклопедии «Мифы народов мира» (1980) рассмотрены формы художественного мифологизма, роль мифологии в литературных произведениях разных эпох.
Проблемы мифологизма были изучены в работе Т.А. Шарыпиной «Проблемы мифологизации в зарубежной литературе XIX - XX вв.» (на материале произведений Гёте, Гофмансталя, Гауптмана, О’ Нила, Сартра) (1995). В своем учебном пособии автор освещает причины обращения модернистов к мифологизации, природу новых мифологических текстов, проблематику подобных произведений, делает обзор творчества отдельных писателей.
В литературоведении XXI века литературная репрезентация мифа по- прежнему является актуальным предметом монографий, статей и диссертаций. Например, историк-антиковед Е.А. Чиглинцев предпринял попытку упорядочить взгляды на античность в искусстве конца XIX - XXI вв. В его монографии «Рецепция античности в культуре конца XIX - начала
XX вв.» (2009) и диссертации «Рецепция античности в конце XIX - начале
XXI вв.» раскрывается проблема феномена рецепции в целом, называются причины обращения к античности отдельных деятелей (социальное проектирование Г. Шлимана и П. де Кубертена, взгляд на историю К. Кавафиса и А. Блока, возможность художественного выражения И. Стравинского и А. Дункан), исследуется специфика восприятия мифологизированных образов античных исторических деятелей Герострата, Мецената, Спартака, Клеопатры, Цезаря, Александра Македонского и др.
Проблемам литературного мифологизма посвящено множество научных статей. Авторы работ выделяют причины обращения к мифу в литературе, приводят точки зрения других исследователей, анализирует художественные тексты. Например, в работе О. Анисимовой «Обращение к мифу в современной литературе» обозначены основные тенденции использования античного мифа в восточноевропейской литературе второй половины XX века, проанализированы мифологические мотивы в произведениях Милана Кундеры (включая осмысление мифа об Эдипе), Юрия Дружникова, Тимура Пулатова и др. Статья В.Ш. Кривоноса «Миф в западноевропейской литературе и культуре» посвящена формам и принципам репрезентации мифа в литературных произведениях, автор в частности рассматривает связь художественного мифологизирования с пародийностью.
Предметом изучения становилась и художественная интерпретация мифа об Эдипе в литературе XX века. Так, в монографии Т.А. Шарыпиной «Античность в литературной и философской мысли Германии первой половины XX в.» была проанализирована трагедия Гуго фон Гофмансталя «Эдип и Сфинкс». По утверждению автора, на интерпретацию мифа об Эдипе фон Гофмансталем повлияли идеи Ф. Ницще, П.Я. Бахофена, 3. Фрейда, поэтому в «Эдипе и Сфинксе» по сравнению с античными образцами усиливается «мотив роковой обреченности человека» [Шарыпина, 1994: 21]. Главной темой произведения стала «тема роковой беспомощности человека, ставшего игрушкой судьбы, рокового проклятия и непредсказуемой воли богов» [Там же].
Значимыми для данной работы являются суждения С.Н. Дубровиной о мифологизации в пьесах Жана Кокто («Мифологический театр Кокто»). По мысли исследователя, обращение к мифологизации для писателя - это результат поиска новых зрелищных приемов в драматургии, целью преобразования древнегреческих сюжетов являлась попытка возродить античность в современности, актуализировать античную мифологию.
В 2009 году была защищена диссертация С.В. Овчаровой «Миф в творчестве Франца Фюмана: особенности и интерпретации», в которой автор анализирует «различные формы проявления и функционирования мифа» в произведениях немецкого драматурга Ф. Фюмана [Овчарова, 2009: 5]. В материал исследования вошла и трагедия «Эдип-царь» (1966). По мнению С.В. Овчаровой, в данной пьесе миф об Эдипе используется для изображения реальности, «процессов, происходивших в умах и обществе Германии периода второй мировой войны» [Там же: 12]. Главным конфликтом произведения, как показал анализ, выступает борьба устаревшего отцовского и прогрессивного материнского миров, противостояние ложного нацистского и древнегреческого мифов об Эдипе [Там же: 13].
В некоторых работах, посвященных репрезентации мифа об Эдипе в произведениях отдельных авторов, уделяется внимание представленной в тексте символике. Например, в статье С. Н. Чумакова «Освоение страха (к дидактике лабиринта)» (2007) речь идет о символике лабиринта и пути в художественных текстах XX века (в романах Ф. Кафки, А. Роб-Грийе, повести А. Жида «Тесей», романе А. Бошо «Эдип, путник» и др.). В статье О. В. Мецлер «Аллюзивно-семиотический ряд романа А. Бошо «Эдип, путник» (2010) рассматриваются роль времени и движения в романе, аллюзии на мифологию древнего мира и семантика имен героев. Толкование некоторых мотивов пьесы «Адская машина» было дано в статьях А. В. Клименка «Интертекстуальность в пьесах Жана Кокто «Античного периода», «Приемы автомифологизации в творчестве Жана Кокто», в частности, были проанализированы мотивы сна, смерти, их связи с познанием.
Различным аспектам рецепции мифа об Эдипе в литературе конца XX века посвящен ряд работ зарубежных ученых. Так, в статье американского театроведа Кента Нили «Театральные приемы Ли Бруера: от «Анимаций» до «Госпела в Колоне» (1989) исследуются особенности авторского театра Бруера, основные приемы и методы драматурга, реализованные в мюзикле «Госпел в Колоне». Испанский филолог Пау Хилаберт Барбера рассуждает о переосмыслении С. Беркоффом античного оригинала в работе «Грек» Стивена Беркоффа (1980): опасная трансформация «Царя Эдипа» Софокла в любовную историю» (2013).
Актуальность данного исследования обусловлена вниманием современного литературоведения к проблемам художественной рецепции классических сюжетов в литературе XX - XXI вв. и необходимостью создания комплексного исследования репрезентации мифа о царе Эдипе писателями и драматургами XX века.
Цель представленной работы - исследовать особенности художественной рецепции мифа об Эдипе в западноевропейской литературе Новейшей эпохи.
Для достижения данной цели предстоит выполнить следующие задачи:
1. Изучить влияние мифологических сюжетов и образов на идеологию и эстетику искусства XX века.
2. Рассмотреть литературные модификации сюжета мифа об Эдипе, предшествовавшие эпохе модерна.
3. Проанализировать специфику интерпретации древнегреческого мифа о царе Эдипе в драматургии и прозе Новейшего времени.
4. На основе полученных данных выделить основные тенденции воплощения мифа об Эдипе в художественной литературе двадцатого века.
Объектом представленного исследования выступает роль античных сюжетов и образов в западноевропейской литературе XX в.
Предметом работы является своеобразие рецепции мифа об Эдипе в творчестве писателей-модернистов и постмодернистов.
Материалом для исследования послужили драмы Ж. Кокто «Адская машина» (пер. Н.В. Бунтман), А. Жида «Эдип Царь», «Тесей» (пер. В.О. Станевич), С. Беркоффа «Грек», мюзикл Л. Бруера «Госпел в Колоне», романы Л. Арагона «Гибель всерьез» (пер. М. Кожевниковой), М. Кундеры
Теоретико-методологической основой работы послужили труды, посвященные природе мифа и развитию античной мифологии, О.М. Фрейденберг («Миф и литература древности»), А.Ф. Лосева («Диалектика мифа», «Античная мифология в её историческом развитии» и др.), Е.М. Мелетинского («Поэтика мифа», «Мифы древнего мира в сравнительном освещении»), Ф.Х. Кессиди («От мифа к логосу»), М.П. Стеблина- Каменского («Миф»), А.М. Пятигорского («Непрекращаемый разговор»), А. Боннара («Боги Греции», «Греческая цивилизация»), К. Хюбнера («Истина мифа»).
При проведении исследования нами были использованы сравнительно-исторический, сравнительно-типологический и мифопоэтический методы. Сравнительно-исторический метод предполагает сравнение сходных литературных явлений в разных странах и поиск их исторической обусловленности. Данный метод связан со сравнительно-типологическим подходом в изучении литературы, при котором делается акцент выявлении типологических схождений, обусловленных сходными условиями исторического и культурного развития. Мифопоэтический метод включает в себя обнаружение мифа в структуре и содержании текста. Одним из положений мифопоэтики является исследование авторской рецепции мифологии в художественном тексте, поиск в нем элементов мифа, определяющих смыслы.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав с выводами по каждой, заключения и библиографии. Первая глава под названием «Роль античного мифа в развитии европейской культуры» посвящена истории осмысления мифологии от античности до Новейшего времени, её репрезентации в литературе. Во второй главе работы («Художественная интерпретация мифа об Эдипе в литературных произведениях XX века») представлен анализ литературных произведений XX века
По материалам исследования пьесы Андре Жида «Эдип» был представлен доклад на международной научно-практической конференции «Молодежь и наука: Проспект Свободный-2016» для студентов, аспирантов и молодых ученых («Интерпретация мифа об Эдипе в пьесе А. Жида «Эдип»). Отдельные результаты анализа романа А. Бошо «Эдип, путник» послужили основой для выступления на конференции «Язык, дискурс и интеркультура в коммуникативном пространстве человека» (2017 год, доклад «психоаналитические аспекты мифа об Эдипе в романе Анри Бошо «Эдип, путник»). Часть работы была озвучена в докладе «Особенности репрезентации мифа об Эдипе в зарубежной литературе XX в.: трансформация мотива судьбы», подготовленном для конференции «Язык, дискурс и интеркультура в коммуникативном пространстве человека» в 2018 году.
Зарождение последнего направления в европейской культуре второй половины XIX гг. было следствием реакции на эпоху модерна и разрыва с прежними традициями во всех сферах жизни, что поставило перед художниками задачу создания новых методов в искусстве, в том числе и в литературе. Прежние методы господствующего некогда реализма (или натурализма, как принято его было называть в те годы) с установкой на правдивое изображение жизни, беспристрастность автора, восприятие человека сквозь призму среды, в которой он живет, уже не устраивали писателей.
Войны, революции, быстрый темп технического развития разрушили привычную картину мира, повлияли на изменение мироощущения личности в целом. Усиливались мрачность и тревожность настроений, ощущение грядущего апокалипсиса. Утрата стабильности в мире привела к тому, что интерес к вечным человеческим чувствам стал важнее, чем интерес к изменчивой окружающей жизни. Внимание авторов смещается в сторону внутренних переживаний, подсознания, самопознания
Одна из первичных функций мифа - освоение мира, отражение представлений человека о месте в нем, и мифотворчество писателя можно назвать инструментом для осмысления бытия в противоречивой действительности. Кроме того, как отмечает Т.А. Шарыпина, «миф, особенно в кризисные эпохи, как опыт поколений всегда представляет память веков и сохраняет её как гарант стабильности и закономерности» [Шарыпина, 1995: 6], что было так необходимо в неустойчивом мире.
Можно выделить ряд мифологических сюжетов, вызывающих наибольший интерес у литераторов разных эпох, и таковым является древнегреческий миф о царе Эдипе, который подвергался трансформациям ещё с античности. В XX веке с появлением идей Ф. Ницше, 3. Фрейда, К. Г. Юнга, К Леви-Стросса, Ж. Лакана и др. взгляд на данный миф становится более философским и сложным. Новые произведения характеризуются усилением мотивов злого рока и безысходности, внедрением новых символов, переосмыслением образов героев, изменением места и времени с разрушением самой структуры трагедии. Драматурги и прозаики возвращаются к проблемам столкновения воли судьбы и воли человека, относительности успеха, предложенным еще Софоклом в трагедии «Царь Эдип». Так, к мифу об Эдипе в XIX - XX вв. обращались Г. Преллвитц, Г. фон Гофмансталь, Ж. Кокто, А. Жид, Л. Арагон, А. Бошо, М. Кундера и др.
Тенденция мифологизма в литературе не осталась незамеченной и наукой. Существует ряд работ, посвященных функционированию мифа в художественной литературе разных направлений, в частности, в модернизме. Явление «ремифологизации» в литературе XX века было исследовано Е.М. Мелетинским в работе «Поэтика мифа» (1976). Ученый сделал обзор существовавших на тот момент предположений о природе мифа, обозначил основную цель обращения писателей к мифологии - «выявление неких неизменных вечных начал, позитивных или негативных, просвечивающих 4
сквозь поток эмпирического быта и исторических изменений» [Мелетинский, 1976: 295]. Кроме того, в работе Е.М. Мелетинского сделан анализ произведений Дж. Джойса, Т. Манна и Ф. Кафки как примеров авторского мифотворчества, освещены различные формы восприятия мифологии в романах XX века. В совместной статье Е.М. Мелетинского, Ю.М. Лотмана и З.Г. Минц для энциклопедии «Мифы народов мира» (1980) рассмотрены формы художественного мифологизма, роль мифологии в литературных произведениях разных эпох.
Проблемы мифологизма были изучены в работе Т.А. Шарыпиной «Проблемы мифологизации в зарубежной литературе XIX - XX вв.» (на материале произведений Гёте, Гофмансталя, Гауптмана, О’ Нила, Сартра) (1995). В своем учебном пособии автор освещает причины обращения модернистов к мифологизации, природу новых мифологических текстов, проблематику подобных произведений, делает обзор творчества отдельных писателей.
В литературоведении XXI века литературная репрезентация мифа по- прежнему является актуальным предметом монографий, статей и диссертаций. Например, историк-антиковед Е.А. Чиглинцев предпринял попытку упорядочить взгляды на античность в искусстве конца XIX - XXI вв. В его монографии «Рецепция античности в культуре конца XIX - начала
XX вв.» (2009) и диссертации «Рецепция античности в конце XIX - начале
XXI вв.» раскрывается проблема феномена рецепции в целом, называются причины обращения к античности отдельных деятелей (социальное проектирование Г. Шлимана и П. де Кубертена, взгляд на историю К. Кавафиса и А. Блока, возможность художественного выражения И. Стравинского и А. Дункан), исследуется специфика восприятия мифологизированных образов античных исторических деятелей Герострата, Мецената, Спартака, Клеопатры, Цезаря, Александра Македонского и др.
Проблемам литературного мифологизма посвящено множество научных статей. Авторы работ выделяют причины обращения к мифу в литературе, приводят точки зрения других исследователей, анализирует художественные тексты. Например, в работе О. Анисимовой «Обращение к мифу в современной литературе» обозначены основные тенденции использования античного мифа в восточноевропейской литературе второй половины XX века, проанализированы мифологические мотивы в произведениях Милана Кундеры (включая осмысление мифа об Эдипе), Юрия Дружникова, Тимура Пулатова и др. Статья В.Ш. Кривоноса «Миф в западноевропейской литературе и культуре» посвящена формам и принципам репрезентации мифа в литературных произведениях, автор в частности рассматривает связь художественного мифологизирования с пародийностью.
Предметом изучения становилась и художественная интерпретация мифа об Эдипе в литературе XX века. Так, в монографии Т.А. Шарыпиной «Античность в литературной и философской мысли Германии первой половины XX в.» была проанализирована трагедия Гуго фон Гофмансталя «Эдип и Сфинкс». По утверждению автора, на интерпретацию мифа об Эдипе фон Гофмансталем повлияли идеи Ф. Ницще, П.Я. Бахофена, 3. Фрейда, поэтому в «Эдипе и Сфинксе» по сравнению с античными образцами усиливается «мотив роковой обреченности человека» [Шарыпина, 1994: 21]. Главной темой произведения стала «тема роковой беспомощности человека, ставшего игрушкой судьбы, рокового проклятия и непредсказуемой воли богов» [Там же].
Значимыми для данной работы являются суждения С.Н. Дубровиной о мифологизации в пьесах Жана Кокто («Мифологический театр Кокто»). По мысли исследователя, обращение к мифологизации для писателя - это результат поиска новых зрелищных приемов в драматургии, целью преобразования древнегреческих сюжетов являлась попытка возродить античность в современности, актуализировать античную мифологию.
В 2009 году была защищена диссертация С.В. Овчаровой «Миф в творчестве Франца Фюмана: особенности и интерпретации», в которой автор анализирует «различные формы проявления и функционирования мифа» в произведениях немецкого драматурга Ф. Фюмана [Овчарова, 2009: 5]. В материал исследования вошла и трагедия «Эдип-царь» (1966). По мнению С.В. Овчаровой, в данной пьесе миф об Эдипе используется для изображения реальности, «процессов, происходивших в умах и обществе Германии периода второй мировой войны» [Там же: 12]. Главным конфликтом произведения, как показал анализ, выступает борьба устаревшего отцовского и прогрессивного материнского миров, противостояние ложного нацистского и древнегреческого мифов об Эдипе [Там же: 13].
В некоторых работах, посвященных репрезентации мифа об Эдипе в произведениях отдельных авторов, уделяется внимание представленной в тексте символике. Например, в статье С. Н. Чумакова «Освоение страха (к дидактике лабиринта)» (2007) речь идет о символике лабиринта и пути в художественных текстах XX века (в романах Ф. Кафки, А. Роб-Грийе, повести А. Жида «Тесей», романе А. Бошо «Эдип, путник» и др.). В статье О. В. Мецлер «Аллюзивно-семиотический ряд романа А. Бошо «Эдип, путник» (2010) рассматриваются роль времени и движения в романе, аллюзии на мифологию древнего мира и семантика имен героев. Толкование некоторых мотивов пьесы «Адская машина» было дано в статьях А. В. Клименка «Интертекстуальность в пьесах Жана Кокто «Античного периода», «Приемы автомифологизации в творчестве Жана Кокто», в частности, были проанализированы мотивы сна, смерти, их связи с познанием.
Различным аспектам рецепции мифа об Эдипе в литературе конца XX века посвящен ряд работ зарубежных ученых. Так, в статье американского театроведа Кента Нили «Театральные приемы Ли Бруера: от «Анимаций» до «Госпела в Колоне» (1989) исследуются особенности авторского театра Бруера, основные приемы и методы драматурга, реализованные в мюзикле «Госпел в Колоне». Испанский филолог Пау Хилаберт Барбера рассуждает о переосмыслении С. Беркоффом античного оригинала в работе «Грек» Стивена Беркоффа (1980): опасная трансформация «Царя Эдипа» Софокла в любовную историю» (2013).
Актуальность данного исследования обусловлена вниманием современного литературоведения к проблемам художественной рецепции классических сюжетов в литературе XX - XXI вв. и необходимостью создания комплексного исследования репрезентации мифа о царе Эдипе писателями и драматургами XX века.
Цель представленной работы - исследовать особенности художественной рецепции мифа об Эдипе в западноевропейской литературе Новейшей эпохи.
Для достижения данной цели предстоит выполнить следующие задачи:
1. Изучить влияние мифологических сюжетов и образов на идеологию и эстетику искусства XX века.
2. Рассмотреть литературные модификации сюжета мифа об Эдипе, предшествовавшие эпохе модерна.
3. Проанализировать специфику интерпретации древнегреческого мифа о царе Эдипе в драматургии и прозе Новейшего времени.
4. На основе полученных данных выделить основные тенденции воплощения мифа об Эдипе в художественной литературе двадцатого века.
Объектом представленного исследования выступает роль античных сюжетов и образов в западноевропейской литературе XX в.
Предметом работы является своеобразие рецепции мифа об Эдипе в творчестве писателей-модернистов и постмодернистов.
Материалом для исследования послужили драмы Ж. Кокто «Адская машина» (пер. Н.В. Бунтман), А. Жида «Эдип Царь», «Тесей» (пер. В.О. Станевич), С. Беркоффа «Грек», мюзикл Л. Бруера «Госпел в Колоне», романы Л. Арагона «Гибель всерьез» (пер. М. Кожевниковой), М. Кундеры
Теоретико-методологической основой работы послужили труды, посвященные природе мифа и развитию античной мифологии, О.М. Фрейденберг («Миф и литература древности»), А.Ф. Лосева («Диалектика мифа», «Античная мифология в её историческом развитии» и др.), Е.М. Мелетинского («Поэтика мифа», «Мифы древнего мира в сравнительном освещении»), Ф.Х. Кессиди («От мифа к логосу»), М.П. Стеблина- Каменского («Миф»), А.М. Пятигорского («Непрекращаемый разговор»), А. Боннара («Боги Греции», «Греческая цивилизация»), К. Хюбнера («Истина мифа»).
При проведении исследования нами были использованы сравнительно-исторический, сравнительно-типологический и мифопоэтический методы. Сравнительно-исторический метод предполагает сравнение сходных литературных явлений в разных странах и поиск их исторической обусловленности. Данный метод связан со сравнительно-типологическим подходом в изучении литературы, при котором делается акцент выявлении типологических схождений, обусловленных сходными условиями исторического и культурного развития. Мифопоэтический метод включает в себя обнаружение мифа в структуре и содержании текста. Одним из положений мифопоэтики является исследование авторской рецепции мифологии в художественном тексте, поиск в нем элементов мифа, определяющих смыслы.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав с выводами по каждой, заключения и библиографии. Первая глава под названием «Роль античного мифа в развитии европейской культуры» посвящена истории осмысления мифологии от античности до Новейшего времени, её репрезентации в литературе. Во второй главе работы («Художественная интерпретация мифа об Эдипе в литературных произведениях XX века») представлен анализ литературных произведений XX века
По материалам исследования пьесы Андре Жида «Эдип» был представлен доклад на международной научно-практической конференции «Молодежь и наука: Проспект Свободный-2016» для студентов, аспирантов и молодых ученых («Интерпретация мифа об Эдипе в пьесе А. Жида «Эдип»). Отдельные результаты анализа романа А. Бошо «Эдип, путник» послужили основой для выступления на конференции «Язык, дискурс и интеркультура в коммуникативном пространстве человека» (2017 год, доклад «психоаналитические аспекты мифа об Эдипе в романе Анри Бошо «Эдип, путник»). Часть работы была озвучена в докладе «Особенности репрезентации мифа об Эдипе в зарубежной литературе XX в.: трансформация мотива судьбы», подготовленном для конференции «Язык, дискурс и интеркультура в коммуникативном пространстве человека» в 2018 году.
В ходе исследования было выявлено, что сюжет мифа об Эдипе стал подвергаться трансформациям ещё с античности. Изначально миф об Эдипе подразумевал столкновение отца и сына в борьбе за власть, весь жизненный путь Эдипа был представлен как становление правителя. «Традиционные» мотивы судьбы, инцеста, слепоты были переосмыслены и развиты в классический период Древней Греции (V - VIBB. ДО н.э.). Первая трагедия об Эдипе была написана Эсхилом, который развил мотив родового проклятия и кровосмешения. Софокл выделил в мифе об Эдипе закон «ложного блеска» удачи, обострил конфликт воли богов и воли человека. Тема жестокого рока стала основополагающей в древнеримских пьесах, например, в трагедии Сенеки «Эдип».
Вторая волна обращения к античным мифологическим сюжетам в театре возникла в эпоху классицизма. Сюжеты мифов политизируются в соответствии с идеологией абсолютизма: Эдип предстает либо тираном (Корнель «Эдип»), либо просвещенным монархом (Вольтер «Эдип»). В XIX в., несмотря на стремление романтиков создать «новую мифологию», история Эдипа по-прежнему остается метафорой для выражения политических идей: так, пьеса П.Б. Шелли «Эдип тиран, или Толстоногий тиран» является памфлетом, направленным против Г еорга IV.
Широкое использование античных мифологических сюжетов характерно для литературы рубежа XIX - XXBB.Интерес к мифу об Эдипе актуализировался во многом благодаря появлению теории Баховена о существовании стадии матриархата, а также широкому распространению фрейдистского психоанализа, включавшего в себя феномен «эдипового
Миф о Эдипе переосмыслялся на протяжении всего XX века. На разных временных этапах возникали новые приемы воплощения мифа в тексте. В первой половине XX века авторы репрезентировали миф преимущественно в драматургических произведениях, сохраняя конфликт и трагический пафос античных первоисточников, но переосмысляя некоторые мотивы и образы. Большинство трагедий («Эдип и Сфинкс», «Адская машина», «Эдип») являются так называемыми «трагедиями рока», где на первый план выходит мотив несчастной судьбы Эдипа, зависимой от воли богов. Под влиянием фрейдовских идей развивается мотив инцеста, героями управляет бессознательное. Некоторые аспекты мифа осмысливаются с точки зрения христианства. Пьесам присущ символизм: обыгрывается мотив слепоты, связывающийся с обретением мудрости Эдипа, создаются новые символы (например, чисел, красного цвета, зеркал в трагедии Жана Кокто). Уделяется большое внимание самонаказанию Эдипа, в осмыслении которого можно выделить две тенденции: Эдип выкалывает себе глаза и уходит из города от отчаяния (трагедии Гофмансталя и Кокто) или совершает героический поступок, жертвуя собой ради народа (трагедия Жида).
Во второй половины XX века подход к мифологическому материалу становится более экспериментальным, миф выступает иллюстрацией волнующих автора современных проблем. Классический конфликт и сюжет мифа об Эдипе нередко становятся площадкой для авторской игры, иронии. Авторы чаще переносят персонажей в современный упадочный мир, которому они противостоят. В некоторых произведениях («Гибель всерьез» Л. Арагона, «Невыносимая легкость бытия» М. Кундеры) намечен параллелизм судьбы Эдипа и главных героев. Классические мифологические мотивы переосмысляются, становятся более условными. Перестает играть значительную роль эдипов комплекс, мотив непреодолимой судьбы уходит
на второй план, трагическое подвергается ироническому снижению и даже вульгаризации (например, в драме Стивена Беркоффа «Грек» Эдип продолжает жить со своей матерью). Одна из главных особенностей художественных текстов - эклектичность: соединяются языческие и христианские мотивы, древние мифологические образы и предметы современности. Например, в мюзикле Ли Бруера «Госпел в Колоне» (1983) языческий миф подвергается христианизации, судьба Эдипа рассматривается как путь от греха к покаянию и очищению, сочетаются европейские и африканские, античные и современные мотивы.
В 1991 г. выходит роман Анри Бошо «Эдип, путник», в котором жизнь Эдипа предстает историей становления личности, обретения гармонии с собой и своего места в жизни. Эдип - современный романный герой с глубоким внутренним миром, который борется за свою самостоятельность и независимость от предопределения. Автор отказывается от трактовки характера судьбы Эдипа сквозь призму эдипового комплекса, однако вводит некоторые детали психоаналитического сеанса, например, в романе важна роль сновидений как инструментов самопознания. Создаются и собственно авторские мифологемы, вводятся сказочные персонажи и сюжетные элементы, ассоциирующиеся с древними обрядами.
Таким образом, репрезентация мифа об Эдипе в XX веке пережила свою собственную эволюцию в соответствии с требованиями и взглядами каждой эпохи: поначалу это были обработки сюжета античных источников (преимущественно трагедий Софокла) с развитием основным мотивов не без влияния собственного мировоззрения и актуальных на тот момент научно-философских течений. Затем восприятие смещается в сторону иронизирования над мифом (что проявляется уже в трагедии Кокто), его осовременивания, разрушения устойчивого традиционного сюжета. Наконец, обе традиции сливаются и находят своё отражение в большом эпическом жанре.
Вторая волна обращения к античным мифологическим сюжетам в театре возникла в эпоху классицизма. Сюжеты мифов политизируются в соответствии с идеологией абсолютизма: Эдип предстает либо тираном (Корнель «Эдип»), либо просвещенным монархом (Вольтер «Эдип»). В XIX в., несмотря на стремление романтиков создать «новую мифологию», история Эдипа по-прежнему остается метафорой для выражения политических идей: так, пьеса П.Б. Шелли «Эдип тиран, или Толстоногий тиран» является памфлетом, направленным против Г еорга IV.
Широкое использование античных мифологических сюжетов характерно для литературы рубежа XIX - XXBB.Интерес к мифу об Эдипе актуализировался во многом благодаря появлению теории Баховена о существовании стадии матриархата, а также широкому распространению фрейдистского психоанализа, включавшего в себя феномен «эдипового
Миф о Эдипе переосмыслялся на протяжении всего XX века. На разных временных этапах возникали новые приемы воплощения мифа в тексте. В первой половине XX века авторы репрезентировали миф преимущественно в драматургических произведениях, сохраняя конфликт и трагический пафос античных первоисточников, но переосмысляя некоторые мотивы и образы. Большинство трагедий («Эдип и Сфинкс», «Адская машина», «Эдип») являются так называемыми «трагедиями рока», где на первый план выходит мотив несчастной судьбы Эдипа, зависимой от воли богов. Под влиянием фрейдовских идей развивается мотив инцеста, героями управляет бессознательное. Некоторые аспекты мифа осмысливаются с точки зрения христианства. Пьесам присущ символизм: обыгрывается мотив слепоты, связывающийся с обретением мудрости Эдипа, создаются новые символы (например, чисел, красного цвета, зеркал в трагедии Жана Кокто). Уделяется большое внимание самонаказанию Эдипа, в осмыслении которого можно выделить две тенденции: Эдип выкалывает себе глаза и уходит из города от отчаяния (трагедии Гофмансталя и Кокто) или совершает героический поступок, жертвуя собой ради народа (трагедия Жида).
Во второй половины XX века подход к мифологическому материалу становится более экспериментальным, миф выступает иллюстрацией волнующих автора современных проблем. Классический конфликт и сюжет мифа об Эдипе нередко становятся площадкой для авторской игры, иронии. Авторы чаще переносят персонажей в современный упадочный мир, которому они противостоят. В некоторых произведениях («Гибель всерьез» Л. Арагона, «Невыносимая легкость бытия» М. Кундеры) намечен параллелизм судьбы Эдипа и главных героев. Классические мифологические мотивы переосмысляются, становятся более условными. Перестает играть значительную роль эдипов комплекс, мотив непреодолимой судьбы уходит
на второй план, трагическое подвергается ироническому снижению и даже вульгаризации (например, в драме Стивена Беркоффа «Грек» Эдип продолжает жить со своей матерью). Одна из главных особенностей художественных текстов - эклектичность: соединяются языческие и христианские мотивы, древние мифологические образы и предметы современности. Например, в мюзикле Ли Бруера «Госпел в Колоне» (1983) языческий миф подвергается христианизации, судьба Эдипа рассматривается как путь от греха к покаянию и очищению, сочетаются европейские и африканские, античные и современные мотивы.
В 1991 г. выходит роман Анри Бошо «Эдип, путник», в котором жизнь Эдипа предстает историей становления личности, обретения гармонии с собой и своего места в жизни. Эдип - современный романный герой с глубоким внутренним миром, который борется за свою самостоятельность и независимость от предопределения. Автор отказывается от трактовки характера судьбы Эдипа сквозь призму эдипового комплекса, однако вводит некоторые детали психоаналитического сеанса, например, в романе важна роль сновидений как инструментов самопознания. Создаются и собственно авторские мифологемы, вводятся сказочные персонажи и сюжетные элементы, ассоциирующиеся с древними обрядами.
Таким образом, репрезентация мифа об Эдипе в XX веке пережила свою собственную эволюцию в соответствии с требованиями и взглядами каждой эпохи: поначалу это были обработки сюжета античных источников (преимущественно трагедий Софокла) с развитием основным мотивов не без влияния собственного мировоззрения и актуальных на тот момент научно-философских течений. Затем восприятие смещается в сторону иронизирования над мифом (что проявляется уже в трагедии Кокто), его осовременивания, разрушения устойчивого традиционного сюжета. Наконец, обе традиции сливаются и находят своё отражение в большом эпическом жанре.



