Введение
1. Понятие коренных малочисленных народов 5
1.2 Автономия как форма самоопределения коренных малочисленных народов 13
2 Право коренных малочисленных народов на земли и природные ресурсы. 18
2.1 Статус территории традиционного природопользования 24
2.1.1 Статус территории традиционного природопользования 24
2.1.2 Субъект использования территории традиционного природопользования 35
2.1.3 Орган, уполномоченный на образование территорий традиционного
природопользования 39
2.2. Основные направления совершенствования законодательства в сфере
прав на землю коренных малочисленных народов 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
На территории нашей страны проживают более ста девяноста народов, каждый из которых обладает своими уникальными особенностями. Главным отличительным критерием каждой отдельной общности является ее уникальная материальная и духовная культура.
Коренные малочисленные народы сумели сохранить самобытность, особенности быта и в современном мире чтят свой традиционный образ жизни. Однако, чем более малочисленным является тот или иной народ, тем больше требуется усилий для сохранения его уникальности. К тому же, в современных условиях глобализации вопрос о физическом выживании малочисленных вопросов стоит как никогда остро.
Традиционный уклад жизни коренных народов, которые, без сомнения, справедливо признаны малочисленными, напрямую зависит от окружающей их природной среды. Ремесло, ставшее не только традицией, но и способом выживания, гарантии на доступ к охотничьим угодьям и иным природным ресурсам пользования являются одним из основных условий сохранения численности коренных народов.
В современных условиях глобализации особое участие в сохранении численности и самобытности малочисленных народов должно принимать государство. Российская Федерация, являющаяся одним из крупнейших многонациональных государств, должна создавать правовую основу для защиты прав и законных интересов коренных малочисленных народов, внося этот вопрос в перечень важных и требующих срочного решения задач.
Однако государство, решая те или иные вопросы, не всегда учитывает особенности образа жизни коренных малочисленных народов, обусловленные необходимостью выживать в экстремальных климатических условиях.
Актуальность работы заключается в том, что, несмотря на законодательное закрепление прав и свобод малочисленных народов на традиционное природопользование, в последнее десятилетие наблюдается
В исследовании мы ставим перед собой цель выявить основные нарушения прав коренных малочисленных народов на использование земель и природных ресурсов.
Задачами данного исследования являются:
- выявление особенностей правового и реального положения коренных малочисленных народов,
- рассмотрение ключевых понятий, актуальных для данного исследования;
- определение правовой природы и места права на территории традиционного природопользования в системе прав коренных малочисленных народов;
- анализ законодательства Российской Федерации, регулирующее права на земли и природные ресурсы, включающие в себя традиционное природопользование коренных малочисленных народов, а также определение правовых средств реализации и защиты этого права.
В качестве объекта исследования рассматриваются отношения, возникающие между коренными малочисленными народами и органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, на территории которых проживают малочисленные народы, а также между общественными и иными организациями и лицами по вопросам прав и интересов указанных коренных малочисленных народов.
Предметом исследования является законодательство Российской Федерации, устанавливающее права и гарантии коренных малочисленных народов, международно-правовые акты, а также специальная литература.
Методологическая основа. Методологическую основу работы составляют методы: исторический, аналитический, формально-логический, системного анализа и синтеза.
- отсутствие надлежаще закрепленного порядка создания земель традиционного природопользования;
- недостаточность правовой регламентации прав коренных малочисленных народов на территории традиционного природопользования;
- отсутствие фактической компенсации, несмотря на закрепление такого положения в законодательстве, или иного возмещения утраченного права на землю при осуществлении государством принудительного изъятия земель, что становится губительной мерой для прав коренных малочисленных народов.
Необходимо учитывать, что в настоящее время происходит существенная деформация традиционного образа жизни, культуры и исконной среды обитания коренных малочисленных народов, потому как для государства перестало быть по-настоящему важным определение правового статуса коренных малочисленных народов. Недостаточность законодательного регулирования традиционного природопользования коренных малочисленных народов является острой проблемой, мешающей сохранению самобытности таких народов и устойчивому развитию их традиционного природопользования. В связи с этим возрастает актуальность и необходимость усовершенствования правовых норм, установления специальных процедур и реализации традиционного образа жизни коренных малочисленных народов.
Разумеется, некоторые из международных правовых документов необходимы для эффективного экономического и социального развития и защиты интересов коренных народов России, например, Конвенция МОТ 169, которую наше государство до сих пор не ратифицировало. С другой стороны, их применение дает государствам свободу толкования международных норм в соответствии с желаниями и потребностями последних, что неизбежно ведет к искажению самой сути этих прав, а зачастую - даже их нарушению. Поэтому одной лишь ратификации Конвенции недостаточно — необходима работа над построением отношений между государством и общинами, регламентации порядка возмещения убытков при изъятии земель и прочими вопросами, требующего пристального внимания.
В настоящее время наиболее острым является вопрос соблюдения прав коренных народов не только в общеправовом смысле, но особенно в вопросе территорий традиционного природопользования. На наш взгляд, правовой режим таких территорий нуждается в усовершенствовании. Необходимо законодательное обеспечение правового режима территорий традиционного природопользования нормами, которые исключают или ограничивают использование для изыскательных работ земельных участков, находящихся на этих территориях, или их изъятие. Иными словами, то правовые режимы территорий традиционного природопользования и особо охраняемых природных территорий должны быть уравнены.
В Российской Федерации создается устойчивая законодательная база, которая обещает включать в себя политику развития не только отдельно взятых субъектов Федерации, но и целых регионов, однако, вопросы земель затрагивают и другие существующие проблемы вплоть до ухудшения экологической ситуации на территории страны. Однако, остаются неразрешенными вопросы важные вопросы правового режима таких земель, в частности, из-за отсутствия необходимого перечная запрещенных видов деятельности на территориях традиционного природопользования, что было бы весьма целесообразно сделать.
Все больше территорий изымаются для государственных нужд, при этом государство не учитывает интересы коренных народов, что обостряет отношения между ним и общностями. Под освоение территорий изымаются земли, невзирая на интересы коренных народов, обостряя этнокультурные отношения между государством и общностями. Такие действия государства создают основу для возникновения проблемы оптимального сочетания традиционного образа жизни и форм хозяйственной деятельности малочисленных народов, с одной стороны, и интенсивных методов освоения нефтегазовых месторождений — с другой, т. е. задачу выработки форм сбалансированного, экологически безопасного природопользования в условиях нарастающего техногенного пресса.
Таким образом, серьезное вмешательство государства в жизнь коренных малочисленных народов является на сегодняшний день сложившейся системой, которая оказывает серьезное влияние на жизнь коренных народов. Это отражается не только на экономике, но и на социально-правовом статусе отдельных лиц, так как индивидуальная, юридическая и политическая идентичность личности теряет в весе, что неизбежно приводит к потере духа общности коренных малочисленных народов. На сегодняшний день необходим рост в построении отношений между народами и государствами и, более того, необходимо, чтобы этот рост был основан в форме автономии.
1. «О территориях традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)» от 13 июля 2006г 370 -3 №755-
111) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) И Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
3. Декларация Международной конференции коренных народов по территории, охране окружающей среды и развитию (Кари-Ока , 30 мая 1992 г.) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
4. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, 18 декабря 1992г. [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «ГАРАНТ». - Режим доступа: http://base.garant.ru/12127103/
5. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций (принята резолюцией 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 года) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
6. Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов, 13 сентября 2007г. [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
7. Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 255) [Электронный ресурс] И Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
8. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, (Хельсинки, 1 августа 1975 г.) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
9. Закон об оленеводстве в Ямало-Ненецком автономном округе (Принят Законодательным Собранием Ямало-Ненецкого автономного округа 26 мая 2016 года) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
10. Закон ХМАО - Югры от 28.12.2006 N 145-оз "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера регионального значения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 27.12.2006) [Электронный ресурс] И Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
11. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
12. Конвенция Международной Организации Труда N 107 «О защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни, в независимых странах» (Женева, 26 июня 1957 г.) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
13. Конвенция МОТ № 169 «О коренных народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах» (Женева, 27 июня 1989) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
14. Конституция Российской Федерации, 12 декабря 1993 г. [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http ://www.consultant.ru.
15. Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 04.02.2009 г. № 132-р // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 7. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://government.ru/docs/24308/
16. Международный пакт о гражданских и политических правах (принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
17. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
18. Нуукская декларация об окружающей среде и развитии в Арктике(Принята в г. Нууке 16.09.1993) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=l 7472
19. О деятельности общероссийской общественной организации «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации за 2013-2017 годы». [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.raipon.info/documents/itogi-raboty-siezdov.php/
20. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://rg.ru/2009/03/30/arktika-osnovy-dok.html
21. Отчет президента Ассоциации КМНСС и ДВ РФ Г.П. Ледкова за
22. Положение о территориях традиционного природопользования я местного значения в границах территории муниципального образования «Момский национальный наслег» Момского района республики Саха (Якутия) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
23. Постановление Правительства Красноярского края от 18.07.2017
№ 421-п "Об утверждении Порядка образования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих на территории Красноярского края, краевого (регионального) значения и перечня документов, необходимых для принятия решения об образовании территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих на территории Красноярского края, краевого (регионального) значения" [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://www.krskstate.rU/docs/0/doc/42489
24. Приказ Минрегиона РФ от 09.12.2009 N 565 "Об утверждении методики исчисления размера убытков, причиненных объединениям коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в результате хозяйственной и иной деятельности организаций всех форм собственности и физических лиц в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов" [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
25. Приказ от 11 апреля 2018 года N 15-о «Об утверждении Административного регламента предоставления агентством по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края государственной услуги по предоставлению коренным малочисленным народам Российской Федерации, проживающим на территории Туруханского, Северо-Енисейского, Енисейского, Тюхтетского
районов, дополнительной гарантии в сфере образования в виде компенсации расходов на оплату обучения, установленной государственной программой Красноярского края "Сохранение и развитие традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов" // Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/446679133
26. Приказ от 11 сентября 2017 года N 115-ОД «О комиссии по образованию территорий традиционного природопользования регионального значения в Ямало-Ненецком автономном округе» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/446476278
27. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17
апреля 2006 г. N 536-р г. «Об утверждении перечня коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». [Электронный ресурс] //Режим доступа:
https://rg.ru/2006/04/25/severniy-perechen-dok.html
28. Распоряжение Правительства РФ от 08 мая 2009 г. № 631-р «Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации». [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
29. Указ Президента Российской Федерации от 22.04.1992 г. № 397 "О неотложных мерах по защите мест проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера". [Электронный ресурс] И Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
30. Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года". [Электронный ресурс] И Справочная правовая система «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru.
31. Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско 26 июля 1945г.). [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
32. Федеральный закон № 332762-7 "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации". [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
33. Федеральный закон от 13 июля 2006г. №755-111 «О территориях традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)». [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
34. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N ЗЗ-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"(с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http .7/www.consultant.ru.
35. Федеральный закон от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии". [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
36. Федеральный закон от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http.7/www.consultant.ru.
37. Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http7/www.consultant.ru.
38. Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". [Электронный ресурс] //
39. Федеральный закон от 30.04.1999 №82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации". [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
40. Федеральный закон от 7 мая 2001 г. (с послед, изм. и доп.) № 49- ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
41. Alaska Native Claims Settlement Act (Public Law 92-203, (approved December 18, 1971 (85 Stat. 688)) [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.law.comell.edu/uscode/text/43/chapter-33
42. Nunavut Land Claim Agreement 1993 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lawslois.justice.gc.ca/PDF/N-28.7.pdf.
Судебная практика:
1. Постановление Конституционного суда Республики Саха (Якутия) от 21 октября 2016 г. N 4-П "По делу о толковании положений статьи 42 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия)". [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «ГАРАНТ». Режим доступа: http://base.garant.rU/12127103/http://base.garant.ru/48155860/#ixzz5G28EmASi
Специальная литература
1. Аверин, А.Н. Коренные малочисленные народы: динамика развития // Вестник БГУ. - 2015. - №S14. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/korennye-malochislennye-narody-dinamika- razvitiya(дата обращения: 08.05.2018).
2. Библиографическое описание: Иванов, В. М. Актуальные проблемы правового положения коренных малочисленных народов Севера / Молодой ученый. — 2015. — №23. — [Электронный ресурс] И Режим доступа: https://moluch.rU/archive/l03/23541/
3. Богданова, Н.А. Автономия: идеи и практика (размышления по
поводу книги О.Е. Кутафина «Российская автономия»). ~ М.: Велби;
Проспект, 2006. -768 с.) // Конституционное и муниципальное право. - 2006. -№9.- С. 46.
4. Богоявленский, Д.Д. Перепись 2010: этнический срез. / Демоскоп Weekly - № 531 - 532- 2012. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/2012/0531/index.php
5. Валеева, Э. И. Некоторые аспекты взаимоотношений коренных малочисленных народов и охраняемых природных территорий: принципы и правила (на примере природного парка «Нумто») // Э. И. Валеева, Д. В. Московченко, В. А. Глазунов [Электронный ресурс] // Режим доступа: http ://numto. ugraoopt.ru/publikatsii-numto/narody_and_OOPT.pdf
6. Гоголев, П.В. Конституционно-правовые основы патернализма и партенрства в отношении коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России [Электронный ресурс] И Режим доступа: file:///C:/Users/User/Downloads^HCcepTa4^%20(2).pdf
7. Гоголев, П.В. Национально-культурная автономия как форма
этнокультурного самоопределения коренных малочисленных народов Севера [Электронный ресурс] // Вестник СВФУ. 2015. № 1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalno-kultumaya-avtonomiya-kak- forma- etnokulturnogo-samoopredeleniya-korennyh-malochislennyh-narodov-severa (дата обращения: 14.05.2018).
8. Гоголев, П.В. Об автономии и территориальных интересах коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России на современном этапе / Вестник СВФУ. - 2014. - №3. - С. 118-124 [Электронный ресурс] режим доступа: https ://cyberleninka.ru/article/n/ob-
9. Гунаев, Е.А. К проблеме определения статуса «Коренных
народов»: прецедент Республики Саха (Якутия) / Вестник ИКИАТ. - 2016. - №2 - С.33. [Электронный ресурс] // Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-opredeleniya-statusa-korennyh- narodov-pretsedent-respubliki-saha-yakutiya(дата обращения: 02.05.2018).
10. Жукова, Е.В. Право на традиционное природопользование: его место в системе прав коренных малочисленных народов и проблемы реализации / Е.В. Жукова // Вестник АлтГТУ им. И.И. Ползунова. - 2010. - № 1. - С. 133—137. Режим доступа:
11. Кряжков, В. А. Право коренных малочисленных народов на земли (территории)//Государство и право. -М.,1996. - Ст.61-72.
12. Минаева, Т.Ю. Опыт и перспективы интеграции охраняемых природных территорий в социально-экономическое развитие регионов России: Сборник материалов/ Под ред. В.Н. Тырлышкина, Т.Ю. Минаевой - Тула: Гриф и Ко, -2001. - С. 94-9.
13. Минченко, Н. В. Правовое регулирование традиционного природопользования коренных малочисленных народов в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://law.edu.ru/book/book.asp7bookll>1268 868
14. Молчанов, Б.А. Значение института автономии для самоопределения коренных народов [Электронный ресурс] И Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp7id-23077027
15. Напсо М. Б. Актуальные проблемы реализации права на
самоопределение в современных условиях И Журнал российского права. - 2016. - № 1. - С. 26. [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «ГАРАНТ». Режим доступа:
http://base.garant.rU/12127103/http://base.garant.ru/48155860/#ixzz5G28EmASi
16. Песков, В.В. Традиционному природопользованию в Арктике необходимо законодательное обеспечение. [Электронный ресурс] И Режим доступа: https://arcticconsult.org/
17. Пика А. И. Международные правовые нормы политики государств в отношении аборигенных народов [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www. arctic, org. ru/1996/l_2_96. Htm
18. Роньжина, О.В. Права коренных народов на земли в границах территории исконного проживания (право собственности на землю в свете циркумполярной теории). [Электронный ресурс] И Режим доступа: https;//elibrary.ru/item.asp?id-32222935&
19. Слепцова, О.Ю., Рахто, Д.Ю. Проблема реализации прав коренных малочисленных народов на землю и иные природные ресурсы // Вестник Северо-Восточного государственного университета. - 2015. - № 3. - С. 76-78.
20. Современное состояние и пути развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (издание второе, переработанное и дополненное) под общей ред. Штырова В.А. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://council.gov.rU/media/files/41d4f43e8c526191 al a7.pdf
21. Ткаченко, А.А., Корюхина, А.В. К проблеме ратификации Российской Федерацией Конвенции МОТ № 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах». [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.igpran.ru/articles/2973/ https ://cyberleninka.ru/article/v/natsionalno-kultumaya-avtonomiya-kak-forma- etnokulturnogo-samoopredeleniya-korennyh-malochislennyh-narodov-severa - автономия
22. Транин, А.А. И Территории природного природопользования коренных малочисленных народов российского Крайнего Севера (проблемы и перспективы). [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.igpran.ru/articles/2973/
23. Ульянищев, П.В. Автономия как конституционно-правовая гарантия прав народов в многонациональном государстве [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/avtonomiya-kak- konstitutsionno-pravovaya-garantiya-prav-narodov-v-mnogonatsionalnom- gosudars
24. Экзеков, М. X. Некоторые проблемы защиты прав коренных
малочисленных народов Российской Федерации / Власть. - 2015. - №11. [Электронный ресурс] // Режим доступа:
https://cyberleninka.rU/article/n/nekotorye-problemy-zaschity-prav-korennyh~ malochislennyh-narodov-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 03.05.2018).
25. Crawford J. The Creation of States in International Law, Clarendon Press, Oxford, 1979, p. 111-112. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.oxfordscholarship.eom/view/l 0.1093
26. Possible Ways and Means of Facilitating the Peaceful Solution of
Problems of Minorities, UN Doc.E/CN.4/Sub.2/l993/34, para. 88, p., para 124. [Электронный ресурс] И Режим доступа:
http://www.refworld.org/docid/3b00efc528.html