Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОПОВЕДНИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ И.В. ГОГОЛЯ

Работа №21919

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы75
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
673
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОПОВЕДЬ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 9
1.1. Определение понятия проповеди в гомилетике и лингвистике 9
1.2. Осмысление понятия «проповедь» в литературоведении 13
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 20
ГЛАВА 2. ФОЛЬКЛОРНО-МИФОЛОГИЧЕСКОЕ И ХРИСТИАНСКОЕ
НАЧАЛО В «ВЕЧЕРАХ НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ» 21
2.1. Творчество Н.В. Гоголя и русская критика 21
2.2. Эстетика Н.В. Гоголя и художественное пространство в «Вечерах на
хуторе близ Диканьки» 25
2.3. Фольклорно-мифологические образы в «Вечерах на хуторе близ
Диканьки» и их связь с христианством 28
2.3.1. Образ дьявола 28
2.3.2. Образы золота, драгоценностей, мотив красоты 29
2.3.3. Образы представителей духовенства 34
2.3.4. Изображение народа 40
2.3.5. Изображение семейных отношений 42
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 45
ГЛАВА 3. ПРОПОВЕДНИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В ПОЭМЕ Н.В. ГОГОЛЯ
«МЕРТВЫЕ ДУШИ» 46
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67


Долгое время в литературоведении существовала «концепция двух Гоголей», которая была выдвинута В.Г. Белинским и заключалась в том, что Н.В. Гоголь представлялся талантливым писателем, «замечательным художником, который подавал большие надежды, а потом изменил своему призванию, тронулся умом, церковники сгубили его. Эта концепция в советское время была общепринятой» [Иеромонах Симеон (Томачинский)].
Как отмечает И.А. Виноградов, «пафос советской критики, апеллировавшей к образам Г оголя, носил при этом не только социальный, но и вполне “метафизический” характер: в духе ветхозаветных пророчеств и проклятий. Речь при этом шла не о частностях, не об отдельных недостатках, но о представлении России в целом как воплощении “вселенского зла”. Основа таких воззрений в свою очередь была заложена в современной Гоголю критике» [Виноградов, 2003: 206].
Говоря о восприятии творчества Н.В. Гоголя его современниками, можно отметить, что, по словам В.А. Воропаева, большинство из них видели в нем «тип писателя-сатирика, обличителя пороков, общественных и человеческих, блестящего юмориста. Гоголя в другом его качестве, как продолжателя святоотеческой традиции в русской литературе, религиозного мыслителя и публициста и даже автора молитв, его современники не узнали» [Гоголь, 2009, Т. 1-2: 13].
Открытие Д. С. Мережковским в начале XX века другой стороны Н.В. Гоголя, по словам Л.А. Осадчей, «позволило с новых позиций осмыслить как поэтику его произведений, так и весь жизненный и духовный путь; позволило в итоге понять его писательскую стратеги и открыть парадигму адекватной интерпретации» [Осадчая, 2003]. Но в итоге, и В.В. Зеньковский, и В. Гиппиус, подходя к исследованию биографии и творчества писателя, также говорят о «религиозном переломе» Н.В. Гоголя, а не о поступательном движении духовной жизни и творчества.
Рассматривая восприятие писателя исследователями первой русской эмиграции, необходимо отметить тот факт, что оно «тесно переплеталось с историософскими размышлениями о трагических судьбах России и всего человечества. <...> Гоголь становится одним из важнейших нравственно - религиозных ориентиров. Между тем исключительная сложность личности Гоголя, а также драматическая история восприятия его поздних сочинений, породившая свои клише и стереотипы, делала крайне трудной задачу отыскать ключ к смыслу его духовных исканий. Искания эти необходимо было включить в соответствующий устремлениям писателя контекст понимания» [Кривонос, 2005]. К. Мочульский в книге «Духовный путь Гоголя», вышедшей в Париже в 1934 году, спорит с устоявшимся в критике и литературе пониманием творческого и жизненного пути Н.В. Гоголя: «До сих пор в литературе о Гоголе повторяется или молчаливо допускается мнение, что призвание его было исключительно литературное, что, “ударившись в мистику”, он загубил свой талант и “занялся не своим делом”; что весь духовный путь писателя был одним прискорбным недоразумением» [Мочульский, 1934: 5]. Но, как отмечает В.Ш. Кривонос, «ключевое слово в рассуждениях исследователя - поворот. Однако ход и последовательность этих рассуждений пробуждают сомнения, действительно ли в судьбе Н.В. Гоголя в 40-е годы был какой-то один и строго определенный поворот» [Кривонос, 2005]. Г. В. Флоровский, И.А. Ильин также, говоря о позднем творчестве писателя, обращаются к такому понятию, как «надрыв». Тем не менее, в исследованиях Русского Зарубежья даже при отсутствии единой точки зрения на эту проблему можно увидеть «не завершение споров и не подведение итогов, а продолжение завязавшегося в русской философской критике конца XIX - первых десятилетий XX вв. разговора о духовном пути Гоголя» [Там же].
начинает проявляться заметный интерес «к религиозной составляющей мировоззрения писателя. В исследованиях настоятельно проводится мысль о специфически религиозном, более того - проповедническом характере гоголевского менталитета <...> Принятие в расчет ориентации Гоголя на христианское вероучение, а также не вполне ортодоксального переживания им смысла догматов сделало более адекватным понятие о специфике гоголевского художественного мира. Подход к Гоголю с учетом его христианских взглядов инициировал новые трактовки текстов писателя» [Осадчая, 2003].
Кроме того, «рубеж второго и третьего тысячелетий ознаменовался, несомненно, еще более мощным всплеском научного, общественного, читательского интереса к феномену Гоголя. По-новому открываются богатство и сложность духовного мира писателя, смысл его напряженных религиозно-нравственных исканий в исследованиях ученых так называемого ’’религиозного” литературоведения (Е.П. Анненкова, И.А. Виноградов, В.А. Воропаев, С.А. Гончаров, М.М. Дунаев, И.А. Есаулов, В.А. Котельников и др.), методология и выводы сторонников которого неоднозначно воспринимаются в современной науке» [Вильнова, 2008].
Все больше работ посвящено тому, что подчеркивается постепенное, поступательное движение Н.В. Гоголя: «в его мировоззрении какой-то резкой ломки не было. Он всегда был православным, церковным человеком, но, конечно, молодости свойственны увлечения, он был в творческом поиске, у него была творческая эволюция» [Иеромонах Симеон (Томачинский)]. Рассмотрение биографии и творчества писателя через призму его религиозного миросозерцания является основным подходом И.А. Виноградова и В.А. Воропаева. С точки зрения последнего, «Гоголь был православным христианином, и его православие было не номинальным, а действенным, - без учета этого мы мало что поймем в его жизни и творчестве. Гений Гоголя до сих пор остается неизвестным в желаемой полноте не только широкому читателю, но и литературоведам, которые при нынешнем состоянии отечественной науки, очевидно, не всегда способны осмыслить судьбу писателя и его зрелую прозу» [Гоголь, 2009, Т. 1: 14].
Говоря о творческом и жизненном пути Н.В. Гоголя, Иеромонах Симеон, отмечает тот факт, что «в середине сороковых годов у него действительно был духовный кризис, который заставил его пересмотреть свое отношение к творчеству, но тот же “Тарас Бульба”, первая редакция, был написан, когда Гоголю было двадцать с небольшим лет. Впоследствии он создал вторую редакцию, но все христианские идеи уже присутствовали в первой. А, скажем, “Ревизор”, который многие воспринимали просто как сатирическое произведение, обличающее нравы? Гоголь многократно пытался объяснить, что он вкладывал более глубокий смысл в это произведение, что каждый должен на свою душу посмотреть, что все эти чиновники олицетворяют собой страсти, господствующие в человеке, а настоящий ревизор - это истинная совесть, в отличие от “ветреной совести”, которую олицетворяет Хлестаков» [Иеромонах Симеон (Томачинский)].
Что касается конкретно гомилетической составляющей творчества Н.В. Гоголя, то видеть начало гоголевской проповеди принято в письмах, которые датируются временем написания первого тома «Мертвых душ», а ее прямое воплощение - в «Выбранных местах из переписки с друзьями». Несомненно, что именно работа над сюжетом «Мертвых душ» кардинально изменила мировосприятие Н.В Гоголя, его «приход к Христу» и проповедническую позицию. Однако проповедническое начало в творчестве писателя возникает задолго до этого. «Раннее творчество Гоголя, если взглянуть на него с духовной точки зрения, открывается неожиданной для обыденного восприятия стороны: оно не просто собрание веселых рассказов в народном духе, но и обширное религиозное поучение, в котором происходит борьба добра со злом и добро неизменно побеждает, а грешники наказываются (“Ночь перед Рождеством”, “Сорочинская ярмарка”, “Вий”). Эта же борьба - но уже в более утонченной форме, иногда со злом невидимым - явлена и в “Петербургских повестях”; как прямая защита
Актуальность работы обусловлена природой творчества Н.В. Гоголя, которая предстает как загадочная для многих поколений ее интерпретаторов. Исследование наследия писателя с учетом религиозно-нравственной, христианской составляющей позволяет более адекватно понять и истолковать как отдельные произведения, так и их целостность, обнаруживая при этом поступательное движение внутренних авторских интенций. До сих пор в науке не было попыток проследить связь между ранними и поздними произведениями Н.В. Гоголя с позиции зарождения и эволюции проповеднического начала. В означенной проблематике и заключается наш научный интерес.
Материалом работы послужили: цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», поэма «Мертвые души», а также «Выбранные места из переписки с друзьями» Н.В. Гоголя. Несомненно, за пределами данной работы остается обширное творческое наследие писателя, что позволяет нам в дальнейшем продолжить исследование в рамках данной темы.
Объектом нашего исследования является жанр проповеди, а предметом - проповеднические мотивы в произведениях Н.В. Гоголя.
Цель работы: рассмотрение генезиса жанра проповеди, выявление связей между народно-мифологическим и христианским началом в раннем творчестве Н.В. Гоголя, становления жанра проповеди в позднем творчестве, выявление связи проповеднических мотивов в поэме «Мертвые души» с подобным же мотивным комплексом в «Выбранных местах из переписки с друзьями», а также с другими ранними произведениями.
На основании поставленных целей нами были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основания жанра проповеди в литературоведении, лингвистике и гомилетике, определить ее жанровые признаки.
2. Проанализировать синтез фольклорного и христианского дискурса Н.В. Гоголя в «Вечерах на хуторе близ Диканьки».
3. Проанализировать проповеднический дискурс Н.В. Гоголя - от поэмы «Мертвые души» и далее.
В нашей работе использован ряд подходов и методов. Кроме структурно-типологического метода и метода мотивного анализа, мы используем биографический и интертекстуальный подход.
Данное исследование состоит из: введения, в котором дается общая информация по тематике и обрисован круг рассматриваемых вопросов; первой главы, где представлена теоретическая база; второй главы, посвященной анализу «Вечеров на хуторе близ Диканьки»; третьей главы, в которой исследуется поэма «Мертвые души»; заключения и списка литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Жанр проповеди имеет важное значение для понимания природы русской литературы. Скрыто и явно он присутствует в сочинениях различных авторов. Его поэтическое основание - проблематика добра и зла, святости / праведности и греховности. С момента зарождения русской литературы через проповедь транслировались христианские истины и ценности, основы нравственного понимания жизни - воспитания, жизнестроительства в целом
Долгое время творчество Н.В. Гоголя воспринималось неполно, одностороннее и искаженно. Уже в начале XX века, по словам В. В. Воропаева, «истинный облик Гоголя был частично восстановлен» [Гоголь, 2009, Т. 1: 13]; на чествовании памяти Н.В. Гоголя в Киевской 3-й гимназии священник К.М. Агеев произнес речь, в которой прямо указывал на несостоятельность теории «двух Гоголей»: «Теперь никто, хотя поверхностно ознакомившийся с произведениями Гоголя в связи с его многочисленными письмами, не станет серьезно утверждать о душевном кризисе, разделившем жизнь его на два отличные периода. Теперь, наоборот, утверждают, что в развитии его миросозерцания и настроения видна строгая последовательность» (Чествование памяти Н.В. Гоголя в Киевской 3-й гимназии. Речь законоучителя священника К.М. Агеева. Киев, 1902. С. 5-6). Несмотря на это грядущие революционные события в Российской Империи не позволили получить этим идеям продолжение.
Полтора века с подачи В.Г. Белинского творчество Н.В. Гоголя разделялось на два периода: период, когда талантливый писатель реалист и сатирик метко обличал пороки жизни России, и период измены своему таланту - с момента создания «Выбранных мест из переписки с друзьями». После столь длительного господства теории «двух Гоголей» лишь в конце XX - начале XXI веков началось полноценное открытие Н.В. Гоголя как христианского писателя. Рассмотрение его творчества «сквозь призму религиозного миросозерцания» [Гоголь, 2009, Т. 1: 14]
Проповедническое слово, которое обыкновенно видели только в «Выбранных местах.», скрыто и явно прослеживается и в поэме «Мертвые души». Но свое начало оно берет в раннем творчестве Н.В. Гоголя, в цикле повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». В данной работе мы попытались выделить особенности гоголевской проповеди и проследить их в указанных произведениях.
Приводя слова Н.В. Гоголя из статьи «Взгляд на составление Малороссии» (1832-1835) о том, что «в самом народе “языческие поверья, детские предрассудки, песни, сказки, славянская мифология” порой бессознательно, “простодушно”, смешивались с христианством», И.А. Виноградов указывает на то, что именно сказка становится тем самым проповедническим рупором, через который писатель говорит об истине, преподает серьезный нравственный урок [Виноградов, 2000: 8-9]. «Не только собственно “реалистическая”, бытовая сторона повестей “Вечеров.”, но даже и сама их “фантастика”, при всей кажущейся произвольности, подчинена у Гоголя глубокому внутреннему смыслу. По словам Василия Зеньковского (в одной из его ранних работ), “Гоголь гораздо более, чем Достоевский, ощущал своеобразную полуреалъностъ фантастики, близость чистой фантастики к скрытой сущности вещей. Уже в “Вечерах на хуторе близ Диканьки” это чувствуется очень сильно.”» [Гоголь, 2009, Т. 1-2: 504].
В скрытом виде проповедническое слово проявляется в описаниях героев, их быта и нравов. На всем протяжении «Вечеров на хуторе близ Диканьки» оно скрывается за иронией, юмором, смехом, но значительность затронутых проблем уже может выражаться будущей формулой «смех сквозь слезы». Скрытое проповедническое слово рассыпано по тексту, оно перемежается с внешним ходом событий, мелькает в диалогах, вдруг появляется явно и вновь уходит в глубину, но никогда не исчезает.
Проанализировав в настоящей работе основные образы и фольклорно-мифологические мотивы - дьявола, золота, красоты, народа, духовенства, семьи, - мы пришли к выводу, что и через фантастические, и через реальные образы Гоголь воссоздает типичные жизненные ситуации, при этом широко и ярко раскрывает тему «отпадения человека от данного ему Божественного откровения - тему преступления христианских заповедей ради пустых, продиктованных тщеславием и гордостью светских приличий, или же нарушение заповедей ради плотских, греховных удовольствий» [Виноградов,2000: 21-22]. близ Диканьки» зарождается
В «Вечерах на хуторе противопоставление топоса греха топосу святости, тема поиска спасительного пути. Так намечается магистральная линия творческого развития Н.В. Гоголя: «от чисто художественных произведений, где литургическая, церковная тема была как бы в подтексте, он переходит к ней непосредственно в “Размышлениях о Божественной Литургии”, сочинениях, подобных “Правилу жития в мире” (собственно духовная проза), и в публицистике “Выбранных мест из переписки с друзьями”» [Гоголь, 2009, Т. 1-2: 26].
Переходя к результатам анализа поэмы «Мертвые души», необходимо отметить, что здесь также, как и в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», проповеднические мотивы присутствуют в тексте в скрытом виде, в описании быта и нравов героев, сюжетных обстоятельствах. Кроме того, «учительные» слова начинают звучать в речи самих героев. С одной стороны, это ведет к созданию травестийных ситуаций, а с другой, усиливает эффект воздействия дидактики на читателей. Также (в отличие от ранних произведений) здесь мы находим и открытые обращения автора к читателям. Они прямо связаны с учительным христианским словом, с жанром проповеди. Серьезность, возвышенность интонации, назидательность, дидактизм, морально-этический характер, отбор высокой лексики для Н.В. Гоголь старается охватить широту русской жизни через множество обычных, бытовых, привычных, потому порой не замечаемых нами деталей. В лирических отступлениях он «предлагает читателю свою оценку показанной им действительности и свой взгляд на пути ее изменения» [Алексеева, 1999: 109]. «Проповедь Гоголя всегда соседствует с картинами действительности, увиденными точно и конкретно» [Там же: 110].
Автор отмечает в русском народе залоги будущей духовной жизни, залоги, которые по каким-то причинам пока не реализованы. Поиски ответа на вопрос о причинах приводят Н.В. Гоголя к глубокому выводу - русский человек утратил верный вектор движения, сбился с истинного пути. Духовно воскреснуть может каждый, но лишь обратившись в сторону храма, христианских идеалов. «Гоголь говорил, что в «Мертвых душах» он хотел показать читателю путь ко Христу, чтобы он был ясен для всех. И этот путь давно всем указан» [Воропаев, 2011].
«Незримая ступень к христианству» - именно так понимал Н.В. Гоголь свою поэму.



1. Алексеева У.С. Художественное своеобразие цикла «Выбранные места из переписки с друзьями» в контексте поэтики «позднего» Гоголя: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Новосибирск, 1999. 177 с.
2. Алленова Т.Ю. Категория ирреального ужасного и способы ее выражения в художественном пространстве Н.В. Гоголя (на материале языка повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород»): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. М., 2000. 23 с.
3. Бабенко Н.П. Духовно-нравственные проблемы творчества Б.К. Зайцева 1900-1920-х годов: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Чебоксары, 2010. 229 с.
4. Большой толковый словарь русского языка / под ред.
С.А. Кузнецова. СПб.: Норинт. [Электронный ресурс]. 1998. URL:
https://goo.gl/o8haup(дата обращения: 23.09.2017).
5. Ветчинкина Ю.В. «Свое - чужое» в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Самара, 2005. 28 с.
6. Вильнова С.В. «Выбранные места из переписки с друзьями» Н.В. Гоголя в литературно-общественном контексте 1840-х годов: историко-функциональный аспект: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Оренбург, 2008. 227 с.
7. Виноградов И.А. Гоголь - художник и мыслитель: Христианские основы миросозерцания. М.: Наследие, 2000. 448 с
8. Виноградов И.А. Неизвестный «Миргород» // Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений и писем: в 17 т. Т. 1: Вечера на хуторе близ Диканьки; Т. 2 Миргород / Сост., подгот. текстов и коммент. И.А. Виноградов, В.А. Воропаев. М.: Издательство Московской Патриархии, 2009. С. 570-630.
9. Виноградов И.А. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души»: Проблемы интерпретации и текстологии: дис. . д-ра филол. наук: 10.01.01, 10.01.08. Новосибирск, 2003. 339 с.
10. Виноградов И.А., Воропаев В.А. «Дело, взятое из души.» // Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений и писем: в 17 т. Т. 5: Мертвые души. М.: Издательство Московской Патриархии, 2009. 680 с.
11. Волконская Т.А. Странные превращения в мотивной структуре малой прозы Н.В. Гоголя 1830-1840Х гг.: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Саратов, 2014. 22 с.
12. Воропаев В.А. Гоголю можно все, и проповедовать тоже [Электронный ресурс] // Татьянин день. Молодежный журнал МГУ, 2011. URL: http://www.taday.ru/text/225370.html(дата обращения: 15.10.2017).
13. Воропаев В.А. Праздновать победу будем на том свете. О Гоголе, классике и современной литературе [Электронный ресурс] // Православие и мир, 2007. URL: http://www.pravmir.ru/prazdnovat-pobedu-budem-na-tom-svete-o-gogole-klassike-i-sovremennoj-literature/ (дата обращения: 15.10.2017).
14. Гаджиева Т.Б. Нравственный и эстетический идеал Н.В. Гоголя в
повестях миргородского цикла: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01.
Махачкала, 2008. 139 с.
15. Гиппиус В.В. Творческий путь Гоголя [Электронный ресурс] //
Lib.ru “Классика”. URL:
http://az.lib.ru/g/gippius_w_w/text_1938_tvorcheskiy_put_gogolya.shtml (дата обращения: 25.08.2017).
16. Гоголь Н.В.: Материалы и исследования. Вып. 2. М.: ИМЛИ РАН, 2009. 376 с.
17. Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений и писем: в 17 т. Т. 1: Вечера на хуторе близ Диканьки; Т. 2 Миргород / Сост., подгот. текстов и коммент. И.А. Виноградов, В.А. Воропаев. М.: Издательство Московской Патриархии, 2009. 664 с.
18. Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений и писем: в 17 т. Т. 5: Мертвые души. М.: Издательство Московской Патриархии, 2009. 680 с.
19. Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений и писем: В 17 т. Т. 6: Выбранные места из переписки с друзьями / Сост., подгот. текстов и коммент. И.А. Виноградова, В.А. Воропаева. М.: Издательство Московской Патриархии, 2009. 744 с.
20. Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений и писем: в 17 т. Т. 7: Юношеские опыты. Первоначальные редакции / Сост., подгот. Текстов и коммент. И.А. Виноградов, В.А. Воропаев. М.: Издательство Московской Патриархии, 2009. 816 с.
21. Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений и писем: в 17 т. Т. 11: Переписка. 1835-1841 / Сост., подгот. текстов и коммент. И.А. Виноградов, В.А. Воропаев. М.: Издательство Московской Патриархии, 2009. 488 с.
22. Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений и писем: в 17 т. Т. 12: Переписка 1842-1844 / Сост., подгот. текстов и коммент. И.А. Виноградов, В.А. Воропаев. М.: Издательство Московской Патриархии, 2009. 664 с.
23. Гольденберг А.Х. Библейский контекст в поэтике Пушкина и
Гоголя // Дом Н.В. Гоголя - мемориальный музей и научная библиотека [Электронный ресурс]. 2004. URL:
http://www.domgogolya.ru/science/researches/1583/ (дата обращения:
16.05.2018).
24. Гольденберг А.Х. Гоголь и Иннокентий Херсонский [Электронный ресурс] // Дом Н.В. Гоголя - мемориальный музей и научная библиотека, 2008. URL: http://domgogolya.ru/science/researches/1014/ (дата обращения 17.05.2018).
25. Гольденберг А.Х. Смех Гоголя и русская гомилетическая традиция [Электронный ресурс] // Дом Н.В. Гоголя - мемориальный музей и научная библиотека, 2013. URL: http://domgogolya.ru/science/researches/1058/(дата обращения 23.05.2018).
26. Гольденберг А.Х. Фольклорные и литературные архетипы в поэтике Н.В. Гоголя: дис. ... д-ра. филол. наук: 10.01.01. Волгоград, 2007. 360 с.
27. Гомилетика [Электронный ресурс] // Электронный портал Богослов. URL: http://www.bogoslov.ru/text/293272.html(дата обращения: 27.03.2018).
28. Гончаров С.А. Творчество Гоголя в религиозно-мистическом контексте: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1997. 340 с.
29. Грехнев В.А. «Пушкинское» у Гоголя (О символике «живого» и «мертвого») // Пушкин и другие. Новгород, 1997. С. 134-141.
30. Гумеров П. Христианская психология. Восемь смертных грехов и борьба с ними [Электронный ресурс] // Православие.RU, 2009. URL: http://www.pravoslavie.ru/29226.html (дата обращения: 06.10.2017).
31. Гуминский В.М. Гоголевское слово и христианская традиция // Дом Н.В. Гоголя - мемориальный музей и научная библиотека [Электронный ресурс]. 2009. URL: http://www.domgogolya.ru/science/researches/710/ (дата обращения: 16.05.2018).
32. Гуминский В.М. Гоголь и русский исихазм (по материалам
«Киево-Печерского патерика») [Электронный ресурс] // Дом Н.В. Гоголя - мемориальный музей и научная библиотека, 2013. URL: http://www.domgogolya.ru/science/researches/1056/ (дата обращения:
16.05.2018).
33. Демидов Д.Г. Язык современной русской духовной литературы // Христианство и русская литература: сб. 3. СПб.: Наука, 1999. С. 26-33.
34. Есаулов И.А. Спектр адекватности истолкования литературного произведения («Миргород» Н.В. Гоголя). М.: Рос. гос. туманит. ун-т, 1995. 102 с.
35. Захаров В.Н. Православные аспекты этнопоэтики русской литературы» // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. Вып. 2. Петрозаводск, 1998. С. 5-30.
36. Звездин Д.А. Православная проповедь как жанр церковно-религиозного стиля современного русского литературного языка: на примере второй половины XX века: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. Челябинск, 2012. 201 с.
37. Золотусский И.П. Апология Гоголя [Электронный ресурс] //
Фома. 2009. 4 (72). URL: http://foma.ru/apologiya-gogolya.html (дата
обращения 19.11.2017).
38. Иеромонах Симеон (Томачинский). Гоголь - самый церковный писатель в русской литературе [Электронный ресурс] // Православие.RU. URL: http://www.pravoslavie.ru/37345.html (дата обращения: 18.11.2017).
39. Иллюстрированный словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы XVIII-XIX веков / сост. Л. А. Глинкина. Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1998. 280 с.
40. Ицкович Т.В. Православная проповедь как тип текста: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. Екатеринбург, 2007. 160 с.
41. Каримова Е.С. «Петербургские повести» Н.В. Гоголя: поэтика жанра: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Самара, 2011. 22 с.
42. Кацадзе К.Г. Многомерность прозы Н.В. Гоголя: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Иваново, 2011. 201 с.
43. Кожина М.Н., Дускаева Л.Р., Салимовский В.А. Стилистика русского языка. М.: Флинта: Наука, 2008. С. 412-432.
44. Комков О.А. Традиции православного иконологического мышления в русской литературе XIX - начала XX веков: А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И.С. Шмелев: дис. ... канд. культ. наук: 24.00.01. М., 2001. 258 с.
45. Котельников В. На пороге кельи [Электронный ресурс] // Исихазм, 2013. URL: http://www.hesychasm.ru/library/kotelnikov/lit19.htm#k4(дата обращения: 18.11.2017).
46. Крещенский сочельник: традиции и обряды // uDuba.com[Электронный ресурс]. URL: https://goo.gl/6UJjL6 (дата обращения:
23.12.2017) .
47. Кривонос В.Ш. Поворот или надрыв (Поздний Гоголь в
исследованиях Русского Зарубежья) [Электронный ресурс] // Дом
Н.В. Гоголя - мемориальный музей и научная библиотека, 2005. URL: http://www.domgogolya.ru/science/researches/1046/ (дата обращения: 16.05.2018).
48. Крылова О.А. Церковно-религиозный стиль // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной. М.: Флинта, Наука, 2006. С. 612-616.
49. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-
справочник / под ред. Л.Ю. Иванова [и др.]. М.: Флинта, 2003. 840 с.
50. Левжун Л. В. Проповедь как жанр средневековой литературы: На материале проповедей в древнерусских рукописных и старопечатных сборниках: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.08. М., 1992. 20 с.
51. Манн Ю.В. Гоголь. Книга первая. Начало: 1809-1835 годы. М.: РГГУ, 2012. 504 с.
52. Манн Ю.В. Гоголь. Книга вторая. На вершине: 1835-1845 годы. М.: РГГУ, 2012. 552 с.
53. Манн Ю.В. Гоголь. Книга третья. Завершение пути: 1845-1852 годы. М.: РГГУ, 2012. 497 с.
54. Манн Ю.В. Заметки о «неевклидовой геометрии» Гоголя, или
«Сильные кризисы, чувствуемые целою массою» [Электронный ресурс] // Вопросы литературы. 2002. 4. URL:
http://magazines.russ.ru/voplit/2002/4/mann.html (дата обращения: 28.08.2017)
55. Маслова М.И. О «христианском духе» русской литературы: pro et contra [Электронный ресурс] // Научный богословский портал Богослов. RU.
2009. URL: http://www.bogoslov.ru/text/492382.html(дата обращения: 20.11.2017) .
56. Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. М.: Флинта, 2003. 432 с.
57. Маурина С.Ю. Мифопоэтические мотивы и модели в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Арзамас, 2010. 189 с.
58. Медведев А.Ф. Поэтика циклизации в творчестве Н.В. Гоголя («Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород»): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. СПб., 1993. 15 с.
59. Мочульский К. Духовный путь Гоголя. Париж: YMCA PRESS, 1934. 147 с.
60. Настольная книга священнослужителя. Т. 5. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1986. 814 с.
61. Науман И.В. Николай Васильевич Гоголь - эстетик и литературный критик: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. М., 2012. 215 с.
62. Новикова-Строганова А.А. Исповедь и проповедь русского писателя [Электронный ресурс] // Образование и православие. URL: http://www.orthedu.ru/predmetno-obrazovatelnye-oblasti/literatura/6634-13.html(дата обращения 25.11.2017).
63. Осадчая Л. А. Риторическая природа художественного дискурса в повестях Н.В. Гоголя: «Миргород», «Петербургские повести»: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Новосибирск., 2003. 179 с.
64. Пак Н.И. Традиции древнерусской литературы в творчестве Б.К. Зайцева и И.С. Шмелева: дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.01. М., 2004. 347 с.
65. Пантин В. Светская литература с позиции духовной критики (современные проблемы) // Христианство и русская литература: сб. 3. СПб.: Наука, 1999. С. 34-58.
66. Прохватилова О.А. Православная проповедь и молитва как феномен современной звучащей речи. Волгоград: ВГУ, 1999. 362 с.
67. Салахова А.Г.-Б. Речевые стратегии и средства их реализации в современных христианских немецкоязычных проповедях: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04. Уфа, 2006. 23 с.
68. Семенова А.А. Народно-поэтическое начало в творчестве Н.В. Гоголя первой половины 1830-х гг.: от «Вечеров.» к «Миргороду» // Вестник Тюменского государственного университета. 2013. 1. С. 176-183.
69. Сибирёва М.В. Проповедь митрополита Филарета (Дроздова) в русской литературе: проблема жанра и стиля: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. М., 2008. 240 с.
70. Синяк Е.В. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» в историко-функциональном освещении: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. М., 2005. 172 с.
71. Смирнова Е.А. Поэма Гоголя «Мертвые души» [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-reading.club/bookreader.php/99151/Smirnova_-_Poema_Gogolya Mertvye_dushi_.html (дата обращения 15.11.2017).
72. Сокольский И. Сладостные приношения, любимые писателем Гоголем и фрейлиной Смирновой-Россет [Электронный ресурс] // Наука и жизнь, 2015. URL: https://www.nkj.ru/open/27060/ (дата обращения:
29.12.2017) .
73. Ткачев А.О проповеди и литературе [Электронный ресурс] // Радонеж. 2015. URL: http://radonezh.ru/monitoring/o-propovedi-i-literature-prot-andrey-tkachev-pravoslavie-ru-137397.html (дата обращения 19.11.2017).
74. Шамбинаго С. Трилогия романтизма (Н.В. Гоголь). М., 1911. 159 с.
75. Шмелев А.Д. Функциональная стилистика и моральные концепты // Язык. Культура. Гуманитарное знание. Научное наследие Г. О. Винокура и современность. М., 1999.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ